Что значит трудный ребенок
Трудный ребенок
Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку?
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять «, а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.
Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание.
Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.
Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение.
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?
Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он «воевал». А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.
Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок. См. →
Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.
Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. См. →
Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка. См. →
И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.
Трудные дети — это кто? Разбираемся со специалистами
В современном образовании не существует понятия «трудный» ребенок. Существует другое, более лояльное и этичное понятие: «дети, которые нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом внимании».
Данное понятие возникло, в первую очередь, по той причине, что дефиниция «трудный» часто интерпретируется людьми не правильно или не совсем точно. Следует заметить, впрочем, что поменяв название чего-то, не получится избавиться от проблемы.
К данной категории относятся те детки, которые плохо усваивают позитивный общечеловеческий опыт, то есть плохо поддаются позитивным воспитательным влияниям. Это происходит не потому, что они плохие, а потому, что в силу пережитых обстоятельств, генетической предрасположенности, сформированных индивидуальных особенностей, просто не могут поступать иначе. И это не значит, что сложившаяся ситуация их устраивает, просто то, что ими управляет, иногда сильнее их самих.
Проблема влияния на детей данной категории возникла давно, вместе с воспитанием, то есть, как только началось воспитательное воздействие на ребенка, появились «трудные» дети. Множество педагогов, психологов, пытались исследовать причины такого их поведения, разработать стандартные рекомендации, касательно общения с ними, но это показалось невозможно, не потому, что таких детей нельзя исправить, а потому, что стандартного подхода быть априори не может, поскольку каждый из нас и каждый из них – личность. Современная гуманная педагогика постепенно приходит к этому, педагоги начинают менять свои методы воспитания и обучения в пользу личности ребенка.
Существует не одна классификация детей, которые нуждаются в повышенном внимании. Каждый ученый-педагог-психолог пытался найти свой подход и выдать свою версию понимая сущности трудного ребенка. Но, вероятно, самой подходящей будет та, которой пользуются в современной школьной практике:
·дети, которые нуждаются в медицинской помощи (сюда также относят психические расстройства и болезни) ;
·педагогически запущенные дети (дезадаптированные, склонны к правонарушениям и бродяжничеству, девиантные, имеющие негативный социальный статус и т. д. ) ;
·неуспевающие, или отстающие дети (недостаточно развитые учебные навыки и операции, не достаточно сформирована мотивация и т. д. )
Причин, провоцирующих появление «трудного» ребенка очень много. Вероятно, стоит начать из основных, основополагающих и наиболее кардинальных.
Но, к сожалению, существует множество примеров в современности, что дети становятся «трудными» в, на первый взгляд, благополучных, социально приемлемых семьях. Это возможно, например, в силу постоянной занятости родителей, а, значит, беспризорности ребенка. Часто такие дети приводятся на консультацию к психологу с синдромом дефицита внимания, который может проявлять себя совершенно по-разному. Также причинами может стать ситуация несоответствия требований родителей, когда ребенок не знает, кого послушать и как поступить, чтобы все были довольны. Частой причиной является неправильное отношение родителей, которое проявляется в неприятии, подавлении личности, физическом или психологическом наказании, гиперопекой и т. д.
Если обобщить все вышесказанное о проблемах воспитания в семье, то, вероятно, доминирующей причиной является полное или практически полное отсутствие эмоциональной связи с ребенком.
— Особенности воспитания ребенка в школе, взаимодействие с учителем. К сожалению, множество педагогов с многолетней практикой в большинстве своем оперируют консервативными методами воспитания. Хоть они и должны идти в ногу со временем, но часто им трудно перестроиться самим и перестроить свой привычный педагогический арсенал методик, которые, в отличие от новых, являются проверенными, надежными и действенными. Педагоги часто не задаются тем вопросом, какая семья у ребенка, как его воспитывают дома, кто оказывает на него особое внимание и, в конце концов, не стараются изучить его психологических особенностей и предпосылок к развитию. Отсутствие постоянного налаженного контакта и единства с родителями также способствует тому, что воспитательный эффект будет неполным, а значит, не до конца эффективным. К тому же, часто недемократичный стиль управления детским коллективом далеко не способствует возникновению чувства доверия и любви к педагогу.
Следует заметить, что при поступлении в школу, первый учитель становится для ребенка таким же близким человеком, как и родители. Конечно, немного позже такое отношение трансформируется в уважение, но на данном этапе оно имеет именно такой характер. Именно поэтому влияние первого учителя, его собственный пример – это основы к будущему отношению к социуму. Итак, личный пример, учительское слово, характер управления коллективом – основные факторы, влияющие на поведение ребенка.
К сожалению, педагогическая некомпетентность очень часто приводит к тому, что благополучные дети, придя в школу, обретают негативные модели поведения. Это может быть связано с многими причинами: примером сверстников, ведь каждый из них воспитывается по-разному, неправильной реакцией педагога на ситуации, которые ребенку кажутся не справедливыми и т. д. Следовательно, учитель и сформировавшийся коллектив – основные источники информации и примеров для ребенка в школе.
— Индивидуальные особенности ребенка. Наверное, всем и так понятно, что индивидуальные особенности – это то, что сформировано в семье или передано по генам от родственников. Немного позже они могут изменяться, трансформироваться под влиянием окружающей среды, социума, но только в том случае, если для этого найдется благоприятная почва. Итак, какие индивидуальные особенности могут стать предпосылкой для развития всяческих девиаций и трудновоспитуемости?
·неадекватная самооценка и, как следствие, неприятие своего «Я» (я не хочу или не должен быть таким, какой я есть, я должен быть другим, как хочет мама, папа, учитель, одноклассники) ;
·неумение налаживать позитивные контакты, общаться, то есть, отсутствие коммуникативных навыков;
·отсутствие мотивов, целей в жизни, активной жизненной позиции;
·эмоциональная черствость (неумение выражать свои внутренние побуждения эмоционально или незнание того, как это сделать адекватно, приемлемо для общества) ;
·отсутствие самодисциплины, самоорганизации и т. д.
Безупречно, это не все характеристики, которые являются основополагающими для развития личности. Часто их развитие помогает человеку найти себя в обществе, а значит, и в мире.
— Влияние значимых взрослых, референтных групп. О таком влиянии речь шла по отношению к учителю. Но у каждого ребенка есть и другие влиятельные особы, которых они считают авторитетными, а их поведение образцовым для себя. К сожалению, такое поведение часто бывает неблагоприятное. Следует заметить, что эти авторитеты не умышленно делают таких детей «трудными», просто в силу своего жизненного опыта, принципов, они считают такой пример правильным.
О влиянии коллектива также немного говорилось раньше, но в данном случае речь идет не о коллективе, а о той группе, в которой находится ребенок вне школы. Она получила название референтной, и именно она считается ребенком стандартом, неизменным источником социальных норм и правил. Влияние группы на ребенка обретает актуальности в подростковом возрасте, когда приоритетной сферой деятельности маленького человека становится общение. Для него важно обрести какое-то место в данной группе, завоевать авторитет, что часто делается совсем не приемлемыми способами. Но, к сожалению, это то, что ребенок умеет, другому пути он не научен. Конечно, возможно и такое, что ребенок подпадет под такое влияние и раньше, скажем лет в 7-8, в таком случае коррекционное влияние займет много времени и стараний.
— Влияние средств массовой информации, интернета. То, что ребенок видит из телевизора, читает в газете, сложно контролировать взрослым. Большой поток информации, который постоянно растет, часто наполненный агрессией, асоциальностью и неблагополучием. Для того, чтобы правильно воспринимать, все, что поступает из сети, СМИ, необходимо иметь критическое мышление, которое у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, к сожалению не развиты.
Итак, какие же характеристики, особенности поведения могут «выдать» трудного ребенка? Таких много, точно так же, как и причин, вызывающих их. Но, чтобы легко можно было распознать такого ребенка среди других, достаточно понаблюдать за ним. Он испытывает трудности в общении, это проявляется в частых конфликтах, которые решаются, как правило, деструктивно. Они имеют недостаточно развиты способности познавать, трудно адаптируются, имеют некоторые поведенческие отклонения, например, агрессивны, вспыльчивы и т. д. Это не значит, что они нездоровы, по крайней мере, психологически, каждый из них абсолютно нормален и пригоден к жизни в обществе, а как это у них удается, это совсем другой вопрос. Эти обстоятельства часто провоцируют трудности не только в поведении, но и в учебе, часто им приписывают негативный ярлык из самого детства, что значительно затрудняет коррекционное влияние на такого ребенка.
Но ему можно и нужно помочь. Для этого необходима организация комплексного подхода, который будут реализовывать все участники учебно-воспитательного процесса: учитель, родители, психолог.
Что может сделать педагог?
·соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, изучение его личностных характеристик и подбор адекватных методов воспитания;
·развитие познавательных, коммуникабельных навыков ребенка;
·постоянное поддержание контакта с родителями, информирование их об успехах ребенка;
·повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
·привлечение ребенка к активной групповой и индивидуальной деятельности;
·формирование позитивной мотивации, расширение интересов и т. д.
Как уже говорилось ранее, родители перед тем, как воздействовать на ребенка, должны поработать над собой, ведь подобрать правильный метод воспитания – это трудная задача.
И, наконец, большой взнос в коррекцию поведения «трудного» ребенка делает психолог. Ведь именно он воздействует на тот главный рычаг, управляющий ребенком, который в обществе и в науке называют ценностями.
Трудный ребенок – это человек, который требует помощи взрослых. Негативные поступки, нарушения дисциплины, умышленные конфликты с окружающими – это подсознательный крик о помощи. Важно услышать и понять такого малыша, помочь ему.
«Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?
«Непоседливый, непослушный, невоспитанный – одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.
Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.
Начните выстраивать доверительные отношения с ребёнком прямо сейчас, перестав гиперопекать и нарушать его личные границы. При это продолжайте обеспечивать его безопасность вместе с GPS-трекером «Где мои дети».
Содержание:
Портрет «трудного» ребёнка
На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.
Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:
Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
Ошибки родителей в воспитании
Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок – единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.
Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки
Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет – и всё поймет».
Ошибка №3. Гиперопека
Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.
Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Ошибка №4. Неправильный пример родителей
Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.
Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»
Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.
Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции
Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».
Мотивы «плохого» поведения детей
Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо:
1. Привлечение внимания
Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостает их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.
Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ – это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.
Что делать родителям:
2. Стремление к власти
Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добиться независимости от них.
Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.
Что делать родителям:
3. Месть («Ты сделал мне плохо – пусть и тебе будет точно также»)
Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.
Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. В результате будет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.
Что делать родителям:
4. Избегание неудач
Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.
Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже – в личностном развитии и самооценке ребёнка.
Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.
Что делать родителям:
Возрастные кризисы
3 года
К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса, это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.
6-7 лет
Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и чтобы взрослые считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.
Подростковый возраст
Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.
Если вы беспокоитесь за своего подростка, подозреваете, что он связался с плохой компанией или подвергся нападкам со стороны сверстников, или просто хотите убедиться, что у него всё в порядке в школе – не обязательно подвергать его тотальному контролю. Просто установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Физиологические причины
Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:
В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.
Помните мальчика, который пришёл с папой на приём к психологу? В его случае был целый комплекс причин, породивших такое поведение ребёнка. Мама и папа разошлись, когда ребёнку не было ещё трёх лет, и его воспитанием стала заниматься бабушка, поскольку у родителей на первом месте было устройство своей личной жизни. Вскоре бабушка поняла, что не справляется с мальчиком, и попыталась вовлечь родителей в процесс воспитания ребёнка.
В результате мальчик жил то у папы и его новой жены, то у бабушки, иногда на выходные его забирала мама. Семейная ситуация, при которой ребёнок не чувствовал себя нужным и любимым, наложилась на педагогическую запущенность и неврологические нарушения, на которые не обратили внимание родители мальчика.
Что делать с непослушным ребёнком?
Стоит ли наказывать?
Тема наказаний всегда вызывает много споров у родителей. Кто-то считает, что наказания унижают личность ребёнка и лишают его самостоятельности. Кто-то вспоминает своё собственное детство – «а я до 10 лет в углу стоял», «а меня отец всегда за двойки ремнем лупил» – и поступает также со своими детьми. Кто-то только угрожает ребёнку наказанием («если ты сейчас же не прекратишь баловаться, я тебя накажу»), но на деле не использует его.
Мы уже выяснили, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.
Поэтому родителям стоит знать правила наказания и неукоснительно их соблюдать:
Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:
В 2017 году среди российских родителей был проведён опрос «Как вы наказываете своих детей?». В нём родители могли несколько вариантов ответов их предложенных. По итогам оказалось, что:
Советы психолога родителям «трудных» детей
Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!