Что значит толстый и тонкий вопрос по литературе
«Толстые и тонкие» вопросы при работе с текстом на уроках литературного чтения
Стекачева Оксана Васильевна
«Толстые и тонкие вопросы» при работе с текстом на уроках литературного чтения
Когда использовать прием «толстых и тонких вопросов»?
Прием «толстых и тонких» вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока (с точки зрения развития критического мышления).
На стадии вызова ( введение в проблему, актуализация опыта и знаний ), это будут вопросы на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.
На стадии осмысления содержания ( изучение нового материала ) прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
При рефлексии (закрепление материала ) – для демонстрации понимания пройденного.
Что дают нам вопросы?
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом»толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Рекомендации для учителя
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроках
Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».
Содержание Свернуть
Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Использование техники на уроках в школе
«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:
Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:
Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.
Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене
С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой над составлением таблицы. Что касается первого аспекта, то в начальном звене (таблицу можно начинать заполнять уже во 2 классе) рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта. Также в работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.
В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.
Старшеклассникам полагается работать над заданием без помощи учителя
В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.
Примеры использования
Литература
Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что связывало Базарова с Аркадием?
Когда они познакомились?
Как звали возлюбленную главного героя?
Было ли чувство взаимным?
Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?
Объясните, почему Базарова тяготили его родители?
Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?
В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?
Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?
Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?
Русский язык
В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?
В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
История
На уроке истории в рамках темы «Причины Второй мировой войны» ученики могут составить вопросник по такому образцу:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто руководил нападением на Польшу?
Что связывало политических руководителей Европы накануне войны?
Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР?
Как звали главнокомандующего советских войск?
Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении?
Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе?
Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта?
Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера?
В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии?
Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну?
Мог ли Жуков сократить человеческие потери?
Обществознание
«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы. Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что такое технический прогресс?
Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны?
Было ли возможным будущее человечества без технологий?
Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека?
Объясните, почему общество зависит от технологий?
В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу?
Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться?
География
Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что связывает все океаны?
Когда они образовались?
Как называли океаны в древности?
Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?
Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?
Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?
Почему нельзя пить воду из океана?
В чём различие Тихого и Индийского океанов?
Предположите, что будет, если океаны высохнут?
Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?
Биология
На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что такое бактерии?
Когда впервые упоминаются бактерии?
Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?
Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?
Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?
Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?
Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?
Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.
РКМ: “тонкие” и “толстые” вопросы
Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов.
На уроках можно использовать таблицу “Тонкие и толстые вопросы”.
Таблица “Тонкие и толстые вопросы” может быть использована на любой из трех стадий урока:
Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно. Возможно составление толстых и тонких вопросов при выполнении домашнего задания. Такая коллекция вопросов, составленная учащимися, может оказать помощь при организации опроса учащихся, либо взаимоопроса.
Дополнительно:
Чтобы сделать вопросы инструментом развития у учащихся мышления и понимания, следует использовать таксономию образовательных целей, которая является результатом многолетней работы большой группы американских ученых Чикагского университета под руководством Б. Блума. Необходимость создания таксономии Блюм объяснял существующими в образовании несоответствиями между тем, на что нацелена учебная программа, чему на самом деле учащиеся получают возможность научиться, и чему они фактически научаются.
Таксономия – (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.
Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых.
К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости.
Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное – интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).
Традиционная иерархия мыслительных процессов
Планирование учебных целей и заданий на основе таксономии Блума
Таксономия Б. Блума: ключевые вопросы к каждому из уровней
Уровни | Ключевые вопросы к каждому из уровней |
Уровень один – фактические знания: |
Вопросы предполагают фактическое знание материала.
Вопросы требуют от учащихся
Переформулируйте собственными словами…
Насколько эти идеи сходны с…
Поясните значение (рассказа, диаграммы и т.п.)
Задание предполагает применение знаний к конкретной ситуации
Применить эту формулу для решения следующей задачи…
Вопросы требуют умения учащихся: абстрагироваться от конкретного материала, исследуя его составляющие
Опишите возможные мотивы
Различите теорию и факты
Вопросы побуждают учащихся выходить за пределы известного
Нарисуйте картину, сочините текст, выведите формулу и т.п., которые наилучшим образом иллюстрируют новый способ понимания…
Знакомство с технологиями «Тонкие и толстые вопросы»
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём «толстых” и «тонких” вопросов. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица «толстых” и «тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему.
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса —относить его к «тонким” или «толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.
Прочитайте вопросы в учебнике.
Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?
Какие вопросы можно использовать для кроссворда или в игре «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером»?
Проиллюстрируем этот приём на примере фрагмента урока по литературному краеведению «Космогонические мифы северных народов». На стадии рефлексии после чтения ненецких и мансийских мифов о сотворении мира учащимся даётся задание составить три-четыре «тонких” и «толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Вот какие «толстые” вопросы составлены учениками:
Что общего в мифах северных народов и других народов мира?
Почему земля в северных мифах представляется очень маленькой?
Дайте три объяснения, почему в космогонических мифах всех народов вода играет важную роль?
Работу с «тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.
«Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
дайте объяснение, почему.
почему вы считаете.
предположите, что будет, если.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
Прием толстые и тонкие вопросы как способ формирования навыков смыслового чтения
Прием толстые и тонкие вопросы формирует навыки смыслового чтения. Материал содержит образцы применения приема на уроках литературы.
Просмотр содержимого документа
«Прием толстые и тонкие вопросы как способ формирования навыков смыслового чтения»
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
как способ формирования навыков смыслового чтения
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём «Толстых и тонких вопросов. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Особенностью данного педагогического приема является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Таблица «толстых” и «тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока:
на стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
на этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
в процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.
Работа по применению приема строится в 3 этапа:
I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».
II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме
На уроке прием представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы