Что значит теократическое государство

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Смотреть что такое «ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Юридический словарь

теократическое государство — Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви … Словарь по географии

теократическое государство — (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь

теократическое государство — форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) … Географическая энциклопедия

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ИЗРАИЛЬ (государство) — ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь

Израиль (государство) — Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

Папское государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Церковное государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Источник

Теократия

Теократия — это одна из форм правления государством. Простыми словами теократия — это когда глава государства является одновременно и главой религиозного характера. В такой форме правления власть над государством осуществляется духовными ценностями, то есть глава духовной власти обладает высшей степенью правления.

История теократии

Элементы теократии, по мнению учёных, были замечены уже в Древней Греции. Во время ее процветания люди поклонялись множеству Богов, которые, как думали люди, решали их проблемы.

В Древнем Египте императоры управляли государством, следуя своим религиозным убеждениям, а некоторые даже убеждали, что они и есть Боги. Например, один из фараонов Древнего Египта — Тутанхамон провозгласил себя Богом, а своих сыновей — Божьими детьми.

Поэтому Древний Египет и Древняя Греция считается основателями такой формы правления государством, как теократия. Но впервые термин “теократия” использовал Иосиф Флавий, европейский историк и военачальник, который упомянул теократию в своих сочинениях “Против Апиона”.

Однако теократия могла принимать и негосударственные формы правления. Например, Израиль. Этот город упоминается в Библии, ведь если следовать ее написанию, то Моисей, человек, который выводил людей из Израиля, считает себя жрецом Божьим и за ним идут люди, но Израиль нельзя назвать государством, это всего лишь небольшое поселение людей.

Многие ошибаются, что ислам тоже имеет теократическую форму правления, но Густав Меншинг утверждает, что ислам не знает священников, не имеет развитой церковной жизни, с которой могла бы распространяться какая-то власть.

В современном мире к странам с элементами теократической формы правления относятся: Швеция, Норвегия, частично Великобритания. Но многие исследователи считают, что в каждой стране присутствуют фрагменты теократии.

Теократия также имела свои стадии развития, изначально, она развивалась в племенных обществах, потом в сообществах, а сейчас охватила даже государства. Одной из главных характеристик теократии является взаимодействия между религией и политикой.

Свойства политики теократии

Теократия имеет одно существенное политическое отличие от иных форм религиозного правления — это методы наказания за преступление. В большинстве теократических стран законно разрешается не только социальное или имущественное наказание, но и телесное, например, бичевание. Такой вид наказания обычно применяют в мусульманских странах.

Также, теократия имеет свойство быть моно религиозной, то есть в управление не допускается иная форма вероучения.

В теократии самое главное — это непрерывная связь между политической жизнью и религиозной. Чаще всего в теократических странах религия пронизывает все, даже в заведениях приобретения знаний все строится на религиозных убеждениях. Суд, образование, управление, медицина, частная жизнь в таких странах буквально «кишит» религиозным духом.

Особенности теократической формы правления

Конечно же, главной особенностью теократии является то, что высшим государственным деятелем является Бог. Такая возможность обладания властью дается только священным приемником Бога, но все должны понимать, что этих приемников выбирает точно не Бог.

Другая особенность теократической формы правления государством — это узаконенный суверенитет Бога. Например, в Иране и Саудовской Аравии главным и основным законом является не конституция, как принято в других странах, а Коран – священное писание мусульманского народа.

Не менее важная особенность теократии — это то, что верховным руководством и судом заведуют религиозно — политические лидеры. Например, в Иране, Ватикане и в государстве Тибет глава государства также является главой духовенства. А в Саудовской Аравии религиозно — политические лидеры состоят в составе совещаний при главе государства.

Противоречия теократии

Евгений Николаевич Трубецкой, критикуя проект о теократии Владимира Соловьева, отметил, что теократической цельности невозможно достигнуть даже в рамках одного государства, речь даже не идет о заполнении теократии всего мира, так как мир несовершенен и далеко не придерживается всех правил и заповедей Божьих.

Многие историки и социологи также не могут согласиться с такой формой правления, так как она противоречит некоторым неписаным законам социальности и политики. Например, если теократия имеет только одну сторону вероучения, а в странах принят закон о свободном вероисповедании, то какая речь может идти о теократическом идеальном государстве.

Примеры стран, которые имеют элементы теократии в правлении государством:

• Ватикан. Государство Ватикан официально признано независимым в 1929 году. Главой государства является Папа, он выбирается конклавом, на сборах высших каталитических священнослужителей. Доказательством теократии является то, что Папа имеет полную власть над судебными организациями и законодательством.

• Иран. Государство Иран даже официально признано теократической республикой. Верховный лидер Ирана — исламский клирик. Клирик выбирается Советом экспертов, который имеет право влиять на избирательный процесс верховных лидеров Ирана.

• Саудовская Аравия. В Саудовской Аравии только одна форма вероисповедования — это ислам. Именно эта страна полностью поддерживает все нормы и правила религиозного судебного процесса, даже в саудовской полиции придерживаются религиозных убеждений.

• Индия. Индия — это страна, которая полностью признана мусульманской и полностью построена на законах шариата, поэтому и считается теократической.

Источник

Теократия

Что значит теократическое государство

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) —

Содержание

История

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Исторические государства с элементами теократии

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и в ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.

Древность

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

Правление Отрёкшихся Императоров

В Средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола Император принявший постриг в буддийские монахи.

Реформация

Женева в период наибольшего влияния Жана Кальвина и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладали многими характеристиками протестантской теократии.

Во время короткого правления (1494—1498) Джироламо Савонарола, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократией. Во время его правления нехристианские книги, статуи, стихотворения и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.

Мормонизм

Другим примером была администрация недолго существовавшего государства Дезерет.

Ислам

Период, когда Медина находилась под властью исламского пророка Мухаммеда, иногда классифицируется как теократия.

Ныне существующие страны с элементами теократии

Исламские государства

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Святейший Престол (Ватикан)

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Афон — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Теократия в христианстве

Что значит теократическое государство

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им — погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога. В наше же время люди поступают по своему разуму, опыту и духовному развитию, не согласуя свои поступки с волей Бога. Теперь мы ежедневно встречаемся с последствиями человеческих решений.

Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам — подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя её различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Священники, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования и получать за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приёмы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приёмы для утверждения и усиления своего положения. Всё это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся. Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что если она выплывет, значит Бог указывает, что она ведьма, а если не выплывет — не ведьма. В таком «методе» воля Бога никак не может проявиться, так как она проявляется лишь там, где для её проявления имеется соответствующая свобода выражения (как, например, при гадании с уримом и тумимом). Используя такие приёмы некоторые добивались себе кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и Римская Империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на её обломках возникала демократия — как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чём говорит пословица «глас народа — глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно через знамения и гадания, а опосредованно через общественное мнение граждан, выраженное в высказываниях таких блестящих и известных общественных деятелей. Всё возвращалось на свои круги, и продолжалось далее по кругу.

Теократия в иудаизме

Что значит теократическое государство

В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек получил от Бога первые заповеди — то есть более 5700 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.

Источник

теократическое государство

Смотреть что такое «теократическое государство» в других словарях:

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Юридический словарь

теократическое государство — Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви … Словарь по географии

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста

теократическое государство — (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ИЗРАИЛЬ (государство) — ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь

Израиль (государство) — Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

Папское государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Церковное государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Источник

Теократия

Теокра́тия — форма госу­дар­ствен­ного устрой­ства, в рамках кото­рой вер­хов­ное управ­ле­ние обще­ством осу­ществ­ля­ется непо­сред­ственно Богом.

Если Бог правит всем миром, а значит и всеми госу­дар­ствами мира, то почему не всякое госу­дар­ство назы­ва­ется тео­кра­ти­че­ским?

Боже­ствен­ный Про­мысл и дей­стви­тельно рас­про­стра­ня­ется на весь мир, вклю­чая все страны. Однако, это не значит, что все страны вообще должно оце­ни­вать как тео­кра­ти­че­ские.

Тео­кра­тия под­ра­зу­ме­вает особую, тесную форму лич­ност­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и обще­ства, чего не ска­жешь о наро­дах, живу­щих по пра­ви­лам мира сего.

В исто­рии мира госу­дар­ством, имев­шим тео­кра­ти­че­скую форму прав­ле­ния, был Вет­хо­за­вет­ный Изра­иль. Насколько близ­ким было к нему отно­ше­ние со сто­роны Бога, как его Пра­ви­теля, сказал Сам Гос­подь: «Я носил вас [как бы] на орли­ных кры­льях, и принес вас к Себе» ( Исх.19:4 ).

Взяв еврей­ский народ под особое управ­ле­ние, Бог назна­чил ему вождя, заклю­чил с ним Завет, уста­но­вил закон, утвер­дил свя­щен­ство.

На про­тя­же­нии всего пери­ода прав­ле­ния Бог избав­лял Изра­иль от бед, в том числе — посред­ством чудес, детально разъ­яс­нял через вождей, свя­щен­ни­ков и про­ро­ков, как сле­дует дей­ство­вать в тех или иных обсто­я­тель­ствах, пора­жал врагов, направ­лял к ведо­мым Ему благим целям.

В слу­чаях, если Изра­иль отсту­пал от усло­вий Завета, и соот­вет­ственно, не желал сле­до­вать за Своим Вер­хов­ным Вла­ды­кой, Бог попус­кал ему испы­тать «радо­сти» само­сто­я­тель­ной жизни. В эти пери­оды еврей­ский народ стра­дал от внут­рен­них ссор и раз­до­ров, ста­но­вился без­за­щит­ным перед опас­но­стью со сто­роны внеш­них врагов.

Когда Изра­иль, рас­ка­яв­шись во грехах, вновь обра­щался ко Гос­поду, Бог посы­лал к нему бла­го­сло­вен­ных вождей — судей, — вёл их Своею рукою, и ситу­а­ция выправ­ля­лась.

Период тео­кра­тии закон­чился для Изра­иль­ского обще­ства после того, как оно, отсту­пив от закона, решило избрать для себя зем­ного царя. Бог рас­це­нил это дей­ствие, как пре­да­тель­ство: «отвергли Меня, чтобы Я не цар­ство­вал над ними» ( 1Цар.8:7 ). Однако пре­пят­ство­вать жела­нию народа не стал и попу­стил им избрать себе зем­ного пра­ви­теля ( 1Цар.8:9 ).

При­ме­ром совре­мен­ного тео­кра­ти­че­ского обще­ства (но не госу­дар­ства) явля­ется Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, живу­щая по Божьему закону и управ­ля­е­мая Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом.

Иногда к тео­кра­ти­че­ским госу­дар­ствам при­чис­ляют древ­ний Египет, древ­ние Грецию и Рим. Это свя­зано с тем, что по веро­ва­нию их граж­дан, они управ­ля­лись богами. Нема­лую роль в этих стра­нах играли про­ри­ца­тели и жрецы, кото­рые, будто бы, обща­лись с богами, а затем пере­да­вали их волю вла­стям и обще­ствен­но­сти.

Но такая оценка не выдер­жи­вает даже поверх­ност­ной кри­тики. Ведь насе­ле­ние этих стран покло­ня­лось ложным богам. Обще­ние же с идо­лами явля­ется мер­зо­стью в очах Божьих, и ведёт не к сбли­же­нию с Богом, а к сбли­же­нию с демо­нами (см.: Идо­ло­по­клон­ство).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *