Что ответить на искусство

Что такое искусство и зачем оно нужно

(написано в 2005 году для книги)

Что это такое – искусство? Никакие определения не дадут полной ясности.
В русском языке, скажем, это слово происходит от ИСКУС, или ИСКУШЕНИЕ. Интересно, что только в русском слова «искусство» и «художник» звучат по-разному. Сравните:
Английский язык: искусство – art, художник – the artist.
Итальянский: искусство – arte, художник – artista.
Французкий: искусство – l’art, художник – artiste.
Сербский: искусство – уметност, художник – уметник.
Последнее определение нам близко, так как родственно слову «уметь», а «умелый» уже практически соприкасается с «искусный». Но, впрочем, все эти наблюдения неконкретны. А различные словари и энциклопедии тоже поют каждый на свой лад.
Одни сообщают, что искусство – одна из форм общественного сознания, отображающая действительность в художественных образах. Другие утверждают, что оно – средство познания и изменения жизни, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. Третьи настаивают: искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.
Четвертые (БСЭ) вообще разделяют искусства на изобразительные и неизобразительные. К первым они относят живопись, скульптуру, графику, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трехмерных объемов (скульптура), либо путем их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным искусствам эти словари относят архитектуру, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.
Обратимся к истокам. Толковый словарь В. Даля сообщает: «Искуство – принадлежность искуснаго, искусность; знанье, уменье, развитая навыком или учением способность; ветвь или часть людскаго образования, просвещения; мастерство, требующее большаго умения и вкуса. Изящныя искуства, все художества. Искусничать, мастерить, работать что, требующее искуства».
Что тут скажешь? Каждое определение верно, и с каждым можно слегка поспорить. Мне хочется говорить в основном об «изящных искусствах» и «художествах». О живописи, с которой мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Искусство тем и прекрасно, что оно создается избранными, а принадлежит всем. Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира.
Нам вовсе не обязательно самим быть творцами, это невозможно, но стараться проникнуть в суть творения, приблизиться к его пониманию – в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, тем лучше для нас. Искусство многолико и вечно, но, к сожалению, оно не всегда влияет на нас без участия нашей воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Нужно захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на нас, простых смертных.
Человек рождается, живет и познает мир, играя. Для игры характерно создание человеком в пространстве и времени той картины мира, которая дает ему ощущение полноты жизни. Играющий человек выражает себя в свободной деятельности, называемой игрой. От игры так же, как от искусства, люди получают удовольствие.
Что такое игра? Это модель реальности, слепок с нее, взаимодействие с ней, тренировка – чтобы усваивать законы жизни, перебрать всевозможные варианты отношений с действительностью и выбрать наиболее приемлемую для тебя стратегию поведения. То же и искусство: и модель, и тренировка, и игра. В произведениях искусства тоже созданы более-менее приближенные к реальности модели жизни, и с произведением, постигая его, можно поиграть. Во всяком случае, такую игру предлагает нам художник, каждый свою.
Как и в искусстве есть своя магия, о чем мы уже много раз говорили, так и в игре. Достаточно вспомнить гадания на картах, «Игрока» Достоевского и других игроков. И игра, и искусство происходят из одного древнего корня. Что есть мифы и сказки, описания старинных обрядов и ритуалов, как не игры – со своими установленными правилами, ходами и стратегиями, тактикой и выигранными призами? Здесь религиозная теория происхождения искусства смыкается с игровой: скажем, ритуальный танец перед охотой служил для «проИГРывания» предстоящего события и попыткой повлиять на его благополучный исход.
Детство играющего человечества всякий раз повторяется в детстве каждого ребенка. Мальчики играют в солдатиков и проигрывают ситуации, когда солдаты умирают в сражениях или побеждают. Девочки «наказывают» кукол, которые «не слушаются», одевают в разные одежды, выпрашивают у родителей мебель для куклы и подруг. Игра приближается к реальности. Произведение искусства – игра, которую оно предлагает, один из возможных срезов мира для попытки зрителя приспособить его к себе, представить, что было бы, если б мир был таков, как на картине.

Источник

Искусство отвечать на вопросы

Отвечайте на вопрос кратко, сжато, в одном предложении.
Потом можно сделать паузу и расшифровать, особенно если вас слушает сразу несколько человек. Выясните у них, удовлетворены ли они ответом. Не вдавайтесь ни в какие объяснения, если вас больше не спрашивают.

ВОПРОС: Как мгновенно ответить на любой вопрос? И всегда ли это возможно?

ОТВЕТ: Дайте мне подумать!

Я уже сам начал теоретизировать. Переходим к практике: задавайте мне любые вопросы!

Но сначала один пример, а то искусство без наглядных примеров это не искусство, а профанация. У лектора спрашивают:

ВОПРОС: Скажите, а где находится ваш офис?

ОТВЕТ: Подойдите ко мне после лекции, и вместе поедем.

К каждому вопросу надо подходить так, как если бы у людей, их задавших, были действительно серьезные намерения попасть в ваш офис, или на Марс, или познакомиться с давно умершим Аристотелем, или пойти на войну за правое дело. Если вас спрашивают про египетские мумии, значит, эти люди хотят, чтобы их мумифицировали. Проявите к ним максимальное уважение, и ни в коем случае не переспрашивайте, зачем им это понадобилось.

ВОПРОС: Все-таки скажите, где находится ваш офис, чтобы мы могли подъехать к вам завтра?

ОТВЕТ: Позвоните мне, когда надумаете, и я вам объясню.

ВОПРОС: Извините, но мы хотим территориально представлять себе, где находится ваш офис?

Ищите хороших учителей!

Точка! То есть, направляйте слушателей от несущественных вопросов к существенным, ведите их за собой. Поставили им диагноз, сказали, что они, дескать, неправильно питаются, или неправильно мыслят, или их не в том роддоме рожали, и намекните им на то, что есть и существенные вопросы, которые они в свете вашей лекции могли бы задать.

Итак, хотите попробовать, как это работает? Задавайте мне любые вопросы!

Источник

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО. Попытаемся дать определение.

На вопрос, что такое искусство, ответить и легко и трудно. Проще всего сказать: искус­ство — это художественная литература, живо­пись, скульптура, музыка, кино, театр, архи­тектура. Но это еще не ответ, а только перечис­ление различных видов искусства. Гораздо труднее дать логическое определение, т. е. указать на то общее, что лежит в основе всех этих видов. Почему, в самом деле, мы объеди­няем их одним понятием «искусство»? Ведь они очень разные! Что общего между романом и статуей, между симфонией и рисунком, меж­ду кинофильмом и архитектурным соору­жением?

Можно сказать так: искусствоэто эсте­тическая деятельность человека. Пишет ли он роман или картину, танцует в балете или проектирует монумент — он создает эстети­ческие ценности. Это уже больше похоже на определение.

Однако оно сразу вызывает встречный во­прос: а что значит эстетическая деятельность? Мы можем расшифровать наше определение, пояснив, что эстетическая деятельность со­вершается по законам красоты, направлена на созидание прекрасного и возбуждает положи­тельные эмоции. И это будет в общем верно, но опять несколько расплывчато. Ведь стремле­ние к красоте проявляется и в науке, и в труде, и в повседневном обиходе. Всякое творчество в широком смысле слова есть творчество по за­конам красоты. Что же касается эмоций — вол­нения, радости, восхищения, смеха, сострада­ния, то они, как известно, вызываются не толь­ко искусством. Эти замечания серьезны, и даль­ше мы к ним вернемся.

А с другой стороны — разве в искусстве все и всегда прекрасно? Разве оно не показы­вает нам на каждом шагу и безобразное и оттал­кивающее? Что прекрасного в продажных и глупых героях «Ревизора» Гоголя?

На это ответить сравнительно легко: не нужно смешивать предмет, отраженный в ис­кусстве, с самим произведением искусства. Есть известное изречение: «Нарисовать пре­красного старика и прекрасно нарисовать ста­рика — не одно и то же». Произведение искус­ства может иметь своим предметом сколь угодно безобразные явления действительности, но само быть прекрасным. Прекрасным в своем понима­нии и оценке безобразного, в своей выразительности, в гармонии своих элементов. Герои «Ре­визора» ничтожны, но комедия «Ревизор» как произведение искусства прекрасна.

Источник

Что такое искусство и зачем оно нужно людям?

Что ответить на искусство

Что такое искусство? Мы попытались разобраться с этим в нашем курсе «История искусства», и можем сказать, что этот вопрос так же вечен, как и само искусство, и существует с тех самых пор, когда человек начал отделять искусство от прочей своей деятельности.

Это принципиальный момент. Вряд ли первобытный человек, украшавший резьбой и орнаментом орудия труда, оперировал какими-то абстрактными понятиями наподобие искусства. И вряд ли кто-то сможет в точности воссоздать ход его первобытных мыслей. Однако мысль о том, что же такое искусство, не отпускает людей на протяжении многих тысячелетий.

Исторический экскурс

Даже с учетом того, что язык и письменность сложились намного позже, в первобытном обществе попросту не было возможности содержать за счет других отдельную когорту соплеменников, которая занималась бы исключительно украшательством. Тем не менее в полном лишений и опасностей первобытном мире человек уже испытывал потребность выйти за рамки простого обеспечения насущных потребностей и как-то украсить свою жизнь.

Все изменилось, главным образом, в период Античности. Появился запрос на возведение дворцовых и культовых архитектурных сооружений, визуализацию образов мифических существ и божеств. Появилась потребность в организации массового досуга населения, что стало предвестником развития различных форматов зрелищных мероприятий.

Соответственно, появились и люди, занятые узкоспециальной деятельностью по проектированию сооружений, изготовлению статуй, росписи стен культовых учреждений. В Древнем Риме представители знати создавали собственные оркестры, в которых на музыкальных инструментах играли рабы.

Далеко не всегда принадлежность к творческой профессии считалась престижной и элитарной. Достаточно долго актерская деятельность и участие в театральных постановках были уделом рабов и крепостных. Да и бродячие артисты европейского Средневековья, которых часто называют вагантами, были из числа не слишком обеспеченных слоев населения.

Собственно, многие и начинали заниматься певческой и сценической деятельностью потому, что оказались «не у дел» в рамках социума и изначально отведенной им роли в социальной структуре общества. Так, среди вагантов часто встречались клирики – представители духовенства, почему-либо проживавшие вне прихода, и рыцари, в силу разных причин не имевшие земельного надела и поместья.

В принципе, и сам термин «искусство» достаточно долго не предполагал никакого налета элитарности, а просто служил для обозначения какого-либо типа деятельности. Так, в период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Например, любое ремесло, будь то ткачество, шитье, кулинария, гончарное или кузнечное дело, считалось прикладным искусством.

В свою очередь, занятия, не требующие физических усилий, именовались свободными искусствами. В системе обучения появилось такое понятие, как «7 свободных искусств», которые должен был освоить любой получавший образование человек. Это были грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В современном понимании из этого перечня к искусству можно отнести только музыку и, с некоторой натяжкой, риторику как искусство публичных выступлений, декламации стихов, прочих текстов.

В более поздние исторические периоды неоднократно предпринимались попытки конкретизировать понятие искусства. В этом плане весьма интересна статья бельгийского художника-модерниста Анри Ван де Велде «Одушевление материала как принцип красоты», написанная им в 1910 году и вошедшая в многотомник Récit de ma vie («История моей жизни») [H. Velde, 1992].

Основным признаком отнесения к искусству в его понимании является работа над материалом, которая ведет к преображению свойств данного материала и обретению качеств, которых ранее этот материал не имел. Видение достаточно интересное, однако не отвечающее на вопрос «Что такое искусство?» по существу.

Далеко не каждое видоизменение материала можно считать искусством. Именно поэтому достаточно долго продержалось определение искусства как чего-то такого, что способно вызвать эмоциональный отклик у других людей. Впрочем, и это определение нельзя считать исчерпывающим, потому что далеко не каждое действо, вызывающее эмоции, можно отнести к искусству в привычном для нас сегодня понимании.

Культурологи 20 столетия пытались разложить эти интуитивно воспринимаемые критерии на понятные составляющие определения искусства. Одна из таких попыток предпринята в книге «Человеческая деятельность: опыт системного анализа» [М. Каган, 1974]. Так, автор предлагает рассматривать искусство и художественное творчество как синкретизм четырех составляющих человеческой деятельности:

Кроме того, многие искусствоведы считают необходимым дополнить это определение несколькими важными признаками, по которым возможно отнести произведение искусства к таковому [А. Свешников, 2001]. К примеру, автор книги «Композиционное мышление в изобразительном искусстве» выделяет следующие критерии:

Тут речь идет об изобразительном искусстве, однако и для других видов творчества многое тоже верно. Например, образность, композиция, эстетическая составляющая.

Как видим, любые попытки подогнать определение искусства под какие-то рамки весьма сложны и небесспорны. Поэтому часто предлагается достаточно узкое, зато не вызывающее особых возражений по существу определение искусства как художественной деятельности, а определение произведения искусства как ее результата.

В общем-то, в современном мире можно найти немало определений термина «искусство». Мы предлагаем остановиться на понимании искусства как образного переосмысления действительности и передачи смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и т.д.

Более подробно мы рассматриваем эту тему в нашем курсе «История искусства». Кроме того, в рамках этого краткого курса мы рассматриваем историю и хронологию развития основных его видов.

Виды искусства

Итак, мы определились, что считать искусством в самом общем понимании. Но, разумеется, искусство не может существовать вне какой-либо формы и вида. Какие же виды искусства существуют? Или в каком виде может существовать искусство?

Основные виды искусства:

Классификацию можно встретить самую разную, и принципы отнесения искусства к тому или другому виду могут у разных экспертов отличаться. Более того, и видов искусства при желании можно насчитать гораздо больше, ведь при желании под определение искусства попадает и бумажная аппликация, и настенное граффити, и макраме, и многое другое.

Наша цель – показать, что искусство не может существовать вне какой-либо формы и вида, и оно всегда должно принять какую-либо художественную форму, которую можно оценить при помощи органов чувств: зрения, слуха и прочих.

Весьма распространенным подходом является классификация искусства по историческим эпохам: искусство Античности, Средневековья, Ренессанса, Нового времени, современное искусство. Аналогично распространена классификация по неким эпохальным культурным трендам: искусство модернизма и постмодернизма, барокко и рококо, импрессионизма и постимпрессионизма, романтизма и классицизма.

Смысл такого подхода, думается, ясен. Искусство не может существовать вне времени или эпохи. И даже если искусство опережает свое время, является более прогрессивным и не всегда понятным современникам, оно все равно является характеристикой эпохи, предтечей будущих изменений.

Эксперты могут оценить, если можно так сказать, «процент заимствования» в том или ином стиле той или другой эпохи. И зачастую сам факт наличия таких заимствований и смешения стилей становится определяющей характеристикой искусства того или иного периода. Так, искусство постмодернизма – это, по сути, совмещение и смешение множества стилей, культур и направлений.

И, пожалуй, самым главным и самым непонятным остается следующий вопрос: зачем? Зачем человеку искусство? Что заставило нашего далекого предка, страдающего от голода и холода, в перерывах между охотой на мамонта сделать узор на рукоятке топора и украсить копье? В этом направлении дискуссий ведется ничуть не меньше, чем в направлении попыток дать определение искусству или как-то классифицировать его по видам. Что логично, ведь тема на самом деле очень интересная.

Цели искусства

Итак, зачем человеку искусство? Какие цели, осознаваемые и неосознаваемые, преследуют люди, занимающиеся искусством? Попытки найти и обозначить цели, которые преследуют люди, занимаясь искусством, прослеживаются со времен Античности. Древнегреческий философ Аристотель в своем труде «Поэтика» выделял так называемые «немотивированные цели искусства» [Аристотель, 1998]. Под этим определением Аристотель понимал природный инстинкт и стремление человека к гармонии, равновесию и ритму. Проще говоря, стремление к красоте, которое существует независимо от степени полезности красоты.

Далее, искусство позволяет подключить воображение и воспринимать этот мир без посредничества вербальных форм: видеть картину, слышать музыку, чувствовать вдохновение. На эту составляющую искусства указывал немецкий философ Иммануил Кант в своей работе «Критика способности суждения» [И. Кант, 1994]. Стремление к воображению свойственно любому человеку, что можно легко заметить, наблюдая за детьми. Они играют, фантазируют, наделяют предметы несуществующими свойствами, сами изображают животных, машины, самолеты…

Где-то рядом с воображением находится человеческое стремление к загадочности и таинственности. Тут опять можно вспомнить детей и их любовь к сказкам. И даже если взрослые не уделяют достаточного внимания чтению сказок детям, последние очень быстро начинают придумывать сказочные сюжеты самостоятельно. Интересно, что на такой составляющей целей искусства как стремление к загадочности, акцентировал внимание известный ученый Альберт Эйнштейн, автор теории относительности. В частности, он писал об этом в своей работе The World as I See It («Мир, каким я его вижу») [А. Эйнштейн, 2015].

Непосредственно связана с воображением и символическая функция искусства. С момента, когда человеческое воображение начало рисовать некую потустороннюю картину мира с мифическими существами, возникла необходимость как-то визуализировать подобные фантазии и донести их до окружающих.

К слову, возможность обратиться к неограниченному кругу лиц, с которыми человек незнаком лично, но хотел бы поделиться своими эмоциями или видением чего-либо – это тоже одна из целей, которую преследуют люди, занимаясь искусством. Таким образом, искусство может стать средством коммуникации, рекламы и пропаганды, средством психотерапии и способом выражения протеста, вариантом оформления собственных воззрений и просто развлечением.

Все вышесказанное вовсе не означает, что цели искусства всегда и всем были понятны. Или хотя бы становились понятными по мере оформления в четкие формулировки с указанием причинно-следственных связей. Тема целей искусства постоянно становилась источником дискуссий, а рассуждения на тему «зачем нужно искусство» не всегда приводили к какому-то внятному ответу на поставленный вопрос.

В качестве примера можно привести известный труд писателя Льва Толстого «Что такое искусство», написанный в далеком 1897 году [Л. Толстой, 1897]. Значительная часть работы посвящена сомнениям в пользе искусства как таковой и адекватности трудовых и финансовых затрат на создание произведений искусства.

Поводом к подобного рода рассуждениям послужила вполне себе рядовая для творческой среды ситуация, когда Льву Толстому довелось присутствовать на репетиции масштабного представления, где было задействовано около сотни музыкантов и примерно столько же актеров, не считая технического персонала и художественных руководителей. Людям, когда-то принимавшим участие хотя бы в художественной самодеятельности, не нужно объяснять, что скоординировать такое количество людей непросто, и сбоев может быть очень много, а за ними последует множество выяснений отношений, взаимного недовольства и бесчисленного повторения отрабатываемого действия.

Лев Толстой задался сакраментальным вопросом: зачем. Или, как написал сам Толстой, «что же здесь делается и для чего и для кого?» [Л. Толстой, 1897]. Чтобы пояснить свою мысль, Толстой приводит пример, как ему довелось наблюдать за погрузо-разгрузочными работами и выражением чьего-то недовольства по поводу нескоординированности действий, из-за чего упал выгружаемый тяжелый предмет. В ситуации погрузки-выгрузки для Толстого причина недовольства понятна, потому что нескоординированность действий и падение выгружаемого предмета могут привести к поломке. А вот что такого ужасного случится, если актеры выйдут не достаточно синхронно, или музыканты сыграют чуть быстрее, чем требуется, писатель Лев Толстой не понимает.

Следующий десяток страниц посвящен анализу того, что сказали об искусстве в разное время различные ученые, философы и представители прочих творческих профессий. Лев Толстой приходит к выводу, что, даже если согласиться, что цель искусства – это стремление к прекрасному, то однозначного определения, что же такое красота, все равно нет [Л. Толстой, 1897].

Более того, Лев Толстой считает, что нельзя ограничивать понимание искусства стремлением к прекрасному, и дает свое определение искусства: как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство [Л. Толстой, 1897]. Чувства могут быть самыми разными, и не всегда они красивы и прекрасны. Эмоции тоже могут быть разными, и не всегда положительными. Тут вполне можно согласиться с подобным пониманием искусства.

Каковы же основные «претензии» Толстого к искусству? Если кратко, писатель считает, что искусство отдаляет людей от природы, так называемых естественных условий жизни. И даже не само искусство, а те формы, которые оно обрело в современном Льву Толстому обществе. Толстой считает, что в современном ему мире произошло замещение «идеала нравственности идеалом красоты», а искусство в существующем виде развращает людей [Л. Толстой, 1897]. Еще раз обратим ваше внимание, что эссе было написано Львом Толстым в 1897 году, и что бы он написал, увидев образцы искусства 21 столетия, остается лишь догадываться…

В то же время Толстой считает, что, цитируем: «искусство есть один из двух органов прогресса человечества. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего». Проблема, в его понимании, заключается лишь в том, что формы искусства обрели извращенный вид.

К извращениям он относит, в частности, огромные трудозатраты на создание произведений искусства – печатанье «мнимохудожественных» книг, подготовку низкосортных театральных постановок. К этой мысли Толстой возвращается несколько раз на протяжении всего своего эссе «Что такое искусство». Правда, кому доверить и как определять художественную ценность произведения искусства, у Толстого внятного ответа мы не найдем.

И самое главное, любые претензии к искусству или к формам, в которых оно существует, лишь подтверждает ранее приведенные тезисы: люди не могут обойтись без искусства, а искусство не может существовать вне какой-либо формы или вида. А значит, людям остается лишь совершенствовать формы искусства и изобретать новые, которые, возможно, когда-нибудь станут лучше, чем то, что мы видели до сих пор.

И еще один вывод, который напрашивается после знакомства со всем массивом размышлений великих людей об искусстве: искусство невозможно свести исключительно к полезности. Изначально прав был Аристотель в своем труде «Поэтика», когда выделял так называемые «немотивированные цели искусства» и объяснял, что стремление к красоте у человека существует, независимо от степени полезности красоты [Аристотель, 1998].

Данный постулат актуален и в наступившем третьем тысячелетии. В качестве подтверждения приведем лекцию британского музыканта и композитора Брайана Ино «Что такое искусство», прочитанную им в рамках ежегодного цикла лекций имени Джона Пила в 2015 году [Б. Ино, 2015].

Для справки: Джон Пил – британский радиоведущий, записавший радиоконцерты многих когда-то неизвестных музыкантов и музыкальных групп 60-х, 70-х, 80-х годов, что способствовало взлету их популярности. Ныне Джон Пил является признанным экспертом в мире современной музыки, умеющим «балансировать между вещами, о которых известно, что они нравятся публике, и вещами, о которых можно думать, что они могут понравиться людям».

Так вот, при подготовке лекции Брайан Ино задумался, откуда взялось понятие «творческая индустрия». А появилось оно по причине стремления многих творческих проектов получить государственное финансирование. Государственное финансирование проще получить, если есть возможность показать полезность проекта в цифрах, в том числе оперируя экономическими терминами, такими как «индустрия».

В понимании Брайана Ино, такой подход – это «начало конца для искусства, потому что это позволяет думать, будто то, что нельзя выразить в цифрах, является бесполезным» [Б. Ино, 2015]. Однако сводить искусство к сиюминутным текущим цифрам, по сути, неверно, потому что искусство и творчество развивают человеческое воображение, без которого человек не смог бы совершать научные открытия, представлять будущие технические и дизайнерские проекты. Да даже просто понимать других людей, потому что для этого нужно уметь вообразить себя, что называется, «в их шкуре».

Последнее, кстати, очень важно и актуально. Человек – существо социальное, и эмоции для полноценной жизни ему нужны ничуть не меньше, чем наука, знания и достижения научно-технического прогресса. Так вот искусство в самом широком смысле слова – музыка, театр, книги, телесериалы и т.д.– дает возможность переживать самые разные эмоции в безопасных обстоятельствах.

Это общее свойство всего искусства, независимо от его «национальности». Применительно к нашей субкультуре можно сказать, что нам необязательно бросаться под поезд, как Анна Каренина, или топить беззащитную собачку, как Герасим. Мы можем пережить эмоции, которые переживали герои, просто почитав художественные произведения.

Но для этого в нашей субкультуре должны быть художественные произведения такого уровня, которые вызывают мощные эмоции. А это было бы невозможно, если бы искусство и культура развивались исключительно из соображений полезности, выраженной в доходе, прибыли или количестве созданных рабочих мест. Искусство нам нужно независимо от всего этого перечня «полезностей».

Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: что же все-таки такое искусство? Да, мы попытались ответить на него в нашем курсе «История искусства», но при этом мы можем согласиться с определением, предложенным Брайаном Ино. Он считает, что искусство – это то, чего человек не должен делать, но все равно делает.

Человек должен кушать, чтобы получать питательные вещества, но для получения питательных веществ не нужны изысканные блюда и сервировка стола. Человек должен одеваться, чтобы не замерзнуть, но от холода защищает любая одежда, и не обязательно она должна быть модной и красивой. И топор первобытного человека – это всегда топор, независимо от того, потрудился ли человек нанести на ручку топора какой-то узор.

И как определить, сколько и каких эмоций нужно каждому из нас для полноценной жизни? И в каком формате нам нужны эти эмоции? В виде концерта классической музыки или рок-концерта, в виде картин импрессионистов или фотоотчета о путешествии в Гималаи, в виде экранизации романа «Война и мир» или очередного телесериала?

Для каждого ответ будет свой, и именно поэтому обществу нужно искусство, даже если на каком-то этапе развития оно не вполне четко осознает, что следует понимать под искусством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *