Что значит тонированная цветная бумага
Виды и сорта бумаг
С бумагой связана вся сознательная жизнь человека, в некотором смысле вся история современного человека. Первые промокашки и прописи в школе, красивые тетради, письма в конвертах, бесконечное множество книг в различных переплетах, газеты, журналы. Этот список можно продолжать бесконечно. Бумага и сейчас является неотъемлемой часть жизни каждого человека, а в рекламной полиграфии выступает главным и важнейшим инструментом. И мы кратко расскажем об основных видах и сортах бумаг, с которыми работаем в нашей типографии.
БУМАГА — материал в виде тонкого листа (толщина 4-400 мкм), состоящий в основном из предварительно размолотых растительных волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой. В зависимости от способа изготовления и последующей отделки выделяют огромное количество сортов бумаги. В процессе производства бумага протягивается через бумагоделательную машину, в результате чего бумажные волокна, располагаясь беспорядочно, все же имеют некоторое выделенное направление (вдоль движения). Направление волокон играет важнейшую роль в печатных и переплетных процессах. Бумага лучше сгибается и рвется вдоль основного направления волокон.
Офсетные бумаги
Это бумаги без покрытия, применяются для однокрасочной и многокрасочной печати иллюстрированных изданий, календарных блоков, книг, фирменных бланков, конвертов, блокнотов, тетрадей и журналов. При производстве этой бумаги используется поверхностная проклейка — тонкий слой проклеивающих веществ наносится на поверхность бумаги для обеспечения высокой прочности, предохраняет ее от выщипывания отдельных волокон липкими красками, а также уменьшает деформацию бумаги при увлажнении, что необходимо для обеспечения точного совпадения красок в процессе многокрасочной печати.
При подготовке оригинал макетов необходимо учесть, что из-за отсутствия мелованного слоя на офсетной бумаге сложно получить яркое и насыщенное изображение: краска «падает» или «проваливается».
Мелованные бумаги
Мелованные бумаги, глянцевые и матовые, чистоцелюлозные, многослойного двухстороннего мелования, обладают отличными печатными свойствами, имеют высокую степень непрозрачности.
Используются в основном для создания рекламной полиграфии. Это наиболее широко применяемый в этой области материал для печати каталогов, брошюр, буклетов, листовок, плакатов.
Дизайнерские бумаги
Дизайнерские бумаги и картоны, обладающие оригинальной фактурой, как правило, применяются при создании нестандартных, привлекающих внимание изделий. Они могут использоваться в производстве практически любой продукции, от фирменного бланка и визитки до подарочной упаковки и открыток.
Очень часто эти материалы имеют рыхлую структуру, поэтому работа с ними требует особого внимания.
Самоклеющиеся бумаги
на обратной стороне имеют клеевой слой. Подложка большинства сортов самоклеющихся бумаг покрыта специальной антиадгезивной бумагой, на ней выполнена надсечка для легкого снятия. Это покрытие отделяется от основы при наклеивании.
Существует несколько разновидностей самоклеящихся бумаг:
по виду поверхности — матовая, полуглянцевая, глянцевая;
по типу клея — со съемным (полупостоянным) клеем (бумага легко снимается с поверхности, на которую она наклеена) и с несъемным (постоянным) клеем;
по цвету основы — белая, цветная, флуоресцентная.
Самоклеющаяся бумага пригодна для печати офсетным способом и используются для производства рекламных наклеек и этикеток.
Несмотря на то, что самоклеющиеся бумаги — композитный материал, по своим печатным свойствам они не отличаются от обычных мелованных бумаг.
Бумаги, тонированные в массе
Цветная, или тонированная в массе, бумага окрашивается непосредственно в процессе изготовления, то есть буквально тонируется в массе. В бумажную массу вводятся красители, что делает цвет бумаги стойким и одинаковым как на поверхности, так и на срезе. В последнее время все чаще создают коллекции, в которых главный акцент ставится именно на цвет. Бумаги таких коллекций обычно довольно просты сами по себе; главное, чем они привлекательны, — их цвет.
Калька
Существует множество разновидностей кальки, отличающихся друг от друга как прозрачностью, так и текстурой. Также выпускаются сорта, тонированные в массе.
Картон
Картон — это бумага с большой плотностью и/или жесткостью, четкой границы между бумагой и картоном нет. Картоном также считается многослойная бумага. В качестве сырья для производства картона чаще используют вещества с более грубыми и жесткими волокнами — бурую древесную массу, полуцеллюлозу, сульфатную целлюлозу и макулатуру. Внутренние слои многослойного картона обычно отливают из более дешевых композиций, наружные слои — из более прочного и дорогого волокна.
Мелованные картоны с превосходным глянцем производятся из целюлозы и древесной массы с оптимальной пухлостью и жесткостью, чем обеспечивается высокая гладкость поверхности, ее белизна и прочность. Мелованный слой картона позволяет добиться высокого качества печати. Этот вид картона является одним из наиболее распространенных материалов в рекламной полиграфии и широко применяется при производстве упаковки для промышленных товаров, фармацевтических препаратов, коробок различного назначения, в том числе для упаковки подарков, сухих продуктов и одежды.
Зарисовки 25 августа!
Привет всем! Сегодня первый день нашего марафона и я набросала небольшую зарисовочку.
Нарисована она на тонированной акварельной бумаге голубой акварелью и белой гуашью.
Не знаю насколько получилось, но вот такое у меня было “спокойное” настроение.
Что такое тонированная бумага?
Это обыкновенная бумага, на которой сделали отмывку акварелью или чаем. За счет этого бумага приобретает нужный оттенок. Конечно можно и просто на цветной бумаге рисовать, но, например, для детского творчества слишком яркая и жутко тонкая, а бумага для пастели слишком дорогая, чтобы переводить ее на наброски. А тонированная своими руками в самый раз – и красиво и не жалко.
Как сделать отмывку?
В итоге должна получится бумага нужного цвета без пятен, подтеков или полосок. Вот такие бумажки получились у меня. Верхняя – акварельная, затонирована акварелью. Нижняя – ватман, залитый чаем.
Такой бумаги можно сразу сделать много, разных цветов, чтобы потом не тратить на это время.
На тонированной бумаге хорошо рисовать не простым карандашом, а чем-нибудь цветным. Например пастелью, цветной тушью, ачкварелью, углем, сепией, сангиной… Можно сочетать разные материалы в одной работе. Главное не тонировать бумагу сильно ярким цветом, иначе она будет перекрикивать рисунок. Надеюсь эта краткая заметка поможет вам разнообразить свои зарисовки и наброски!
Мастер-класс с применением нетрадиционных техник «Тонирования листа бумаги» для последующего рисования
Елена Владимировна Таратова
Мастер-класс с применением нетрадиционных техник «Тонирования листа бумаги» для последующего рисования
Мои детки, как и все дети, очень любят рисовать,но больше всего их увлекает рисование нетрадиционными техниками. Во время рисования они чувствуют себя художниками.
На белом листе бумаги рисунки получаются, как мне показалось, не очень яркими и насыщенными.
Я предложила детям попробовать различные способы тонирования листа бумаги.
В свободное время мы попробовали тонирование листа различными материалами. Дети пришли в восторг!
Предлагаю Вашему вниманию несколько способов.
1 способ «Монотипия»
Лист бумаги нанести гуашь, так чтобы гуашь была насыщенной и влажной, сверху прикрыть вторым листом и прогладить по листу ладошками, снять лист
2 способ «Поролоновая губка»
На влажную,но хорошо отжатую губку наносится краска или полоски краски. Губка переворачивается краской вниз и проводится непрерывная (прямая или волнистая линия).Такими линиями заполняется весь лист.
3 способ «Печать скомканной бумагой«
Тонкий лист бумаги смять и опустить в краску,а затем комок примакивать к плотному листу бумаги, там где хотите,выбирать краску можно любую.
Закрашиваем лист бумаги пастелью, можно разноцветной, затем берем черную гуашь и покрываем лист.
5 способ «Шпатель зубчатый»
Закрасить лист бумаги краской. Несколько раз провести по закрашенному участку в любом направлении, пока не получатся рельефные линии. Дать краски высохнуть.
На зубную щетку или жесткую кисть набрать немного краски, наклонить щетку или кисть над листом провести по ворсу. Брызги разлетятся по листу.
Вот и можно приступать к рисункам!
Приятного Вам просмотра!
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс по изобразительной деятельности. 1 слайд: Тема: «Нетрадиционные техники рисования». 2 слайд: Актуальность темы: • Во время.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к.
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования стран мира» Работаю над проектом «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования стран мира для детей старшего дошкольного возраста». Расскажу немного.
Мастер-класс «Крокодильчик». Нетрадиционные техники рисования Детям нравится все необычное, яркое. Вот такого крокодильчика с шероховатой поверхностью я предложила сделать своим воспитанникам на занятии:.
Мастер-класс «Осеннее дерево». Нетрадиционные техники рисования. Аппликация Хочу с вами поделиться своим опытом. На этот раз я хочу показать вам,как можно интересно и необычно сделать осеннее дерево. Своё осеннее.
Мастер-класс «Павлин». Нетрадиционные техники рисования Ребёнок да и мы взрослые сталкиваемся с проблемой: как я это нарисую? И тут на выручку приходят нетрадиционные техники рисования. Сейчас.
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Основная часть Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» И в десять лет, и в семь и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий.
Виды дизайнерских бумаг
Мир бумаги: разнообразие дизайнерских бумаг
Виды дизайнерских бумаг
При выборе бумаги возникает много вопросов. Бумага так же разнообразна, как и виды продукции (конверты, листовки, блокноты и т.д. и т.п). Мы решили сделать серию статей о бумаге используемой для изготовления полиграфической продукции. Мы познакомим вас с ее особенностями, областями применения и важными аспектами выбора.
Начнем с того, что вся бумага условно делится на четыре типа:
И каждый вид делится еще на несколько подвидов.
Мы подготовили обзорную статью, в которой расскажем о дизайнерской бумаге, используемой в полиграфическом мире. Такая бумага достаточна разнообразна по многим факторам. В дальнейшем мы сделаем подборку заметок про отдельные факторы или виды таких бумаг, где более детально расскажем о ее применении в полиграфии, о плюсах и минусах при выборе нанесения и о небольших тонкостях, которые стоит учесть при выборе для вашего заказа.
Плотность
Первое, на что можно обратить внимание – плотность бумаги, она может варьироваться от 80гр до 900гр. Разные плотности используются для разной полиграфической продукции, то что подходит для обложки блокнотов, не подойдет для изготовления журналов. Поэтому лучше проконсультироваться у специалистов, какая плотность бумаги подойдет именно для изготовления вашей продукции, прежде чем составлять ТЗ. Чаще всего для производства рекламных и презентационных материалов используют бумаги в диапазоне от 100 гр/м2 до 350 гр/м2.
Цвет
— Тонированная в массе. Спектр цветов очень широк. Такую бумагу хорошо использовать в рамках фирменного стиля компании. Даже на срезе, вы увидите нужный вам цвет. С помощью такой бумаги также можно выделить продукцию, сделать ее более яркой и эксклюзивной. Надо также помнить, что цветная бумага тонированная в массе может быть одновременно и металлизированной, и с тиснением.
— Не цветная – белая. Дизайнерская белая бумага также относится к классу «Премиум». Подходит для использования, если фирменный стиль компании предполагает строгость и лаконичность.
Фактура
— Бумага с тиснением
Наиболее частые виды тиснения: лен; кожа; микровельвет; молоток; мозаика; холст; фетр; песок; шелк; тростник; верже.
Тиснение бумаги может быть, как односторонним, так и двусторонним.
— Различные эффекты.
Тактильные или визуальные. Для придания дополнительных изысков бумаге, делают специальное покрытие, например, перламутровое, металлизированное или Soft Touch. Или добавляют вкрапления в бумагу.
Специальные сорта бумаг
1. Калька
Полупрозрачная бумага. Изготавливается по специальной технологии с применением мелкоизмельченной целлюлозы и различных связующих смол для достижения прозрачности. Калька может быть не только белой полупрозрачной, но и цветной, и с металлизированным эффектом. Кальку ранее воспринимали как материал технический, использовали для чертежей. На данный момент, благодаря широкому выбору и уникальности кальки, можно создать оригинальный дизайн продукции. В полиграфии кальку используют для производства вкладышей, вклейки в продукцию или для декоративного оформления изделий.
Особенности печати по кальке.Калька – полупрозрачный материал. Если по задумке дизайнера она накладывается на бумагу, то не всегда можно получить эффект, который вы себе представили. Важно правильно подготовить макет для кальки и макет для печати на бумаге.
2 Крафт
3 Бумага тип «эфалин»
Эта бумага самая популярная для изготовления переплетных материалов и пакетов. Такая бумага выпускается в одной плотности 120гр/м2, но даже при такой плотности она достаточно износостойкая к перегибам и многочисленным сложениям. Что делает данный вид бумаги достаточно популярным. Нужно заметить, что у эфалина широкая цветовая гамма, а также имеет разную фактурность (лен, микровельвет). Данный тип бумаги подходит для разного нанесения, это может быть офсетная печать, нанесение методом шелкографией и конечно можно сделать тиснение.
Спектр использования фактурных и гладких дизайнерских бумаг в полиграфии очень широк. Поэтому Типография на Павелецкой готова предложить бумагу на ваш выбор. Наши менеджеры подскажут, какую бумагу лучше использовать: плотность, гладкость/фактурность и технологию нанесения. Помогут подобрать под фирменный стиль компании.
Особенности разных видов нанесений на дизайнерской бумаге
При изготовлении продукции из дизайнерской бумаги нужно учитывать несколько факторов. Не вся бумага подходит для всех видов нанесения или после печатной обработке.
Производство бумаг не стоит на месте и каждый год появляются новые сорта бумаг. 2019 год не станет исключением. Мы будем стараться рассказывать о новинках в мире бумаги и в ближайшее время познакомим вас с новым сортом бумаги, которую стало использовать наше производство.
Компью А рт
Сегодня рынок печатных бумаг настолько богат, что зачастую бывает непросто предпочесть тот или иной сорт. Каждая из этих бумаг представляет собой, неповторимый продукт, изготавливаемый эксклюзивным способом. Эта статья рассказывает об изготовлении различных видов популярных на нашем рынке бумаг дизайнерских и многих других.
Кальки
Технологии изготовления кальки хранятся в строжайшем секрете всеми производителями. Однако известно, что эффект прозрачности, гладкости поверхности и жесткости достигается благодаря свойствам различных связующих смол, применяемых при изготовлении кальки. В отличие от бумаги калька более однородна по своей структуре, а плотность ее выше. Большинство видов кальки матовые и примерно на 75% прозрачны.
Синтетические бумаги
Выпускаемая в настоящее время синтетическая бумага подразделяется на две основные группы: бумага из синтетических волокон и бумага на основе синтетической пленки. К первой группе относятся различные виды электро и теплоизоляционной бумаги, картографическая бумага, особо прочные упаковочные виды, различные нетканые материалы.
Полупрозрачные кальки Cromatico: элемент корпоративного стиля американской дизайн-студии Nassar Design
Вторая группа служит в основном для замены писчих и печатных видов бумаги при использовании в регистрирующих приборах и в электронновычислительных машинах. Бумага этой группы изготавливается не на обычном бумагоделательном оборудовании, а получается либо непосредственно в результате процесса экструзии (при формировании листа на полотне, на которое из дозатора наносится слой полимера заданной толщины), либо путем последующей поверхностной обработки пленки. Производство подобной синтетической бумаги получило наибольшее распространение в Японии; изготавливается она также в США, Англии, Германии. Для придания бумаге требуемых свойств в ее состав вносятся разнообразные специфичные добавки, проклеивающие и красящие вещества.
Тонированная в массе бумага сегодня производится в огромных масштабах
Сырье
Как правило, для производства бумаги используют волокнистые материалы растительного происхождения, выделенные из древесины хвойных и лиственных пород деревьев; стеблей, листьев и некоторых растений. Иногда в бумажную массу добавляют волокна шерсти, хлопка, синтетическую органику.
Помимо целлюлозы, массовым полуфабрикатом в производстве бумаги является древесная масса: белая, бурая, термомеханическая и химикотермомеханическая. Древесная масса — основной продукт в производстве газетной бумаги — широко используется в композиции печатных видов бумаги, а также при изготовлении обойной, мундштучной бумаги и картона. Древесную массу нередко вырабатывают в беленом виде — с целью использования в качестве замены беленой целлюлозы для удешевления бумаги и придания тонкопечатным бумагам повышенной непрозрачности. Однако включение древесной массы ограничивает использование такой бумаги для изготовления изданий длительного срока службы, поскольку вызывает ускоренное старение и пожелтение бумаги.
Макулатуру в больших количествах используют в производстве гофрированного и коробочного картонов, упаковочной, туалетной и других видов бумаги. На Западе она все чаще применяется в композиции газетной и некоторых видов бумаг, предназначенных для печати, в том числе мелованных. Кроме того, в состав любой бумаги входят так называемые оборотные макулатурные волокна — отходы бумажного производства.
Синтетические волокна органического происхождения и минеральные волокна в последнее время начали применяться для изготовления специальных видов бумаги, отличающихся высокой прочностью на разрыв, химической стойкостью, стабильностью размеров при изменении относительной влажности окружающего воздуха, светостойкостью, долговечностью, термостойкостью.
При использовании синтетических волокон, например винола, капрона, нитрона, лавсана, связь между волокнами осуществляется либо введением в композицию соответствующих связующих, либо включением в качестве добавки более легкоплавких волокон, которые плавятся в процессе сушки и горячего каландрирования, связывая между собой тугоплавкие волокна.
Бумаги, тонированные в массе
Цветная, или, как ее еще называют, тонированная в массе, бумага окрашивается непосредственно в процессе изготовления, то есть тонируется в массе. В бумажную массу вводятся красители, что делает цвет бумаги стойким и одинаковым как на поверхности, так и на срезе. В последнее время все чаще создают коллекции, в которых главный акцент ставиться именно на цвет. Бумаги таких коллекций обычно довольно просты сами по себе; главное, чем они привлекательны, именно цветом.
Дизайнерские металлизированные бумаги
Способы изготовления большинства дизайнерских металлизированных бумаг многие производители сохраняют в тайне. Один из наиболее распространенных способов изготовления такой бумаги добавление металлической крошки в бумажную массу. Еще один известный метод изготовления металлизированных бумаг использование минеральных наполнителей, которые и придают бумаге металлизированный эффект. Благодаря непростой технологии изготовления и зачастую дорогому сырью (например, в бумагу «Золотой коллекции» производства немецкой фабрики Gmund входят частички золота) дизайнерские металлизированные бумаги стоят в несколько раз дороже не только обычных, но и других элитных бумаг.
Этикеточные металлизированные бумаги
Наиболее распространенный способ изготовления металлизированных бумаг это так называемая прямая металлизация. Речь идет о нанесении лака на бумажную или на пленочную основу со специальным покрытием, после чего основа подвергается обработке в вакуумной камере. Внутри этой камеры на поверхность основы подается распыленный алюминий, оседающий тончайшим слоем (около 2060 нм). В завершение, для придания металлизированной бумаге особой гладкости, возможно лакирование ее поверхности. Лакирование цветным лаком позволяет получить эффект золотой металлизации.
Древесная масса — один из основных видов сырья для производства бумаги
Золотые бумаги драгоценной «Золотой коллекции» от фабрики Gmund
Бумаги с защитными свойствами
Методики изготовления защитных бумаг принципиально отличаются от производства обычных сортов. Используется специальное оборудование, применяются особые способы обработки бумаги, а также эксклюзивные технологии внедрения в бумажную массу защитных элементов, которые недоступны обычным производителям. Расскажем более подробно о различных сортах бумаг с защитными свойствами и о способах их изготовления.
Пожалуй, наиболее распространенные защитные бумаги это бумаги с водяными знаками. Водяные знаки, по сути, это не что иное, как локальное изменение толщины бумаги, что и создает визуальный эффект скрытого изображения, узора или текста. Однако на обычной бумаге добиться этого невозможно. з аказ на изготовление бумаги с водяными знаками может взяться только компания, имеющая лицензию Министерства финансов. При этом ведется строгий учет каждого произведенного листа. Водяные знаки формируются во время процесса изготовления бумаги с помощью специальных каландрирующих цилиндров из особого сплава с тиснением или отметиной в определенных местах. Водяные знаки самого высокого качества создаются на цилиндровых или круглосеточных бумагоделательных машинах. Кроме того, водяные знаки изготавливают при помощи машин с плоской сеткой, правда такой способ не подойдет для воспроизведения сложных полутоновых изображений.
Добавление цветных волокон или нитей тоже довольно распространенный способ защиты бумаг и банкнот от подделок. Защитные волокна бывают различной длины и цвета и могут быть либо видны невооруженным глазом при обычном освещении, либо невидимы, люминесцируя при ультрафиолетовом освещении. Главное отличие поддельных защитных нитей от настоящих заключается в том, что подлинные волокна отделяются от бумаги пинцетом, в то время как на поддельных документах или банкнотах защитные нити либо рисуются, либо отпечатываются полиграфическим способом. Их невозможно воспроизвести ни одним способом печати, ни с помощью копировальной техники. Защитные волокна вводятся в мягкую бумажную массу в процессе создания бумаги, причем они не обязательно должны иметь строго круглую форму в месте сечения. Напротив именно защитные нити необычной, несимметричной или переменной формы невозможно подделать обычными способами. Объединение «Гознак» использует такие нестандартные волокна при создании бумаг с защитными свойствами. Это так называемые ступенчатые волокна, представляющие собой цепь из цилиндров, различных по диаметру и цвету. При этом каждая из таких ступеней либо бесцветна, либо имеет насыщенный цвет либо пассивна к ультрафиолетовому излучению, либо люминесцирует в ультрафиолетовых лучах. Идентифицировать подобные волокна можно с помощью обычной лупы или с применением ультрафиолетовой лампы. Подделать их полиграфическим способом невозможно.
Как и защитные волокна, специальные защитные металлизированные (а также пластиковые и металлические) полоски вводятся в мягкую бумажную массу в процессе ее изготовления. Часто их можно обнаружить невооруженным глазом когда, например, такая полоска выходит на поверхность денежной купюры или ценной бумаги с лицевой стороны. С помощью специальных технологий защитные полоски иногда могут быть окрашены в различные цвета, что и позволяет идентифицировать подлинность изделия оптическими методами.
В процессе отлива бумаги в нее могут вводиться планшетки, или, как их еще называют, конфетти. Они представляют собой небольшие круглые или квадратные включения небольшого диаметра (12 мм) с различными оптическими эффектами. Как и защитные волокна, планшетки можно вынуть из бумаги с помощью пинцета, в то время как подделки либо отрисовываются вручную цветными карандашами или красками, либо воспроизводятся печатными способами. Поскольку изготовить бумагу с внедренными в нее планшетками невероятно сложно и дорого, это весьма эффективный способ защиты бумаги и денег от подделки. Планшетки бывают цветными, бесцветными и даже радужными.
Кроме того, для придания бумаге защитных свойств в процессе обработки в нее могут быть введены химические составы. Определить подлинность бумаги можно посредствам ее химического анализа. Часто данные свойства бумаги служат хорошей защитой при попытке скопировать или просканировать отпечатанный на ней документ. Такие бумаги могут проявлять скрытую надпись или засвечиваться целиком, приобретая при копировании или сканировании черный цвет.
Еще один довольно распространенный способ защиты ценных бумаг и денежных банкнот введение в бумажную массу в процессе ее отлива специальных флюоресцентных частиц.
Технология производства на бумагоделательной машине
Бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей, каландра, наката и привода машины. К бумагоделательной машине традиционно относят и вспомогательное оборудование: мешальные бассейны для аккумулирования массы, регуляторы и контрольно-измерительные приборы, аппараты для очистки массы (очистители и узлоловители), насосы для подачи массы и воды, вакуумные насосы, аппаратура для переработки брака, компрессоры, оборудование для циркуляционной смазки, подачи воздуха для вентиляции и т.д.
На сеточной части машины происходит отлив и формирование бумажного полотна, что связано с удалением из бумажной массы основного количества воды. Бесконечная сетка, которая проходит по поддерживающим ее регистровым валикам, выполняет функцию быстродвижущегося бесконечного фильтра. с лой волокон почти мгновенно оседает на сетку, превращаясь в тонкий фильтр, задерживающий остальные волокна. Сухость бумажного полотна после сеточной части — 18-22%.
После сеточной части бумажное полотно поступает на прессовую часть, состоящую, как правило, из
2-3 прессов, на которых оно последовательно обезвоживается до сухости 27-40%. Сеточную и прессовую части машины называют мокрой частью. Дальнейшее обезвоживание (сушка) полотна бумаги происходит на сушильной части машины.
Сушильная часть состоит из тонкостенных чугунных сушильных цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Они расположены в шахматном порядке, обычно в два яруса. По сушильным цилиндрам проходит бумажное полотно, поочередно соприкасаясь с нижними и верхними цилиндрами то одной, то другой своей поверхностью. Сухость бумажного полотна после прохождения сушильной части составляет 92-95%. Для охлаждения бумаги до 50-55 °С и поверхностного увлажнения с целью придания бумаге большей пластичности и улучшения каландрирования в конце сушильной части установлены холодильные цилиндры.
Далее бумажное полотно пропускают через каландр, предназначенный для уплотнения бумаги и повышения ее гладкости и лоска. Каландр состоит из 3-10 тщательно отшлифованных чугунных валов, расположенных друг над другом. Бумажное полотно поочередно огибает валы каландра и проходит между ними при постоянно растущем давлении. Приводным является нижний вал каландра, остальные валы приводятся в движение посредством трения (каждый верхний активируется нижележащим). Пройдя каландр, бумажное полотно поступает на накат, где непрерывно наматывается на тамбурный валик в рулоны.
После бумагоделательной машины почти все виды бумаги подвергают отделке. Для достижения более высоких показателей плотности, гладкости и лоска большинство видов бумаг для печати, писчей и технической бумаги пропускают через суперкаландр. Затем бумагу направляют либо в продольно-резальный станок (где она разрезается на рулоны заданной длины), либо на бумагорезальную машину (где бумага разрезается на листы заданных размеров). Рулонную бумагу после продольной резки упаковывают на рулоноупаковочной машине. Листовую бумагу сортируют, а затем на прессах упаковывают в кипы.
Бумаги с текстурной поверхностью
Начальные процессы изготовления текстурных бумаг такие же, что и у бумаг с гладкой поверхностью. После отливки бумажное полотно подвергается каландрированию. Каландры прессуют бумагу, сушат ее и делают бумажное полотно гладким, превращая его в собственно бумагу. Затем наступает черед финального каландрирования или отделки. Именно на этом этапе производства бумага приобретает свои поверхностные свойства. Бумага каландрируется так же, как и при каландрировании бумагиосновы. Однако в зависимости от производимого сорта применяются различные наборы валов. Для того чтобы придать поверхности бумаги или картона фактуру, осуществляется дополнительное каландрирование и бумага пропускается между специальными профильными валами. Таким образом можно достичь выпуклого, вдавленного либо даже прозрачного рисунка или узора на поверхности бумаги.
Вариантов тиснения великое множество, и каждый производитель может создавать неповторимые бумаги с оригинальными фактурами. Однако существует несколько наиболее популярных видов тиснения так называемая классика жанра. Первое место в этом списке устойчиво занимает тиснение «верже» тонкие, едва заметные вертикальные полоски. Пожалуй, фактурные бумаги с таким тиснением встречаются чаще других. Не менее популярно «микроверже» разновидность тиснения «верже» с более тонкими полосками. Довольно широко распространен такой вид тиснения, как «лен». Поверхность бумаги с этим тиснением действительно напоминает льняную ткань.
Проклейка
Во время проклейки в бумагу вводятся различные вещества, придающие ей специфические свойства в зависимости от ее назначения. В числе этих свойств могут быть чернило- и водонепроницаемость, сомкнутость структуры, увеличение механической прочности и сопротивления истиранию поверхностного слоя. В некоторых случаях в бумагу вводятся вещества, препятствующие проникновению в нее молока, масла, различных жидкостей. Процесс проклейки осуществляется двумя способами: введением проклеивающих веществ в бумажную массу или поверхностной обработкой готовой бумаги соответствующими веществами. В первом случае обеспечивается как бы склеивание между собой растительных волокон, из которых состоит бумага. Благодаря этому силы связи между волокнами возрастают и бумажный лист становится более прочным. Во втором случае при поверхностной обработке на поверхности бумаги образуется тонкая пленка, препятствующая проникновению чернил или воды в толщу листа. Вследствие этого бумажное полотно приобретает прочную поверхность. Такая бумага «не пылит». Поверхностная проклейка бумаги в настоящее время широко применяется в тех случаях, когда требуется придать поверхности бумаги те или иные конкретные качества.
Бумаги с микровключениями
Как правило, структура бумаг с микровключениями задается еще в процессе изготовления бумажного полотна, хотя бывает и так, что структурные вкрапления наносятся на поверхность бумаги путем напыления.
Пожалуй, наиболее часто встречающийся вариант включений разнообразные волокна. Такие включения встречаются в сортах дизайнерских бумаг, имитирующих тот или иной вид ткани, в этих случаях в состав бумаги включаются натуральные тканевые волокна: шерсть, хлопок и др. Благодаря такому составу, бумаги не только обретают внешнюю схожесть с тканью, но и часто оказывают воздействие на тактильном уровне, напоминая на ощупь тканевую фактуру.
Микровключения «соль», «сыр» и «перец» бумаг Freelife Picnic
Жемчужное сияние перламутровых бумаг Evansecent
Бумаги ручного отлива могут содержать самые разнообразные включения
Бумаги с тактильными свойствами
В последнее время среди дизайнерских бумаг становятся все более популярными сорта, которые воздействуют не только на визуальном, но и на тактильном уровне. Держа в руках такую бумагу, нельзя не удивиться тому, насколько точно изделие из целлюлозы способно передавать фактуру совершенно иного материала.
Особая обработка поверхности таких бумаг создает имитацию самых разных материалов: кожи, замши, ткани и многого другого. Технологии изготовления подобных сортов различаются в зависимости от тактильных свойств, которыми разработчики наделяют подобные бумаги. Так, для создания визуального и тактильного ощущения мягкости и теплоты у роскошной бумаги «Бархат» из коллекции «Кашемир» (Kaschmir) производства фабрики Gmund в процессе производства бумажные волокна выводятся наружу.
Или возьмем, например, бумаги из коллекции «Кириус. Тач» от Arjo Wiggins. Пожалуй, это одни из самых необычных в своем роде бумаг. Эти материалы изготовлены с использованием микросфер, меняющих свой объем под давлением, что при прикосновении создает очень необычное ощущение. Еще одно направление коллекции «Кириус. Тач» бумаги «Кириус Софт», обладающие очень специфичной фактурой. При прикосновении к ним ощущается необычайная мягкость, эти картоны невероятно нежные, словно живые. А их особая фактура напоминает бархатистость персика.
Довольно необычен подход к изготовлению дизайнерских бумаг Daniel Original с флокированной поверхностью производства французской компании Sef. В отличие от уже представленных на рынке аналогов, основой материалов из коллекции Daniel является бумага, уже прошедшая необходимую обработку латексом. о сновой этих материалов также могут служить чистоцеллюлозный картон (белый или окрашенный в массе), самоклеящаяся бумага, хлопковое полотно, пленка PVC, полистерен.
Газетные бумаги
Процесс изготовления газетной бумаги начинается еще с лесной биржи, или, как ее иначе называют, с древесноподготовительного цеха. Оттуда на бумажный комбинат поступают древесные блоки довольно большой длины, где они распиливаются на более короткие балансы, освобождаются от коры (окариваются) сухим способом в окорочных барабанах. После этого древесина подается в древесномассный цех либо измельчается до получения технологической щепы в специальных рубительных машинах. В дальнейшем технологическая щепа проходит особую химическую и термическую обработку. Пропаренная щепа подвергается двухступенчатому размолу, затем особым образом сортируется, очищается и отбеливается. В результате получается так называемая древесноволокнистая термомеханическая масса.
Очищенные от коры короткие балансы используются для производства древесной массы. Чтобы получить белую древесную волокнистую массу, древесину подвергают механическому истиранию в дефибрерах. В шахту дефибрера загружаются балансы и по всей длине прижимаются к вращающемуся керамическому камню, в результате чего происходит разделение древесины на волокна. Как и древесноволокнистая термомеханическая масса, древесная масса проходит сортирование, очистку, сгущение и отбелку. к омпозиция бумажной массы составляется из полученных полуфабрикатов (термомеханической массы, древесной массы и распущенной и подмолотой беленой сульфатной целлюлозы). И уже из полученной композиции производится газетная бумага. Бумажная масса поступает на бумагоделательную машину, в сеточной части которой формуется бумажное полотно. Оно обезвоживается под давлением прессовых валов, проходит через сушильные цилиндры, а в целях повышения гладкости через каландровые валы. Готовая газетная бумага наматывается на вал наката, а затем на продольнорезальном станке разрезается на рулоны необходимого формата. После этого газетную бумагу можно упаковывать и складировать.
именно так выглядит целлюлоза (фото: Stora Enso Image Bank)
Бумаги ручной выделки
Главный компонент в производстве бумаги ручной выделки это, конечно же, целлюлозные волокна, которые, связываясь, формируют бумагу. Эти волокна могут быть различного происхождения. Источником их может быть и ткань, и сырое волокно, и частично обработанное волокно, и целлюлоза, и даже различные фрукты, например бананы или апельсины. Все эти материалы пригодны для производства бумаги, однако каждый из этих видов сырья требует соответствующей предварительной обработки и собственной технологии. Таким образом, помимо различных визуальных и осязательных свойств, выбор волокна для бумажного производства зависит от вида оборудования, а также от усилий, которые готов затратить производитель на изготовление того или иного вида бумаги ручной выделки.
Мастера бумажного дела работают и с частично обработанным волокном различного происхождения. Это может быть специальным образом очищенный хлопок, абака либо любой другой материал, сформированный и спрессованный в листы. Работать с такими листами намного проще, поскольку волокно в них уже переработано до той кондиции, которая позволяет превратить его в однородную массу при помощи блендера (миксера), специальной центрифуги или так называемого гидропульпера (водоразбивателя), взбалтывающего волокно вместе с водой.
Самый важный инструмент для изготовления бумаги сетка, на поверхности которой формируется бумажный слой; можно сказать, что это стержень всего процесса ручного литья. От сетки во многом зависит конечный вид продукта.
Кроме того, бумага ручной выделки может декорироваться самыми разными включениями. Это могут быть и различные цветы, крупные и мелкие, и бамбуковые палочки, и бусинки, и многое другое.