Что значит тема раскрыта односторонне
ЕГЭ. Литература. ЗАДАНИЕ № 17. Рекомендации. Часть 1. Вступление.
Как написать вступление, примеры вступлений по конкретным темам.
Рекомендации на примере тем по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Шаг 1.
Определяем «ключевые слова» в теме, даём им определения.
Примеры.
Шаг 2.
Задаём вопросы по теме сочинения.
№ темы. | Примеры. |
1. | Что привлекает Л.Н. Толстого в Наташе? Какие черты, поступки вызывают в ней его уважение? |
2. | Что позволяет отнести произведение автора к данному жанру? Какие особенности «Войны и мира» свидетельствуют об этом? |
3. | Каким показан народ в романе? Как автор описал его проблемы, особенности национального характера? Наконец, как именно через взаимоотношение с народом раскрываются и развиваются характеры главных героев произведения? |
4. | Что общего и в чём различие этих героев? Как автор относится к ним, описывая их деятельность и особенности характеров? |
Шаг 3.
Пишем предложение, связывающее вступление с основной частью.
№ темы. | Примеры. |
1.2.3.4. | Постараюсь ответить на эти вопросы, приводя примеры из произведения. |
Таковы мои рекомендации. Конечно, это один из возможных вариантов вступления, на мой взгляд, наиболее удобный и доступный для учеников.
Критерии оценивания.
Уровень написания вступления будет учитываться при выставлении следующих баллов.
Насколько верно ученики раскроют тему сочинения, будет зависеть и от того, как они правильно поставят цели перед собой. А ведь именно в вопросах и содержится эта цель. Определение «ключевых слов» – это начало раскрытия темы. Так что вступление в критерии № 1 играет большую роль.
В зависимости от темы сочинения, уже во вступлении могут быть использованы теоретико-литературные понятия. В наших примерах это такие понятия: герой литературного произведения, тема и основная мысль произведения, роман-эпопея.
Чётко продуманное вступление, отражение в нём темы, логическая связь со второй частью сочинения – всё это будет учитываться при выставлении баллов по критерию № 4.
Пишите сочинение внимательно, не допускайте в нём речевых ошибок, начиная со вступления, и тогда высший балл по критерию № 5 вам будет обеспечен!
А что такое речевые ошибки – об этом будет разговор в отдельной статье.
Продолжение следует. В следующей статье я расскажу вам, как писать основную часть сочинения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Итоговое сочинение: как правильно раскрыть тему и не получить «незачёт»?
Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, есть смысл обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в её формулировке. Важно решить для себя, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развёрнуто обосновать.
Плохая идея — готовиться только к одному направлению и на экзамене даже не рассматривать другие варианты. Вполне возможно, что подготовленные заранее примеры совершенно не подойдут к данной на экзамене формулировке темы, зато пригодятся для сочинения по другому направлению. Но лучше всего при подготовке рассмотреть два-три направления, а не одно.
Раскрывая тему сочинения, нельзя отклоняться от формулировки темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.
Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.
Попробуй выделить ключевые слова в темах прошлых лет:
• Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
• Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
• Когда поражение ценнее победы?
• Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
• Может ли быть неравенство в дружбе?
• Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Первое из выделенных слов «вопросительное», оно указывает на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого нужно придерживаться в рассуждении.
В сочинении важно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос (во вступлении или в заключении), а произведения нужно подобрать так, чтобы этот ответ был убедительным, опирался на конкретные примеры.
• ПОЧЕМУ важно уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции?
• ПОЧЕМУ НЕ КОНЧАЕТСЯ поединок чести с бесчестьем?
• КОГДА поражение ЦЕННЕЕ победы?
• ВСЕГДА ЛИ опыт УБЕРЕГАЕТ от жизненных ошибок?
• МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НЕРАВЕНСТВО в дружбе?
• Кто говорит, что НА ВОЙНЕ не СТРАШНО, тот ничего не знает о войне.
Что значит тема раскрыта односторонне
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.
Рекомендуемый объём сочинения 250−350 слов, минимально необходимый объём — 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
12.1. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?
12.2. Герои-антагонисты в пьесе А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.
12.3. Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)
12.4. Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины ХХ−начала ХХI века. (На примере одного произведения)
12.5. Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)
Комментарии к темам:
12.1. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?
Портретная характеристика героя — важное средство создания образа. В романе М. Ю. Лермонтова портрет служит не только для того, чтобы передать внешний облик героя, но и позволяет заглянуть в самые сокровенные уголки его души. Для анализа можно взять портретную характеристику Печорина из главы «Максим Максимыч». Безупречный внешний вид наряда героя, холёная маленькая ручка, «породистая» стать — детали, характеризующие Печорина, говорящие о характере героя, его образе жизни и даже судьбе.
12.2. Герои-антагонисты в пьесе А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.
Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова. Жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен, не боится говорить о себе правду, потому что ему никто не указ, ничьего мнения он не уважает, ему безразличны окружающие.
Кулигин, напротив, хоть и самоучка, но образован, умен, мыслит шире, чем обитатели Калинова, ратует за прогресс. Однако он называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Хоть он и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого, не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Показательна фраза, брошенная Кулигиным: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Показательна и следующая за этим ремарка: «Махнув рукой, уходит». Вот все, на что способен Кулигин. Он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.
12.3. Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)
Тема может быть раскрыта на примере стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная», «Я последний поэт деревни», «Русь советская» и других. В раскрытии темы важно отметить, что образ Родины для Есенина тесно связан с образом деревни и родной природы. В творчестве поэта тема Родины звучит по-разному в разные периоды творчества: от восторженно-умилительного в ранних стихах до трагического осознания своей отчужденности от советской России. Но в стихах Есенина всегда поражает та святая вера в необъятные просторы Руси, в светлую её будущность, которая даёт нам право считать поэта настоящим певцом России.
12.4. Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины ХХ−начала ХХI века. (На примере одного произведения)
Тема может быть раскрыта на примере романа Алексея Варламова «Лох», романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина и других.
Действие романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина охватывает два периода — Россия 1918—1919 годов и середины 1990-х. Центральный план повествования — взаимоотношения Василия Чапаева и поэта-декадента Петра Пустоты (впоследствии сам автор признался, что совмещение таких «несовместимых» личностей стало одной из главных задач, поставленных перед ним), якобы сражающихся на фронтах Гражданской войны. Второстепенные планы — линия Сердюка, втянутого в войну японских кланов Тайра и Минамото и предпринявшего впоследствии попытку самоубийства, а также линия Марии и Арнольда Шварценеггера. В символическом плане обе линии соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком (в реальности Сердюка) или с Западом (реальность Марии). Последняя, четвёртая, линия символизирует логику сверхчеловека в лице бандита Володина. Все четверо — Пётр Пустота, Сердюк, Мария и Володин — пребывают в психиатрической лечебнице, где проходят курс реабилитации по методу Тимура Тимуровича Канашникова. В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.
Важным «надсюжетным» персонажем выступает Григорий Котовский, которому отводится роль «демиурга». Согласно мифологии романа, именно на нём лежит ответственность за судьбу современной России; ближе к финалу в диалоге с водителем Пётр Пустота говорит о «злоупотреблении Котовского кокаином» и очевидных последствиях этого пристрастия. Также лично для Петра Пустоты крайне важен персонаж Анны, племянницы Чапаева, действующей в одной упряжке с Чапаевым, Котовским и главным героем Пустотой.
Сам Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению, добиться которого ему помогает Чапаев.
12.5. Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)
Тема может быть раскрыта на примере известных эпизодов романа. Первый бал Наташи не раз привлекал уже внимание иллюстраторов и художников, например Л. О. Пастернака. Этот же художник иллюстрировал эпизод «Наташа Ростова и Андрей Болконский в Мытищах». Интересной будет и иллюстрация к фрагменту, когда Андрей Болконский возвратился к дубу. Каким бы ни был выбранный вами эпизод, необходимо доказательно обосновать, почему он может представлять интерес для художника. Во-первых, это будет, скорее всего, эпизод, близкий вам по изображению характеров героев. Во-вторых, вероятно, событие, описываемое в романе, каким-то образом может перекликаться с вашим личным опытом. В-третьих, чувства, которые испытывают герои Толстого в приведённом фрагменте романа, вам лично либо уже знакомы, либо хотелось бы испытать.