Что значит театр для онегина

Отношение Пушкина и Онегина к театру

Театр первой четверти ХIX переживает расцвет, как всё русское искусство той эпохи в целом. Великие актёры Катенин, Каратыгин, Мочалов, Семёнова, Колосова, Яковлев – современники Пушкина.

Поэт интересуется театром с детства. Он с жадностью перечитывает французские комедии, нежно любит Шекспира и пристально вглядывается в каждую новую пьесу, выходящую из-под пера российских драматургов.

В статье о пьесах Шаховского, в откликах на комедию Грибоедова «Горе от ума», в предисловии к «Борису Годунову» поэт высказывает собственные взгляды на театральное искусство.

«Наблюдение за душой всегда будет на театре интересно», — отмечает он.

В романе «Евгений Онегин» поэт описывает своё отношение к храму искусств в одной строфе:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Театр для Пушкина – «волшебный край», там, преображаясь сами, актёры очищают человеческие души силой обличительного смеха, неподдельного страдания, большого лирического чувства.

Это огромная арена, с которой литература новыми средствами может заговорить одновременно с несколькими сотнями слушателей и зрителей, это возможность живо взаимодействовать с человеческими сердцами.

Гораздо сдержаннее относится к театру Онегин, «театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис». Он каждый вечер «летит» на премьеру, но — не от желания открыть для себя что-то новое.

Посещение театра для него – дань моде, грандиозная светская вечеринка, где собирается «весь цвет» российской элиты. Это некий ритуал, который обязан проходить каждый дворянин, если не хочет, чтобы его упрекнули в отсутствии вкуса и невежестве.

Вот почему Онегин охотно судит о спектакле, раздавая язвительные рецензии, но не даёт себе труда вдуматься в происходящее, включиться в процесс сопереживания искусству.

Его не пленяют даже театральные актрисы. Он волочится за ними словно по обязанности, так как и это – своеобразный стиль поведения для молодого человека его круга.

Можно ли сравнить равнодушие скучающего денди с восторженным описанием ножек балерины Истомины, данным Пушкиным?

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.

Что же Онегин? Каков его приговор?

…Всё хлопает. Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».

Онегин ведёт себя бесцеремонно, даже нагло (наводит лорнет на незнакомых дам). Он равнодушен к театру, так как его занимает только внешняя сторона вещей.

Сам он стремится не быть, а казаться. Неудивительно, что при такой расстановке приоритетов герой испытывает непрерывную скуку, развеять которую не может никто и ничто.

Источник

Чем отличается отношение Евгения Онегина к театру от автора?.

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

XIX
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?

XX
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

то есть для автора это так:

Источник

Театр времён Евгения Онегина

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №109

Индустриального района г. Перми

«Театр времён Евгения Онегина»

ученица 9 А класса

Руководитель: Макаренко И.В.,

учитель русского языка и литературы

Театр в романе «Евгений Онегин».

Отношение к театру Евгения Онегина и людей, принадлежащих к разным социальным группам.

Отношение автора романа к театру.

Театр, в который мог ходить Онегин (архитектура, внутреннее устройство, репертуар, художественное содержание).

Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского (мог ли Евгений Онегин посещать наш театр).

Список использованной литературы.

Работая по образовательному маршруту «День с героем (Евгений Онегин)» в г. Петербурге, я получила ответы на многие из этих вопросов. После этого меня заинтересовало и устройство театра времен Евгения Онегина, и как общественное мнение влияло на жизнь театра и актеров, которые служили в театре.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что на уроках литературы ученики 9 класса изучают роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». И моя работа может служить своеобразным путеводителем по театру времени Евгения Онегина. Также изученный по данной теме материал может помочь мне при написании итогового сочинения по русскому языку и литературе в 11 классе.

Объект исследования – произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин», материалы интернета, литература по истории театра.

Основная цель работы – найти ответы на вопросы, составить словарь терминов, имён, которые встречаются при описании театра.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Подобрать иллюстрации к строчкам из романа «Евгений Онегин»

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Анализ стихотворений.

Театр в романе «Евгений Онегин»

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул,

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел»

Отношение к театру Евгения Онегина и людей, принадлежащих к высшему свету

На самом деле, партера не было, были только кресла перед сценой, они абонировались вельможами, за ними люди смотрели спектакль стоя – билеты были дешевыми. В театр публика входила (в зависимости от достатка и сословия) с разных входов. На иллюстрации мы видим, что выходы располагались со всех сторон театра, и малоимущая публика не могли пересечься с публикой богатой. В театре не было гардероба («ещё усталые лакеи на шубах у подъезда спят»), лакеи ждали хозяев и грели их одежду. Как говорилось ранее, на второй иллюстрации мы видим, что зрители смотрят спектакль, стоя, потому что партера не было.

Отношение Пушкина к театру

А.С.Пушкин в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Благодаря высказываниям автора о театре «Мои богини! что вы? где вы? / Внемлите мой печальный глас: / Всё те же ль вы? другие ль девы, / Сменив, не заменили вас? […] Иль взор унылый не найдет / Знакомых лиц на сцене скучной, / И, устремив на чуждый свет / Разочарованный лорнет, / Веселья зритель равнодушный, / Безмолвно буду я зевать / И о былом воспоминать », мы понимаем, что не все дворяне скучали на спектаклях в театре и интересовались больше игрой актеров и актрис, чем светскими пустыми разговорами. Пушкин всю молодость провел в театре. «Там, там под сению кулис / Младые дни мои неслись.». Театр был его «волшебным краем», о котором он мечтал в ссылках.

Театр, в который мог ходить Онегин

Почитав о театрах Петербурга, изучив их историю, я пришла к выводу, что Евгений Онегин, должен был ходить в Мариинский театр оперы и балета, который был основан в 1783 года и назывался Большим театром. В нем Шарль Дидло, известный успешный артист балета, оказывал большое влияние на петербургский театр, а сам Александр Пушкин был завсегдатаем этого места, было бы неудивительно, если он запечатлел его в своих произведениях. Нужно заметить, что Мариинский театр находится недалеко от набережной реки Фонтанки, где прогуливался Евгений Онегин.

Что значит театр для онегинаВ Что значит театр для онегинаПетербурге мы видели этот театр, он очень изменился внешне со времен Онегина, также у него появились дополнительные корпуса, размещенные в разных местах города.

Что значит театр для онегина

Мог ли Евгений Онегин посещать Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

Евгений Онегин не мог посещать Пермский театр, потому что он был основан в 1870 году, только в 1926 году прошла первая балетная премьера. Внутреннее устройства театра не менялось с его основания, это значит, что в отличии от Мариинского театра Евгения Онегина, в нем сразу же был и гардероб, и партер, а также только один вход. В Пермском театре оперы и балета были поставлены все произведения Чайковского.

Что значит театр для онегина

Что значит театр для онегина

Что значит театр для онегина

В начале 19 века театралами считали не только людей, часто посещавших театр и любивших его, а также людей, которые поддерживали дружеские отношения с актерами и ухаживали за актрисами, гордились с ними любовными связями за кулисами и становились причиной сплетен. Популярность актрис зависела именно от этих сплетен, а не от их таланта играть роли. Конечно, были те, кто действительно ценил актерскую игру. Однако основную массу театралов составляли люди, для которых принципиальные вопросы искусства отступали на второй план перед закулисными интригами.

Современный театр очень отличается от театра времени Евгения Онегина, отношение зрителей и само устройство театра очень поменялись. Но не все театры того времени подошли бы для походов Евгения Онегина.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Информация с экскурсий г. Санкт-Петербурга.

Пушкин имеет в виду актрис играющих роли:

Моина – героиня трагедии В. А. Озерова «Фингал».

Источник

Читаем и разбираем «Евгения Онегина». Глава I Часть 5

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим нашу с Вами тему про великое стихотворное произведение. И будем жечь как и в прошлый раз: http://id77.livejournal.com/865379.html 🙂
Итак…

Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

Главное в театре тех лет – это актрисы. Самые вольные и самые смелые нравы там присутствовали, а иметь любовницей, хотя бы временной, какую-нибудь известную певицу или балерину – это было не просто дело престижа, почти что дело чести :-))) Кстати, стойкую подобную «любовь» к балету можно проследить даже у императорской семьи (об этом поговорим особо) :-)))

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Пушкин, кстати, не разделял восторгов по отношению к автору и намекает, что не столь его произведения были прекрасны, сколь виртуозна игра Екатерины Семеновой – примы Александринского театра, игравшую роли первых любовниц и причем виртуозно. Сам Пушкин был ее преданный, но только платонически, воздыхатель. Дама не его полета была в молодые годы – ее любовником был сам князь Гагарин – сенатор, генерал и знатный масон.
Что значит театр для онегина
князь Гагарин
Потом и вовсе женился н ней. Так что не Пушкину, не, тем более, Онегину, Семенова была не недостижима 🙂 Говорят, была чудо как хороша внешне (по тем параметрам), чудесно пела и была действительно очень талантливой актрисой. Кстати, насчет молодости. Ко времени событий Семеновой около 40 – по тем временам дама почти преклонных лет.

Павел Александрович Катенин – это наиболее известный переводчик, а главное, если можно так выразится, адаптор иностранных пьес для русской сцены. Блистательное перо, отличный вкус и виртуозное знание языка позволяло этому бывшему офицеру очень ударно работать с театрами. И венцом его работ можно признать адаптацию работ французского драматурга 17 столетия Пьера Корнеля, главной из которых, пожалуй, можно признать «Ариадну» в 1811 году, в которой блистала все та же Семенова.

Князь Александр Александрович Шаховской (Рюрикович, кстати) де-факто руководитель городских театров, сам писал комедии и водевили. Насколько удачно – говорить не берусь. Возможно под колкостью Пушкин чуток потролил, причем тонко, князя – он жил в гражданском браке с актрисой Екатериной Ежовой, а та не хотела за него выходить официально. Он был очень своеобразен по внешности – очень тучен, лыс, со странным и писклявым голосом, но пишут, что человек был хороший.

Ну и, наконец, Карл Людовик Дидло. Француз, родившейся в Стокгольме и сделавший имя в России – это один из китов нашего отечественного балета. Можно сказать, Великий.

Но пойдем дальше.
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?

Терпсихора – это муза танца (сам их путаю постоянно), а лорнет в те года – этакая модная приблуда для театра в виде очков на рукоятке. Я бы его назвал театральный iphone. Без него было не комильфо в театре. И дело было вовсе не в плохом зрении. Во-первых, это был аксессуар модный, причем унисекс, а во-вторых, его главную функцию автор описал чуть ниже

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.

Эол – полубог из древнегреческой мифологии, ответственный за определенный ветер. Ну а Авдотья Истомина – это самая блестящая ученица Дидло, окруженная кучей поклонников и обожателей. Одна из первых настоящих прим. При этом неграмотная была и читала с трудом 🙂 Но ее не просто любили – ее боготворили, и она постоянно попадала в скандальные истории. Веселая мадемуазель была. Из-за нее стрелялся даже Грибоедов и чуть не погиб. Причем, насколько я понимаю, ее любовником он не был, просто дал ввязать себя в поединок чести, зачем то занявшись сводничеством. Эт дуэль закончилась одним убитым и простреленной кистью Александра Сергеевича Грибоедова. А могло быть и хуже.

Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони —
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.

Продолжение следует….
Приятного времени суток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *