Что значит типовое положение

Применение Типового положения при проведении закупок по 223-ФЗ

С начала 2018 года в № 223-ФЗ появился ряд изменений, связанных с Типовым положением о закупке. Учредителей и собственников заказчиков обязали разработать такие положения и определить, какие из подведомственных учреждений и организаций должны руководствоваться типовыми документами при разработке собственных положений.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующего контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливает единые правила организации закупок. Каждый заказчик самостоятельно определяет свои правила, процедуры закупок, сроки и прочее и закрепляет их в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному. Каждый заказчик может применять любые способы закупок, и он не всегда обязан заключать договор с победителем.

В Закон № 223-ФЗ введено новое для закупок понятие «типовое положение». Хотя отдельного определения такого понятия в законе не приведено, можно сделать вывод, что это документ, утверждаемый органами власти и обязательный для применения и исполнения лицами, в отношении которых органы власти имеют полномочия учредителя или собственника. Типовое положение дополняет и конкретизирует требования Закона № 223-ФЗ применительно к закупкам того органа власти, который его принимает.

Например, в соответствии с частью 2.1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ администрации городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре своими постановлениями от 04.10.2018 № 3479 и от 13.09.2018 № 2027-па утвердили Типовые положения о закупках товаров, работ, услуг, поскольку полномочия по утверждению такого нормативного акта возложены на орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного либо автономного учреждения, а также полномочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный местной администрацией орган.

Ввиду того, что орган местного самоуправления также обязан определить, для кого применение утвержденного Типового положения является обязательным, в постановлении администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 13.09.2018 № 2027-па установлено, что при утверждении положения о закупке или внесении в него изменений Типовое положение обязаны применять:

· муниципальные унитарные предприятия;

· муниципальные автономные учреждения;

· муниципальные бюджетные учреждения, подведомственные отделу культуры администрации г. Комсомольска-на-Амуре, перечень которых определен в постановлении администрации города от 04.12.2017 № 2972-па «Об организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных учреждений культуры в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в совокупности превышает 50 процентов.

Типовые положения содержат сведения, которые заказчики не имеют права изменить при разработке конкурсной документации:

· требования к подготовке и проведению торгов; способы закупочных процедур, порядок и особенности их применения;

· время, отведенное на заключение договора по итогам торгов.

Кроме того, в Типовые положения включены требования к планированию закупочной деятельности и участникам закупки, способам осуществления закупок и условия их применения, особенности проведения закрытых процедур закупок, организации закупок в электронной форме и у субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенности закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Установлено, что при осуществлении закупок приоритет отдается товарам российского происхождения, работам и услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В Типовом положении, утвержденном администрацией г. Хабаровска от 04.10.2018 № 3479, дополнительно урегулирован механизм проведения совместных закупок, в случае необходимости заказчикам приобрести одноименные (одни и те же, однородные) товары, работы, услуги любым способом, предусмотренным в положении.

Еще одной особенностью Типового положения, утвержденного администрацией г. Хабаровска, является установленный механизм проведения конкурсов с этапами предквалификации и обсуждения. Это такие конкурсы, при которых информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем ее размещения в единой информационной системе извещения о его проведении и конкурсной документации. На этапе предквалификации к участникам закупки предъявляются обязательные требования и дополнительные требования, а победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. На этапе обсуждения к участникам закупки также предъявляются обязательные требования либо обязательные и дополнительные требования. Победителем признается участник конкурса, принявший участие в проведении этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам) и предложивший лучшие условия исполнения договора по результатам второго этапа конкурса.

Заказчикам необходимо привести имеющиеся у них положения о закупках в соответствие с требованиями Типового положения. Для этого требуется предусмотреть в положении конкурентные и неконкурентные закупки, прописать перечень случаев организации закупок у единственного поставщика. Теперь нужно разрабатывать закупочную документацию всегда (исключением являются только запросы котировок) и др.

Если заказчики не внесут необходимые изменения, то лишатся права работать по № 223-ФЗ, и на них будут распространяться требования № 44-ФЗ.

ЕЛЕНА ТИМОШ, РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ОБЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ОТДЕЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РИЦ «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС» В ХАБАРОВСКЕ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 12 (194) дата выхода от 20.12.2018.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Источник

Положение о структурных подразделениях компании: как разработать правильно

Что значит типовое положение

Типовой шаблон положения о структурном подразделении

Т ребования к содержанию положений могут быть определены внутренними документами организации (например, стандартом предприятия). Если таких документов в компании нет, то при разработке положения можно использовать типовой шаблон положения о структурном подразделении (см. Таблицу 1).

В любом случае при разработке положения необходимо исходить из того, что в нем должны быть указаны:

Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.

Что значит типовое положение

Рассмотрим этапы разработки положения о структурном подразделении на примере разработки положения о кадровой службе (см. Пример 2).

Положение о кадровой службе регламентирует порядок построения и функционирования системы кадрового менеджмента компании. Положение о кадровой службе устанавливает:

Этапы разработки Положения о кадровой службе

1. В первую очередь необходимо изучить типовые и примерные положения, а также ранее действовавшие организационно-правовые документы.

Особенно полезно изучить типовые образцы тем специалистам, которые работают во вновь созданных фирмах, в которых нет ранее действовавших документов и опираться в работе не на что.

2. Следует также изучить организационную и распорядительную документацию компании: учредительные документы, штатное расписание и др. Цель данного этапа заключается в определении места кадровой службы в компании, зон ответственности и полномочий.

3. Составление проекта Положения, определение его структуры и содержания разделов (см. Таблицу 2).

Что значит типовое положение

4. Обсуждение с руководством компании проекта Положения.

Цель данного этапа заключается в выяснении мнения руководства по поводу разрабатываемого документа, его назначения и принципиальных положений. Важнейшее условие развития кадровой службы компании – позиция высшего руководства, так как невозможно рассчитывать на успех, если высшее руководство не относит проблему управления людьми к числу ключевых приоритетов работы компании. К обсуждению нужно привлечь и руководителей ведущих структурных подразделений.

Часто в компаниях возникает ситуация непонимания менеджерами среднего звена круга задач и функций кадровой службы, так как они видят в ней лишь подразделение, основная задача которого – ведение кадрового делопроизводства. Поэтому их участие в обсуждении содержания Положения о кадровой службе поможет изменить сложившиеся стереотипы и представления.

5. Согласование и подписание документа.

Положение должно содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки. Положение подписывает руководитель кадровой службы и утверждает руководитель компании. Сотрудники кадровой службы должны быть ознакомлены с Положением под расписку.

Положение является фундаментом, на котором строит свою работу кадровая служба. Оно закрепляет ее статус, полномочия и уровень ответственности и является базовым документом, на основании которого разрабатываются должностные инструкции сотрудников кадровой службы.

Источник

Типовое положение о системе управления охраной труда

Типовое положение о СУОТ – это нормативный документ, установленный приказом Минтруда 438н от 19.08.2016 г., в котором даны рекомендации работодателю, как ему создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

Фактически, типовое положение нужно для того, чтобы разработать внутреннее положение о СУОТ в организации.

Приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» ЗДЕСЬ
Пример внутреннего положения о СУОТ организации СКАЧАТЬ

Что значит типовое положение

Приказ 438н носит рекомендательный характер. Не смотря на это, его активно использует Государственная инспекция труда при проверках организаций.

Прежде чем читать дальше, рекомендуем ознакомиться со статей «Что такое система управления охраной труда«.

Комментарии к типовому положению о СУОТ 438н

Разберем типовое положение о СУОТ. Оно состоит из состоит из 10 частей:

1. Общие положения.
2. Политика работодателя в области охраны труда.
3. Цели работодателя в области охраны труда.
4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей).
5. Процедуры для достижения целей работодателя в области охраны труда.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур.
7. Контроль функционирования системы управления и мониторинг реализации процедур.
8. Планирование улучшений функционирования системы управления.
9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
10. Управление документами.

Рассмотрим каждую более подробно:

1. Общие положения

Этот раздел содержит термины и информацию о соответствии положения о системе управления охраной труда текущему законодательству в области охраны труда. В данном разделе подробно рассказывается на какие законодательные акты опирается положение о СУОТ, и о взаимосвязи этого документа с другими положениями, действующими в организации.

Политика содержит информацию о намерении работодателя и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Здесь подробно описываются обязанности работодателя в части охраны труда, которые он обязуется выполнять. Тут же озвучиваются и цели, которые планируется достичь. Своего образа идеальная модель, к которой стремится работодатель.

3. Цели работодателя в области охраны труда

Этот пункт приказа 438 н тесно связан с разделом два, с той лишь разницей, что намеченные цели расписаны более подробно.

4. Обеспечение функционирования системы управления ОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)

С этим пунктом положения о системе управления охраной труда все гораздо сложнее, и он индивидуален для каждого случая, так как все организации работают в разных сферах, и, соответственно для каждой из сфер свои требования, в том числе и в вопросах охраны труда.

Ярким примером может служить сравнение работы офисных сотрудников юридической компании и горновых доменной печи металлургического производства. Перечень требований к этим категориям работников будет значительно отличаться.

Данный пункт приказа 438 н подвергается тщательной проверке со стороны трудового инспектора. Согласно алгоритму проверки создания и обеспечения функционирования системы управления (часть 2 приказа Федеральной службы по труду и занятости № 77 “Об утверждении Методических рекомендаций»), обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием.

На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника. Исследование указанной процедуры позволяет инспектору определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Поэтому распределение ответственности и обязанностей должно быть тщательно продумано и осуществимо на практике.

Если Вы назначаете сотрудника ответственным за что-либо, он должен иметь возможность контролировать этот вопрос. Например, некорректно назначать ответственным за соблюдение правил техники безопасности на участке выпуска металлопроката главного бухгалтера финансового отдела. Он не имеет отношения к производству, а следовательно, не знаком с производственными процессами и предъявляемыми к нему требованиями. Правильным, будет назначить ответственного из лица бригадиров или мастеров этого участка.

При распределении ответственности придерживайтесь следующих принципов:

1) Работники выполняют требования техники безопасности и несут ответственность ТОЛЬКО за соблюдение этих правил. Разработка правил, а также организационные моменты (обеспечение СИЗ, соответствие оборудования требованиям техники безопасности и т.д.) не входят в их компетенцию.

Рассмотрим два простых примера.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. В данном случае, работник не виноват в их отсутствии, поэтому нести ответственность за то, что он приступил к работе без СИЗ, он не может и не должен. Согласно требованиям законодательства, работник должен был отказаться приступать к работе, на что имеет полное право. Однако на практике чаще всего сотрудник вынужден мириться с недостатками в организации безопасной работы, чтобы не лишиться работы.

2) Руководители участков, в непосредственное подчинение которых входят работники, являются первой ступенью контроля. Именно они отвечают за соблюдение сотрудниками правил техники безопасности, использования СИЗ и других важных требований. Их задача обеспечить контроль, инструктировать их и при необходимости принимать меры по привлечению сотрудников к ответственности за несоблюдение требований охраны труда. С точки зрения охраны труда именно руководители первого порядка являются самым важным звеном. Они “ближе” всех к работникам и имеют практические, а не теоретические навыки в вопросах охраны труда. Именно через них руководители более высокого порядка и специалист по охране труда получают “обратную связь” от сотрудников. Поэтому и ответственность они несут в соответствии с данным принципом.

Сосредоточьтесь в первую очередь на их работе.

Рассмотрим все тот же пример и две ситуации.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя. Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. Здесь начальник производственного участка несет двойную ответственность. Во-первых, он не отследил сроки заказа необходимых СИЗ, а во-вторых, допустил к работе сотрудников, без наличия у них необходимых СИЗ.

Как видите, руководитель первого порядка несет ответственность в любом случае, в независимости от того, кто виноват, он лично или его работники. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его подчиненные не нарушали требований техники безопасности. Для этого он осуществляет контроль их работы. В том числе его оплошность или безответственность могут привести к негативным последствиям (травма. штраф и т.д.), поэтому наряду с этим он несет и личную ответственность.

Если же заказ им был сделан вовремя, но СИЗ не поступили, он не должен допускать сотрудников к работе. В противном случае, из-за чужой ошибки он берет на себя большую ответственность, в виде допуска сотрудников к работе без СИЗ. В ряде случаев данные действия могут быть основанием для привлечения к уголовной ответственности. В связи с этим в положении о СУОТ должно быть четко прописано за что отвечает руководитель первого порядка, и какие он имеет полномочия, для того чтобы избежать подобных ситуаций.

3) Руководители второго порядка и выше тоже несут ответственность. Они чаще всего “оторваны” от производственной деятельности и в их компетенцию входят по большей части организационные вопросы. Однако это не снимает с них ответственности. Их ошибка влияет на всех, кто находится в их подчинении.

Следовательно, степень их ответственности должна быть более высокой, по сравнению с другими работниками.

Обратимся к тому же примеру. За руководителя второго порядка мы будем считать руководителя службы обеспечения.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя (первого порядка). Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе. Казалось бы, на этом круг “виноватых” замыкается, однако это не так.

Помимо организации закупок, начальник службы обеспечения должен контролировать лиц, от которых он получает информацию. Если он вовремя обеспечил подразделения всем необходимым, он должен позаботиться о том, чтобы его работа не была напрасной.

Зачем ему закупать СИЗ, если никто не осуществляет контроль за их выдачей и использованием? В ходе проверки к начальнику службы обеспечения может быть задан вопрос “Контролируете ли Вы процесс обеспечения СИЗ, если Ваши сотрудники не используют их при выполнении должностных обязанностей?”.

В этой ситуации факт совершения закупки СИЗ уже не будет играть никакой роли, так как данное мероприятие без надлежащего контроля абсолютно бесполезно. Поэтому после того, как начальник службы обеспечения передал СИЗ, он должен проконтролировать, что они действительно выдаются и используются правильно. Делает он это посредством контроля руководителей первого порядка.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) вовремя сделал заказ СИЗ у службы обеспечения. Однако руководитель службы обеспечения в требуемые сроки СИЗ не закупил, и теперь у сотрудников они отсутствуют.

В результате создается ситуация, когда работа фактически не может быть выполнена, так как руководитель первого порядка не в праве допускать сотрудников к работе без необходимых СИЗ. Если же работы все-таки продолжают выполняться, то из-за отсутствия СИЗ “под удар” попадают не только работники, жизнь и здоровье которых подвержены риску, но и руководитель первого порядка, так как он осознанно нарушает законодательство, несмотря на то, что данная ситуация возникла не по его вине.

Помимо этого, на начальника службы обеспечения может быть наложена ответственность и со стороны вышестоящего руководства. Ведь деньги на СИЗ были выделены, а результата нет. Таким образом руководитель второго и выше порядка также несет ответственность в любом случае. Однако степень ответственности уже гораздо выше, так как чем выше уровень, тем больше людей у тебя в подчинении. Соответственно на большем количестве людей могут отразиться последствия неправильных действий.

Данный пример-наглядная демонстрация того, как тесно связаны между собой части любой организации.

Количество уровней руководства может быть гораздо большим, или значительно меньшим, однако вне зависимости от этого ответственность и обязанности должны быть распределены. Именно это позволит определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Причем не только в ходе проверки трудовой инспекции, но и внутреннего аудита.

5. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

Пожалуй, один из самых важных и сложных блоков Приказа 438 н на сегодняшний день. Помимо распределения ответственности, работодатель должен разработать “план действий”, с помощью которого он достигнет озвученной им “идеальной модели”.

В документе, по которому работает трудовая инспекция, особое внимание уделено не только типовым мероприятиям по охране труда (обеспечение СИЗ, обучение по охране труда и т.д.), но и профессиональным рискам.

На сегодняшний день, провести оценку профессиональных рисков обязан каждый работодатель. Однако проблема в том, что в законодательстве на сегодняшней день нет утвержденного документа, который бы регулировал данный вопрос. Есть лишь перечень опасностей, которые могут влиять на работника в процессе его трудовой деятельности. Сам же процесс оценки профессиональных рисков никак не регламентирован. Существуют лишь различные методики, основанные на разных принципах и подходах (метод Дельфи, матричный метод и т.д.).

В связи с этим работодатель на сегодняшний день может либо обратится в специализированную организацию, которая проведет данное мероприятие, либо же провести данную процедуру самостоятельно силами службы охраны труда. Главная цель — идентификация всех опасностей, которые могут воздействовать на работника в процессе его трудовой деятельности и разработка мероприятий по защите от них.

6. Планирование мероприятий по реализации процедур

После получения информации о рисках и разработки мероприятий по устранению этих рисков, либо же снижения их воздействия на работников, работодатель фиксирует в положение о системе управления охраной труда план по реализации намеченных процедур. Сроки, финансирование, ответственные лица и т.д.

7. Контроль функционирования и мониторинг реал изации процедур

В данном разделе подробно описаны механизмы контроля за соблюдением положений данного документа. Назначение ответственных лиц, методы контроля (отчеты, сравнение и т.д.), периодичность и другие необходимые показатели.

8. Планирование улучшений функционирования управление охраной труда

После разработки положения о СУОТ, в последующем, с большой степенью вероятности будут выявлены недостатки в вопросах охраны труда. Именно на их исправлении и будет выстраиваться план улучшений.

9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

Данному вопросу в положении о системе управления охране труда для трудовой инспекции уделено большое внимание. Со стороны работодателя требуется не только снижение травматизма и профессиональных заболеваний, но и алгоритм действий, если такие ситуации возникают. Важно не только действовать согласно законодательству, но извлечь пользу из “горького опыта”. Опираться на него в дальнейшем, с целью избежать повторения.

10. Управление документами системы управления ОТ

Правильно и удобно организованный документооборот эффективный механизм в реализации всех необходимых мероприятий. Поэтому он должен быть строго регламентирован. Делается это для упрощения контроля и удобства работы с ним.

Подводя итог, можно сказать, что система управления труда в организации один из фундаментальных документов, без которого невозможно нормальное функционирование. Именно поэтому данный вопрос требует тщательного внимания не только со стороны службы охраны труда, но и работников и руководителей всех порядков и подразделений организации.

В этой стате мы подробно разобрали приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» и положение о системе управления охраной труда. Удачи в профессиональном развитии!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *