Что написал микеланджело буонарроти

Микеланджело
Буонарроти

Микеланджело Буонарроти (ит. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni, 6 марта 1475 г., Капрезе – 18 февраля 1564, Рим) — выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, мыслитель и поэт, яркий представитель эпохи Возрождения, а также раннего барокко. Работы Микеланджело Буонарроти высоко ценились его современниками и стали образцом высокого искусства для многих последователей мастера, а также представителей других течений. Свидетельством уважительного отношения к Микеланджело является его биография, которая была издана еще при жизни мастера.

Особенности творчества : в равной мере сочетая талант скульптора, живописца и мыслителя, Буонарроти создавал шедевры, исполненные скрытой страсти — все они посвящались красоте человека, как физической, так и духовной. Скульптурным и живописным произведениям Микеланджело Буонарроти присущи драматизм образов, пластичность и вместе с тем сложность поз персонажей, монументализм и многоплановость образов. Принадлежащие его перу мадригалы и сонеты являют собой образцы стихотворного искусства и посвящены таким философским темам, как счастье, любовь, одиночество. Часть из них еще при жизни гения была положена на музыку; стихотворения Микеланджело вдохновляли композиторов разных эпох вплоть до нашего времени.

Известные работы Микеланджело Буонарроти : фресковая роспись Сикстинской капеллы, в том числе фреска «Страшный суд», фреска «Распятие Св. Петра», картина «Мадонна Дони», статуя Давида, скульптура «Пьета», скульптурное оформление капеллы семьи Медичи, рельеф «Битва кентавров».

Становление гения

Отцом мальчика был обедневший флорентийский дворянин из рода мелких банкиров. Будучи вторым сыном в многодетной семье, юный Микеланджело с младых лет познакомился с суровой реальностью: отец отдал его на воспитание кормилице, поскольку средств на содержание большой семьи катастрофически не хватало. Там Буонарроти научился работать с глиной и познал азы обращения с резцом. Спустя некоторое время мальчик был отправлен в школу, но его больше интересовали уроки рисования, которые он получал, общаясь с художниками и перерисовывая в церкви фрески и иконы.

Первой серьезной художественной работой Микеланджело Буонарроти был рисунок, сделанный с гравюры Шонгауэра во время обучения в мастерской братьев Гирландайо. Вначале юноша сделал копию с гравюры, а затем нарисовал с нее картину, увеличив в размерах и расписав ее красками. По воспоминаниям одного из учеников, Микеланджело специально ходил в рыбные ряды, чтобы в деталях рассмотреть строение плавников, рыбьих хвостов и других элементов, а затем перенести увиденное на бумагу.

Проучившись в мастерской всего год, Буонарроти перешел в художественную школу, открытую Лоренцо Медичи. Здесь, помимо занятий живописью, он стал познавать секреты скульптурного мастерства. Будучи вхож в дом Медичи, Буонарроти имел возможность познакомиться с роскошной коллекцией, включавшей не только работы Мазаччо, Донателло, Джотто, но также и античных авторов. Увиденное оказало огромное влияние на последующее творчество Микеланджело Буонарроти: он осознал, что скульптура и живопись существенно отличаются друг от друга не только по форме, но и по внутреннему содержанию. Если живописец, рисуя картину, запечатлевает на холсте то, что видит, дополняя это своими внутренними эмоциями, то скульптор опирается в первую очередь на свое внутреннее видение и придает каменной глыбе соответствующую форму.

Получив достойное художественное образование, Буонарроти начал путешествовать по стране. Он получал заказы от представителей высшего света и духовенства: в числе его заказчиков — папа Юлий II, кардинал Риарио, папа Лев X, папа Павел III и пр. Микеланджело Буонарроти пишет картины, расписывает фресками капеллы, создает скульптурные композиции, которые и по сей день остаются непревзойденными шедеврами мирового искусства.

Картины Микеланджело Буонарроти

Полотен, написанных этим непревзойденным гением, очень мало: он предпочитал создавать фрески и скульптурные композиции. До наших дней сохранилось всего несколько картин Микеланджело Буонарроти, среди них — «Мадонна Дони», «Положение во гроб», «Манчестерская мадонна» и «Мучения святого Антония» (авторство последних двух — под вопросом). Также искусствоведам известны названия полотен, которые были утрачены по тем или иным причинам: это «Венера и Амур», «Леда и лебедь», «Битва при Кашине».

Помимо картин, Микеланджело Буонарроти сделал множество рисунков и эскизов: «Падение Фаэтона», «Распятие», «Титий», «Клеопатра», «Мадонна с младенцем». Всем ценителям искусства известны фрески, написанные им на сводах Сикстинской капеллы, а также фрески «Страшный суд», «Распятие Св. Петра», «Обращение ап. Павла» и др.

Скульптуры Микеланджело Буонарроти

Наиболее известной скульптурой Микеланджело считается статуя Давида, которую он создал в возрасте 26 лет. Помимо этого, в числе скульптур Микеланджело Буонарроти, сохранившихся до наших дней, есть такие шедевры, как «Пьета», «Умирающий раб», «Моисей», «Мадонна Медичи», «Восставший раб», серия скульптур для капеллы Медичи символизирующих четыре времени суток, а также барельефы «Мадонна у лестницы», «Тондо Питти», «Битва кентавров» и пр.

Сегодня произведения Микеланджело Буонарроти украшают собой Лувр, собор св. Петра в Ватикане, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, флорентийскую Академию изящных искусств, а также другие музеи и художественные галереи.

Источник

15 знаменитых работ Микеланджело Буонарроти

Что написал микеланджело буонарроти

В этой статье мы вспомним 15 знаменитых шедевров Микеланджело. Когда дело доходит до Высокого Возрождения, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) всеми без исключения признается «самым высоким»из своих знаменитых современников. Несравненный скульптор, прекрасный рисовальщик и талантливый художник (хотя и не считавший живопись «своей» стезей), Микеланджело был и остается одним из самых именитых деятелей искусства всех времен.

Да, Микеланджело бывал вспыльчив: его соперничество с Леонардо да Винчи и Рафаэлем хорошо задокументировано и общеизвестно, и не раз его видели в ярости выбегающим из Сикстинской капеллы с криками «ноги моей больше здесь не будет!»

В этой статье мы собрали 15 шедевров «божественного» Микеланджело Буонарроти, которые характеризуют его творчество с разных сторон, позволяя составить обобщенное представление о бесценном наследии мастера. Итак, самые известные работы Микеланджело!

15. Распятие Святого Петра (1546)

Что написал микеланджело буонарроти

Художник изобразил Святого Петра в момент возложения его римскими солдатами на крест. Микеланджело сосредоточил внимание на изображении боли и страдания. Лица присутствующих выражают тревожные и мучительные чувства. Папа Павел заказал эту фреску Микеланджело в 1541 году для Капеллы Паолина.

Реставрация фрески, завершенная в 2009 году, позволила обнаружить изображение, которое, как полагают, является автопортретом самого Микеланджело. читать полностью

14. Битва кентавров (1492)

Что написал микеланджело буонарроти

В частности, Джорджо Вазари в своем эпохальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» характеризует эту работу молодого Буонарроти, как «сделанную так прекрасно, что всякий смотрящий на нее не в состоянии поверить, что эта работа юноши, а не уважаемого мастера, достигшего совершенства в науке и практике искусства.

13. Мадонна Дони (1507)

Что написал микеланджело буонарроти

При написании картины Макеланджело использовал темперу и масло. Нанося масло последовательными слоями от самого интенсивного до самого светлого отенков, как его учили в юности, Микеланджело смог достичь цветового эффекта, который в корне отличался от создаваемых фламандскими художниками. читать полностью

12. Распятие церкви Санто Спирито (1492)

Что написал микеланджело буонарроти

Микеланджело выполнил это распятие для церкви Санто-Спирито во Флоренции, когда ему было всего 18 лет. Это была благодарность монахам-августинцам за то, что они предоставивли ему кров после того, как умер покровитель молодого Буонарроти, Лоренцо ди Медичи, оставив художника без своего угла. Согласно знаменитым «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари, именно в монастыре Санто-Спирито Микеланджело начал препарировать мертвые тела «с целью изучения анатомии и достижения того высочайшего уровня мастерства, каковым он впоследствии обладал».

11. Джулиано Медичи (1526)

Что написал микеланджело буонарроти

В частности, это центральная статуя гробницы Юлия II и, как известно, она ни в коей степени не воспроизводит черты умершего, но представляет собой идеальную и даже героическую интерпретацию далеко не такой атлетичной физической сущности покойного папы.

10. Мадонна Брюгге (1501)

Что написал микеланджело буонарроти

При жизни Микеланджело и тем более после его смерти о ней до того знали немногие. Действительно, историк искусства Уильям Э. Уоллес отмечает, что этой работе уделялось так мало внимания, что даже современники скульптора, авторитеты и эксперты в области произведений Микеланджело, не знали о ней почти ничего: «О ней было известно столь немногое, что даже биографы Микеланджело Джорджо Вазари и Асканио Кондиви ошибочно полагали, что оно было отлито из бронзы. И Воскресший Христос, и Мадонна из Брюгге мало способствовали флорентийской репутации Микеланджело».

9. Бахус (1497)

Что написал микеланджело буонарроти

Что написал микеланджело буонарроти

Хотя первоначальные планы сооружения гигантского мавзолея были изменены, работа по-прежнему оставалась монументальный, с коридором, богато украшенным скульптурами, и Микеланджело немедленно возглавил проект.

Среди первых завершенных работ для гробницы числилисьпр два «раба», предназначенные для нижней части надгробного памятника. Их планировалось установить рядом с пилястрами, обрамляющими ниши, в которых находятся Победы. читать полностью

Что написал микеланджело буонарроти

Пытаясь выбрать идеальный мрамор для последнего упокоения Папы, Микеланджело отправился в карьеры Каррары, где самолично и буквально «вручную» занимался отбором каменных блоков и плит. Обзаведясь необходимым материалом, он с рвением принялся за работу, высекая статую человека, находящегося в мучительных смертельных муках. Впоследсвтвии, однако, папа Юлий передумал и отменил заказ.

Мог ли «Умирающий раб» быть лучшим примером склонности Микеланджело к совершенству, если бы ему не помешала постоянная непостоянство Юлия? Тяжело сказать. Как отмечает Ричард Флай, сама фигура раба кажется разочарованной собственными обстоятельствами, как будто предлагая борьбу фигуры со смертью как метафору борьбы художника с материалом:

В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал».

В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae.

6. Ангел с канделябром (1495)

Что написал микеланджело буонарроти

«Ангел с канделябром» (итал. Angelo reggicandelabro; также — «Ангел с подсвечником», «Ангел со светильником» — небольшая мраморная статуя (51,5 см), созданная Микеланджело ок. 1494 −1495 гг. для гробницы Святого Доминика в Болонье.

«Ангел» был создан в качестве дополнения к существовавшему ранее ангелу художника Никколо дель Арка (умершему в процессе работы) и интегрирован в уже созданные части проекта. Это исторически важно, поскольку именно в этой работе Микеланджело начал демонстрировать свой фирменный стиль: в то время как ангел Никколо дель Арка мягкий и женственный, Микеланджело изображает сильного юношу с отчетливо выраженной мускулатурой и орлиными крыльями.

Что написал микеланджело буонарроти

Большой успех «Давида» Микеланджело привлек к нему внимание папы Юлия Второго. Работа, заказанная в 1505 году папой для его гробницы, представляет важный эпизод из библейской притчи о Моисее, когда он, спустившись с горы Синай с двумя скрижалями Откровения, видит, что люди стали поклоняться Золотому Тельцу.

Излишне говорить, что Моисей был вне себя от гнева, и именно этот гнев Микеланджело умело воплощает в своей восьмифутовой сидящей скульптуре. Однако Моисей не просто сидит. Его левая нога и бедра смещаются влево, а мускулистый торс обращен вправо (контрапост), наполняя фигуру напряжением и силой; хотя он смотрит налево, его борода отведена направо, что указывает на энергичное, стремительное и гневное движение.

В 1914 году Фрейд, как известно, опубликовал эссе «Моисей» Микеланджело, где предложил трактовку образа Моисея в полном соответствии с канонами психоанализа. Кстати, именно по этой причине Театр-музей Сальвадора Дали, бывшего, как мы знаем, величайшим поклонником Фрейда (и Микеланджело) украшен копией знаменитой работы Буонарроти.

Что написал микеланджело буонарроти

«. По правде говоря, совершенно удивительно, что рука художника могла должным образом выполнить что-то столь возвышенное и восхитительное за столь короткое время, и ясно, что это чудо, что камень, изначально бесформенный, мог приобрести это состояние совершенства, которое природа обычно старается создать во плоти.»

После установки скульптуры в капелле Санта-Петронилла (где она находилась изначально) Микеланджело часто туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды он услышал разговор «приезжих из Ломбардии», восхвалявших скульптуру и считавших, что её сделал их соотечественник: некий «миланец Гоббо». Это крайне задело честолюбивого и по праву гордившегося своей работой скульптора.

Микеланджело промолчал, но ближайшей ночью тайком пробрался в капеллу, «прихватив с собой резцы» и вырезал на поясе, пересекающем грудь Богоматери, надпись на латыни: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».

Что написал микеланджело буонарроти

Спустя без малого четверть столетия Сикстинская капелла вновь оказалась в распоряжении Микеланджело. На этот раз Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Микеланджело в Рим, чтобы обсудить детали росписи алтарной стены в Сикстинской капелле. Речь шла о монументальной фреске «Страшный суд».

И снова последовали 4 года упорной работы. Примечательно, что Микеланджело выполнил ее один! Известно, что он допустил к участию в росписи лишь единственного своего помощника, да и то задействовал его исключительно при создании фона. Все, абсолютно все персонажи выписаны были рукой самого Микеланджело. Отсюда и результат: говорят, увидев фреску «Страшный суд» завершенной, пораженный Папа Павел III рухнул на колени и принялся возносить хвалы Господы за явленное ему волей Всевышнего и рукой Микеланджело чудо. читать полностью

Что написал микеланджело буонарроти

Вот что пишет Поль Барольски в своем страстном эссе «Гений»Сотворения Адама» Микеланджело и слепота истории искусства»:

Что написал микеланджело буонарроти

С момента своей установки на площади Синьории во Флоренции, что случилось 8 сентября 1504 года, пятиметровое изваяние Давида стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Источник

Микеланджело Буонарроти Buonarroti, Michelangelo (1475-1564)

Высокое Возрождение, или Чинквеченто, которое дало человечеству таких великих мастеров как Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициан, охватывает сравнительно короткий период – от конца ХV до конца второго десятилетия ХVI в.

Фрески в Сикстинской капелле (1508-1512)

В 1508 году, когда Микеланджело Буонарроти приступил к реставрации росписей Сикстинской капеллы и нанесению новых фресок, ему было 33 года. Возраст Христа… Мастеру предстояло овладеть новой для него техникой, ведь славился он как умелый зодчий, и разработать «летящие леса», чтобы под крышей капеллы кипела работа, а внизу не прерывалось богослужение. В результате трудов четырёх лет по сей день своды памятника архитектуры украшают фрески Микеланджело. Чтобы потолок капеллы огромной площади не создавал гнетущего настроения, Буонарроти искусно разделил его на 47 составляющих и заключил миниатюры в рамки из тавертина.

Девять сцен из Книги Бытия

В Сикстинской капелле итальянский мастер Микеланджело Буонарроти создал 9 сцен, описанных в первой книге Библии – в Книге Бытия. Все картины тематически разделены на три сюжетные линии, в каждой из которых по три фрески: сотворение Мира Богом, создание прародителей рода человеческого – первого мужчины Адама и первой женщины Евы, жизнь Ноя и испытания человечества. Первая группа строится на сюжетах мироздания: свет отделяется от тьмы, появляются светила и растения, создаётся твердь. Вторая сюжетная линия предстаёт в виде картин, посвящённых сотворению мужчины и женщины, их согрешению и изгнанию за проступок из рая. В третьей триаде предстают сцены жертвоприношения, опьянения Ноя, Всемирного потопа.

Пророки и сивиллы

Своды и торцы капеллы украшены двенадцатью фигурами творчества Микеланджело. Это изображения семи пророков (четырёх Главных Пророков, трёх – Малых) и пяти сивилл (предсказательниц). Они олицетворяют собой будущее Спасение человечества независимо от вероисповедания, положения в обществе и толщины кошелька отдельно взятого человека. Первые выступают как представители христианства, вторые – язычества. Пророкам и сивиллам суждено было предсказать рождение Иисуса Христа. Имя каждого персонажа высечено на табличках.

Предки Христа и распалубки сводов с четырьмя библейскими сценами

На четырёх угловых распалубках капеллы Микеланджело изобразил четыре эпизода, объединённые одной темой: чудесное спасение израильтян («Давид и Голиаф» (противоборство юного героя Давида с великаном Голиафом), «Юдифь и Олоферн» (молодая вдова Юдифь спасает свой народ, обезглавив военачальника Олоферна), «Распятие Амана» (Аман планировал погубить иудейский народ, но его замыслы были вскрыты), «Медный змий» (Моисей спасает евреев от ядовитых змей, которых Бог послал им за роптание и утрату веры после 40 лет кочевания по Аравии). Фрески «Предков Христа» Микеланджело размещает в треугольных распалубках. Они символизируют непрерывную последовательность поколений.

Люнеты с генеалогией Иисуса Христа

Генеалогия Иисуса Христа насчитывает 40 поколений. Микеланджело Буонарроти изобразил образы предков Христа в люнетах полными таинственного ожидания. Фигуры мрачные, семьи выглядят разобщёнными. Они олицетворяют ужас и безнадёжность бытия до появления Иисуса Христа. Всего в Сикстинской капелле за время работы Микеланджело создал 14 люнетов. Считается, что первоначально были изображены две семьи. Над их созданием мастер работал наиболее детально, прорисовав каждую линию, внимательно подбирая цвета.

Иньюди (Обнаженные фигуры)

Двадцать обнажённых фигур юношей (иньюди) обрамляют потолок капеллы. Замысел о создании фигур созрел у Микеланджело Буонарроти при проектировании гробницы для Папы Римского Юлия II. Поскольку от услуг мастера отказались, все наработки художник перенёс в капеллу, значительно усложнив и совершенствовав образы. До сих пор искусствоведы дискутируют: рабы это или ангелы. Бесспорно одно, Микеланджело в двадцати иньюди воспел человека и его тело как лучшее божественное творение.

Страшный суд

Фреска «Страшный суд» создана Микеланджело Буонарроти на стенах Сикстинской капеллы спустя почти 30 лет после того, как в первый раз он был приглашён украшать своды этого величественного сооружения. Мастер уже был пожилым человеком, переосмыслившим бытие. Он сам полон страхов и подчинён судьбе, и «Страшный суд» его творения передаёт катастрофу вселенского масштаба. Христос изображён в образе карающего, который каждому воздаёт по его заслугам. Он – статичная центральная фигура, все остальные будто находятся в круговороте. Иллюзия настолько реальная, что возникает каждый раз, если пристально приглядеться в центр монументального творения.

Картины Микеланджело Буонарроти в других альбомах

Что написал микеланджело буонарроти

Текст к разделам галереи: Анна Евграфова

КОММЕНТАРИИ: 46 Написать Ответы

Что написал микеланджело буонарроти

Что написал микеланджело буонарроти

Что написал микеланджело буонарроти

Что написал микеланджело буонарроти

Что написал микеланджело буонарроти

МИКЕЛАНДЖЕЛО (поэма) В боттеге остро пахнет краской, Дощатый стол, листы бумаг. Плащ мастера богато-красный – И мастер сам – почти что маг.

Мессере Лодовико против Того, чтоб сын учился тут. Но сын столь в устремленье прочен, Что разрывает мощно круг Отцовского сопротивленье, Хоть сыну лишь тринадцать лет. Работа лучше вдохновенья, Насколько тьмы уместней свет…

Сколь Микеланджело громады Я, выйдя, увидал вокруг? Вон облаков белеет стадо, Собой прикрыв небесный луг. Вон тополя стоят массивом, Так мраморов велик массив, Им обработанный – и дивом Трудов представлен, перспектив.

Вот Микеланджело в уютных Садах Лоренцо, исступлён, Врубается – и сам из лютых – В массивный камень – дарит он Грядущих образов сиянье. Прозрачен мрамор, он живёт, И ощущается дыханье Его, сулящее полёт. Полёт фантазии, к примеру – Что приведёт в иную сферу, Отличную от жизни здесь – В любимом городе богатом На развлеченья, радость, спесь. Ах сделать бы скульптурным садом Её – Флоренцию… Гляжу На облака – небесный мрамор – С твореньями в них нахожу Внезапно сходство. Камень славен. Буонаротти с детских лет Любил тесать его и трогать. Он ласковый и он же строгий, Дарящий разноцветный свет. Есть розоватый, золотой, И белый – пеной и волной.

Массив небесный спущен будто Его твореньями сюда, Где разномастная среда, где жизнь порою давит жутко стремленья лучшие людей. У Медичи полно людей. Лютующий Савонарола Желает всё перечеркнуть – Он проповедает сурово, Аскеза – избранный им путь.

Скитанья скульптора. Высоты, Что предстоит покуда взять. Жизнь завернула оборота, Потребно их расшифровать. Жизнь – это та же расшифровка, Кто справился – тот преуспел, Кто нет…и говорить неловко. В служенье ныне мастер зрел.

Он высечет Давида гору – Ночами факелы горят, Сравнить Буонаротти в пору С циклопом – к голове прижат Фонарь – и трудится ночами Буонаротти, позабыв Про данность, где мы ходим с вами, Порою данность разлюбив.

Болтают двое на скамейке Про телевизоры – Какой Купить не знаю… Тут сумей-ка, Хороший выбрать. Мне – большой. До Микеланджело есть дело Им? Низовая жизнь густа. И нет границы ей, предела, И столь условна высота.

Вот на лесах лежащий мастер, И сгорблена его спина, И краска на лице, и масти Какой возникнут письмена Чрез образы на той капелле? Вновь созидаемая явь Столь много объяснит на деле Глядящему. Ну, переправь К стяжанью устремленье в сердце На созидательный порыв. Капелла нам твердит о средстве Познанья новых перспектив.

Струится Пьета и мерцает, Скорбь силой густоты течёт. Умеющий смотреть вбирает И скорби той сакральный мёд.

Болтают двое – Снова диски Купил, и вечерок не пуст. Жизнь хороша, не надо риска, Маршрут понятен. Скучен? Пусть…

До Микеланджело высот и Пространных далей дорасти! Услышь небес такие ноты, Что и озвучат суть пути.

Но Микеланджело до смерти Не примирился с высотой. Неважно – ставленнику тверди Не мыслим просто путь земной.

Массивы горные над нами Он в мрамор света перевёл. И осознанье – будто пламя Ум лижет – даром жили сами! И как, живя под облаками, Менять судьбы своей глагол?.

Что написал микеланджело буонарроти

1 Магическое золото скульптуры прозревал в белеющих снегом глыбах мяса – глыбах мрамора. Маленький, некрасивый тосканец учился в боттеге Гирландайо, потом в садах Лоренцо Великолепного; маленький, упорный, целый день готовый работать – прозревал он мраморную мощь, целостность мистического зерна, заложенного в каждой мраморной глыбе, чтобы потом одарить нас лесом скульптур – блещущих мистикой сути, сокровенность тайны мирозданья несущих нам в образах, формах, фресках… Недаром помним его по имени – Микеланджело…

2 Тишина Богопознанья за твореньями Леонардо; тишина Тайной Вечери; мистика Джиоконды – этой колоссальной инфраиконы, лучащей световую силу. Колорит и светотень – как грани – две из бессчётных – высшей алхимии, что через души, одинокие и величественные, открывает тайну великой трансформы: то, как двигаться выше и выше, не сбиваясь с пути… Дороги, исхоженные Леонардо. Золотые монеты, полученные им. Леонардо, наблюдающий пчёл – эти золотые, летающие цветы; Леонардо, конструирующий новый аппарат, чьё назначенье пока не понятно. Леонардо – сумма; не сумма даже – а сумма сумм; человеческая мистерия, данная в одном человеке…

3 Смысловые поля Эль Греко… Опустив плотные, бархатные шторы, художник с удлинённым, желчным лицом при свете свечей, днем созидает неистовые полотна. Было – тайны критской иконописи, когда в катакомбах, в полутёмных нишах вспыхивали глаза святых; было – италийское ученье, и вот теперь – древний город Толедо, кованый, мавританский… Глаза святых, запечатлённых мистическим греком текут соком веры, прожигают неведомой кислотой души глядящих на них… Пейзажи Толедо, зелень, идущая лентами лет, каменные громады церкви и зданий; нити сияний, протянутые от картин в малопонятную вечность…

4 Пляшущие крестьяне Брейгеля… Ощущается запах пота – но не противный – цельный запах здоровых тел, могучих работников поля. Крестьянский праздник сочен и красив, недаром противни, на которых несут пироги огромны; крестьянский праздник обильно сдобрен хмелем, и пиво янтарно играет, маня новопришедшего. Ну, напрягись – и ты войдёшь в полотно, примешь участие в пиршестве и танцах; или увидишь игры детей, одетые ореолом радости, или…Достаточно видеть картины, и сад старого этого, яркого мира раскроется тебе, не утаив ни одного нюанса.

6 Что нельзя в реальности – можно на бумаге. Невозможность отступления увеличивает безнадёжность. Но отступать есть куда – в звёздные миры фантазий. Долго корпит Пиранезе над новым листом. Медленно возникают колонны, увитые мощью бородатых мхов, сложные, лабиринтоподобные системы переходов, лестницы повисают в воздухе… И сам наш мир повис над бездной – но медлит оная, медлит, пока не явилась новая гравюра, таинственная, как сон, тихая, как океан, бурная, как туго закрученный смерч…

7 Сон рождает странные созвездья – из окуня тигр, из пасти тигра – винтовка…Пчела облетает слегка надломленный гранат, а пейзаж складывается в лицо Вольтера…Тонкие ножки слонов удержат, собрав мистическую паучью силу, вес их тел, и мёртвые выкругляются из земли, вновь обретая плоть… Стоит ли расшифровывать картины Дали? Или просто смотреть, смотреть на них, ища соответствия тонким линиям мысли, часто скрученным в голове так, что и не разберёшь – реальность это? Сон?

8 Сочность земного сока – плоды тел, данные Рубенсом. Избыточность жизни, симфония эс-образных контуров; оживающая плотность мифов… Сумеречный Рембрандт, блики на меди, и ночной дозор идёт, идёт, следуя неукоснимым правилам, и нежная Даная принимает в себя золотинки дождя… Жемчужный свет Вермеера – всегда данный в одном и том же ракурсе; и пейзажи малых голландцев – на фарфоровом ветру так здорово кататься, ибо лёд каналов надёжен, и остро блестят отточенные коньки… Поутру кошмары, которые сгустил Гойя уйдут, но останутся листы, свидетельствующие: сон разума чреват… Богатство живописных садов обещает умеющему видеть панорамы чудес – превышающие те, что может предложить обыкновенная реальность…

9 Стихи переходят в гравюры – гравюры, гранящие реальность, меняющие её; гравюры, чьи смысловые аккорды позволят услышать то, что не даст никакая речь… Циркуль и облако, цветок и сон, математика и поэзия, тинктуры алхимии и мечты о философском камне – данности, соединённые в сумму гравировальным мастерством Блейка – одутловатого, нищего Блейка, с каждым листом празднующего неуязвимую победу над косной, косной реальностью…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *