Что значит творческое задание по литературе
Познавательные и творческие задания на уроках литературы в старших классах
Разделы: Литература
Эвристическое обучение направлено на развитие творческих качеств личности учащихся и основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений, имеющих “правильные ответы”, с которыми сравниваются полученные учеником результаты. Открытые задания предполагают лишь возможные направления ответа, задавая структуру или отдельные элементы. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно указанный или полученный ответ.
Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого надо уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, но не его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель может знать 2–3 варианта его возможных решений, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.
Поскольку среди основных эвристических качеств мы выделили познавательные (когнитивные) и творческие (креативные), приведем примеры соответствующих заданий, обеспечивающих их развитие.
Задания когнитивного типа
Исследование объекта (слово, текст, литературные явления). Применение разнонаучных подходов к исследованию одного и того же объекта.
Проведение словесного опыта.
Задания креативного типа
Создание словесного продукта в различных жанрах: изображение букв, составление словарей, сочинение современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги).
Сочинение сказки, пословицы, поговорки, рифмы, стихотворения, сюжета, роли, песни, очерка, трактата.
Составление викторины, сценария спектакля, своего задания для класса.
Придумывание словесного образа, перевод с языка одного предмета на другой.
Изготовление газеты, журнала.
Проведение урока в роли учителя, разработка своего учебного пособия, памятки, алгоритма, конспекта.
На уроках литературы в 10–м классе мы вели разговор о композиции романа “Обломов”. “Не читайте первой части “Обломова”, а если удосужитесь, то почитайте 2–ю и 3–ю, они писаны после, а то, в 1849 году, не годится”, – советовал И.Гончаров Л.Толстому, к авторскому мнению дружно присоединились Н.Добролюбов, А.Дружинин, которые считали, что можно обойтись и без 4–ой части.
Цитата приводит к формулировке вопроса “К чему может привести следование совету автора?” Роман прочитан самостоятельно и воспринят как целое. Любопытно, как разговор выходит на композицию романа. “рис. 1”.
Бросается в глаза абсолютная симметричность композиции, ее устойчивость. 1 и 4 части – опора, почва, взлет 2 и 3 частей – это та самая возвышенность, на которую пытается подняться герой за своей возлюбленной.
Размышления учащихся приводят к уточнениям.
Одна группа предположила, что 1–ая часть зарифмована с 4–ой. Это то, что не отпускает Обломова, его корни: Обломовка – Выборгская сторона (земля героя). И теперь схема приобрела следующий вид. “рис.2”
“Не читайте 1–ой части, и конструкция зашатается” – делаем вывод. Другие увидели, что 4–ая часть романа соответствует временам года. “рис.3”
Начало романа (1 мая) – весна, история любви Обломова и Ольги – лето, умирание отношений – осень, разрыв, прекращение свиданий и общений – зима.
И еще одно видение композиции романа. Ключевое слово “сон”. “рис.5”
Результат: жизнь Обломова – это некий круг, упорядоченность. Жизнь Штольца, для сравнения, – дорога.
Наш вывод совпал с мнением критика А.Дружинина.
И в то же время можно сказать, что жизнь Обломова – это “замкнутый круг” – бессмысленность, ничтожность существования. (Мнение Н.Добролюбова).
Так, мы естественным образом выходим на разговор о том, что сказали русские критики о романе И.А.Гончарова. Домашнее задание предполагает изучение статей.
Задания креативного типа: сочинить рифму, стихотворение, роль, сцену, сюжет, составить викторину, родословную героя, урок–семинар для класса. Такие задания не новы, у каждого учителя–словесника найдется арсенал подобного рода творческих работ.
Хотелось бы предложить вниманию учителей литературы в старших классах один из уроков, разработанный и проведенный учениками профильного (гуманитарного) класса под руководством автора статьи.
“Сквозные” темы в литературе
Воспитательные: поддержание у школьников интереса к предмету; формирование стойкой мотивации к литературе.
Развивающие: формирование и развитие учебно–интеллектуальных умений и навыков (абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, систематизация, логика); развитие наблюдательности, коммуникативных умений.
Образовательные: значения эпизодов в контексте произведения.
Оборудование: сонник, тексты литературных произведений, путеводитель по снам литературных героев.
Тема урока: Какую роль в художественном произведении выполняет сон?
Эпиграф урока: У бодрствующих один общий мир; для сна же всякий уходит в свой особенный, частный мир. (Гераклит).
I.1 “О снах”, стихотворение, автор Пузикова О., 10 класс.
Нам всем одна лишь жизнь дана,
Но как, порой, сложна она!
Мы обмануть судьбу желаем
И мысли тайные скрываем,
Боимся чувства показать
И слово лишнее сказать,
Как будто маски надеваем
И каждый роль свою играем.
Какие мы? Уж вспомнить трудно…
Да нужно ль это нам, где людно?
Но вот приходит добрый сон
И волшебство приносит он.
Все то, что бодрствуя, скрываем,
Мы без утайки обнажаем.
Прогнав дневное напряженье,
Нам сон приносит облегченье…
Хотя порою сон тревожный
Ворвется так неосторожно.
Бывают сны – предупрежденья
Волнуют нам воображенье…
Но снова наступает вечер,
И с нетерпеньем ждем мы встречи.
Пусть не уйдут из жизни сны!
Тебе и мне они нужны.
I. 2 Группа “Словарь” Что же такое сон?
(Работа со справочной литературой. Толковый словарь. Ожегов, Шведова)
1) Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители.
2) То, что снится, грезится спящему, сновидение. (Сон в руку; ни сном, ни духом)
СОННИК – книга с толкованием снов.
II. Группа “Резюме” о значении сна в жизни человека (основные положения)
С далеких времен человека воевали и тревожили сновидения: что означают возникающие помимо воли картины и образы, что предрекают, откуда появляются и куда зовут? Как относиться к увиденному? Чего ждать.
Сны пророков запечатлены на страницах Библии. Сны простых смертных – в первых сонниках. Один из самых древних сонников, известных науке, был создан в Египте и датирован примерно 2000 годом до н.э.
Сны литературных героев находятся, конечно же, по воле авторов, на страницах художественных произведений.
Состояние сна, содержание сновидений всегда интересовало и русских писателей. Ведь сны были, есть и будут “тайной души”, которая в эти моменты создавала свой мир и погружалась в него. (Обращается внимание школьников на эпиграф урока).
Давайте обратимся к текстам произведений, перечитаем эпизоды, связанные со снами героев, и установим, какую роль выполняет сон в художественном произведении. (Предлагается выступить в роли толкователей снов, только несколько необычными толкователями, с литературоведческим уклоном).
III. Группы “Толкователи снов”
Ключевое слово “Крыса”. Вопросы: “Что вы ощущаете, слыша это слово? Как читателям, что можно предположить, истолковывая смысл символа крысы? А как у Гоголя? Оправдались ли Ваши читательские ожидания?”
Вывод: Сон как символ (греческий условный знак) – вывешивается на доске.
Ключевое слово “Цветистый луг”. Вопросы: “А был ли сон? Зачем тогда он нужен? Удалось ли Софье реализовать обещание сна?”
Основные положения беседы: Софья – с греческого “мудрая” – придумывает сон, чтобы в дипломатической” форме подготовить отца к ее выбору. Грибоедов показывает черту характера Софьи – предусмотрительность, житейскую мудрость; дает Фамусову высказать свои взгляды на достойного жениха (“Кто беден, тот тебе не пара”); отвести гнев отца.
Вывод: Сон как способ характеристики героя (вывешивается на доске)
Ключевое слово “Борода”. Вопросы: “Вспомните, когда читали этот эпизод 1 раз, заинтересовал вас этот сон? Почему? Что в нем сразу же, по мнению автора, должно привлечь читательское внимание? Возрос ли интерес к дальнейшему чтению? Заставило ли вас поскорее узнать, что произойдет с героем в дальнейшем? Каким для судьбы Петра Гринева оказался этот сон?”
Вывод: Сон как интрига (лат. “запутываю” – обострение сюжета).
“Тебя с желаньем задушевным зову я,
Милый сон!
Приятно так без жизни жить,
Без смерти мертвым быть”.
Вопросы: “Почему Гончаров назвал эту главу “увертюрой всего романа”? Попытайтесь описать жизнь Обломова по предложенным ключевым словам. Какое назначение выполняет сон в этой главе?
Вывод: Сон как заданная программа жизни.
Примечание: работа каждой группы строится на сопоставлении толкования ключевого слова и по соннику, и по литературному произведению.
IV. Группа “Резюме” “А мне приснился сон…” Стихотворение А.Дементьева.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен Сергеем Соболевским:
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль да ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл.
К несчастью, Соболевский в этот год
В Европе жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен.
Все было очень просто:
У Троцкого моста
Он встретил Натали,
Она была в вуали.
Их экипажи встали в серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать: “Пускай не ждут”.
Могло все измениться
В те несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперед Данзас
И заслонил поэта.
И слышит только лес,
Что говорит он другу
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел:
Остался он на месте
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен…
сны очень интересовали и интересуют поэтов и писателей;
сны – это способ добраться до тайн души человека;
нельзя пренебрегать такими эпизодами: автор рассчитывает на внимательнее чтение;
только будучи внимательным читателем, можно постичь авторский замысел (понять подтекст произведения);
используйте такой прием, как введение эпизода со сном в содержании ваших творческих работ. Сон, как машина времени, помогает попасть и туда, где были, и туда, где будем. Дерзайте!
Приложение: путеводитель по снам литературных героев. (см. Приложение №1)
Таким образом, подобные творческие задания позволяют создавать особую развивающую среду на уроках литературы.
Путеводитель по снам литературных героев
Жуковский. Светлана – сон главной героини.
Грибоедов. Горе от ума – сон Софьи.
Пушкин. Евгений Онегин – сон Татьяны.
Гончаров. Обломов – сон Обломова.
Тургенев. Отцы и дети – сон Базарова перед дуэлью.
Достоевский. Преступление и наказание – сны и видения Раскольникова; сон Свидригайлова.
Толстой. Война и мир – сон Пьера; сон Николеньки Болконского, сон Николая Ростова.
Лесков. Очарованный странник – сны и видения Флягина.
Пушкин. Гробовщик – сон Андриана Прохорова.
Метель – сон Марьи Гавриловны.
Капитанская дочка – Петр Гринев.
Гоголь. Ревизор – сон городничего.
Некрасов. Кому на Руси жить хорошо – сон Матрены Тимофеевны.
Чехов. Спать хочется – сон Варьки.
Островский. Гроза – сон Катерины Кабановой.
Дементьев. А мне приснился сон – сон лирического героя.
Статья «Творческое задание на уроке: основные признаки и структура (на примере заданий по литературе)»
Творческое задание на уроке: основные признаки и структура (на примере заданий по литературе)
Что такое творческое задание? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся применить творческий подход. Дело в том, что ни в одном источнике нет чёткого определения понятия «творческое задание». Разберемся в значении каждого из слов вышеуказанного понятия.
Что такое задание?
Приняв за основу одинаково звучащую формулировку, будем считать, что задание – это поручение. В учебной работе это поручение учителя ученику осуществить какую-либо деятельность.
Теперь выясним значение слова «творчество». Поскольку оно является ключевым в определении, попытаемся учесть разнообразные нюансы толкования.
Нетрудно заметить, что каждое из толкований творчества опирается на понятия новизны, уникальности. Следовательно, именно эти особенности являются отличительными.
Сформулируем теперь полное определение творческого задания.
Творчество, если говорить образно,– это фантазия, таинство, волшебство. Это то, что порождается вдохновением, а не догмой, схемой или инструкцией. Это задание, не предполагающее один верный ответ.
Варианты заданий (тем сочинений, устных монологических выступлений, диалогов) творческого характера:
Какова общая структура творческого задания для школьников?
Творческое задание включает в себя три основных пласта:
— теоретическая (предметная) база задания,
— личностно-продуктивный пласт (предполагаемый вид продукта),
— методологический пласт (предполагаемые способы решения).
Рассмотрим задание по литературе на этапе знакомства с биографией писателя (поэта).
Не рассказывая пятиклассникам о качествах М.Ю.Лермонтова, его жизни, можно предложить им дать характеристику поэта по портрету или автопортрету (предметная база задания).
Осветить методологический аспект: внимательно рассмотреть портрет, отобрать существенные детали внешности и одежды, сделать вывод о состоянии поэта и качествах его характера.
Предполагаемый вид образовательного продукта: стихотворение (для обучающихся со способностями к стихосложению), сочинение-миниатюра (для обучающихся, предпочитающих излагать свои мысли в прозе, умеющих использовать изобразительные средства), устный рассказ или логическое суждение (для обучающихся с бедным словарным запасом, для тех, кому ещё предстоит постичь тайны сочинительства) и т.п.
Может ли одно и то же творческое задание выполнять несколько образовательных функций?
Если творческое задание направлено на то, чтобы выполняющий его ученик усвоил новый материал, предусмотренный темой урока, то ребёнок непременно приобретает опыт созидательной деятельности, к тому же отрабатывает навыки использования ранее полученных знаний.
Рассмотрим задание, которое уместно предложить ученикам в качестве сочинения-продолжения художественного произведения. Например, написать продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский». Образовательные функции такого творческого задания:
— возможность получения образовательного продукта,
— приобретение опыта творческой деятельности,
— апробация умений использования в письменной речи изобразительно-выразительных средств,
— отработка навыков написания различных орфограмм, пунктограмм,
— развитие умений включать в создаваемый текст диалоги или прямую речь и т.п.
Бесспорное преимущество творческих заданий в том, что они многофункциональны, причём функции «не притянуты извне», а логически взаимосвязаны.
Таким образом, творческие задания подразумевают эвристическую деятельность обучающегося, направлены на то, чтобы ученик проявил самостоятельность в процессе осмысления задания, его целей, содержания, среди нескольких возможных выбрал наиболее оптимальные формы и методы для его реализации.
Литература
Виды творческих заданий на уроках литературного чтения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виды творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения Терешкова Ирина Геннадьевна учитель начальных классов МБУ «Школа №70» г. Тольятти
Сегодня перед российской образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель не просто четко представлял, но и умел использовать образовательные технологии, которые направлены на развитие такой личности.
Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребёнка, ещё в дошкольном его детстве. Работая в школе 14 лет, я заметила, что придя в школу, дети плохо ориентируются в мире детской литературы, не посещают библиотеку, речь школьников содержит много ошибок. В результате они пассивны на уроках, неуверенны в собственных силах, нет интереса к учению. Отсутствие интереса к чтению в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку
Одним из возможных способов решения данной проблемы является урок литературного чтения. Моя задача, как учителя начальных классов: замечать любые творческие проявления учеников; воспитать любовь к книге; приобщить учащихся к чтению с первого класса. Важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка, особенно на первой ступени общего среднего образования.
Задача Одной из приоритетных задач школьного образования разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта называют формирование коммуникативных учебных действий. Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников.
Развитие творчества у младших школьников не происходит само, а требует особого внимания с моей стороны Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. На уроках литературного чтения я активно провожу творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов:
Активно применяю Викторина по произведениям любимых сказок, писателей. Моя задача, закрепить и уточнить знания детей по изученным произведениям. Провожу, как правило, после изучения раздела учебника. Чтение по ролям Применяю при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Предлагаю детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям. Работа с читательским дневником Я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. В читательском дневнике, который ведется в течение всего года, ученики записывают фамилию автора и название книги. Он записывает имена главных действующих лиц и краткое содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика.
Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения. Составление вопросов и тестов по данному тексту. Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
ТВОРЧЕСКОЕ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Например, пересказывая рассказ Л.Н. Толстого “Прыжок” от лица сына капитана Бердияров Сережа опускает упоминания о поведение матросов, о том, какая участь ждет мальчика, когда он возьмет шляпу, и другие детали. Но Сережа подробно рассказал о том чувстве, которое вызвали у мальчика проделки обезьяны, описал состояние ужаса, пережитое мальчиком при взгляде на палубу, почему он повиновался отцовской команде. Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.
Продолжение произведения (придумывание конца) Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся
Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения. Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
Составление викторин. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
«Небылица за 10 минут» Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы: Кто это был (была)? Как выглядел (-а)? Куда пошел (шла)? Кого встретил (-а)? Что ему (ей) сказал? Что он (она) ответил (-а)? Что ему (ей) сделали? Какова была его (ее) реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль. Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.
“Живые картинки” Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное. Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
/ Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.
Спасибо за внимание
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Виды творческих заданий на уроках литературного чтения, как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения»..
Данная статья поможет учителю при подготовке к уроку. Сделает урок более интересным.
Номер материала: ДБ-1266807
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.