Что значит торги приостановлены
Статья 21. Приостановление или прекращение организованных торгов
Статья 21. Приостановление или прекращение организованных торгов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
1. Организатор торговли обязан приостановить или прекратить организованные торги в случаях, порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России, а также в случаях, установленных федеральными законами, и в случаях получения соответствующего предписания Банка России о приостановлении или прекращении организованных торгов иностранной валютой.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 2 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
2. Организатор торговли обязан уведомить о приостановлении или прекращении и возобновлении организованных торгов Банк России, а также участников торгов, клиринговую организацию и центрального контрагента в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России и (или) правилами организованных торгов.
3. Приостановление или прекращение организованных торгов возможно как в отношении всех товаров, ценных бумаг, видов иностранной валюты, которые допущены к организованным торгам, или всех заключаемых на организованных торгах договоров, так и в отношении отдельных товаров, ценных бумаг, иностранных валют и (или) договоров.
Биржевые предохранители: зачем площадки останавливают торги
В экстремальных случаях фондовые биржи закрывают торги в середине дня или даже сразу после открытия. Как и зачем торговые площадки это делают?
Приостановки торгов дают инвесторам возможность понять, что происходит на рынке, узнать информацию и принять решения на основе рыночных условий, рассказала президент Нью-Йоркской фондовой биржи Стейси Каннингем в интервью CNBC.
Как останавливает торги NYSE?
9 марта 2020 года после падения ключевых американских индексов на 7% сразу после начала торгов сработал автоматический «предохранитель», и торги остановили на 15 минут. Это помогло прекратить дальнейшее падение котировок. Когда торги возобновились, основным фондовым индексам удалось оторваться от своих минимумов и удержаться над ними.
Эти правила были разработаны после мгновенного технического обвала на Нью-Йоркской фондовой бирже в мае 2010 года (Flash Crash). Последнюю версию правил биржа приняла в феврале 2013 года.
Как останавливает торги Московская биржа?
Этот режим включается, если индекс Мосбиржи меняется на 15% в течение 10 минут подряд или цена какой-либо бумаги меняется на 20% в течение 10 минут подряд. Биржа может запустить этот механизм в период с 10:10 до 16:40 мск.
Серия дискретных аукционов продолжается полчаса и состоит из трех аукционов в каждой. Поступающие от покупателей заявки биржа удовлетворяет по единой цене, которая определяется для каждого из трех аукционов серии. После окончания дискретных аукционов торги проводятся в обычном режиме. По одной бумаге может быть не более двух серий аукционов в день.
Первая серия дискретных аукционов запускается в случае, если ценная бумага торгуется c отклонением в 20% от цены закрытия предыдущего дня в течение 10 минут подряд. Вторая серия дискретных аукционов запускается, если ценная бумага опять отклоняется на 20% в течение 10 минут подряд от цены, при которой началась первая серия дискретных аукционов.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор»!
Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее
Приостановка торгов
Как приостановить торги в банкротстве
Большинство дел о банкротстве физических и юридических лиц завершаются продажей имущества должника на электронных торгах. Такой аукцион можно остановить в случае нарушения правил торгов организатором или участниками. Приостановление торгов в банкротстве позволяет избежать правонарушения и добиться справедливого решения.
Причины приостановления торгов в банкротстве
Приостановить торги можно, если арбитражным управляющим, организатором или участником были нарушены правила при продаже имущества должника во время или до начала аукциона. Приостановка необходима, чтобы третья сторона изучила факты дела. Если федеральный закон был нарушен, у антимонопольного органа есть основания признать результаты торгов недействительными. В ситуациях, когда ФАС не обнаружила нарушений, продажа имущества должника возобновляется.
Приостановление торгов в банкротстве возможно по таким причинам:
Добиться приостановки торгов в банкротстве можно, когда кто-то из участников злоупотребляет правами. Это проявляется в подаче дополнительных заявок, что позволяет нарушителю создать видимость конкуренции. Основанием для приостановления является сговор между претендентом и организатором. Если правила нарушены, остановить проведение торгов будет несложно.
Обращение в ФАС
Ранее приостановление аукциона возможно было только после обращения в суд. С 2014 года гражданин может обратиться в федеральную антимонопольную службу. Подключать к процессу ФАС можно во всех ситуациях, если стороны не успели составить договор купли-продажи по итогам торгов. В противном случае решить проблему сможет только суд.
Для приостановки торгов через ФАС нужно составить жалобу. Только после ее подачи в антимонопольную службу можно добиться приостановки торгов в банкротстве. Аукцион возобновится, если в ходе проверки не будет найдено причин, позволяющих отменить продажу. Основанием возобновить торги является закрытие дела о банкротстве.
Если ФАС приостанавливает продажу, любые действия в этот период, которые касаются реализации объекта, считаются недействительными. Участники торгов обязаны исполнить решение антимонопольного комитета. Если действия организатора будут идти вразрез с требованиями ФАС, следующий шаг – обращение в суд.
Жалоба в федеральную антимонопольную службу
Приостановить торги можно в таком порядке. Сперва пишется жалоба на сайте компании-организатора. Чтобы сделать это, потребуется открыть карточку, которая привязана к продаваемому имуществу.
Документ подается с помощью:
Электронная жалоба рассматривается столько же, сколько и вариант обращения с помощью заказного письма. Ответ приходит на почту. Чтобы документ приняли и рассмотрели, нужно заполнить все необходимые поля.
Первое, что необходимо сделать – выбрать подразделение ФАС. Выбирая отдел, лучше ориентироваться на место, где находится продающийся лот. Понадобится добавить данные о себе. Юридическое лицо или фирма должны указать полное наименование.
Текст жалобы можно писать в вольной форме. Однако при составлении этого документа следует учитывать несколько моментов. После того как лицо заполнит каждую графу, сайтом сгенерируется «Содержание». В нем и необходимо изложить проблему. В тексте можно добавить ссылки на соответствующие статьи законодательства, которые были нарушены.
Для подтверждения нарушения лучше прикрепить в электронном виде всю документацию, которая есть. Понадобится пройти капчу. Без разрешения на обработку данных жалобу не будут рассматривать. Поэтому нужно будет разрешить службе проверить предоставленную информацию.
Обращение в суд
Обращение в суд потребуется, чтобы добиться признания продажи недействительной. В судебном порядке рассматриваются торги в банкротстве, которые уже завершились, а договор купли-продажи был заключен сторонами. Для оспаривания также пишется заявление.
Оспорить торги можно в течение года после их завершения. У претендента есть ровно двенадцать месяцев с того момента, как был заключен договор купли-продажи. Если этот срок истек, добиться возобновления аукциона будет невозможно.
Спустя год суд не примет заявление. Дела рассматриваются в судебном порядке, когда организатор игнорирует решение антимонопольной службы.
Обратиться в ФАС или суд может любой гражданин, который является участником торгов:
Остановить аукцион может также банкрот, чье имущество выставлено на продажу. Сторонние наблюдатели не имеют возможности приостановить (или оспорить) торги в банкротстве. Сделать это может только напрямую заинтересованное лицо.
Случаи из практики
Споры часто возникают в ситуациях, когда информация об аукционе опубликована с нарушениями. Организатор может разместить на интернет-источнике ложные данные или не все факты. Компания, которая организует аукцион, обязана разместить информацию за тридцать и более дней до торгов. Если нарушаются сроки, не все претенденты успевают попасть на продажу.
Нередко причиной приостановки торгов являются нарушения при внесении задатка или ситуации, когда во время приема заявок организатор игнорировал правила, которые описаны в законе Российской Федерации «О банкротстве». Иногда претендентами становятся супруги. Но чаще всего подобные действия признают противоправными. От недобросовестной конкуренции лучше отказаться, так как нарушители могут быть вообще лишены права участвовать в торгах.
Споры часто возникают в таких ситуациях:
Постепенно судебная практика пополняется новыми случаями. Поэтому перед тем как направлять жалобу, можно изучить свежие истории. На эти случаи разрешается ссылаться в заявлении. Если возникают какие-то сложности или вопросы, лучше консультироваться со специалистом. Опытный юрист поможет добиться желаемого результата.
Если продажа приостановлена, это может значить, что имущество вернется должнику. Однако в большинстве случаев аукцион возобновляется.
Закупки по 44-ФЗ И 223-ФЗ
Ошибочное толкование ФАС России процедуры приостановления торгов явилось основанием для признания не действующими отдельных положений разъясняющего данную процедуру письма
17 июня
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N АКПИ20-161
Верховный Суд РФ признал не действующим со дня принятия пункт 3 письма ФАС России от 24 сентября 2019 г. N РП/83261/19 «Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги» Далее — Письмо).
Пункт 3 Письма содержит разъяснения полномочий антимонопольного органа по приостановлению процедуры проведения торгов в рамках рассмотрения жалоб. В частности, в нем изложено, что в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно части 18 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 этой статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Часть 19 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указывает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 данной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Учитывая изложенное, при принятии к рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.
Верховный Суд РФ, признавая указанный пункт 3 Письма не действующим указал, в частности, что Федеральным законом «О защите конкуренции» обязательное приостановление торгов обусловлено фактом принятия жалобы к рассмотрению антимонопольным органом и направлением соответствующего уведомления заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (часть 11 статьи 18.1).
Данным Федеральным законом определен и период приостановления торгов — со дня направления уведомления до дня рассмотрения жалобы по существу (часть 18 статьи 18.1).
Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит предписаний, что при рассмотрении антимонопольным органом жалобы в порядке, предусмотренном его статьей 18.1, полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.
Подобное разъяснение ФАС России основано на ошибочном толковании приведенных в пункте 3 Письма норм, в том числе части 19 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», содержание которой вопреки доводам административного ответчика не предусматривает каких-либо полномочий антимонопольного органа, а определяет сформулированную как запрет обязанность организатора торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Этой же нормой определена ничтожность договора, заключенного с нарушением такого требования.
Учитывая установленные обстоятельства, пункт 3 Письма подлежит признанию не действующим со дня принятия оспариваемого акта.
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Блокирование и разблокирование тендерных процедур ФАСом
Ваш личный тендерный отдел!
Звоните +7 (903) 798-43-96.
Особенности блокирования/разблокирования тендерных процедур ФАСом после поступления жалоб (44-ФЗ, 223-ФЗ)
Любой участник закупки имеет право обжаловать действие/бездействие заказчика тендерной процедуры в ФАСе, арбитражном суде, а также прокуратуре. Поскольку алгоритмы подачи жалоб изложены на сайтах соответствующих органов, приводить их в данной статье нет необходимости. Автор ограничился в данной статье рассмотрением двух важнейших операций, предпринимаемых ФАСом в рамках реагирования на жалобы участников: приостановки процесса определения поставщика и его возобновления.
При поступлении от участника жалобы в ФАС она регистрируется канцелярией этой федеральной службы (если соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию жалобы и подписана ЭЦП), после чего ФАС направляет в ЕАИС информацию о жалобе.
Также информация направляется на ЭТП, где проводится обжалуемая процедура, причем в письме ФАС требует приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения договора (контракта). Это особенно актуально, когда жалоба подана в последний день регламентного срока (не более 5 дней со дня публикации обжалуемого участником протокола). Ведь после того как контракт будет подписан ФАС потеряет свои полномочия в отношении обжалуемой процедуры и решения вынести не может.
Как только процедура будет заблокирована в ЕАИС появится соответствующее уведомление, выделенное красным шрифтом.
Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу. Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб. Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки). Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.
По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.
— заказчик исполнил предписание в полном объеме.
— заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.
— заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.
Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму. Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме. При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик
Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы. Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем. А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.
В предписании указывается, согласно, Административному регламенту ФАС два срока: срок исполнения самого предписания и срок отчетности перед ФАСом о его исполнении.
На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.
Этому бездействию можно найти объяснение.
Ведь в ФАСе за блокирование/разблокирование конкретных процедур отвечают выделенные-специалисты.
Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг. Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика. А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет. Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.
Поскольку от бездействия ФАС в случае ее запаздывания с разблокированием процедуры страдают и заказчик, и победитель им целесообразно действовать сообща, хотя могут добиться успеха, действуя и независимо друг от друга.
Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится. Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура. Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится. А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.