Что значит твердь небесная

Это в Синодальном переводе мысль так передали.

А в оригинале было слово «ракия», которое имеет значение растягивания, распространения или протяжения. Поэтому в современных переводах переводится «пространство».

Сравни со стихом 1:20, где написано, что птицы полетели «по тверди небесной»

Извините, но это никакие не «байки», а аутентичные древние толкования. А также словарные значения слов, употребленных для обозначения «тверди» (на иврите «ракиа»).

Джеймс Стронг, составитель самого авторитетного словаря библейского иврита, в 1890 писал о «ракиа» следующее»: «properly (в строгом/собственном значении), an expanse (пространство/протяженность). «.

С воздухом твердь отождествляли классические комментаторы Торы: Ибн Эзра (1089 — 1164), Радак (1160 — 1235) и Моисей Маймонид (1138 — 1204), отождествлявшие «ракиа» с ивр. ‏«avir», אויר‏‎ (воздух, пространство между нижней водой в морях и верхней водой в облаках).

Более подробно о природе небесной тверди в статье по ссылке: https://pavel-tebekin.livejournal.com/1723.html

«Твердь является одним из имен физического неба в Священном Писании Ветхого Завета. В настоящей статье я рассматриваю:
1) лексическое значение, этимологию и коннотации данного имени в еврейском (оригинал ВЗ) и греческом (богодухновенный перевод ВЗ от LXX) языках;
2) древнюю святоотеческую традицию его толкования;
3) вопрос о природе вод, разделенных твердью.
Результаты данного анализа показывают, что Писание и отцы сообщают нам вполне здравые и адекватные опыту современного человека сведения о природе физического неба».
Что значит твердь небесная

Источник

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день, Батюшка. Хотела бы уточнить, почему Бог небо называет твердь?

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Что значит твердь небесная

Добрый день, дорогая Лариса!

Коротко говоря, читая первую главу книги Бытие, поражаешься, что Бог открыл её автору то, до чего лишь постепенно доходят в своих открытиях современные учёные. Например, первый же стих говорит нам о том, что у мира было начало («В начале сотворил Бог небо и землю»). И современная наука приходит к этому же выводу, говоря о точке сингулярности, из которой появился наш мир.

По поводу «тверди небесной» самое простое объяснение будет состоять в том, что древние, как раз и считали небо твёрдым, куполом, на котором Бог «прикрепил» звёзды. Однако такое объяснение, по моему мнению, годится лишь для тех, кто читает и понимает первую главу книги Бытие буквально, что не верно, как я показал Вам, дорогая Лариса, выше.

Поэтому, читая эту книгу, надо понимать, что она метафорична. Метафорами вдохновленный Святым Духом автор книги пытался передать людям Божественное Откровение о Творении мира «из ничего». Твердь, небо, о которой говорит Бог, — это то, что мы сегодня называем «космос». А твердью Бог называет космос потому, что, по сравнению с «ничем», которое было до начала творения, он (твердь, небо, космос) материален, то есть сотворён.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Нет, священник заблуждается, называя твердью космос. Твердь в книге Бытие не является космосом, она является небесным, воздушным пространством. Кстати, в других переводах упоминается именно пространство, а не старославянское «твердь».

Есть другое объяснение понятию «небесная твердь». Когда-то земля была окружена кольцом, подобно Сатурну, Урану. А потом это кольцо упало на Землю, образовав Уральские горы, которые опоясывают наш материк с севера на юг (интересно посмотреть обратную сторону Земли). Поэтому в Уральских горах встречается так много самоцветов и полудрагоценных камней. Видимо, кольцо вокруг Земли имело такой состав.

Фраза вырванная из контекста может менять значение на противоположное

Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безводна и пуста. И тьма над бездною и дух Божий носился над водой.

Из этой воды по тексту идёт творение всего многообразия вещей. И дальше очень интересная фраза : «Да будет твердь посреди воды и да отделит воду от воды».

А вот пространство между землёй (миром дольним, нижней водой) и (миром горним, верхней водой) и есть небо.

А если так:мы ходим по небу и оно как раз у нас под ногами,а то что мы видим сверху,это отображение неба,а не само оно. И если земля сделает переворот,получается мы сейчас ходим вниз головой,так если земля все таки перевернется,вот тогда мы,живые и войдем в Царство Небесное,а на данный момент находимся в отражении,галлограме

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

ТВЕРДЬ НЕБЕСНАЯ.

Что значит твердь небесная

Очень часто противники Библии и христианства называют библейские представления об устройстве Земли и Вселенной наивными, не соответствующими законам физики, а то и вовсе абсурдными. Высмеивание начинается уже с первой главы Бытия, где говорится о «тверди небесной». Критики утверждают, что авторы Библии полагали Землю плоским диском, плавающим в бесконечном океане, окружённым твёрдым куполом, на котором закреплены Солнце, Луна и звёзды.

На самом деле авторство этой модели Вселенной принадлежит Фалесу (VI век до н.э.), представителю первой в истории человечества научной школы, называемой по месту его жизни Милетской.

Кстати, Фалеса называют отцом геометрии. Его теорему о пропорциональности отрезков, высекаемых параллельными прямыми на других прямых, до сих пор преподают в школах.

К современной модели вселенной учёные шли очень долго, главными вехами на этом пути стали изыскания

• католического епископа Николая Коперника («Об обращении небесных сфер»);

• выпускника неаполитанской монастырской школы, монаха, священника доминиканского ордена Джордано Бруно («О бесконечности, Вселенной и мирах»);

• выпускника школы при монастыре Валломброса (Флоренция), последовательного христианина Галилео Галилея («Звёздный вестник»);

• не менее убеждённых христиан Иоганна Кеплера, Уильяма Гершеля, Исаака Ньютона (у всех ряд работ и астрономических открытий) и других уважаемых учёных.

В Библии о форме Земли сказано дословно следующее:

• «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26:7);

• «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Исаия 40:22);

• «веселясь на земном кругу Его» (Притчи 8:31);

• «Глас грома Твоего в круге небесном» (Псалом 76:19);

• и т.д.

Утверждать, что в Библии говорится о плоской Земле и «фанерном» небе, может только невежда, который с ней просто не знаком. Великие учёные, мыслители всех времён считали иначе:

«Если мы сравним наивные сведения о природе, находящиеся в священных книгах индуизма, персизма и магометанства (не устоявшие, например, против переворота, который Коперник произвёл в астрономии), с осведомлённостью библейских авторов, то мы должны будем признать их Боговдохновенность вместе с французским физиком Биа (1774-1861), который сказал: «Или Моисей имел столь же глубокую научную опытность, какою обладает наш век, или он был вдохновлён свыше». В Библии мы не находим древних представлений о том, что небо есть твёрдый свод, к которому прикреплены звёзды. Согласно книге Бытие, небо есть протяжённая среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод, которые внизу. В то время как древние учили, что Земля утверждена на некоторых подпорах, Библия говорит, что Бог повесил Землю ни на чём (Иов. 26:7). Замечательны также и другие естественнонаучные положения, которые были известны Библии задолго до того, как они были открыты наукой.» (© В.Ф. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука, лауреат Сталинской премии по медицине (1946) за труд «Очерки гнойной хирургии»): «Наука и религия», 1945)

Пытаясь передать семантику еврейских слов, переводчики вынуждены проявлять незаурядные творческие способности. Вот так, например, звучат некоторые переводы Торы на русский язык:

Сегодня можно говорить о непонимании Библии многими её читателями. Нежелание вникать в семантику библейских текстов, поверхностное отношение к Священному Писанию активно используется противниками христианства для высмеивания Библии. К сожалению, такая тактика даёт хорошие плоды. На этот крючок попадаются очень многие люди. Даже те, кто искренне считают себя христианами, и даже христианские священники допускают наличие в Библии глупых, устаревших положений, некоторые тексты считают образными аллегориями или метафорами. В Библии действительно часто слова используются в переносном значении, в составе идиоматических выражений, но это всегда можно видеть из контекста или в сравнении с другими, однозначно понимаемыми утверждениями. Надо просто уметь читать.

Один из героев книги Иова, Елиуй произнёс такую фразу: «Ты ли с Ним распростёр небеса, твёрдые, как литое зеркало?» (Иов 37:18). Что имел в виду Елиуй? Словом «небеса» в данном случае переведено еврейское слово « שַחַק » («шахак»), означающее «пыль, облака, тучи». Почему же Елиуй называет их твёрдыми, как зеркало?

Как видно из описания Творения, Бог создал на Земле две водяных оболочки: одна под атмосферой и одна над ней. Современные креационные модели предполагают, что верхний водяной слой находился на высоте несколько десятков, возможно сотен километров. На такой высоте вода должна была замёрзнуть и превратиться в лёд. Такая ледяная сфера вокруг Земли обеспечивала защиту от солнечной радиации, удерживала атмосферу, создавала более высокое атмосферное давление, приводила к существованию на планете парникового эффекта. При равномерном прогреве всей поверхности на Земле не должно было быть сильных ветров и, соответственно, атмосферных катаклизмов, называемых погодой. Первый дождь обрушился на Землю в результате космической катастрофы, разрушившей ледяной панцирь. Обломки льда, падая в земной атмосфере, плавились и становились водой. Этот дождь изливался на Землю в течение 40 суток.

Подробное изложение всех деталей естественнонаучной картины устройства Земли, вытекающей из текстов Библии, заняло бы много места. Оно заслуживает отдельной темы и специальной дискуссии. Поэтому я ограничусь предположением о существовании до Потопа над земной атмосферой ледяной сферы. Я не знаю, как она могла выглядеть с Земли. Вполне возможно, что там, за тучами можно было наблюдать её, «твёрдую, как зеркало». Елиуй и его собеседники, скорее всего, слышали об этом от потомков Ноя.

© Игорь Шиповский, май 2010

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

смысл текста

журнал Аркадия Малера

«твердь небесная»:
КАТЕХОН | Recent Entries | Archive | Friends | Profile | Previous Entry | Next Entry

Profile
Аркадий Малер
Что значит твердь небеснаяarkadiy_maler

Page Summary

December 2021
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

2nd November 2013

«твердь небесная» @ 23:58

В ЖЖ и ФБ Сергея Худиева обсуждается вопрос о том, как понимать библейское и святоотеческое понятие «твердь небесная».

Для тех, у кого нет времени читать всё нижеизложенное, сразу скажу, что ни в Писании, ни в Предании нет никакого представления о «тверди небесной», если под «твердью» понимать современный смысл этого русского слова – плотную упругую поверхность, подобную земле. Нигде не сказано о том, что небо представляет собой твердую плоскость, к которой гвоздями прибиты солнце и луна, и об которую должны были бы разбиться все самолеты и ракеты.

Обратимся к тексту Библии в синодальном переводе: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 1:8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй«. (Бытие 1:6-8)

Русским словом «твердь» переведено еврейское слово «ракия», означающее пустое пространство, т.е. нечто обратное тверди в нашем привычном понимании. Эта пустота – пространство-основа, отделяющая верхние воды от нижних. Греческий перевод στερέωμα означает не только твердое тело, но именно основу, опору. Аналогично в латинском переводе – firmamentum означает подпору. То же самое слово «твердь» в церковно-славянском языке – видимое пространство небесного свода. Даже секулярные исследователи об этом пишут: «когда речь идет о небесах, в Библии используется два термина – οὐρανός и στερέωμα – и, очевидно, имеются в виду два разных неба. Нижнее – στερέωμα – “твердь небесная”. На ней внизу крепятся светила, ее противоположная плоскость служит дном небесного моря. Верхнее небо – οὐρανός – крыша своеобразного двухэтажного здания, которое образует Вселенная» (О.Р.Бородин, С.Н.Гукова “История географической мысли в Византии”, 2000, с.10)

Отцы Церкви также объясняют, что такое та «твердь», которая отделила верхние воды от нижних.

Свт.Василий Великий: «Но в Писании обыкновенно, что имеет силу и неуступчиво, то называется твердью. Так, часто употребляется сие слово и о сгустившемся воздухе, например, когда говорится: «утверждаяй гром» (Ам.4:13). Ибо твердость и упорство духа, заключенного в полостях облаков и усильным исторжением производящего громовый треск, Писание наименовало утверждением грома. Посему думаем, что и теперь употреблено сие слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды, которая удобно скатывается и разливается. Посему «да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды». Сказано, что значит в Писании наименование твердь, а именно: не естество упорное, твердое, имеющее тяжесть и сопротивление, называет оно твердью (в таком случае, в более собственном смысле принадлежало бы сие именование земле), – напротив того, поелику все, лежащее выше, по природе своей тонко, редко и для чувства неуловимо, то в сравнении с сим тончайшим и неуловимым для чувства, она названа твердью. «И нарече Бог твердь, небо» (Быт.1:8). Хотя название сие собственно приличествует другому, но и твердь, по подобию, приемлет то же наименование. Примечаем же, что небом (ουπανος) называется часто видимое (ορωμενον) пространство, – по причине густоты и непрерывности воздуха, который ясно подлежит нашим взорам, и, как видимый, получает наименование неба, например, когда говорится: «птицы нeбecныя» (Пс.8:9), и еще: «летающыя по тверди небесней» (Быт.1:20)». (Гомилии на Шестоднев, 3, «О тверди»)

Блаженный Августин: «Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых«. («О Книге Бытия против манихеев», 1:11)

Comments

Разумеется, у других св.Отцов мы можем найти иносказательное понимание тверди, и мы легко можем составить «согласие отцов с блоггером Х», в котором твердь будет твердой оболочкой, и «согласие отцов с блоггером У», в котором она будем пониматься иносказательно. Факт тот, что в Писании твердь «отделяет воду от воды», а на ней находятся светила. Таков прямой смысл текста, и св.Ефрем со святым Василием его так прямо и читают.

В любом случае, у св.Ефрема «твердь» это небо, свод, который мы видим над нашими головами, при этом над этим сводом находятся воды, которые этой самой «твердью» удерживаются от смешения с прочими водами. При этом эти воды не освещаются солнцем.

И горние воды, во второй день отделенные от прочих вод простертою между ними твердью, были также сладки, как воды дольние; они не таковы, как воды, осолившиеся в морях в третий день, но таковы же, как и отделенные от них во второй день. Они не солоны, потому что не подвержены гниению. Они не на земле, от чего бы могли загнивать; там воздух не служит к тому, чтобы порождали и производили они пресмыкающихся. Для вод сих ненужно, чтобы впадали в них реки; они не могут иссякнуть, потому что нет там солнца, которое зноем своим иссушало бы их; они пребывают там росою благословений, и блюдутся для излияния гнева

Edited at 2013-11-02 21:00 (UTC)

продолжение

Но примем, что св.Ефрем здесь говорит о нетвердой преграде, которая разделяет горние воды от других и при этом заграждает горние воды от Солнца. То это что-то «нетвердое» удерживает воды от смешения и при этом заграждает их от Солнца.

он никоим образом не заставляет нас поверить в то, что наблюдаемое нами небо твердое

Edited at 2013-11-02 21:01 (UTC)

1. Приведенная Вами цитата из свт.Василия не отражает всю его позицию, потому что далее он пишет: «Сказано, что значит в Писании наименование твердь, а именно: не естество упорное, твердое, имеющее тяжесть и сопротивление, называет оно твердью (в таком случае, в более собственном смысле принадлежало бы сие именование земле), – напротив того, поелику все, лежащее выше, по природе своей тонко, редко и для чувства неуловимо, то в сравнении с сим тончайшим и неуловимым для чувства, она названа твердью.«

Я считаю, что и само еврейское слово «ракия», и греческое слово «стереома», и уточнения отцов Церкви об этом понятии однозначно свидетельствуют о том, что «твердь небесная» не является твердью в привычном для нас значении.

2. Исходя из всего этого, космические аппараты, по определению, не могут врезаться в верхние воды, поскольку они находятся за пределами видимого космоса. Наши аппараты даже до солнца долететь не могут;)

Следовательно, именно по свт.Василию Великому «стереома» может называться «твердой» лишь в СРАВНЕНИИ с той тонкой реальностью

поскольку они находятся за пределами видимого космоса. Наши аппараты даже до солнца долететь не могут;)

У св.Ефрема под «твердью» имеется виду именно видимое небо:
«Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли,»

Поэтому предположения и неких «космических водах» не только ни на чем не основаны, но прямо противоречат словам св.Отца.

Да, «небесная твердь» и в Писании, и в Предании выполняет функцию удержания небесных вод.

Я не вижу здесь никакого противоречия и приведенная цитата из Ефрема Сирина никак не отрицает эти «космические (точнее, сверхкосмические;) воды».

Источник

Священное Писание

Твердь небесная

Что значит твердь небесная

Сообщение FontCity » 06 апр 2011, 21:10

Очень часто противники Библии и христианства называют библейские представления об устройстве Земли и Вселенной наивными, не соответствующими законам физики, а то и вовсе абсурдными. Высмеивание начинается уже с первой главы Бытия, где говорится о «тверди небесной». Критики утверждают, что авторы Библии полагали Землю плоским диском, плавающим в бесконечном океане, окружённым твёрдым куполом, на котором закреплены Солнце, Луна и звёзды.

На самом деле авторство этой модели Вселенной принадлежит Фалесу (VI век до н.э.), представителю первой в истории человечества научной школы, называемой по месту его жизни Милетской.

Кстати, Фалеса называют отцом геометрии. Его теорему о пропорциональности отрезков, высекаемых параллельными прямыми на других прямых, до сих пор преподают в школах. С неё, собственно, и начинается школьный курс геометрии.

К современной модели вселенной учёные шли очень долго, главными вехами на этом пути стали изыскания католического епископа Николая Коперника («Об обращении небесных сфер»); выпускника неаполитанской монастырской школы, монаха, священника доминиканского ордена Джордано Бруно («О бесконечности, Вселенной и мирах»); выпускника школы при монастыре Валломброса (Флоренция), последовательного христианина Галилео Галилея («Звёздный вестник»); не менее убеждённых христиан Иоганна Кеплера, Уильяма Гершеля, Исаака Ньютона (у всех ряд работ и астрономических открытий) и других уважаемых учёных.

В Библии о форме Земли сказано дословно следующее:
• «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём » (Иов 26:7);
• «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли » (Исаия 40:22);
• «веселясь на земном кругу Его» (Притчи 8:31);
• «Глас грома Твоего в круге небесном» (Псалом 76:19);
• и т.д.

Утверждать, что в Библии говорится о плоской Земле и «фанерном» небе, может только невежда, который с ней просто не знаком. Великие учёные, мыслители всех времён считали иначе:

«Если мы сравним наивные сведения о природе, находящиеся в священных книгах индуизма, персизма и магометанства (не устоявшие, например, против переворота, который Коперник произвёл в астрономии), с осведомлённостью библейских авторов, то мы должны будем признать их Боговдохновенность вместе с французским физиком Биа (1774-1861), который сказал: «Или Моисей имел столь же глубокую научную опытность, какою обладает наш век, или он был вдохновлён свыше».
В Библии мы не находим древних представлений о том, что небо есть твёрдый свод, к которому прикреплены звёзды. Согласно книге Бытие, небо есть протяжённая среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод, которые внизу. В то время как древние учили, что Земля утверждена на некоторых подпорах, Библия говорит, что Бог повесил Землю ни на чём (Иов. 26,7).
Замечательны также и другие естественнонаучные положения, которые были известны Библии задолго до того, как они были открыты наукой.»
(© В.Ф. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука, лауреат Сталинской премии по медицине (1946) за труд «Очерки гнойной хирургии»): «Наука и религия», 1945)

Пытаясь передать семантику еврейских слов, переводчики вынуждены проявлять незаурядные творческие способности. Вот так, например, звучат некоторые переводы Торы на русский язык:

Сегодня можно говорить о непонимании Библии многими её читателями. Нежелание вникать в семантику библейских текстов, поверхностное отношение к Священному Писанию активно используется противниками христианства для высмеивания Библии. К сожалению, такая тактика даёт хорошие плоды. На этот крючок попадаются очень многие люди. Даже те, кто искренне считают себя христианами, и даже христианские священники допускают наличие в Библии глупых, устаревших положений, некоторые тексты считают образными аллегориями или метафорами. В Библии действительно часто слова используются в переносном значении, в составе идиоматических выражений, но это всегда можно видеть из контекста или в сравнении с другими, однозначно понимаемыми утверждениями. Надо просто уметь читать.

Один из героев книги Иова, Елиуй произнёс такую фразу: «Ты ли с Ним распростёр небеса, твёрдые, как литое зеркало?» (Иов 37:18). Что имел в виду Елиуй? Словом «небеса» в данном случае переведено еврейское слово «שַחַק» («шахáк»), означающее «пыль, облака, тучи». Почему же Елиуй называет их твёрдыми, как зеркало?

Как видно из описания Творения, Бог создал на Земле две водяных оболочки: одна под атмосферой и одна над ней. Современные креационные модели предполагают, что верхний водяной слой находился на высоте несколько десятков, возможно сотен километров. На такой высоте вода должна была замёрзнуть и превратиться в лёд. Такая ледяная сфера вокруг Земли обеспечивала защиту от солнечной радиации, удерживала атмосферу, создавала более высокое атмосферное давление, приводила к существованию на планете парникового эффекта. При равномерном прогреве всей поверхности на Земле не должно было быть сильных ветров и, соответственно, атмосферных катаклизмов, называемых погодой. Первый дождь обрушился на Землю в результате космической катастрофы, разрушившей ледяной панцирь. Обломки льда, падая в земной атмосфере, плавились и становились водой. Этот дождь изливался на Землю в течение 40 суток.

Подробное изложение всех деталей естественнонаучной картины устройства Земли, вытекающей из текстов Библии, заняло бы много места. Оно заслуживает отдельной темы и специальной дискуссии. Поэтому я ограничусь предположением о существовании до Потопа над земной атмосферой ледяной сферы. Я не знаю, как она могла выглядеть с Земли. Вполне возможно, что там, за тучами можно было наблюдать её, «твёрдую, как зеркало». Елиуй и его собеседники, скорее всего, слышали об этом от потомков Ноя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *