Что значит цисгендерный мужчина
«Я люблю человека, а не то, что у него в трусах». Как живут цисгендерные партнеры трансмужчин и небинарных людей
Постепенно мы привыкаем к тому, что в СМИ и блогах звучат голоса людей, которые идентифицируют себя как небинарные или трансгендерные. Они рассказывают, с какими трудностями им приходится сталкиваться и как у них обстоят дела на личном фронте. Ученые тоже обращают на этих людей внимание и выясняют, например, как гормональная терапия может помочь справиться с дисфорией или как мир дейтинга исключает трансперсон. Но мы всё еще мало знаем о том, как живется их партнерам. Лиза Мороз поговорила с героями, которые находятся в браке или встречаются с небинарными и транслюдьми, о сексе, принятии и трансформациях, которые произошли с ними в этих отношениях.
Краткий ликбез по гендерным идентичностям
Цисгендеры — это люди, чей социальный пол (гендер) совпадает с биологическим. Например, цисдевушка чувствует себя женщиной, с рождения является ею и ей комфортно презентовать себя так.
Но бывает, что приписанный гендер не совпадает с внутренним самоощущением. Тогда можно говорить о трансгендерности человека. К примеру, в паспорте трансженщины в графе «пол» может быть указан «мужской» (если она не поменяла документы), но это никоим образом не отражает то, кем она является на самом деле.
Небинарность — это спектр гендерных идентичностей, которые выходят за рамки «чистой» маскулинности и феминности. У небинарной персоны может быть несколько гендеров (бигендер или триггер). Либо такие люди вообще не определяют себя через эту категорию ( агендеры ). Либо у них может быть изменчивая, флюидная гендерная идентичность ( гендерфлюиды ).
Бигендеры, агендеры и гендерфлюиды попадают в категорию трансгендерности, потому что их гендерная идентичность также не соответствует тому, что обычно ассоциируется с их полом по рождению. Но при этом не все небинарные личности называют себя трансгендерными.
Квир — термин, который объединяет всё разнообразие гендерных идентичностей и сексуальных ориентаций, которые не вписываются в гетеронормативные рамки. Всё чаще именно это слово используют в качестве синонима расширенных аббревиатур ЛГБТ (ЛГБТКИАП, ЛГБТК+ и других).
Квир квиру квир
Многие квиры предпочитают строить отношения с другими квирами, которые не понаслышке знают, с чем приходится им сталкиваться. Более того, трансперсон часто исключают из мира гетеронормативного дейтинга. Социологи из Канады опросили 958 респондентов и выяснили, что цисгендерные гетеросексуальные мужчины и женщины, скорее всего, вычеркнут трансличностей из своего потенциального пула знакомств. А люди, идентифицирующие себя как бисексуалы, гомосексуалы, трансгендерные или небинарные личности, указали, что готовы встречаться с трансгендерным человеком.
Полина с 13 лет находилась в компании ЛГБТКИА+ и привыкла не обращать внимания на пол и гендер.
Она давно определяет себя как квир-персону и имеет большой опыт романтических отношений с небинарными и трангендерными людьми. А сейчас состоит в браке с трансмужчиной Мишей, с которым познакомилась на работе.
Благодаря своему бэкграунду и тоннам прочитанной литературы про операции, гормонотерапию, дисфорию Полина была готова к отношениям с будущим мужем. У них не возникало недопониманий и проблем в постели на почве трансгендерности супруга: они оба знали, что и как нужно делать и говорить.
«Миша и сам большой молодец: может посмеяться над ситуациями, когда его мисгендерят, и терпеливо рассказывает про себя другим», — добавляет она.
Ошибка новичка
Конечно, и цисгендерные люди влюбляются в квиров, живут вместе и заключают брак с ними. Они многого не знают о жизни небинарных людей, а значит, им сложнее их понимать и поддерживать. В то же время их возлюбленные не обязаны проводить для них лекции и объяснять, что можно делать, а что нельзя. Поэтому циспартнерам приходится узнавать массу новой информации и учиться быть тактичными на собственных ошибках.
Леша (циспарень) практически ничего не знал про гендер до встречи с Марком (агендер). Ему потребовалась неделя, чтобы привыкнуть к местоимениям и окончаниям мужского рода, которые использует его партнер, и не ошибаться в разговоре.
«Первое время я пытался следить за своей речью, ловить себя на том, что использую неправильные местоимения, и исправляться. Марк видел, как я стараюсь, и не давил на меня. А если я ошибался, он тактично меня поправлял», — делится парень.
Но однажды Леша представил Марка друзьям как свою девушку.
Это сильно обидело его партнера. После у пары случился разговор, и Леша понял, что был не прав. «Мне было стыдно. Я не хотел его обижать. Но мы всё обсудили, и больше я так не делал».
А цисдевушка Мадина несколько раз «аутила» своего парня (трансмужчина), о чем он до сих пор не знает: «Чаще всего человек спрашивал меня, что не так с моим парнем и как лучше к нему обращаться. Я отвечала правду, хотя у меня не было на это разрешения. С этим действительно нужно быть аккуратнее. Сейчас я просто говорю, что лучше спросить у него лично, и не лезть ко мне».
Любопытство и страх
Несмотря на то, ставил ли человек под сомнение свою гендерную идентичность до встречи с небинарным или трансгендерным партнером, причислял ли себя к ЛГБТК+-сообществу или был далек от темы гендера, в какой-то момент ему придется признать свою некомпетентность в этом вопросе и погрузиться в изучение нового для себя мира.
До знакомства со своим парнем (трансмужчина) Яков ощущал, что не вписывается в конвенциональные гендерные рамки, но считал трансгендерных и небинарных людей «далеким и непонятным явлением» и думал, что он сам не относится к ним и никогда с ними не пересечется.
«Когда мы встретились, на инфу о его трансгендерности я отреагировал флегматичным „окей“. Но не потому, что это было для меня чем-то обыденным, а потому, что я вообще не представлял, как нужно и можно реагировать. При этом в моей голове был вулкан из эмоций и вопросов», — вспоминает Яков.
Невозможно принять то, чего не знаешь. Поэтому Яков начал много читать о трансгендерности и познакомился с другими транслюдьми в соцсетях. Но и его парень открыто рассказывал о разных сторонах жизни трансчеловека и позволял задавать любые вопросы, даже те, которые внутри сообщества могут считаться трансфобными или не очень вежливыми.
«Я очень хотел понять его, убедиться в том, что я правильно его воспринимаю, что и мне, и ему будет комфортно при нашем взаимодействии», — поясняет Яков.
Мадина (цисдевушка) давно осознала свою бисексуальность и много читала про идентичность. Но когда начала встречаться со своим парнем (трансмужчина) углубилась в статьи, комментарии психологов, психиатров и разные истории от первого лица о трансгендерности.
«Мне было и просто любопытно, и мучали вопросы: как дальше? какое будущее может ждать нас в этой стране? как это объяснять людям? к чему готовиться, если он решится на переход? Сейчас, если честно, меня тревожат те же вопросы, потому что опыт других успокаивает лишь немного, и у нас всё может сложиться совсем по-другому».
Цисдевушка Тая, у которой тоже отношения с трансмужчиной, ничего не знала о трансгендерности. И когда ее партнер сделал каминг-аут перед ней, подумала, что на самом деле он был циспарнем, а в документах была ошибка. «Я удивилась, конечно, но приняла этот факт как данность. И только спустя время до меня дошло».
В начале отношений Тая перерыла все русскоязычные форумы, посвященные проблемам транслюдей, в поисках необходимой информации. И это помогло ей лучше понять своего партнера. Затем ее парень сам стал рассказывать о более тонких моментах как в самовосприятии, так и в медицинской сфере.
«Я рекомендую поступить также тем, кто строит или пытается строить отношения с трансгендерными людьми, особенно если между вами есть непонимание из-за разницы в гендерном опыте», — советует девушка.
Любовь важнее кровных связей
Любые пары — и те, в которых оба человека определяют себя как квиров, и те, в которых один партнер цисгендерный, а второй — трансгендерный, могут встретиться с неприятием со стороны близких. Друзья Полины были очень рады за нее, когда она представила им Мишу. Ее родителям он тоже понравился. Они были не против, что их дочь переедет к нему, и даже помогли ей в этом. Но через месяц мама Полины нашла соцсети ее парня и узнала о его трансгендерности.
«Она сказала, что я их предала, умоляла вернуться домой. Потом были угрозы, мол, я не представляю, что будет дальше. Говорила, что теперь я обязана всем об этом рассказать, что она никогда не примет мое решение и даже не попытается понять.
Она больше всего переживает о том, что подумают другие, поэтому, видимо, решила пожертвовать отношениями с дочерью ради каких-то людей.
С тех пор прошло два года, и всё это время мы не общаемся с моими родителями».
Маме Якова, который идентифицирует себя как небинарный человек и встречается с трансмужчиной, сложно принять, что ее ребенок находится в «нетрадиционных», по ее мнению, отношениях с трансгендерным человеком. Бывало, в разговорах с Яковом она срывалась: «Я чувствую себя странно и больше не буду использовать те имена и местоимения, о которых вы просите».
«Но всё же она продолжала обращаться к моему партнеру так, как он был ей представлен. А ко мне так, как привыкла с детства. Поэтому временами я завидую партнеру, если честно. Да, мне хочется, чтобы всё было еще проще и еще естественнее, но всё же я очень уважаю маму и благодарен ей за то, что она старается если не понять, то хотя бы принять вещи, которые не вписываются в ее картину мира», — рассказывает Яков.
Тая тоже познакомила своего парня с семьей, но не упомянула, что он трансгендерный человек. Вопросов ей никто не задавал, поскольку ее партнер выглядит маскулинно благодаря гормональной терапии и операциям, то есть по его внешности и голосу нельзя определить, что его гендер расходится с его полом. Тая уточняет, что ее родители имеют «умеренно либеральные взгляды, но в вопросах гендера и сексуальности очень консервативны». Поэтому она надеется, что они никогда не узнают всю правду про ее возлюбленного.
«У меня были конфликты с родителями из-за того, что в юношестве мне нравились девочки (да и сейчас нравятся, в общем-то). И мои отношения с Б. — крепким, серьезным, взрослым, неглупым, зарабатывающим — оказались для мамы воплощением мечты о моем „онормаливании“. Думаю, это очень иронично», — смеется Тая.
Секса не будет
Гендерная дисфория, психологические травмы, давление общества — всё это делает квир-персон очень уязвимыми. У партнерши (трансженщина) Хью (небинарный человек) было подозрение на депрессию, а также сильная дисфория, с которой Хью сталкивался каждый раз, когда хотел с ней близости.
«Бывало такое, что во время предварительных ласк у моей партнерки случался сильный приступ дисфории, и в итоге я сидел и утешал ее. Мне в этот момент было крайне неловко. Казалось, что я какими-то неправильными действиями спровоцировал эту ситуацию. Хотя потом мы приходили к выводу, что проблема была в самом факте сексуальных действий».
У некоторых небинарных и транслюдей может вообще не быть секса из-за непринятия своей телесности. В самом начале романа Мадины с ее парнем (транспарень) у него было полное отвращение к сексу. У девушки тогда бурлили гормоны, и она часто приставала к партнеру, но также часто оставалась неудовлетворенной: «Бывало, он сначала соглашался, но на моменте, когда в роли актива оказывалась я, начинал плакать, говорить, что он „не такой, как все“. Но всё лечится принятием и терпением. Так что мы продолжали пытаться с алкоголем и без, в приятной обстановке, чтобы никто не страдал и не смущался».
У Таи (цисженщина) тоже были сложности в сексе с ее мужчиной (транспарень). Несмотря на то, что девушка старалась поднять его самооценку бесчисленными искренними комплиментами, а психотерапия, гормональный переход и операции существенно снизили его дисфорию, он по-прежнему считает себя некрасивым и переживает из-за «женственных» черт в своей внешности.
«На первых порах во время секса он был скован, чувствовал себя неуверенно. Он будто совсем не признает, что кто-то в здравом уме может его „такого“ хотеть — хотя у меня с этим нет никаких проблем, а я в относительно здравом уме».
Но такие трудности в итоге могут привести к неожиданным открытиям.
Яков утверждает, что скилл проговаривания своих чувств и внимательное отношение к границам друг друга позволил им с партнером обрести большую свободу в отношениях и сексе.
«Самым крутым оказалось то, что нам обоим доступно куда больше, чем казалось до этого: разнообразие сексуальных практик, комфорт в них и большее принятие собственной телесности внутри отношений».
Изоляция в безусловной любви
В любых отношениях люди стараются поддерживать партнеров тем способом и теми словами, которые подходят именно этому человеку. Но одно дело выучить, как окутать заботой любимого, который страдает из-за неурядиц на работе, и совсем другое — когда он или она переживает дисфорию, очередную ситуацию дискриминации и постоянно ощущает опасность, выходя на улицу.
Низкая самооценка, проблемы с восприятием собственной телесности, эмоциональная закрытость — вот с чем столкнулась Тая, находясь рядом со своим партнером. Она помогала ему с этим, представляя, будто встречается не со взрослым мужчиной, а с юношей-подростком, неуверенным, уязвимым в социальном плане и страшно ранимым.
«Как справлялась с этим? Очень много смирения, принятия и любви. Бесконечные и всегда честные комплименты. Понимание того, что он прошел и проходит через некий внутренний ад, и с этим надо жить.
Почти каждый день нужны констатации в духе: „Нет, ты не кажешься мне менее мужественным, если делаешь, чувствуешь или говоришь то-то и то-то. Я принимаю тебя как мужчину, как своего любимого мужчину. Я буду рядом“.
Я знаю, что Б. очень ранимый, особенно в том, что касается гендера. Естественно, мне было любопытно узнать его прошлое имя и увидеть его детские фото. Не потому, что меня интересовала его возможная феминность, а просто потому, что, как и многим людям, мне было важно (и интересно) знать о партнере многое. Постепенно Б. открывал мне какие-то факты и делился переживаниями на этот счет. Но я никогда не давила. Думаю, это очень невежливо тыкать другому в любого рода травму».
А Мадина убеждена, что единственное, что она в силах дать своего партнеру (трансмужчине), — это безусловную любовь: «Мне часто было больно и сложно, но я всегда держала в голове, что ему сложнее, что он не контролирует это. Что нужно просто ждать и быть рядом, чтобы он чувствовал, что я ни в коем случае не требую от него ничего. Что главное для меня — это он, его личность, и я принимаю любой его выбор».
В то же время некоторые партнеры небинарных и трансгендерных людей сталкиваются с изоляцией, маргинализацией и отсутствием поддержки. Об этом говорится в исследовании психолога из Университета Вирджинии Лизы Плат, которая опросила 21 респондента, состоящего в отношениях с трансчеловеком. Один из участников так объяснил свои чувства: «Все всегда говорят о трансгендерных людях, а их партнеры полностью затмеваются, в частности наша сексуальность. На самом деле у нас нет голоса в сообществе».
О похожих переживаниях рассказала журналисту The Guardian Лиз, которая состоит в браке с трансженщиной: «Моя партнерша сделала каминг-аут в фейсбуке. Многие ее поддержали, но не меня: люди думали, что со мной всё будет в порядке. Никто не подумал о моих чувствах. Я на 100% против любых предубеждений в отношении трансгендерных персон, но когда кто-то делает переход, это влияет на других людей, и мы должны это обсуждать».
Расширение мира
Также в ходе опроса Лизы Плат участники упоминали, что отношения с трансперсоной сильно их изменили. Кто-то расширил свое представление о гендерном спектре. Кто-то окончательно определился со своей гендерной идентичностью. А кто-то начал сомневаться в своей сексуальной ориентации.
На Quora даже есть треды «Если я встречаюсь с трансженщиной, я всё еще гетеро?». А в буклете, изданном некоммерческой организацией Rainbow Resource Centre, для тех, чьи партнеры трансгендерные и небинарные люди, написано, что такие отношения не меняют ориентацию человека.
Конечно, когда ты находишься в непосредственной близости с человеком, который задается вопросами о своей идентичности, в твоей голове также возникают вопросы. Так Леша, который уже несколько лет живет с агендером Марком, признал свое би-любопытство, и Марк поддержал его в этом. А благодаря открытости своего партнера Яков после долгих скитаний по гендерному спектру понял, что он небинарный человек.
Практически все герои подтвердили, что отношения с квирами прокачали их навык принятия. Полина также уточнила, что научилась стоять горой за своего партнера, за свои желания и чувства. Тая осознала, что транслюди в России «невидимы и бесправны, и с этим надо срочно что-то делать». А Яков дополнил:
Что значит цисгендерный мужчина
Когда вы слышите словосочетание «трансгендерный человек», какие ассоциации у вас возникают? Какие известные личности или ваши знакомые приходят на ум? В какой момент вы вспомните хотя бы одного трансмужчину? А небинарную персону? Если в голове роятся лишь такие ассоциации, как «смена пола», «девочка в теле мальчика» и «50 гендеров в фейсбуке», то эта статья для вас.
Так и есть. Чтобы что-либо описать, нам нужны слова. Если слов не хватает, то появляются новые слова.
Начнем с простого, с гендера.
Гендер — это система социальных шаблонов и ожиданий на основе воспринимаемой половой принадлежности человека. Если упрощать до минимума, то это все те стереотипы, которые существуют в культуре и приписываются условным мужчинам и женщинам. Конечно же люди разные, и если мы попытаемся представить себе стереотипного качка, гопника, профессора, хипстера, то это будут разные образы мужчин. Таким образом появляется целое поле различных гендерных ярлыков.
В отличие от гендера, гендерная идентичность — это личное ощущение человека в этом гендерном поле. Когда человек рождается, ему или ей присваивают некоторую гендерную коробочку на основании внешнего вида гениталий (не идеальная методика, но примерно в 98% случаев дает верный результат). Оставим за рамками данной статьи сложности понятия «биологический пол» и возможные вариации и сочетания составляющих элементов данного понятия (интерсекс вариации), лишь упомянем, что интерсекс вариации не относятся к трансгендерности напрямую, но и не исключают её.
Возвращаемся к гендерным коробочкам. Если эта коробочка человеку более-менее подходит, значит такой человек цисгендерный (cis, лат. — по одну сторону). Если же оказывается, что гендерная идентичность не совпадает с определенным при рождении полом, значит перед вами трансгендерный человек (trans, лат. – по разные стороны, напротив). Несовпадение может проявляться в чем угодно, человек может иметь идентичность условно-противоположного гендера, а может и не вписываться в бинарную систему мужчина-женщина, в этом случае говорят о небинарных идентичностях.
Небольшой нюанс по поводу слова «цисгендерный». Часто в тех случаях, когда речь идет о трансгендерности, понятие цисгендерность опускают и используют такие слова как «обычные люди», «нормальные люди» или такой вариант как «люди и трансгендерные люди». Это звучит так же некорректно, как и фраза «обычные люди и люди нетрадиционной сексуальной ориентации», когда речь заходит о сексуальных ориентациях.
Если мы воспринимаем человека в определении Платона, как «двуногое без перьев», то безусловно мы будем отталкиваться от физиологических признаков. И такая классификация существовала в медицинской среде еще полвека назад.
Однако, если мы воспринимаем человека прежде всего как личность, то при определении гендерной принадлежности нам следует отталкиваться от гендерной идентичности человека.
Таким образом, трансмужчины (и другие трансмаскулинные люди) — это люди, с приписанным женским полом, идентифицирующие себя в мужском гендере или в маскулинном спектре и, возможно, совершающие трансмаскулинный переход (те или иные действия по маскулинизации). Трансженщины (и трансфеминные персоны), соответственно имеют приписанный при рождении мужской пол и определяют себя в феминном гендерном спектре. Небинарные люди — те кто не вписываются в данную бинарную систему, однако и небинарные люди могут совершать медицинский или юридический трансмаскулинный или трансфеминный переход (так или иначе относительно приписанного пола он имеет определенное направление).
Как никого не задеть? Как общаться с транслюдьми «правильно»
По большому счету нет никаких особенных правил транс-тактичности. Есть обычная человеческая тактичность. Если, например, человек по имени Дмитрий просит вас не называть его Митей, то указывать ему на то, что согласно правилам русского языка это допустимая форма его имени — как минимум бестактно, а по сути полное неуважение к человеку. С транслюдьми работает та же логика, 80% результата дадут три простые правила:
Обращайтесь к человеку в том имени, которое он/она/они предпочитают. Не стоит выяснять паспортное имя или прежнее имя человека, если данная информация не имеет оснований (иногда всё-таки при юридических моментах приходится).
Используйте в отношении человека те грамматические формы, которые человек использует по отношению к самому себе. Если не очень понятно, то всегда можно спросить «как к тебе я могу обращаться», в идеале можно добавить своё представление «я — Катя, она». Иногда бывает сложно перестроиться, особенно с формой множественного числа (они), но это лишь вопрос тренировки. Безусловно, можно пытаться аппелировать к каноническим правилам русского языка, но если мы говорим о тактичности, то такая отсылка просто неуместна.
Проверяйте, могли бы вы сказать аналогичную фразу или задать вопрос по отношению к цисгендерному человеку. Если нет, то это повод подумать об уместности такого высказывания.
А теперь блиц-разбор мифов:
Миф №1 Транслюди встречаются крайне редко.
Точной статистики по количеству транслюдей не существует, и на эту статистику сильно влияет социокультурная среда. Чем она более нормативна, тем сложнее человеку определить себя как трансперсону и тем меньше транслюди представлены в статистике. К тому же важно учитывать те рамки, в которых мы определяем трансгендерных людей (обязательность/необязательность смены документов, медицинского перехода и т. д.) Современные данные по европейским странам и США дают оценку в 0,1 — 2% трансгендерных и гендерно-неконформных людей в зависимости от страны, региона и дизайна эксперимента. Таким образом, даже по нижним оценкам численность транслюдей на планете Земля составляет почти 10 миллионов человек.
Соотношение трансмаскулинных и трансфеминных людей в разных исследованиях варьируется от 1:3 до 3:1 и, весьма вероятно, реальная ситуация близка к 1:1
Миф №2 Существует кем-то утвержденный канонический список из N разновидностей гендерных идентичностей.
Никакой палаты мер и весов гендерных идентичностей нет. Язык, описывающий гендерное самоощущение, создается самими людьми и постоянно меняется. Можно найти те или иные сборники, в которых можно насчитать более 300 слов, описывающих разные идентичности, эти списки постоянно меняются и пополняются. Однако, чтобы успешно коммуницировать с людьми знать все эти определения совершенно не обязательно. Достаточно обращаться к человеку по тому имени и в тех грамматических формах, которые он/она предпочитает.
Миф №3 Трансгендерные люди родились не в своём теле.
Данный нарратив уходит корнями в глубины прошлого века, и возник из необходимости доказывания важности переживаний телесной дисфории и необходимости медицинской помощи. Однако, такое описание постепенно уходит из обихода, ибо, во-первых, далеко не все транслюди испытывают телесную дисфорию, а во-вторых, данная фраза лишает человека права на решения относительно своей телесности. Если тело не моё, то и решать не мне. По мере перехода от патерналистского подхода к гуманистическому в медицинском сообществе и, соответственно, в транс-сообществе данная фраза выходит из употребления. Предпочтительно использовать выражение «телесная гендерная дисфория», если необходимо описать именно опыт дискомфорта, связанный с собственной телесностью трансчеловека.
Миф №4 Существует некая «операция по смене пола» к которой стремятся трансгендерные люди.
Не существует такого понятия как «операция по смене пола», как минимум в медицине. Каждое хирургическое вмешательство имеет своё конкретное название. Не стоит скрывать за данным эвфемизмом интерес к форме гениталий человека. Чаще всего такой интерес абсолютно неуместен, а в тех случаях, когда такой разговор может иметь смысл, всегда можно назвать вещи своими именами.
Далеко не все трансгендерные люди прибегают к медицинским и тем более хирургическим вмешательствам по целому ряду причин. Это не делает их менее «правильными» транслюдьми.
Не стоит использовать это выражение. Вместо него есть выражение «трансгендерный переход», если речь идет о всей совокупности гендерных изменений, или, если уж вы решились выяснить про хирургические вмешательства, то для этого есть соответствующие названия — вагинопластика, фаллопластика, орхиэтомия, гистероэктомия, овариоэктомия (генитальная хирургия), мастэкстомия, маммопластика, феминизирующая/маскулинизирующая пластика лица и т.д. А в совокупности умным научным языком это называется гендерно-аффирмативная хирургия.
Миф №5 Гормональная терапия отрицательно сказывается на здоровье, транслюди долго не живут.
Миф №6 Трансгендерные люди делают переход для того, чтобы иметь сексуальные отношения в гетеро-роли.
Гендерная идентичность и сексуальная ориентация не имеют прямой связи. Трансгендерные люди, ровно также как и цисгендерные, могут иметь любую ориентацию.
Миф №7 Транслюди не могут иметь детей.
У трансгендерных людей, как и у всех людей, есть репродуктивные органы. Вариантов использования данной возможности великое множество — появление детей до начала перехода, сохранение биоматериала в криобанке и помощь современных репродуктивных технологий, временное прекращение гормональной терапии и возвращение фертильности (при отсутствии стерилизующих операций), усыновление/удочерение. Всё как у всех.
Миф №8 Трансгендерность — это заболевание.
На данный момент Всемирная Организация Здравоохранения не рассматривает трансгендерность как явление в качестве болезнени. Данный вариант признан разновидностью нормы и разнообразия человеческой личности.
Однако, состояние гендерной дисфории, то есть постоянного дискомфорта, дисстресса от несоответствия гендерной идентичности и гендерной роли в обществе, безусловно является состоянием, требующим медицинской и социально-юридической помощи. Дисфория может выражаться по разному и быть сфокусирована как на социальном гендерном статусе, то есть на том, как человека воспринимают окружающие (социальная дисфория), так и на гендерно-обусловленной телесности человека (телесная дисфория). Степень и сочетания дисфории могут быть любыми или не быть вовсе (и такое тоже бывает).
Если проводить упрощенную аналогию — это как с веснушками. Их наличие само по себе не является проблемой или заболеванием. Однако, данная особенность, может доставлять весьма ощутимый дискомфорт, и, в таком случае, люди могут прибегать к соответствующей медицинской помощи.
Миф №9 Цисгендерность нельзя пропагандировать
Немного неожиданная формулировка, не так ли? Но именно в таком варианте это является мифом. Страх общественного осуждения и отчуждения, стыд и чувство вины являются весьма эффективными методами пропаганды нормативности. Именно на страхе и стыде основаны все методы репаративной терапии. Именно страх и стыд являются основными инструментами давления на транслюдей и источником интернализованной (внутренней, усвоенной) трансфобии.
Однако, данные методы работают, только если применяются большинством, если есть общественный консенсус неких норм и представлений о «правильности». Транслюди никогда и нигде в истории человечества не были большинством, даже в тех культурах где никакого трансфобного давления не существовало. Таким образом пропагандировать цисгендерность вполне можно и примеров тому в истории человечества огромное множество, а вот наоборот, как-то не получается.
Авторка надеется, что данная статья помогла прояснить ситуацию и разобраться в вопросе трансгендерности.