Что значит тема раскрыта односторонне

ЕГЭ. Литература. ЗАДАНИЕ № 17. Рекомендации. Часть 1. Вступление.

Как написать вступление, примеры вступлений по конкретным темам.

Рекомендации на примере тем по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Шаг 1.

Определяем «ключевые слова» в теме, даём им определения.

Примеры.

Шаг 2.

Задаём вопросы по теме сочинения.

№ темы.Примеры.
1.Что привлекает Л.Н. Толстого в Наташе? Какие черты, поступки вызывают в ней его уважение?
2.Что позволяет отнести произведение автора к данному жанру? Какие особенности «Войны и мира» свидетельствуют об этом?
3.Каким показан народ в романе? Как автор описал его проблемы, особенности национального характера? Наконец, как именно через взаимоотношение с народом раскрываются и развиваются характеры главных героев произведения?
4.Что общего и в чём различие этих героев? Как автор относится к ним, описывая их деятельность и особенности характеров?

Шаг 3.

Пишем предложение, связывающее вступление с основной частью.

№ темы.Примеры.
1.2.3.4.Постараюсь ответить на эти вопросы, приводя примеры из произведения.

Таковы мои рекомендации. Конечно, это один из возможных вариантов вступления, на мой взгляд, наиболее удобный и доступный для учеников.

Критерии оценивания.

Уровень написания вступления будет учитываться при выставлении следующих баллов.

Насколько верно ученики раскроют тему сочинения, будет зависеть и от того, как они правильно поставят цели перед собой. А ведь именно в вопросах и содержится эта цель. Определение «ключевых слов» – это начало раскрытия темы. Так что вступление в критерии № 1 играет большую роль.

В зависимости от темы сочинения, уже во вступлении могут быть использованы теоретико-литературные понятия. В наших примерах это такие понятия: герой литературного произведения, тема и основная мысль произведения, роман-эпопея.

Чётко продуманное вступление, отражение в нём темы, логическая связь со второй частью сочинения – всё это будет учитываться при выставлении баллов по критерию № 4.

Пишите сочинение внимательно, не допускайте в нём речевых ошибок, начиная со вступления, и тогда высший балл по критерию № 5 вам будет обеспечен!

А что такое речевые ошибки – об этом будет разговор в отдельной статье.

Продолжение следует. В следующей статье я расскажу вам, как писать основную часть сочинения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Итоговое сочинение: как правильно раскрыть тему и не получить «незачёт»?

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, есть смысл обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в её формулировке. Важно решить для себя, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развёрнуто обосновать.

Плохая идея — готовиться только к одному направлению и на экзамене даже не рассматривать другие варианты. Вполне возможно, что подготовленные заранее примеры совершенно не подойдут к данной на экзамене формулировке темы, зато пригодятся для сочинения по другому направлению. Но лучше всего при подготовке рассмотреть два-три направления, а не одно.

Раскрывая тему сочинения, нельзя отклоняться от формулировки темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.

Попробуй выделить ключевые слова в темах прошлых лет:

• Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
• Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
• Когда поражение ценнее победы?
• Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
• Может ли быть неравенство в дружбе?
• Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

Первое из выделенных слов «вопросительное», оно указывает на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого нужно придерживаться в рассуждении.
В сочинении важно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос (во вступлении или в заключении), а произведения нужно подобрать так, чтобы этот ответ был убедительным, опирался на конкретные примеры.

• ПОЧЕМУ важно уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции?
• ПОЧЕМУ НЕ КОНЧАЕТСЯ поединок чести с бесчестьем?
• КОГДА поражение ЦЕННЕЕ победы?
• ВСЕГДА ЛИ опыт УБЕРЕГАЕТ от жизненных ошибок?
• МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НЕРАВЕНСТВО в дружбе?
• Кто говорит, что НА ВОЙНЕ не СТРАШНО, тот ничего не знает о войне.

Источник

Что значит тема раскрыта односторонне

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.

Рекомендуемый объём сочинения 250−350 слов, минимально необходимый объём — 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

12.1. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?

12.2. Герои-антагонисты в пьесе А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.

12.3. Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)

12.4. Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины ХХ−начала ХХI века. (На примере одного произведения)

12.5. Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)

Комментарии к темам:

12.1. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?

Портретная характеристика героя — важное средство создания образа. В романе М. Ю. Лермонтова портрет служит не только для того, чтобы передать внешний облик героя, но и позволяет заглянуть в самые сокровенные уголки его души. Для анализа можно взять портретную характеристику Печорина из главы «Максим Максимыч». Безупречный внешний вид наряда героя, холёная маленькая ручка, «породистая» стать — детали, характеризующие Печорина, говорящие о характере героя, его образе жизни и даже судьбе.

12.2. Герои-антагонисты в пьесе А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.

Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова. Жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен, не боится говорить о себе правду, потому что ему никто не указ, ничьего мнения он не уважает, ему безразличны окружающие.

Кулигин, напротив, хоть и самоучка, но образован, умен, мыслит шире, чем обитатели Калинова, ратует за прогресс. Однако он называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Хоть он и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого, не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Показательна фраза, брошенная Кулигиным: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Показательна и следующая за этим ремарка: «Махнув рукой, уходит». Вот все, на что способен Кулигин. Он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.

12.3. Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)

Тема может быть раскрыта на примере стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная», «Я последний поэт деревни», «Русь советская» и других. В раскрытии темы важно отметить, что образ Родины для Есенина тесно связан с образом деревни и родной природы. В творчестве поэта тема Родины звучит по-разному в разные периоды творчества: от восторженно-умилительного в ранних стихах до трагического осознания своей отчужденности от советской России. Но в стихах Есенина всегда поражает та святая вера в необъятные просторы Руси, в светлую её будущность, которая даёт нам право считать поэта настоящим певцом России.

12.4. Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины ХХ−начала ХХI века. (На примере одного произведения)

Тема может быть раскрыта на примере романа Алексея Варламова «Лох», романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина и других.

Действие романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина охватывает два периода — Россия 1918—1919 годов и середины 1990-х. Центральный план повествования — взаимоотношения Василия Чапаева и поэта-декадента Петра Пустоты (впоследствии сам автор признался, что совмещение таких «несовместимых» личностей стало одной из главных задач, поставленных перед ним), якобы сражающихся на фронтах Гражданской войны. Второстепенные планы — линия Сердюка, втянутого в войну японских кланов Тайра и Минамото и предпринявшего впоследствии попытку самоубийства, а также линия Марии и Арнольда Шварценеггера. В символическом плане обе линии соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком (в реальности Сердюка) или с Западом (реальность Марии). Последняя, четвёртая, линия символизирует логику сверхчеловека в лице бандита Володина. Все четверо — Пётр Пустота, Сердюк, Мария и Володин — пребывают в психиатрической лечебнице, где проходят курс реабилитации по методу Тимура Тимуровича Канашникова. В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.

Важным «надсюжетным» персонажем выступает Григорий Котовский, которому отводится роль «демиурга». Согласно мифологии романа, именно на нём лежит ответственность за судьбу современной России; ближе к финалу в диалоге с водителем Пётр Пустота говорит о «злоупотреблении Котовского кокаином» и очевидных последствиях этого пристрастия. Также лично для Петра Пустоты крайне важен персонаж Анны, племянницы Чапаева, действующей в одной упряжке с Чапаевым, Котовским и главным героем Пустотой.

Сам Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению, добиться которого ему помогает Чапаев.

12.5. Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)

Тема может быть раскрыта на примере известных эпизодов романа. Первый бал Наташи не раз привлекал уже внимание иллюстраторов и художников, например Л. О. Пастернака. Этот же художник иллюстрировал эпизод «Наташа Ростова и Андрей Болконский в Мытищах». Интересной будет и иллюстрация к фрагменту, когда Андрей Болконский возвратился к дубу. Каким бы ни был выбранный вами эпизод, необходимо доказательно обосновать, почему он может представлять интерес для художника. Во-первых, это будет, скорее всего, эпизод, близкий вам по изображению характеров героев. Во-вторых, вероятно, событие, описываемое в романе, каким-то образом может перекликаться с вашим личным опытом. В-третьих, чувства, которые испытывают герои Толстого в приведённом фрагменте романа, вам лично либо уже знакомы, либо хотелось бы испытать.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Источник

Что значит тема раскрыта односторонне

Пишем сочинение 17

Что значит тема раскрыта одностороннеОбъём не менее 150 слов.

Что значит тема раскрыта одностороннеРаскрыть тему ГЛУБОКО и МНОГОСТОРОННЕ. Что это значит?

Например, у вас тема: С какой целью автор подвергает своих «любимых» героев различным жизненным испытаниям? (По роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Чтобы раскрыть тему МНОГОСТОРОННЕ, надо привести в пример не менее 2х героев (Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова), которых автор подвергает жизненным испытаниям. Если сочинение будет построено на анализе испытаний одного героя, то это засчитается как одностороннее раскрытие темы.

Чтобы раскрыть тему ГЛУБОКО, необходимо проанализировать конкретные ситуации испытаний и указать их влияние на героев, а не просто перечислить испытания. Например, можно вспомнить, как происходит переоценка ценностей Андрея Болконского под небом Аустерлица: мечты о славе и восхищение Наполеоном сменяются разочарованием в прежнем кумире и идеалах и растерянностью перед величием неба. Или проследить внутренние изменения Пьера Безухова после встречи с Платоном Каратаевым в плену.

Что значит тема раскрыта одностороннеПривлекать текст. Как?

Цитировать необязательно, но вспоминать детали, анализировать конкретные эпизоды, нужные для раскрытия темы, использовать косвенное цитирование нужно. Без этого не получится глубокого раскрытия темы.

Что значит тема раскрыта одностороннеИспользовать термины для анализа текста.

Не просто употреблять их: автор, герой, роман и т,д. Нет! Именно включать в анализ. Например, можно ввести термин «диалектика души», размышляя о том, как жизненные испытания делают героев Л.Н. Толстого лучше. Или термин «открытый психологизм» (изображение внутренней жизни героев, их переживаний), без которого не было бы столь глубокого анализа переживаний героев в этом произведении.

Даже если вы один-два термина используете для анализа в своём сочинении, не ошибаясь при этом в их употреблении, то получите максимальный балл по этому критерию.

Что значит тема раскрыта одностороннеГрамотно построить сочинение. Здесь мудрить не нужно:

Что значит тема раскрыта одностороннеИзбегать фактических ошибок:
• неправильное название имён, отчеств, фамилий героев (н-р, Андрей Балконский );
• ошибка в инициалах и фамилии автора произведения (Л. А. Толстой);
• ошибки в названии мест, событий (н-р, роман «Война и мир» посвящен событиям Великой Отечественной войны) и т.д.

Их, конечно, гораздо больше (это будет тема отдельного поста).

Что значит тема раскрыта одностороннеСледить за речью!

В ЕГЭ по литературе не учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, но за ошибки речевые баллы снимают, поэтому будьте внимательны!

Ставь Что значит тема раскрыта односторонне, если пост оказался полезным!

Источник

Как раскрыть тему итогового сочинения по литературе?

Критерий «Раскрытие темы» итогового сочинения и других литературных сочинений.

Критерии раскрытия темы в сочинении

Охват материала: школьная программа, знание текстов.

Для полного раскрытия темы нужно постараться охватить весь относящийся к ней «программный» материал. Другими словами — необходимо очень хорошо знать тексты произведений, легко ориентироваться в них.

1) Если, например, вы пишете сочинение по лирике поэта, то в нем должны быть по крайней мере упомянуты те его стихотворения, которые входят в программу и имеют отношение к данной теме. Важно помнить не только наиболее очевидные, но и другие примеры.

Так, например, «Тема поэта в лирике Пушкина» ассоциируется прежде всего с стихотворениями «Пророк», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». Но она присутствует и в более ранней элегии «Деревня», которая тоже входит в вашу программу, но ассоциируется чаще с «Темой природы. » или «Темой свободы. » у Пушкина.

2) Если ваше сочинение — анализ системы персонажей в драме или романе, а в формулировке темы нет указания на отдельные персонажи, — то для полного раскрытия темы нужно охватить все персонажи, включая второстепенные, внесюжетные, внесценические (Кулигин и Феклуша в «Грозе» А. Н. Островского, друзья Репетилова или брат Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова).

Сужение и расширение темы

Недопустимо произвольное «сужение» или «расширение» темы.

Пример «сужения темы»: в сочинении «Образы молодых людей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» автор заявляет: «Мне бы хотелось поговорить о Чацком», — и дальше говорит только о нем.

Пример «расширения темы»: в сочинении «Пейзажная лирика Пушкина» автор много рассуждает о пейзажах в романе «Евгений Онегин» и в повести «Капитанская дочка», хотя эти произведения не относятся к лирике поэта.

Таким образом, для полного раскрытия темы необходимо охватить все относящиеся к ней произведения автора, характеры, сюжеты и т. п. При этом некоторые из них могут быть просто упомянуты (это, кстати, компромиссный вариант для вас в том случае, если вы плохо помните текст произведения, но точно знаете, что его следует включить в сочинение на данную тему), а другие (по вашему выбору) рассмотрены более подробно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *