Что значит таинство венчания
Суть Венчания
Таинства не имеют обратной силы — нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться
Приблизительное время чтения: 3 мин.
На самые часто задаваемые вопросы о смысле и значении венчания отвечает настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко.
Венчание — это таинство по соединению, слитию, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания — это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена — как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя мистическая жизнь, свои богослужения — в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего подобного нет в других формах по созданию семьи. Поэтому для верующих людей Венчание — это важный шаг.
Если нет желания и намерения жить именно церковной жизнью, во Христе, регулярно бывать на службах и так далее, но внутри есть понимание, что венчаться нужно, как быть?
Ну, с чего-то же нужно начинать свой путь к Богу? У кого-то, возможно, он начнется с таинства Венчания. Лично я лично почувствовал на своей семье силу таинства. Мы с супругой сначала расписались. И было ощущение, что ничего особенного не произошло. Будто мы в ЗАГСе заключили какую-то имущественную сделку. Словно подписали соглашение о том, что не против жить вместе. Что-то пустое и бесцветное. Но когда нас венчал наш духовник в одном маленькой сельском храме, а вокруг с нами молились наши родные и близкие друзья — мы как-то мистически переродились. Стали ощущать на невербальном уровне духовную связь, ее не было — и вдруг она появилась. Примечательно, что таинство зафиксировал на видеокамеру наш друг. Когда мы просматривали эти кадры, то увидели, что в какой-то момент вдруг стали очень похожими друг на друга. Мы увидели то, что раньше не замечали, что было сокрыто от наших глаз. Поэтому просто уверен, что Венчание дало мощный импульс для нашего дальнейшего воцерковления.
Как объяснить жениху или невесте, для чего венчаться?
Если человек очень любит свою жену и считает себя христианином, то он должен довериться Церкви. Венчание — это пик, которого может достичь семья. Это высший, новый уровень бытия супругов в системе Небесных координат. Более того, на своем жизненном опыте убедился, что Бог помогает решать, казалось бы, неразрешимые — проблемы, конфликты, неурядицы. Венчанный брак Христос несет на своих руках (не без нашего стремления и старания, конечно). Главное впустить Его в свою семью. Ведь мы призываем во время семейных нестроений разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в таинстве предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя. Именно в этом заключается суть венчания. Кто откажется от такой чести?
Венчание — это серьезный шаг, на всю жизнь. Может быть, сперва стоит зарегистрировать брак в ЗАГСе и пожить вместе, а потом уже повенчаться, чтобы точно быть уверенными?
Тут будет уместным вспомнить про традицию, которая, к сожалению, ушла в прошлое: традиция совершения Чина обручения за определенное время перед таинством Венчания. Сегодня священник делает это в храме одновременно — обручил и сразу обвенчал. Это было оправдано в советскую эпоху, когда каждое совершение богослужения и таинства было опасно. Нынче нам ничего не мешает обручать расписанных в ЗАГСе супругов, например, за полгода, год до Венчания. Таким образом, брачующиеся проходили бы испытательный срок до совершения Таинства, проверяя свои отношения на серьезность, потому что сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким явлением, когда венчанные некогда супруги осаждают местные епархиальные управления с настоятельной просьбой «развенчать» их. Но невдомек им, что Таинства не имеют обратной силы — нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться. И если не было серьезных причин — то оба супруга будут отвечать перед Богом за то, что они не сумели сохранить семью, в чем они перед Ним обещались. А между обручением и Венчанием — будет период крепко подумать и принять окончательное решение.
Таинство венчания
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.
История таинства венчания
Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.
В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».
При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должны были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».
Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, появилась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).
Обряд венчания
Обручение (помолвка)
Обручение — самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе — в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.
Чинопоследование имеет такой порядок:
Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.
Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. — Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.
Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш. » — Всякое священнодействие начинается славословием Богу.
Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) — такая же, как на любом другом богослужении.
Молитвы на обручение — основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение. » вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую. ») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.
Обручение — Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене — золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.
Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Заключающая молитва — «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену. ». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.
Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) — такая же, как на любом богослужении.
Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «если хотят (в то же время) венчаться. ». И далее следует венчание.
Венчание
имеет следующее чинопоследование:
Читают псалом № 127 («Блажени вcи боящиися Господа») — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:
«Блажен ecи, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.
Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма — Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.
Священник произносит слово поучения к венчающимся
Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак — встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.
Священник возглашает: «Благословенно Царство».
Далее — мирная ектенья (как и во время обручения).
Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).
Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»
Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).
Краткая сугубая ектенья
Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания.
Просительная ектенья
Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другие элементы полной литургии, например, : благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.
Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).
Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст — слова, которыми завершается богослужение.
Постигаем вечное: в чем смысл венчания в православной церкви
Среди таинств православной церкви особое место занимает обряд венчания. Соединяясь в брачный союз, мужчина и женщина дают друг другу клятву верности во Христе. В этот момент Бог скрепляет молодую семью как единое целое, благословляет на совместный путь, рождение и воспитание детей по законам православия.
Цель и суть таинства
Венчание – важный и ответственный шаг для верующих православных людей. Пройти через таинство просто ради моды или красочных воспоминаний об эффектной церемонии нельзя. Обряд проводится для воцерковленных, то есть крещеных по правилам православия людей, осознающих всю важность создания семьи во Христе.
На сакральном уровне муж и жена становятся единым целым. Батюшка читает молитвы во время обряда, призывает Бога, просит у него милости для вновь созданной семьи стать Его частью.
В православии есть понятие: семья – Малая церковь. Муж, глава семьи – прообраз священника, самого Христа. Жена – Церковь, обрученная Спасителю.
Зачем нужно для семьи: мнение церкви
Бездуховной жизни общества потребления церковь противопоставляет брак по традиции православия. Семья в жизни верующего человека — оплот, который дарует:
Венчанный супруг – спутник на всю жизнь. Духовные силы, полученные именно в семье, человек переносит затем в общественную и государственную деятельность.
Значение по Писанию
Для счастливой семейной жизни мало плотской взаимной любви друг к другу. Особая связь между мужем и женой, объединение двух душ появляется после обряда венчания:
Подобно как в Большой церкви молятся Богу, так и в Малой церкви, которой становится венчанная семья, должно постоянно звучать слово Божье. Истинными христианскими ценностями в семье становятся послушание, кротость, терпение друг к другу, смирение.
Сила благодати Господа так велика, что, получив Его благословение во время обряда венчания, потом пара часто с большим рвением посвящает чаяния свои христианской жизни, даже если раньше молодые редко посещали храм. Таково руководство Иисуса Христа, который стал хозяином православного дома.
Что дает и значит для супругов?
Православные христиане должны знать, что именно венчание скрепляет союз мужчины и женщины перед Богом. Церковь не проводит обряд, если пара юридически не зарегистрировала отношения. Но одной официальной регистрации недостаточно, чтобы союз считался узаконенным церковью: не повенчанная пара предстает перед Богом посторонними друг другу людьми.
Венчание дает особое благословение небес паре:
Нередки случаи, когда люди осознают важность скрепления союза именно церковью и приходят венчаться через несколько лет после обычного брака, чтобы не просто соблюсти красивую традицию, но постигнуть глубокий сакральный смысл обряда.
Духовная подготовка
Перед свершением обряда молодым необходимо пройти специальную подготовку:
Перед венчанием по возможности рекомендуется раздать все долги, совершить пожертвования на богоугодные дела. Венчание – церковное Таинство, молодые должны постараться подойти к нему с чистой совестью, успокоенным сердцем.
Что обязательно знать паре?
Дополнительно нужно знать некоторые тонкости проведения обряда венчания, подготовки к нему:
День венчания нужно предварительно согласовать с батюшкой. Существует ряд ограничений для проведения обряда. Например, не венчают в дни поста, на многие церковные праздники – Рождество, Пасху, Крещение, Вознесение.
Есть и особенно удачные дни для проведения таинства, например, на Красную горку или в день Казанской иконы Богоматери. Батюшка подскажет наилучший именно для конкретной пары день для свершения обряда венчания.
Полезное видео
Венчание называют церковным браком, в котором молодожены свидетельствуют свою любовь перед Богом. О том, что даёт венчание для семьи и каков его смысл, в видео:
Заключение
Если молодые любят друг друга, считают себя православными христианами, венчание необходимо. Брак, скрепленный церковью, приобретает особое благословение, защиту Бога. Он дарует силы к праведной семейной жизни по законам православия. Венчание становится не просто красивой традицией, а выходом молодой пары на новый уровень взаимоотношений с Богом.
Похожие записи
Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов
Счастливые часов не наблюдают: сколько длится венчание и от чего зависит продолжительность обряда?
Как выбрать торт на венчание: советы кондитеров и фото образцов
Дружок и дружка: кого выбирают в свидетели на венчание – обязанности, правила и дресс-код
Что нужно знать про правила венчания в церкви в России: дресс-код, подготовка, атрибуты
Милостью Божией: как получить развод после венчания
11 комментариев
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Мы с мужем венчались. После венчания прожили 3 года. Муж заболел и очень быстро умер. С мужем верующие люди, но не понятно зачем Бог оставил меня одну. И так мало мы с мужем пожили в венчаном браке.
Раньше я слышала такое утвержение от народа. Венчание дает испытание семье.
Дедушка и бабушка мои в 80 лет венчались и деда парализовало.
Мы с мужем венчались,прожили 12 лет. И он ушел к молодой,которая быстренько забеременела,сейчас ждут ребёночка. А у нас сын ему 9 лет.Как ему это все объяснить,мы всегда ходили в храм,праздники вместе. Я думала у нас хорошая крепкая семья. А оказалась,нет. Все рухноло и наш симейный Храм рухнул. Мужа ничего не мешает,вести себя похамски по отношению ко мне,я на него смотрю и не узнаю. И почему-то его мама и сестра тоже,перестали общаться с нами,даже с внуком.хотя мама работает в храме. Мне сказала- что наш брак был не свыше…! Я просто была в шоке. Я спросила у нее,а сейчас то что происходит, это от кого. … И он не разводится со мной. Хочу сама подать на развод. Я уже не знаю,как быть дальше. Чеснок начала сомневаться,наверно от отчаяния.
Наталья, ситуация у вас тяжёлая, если вины вашей нет оставьте бывшего и забудьте. Бог найдет способ помочь вам. Тяготы есть у всех, как пример мне сейчас тоже тяжело, но молюсь и Бог все разрешает наилучшим образом.
Согласна — венчание очень серьезное дело, это ведь союз, который заключался на небесах. Мы с мужем в церкви повенчались уже спустя пять лет после росписи. За это время успели проверить наши чувства, поняли насколько наша семья крепка. И скажу, что то, что мы венчаны, сдерживает нас от скандалов и дурных мыслей( типа измены или еще чего-то нехорошего), мы оба боимся кары божьей. Возможно даже еще поэтому и пошли под венец осознанно, а не ради красоты, престижа и моды.
Поскольку развенчивание или развод, это грех и придумали люди, расторжение венчания. То мы к этому подходим очень серьёзно. Но немножко переживаем. Потому что это очень серьёзное таинство. Но, то, что есть информация такая подробная здесь — намного легче, когда подготовлены, что, да как.
У меня мама с папой не венчались, а прожили вместе уже 33 года, бабушка с дедом тоже всю жизнь, больше пятидесяти лет. Есть одна знакомая, которая с мужем венчалась, а потом развелись. Венчание — это ответственый шаг для осознанных людей, верящих в Бога.
Венчание,в последние годы стало очень распространено, но мне кажется, что это сейчас скорее дань моде, чем реальная вера в бога.
Просто молодым хочется свадьбу не хуже, чем у других. Значит нужно и венчаться, раз сосед иди подруга венчались.
А то, что венчание укрепляет брак, так это зависит только от веры человека, а никак не от таинства….
Венчание в последние годы стало очень распространено, но мне кажется, что это сейчас скорее дань моде, чем реальная вера в бога. Просто молодым хочется свадьбу не хуже, чем у других. Значит нужно и венчаться, раз сосед иди подруга венчались. А то, что венчание укрепляет брак, так это зависит только от веры человека, а никак не от таинства….
Я за венчание только в том случае, когда пара прожила вместе много лет и уверена в своих отношениях. Это дело очень серьезное и не стоит с ним спешить. Потом пойдут измены и скандалы, а это большой грех. Проверьте себя, а после можно и под венец.
Венчание – духовное основание семьи (+ВИДЕО)
Грамматика семейной жизни. Беседа 4-я
Почему обязательно надо венчаться? Какова символика колец и венцов? Почему жених и невеста стоят при венчании лицом на восток? Что значит выражение «любить, как самого себя»? Как правильно понимать слова: «Жена да боится своего мужа»?
Здравствуйте, дорогие друзья. Цикл бесед «Грамматика семейной жизни» продолжается, и сегодня мы поговорим о духовной жизни семьи и о начале этой духовной жизни, которым является Таинство венчания.
Таинство венчания можно сравнить с крещением – с крещением новой семьи. Вот ребенок рождается: получив жизнь от родителей, получив от Бога бессмертную душу, он приходит в этот мир, – но дитя нужно одухотворить, нужно посвятить Богу – освятить его в Таинстве Крещения. Так и семья. Создание семьи – это всегда тайна: два совершенно разных человека становятся единым целым, но этот союз нуждается в освящении – в Таинстве венчания.
У меня в руках Требник – книга, содержащая чинопоследования тех церковных Таинств, которые совершаются на приходе: это как раз Таинство венчания, но также Таинства крещения, елеосвящения и др. Сегодня я, кое-что даже прочитав вам из нее, расскажу об обручении и венчании.
О важности венчания
Обязательно ли венчаться? Да, брак обязательно должен быть освящен. А многие пары приходят в храм с сомнениями: «Мы пока не готовы к венчанию. Может быть, мы подумаем, а пока походим в храм…» Для людей церковных, верующих вопрос: а нужно ли венчаться? – вообще не может стоять. Если ребенок родился – его надо крестить; если создан молодой союз – его нужно одухотворить, посвятить Богу.
Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, гарантирующее крепкий брак
Начинать семейную жизнь нужно просьбой о помощи к Богу. Любое хорошее дело мы начинаем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч. И, естественно, перед строительством нашего семейного очага нужно сугубо помолиться Богу, и Господь дарует Свою благодать. Но Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже всё пойдет у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам. Конечно, любое таинство и даже любой обряд, например такой, как освящение машины, не действует без веры человека: если человек считает, что всё за него должен сделать священник, сам не прилагает никаких усилий, не молится, не собирается соблюдать правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько. В браке точно так же: супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, должны быть православными христианами и должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет.
Обручение
Таинство венчания начинается с обручения. Обручение – это некое чинопоследование, даже еще не Таинство, при котором супруги обмениваются кольцами. Кстати, обручение в древности, в первые века, было обрядом не христианским: им сопровождалось юридическое оформление брака. Вот как сегодня в России, где Церковь отделена от государства, Таинство венчания совершается отдельно от оформления брака, а это оформление производится через регистрацию в ЗАГСе, такая же ситуация была и в Римской империи. Любой брак, который благословлял и венчал епископ, а позже пресвитеры, должен был пройти юридическое оформление. Так что в Таинстве брака две составляющих: одна – законная, другая – духовная.
Обряд обручения совершался через обмен кольцами при подписании определенного брачного документа в присутствии свидетелей – Римская империя очень строго следила за записями гражданского состояния, за соблюдением законов и норм римского права.
То чинопоследование венчания, которое сейчас совершается в Церкви в положенные дни, складывалось веками – оно сформировалось где-то к XIV веку. Как венчали в первые века, нам сказать сложно. Но известно одно: епископ вот эту молодую пару, которая расписалась законно, поставлял в церкви, читал определенную молитву, благословлял ее, и они вместе причащались на Божественной Литургии. Отголосок этого совместного Причастия на Божественной Литургии – та общая чаша, которую пьют супруги во время венчания.
Итак, обручение. Супруги обмениваются кольцами – священник меняет их кольца. По строгой православной традиции, супруга носит золотое колечко, супруг надевает кольцо серебряное. Но на самом деле это не их кольца: супруг носит как бы кольцо супруги, потому что серебро – это символ Луны, того светила, которое получает свет от Солнца; а супруга носит колечко мужа – золотое, «солнечное». Зачем нужен обмен кольцами? Чтобы муж и жена всё время помнили друг о друге. Вспомним, что кольцо – без начала и без конца, это замкнутый круг – символ вечности и бесконечности. Этот обмен кольцами сравнивают с окольцеванием птиц; и в семинарии студентов, вступавших в брак, в шутку монахи называли «окольцованными», поздравляли своих однокурсников с «окольцеванием». В этой шутке ничего, мне кажется, обидного нет, ведь что значит быть окольцованным? Это значит, что ты кому-то уже принадлежишь. У окольцованной птицы есть хозяин, за ней наблюдают, определенные нормы ей предписывают…
Итак, священник властью, данной ему от Бога, меняет кольца пары, надевает кольцо жениха на палец невесты, а кольцо невесты – на палец жениха. Обычно кольца делаются по размеру руки того, кто будет его носить, потому что мужские пальцы крупнее женских, и собственно, каждый это кольцо не со своей руки снимает. Но все равно всегда надо помнить, глядя на свое кольцо, что это кольцо твоей супруги/твоего супруга, которое тебе вручено было при обручении.
Далее читаются определенные молитвы, провозглашается ектения, в которой испрашивается благословение и помощь на супружескую жизнь, и начинается непосредственно Таинство венчания.
Венчание
Я остановлюсь только на основных моментах этого Таинства, потому что формат нашей беседы не предполагает глубокого его исследования.
Вначале – мирная ектения, к которой кроме прошений обычных еще присоединяются прошения особые – о мире, любви, согласии, даровании чад супругам и благословении их совместной жизни.
Далее читаются три молитвы, в которых упоминаются ветхозаветные праведники, преуспевшие в жизни семейной: Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета и прочие святые, которых мы почитаем как правило веры и образ кротости супружеской жизни и на которых мы равняемся в нашей семейной жизни.
Дальше следует само Таинство венчания: священник надевает на венчающихся венцы, поэтому Таинство и называется венчанием. Кстати, это тоже пришло не сразу, но в IV веке уже сложилось, потому что святитель Иоанн Златоуст о венцах уже пишет. Что же это за венцы? Святые отцы говорили так: это венец, с одной стороны, мученический. А люди получают венцы за какой-то подвиг, мученик венчается за верность, стойкость в исповедании Христовом. И супруги венчаются как люди, которые сохранили верность друг другу, свое девство, целомудрие до семейной супружеской жизни. Но венцы имеют также значение венцов царских: создается как бы новое царство – семья, где есть свой царь и своя царица, а раньше эти люди жили в доме своих родителей, где они не были хозяевами, – сейчас же начинается новый этап их жизни. Будут у царя и царицы и подданные – дети. И недаром митрополит Антоний Сурожский напоминал о том, что в древности венчающихся называли «князь и княгиня». Так вот эти венцы – символ их власти, венчания на новое царство.
Дальше следует очень важное чтение из Апостола – Послание к Ефесянам апостола Павла о том, каковы обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Тут раскрывается и глубина венчания. Ведь православное венчание – это образ сочетания Христа и Церкви. Как Христос есть глава, «спаситель тела», как говорит апостол Павел, то есть Церкви Своей, а невеста Христова – это Церковь, и Господь готов душу Свою положить за Церковь, что Он и сделал, принеся за нас за всех великую Жертву на Кресте; так же и муж готов пожертвовать для жены самым важным, самым дорогим в жизни, если это понадобится. «Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть спаситель тела, но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню» (Еф. 5: 23–25). Здесь сказано о том, как Церковь должна повиноваться Христу и как Христос должен заботиться о Церкви, быть главой Церкви. И муж, как глава церкви – семьи, этой малой церковной общины, сравнивается со Христом. Есть у семьи такое название – «малая Церковь», «домашняя Церковь».
Почему семья – малая Церковь? Мы знаем, что Господь создает род человеческий как семью – сначала как семью Адама и Евы, потом – как Церковь Божию. И даже монастырь – это образ семьи, где люди называют друг друга «братья во Христе» или «сестры во Христе» под началом единого отца, например, игумена. Потому что человек не спасается поодиночке – человек спасается в общине. Взаимодействуя друг с другом, служа друг другу, мы спасаемся. И самая главная задача создания семьи – это как раз спасение ее членов: мы вместе идем ко спасению. Недаром при Таинстве венчания мы смотрим в очень правильном направлении – на восток, и супруги стоят не лицом друг к другу, а поворачиваются друг к другу только когда поздравляют друг друга, целуют друг друга в конце Таинства венчания… Но смотрят они, стоя рядом, держа в руках зажженные свечи, как раз в восточную сторону – то есть вместе идут ко Христу. Как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери: любящие – это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону. Для нас как раз эта сторона самая главная – восточная.
О муже и жене в этой малой Церкви можно сказать еще и так: муж – глава, он как бы первосвященник; жену сравнивают с диаконом – это вторая степень священства – служителем; слово «диакон» так и переводится: слуга, служитель при совершении таинств. А их дети – «се аз и дети, которых дал мне Бог», – это прихожане малой Церкви. Задача этого семейного корабля – спасение: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20) – это самое важное, для чего мы совершаем венчание, для чего мы благословляем брак как малую Церковь.
Кстати, некоторые элементы венчания очень схожи со священнической хиротонией: священника так же водят вокруг престола, как супругов водят вокруг аналоя, и поют такие же песнопения, только немножко в другом порядке. Как священник венчается Церкви, так и жених венчается своей невесте.
Дальше говорится – и это тоже очень важный момент – об обязанностях мужа: «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь» (Еф. 5: 28–29). То есть невеста, жена будущая сравнивается с телом мужа. Есть такое выражение: любить, как самого себя. Некоторые считают, что это как-то пламенно, особой какой-то любовью. Но у этого выражения совсем иной смысл. Каждый из нас хочет, чтобы его уважали, жалели, почитали, о нем заботились, – вот что значит «любить, как самого себя». Никто не хочет, чтобы ему делали замечания, пилили его бесконечно, не по-доброму относились, обязанности свои не выполняли… Всё ведь очень просто: ты себе не желаешь зла – и другому не делай; ты себе желаешь добра, хорошего к себе отношения – поступай так же по отношению к другим.
Но в этом читаемом на венчании отрывке из Послания апостола заповедуется и большая любовь: мужу заповедуется любовь к своей жене такая, какова любовь Христа к Церкви. А что Христос сделал для Церкви? – Он отдал за нее жизнь. Мы себя любим какой любовью? – Мы себе вредить не будем. Но ради наших близких мы можем пойти на что-то в ущерб себе. Когда заболеет родной человек, например ребенок, я думаю, что любой нормальный родитель ничтоже сумняшеся отдаст почку свою для него, если надо; отдаст и вторую, отдаст жизнь, продаст квартиру, чтобы ребенок жил, чтобы он был здоров… И любого близкого и дорогого тебе человека ты любишь даже в ущерб себе, то есть получается, что ты его любишь даже большей любовью, чем любишь самого себя. Это высшая любовь, которую нам Господь заповедовал в Таинстве венчания, и это очень хорошо раскрывается в читаемом Апостоле.
Боязнь – это некий трепет, трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть его
Последние слова из этого Апостола: «А жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33). Обычно какой-нибудь громогласный чтец или диакон на всю церковь это возглашает, и все тут же в трепет приходят, кто-то начинает улыбаться, вспоминая какие-то истории из жизни. Что значит: «Жена да боится своего мужа»? Во-первых, вспомним, что сказано у апостола Павла до этого: «Обаче… кийждо свою жену сице да любит» (Еф. 5: 33), то есть так любит, как было сказано, – как Христос любит Церковь. А что значит «а жена да боится», что значит «боится»? Как и многие русские слова, слово «боится» имеет очень много значений. Знаем мы, например, слова псалмопевца Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11), то есть боязнь – это как раз некий трепет, это трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть любимого, дорогого, близкого человека. Вот эту боязнь как раз должна чувствовать жена к своему мужу.
Дальше читается всем известное Евангелие о том, как Господь присутствовал на браке в Кане Галилейской и благословил этот брак, совершил там первое чудо – претворения воды в вино. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя этот отрывок, говорит о том, что в супружеской жизни может наступить момент, когда люди исчерпают ресурс любви, когда их отношения начинают охладевать, – и вот тогда им нужно особенно просить у Бога помощи, заступничества, чтобы восполнить эти опустевшие сосуды их души, их любви новым вином, новой благодатью Божией, которую Господь, естественно, дает.
Потом супруги водятся вокруг аналоя – в символ вечности, бесконечности, радости. Как при Крещении человек водится вокруг купели. После этого следует снятие венцов через какое-то время и поздравление новобрачных – на этом заканчивается Таинство венчания.
Муж должен заботиться о духовном воспитании супруги, должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены
Несколько слов о духовной жизни семьи. Духовная жизнь в семье, собственно, и проистекает из Таинства венчания. Семья – это малая Церковь, как я уже говорил, и супруги должны не только решать задачи по воспитанию детей, экономические какие-то проблемы и прочее. Главная задача супругов – спасение. Чтобы вместе быть не только здесь, но вместе быть и в вечности. Вместе друг с другом и со своими детьми. И, как напоминал святитель Иоанн Златоуст, задача и обязанность мужа – заботиться не только о духовном воспитании своих детей, но и о духовном воспитании супруги, то есть муж должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тянуть сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а супруг должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля. И да поможет Господь вам всем в этом очень непростом, но очень благодатном, очень спасительном, очень счастливом семейном плавании! Храни всех Господь и Матерь Божия!