Что значит светильник божий еще не погас в храме
Толкование на 1 Царств 3:3
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на 1 Царств 3:3 / 1Цар 3:3
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий
Не крайняя ли это, по видимому, небрежность, что был допущен, и позволил себе отрок Самуил, «спать в Церкви Господни, идеже кивот Божий»? И для служения туда входить Закон предписывал только Первосвященнику и Священникам: а Самуил не принадлежал и к низшему чину Левитов, которые, притом, не в отроческом, а уже совершенном возрасте вступали в служение храма. Если положить, что это была небрежность, принадлежавшая к числу безпорядков, которые допустил во храме слабый Первосвященник Илий, и которые привлекли внезапную гибель ему и детям его: то как могло случиться, что Самуил не подвергся с ними прещению Божию, а напротив, посещен особенным благоволением Божиим? Выход из темноты сих недоумений на свет истины можно найти в следующих словах дееписания: «прежде неже угасе светильник Божий, и Самуил спаше в Церкви Господни». К чему здесь упоминается о горящем светильнике Божием? Думаю, к объяснению того, по какому случаю «Самуил спаше в Церкви Господни». Видно, по особенной любви к святыне, рано в нем усмотренной, сверх обычая был он или послан, или допущен охранять светильник Божий, всю ночь горевший во храме: служение, для котораго могло бы недостать на целую ночь бдительности одного человека, кольми паче бдительности отрока. Но видно, любовь ко святыне храма и к молитве была в отроке Самуиле сильнее сна; и он, при светильнике Божием, бодрствовал, служил, благоговел, молился, один во всю ночь, не много уступая немощи природы и подкрепляя себя кратким только сном, совместным с неослабным охранением светлости светильника Божия. Теперь понятно, каким образом сон отрока Самуила во храме не только не был осудителен, но и сделался путем для откровения Божия. Это не была небрежность, оскорбляющая храм, но любовь к его святыне, свято почивающая.
Вспомним при сем, что Самуил, в последствии времени Пророк, составил род духовнаго училища или образовательнаго общества «сынов пророческих». Вероятно, что сему учреждению обязано своим образованием не малое число пророков следующаго затем времени: так как с сего времени являются они у народа Божия в большем числе, нежели прежде. Но где училище, в котором образовался сам образователь пророков — Самуил? Не можем указать инаго, как только храм Божий. В храме с младенчества пребывал он, и не внешним учением образовался, но, посредством благоговения и веры, напитался Духом Живущаго в нем так, что еще в юности явился уже и сам храмом «Духа Святаго, Господа, глаголавшаго пророки».
Чада храма, чада учения! Приимите наставление от Пророка Самуила. И вы водворяетесь, частию для учения, частию и для жительства почти в преддверии храма. Любите и вы храм и его служение, питайтесь Духом Живущаго в нем, посредством благоговения и веры. Если тебе падет жребий, хотя только чтением, или пением, или возжением светильника, или уготовлением кадила, служить храму: исполняй cиe с благоговейным вниманием, с усердием, с радостию; вспомни, что одно из сих простых служений образовало некогда светильника Церкви, что служение светильнику Божию засветило в Самуиле пророческий свет.
Имеете наставников, учение, книги. Это — сокровище для юности. Но земное учение требует помощи небеснаго Наставника, подобно как семя и прозябение требует солнца, чтобы возрасти и принести плод. «Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум» (Притч. 2:6). К Нему возводите взор ума, к Нему простирайте воздыхания сердца, когда приступаете к учению, или когда встречаете трудности в учении. К Нему возносите благодарное сердце, когда разумеваете учение и обретаете успех. Наипаче же храните чистоту и непорочность сердца, дабы не затмеваясь входил в душу свет Божий. «Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4). «Блажени чистии сердцем: яко тии» не только премудрость Божию, но и самого «Бога узрят» (Мф. 5:8). Аминь.
Источник: Слово по освящении храма Святителя Николая в доме Московской духовной Семинарии. (Говорено Ноября 1-го; напечатано в Твор. Св. От. и в собр. 1848 г.)
Лопухин А.П. (1852−1904)
и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий
Светильник Божий (находившийся в Святилище) еще не погас, огонь в лампадах светильника зажигался священниками вечером и горел всю ночь до утра, а утром гасился (Исх XXVII:21. Ср. XXX:7−8; Лев XXIV:2−4). Наблюдение за исправностью лампад светильника, особенно в ночное время, очевидно, возложено было священниками на отрока Самуила, что вынуждало его проводить это время в храме Господнем, где ковчег Божий, точнее — в первом (со входа) отделении этого храма, или скинии, т. е. в Святилище.
Что значит светильник божий еще не погас в храме
Откроем наши Библии. Первая Книга Царств, 3 глава:
Помните эту историю. Знаете, как она начиналась? Вообще, эта история стала поворотным моментом в истории израильского народа, вот это история. Тут очень многое менялось. А начиналась это история в первой главе Книги Царств. Вы знаете, это началось с конфликта в семье, конфликт в семье левита был. У него было две жены: одна Анна, другая Феннана. Анна не имела детей, Феннана её огорчала по этому поводу, а Анна, всё что могла, она приходила в святилище и изливала душу свою Господу. И вот, как это описано в первой главе, 12, 13 стихи:
«Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее». Что-то показалось странным для священника в поведении этой женщины. «Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её». Представляете картину? Священник подходит и пытается всмотреться, смотрит на уста этой женщины, «и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее…» Так подробно всё описано. «…то Илий счёл ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего».
– Ну, так нехорошо приходить в храм, в таком виде, иди проспись, потом придешь.
Как вы себя чувствуете? Что бы вы сказали на месте этой женщины священнику? Если вас так встретили в храме, что бы вы сказали? А если пастор так встретит в храме, как бы вы отсюда ушли?
«И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе». С того, что происходило в душе этой женщины начинался поворотный момент Израиля. Вы знаете, что там творилось? Вы знаете, что происходило в храме? С решения этой женщины всё меняется для израильского народа. Вы знаете, что там происходило? Знаете. То, что описано во второй главе, трудно иногда читать вслух. Эти негодные сыновья Илия, они приходили, и жертву из рук вырывали у приходящих в храм, а если пытался кто их образумить, они говорили:
– Ты, что? Сейчас отниму силой!
Что там творилось, это трудно вообразить себе, что в храме такое может происходить. Анна приходила в храм со своей печалью. Все уже давно знали, какой Илий, какие его сыновья. Но вообще так, к Илию не было претензий, он был хорошим служителем, он был благочестивым. Знаете, где у него был пробел серьезный – в воспитание детей, в семье проблема. Почему так? И вот там, где мы начали читать, 3 глава:
«Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть». Старый был уже священник. «И светильник Божий еще не погас». А это, что за фраза такая, это что за предложение такое? Описывается состояние, что делал Илий, что делал Самуил в храме, Господь не говорил уже давно, сейчас он заговорит, и такая фраза: «и светильник Божий еще не погас». А что должен погаснуть уже скоро, да? Вы знаете, здесь больше чем просто о светильнике речь идет. Понимаете, что тут как лирическое отступление какое-то, описывается событие, а потом «светильник Божий еще горел, еще не погас». А что погаснет скоро, да? И в прямом, и переносном смысле. Похоже так. «И светильник еще не погас», еще не все потеряно, хотя многое, Господь сейчас заговорит. То, что он скажет… Вот как написано:
«И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах». Вы такое испытывали когда-нибудь? Звенит в ушах. Представляете, состояние такое? Не верится, что слышишь, что происходит, трудно в это поверить, это с нами происходит, это в доме Божьем, это в храме, это с Божьим народом, это в действительности происходит или это уже, что происходит? Господь говорит:
– Если кто услышит, зазвенит в обоих ушах. «в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу».
Это страшные слова, которые Господь говорил, по отношению к дому Илия. Кому он говорит эти слова? Господь кому открывает? Самуилу. А Илию он это сказал? Сказал? Сказал. Вторая глава, как Господь открывает это Самуилу, оно ярче, из-за всех этих подробностей, во-первых, маленький мальчик, которому Бог впервые открывает, что Он планирует делать, это будущий и уже настоящий пророк в Израиле, еще очень маленький. И вот это откровение первое для Самуила и непростое очень, оно затмевает, может быть то, что во 2 главе написано, а 2 глава описывает, первая часть то, что творилось во святилище, а 2 часть, вот послушайте, 26-27 стихи:
«Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?» Господь начинает говорить с Илием, говорит:
«Не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых? Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих…»
Господь говорит с Илием, и очень серьезный разговор у Господа. Говорит:
– Я тебя заметил давно. В Египте тебя еще не было.
Господь Илия видел, предусмотрел себе для служения, еще когда израильтяне были в Египте. И он усмотрел, что он будет священником. И Господь теперь говорит Илию:
– Я заметил, что твой отец выделялся благочестием, и Я для себя предизбрал тебя, что ты будешь священником. А теперь, что ты делаешь?
Вы знаете, что Господь за многие поколения, избирает себе служителей. Это привилегия, ответственность. Больше ответственности, чем у других людей. Помните Моисея? Моисей не вошел в Ханаан, за гораздо меньший проступок, чем творили сыны израилевы. Понимаете, почему? Господь очень строго относится к тем, кого Он избрал. Очень серьезно спрашивает: за любой проступок, за каждое слово, за каждый взгляд, за каждое движение, за всё спрашивает. Большая ответственность. И Господь, теперь, Илию говорит:
– Я тебя выбрал. Ты особый человек для Меня. Я тебя давно заметил. И Я тебя избрал, чтобы ты самым главным духовным лицом в Моем народе. Теперь, что ты делаешь?
А если бы, вы спросили у Илия, что он делает, что такого сделал? Илий вообще, как служитель был, хороший служитель, надо сказать. Очень хороший. Всё, что он сам делал, это было, по крайней мере, в Библии мы не находим никаких недостатков, в плане служения, у Господа претензии к детям Илия.
– И Он говорит: а что это ты предпочел Меня детям твоим. «Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек».
Я хотел обратить ваше внимание, что Господь действительно избрал Илия. Он был из колена Левиина. Знаете. Все, кто служили в храме, это были из колена Левиина. Он был потомок левитов, другой не мог служить в храме. А вы знаете, что Самуил тоже был из левитов, но в данный момент отец Самуила, тоже левит. Он приходит, как рядовой член церкви в храм, со своими женами, он не совершает там служение. Господь кого избрал? Илия избрал. Но в этот момент, наступает поворотное что-то в Израиле. Самуил дальше будет совершать служение, не Илий, и не его дети.
«Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем». Не доживут. «И ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю…» При всем том, что Господь любит Израиль, и это будет для всего Израиля бедствие, но, говорит Господь, чтоб ты увидел, какие последствия твоего пренебрежения воспитания детей, допущу, что все увидят, и ты увидишь бедствие дома Моего».
Какое это было бедствие? Ковчег был взят. «И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день». В один день! Илию Бог всё сказал. После этого Господь скажет тоже самое Самуилу.
«И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни; и всякий, оставшийся…». Вот тут самое сложное для Илия, послушайте, что Господь говорит:
«И всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание». Возьми меня на служение, чтобы иметь мне на пропитание. Хотели бы вы быть, в числе таких детей? Представьте себе, это были, они знают, что они дети великого священника, это был самый главный священник народа Божьего. Они, которые могли пользоваться преимуществами своего рождения, они будут просить у другого.
– Дай мне что-нибудь, чтобы мне не умереть. Дай мне поработать у тебя. Дай мне какое-нибудь служение в храме.
Илий это узнал всё. Когда Анна привела своего Самуила, и оставила на попечении Илия священника в храме, это стало поворотным моментом для всего Израиля. И знаете, что это было непросто сделать. Привести к священнику, который её оскорбил и отдать ему сына своего на воспитание тому, кто своих не воспитал, и еще как не воспитал, нужно было великое мужество и сильная вера нужна была. Но это станет поворотным моментом для всего народа, для всей страны. То, что произойдет в результате веры этой женщины, потрясет всех. Наступил тот день, о котором Господь сказал сначала Илию, затем сказал Самуилу. Наступил тот день. Филистимляне пошли войной на израильтян, и израильтяне были поражаемы, и тогда в стане израильском говорят:
– Где ковчег? Этот ковчег, который перед нами всегда выходил, он для нас был спасительным, благодаря присутствию Бога с нами, через ковчег завета, мы всегда побеждали врагов. Надо вынести ковчег. Кто понесёт ковчег? Конечно, самые достойные – Офни и Финеес.
Вы понимаете, что происходило в головах людей? Кто не знал Офни и Финееса? Они несут ковчег. Как Бог на это смотрит? Сейчас увидите. Великое поражение было в тот день? Филистимляне уносили трофей, о котором они только, когда-то их деды им рассказывали. «И вносили филистимляне этот трофей в храм Бога своего Дагона». Внесли, поместили перед Дагоном. Как бы, Бог Израилев кланяется Дагону, и начинается. В земле филистимской ничего подобного не было, они явно почувствовали вмешательство Божье. И знаете, что когда они собрались, чтобы решить: «А что делать? Что происходит в нашей земле?» Знаете, что они сказали? Смотрите, будьте осторожны с этим Богом Израилевым, потому что, чтобы не случилось с нами тоже самое, что с фараоном, чтобы мы не ожесточили наших сердца. Язычники понимают очень хорошо Библию. Очень хорошо понимают Бога, и все происходящее. Сегодня не так христиане понимают. Иногда читают вот то место, где написано, что Бог ожесточил сердце фараона. И говорят:
– Как это Бог может ожесточить сердце фараона? Почему Он ожесточает сердце фараона, а потом его за это наказывает.
Филистимляне и язычники, для них это не было проблем. Они сразу поняли, это фараон сам ожесточил сердце свое. И давай, мы можем избежать этого, необязательно повторять ошибки фараона. С каким уважением они относились к ковчегу завета! А что, в тот день было? Как узнал об этом поражении Илий? Конец приходит с поля боя, да? Приходит и сообщает, говорит:
– Наша армия разбита. Твои два сына: Офни и Финеес, мертвы. Ковчег завета взят в плен.
Илий это услышал, падает. Падает и умирает. Перелом позвоночника, и умирает, тут же. В это время выбегает женщина, невестка. Она ждала рождения ребенка. Это записано в конце 4 главы:
«Невестка его, жена Финеесова, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее.
И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания. И назвала младенца: Ихавод, сказав…»
Знаете, что тогда, когда рождали детей, имя давали. И имя всегда имело смысл какой-то определенный. И здесь, невестка Илия то же самое делает, она умирает, и говорит: «назовите его Ихавод». А Ихавод означает – отошла слава от Израиля. Что он хотел этим сказать: отошла слава от Израиля? Был славный род, служил перед Богом. И что? Оборвалась слава Израиля? Что это? Может быть пришла слава к Израилю, наконец-то. Мне интересно, что происходило в этой семье, о чем она думала, она знала, вообще, чем ее муж занимался? Знала она, скажите? Об этом все знали. Слава Израиля – хорошая слава. А свёкр знал? А как он это допустил? Понимаете, почему Господу пришлось вмешаться? Он иногда ждет, терпит. Но Он не может беспредельно ждать. Наступит день, когда кто-то назовет это конец света, а кто-то скажет:
– Наконец-то! Вот Он Бог!
– Отошла слава от Израиля.
– А кто-то скажет: снято посрамление наше, наконец-то.
Кто-то будет бежать в одну сторону: «горы и камни, падите на нас». А кто-то будет бежать навстречу:
– Вот Он Бог наш! На Кого мы уповали, Он спас нас!
Что в тот день будет? Где? О чем мы будем говорить? Чем будет тот день для Божьего народа? Вот эти главы – они о воспитании детей. Вы понимаете, как это важно? О наших детях. Как важно, всё замечать: чем они занимаются, что они читают, что они смотрят, как они проводят свое время свободное. Знаете, от этого будет зависеть их жизнь дальнейшая. Будут они просить с протянутой рукой: «дай мне на пропитание, прими меня на какую-то должность»? И будут великими людьми в своем народе. Вы знаете, что от этого зависит. Чем они будут в обществе? Кем они будут? Кем они будут в церкви Божьей? Вы знаете, что от этого зависит? Мало только совершать служение в храме. Есть еще одна обязанность. В духе пророчества написано – это священная обязанность каждой матери, это священная обязанность родителей. Это первая обязанность, которая возложена Богом на нас. И если мы будем заботиться о наших детях, не придется говорить: «отошла слава от Израиля».
Пусть эта история будет для нас хорошим напоминанием, о том, что Господь долготерпелив. Это тот Бог, о котором мы в первой части говорили, что Он прощает, если бы Он замечал все беззакония. Что значит, замечал? Что значит, этот памятный стих, что Бог не замечает всех беззаконий? Замечает. Только не сразу реагирует так, как стоило бы отреагировать. А знаете, почему? Ждет. Спасти еще Офни и Финееса, спасти Феннану. Кто еще в церкви, какие ещё люди в церкви есть? Разные есть. Спасти их всех, вырвать, Илия спасти. И Он делает это дело. Но наступит день, когда то, что каждый из нас выбрал, будет нашим результатом. И тот день определит: для нас наступила слава, или отошла. Тот день определит. Начинайте с детей, начинайте с себя, начинайте в семьях, где никто не видит, что происходит. Не на сцене. На сцене – это результат уже будет. Дома, в семье, если хотите, чтобы слава, действительно, была над народом Божьим. Мы живем в последнее время, когда этот день наступит, очень скоро. Светильник еще не погас, еще горит. Но масло, у кого-то не хватает. Смотрите, чтоб не наступил тот момент, как в притче, которую Иисус рассказывал, 10 дев, светильник еще не погас. Но у кого-то, рискует погаснуть. Масло кому-то не хватает. Вы знаете, эти главы о детях, о женщинах, которые очень тонко чувствуют всякую грубость, и о Духе Святом, который всё замечает, всё, что происходит. О Духе Святом. И в последние дни, Дух Святой совершать будет особую работу, чтобы мы, как церковь его светили, всем вокруг, чтобы слава Богу была воздаваема достойная слава. И это надо начинать с того места, которого никто не видит. В семьях наших. Пусть Господь благословит ваши семьи, ваших детей, ваши церкви. Пусть Господь благословит и поддержит каждого из служителей этой церкви. Аминь.
Вивчення Біблії: Проповідь “Светильник Божий еще не погас” (1-я Царств 3:1-21)
СВЕТИЛЬНИК БОЖИЙ ЕЩЕ НЕ ПОГАС
Ключевой стих 3:3 : «и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий»
Многие говорят, что сейчас наша страна находится в глубоком кризисе. Кажется, что наступила сплошная темная полоса, из которой не видно выхода. Нам, как верующим, интересно, что же делает Бог в этой ситуации. Давайте сегодня подумаем, какая может быть надежда у нас и нашей страны? Что нужно, чтобы Бог мог действовать в нашей жизни и изменять Украину в святой народ?
Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты.
Самуил родился в трудное время. В стране не было единства, а единственный человек, которого можно было считать лидером, священник Илий, больше заботился о благополучии своей семьи, а не о народе, и свободно позволял своим сыновьям бесчинствовать в храме. Что-то это нам напоминает.
Здесь сказано, что слово Господне было редко в те дни. Хотя само появление Израильского народа было тесно связано со словом Бога, теперь они редко слышали это слово. Почему так произошло? Здесь есть два момента.
Во-первых, люди не хотели слышать слово Бога. Книга Судей резюмирует то время такой фразой:
В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. (Судей 21:25)
Каждый человек считал высшим авторитетом себя, и сам решал, что справедливо, а что нет. Это очень похоже на наше время, когда каждый может авторитетно заявить о своем мнении в интернете. Мир становится похож на психбольницу, где каждый считает себя Наполеоном. Хотя на каждом углу можно купить Библию, или даже получить даром, и прочитать и узнать истину о Боге, люди предпочитают свое знание, основанное на чьих-то фантазиях и домыслах. Нам нужны не такие вымыслы, а подлинное знание о Боге.
Во-вторых, было мало проповедников, говорящих слово Бога. Такие священники, как Илий, больше интересовались привлечением дохода в семью, а не словом Бога, поэтому всегда старались говорить приятное людям и много благословляли приходивших в храм, но не бросали людям вызов жить по слову Бога. Конечно, благословлять других – это хорошо, и специально говорить неприятное не надо, но мир нуждается в проповедниках, которые говорят слово Бога верно, даже если оно неприятно.
Видение происходит не от своего желания или вымысла, оно связано с действием Святого Духа. Об этом сказано в книге пророка Иоиля:
И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Иоиль 2:28)
Человек, который имеет видение, в современном мире называется лидером. То есть, этот человек знает Божий план и может передавать его другим. Каждый из нас может быть лидером, получив от Бога видение.
Когда большинство, даже священники, блуждали, не зная Божьего плана, трудно было найти какую-то надежду для этого народа. Люди блуждали без надежды, не зная, куда приткнуть свою жизнь, а священники только проедали пожертвования, но не исполняли свои обязанности перед Богом и народом.
Но и в то темное время был лучик надежды. Это был Самуил, который служил Господу. Самуил появился не однажды – он с детства дисциплинировал себя, чтобы не поступать по своим прихотям, а служить Господу. Поэтому, когда Бог позвал его, он был готов послушаться. Я молюсь, чтобы и мы, как Самуил, тренировались слушаться Бога. Пока в нашей стране есть такие люди, светильник надежды горит и не гаснет.
2. Господь зовет Самуила (2-10)
Прочитаем стихи 2-4:
2 И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, –
3 и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;
4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!
Фраза описывает не только физическое состояние Илия, но и духовное состояние того времени. Самуил тоже лежал, но о нем не сказано, что он не мог видеть, зато подчеркнуто, что он лежал в храме, где ковчег Божий. Светильник Божий еще горел. Светильник Божий, менора, состоял из семи лампад на одной подставке и, согласно писаниям раввинов, символизировал дух человека, который есть Божий светильник.
Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Притчи 20:27)
В Новом Завете семь светильников также символизируют Церковь Иисуса Христа. Здесь говорится, что светильник еще горел – значит в темном мире еще была надежда. Пока в человеке есть дарованный Господом дух и пока жива церковь Господня, в этом мире есть еще надежда.
Посмотрите стихи 5-8:
5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.
6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.
7 Самуил еще не знал тогда [голоса] Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.
8 И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока.
Это немного комедийный сюжет. Ни Самуил, ни Илий не понимали, что происходит. Самуил прибегал три раза, и так и не дал Илию заснуть. В 7-м стихе говорится, что Самуил еще не знал Господа. Здесь используются точно те же слова, которыми говорилось, что сыны Илия Офни и Финеес не знали Господа. Но, в отличие от них, Самуил не знал Господа, потому что Тот еще не открывал ему Своего слова, в то время как Офни и Финеес сознательно отвергли Бога. Даже самые важные личности в Божьей истории сначала не знали Бога, пока Бог не явился им в откровении. То, что мы можем знать Бога, – это на 100% милость Бога и происходит не по нашей, а по Его инициативе. Апостол Павел, по его собственному исповеданию, был первым из грешником и гонителем церкви Божьей. Но однажды Иисус заговорил к нему, и его жизнь изменилась. Мы все были противниками Богу, но благодаря Его милости можем знать Его, можем называться и быть Его детьми. Это благая весть для каждого из нас.
Раньше Илий не понимал, что делала в храме Анна. Теперь он не мог понять, что происходит с Самуилом. Но после третьего раза Илий вдруг понял, что это Господь зовет Самуила. Возможно, ему настолько хотелось спать, что пришлось проявить чудеса догадливости. По крайней мере, дальше написано, что Илий позвал Самуила только утром. Как бы там ни было, но Илий дал Самуилу очень правильный совет. Посмотрите стихи 9,10:
9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.
10 И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой.
Господь в четвертый раз позвал Самуила. Здесь поражает та настойчивость, с которой Бог зовет человека. Бог не отворачивается от человека сразу, как только тот не понял Его с первого раза. Бог продолжает стучать и стучать в сердце грешника, чтобы грешник открыл Ему дверь и получил Его благодать. Я тоже помню, что Господь много раз звал меня, прежде чем я ответил на Его зов. Он не отчаялся, когда я погряз в атеизме и похоти, а снова напоминал мне о себе, пока однажды я не решил встать из своего отчаяния и пойти на изучение Библии. Также Господь называл Самуила по имени. То, что Бог называл его по имени, означает, что Бог хорошо знал его. Иисус говорил о Себе, как о добром Пастыре, Который зовет Своих овец по имени. Бог знает каждого из нас. Не надо думать, что этот зов обращен к кому-нибудь другому, Он зовет именно тебя, чтобы дать тебе откровение живого Бога и полноту жизни в Нем.
Я молюсь, чтобы я сам и каждый из нас был готов слушать голос Зовущего Господа.
3. Слово Бога к Самуилу (11-18)
Что же сказал Самуилу Бог? Прочитаем стихи 11-14:
11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
12 в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;
13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;
14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
К нашему удивлению, Бог ничего не говорил о Самуиле. Но то, что говорил Бог, было чрезвычайно важно в Божьей истории. Бог собирался исполнить то, о чем раньше говорил Илию через человека Божия. И у того, кто услышит это, должно зазвенеть в ушах. Бог подтвердил, что Он начнет и кончит – то есть не остановится на середине, а полностью совершит то, о чем говорил.
Жизнь Илия была кризисом священства. Его сыновья делали ужасные вещи. Они прелюбодействовали с приходившими в храм женщинами и использовали служебное положение для прибыли и развлечений. В книге Левит Бог предупреждал священников, чтобы они относились к жертвоприношениям как к святыне:
скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь. (Левит 22:2)
Сыновья Илия поступали не просто неосторожно, но нагло и богохульно. Илий делал им выговор. Поскольку выговор не действовал, Илий должен был действовать более решительно – обуздать их. Обуздать – значит надеть узду, чтобы управлять ими, как обуздывают лошадь. Но он боялся испортить отношения с сыновьями. Он должен был устранить их от священства, пока не раскаются. Но, судя по всему, он не сделал это даже после того, как человек Божий указал ему на эту проблему. Ему было все равно, что говорит Бог. Им управляло не слово Бога, а его нечестивые сыновья. И теперь Господь объявил Самуилу об исполнении того проклятия, о котором Бог уже предупреждал. Сыновья Илия дискредитировали самое главное, что происходило в Храме – жертвоприношение, через которое грешники могли восстанавливать отношения с Богом. Они мешали людям получить Божье прощение, и потому сами не могли быть прощены. Бог решил очистить ряды Своих священников, чтобы они снова стали слугами Святого Бога. Говоря это Самуилу, Бог подтвердил, что избрал Самуила Своим пророком.
Посмотрите стих 15:
15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.
Как видим, Илий не ждал, чтобы узнать, зачем Бог обратился к Самуилу. Самуил спокойно доспал до утра. Сообщение, которое дал Бог, было слишком тяжелым, и он боялся рассказать Илию. Да, Самуил тоже был человеком, и у него тоже был страх и он тоже не хотел портить отношения с Илием. Слово Бога требует серьезного выбора. В этот раз сам Илий помог Самуилу. Хотя любопытство не мешало Илию спать до утра, днем оно начало распирать его. Илий даже шантажировал Самуила, чтобы узнать подробности. И тогда Самуил все ему рассказал.
Прочитаем стихи 16-18:
16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я!
17 И сказал [Илий]: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.
18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него [ничего]. Тогда сказал [Илий]: Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит.
Самуил не скрыл ничего. Именно так должен поступать Божий слуга. Нужно говорить слово Бога, как оно есть, не приукрашивая. Положение грешника слишком серьезно, чтобы сюсюкать с ним, как с ребенком. Грешник идет в ад, где будет отделен от Бога навеки. И есть только один путь спасения – милость Бога в Иисусе Христе, Которого Он отдал за наши грехи на распятие. У того, кто слышит это, должно звенеть в обоих ушах до тех пор, пока не примирится с Богом. Звенит ли у вас в ушах, когда вы слышите Евангелие?
Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? (Иезекииль 33:11)
4. Самуил стал пророком Господним (19-21)
Прочитаем стихи 19-21:
19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.
20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.
21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне.
Самуил не сразу стал пророком, но он рос и учился исполнять слово Бога. означает две вещи: 1) что он точно передавал слово Бога, и Бог совершал то, что открывал Самуилу; 2) что сам Самуил исполнял то, что говорил ему Бог. Хотя Самуил находился среди людей нечестивых, игнорировавших слово Бога, сам он всегда слушался Бога. Бог продолжал являться и открывать Себя Самуилу. Позже через Самуила Бог поставил над Израилем царя Давида, который был человеком по сердцу Бога. Через Давида Бог принес в Израиль всестороннее процветание, как духовное, так и политическое и материальное. Мы можем сколько угодно ругать правительство, но это ничего не изменит. Для того, чтобы жизнь нашего народа изменилась, среди нас должен появиться самуил, который готов слушать и слушаться Бога во всем. Чтобы моя жизнь изменилась, я должен любить слово Бога и слушаться его. Через такого человека Бог будет изменять реальность.
Готовя эту проповедь, я принял, что должен, как Самуил, дисциплинировать себя в моем отношении к слову Бога. Я слишком часто занимаюсь своими, как важными, так и совсем не важными, делами, отодвигая Библию на потом. Я молюсь, чтобы обратиться к Библии всем сердцем, чтобы слово Бога звенело в моих ушах и я любил исполнять его.
Пусть Господь поможет каждому из нас быть внимательными к Его слову. Пока есть такие люди, у нашего народа есть надежда, светильник Господень еще светит.
Прочитаем еще раз ключевой стих (3):
«и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий»