Что значит целомудрие для девушки
ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ +
Целомудренная женщина: что значит быть ею?
В настоящее время мало кто из девушек вспоминает такое понятие как «целомудрие». Общество до такой степени раскрепостилось, стало носить пошлый, вульгарный, развязный оттенок, поэтому многие понятия и слова сильно искажаются. Сейчас под словом «целомудрие» чаще всего понимают «девственность». То есть, целомудренная девушка — это, якобы, та, которая «до сих пор» не вступила в интимные отношения с противоположным полом.
На самом же деле, термин «целомудрие» имеет другое истинное толкование. Это означает «нравственную чистоту».
Современных девушек трудно назвать нравственно чистыми. Посиделки у подъездов с бутылкой пива в руках, бесконечное курение, нецензурные выражения, скандальное вульгарное поведение, случайные связи и многое другое — вот что характерно для девушек 21 века.
А как развивались отношения раньше, в далекие времена? Сначала парень скромно выражает симпатию понравившейся девушке, потом девушка оставляет за собой право подумать: отвечать ей взаимностью или нет. Если взаимность все-таки имеет место быть, тогда она принимает несмелые ухаживания своего возлюбленного. Влюбленный юноша, смущаясь и краснея, крадет у дамы первый поцелуй спустя нескольких месяцев знакомства…
Сейчас все не так. Девушки слишком торопятся повзрослеть! И здесь огромную роль играет окружение, общество, друзья, родители, средства массовой информации.
Растет себе хорошая девочка в порядочной благополучной семье. И тут начинаются влияние извне… По телевизору целуются, да и ладно целуются, а то порой и что по серьезней делают! Подруги-одноклассницы уже давно обнимаются со старшеклассниками по подъездам, начинают курить (из интереса), пить (для смелости), увлекаются наркотиками (по наставлению «добрых» друзей).
А девочка не хочет оставаться» белой вороной»! И тоже втягивается в процесс.
Потом соседи начинают докучать вопросами повзрослевшую красавицу — а почему у нее до сих пор парня нет? Родители вздыхают — «дочь в девках останется»! Подруги подкалывают — «мол, уже пора попробовать взрослые отношения».
И девочка, чтобы не казаться «белой вороной» идет и ложится в постель к первому встречному. А что такого? Везде ведь пишут, что первый раз не приносит желаемых ощущений. Так что, какая разница, как он пройдет.
Таким образом, наше современное общество, само того не желая втаптывает целомудрие девушек в грязь.
Следующая проблема — желания и предпочтения самих парней и мужчин. Сегодня им нужны опытные, обученные, страстные натуры, которые бы и удовлетворили все их потребности и, если повезет, сами обучили всем «взрослым» вещам.
Да, бывают такие стойкие и сильные девушки, которые подолгу ждут своего единственного и любимого мужчину. Они не обращают внимания на общественность. А просто живут так, как считают нужным. И у них два варианта исхода событий.
Первый — они все-таки дожидаются своего «принца». ОН получает «награду» и оценивает ее, благородно женившись на своей даме.
Второй — они дожидаются и отдаются мужчине, которого любят. Но он не оценивает подобной жертвы. Ему вообще все равно. И бедные девушки думают, так чего они столько времени ждали? И это печально.
Целомудрие девушки — это не только сохранение невинности для одного избранника, это еще и верность ему на всю жизнь (если речь идет о браке). Когда девушка выходит замуж, а тем более венчается, она дает клятву хранить верность своему супругу на протяжении всей жизни.
А что такое хранить верность? Это значит, не позволять себе влюбляться, увлекаться и даже думать о других мужчинах! Никогда не сомневаться в своем выборе и не предполагать — «а что было бы, если я вышла замуж не за Васю, а за Петю?» Да и к чему сомнения уже? Сама ведь выбирала!
Целомудрие — это чистота души и тела, гордость, скромность, стыдливость, чувство долга перед партнером. Все эти качества дорого ценятся, но редко проявляются, к сожалению.
Всю прелесть любовных отношений превратили в бесконечные сомнения, измены, лживые обещания и скандалы.
Можно было бы сказать, что это мужчины «портят» женщин. Но ведь у женщин тоже есть своя голова на плечах. Значит, это замкнутый круг.
Таким образом, целомудрие — это относительно важное понятие для современного общества. Общество само должно определить для себя, какие девушки ему нужны. В любом случае, не все так ужасно. Просто нужно задуматься об этой проблеме и найти ее решение. Так какими же качества обладают или должны обладать, целомудренные женщины, читаем ниже:
Качества женщины, которые дают ей возможность быть целомудренной
Поэтому, если женщина очень жадна до половых наслаждений, то естественным образом, в какой-то момент, муж её может не устроить в чём-то, и она начнёт привязываться к другим мужчинам. В начале смотреть на них, пропитывая их своими чувствами. Потом всё больше и больше будет хотеть изменить своему мужу. Таким образом целомудрие будет уничтожено. В результате счастье семьи тоже будет уничтожено.
Женщине следует быть удовлетворённой при любых обстоятельствах. Мы знаем, что женщины, часто не понимая этого, требуют от своих мужей больше, чем те способны. Допустим, жена требует от мужа больше денег или чего-то ещё, не хочет быть удовлетворённой. В результате начинаются конфликты, потому что мужчина тоже неудовлетворён. Он пытается сделать как лучше, но его жена всё равно остаётся недовольной.
Так как жена – это энергия, то когда она не довольна, она начинает распространять свою силу недовольства на всех окружающих. Допустим, если муж недоволен, он может хранить это в себе, и в принципе, если он ведёт себя тихонько, жена может этого не заметить. Но если жена ведёт себя тихонько, но при этом недовольна, то все окружающие почувствуют недовольство внутри себя, и возникнут ссоры, потому что жена – это энергия, это сила, которая влияет на всех окружающих. Таким образом, если жена неудовлетворена при любых обстоятельствах, то в семье есть большая склонность к спорам, к конфликтам.
Седьмое качество – быть чистой во всех отношениях, мы уже разобрали это качество.
Все выше перечисленные качества можно назвать одним словом – женской добродетелью. Добродетель означает «делать добро». Мужчина по-своему творит добро в этом мире, женщина по-своему. И существуют признаки женской добродетели. Они формируют четыре постулата.
Принципы служения мужу
Первый принцип – «очень близко и сокровенно». Это означает, что женщина должна быть очень близким другом для мужчины, то есть она должна выслушивать все его проблемы, вдохновлять его в любом случае действовать согласно его возможностям и всегда отдавать ему энтузиазм. Мы уже говорили, что женщина обладает шакти, то есть другими словами энергией. Санскритское слово шакти означает «энергия». Женщина обладает энергией, и она способна вдохновить любого мужчину, особенно своего мужа. Таким образом, она должна служить ему очень близко.
Второй принцип – она должна служить ему с великим почтением. Очень важно понять – чем больше женщина уважает, почитает своего мужа, тем больше возможностей советовать мужчина ей даёт, тем больше он вовлекает её в свою внутреннюю жизнь. Таким образом, чем больше жена почитает своего мужа, тем более близко и сокровенно он начинает к ней относиться. Когда женщина почитает своего мужа, она добивается очень большого успеха в общении с ним.
Третий принцип – жена должна учиться контролировать себя, даже если возникает какое-то недоразумение. Женщина может потерять контроль в отношениях с детьми, но если она контролирует себя в отношениях с мужем, муж защитит её в любой ситуации. Муж для неё – последняя инстанция, он защищает свою жену при любых случаях жизни. Поэтому, если у мужа возникают какие-то недоразумения, а жена настроена действовать именно таким образом, то она получит поддержку и защиту во всех своих делах.
Четвёртый принцип служения мужу означает, что жена всегда должна желать ему блага и говорить ему приятные слова. Если женщина соблюдает пятый принцип, она получает очень сильное благорасположение мужчины. Если мужчина груб по природе, его грубость автоматически не коснётся её, если она желает ему добра и говорит ему приятные слова. Грубость может коснуться кого угодно, только не её. Он на кого угодно будет злиться, кому угодно грубить, с кем угодно выяснять отношения, только не с ней. Таким образом жена может использовать все положительные качества мужа для того, чтобы достичь счастья жизни, а плохие качества негативируются сами собой силой его положительных качеств.
Признаки женской добродетели
Итак, мы разобрали качество целомудрия. Оно содержит признаки женской добродетели. Ещё раз напомню, что это:
служение мужу;
доброжелательность по отношению к нему;
хорошее отношение к его родственникам и друзьям;
разделение с ним обетов;
верность.
Всё это даёт возможность жене быть целомудренной. Это мы разбираем принципы истинной жены. Принципы истинной жены – это быть приятной мужу. Жена должна быть приятна мужу. В Ведах говориться, что хорошие мать и жена являются энергией для достижения счастья мужчины. Женщина является энергией, то есть силой, с помощью которой мужчина может достигнуть счастья в своей жизни. Не только во взаимоотношениях с женой, но и во всех других отношениях. В том числе в духовном прогрессе и в любых других вещах, которые он ставит своей целью.
Поэтому, когда жена приятна мужу – это означает, что муж её принимает. Он принимает её силу воздействия на себя. Неприятная жена означает, что он её не принимает – неприятие. Приятие и неприятие. Таким образом, когда жена приятна мужу, она способна вложить в него силу, которая даст ему возможность достигнуть счастья.
Интересно отметить одну вещь. Женщине по своей природе очень трудно вкладывать эту силу в саму себя. Если она действует для себя или для другой женщины, то в результате ничего не получается. Она может вложить силу для достижения счастья именно в мужа, то есть в мужчину, в противоположный пол. Женщина может вкладывать силу только в кого-то, но если она не замужем и хочет действовать своими силами, то в этом случае она тоже должна кому-то служить.
Если, допустим, женщина не хочет выходить замуж, то она может стать святым человеком, и тогда она начинает служить Богу. Но говориться, что для женщины благоприятнее всего служить Богу, когда она замужем, в отличие от мужчины, которому не всегда легче служить Богу, будучи женатым, чем холостым. Но Веды говорят, что большинство мужчин тоже должны жениться, ибо если человек имеет вожделение, он обязательно должен жениться и жить в семье.
Жена должна быть приятна мужу для того, чтобы он был способен достигнуть счастья. Если же жена неприятна мужу, то она не получит много счастья во взаимоотношениях с ним. Приятность не означает только внешнюю красоту. Это не только красить губы и улыбаться. Быть приятной мужу значит быть честной по отношению к нему. Это значит узнать, какие качества ему нравятся в людях и затем пытаться развивать эти качества в себе.
Женщина по своей природе очень динамична в плане изменений себя. Женщина может быстро подстраиваться, и в зависимости от того, какие качества характера мужчина любит в окружающих людях, она может без труда, следуя этому принципу, развить в себе эти качества характера.
Как же проще всего женщине изменить себя? Как ей проще всего прогрессировать?
Проще всего ей это сделать, идя за мужем. Женщина вдохновляет своего мужа, она даёт ему силы. Она даёт ему энергию, она даёт ему возможность достичь цели, она делает его счастливым, богатым и т.д. Она делает его разумным, способным видеть цель и идти к ней.
Веды говорят, что женщина должна идти за мужем. Не идти вперёд самой, а вложить в кого-то силу и идти за ним. Такова природа женщины. Поэтому, когда женщина идёт по стопам своего мужа, ей значительно легче достигнуть успеха в любом отношении, в том числе и в самосовершенствовании.
Например, муж и жена решили стать честными. Жена при этом вдохновляет мужа, даёт ему силу, понимание вещей, как это надо сделать – она его вдохновляет на это. Он начинает заниматься этими вещами очень серьёзно, и когда он добивается успеха, она следует по его стопам. Такова природа семейных отношений.
Разные уровни целомудрия
Раз уж мы в этой книге так подробно говорим о целомудрии, о внешних его атрибутах, давайте рассмотрим подробно и разные уровни целомудрия. Ведь мы понимаем, что это нечто большее, чем просто юбка, верно?
Внешнее проявление целомудрия
Сперва рассмотрим внешний аспект нашего женского образа, которому и посвящена эта книга. О нем мы будет говорить очень подробно: где как не здесь?
Целомудренная женщина — это какая? В моем понимании, это женщина целостная, которая очень ценит себя, свою энергию, свой внутренний мир, своего мужчину. И не готова растрачиваться по пустякам. То есть та, которая очень бережно относится к своей энергии, в первую очередь понимая, какое это сокровище и как оно необходимо ей самой и близким.
Но так как целомудрие бывает разного уровня, нам нужно сперва понять, к чему готовы мы сегодня, что уже сегодня будет для нас отличным решением.
А кто-то вообще скажет: «Да ну его, это ваше целомудрие! И так все неплохо, и начинали вроде как за здравие, а вот что получилось».
Первый уровень. Длинная юбка
Когда мы закрываем основные энергетические точки на теле, сохранить свою энергию нам становится проще. Здесь можно поставить разного рода эксперименты, чтобы понять, как это работает на себе, и составить собственное мнение.
Длинная юбка закрывает очень важный энергетический центр в районе колен, а кроме того чаще всего (хоть и не всегда) — живот. Он тоже является местом мощного скопления энергии. Повторю, длинной я называю юбку, которая закрывает колено. Это необходимый минимум, когда мы говорим о целомудрии.
Второй уровень. Закрытое тело
Второй уровень — это когда нам недостаточно юбки, и мы начинаем ощущать, что немало энергии уходит, если мы носим, например, декольте или платья с открытыми плечами. Вроде как платье, вроде как длинное, но грудь и плечи видны всем — и в результате совсем другой эффект.
Также мы можем ощутить, что обтягивающая или прозрачная одежда не выполняет своей функции, даже если она нужной нам длины. И можно долго об этом говорить, но я рекомендую проверить это на себе и своих ощущениях и выбрать тот уровень, который комфортнее вам.
В целом я бы даже не стала разделять одежду на закрытую и открытую, скорее, оставила бы понятие «провоцирующая» или нет.
Обтягивающая, прозрачная, короткая притягивает определённые мысли мужчин. Другая же таких мыслей не вызывает.
Третий уровень. Заплетенные волосы
Сама женщина в этот момент энергию теряет. Чем больше людей она «обстреляла», тем хуже она может себя ощущать. Опять же я пишу «может», потому что есть женщины с повышенной энергетикой, которые до определенного возраста, пока не исчерпают свой запас, думают, что эта энергия бесконечна. Сама такой была и знаю.
Если говорить о волосах, то практически любая традиционная культура настаивает на том, что волосы должны быть убраны. А с распущенными волосами ходят распутные женщины. Если вкратце. Но убирать волосы можно по-разному. И первым вариантом будет коса, заплетённые волосы, которые помогают энергию сберечь, аккумулировать.
На Руси, если вспомнить, женщины не ходили с распущенными волосами, только дома, для любимого, могли распускать свои косы. А до этого строго носили одну косу до замужества, а после — только две. Более того, сверху прикрывая свои волосы головным убором, которых было большое количество, но наиболее хорошо знаком нам один — платок.
Сейчас существует масса вариантов причёсок на основе кос, которые можно делать очень быстро, выглядеть постоянно разной. Главное — не лениться, и вот это самое сложное.
Я почти всегда и везде волосы собираю, понимая разницу в ощущениях (и кстати, на здоровье и красоте самих волос это тоже отражается). С маленькими детьми и вовсе распущенные длинные волосы — это очень непросто.
При этом, когда я иду на фотосессию, или муж хочет меня сфотографировать, я могу волосы распустить, чтобы создать красивый и женственный, вдохновляющий образ. Потому что мне так нравится, мужу моему так нравится, а еще ветер так чудесно развевает волосы, выгоняя из головы лишние мысли.
Четвертый уровень. Покрытая голова
Да, более серьезный уровень целомудрия – это не просто заплетенные волосы, но и убранные под платок. У мусульман это хиджаб, индианки прикрывают голову свободным концом сари, христианки также носят платок — хотя бы в храм.
Это более серьезный уровень, и не все к этому готовы. Я проводила для себя эксперимент несколько лет назад: почти месяц выходила на улицу только в платке. Это давало определенные бонусы. Например, со мной очень уважительно обходились мужчины, мне везде уступали места, пропускали и помогали еще больше, хотя я даже не просила об этом. В самолете даже давали дополнительные места рядом, чтобы меня не беспокоили. Практиковалась я в Европе, что существенно усложняло эксперимент.
Почему? Потому что местами на меня смотрели очень косо. Женщина с тремя детьми, в платке и длинном платье. Кто? Для большинства — мусульманка. А репутация у мусульман, к сожалению, не везде положительная. К большому сожалению. Поэтому мой эксперимент привлекал очень много внимания, хотя я всячески хотела этого избежать.
Плюс лично мне было очень неудобно с маленькими детьми, которые то и дело по неосторожности платок срывали, либо дергали, и он съезжал. Это тоже сильно нервировало.
И хотя я получила тогда очень много позитивного опыта, эксперимент завершила и вернулась к уровню заплетённых волос. В Индии я покрываю голову: там это и удобно, и привычно, и никто не смотрит на тебя странным образом. В остальном я пока еще до этого не доросла.
Пятый уровень. Закрытое лицо
В Индии, например, некоторые женщины покрывают голову так, что не видно еще и лица. Почему? Потому что на лице тоже много особых энергетических центров. И конечно, для многих лицо — одна из самых привлекательных частей тела женщины, поэтому его тоже закрывают. Точно также во многих мусульманских странах считается самым большим позором — дать постороннему увидеть твое лицо. Помните «Белое солнце пустыни» и Гюльчатай с подругами, которые готовы были лица закрывать даже собственными юбками? Понятно, что это уровень не для всех. И жить так может не каждая, как и реализовать в современных условиях так, чтобы не прослыть сумасшедшей сектанткой.
Шестой уровень. Абая
Черная накидка мусульманок в арабских странах выполняет сразу много функций. Она закрывает все тело, причем так, что вы не угадаете под ней очертаний ее фигуры и даже возраст. Вот уж точно минимальный уровень вожделения, когда видишь такую женщину. И вся ее энергия достается только одному мужчине. Может быть, поэтому арабские мужчины не понимают наших проблем с вырождением мужественности?
Это все внешние уровни. Выбирать нужно, конечно, исходя из своих возможностей и условий вокруг.
Когда ты живешь в арабской стране, можно легко носить абаю целыми днями. Это даже выгодно: ты не будешь выглядеть бело вороной. В некоторых странах, кстати, даже туристки обязаны надевать ее в публичные места. Но при жизни в западных странах нам нужно искать компромисс между нашими желаниями и возможностями. Поэтому хорошо бы обсудить, для чего нужно внешнее целомудрие. В первую очередь для формирования целомудрия внутреннего.
Внутреннее целомудрие
Внешнее целомудрие помогает поддерживать внутреннее. Но не всегда. Иной раз даже полностью закутанная женщина в мыслях остается распутной, и тут, увы, юбки не помогут. Вы наверняка видели тех, кто даже в длинных юбках ведет себя как мужик. Точно также и тут. Даже самую целомудренную одежду современное сознание может сделать развратной. Посмотрите современные индийские фильмы и то, как там носят сари. Сари — это одна из самых целомудренных одежд. Но вдруг она стала прозрачной, открывающей живот, а маечка под сари постепенно стремится к нулю. Увы.
Внутреннее целомудрие — это способность женщины фокусировать свой ум только на одном мужчине. Только на одном. И ни на ком больше.
Целомудренная женщина не оценивает проходящих мимо мужчин, не строит им глазки, не флиртует, не сравнивает своего мужа с другими. Идеально, если в ее жизни не было других мужчин, тогда ее целомудрие, как говорится в Писаниях, обретает огромную силу.
Говорится также, что у женщины разум и чувства сильнее, чем у мужчины в девять раз. Современные же исследования утверждают, что эта разница всего в два раза. Почему такие расхождения?
Потому что полной силой обладает женщина целомудренная. Когда у нее был в течение жизни всего один мужчина. Если же у нее было двое мужчин, то разделим 9 на 2 и получим 4,5. Ее сила падает. При трех мужчинах в ее жизни — уже выходит 3. При четырех — чуть больше двух. Вот и статистические данные современных ученых. И так далее.
Современные женщины теряют свою самую большую силу, слишком легкомысленно относясь к близости. Увы. И вот мы уже не видим разницы, в юбках ли мы или нет, вкладываем ли в еду любовь или нет. Ничего в отношениях не меняется. А почему? Потому что наша самая главная сила утеряна, и влиять теперь на отношения мы не можем так, как раньше. Недостаточно уже одного сильного желания быть единственной для своего мужа. Увы.
Можно в это не верить. Хорошо, это ваше право. Но как насчет другого аспекта целомудрия — сравнения своего мужчины с бывшими? Как быть с тем, что даже мимолетные прошлые связи не дают потом жить спокойно? И даже когда все вроде бы хорошо, женщина вспоминает какого-то далекого Васю, которого она любила, сильнее. Конечно, она и правда его любила сильнее: самое первое чувство и самые первые отношения — самые яркие и сильные.
Нам уже нельзя изменить прошлое, сколько волосы на голове ни рви. Но мы можем работать с настоящим. Менять свои привычки, свое поведение, свои мысли.
Стать целомудренной внутри означает:
Я вам могла бы еще сказать и о том, что не стоит общаться женщине с другими мужчинами наедине, не стоит с ними дружить, но вы же меня съедите. Ограничимся главным:
Самой главной мыслью замужней женщины должна быть: «Мне другого мужа не надо».
И когда такая мысль проходит красной нитью, многое встает на места. И одеваться уже вызывающе на улице не хочется, и к мужу отношение меняется, и к прочим мужчинам интерес теряется. Само собой, как только эта мысль укрепится и станет вашим гимном.
В одном из главных ведических священных текстов — Шримад Бхагаватам — подробно описано, как выглядит целомудренная женщина:
«Целомудренная женщина должна красиво наряжаться и надевать золотые украшения для удовольствия своего мужа. Она должна всегда одеваться в чистые и привлекательные одежды. Она должна подметать и чистить дом с водой и другими жидкостями так, чтобы там всюду было чисто и опрятно.
Она должна собирать все необходимые в хозяйстве принадлежности и следить за тем, чтобы в доме всегда пахло благовониями и цветами, и еще она должна всегда быть готова исполнить все желания своего мужа. Целомудренная женщина должна быть скромной и правдивой, владеть своими чувствами, ее речь всегда должна быть приятной; так она должна служить своему мужу в соответствии со временем и обстоятельствами».
Согласитесь, что внутреннее целомудрие намного сложнее внешнего. И внешнее во многом отражает внутреннее. Но справедливо и наоборот — внешнее может помочь внутреннему. Оно может стать первым шагом.
Поделитесь, пожалуйста, статьей в любимой соцсети или мессенджере. Это очень важно
Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие»
Приблизительное время чтения: 9 мин.
В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие. Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Целомудрие — это про сексуальную жизнь?
Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.
Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.
При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.
Что же лежит в основе этого умения?
Первое — это душевная и телесная чистота.
Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья.
Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего.
Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7:19).
Достижение же целостности — в умении плотское подчинить духовному. Быть целомудренным в этом смысле — значит снова собрать себя воедино, воспитать волю — иметь силы на борьбу со грехом.
Как в повседневной жизни проявляется нарушение этой целостности?
Каждый из нас, к примеру, сталкивается с тем, что не находит времени и сил для молитвы, а главное, духовно не участвует в ней. Человеческое сознание стало клиповым, то есть не способным воспринимать длинные тексты. Мы постоянно отвлекаемся на звонки, сообщения, уведомления и не можем сосредоточиться, довести хотя бы одно дело до конца.
Живя в таком состоянии, современный человек очень слаб в собирании своего сознания. Сколько он сможет удержать внимание на словах молитвы? Если сможет минуту — уже подвиг. Повторю, целомудрие — это о концентрации на том, что действительно важно. О собирании себя вокруг стержня.
Но ведь слово «целомудрие» чаще звучит в разговорах не о молитве, а о межполовых отношениях. Почему?
Потому что в них наше неумение управлять своими чувствами, волей и разумом сказывается в повседневной жизни болезненнее всего.
В чем именно проявляется эта болезненность?
Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.
Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.
Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.
Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.
Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.
В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.
В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.
Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.
Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.
А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.
Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.
Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?
Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».
Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.
А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.
Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?
Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.
Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.
Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.
И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.
Выходит, сохранять целомудрие верующие могут либо в браке, либо в монастыре. А как же быть людям-одиночкам?
Ошибочно полагать, что целомудрие достижимо только в браке или в монашестве. Есть много целомудренных людей, живущих вне брака или монастыря: это люди, которые так возлюбили Бога, что не используют свое законное право на супружескую жизнь, а все свое время и силы тратят на служение Богу и ближним. И есть люди, которым Бог Своим Промыслом не дал семьи, и они приняли это.
Но чтобы достичь целомудрия в миру вне брака, нужно стяжать еще одну добродетель — смиренномудрие, то есть умение со смирением принять волю Божию о своем пути и предназначении.
Как смирение сочетается с обретением внутреннего стержня? Разве этот стрежень не предполагает самоуверенности?
В Евангелие от Марка сказано: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк 12:30). Ключевое в контексте нашей темы здесь «крепостию» — то есть аскезой, волей, хоть и малым, но подвижничеством. В житии преподобного Антония Великого был эпизод: одного мученика заставляли сочетаться с блудницей — он откусил свой язык и плюнул ей в лицо. На этом примере можно представить, что значит любить Бога «крепостию».
Крепость — противостояние греху и тот самый внутренний стержень, на который человек опирается, который помогает человеку жить по Божьим заповедям. Такой стержень не имеет отношения к самоуверенности, потому что внутренняя крепость идет в первую очередь от смирения — одной из главных добродетелей.
Но достижима ли эта целостность в условиях современного мира, установки на многозадачность, когда времени на собирание себя у многих просто нет?
Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви, — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести, это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру. Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление “плюрализма”. Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий».
Да, сегодня жизнь людей часто заточена на многозадачность в условиях дефицита времени, и при этом мы не всегда выбираем, чем нам заниматься. Другой вопрос — может ли человек осветить этот список дел молитвой, служением Богу и ближнему? Если в жизни Бог будет на первом месте, а все остальное — на своем, не будет и внутренней раздробленности.