Что значит тезисный конспект

Тезисы, план и конспект: чем отличаются и что общего?

Есть термины «тезис», «план», «конспект». Они часто применяются для написания учебной работы. Например, в курсовой или в дипломном проекте. Каждое из данных понятий имеет свое определение и особенности, отличия от остальных.

Что значит тезисный конспект

Что такое тезис

Тезис — краткое изложение некоторого количества текстовых абзацев. Это основной смысл, идея-ключ. Его можно применять в любой разновидности литературы. Часто их составляют для сочинений, диплома, курсовой работы. Может быть вместо введения как дополнение, или самостоятельной частью, статьей к научной работе. В нем отражены цели, задачи исследования, предмет, источники, насущность тематики, итоги.

Внимательное чтение позволяет правильно выделить ключевую мысль. Ее записывают и сопоставляют со всей текстовой структурой. Основой могут стать маркированные абзацы. Они формируются по смыслу. Одному абзацу соответствует один тезис.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при создании:

Что значит тезисный конспект

Что такое конспект

Конспект — изложение в письменной форме, краткий пересказ содержания первоисточника. Незаменим в процессе обучения, подготовки к зачетам, экзаменам. Он позволяет лучше усваивать информацию, а также наиболее полно восстанавливать в памяти изученную информацию. Есть различные типы:

Что такое план

План состоит из смысловых текстовых элементов, помогая правильно выстроить текст. Есть вопросительный и назывной. В первом случае выстраивается посредством задавания вопросов, а во втором выделяются основные сочетания слов.

Можно составлять опорную схему, когда выделяют ключевые слова, по которым потом легко воспроизвести текст. Здесь отражают только самые важные цифры и факты.

Качественный план отвечает следующим критериям:

Что значит тезисный конспект

Отличия

Чем отличаются тезисы от конспекта?

Главное отличие состоит в объеме. Тезисы всегда более краткие, емкие, а конспект – более объемный. Его можно назвать кратким содержанием. Задачей тезиса не является погрузить слушателя в глубины рассматриваемой тематики. Задача состоит в создании общего впечатления и понимании логической последовательности и взаимосвязи. Они служат для поверхностного и быстрого ознакомления. В конспекте информация представлена более детально. Его можно смело назвать письменной работой, охватывающей весь материал, а не только самые значимые идеи.

Разница между тезисом и планом?

Тезисы – перечень кратких основных идей. В плане присутствует взаимосвязь и логическая последовательность. План может стать основой для новой работы или проекта.

Отличия между планом и конспектом?

План более короткий, лаконичный. Это предварительные этапы работы. Совершенно другое дело конспект, который помогает систематизировать и лучше усвоить прочитанную информацию. План – это задел для новой письменной работы, а конспект – уже полноценная письменная работа.

Взаимосвязь между терминами

Рассмотренные выше понятия часто вместе используются в работе. У каждого есть свои цели, задачи применения, а также время.

Первый этап – подготовительный, когда автор определяет предмет изучения, тематику. Происходит формирование «скелета» исследования с последовательными этапами, создается структура, план.

Второй этап – построение на основе плана тезисов. Это основные определения, утверждения, теории, ключевые моменты, предоставляющие информацию, о чем будет идти речь в главе или подпункте.

Третий этап – создание конспекта, когда собрано множество информации. Теперь можно приступать к ее сборке или систематизации.

Что значит тезисный конспект

Самое сложное – написание плана и тезисов. К этим этапам стоит подойти более серьезно, потому что от них напрямую зависит вся дальнейшая работа. Конспект создается уже на их основе. Его качество зависит от правильности составления первых.

Перед написанием любой учебной работы стоит разобраться в том, что такое «тезисы», «план», «конспект», в чем разница и особенности каждого. Это позволит создать грамотный проект и с отличием защитить его.

Предлагаем посмотреть видеоурок: «План. Тезисы. Конспект.»

Рекомендуем к прочтению статью, о том что такое прикладной и академический бакалавриат? Об этом по ссылке.

Источник

Тезис, план, конспект: сходства и отличия

Что значит тезисный конспект

Обновлено: 14 Апреля 2021

При работе с письменными источниками важно уметь систематизировать и структурировать материалы. Рассмотрим сегодня инструменты, помогающие этого добиться.

Что такое тезис

Тезис — это краткое содержание нескольких абзацев текста, которое позволяет вникнуть в содержание материала и понять его ключевые идеи.

Тезисный план универсален и подходит для разных видов литературы.

Обычно тезисы пишутся к сочинению, курсовой, диплому. Иногда содержатся в введении либо в качестве самостоятельной статьи к научной работе. Включают описание предмета, задач, целей, ФИО автора, источники исследования, актуальность и полученные результаты.

Как составить

Частые ошибки при написании:

Что такое конспект

Что значит тезисный конспект

Конспект — это краткое письменное изложение фактических данных, пересказ первоисточника. Позволяет автору в полном объеме восстановить в памяти тему и данные.

Что такое план

План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.

Виды:

Алгоритм составления плана:

Критерии качественного плана:

Чем отличаются тезисы от конспекта

Что значит тезисный конспект

Различие — в объеме, определении и цели использования. Тезисы — это краткие высказывания, отражающие суть текста небольшого размера. Они не предназначены полностью посвятить слушателя в глубину темы. Их цель — быстро ознакомить с отдельными моментами и идеями. В свою очередь конспект — это объемная письменная работа, подробно излагающая весь материал, а не отдельные его идеи.

Разница между тезисом и планом

Тезисы — это совокупность главных идей написанного или увиденного, а план — смысловых элементов, направленных на подготовку новой письменной работы или проекта.

Отличия между планом и конспектом

Конспект и план являются совершенно разными понятиями. Отличаются объемом, так как план более лаконичен. Кроме того, конспект представляет собой пересказ прочитанного или увиденного, а план — формулировку подготовительных этапов для написания какой-либо работы или сочинения. Цели и задачи у них различаются. Конспект призван помочь систематизировать текст и восстановить его в памяти в будущем, а план, наоборот, помогает подготовить новый проект.

Образец плана, тезисов и конспекта

Пример конспекта тезисов и плана можно скачать тут.

Разобраться даже в самых трудных понятиях студенту всегда поможет ФениксХелп.

Источник

Что такое тезис? Определение тезиса простыми словами. Тезисный план — что это и как составить? Пример тезиса. Как выделить тезис из текста?

Что значит тезисный конспект

Каждый доклад, сочинение или изложение можно разложить на тезисы. Они представляют собой утверждения, из которых состоит материал. В этой статье мы расскажем, что такое тезис, приведем его определение и несколько примеров.

Что такое тезис? Определение тезиса

Слово «тезис» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «утверждение, установка». Это слово широко используется во многих сферах науки, искусства и философии. Тезис позволяет выделить из текста или исследования наиболее важные мысли. Например, если человек написал длинное рассуждение на какую-либо тему, тезисы позволяют разобраться в статье, не читая полный текст и пропуская этап размышлений автора. Именно поэтому тезисом называется только та часть текста, в которой соблюдена ясность и краткость мысли.

Определение тезиса звучит следующим образом:

«тезисэто основные мысли, кратко выделенные в одном или нескольких предложениях»‎

В более узком смысле тезисом можно назвать сокращенный вариант статьи. Поэтому тезис часто путают с аннотацией. В чем же разница между этими понятиями? Аннотация и тезис отвечают на разные вопросы. В аннотации говорится о сути статьи и ее содержании. Тезисы же дают понять, какие утверждения и выводы рассматриваются в статье.

Как составить тезисный план?

Тезисный план текста можно сравнить с его кратким содержанием. Чтобы составить тезисный план, нужно прочитать материал и выделить из него основные мысли, после чего записать их максимально коротко и ясно. Попробуем составить тезисный план на примере русской народной сказки «Колобок»‎.

В плане пропущена история о том, как колобок готовился, почему он укатился, как именно он обхитрил зайца, волка и медведя, и почему был съеден лисой. Тезисный план отражает только основные мысли сказки.

‎Пример тезиса

Допустим, мы пишем статью о важности постоянного обучения. В данном случае тезис будет звучать следующим образом:

«Чтобы преуспеть в жизни и построить успешную карьеру, нужно постоянно учиться»

Это главная мысль статьи, ее вывод. В самой статье мы будем этот тезис объяснять и доказывать:

«Чтобы стать успешным человеком, нужно прилагать как можно больше усилий. Успешные люди часто идут на риск, пробуют новые пути развития. Но для того, чтобы рисковать, нужно хотя бы иметь представления о результатах и последствиях риска. А для этого нужны знания. Поэтому важно постоянно учиться»‎.

Абсолютно любую статью можно разложить на тезисы по этому примеру.

Источник

Конспект урока родного русского языка и литературы «Тезисы.. Конспект. Составление конспекта по энциклопедии»

Предмет: родной русский язык

Тема: «Тезисы. Конспект. Составление конспекта по энциклопедии»

Цели: познакомить учащихся с новыми понятиями, учить конспектированию и составлению тезисов, развивать умение выделять в тексте главное, прививать интерес к научной литературе, воспитывать бережное отношение к природе.

Сегодня на уроке мы уделим внимание двум видам работ: конспектирова­нию и составлению тезисов.

ТЕЗИСЫ — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:

1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них — ключевые слова.

2) отбросить(не обращать внимания) в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.

3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме. Если в тексте автор приводит какие-то конкретные примеры (жизненные истории и т. д.) их не надо переписывать, а можно помечать следующим образом: Пример: история про подвиг Геракла (т.е. кратко указывается суть или название)

Рассмотрим пример статьи о белых медведях из энциклопедии.

Белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на суше. Его высота в холке (от земли до шеи) 1,5 м, размер стопы 30 см в длину и 25 в ширину; весят самцы белого медведя 350-650 кг, некоторые еще больше, самки 175-300 кг. Живет медведь 15-18 лет.

Белые медведи отлично плавают, они прыгают в воду головой вперед или сползают со льдины, а плавают с помощью передних лап. Ныряют с закрытыми ноздрями и открытыми глазами. Умеют ловить рыбу. После выхода на берег сразу отряхиваются от воды.

Белые медведи большую часть года проводят на скованных льдом берегах вдоль побережья. Как правило, охотятся они в одиночку. Поиском пищи они занимаются и днём и ночью. Белые медведи охотятся на тюленей, подстерегая их у лунок, через которые тюлени вдыхают воздух, или подбираются к лежащим на льду животным. У белых медведей очень чуткое обоняние. Они способны учуять тюленей, лежащих в укрытии под снегом.

Эти животные очень любопытны и умны. Во время выслеживания тюленя белый медведь закрывает лапой свой черный нос, преграждает добыче путь к отступлению, или вовсе претворяется проплывающей мимо льдиной. Медведь может испытывать эмоции от ярости до радости: после удачной охоты и сытного обеда он иногда начинает резвиться, как котенок.

Летом пища медведей более разнообразна: мелкие грызуны, полярные лисы, утки и их яйца. Белые медведи, как и все остальные медведи, могут питаться и растительной пищей: ягодами, грибами, мхами, травами.

Работая по пунктам, запишем тезисы к этому тексту. Это кратко сформулированные основные мысли текста. В данном случае о белых медведях.

Белые медведи живут в Арктике и считаются самыми крупными хищниками на суше. Живут 15-18 лет. Весят 350-360 кг. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния. Белые медведи отлично плавают. Охотятся они в одиночку. Поиском пищи они занимаются и днём и ночью. Белые медведи охотятся на тюленей. Эти животные очень любопытны и умны. Медведь может испытывать эмоции от ярости до радости. Зимой, когда стоят сильные морозы и полярная ночь, медведь может залечь в спячку. Медведица тоже залегает на зиму в ледяную берлогу вместе с медвежатами и кормит родившихся медвежат молоком. Медвежата, покрытые редкой белесой шерсткой, рождаются беспомощные, слепые и глухие. Длина их 17—30 см, а вес 500—700 г. Летом пища медведей: мелкие грызуны, полярные лисы, утки и их яйца, могут питаться ягодами, грибами, мхами, травами.

Запиши в тетради число и классная работа. Попробуй составить тезисы к этому тексту.

Мандаринка — небольшая ярко раскрашенная утка. Мандаринка относится к роду лесных уток, в который входит еще один малоизвестный вид — каролинская утка (каролинка). Оба эти вида очень схожи как внешне, так и образом жизни.

Размер этих уточек совсем небольшой: длина тела 40-48 см, размах крыльев 65-70 см, вес 400-700 г. У обоих видов ярко выражен половой диморфизм — самцы внешне сильно отличаются от самок. Если утки окрашены скромно в серые тона с буроватыми пестринами, то окраска селезней намного богаче. У самцов мандаринки на голове растут длинные перья трех видов: в верхней части головы медно-красные с зелено-фиолетовыми концами, от уголков глаз — белые, по бокам клюва — рыжие. Верхняя часть тела черная, нижняя белая, грудь фиолетовая, бока палевые с тончайшим сетчатым рисунком. Кроме того на каждом крыле есть по одному очень широкому перу, торчащему словно парус. Перья эти рыжие с синей каймой. У самцов каролинок «капюшон» на голове зелено-фиолетовый, на подбородке, шее и краях капюшона проходит белая полоса. Грудь каштановая, бока палевые, спина черная. У каролинок перья крыла топорщатся не столь заметно. Клюв и лапы у обоих видов красные.

Мандаринка обитает на Дальнем Востоке, каролинка — в Северной Америке, однако в европейских странах (Швейцарии, Польше) можно встретить одичавших представителей обоих видов, сбежавших из неволи. Мандаринки и каролинки, живущие на юге ареала, оседлы, северные популяции совершают перелеты. Мандаринки зимуют на юге Китая и Японии, каролинки — во Флориде, Мексике и на Кубе. Обе утки населяют берега небольших лесных рек, густо заросших деревьями, причем тяготеют они к горным лесам и рекам со скалистыми берегами. Обычно эти утки встречаются поодиночке или попарно, после выведения потомства и на зимовках держатся небольшими стайками. Мандаринки осторожные и молчаливые птицы, голос, похожий на негромкий свист, подают редко.

В лесу мандаринки часто садятся на деревья и очень ловко передвигаются среди ветвей. Они хорошо летают, в воздухе делают резкие повороты, взлетают резко без разбега. Каролинки хорошо ныряют, а мандаринки делают это неохотно, только в случае опасности.

Врагами мандаринок являются хищные птицы, лисицы, еноты, енотовидные собаки, куницы и даже белки, которые могут разорять гнезда. Также на оба вида лесных уток ведется интенсивная охота. Тем не менее их численность держится на высоком уровне. Мандаринки и каролинки хорошо приручаются и легко размножаются в неволе. Благодаря красоте и плодовитости они стали одними из самых распространенных декоративных уток, их часто можно увидеть на прудах парков. В результате селекционной работы у мандаринки выведена белая форма, которая пока еще редка и не известна широкому кругу людей.

Что значит тезисный конспект Что значит тезисный конспект

Работа над конспектом предполагает следующие этапы.

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1. Ознакомительный этап :Вся статья внимательно прочи­тывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.

2. Составление конспекта. Статья вторично прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.

3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.

Существуют Общие правила конспектирования, прочитай их

• Записать полное название конспектируемого произведения

• Осмыслить содержание текста.

• Составить план конспекта.

• Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.

• Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).

• Запись вести своими словами.

• Можно сокращать слова

• Уметь пользоваться разным цветом (маркером, карандашом) для обозначения нуме­раций, заголовков, параграфов, формул и т.д.

Ответь на вопросы письменно в тетради

1. Объясните, что такое конспект?

2.Как думаешь, какое значение имеет для человека любой профессии умение конспектировать?

Выполни упражнение в тетради письменно.

Составьте план и конспект текста «Черное золото». Ты можешь использовать любой текст из домашней энциклопедии

Жидкое черное золото — это нефть, один из самых замеча­тельных минералов земли.

Но что такое нефть и откуда она берется? Ответить на этот вопрос нелегко. Ученые до сих пор спорят между собой о ее происхождении. Раньше, благодаря трудам знаменитого химика Менделеева, думали, что она поднимается из очень больших глубин, где образуется под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые соединения углерода. Но сейчас выясняется, что нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли. Действительно,

в наших широтах, особенно в озерах на дне собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и которые вместе с илом образуют черную кашицу. Если такая кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется снизу нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью. И теперь южное солнце Средней Азии вызывает такие процессы, и на берег озера Балхаш волны нередко выбрасывают тягучие черные массы, очень напоминающие резину или продукты застывания некоторых нефтей, образующихся под влиянием тепла песков из гниющих прибрежных камышей.

Сейчас мы знаем даже те геологические условия, которые необходимы для образования нефти. Самые крупные нефтяные месторождения тянутся вдоль больших горных хребтов. Здесь в низинах в топких озерных водоемах или мелких лиманах создаются выгодные условия для накопления осадков и их подогревания снизу. Здесь обычно запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, как осадков соленых озер, а вытекающие вместе с нефтью воды содержат йод и бромистые вещества, которые говорят о значении морских растений при образовании нефти.

Отправь свои ответы в виде фото или документа Word на электронную почту

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Составление конспекта и тезисов к статье

1) определение и алгоритм составления тезисов и конспекта;

2) листы с практическими заданиями;

3) текст для работы дома.

Первый урок

I. Теоретическая часть.

1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).

2. Определение понятий (словарная работа).

На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися:

— на каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий?

— в каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п.

Определения понятий записываются в тетрадь.

Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1)

— Прежде всего, надо внимательно прочитать текст, чтобы определить его тему и понять цель автора (основную мысль). Затем следует проанализировать содержание каждого абзаца и выделить в них самую главную мысль. Иногда абзацы нужно объединять.

— Исключив из абзацев часть информации: авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстрации, примеры, не играющие особо смысловой роли в понимании содержания, мы и получим тезисы.

— Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект.

Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь:

основная мысль абзаца (-ев)

без примеров с примерами

— Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование)

4. Знакомство с рекомендациями по составлению (тот же печатный материал Приложения 1):

— изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;

— в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;

— не приводите факты и примеры;

— сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;

— по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.

— ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы;

— выделите информационно значимые места текста;

— составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал);

— выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);

— запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;

— текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц;

— используйте речевые формулы: автор считает…, рассказывает (автор);

(В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку).

II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте)

1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается.

Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том. В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?).

(Возможный ответ. Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.)

2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке.

(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.)

3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов).

б) Человек и компьютер.

г) История государства Российского.

е) Из жизни лингвистических терминов.

а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек;

б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;

г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;

д) экологические проблемы земли;

е) популярное изложение научных понятий лингвистики.)

4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку.

5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.)

Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкусдыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;

б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.)

6. Подведение итогов.

В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова.

Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов.

Второй урок

1. Фронтальный опрос учащихся:

— Что такое конспект? тезисы?

— Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов.

— Что такое подтема? ключевые слова? и др.

Практическая часть (продолжение)

2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно).

Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.

— Что у них отсутствует?

— Как осуществляется сигнал о ходе времени?

— Когда часы созданы?

— Когда их ремонтировали капитально?)

3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы):

а) разбейте текст на абзацы (подтемы);

б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.

а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.

б) Две основные взаимосвязанные темы:

1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса;

2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.)

4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки.

(Ответ. “Большое видится на расстоянии”.)

5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему?

(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.)

6. Составьте и запишите тезисы:

а) раскрывающие подтемы текста;

б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся).

(Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли.

— Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности.

— Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.)

Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец.

7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.)

Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *