Что значит студенческая семья

Современная студенческая семья: проблемы, тенденции, перспективы

Социологические науки

Похожие материалы

Семья – социальная ячейка общества. А это означает, что хотя «сотворение семьи» – дело ума и единомышленников, её стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т.д.) и даже от общественного мнения.

Самая продуктивная семья – молодая семья, а именно она и принимает на себя самые жестокие удары современной российской действительности.

Бытовая неустроенность, экономическая не самостоятельность студенческой семьи, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки, нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои, приводящие к распаду семьи [1].

Так же проблема изучения студенческих семей представляется весьма актуальной в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране и увеличением абортов, учитывая роль молодёжи в замещение уходящих поколений и воспроизводстве социально демографической структуры общества.

В настоящее время в России насчитывается около 10 млн. молодых семей, из них две трети семей студенческие [2].

Особенностью таких семей можно считать тот факт, что в ней наиболее обострены все проблемы, свойственные семье вообще. В определённом смысле современная студенческая семья обречена на неудачу в попытках самостоятельно устроить для себя и своих детей здоровый семейный образ жизни.

В студенческих семьях на первый план выдвигаются Материально-бытовые проблемы. Финансовая проблема. Бюджет складывается из зарплаты (непостоянные и минимальные заработки одного из супругов либо стипендии, материальной помощи), пособия на ребенка; помощь родителей.

Жилищная проблема тоже одна из самых важных для молодых, студенческих семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке.

Возможно несколько вариантов проживания – государственная, частная квартира, общежитие. Лишь небольшое количество студенческих семей имеет отдельную квартиру. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант – проживание с родителями. С одной стороны – это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга. Но с другой – тут же возникают проблемы из-за ссор недомолвок, взаимных претензии и обид [4].

Таким образом, проблема материальной и жилищной обеспеченности стоит на 1-м месте укрепления семьи. Тенденция студенческих семей – отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями.

Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых людей искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых, студенческих семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению [3].

Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте имеет большое значение, так как её уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.

Следует также учитывать то обстоятельство, что большинство нарушений в репродуктивной системе начинает накапливаться с детского возраста. Потенциальные возможности будущей матери и отца закладываются в детстве. В последние годы каждый 10-й новорожденный рождается у матери, возраст которой меньше 20 лет, это особенно опасно для здоровья женщин и детей. Юные матери недостаточно физиологически подготовлены и у них в 2 раза чаще наблюдаются преждевременные роды, мертворождение.

Особенно опасно для репродуктивного здоровья женщины – искусственное прерывание первой беременности, которое в ряде случаев может привести даже к летальному исходу, к бесплодию. Общее количество абортов остается высоким, хотя сохраняется стабильная тенденция снижения числа зарегистрированных абортов.

Проблемы в интимной жизни. Сексуальная несовместимость – барьер, который трудно преодолеть неопытным молодожёнам. Проблемы так же могут возникнуть на почве различий в сексуальной активности полов.

Проблема отцов и детей – Влияние родителей. К сожалению, старшие играют в печальных событиях отнюдь не последнюю роль. В период супружества они не редко «лезут» в отношения детей, тем самым «накаляя обстановку» и их влияние на дочь или сына более чем раздражает вторую половину, что приводит не редко к конфликту [6].

Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей.

В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга [8].

Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены.

Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Рождение ребёнка. Как ни странно, один из самых счастливых периодов семейной жизни может окончиться полнейшим крахом.

В результате резкого падения рождаемости в РФ преобладают семьи с одним ребенком. Появление ребенка в студенческих семьях может стать основной причиной перехода семьи в низшие социальные группы по материальной обеспеченности. Появление первенца на 30 % снижает материальный уровень семьи [9].

Вторичная занятость родителей, обучение, приводит к физическому износу, психической перенапряженности и нехватке времени на воспитание детей.

Мало того, что с рождением ребёнка роли в семье распределяются по новому и муж начинает ревновать жену к младенцу, требуя к себе утраченное внимание. При этом они не успевают получить высшее образование, в то время как муж с успехом оканчивает институт и начинает делать карьеру. Постепенно уровни познания, восприятия окружающего мира и интересы супругов расходятся, что вновь ведёт к непониманию и отторжению.

Социально-экономическая ситуация в стране все больше будет приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать студенческую семью (а большинство из них находится среди низкодоходной части населения, а многие – за чертой бедности) необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых и студенческих семей, оказание психологической подготовки, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.

Итак, студенческая семья, как мы убедились, сталкивается с определенными трудностями материального и нравственного характера, «снятие» которых возможно путём целенаправленной организации быта молодых семей, материальной и моральной помощи.

Важным является восстановление практически утраченных или разрушенных норм и традиций обеспечивавших ранее «прочность» семьи. Сейчас молодые семьи, представлены сами себе, оставлены без какой либо помощи поддержки. В этих условиях они вынуждены самостоятельно решать проблемы, возникающие у них в области взаимоотношений, в психологической сфере. Вполне возможно, что именно отсутствием подобной работы с молодежью можно объяснить неэффективность государственных мер по поддержке молодой семьи [7].

Для стабильности семьи очень важна подготовка молодых людей к совместной жизни, повышая ответственность молодежи в решении вопроса о создании семьи, повышение психологической готовности молодежи к браку, предоставление необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, детской психологии, основным проблемам взаимоотношений между супругами, освещение вопросов наиболее эффективной и экономной организации семейного бюджета.

Необходимо вводить в школах курсы психологии, конфликтологии, то есть все, что будет необходимо молодому человеку непосредственно во взрослой жизни: создавать семью, понимать своих родителей и будущих детей, строить карьеру.

Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать доступное социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождение детей и т.д.

Следует, конечно, отметить, что делаются попытки решить проблемы и противоречия студенческих, семей средствами социальной политики. Однако такая социальная помощь семьи, не может решить все проблемы, она малоэффективна и практически не изменяет бедственного положения студенческих семей [10].

Социально-экономическая ситуация в стране все больше будет приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать студенческую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых и студенческих семей, оказание психологической подготовки, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития. Тем самым повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – а значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Понятие и общая характеристика студенческих семей

Что значит студенческая семья Что значит студенческая семья Что значит студенческая семья Что значит студенческая семья

Что значит студенческая семья

Что значит студенческая семья

Введение

Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи.

Из вышесказанного следует, что актуальность темы: «Социально-экономические и психологические проблемы студенческой семьи» актуальны на данный момент, так как к студенчеству относится большая группа населения, а так же государственная политика, направленная на демографический рост, увеличение рождаемости и здоровье население, заинтересована проблемами семей, в том числе и студенческой. Ну и само то, что автор реферативной работы является студенткой и проявляет личный интерес к данной теме.

Целью данной реферативной работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.

1. Показать возможные проблемы студенческой семьи.

2. Привести возможные пути решения выявленных проблем.

3. Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.

Глава1. Проблемы студенческой семьи

Понятие и общая характеристика студенческих семей

Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.
Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В литературе этот факт расценивается как «свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом.» 1

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

Что значит студенческая семья

При серьезных отношениях между молодыми и мыслях о женитьбе сразу же возникает целый ряд вопросов: «Где жить студенческой семье?
На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?
» и т.д.

Для большей наглядности представим художественные образы четырех студенческих семей.

Юля и Володя познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Юля сообщила, что ждет ребенка. Для Володи эта новость была неприятной. Поэтому можно сказать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Володя считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую верность считал предрассудком. Семейные неурядицы отнимали у Юли много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Домашним хозяйством Юля с Володей почти не занимались. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.

Очевидно, каждая семья имеет свои особенности, но студенческие семьи выявляют ряд проблем, присущих только им, на которые обратим внимание в данной работе.

Источник

Студенческая семья

Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняют реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.

В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социальный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям.

У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает студенческая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе.

При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.

Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры семейных студенческих пар.

Успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

Студенческие семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей.

Источник

Студенческая семья

Источник:

ЗАКОН г. Москвы от 23.11.2005 N 60

«О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Смотреть что такое «Студенческая семья» в других словарях:

СЕМЬЯ — СЕМЬЯ, и, мн. семьи, мей, семьям, жен. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.). Дружная школьная с.… … Толковый словарь Ожегова

семья — Группа живущих вместе родственников. О составе, степени состоятельности семьи, об отношении членов семьи к работе, хозяйству и т. п. Бедная, бездетная, беззаботная, бережливая, беспечная, большая, деловая, деловитая, домовитая, зажиточная,… … Словарь эпитетов

Коломенский институт МГОУ — Коломенский институт Московского государственного открытого университета (КИ МГОУ) Головная организация Московский государственный открытый университет Год основания 1955 Директор … Википедия

КИ МГОУ — Координаты: 55°04′47″ с. ш. 38°48′57″ в. д. /  … Википедия

Хабенский, Константин Юрьевич — Константин Хабенский … Википедия

Чегеваро — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия

Чегевара — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия

Эрнесто Гевара — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия

Эрнесто Че Гевара де ла Серна — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия

Эрнесто Че Гевара — Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия

Источник

Курсовая работа: Студенческая семья и ее проблемы

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4

1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей. 4

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 15

2.1. Учеба и семья. 15

2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.

Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляютженщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время до­ля семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует общей тенденции омоло­жения брака, кинетика свидетельствует, что к воз­расту 25 лет в Ирак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в на­иболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля­ется изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются по возможности условия для совме­щения учебы и воспитания детей. Все это в опреде­ленной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими сос­тавляющими способствуют поддержанию высокого эмо­ционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

В гомогенном студенческом браке ожи­дание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социаль­ного статуса произойдет у обоих супругов. Таким об­разом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

Вместё с тем следует заметить, что социальное про­исхождение все в меньшей степени играет роль при вы­боре брачного партнера. Распространение социально не­однородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о про­цессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классо­вый характер. Вместе с тем встречается определенная«плановость», стремление (прежде всего родителей де­вушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кру­гу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работ­ников науки, культуры. Сохраняется она и в студен­ческой среде. В частности, исследование 1988 г. пока­зало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различ­ный уровень образования юноши и девушки препятст­вием для заключения брака.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На втором курсе института я объявила ро­дителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с рек­тором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо за­рабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет».

Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуж­даются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

Далее представим материал по изучению студенческих семей, выявлению их типов, и особенностей каждого из них.

Исходным положением при изучении сту­денческих семей являлось предположе­ние, что эти семьи представляют опти­мальную модель семьи современного типа. А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны се­мейной жизни, студенчество же в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный по­тенциал общества и для этого ему со­здаются (или должны создаваться) необходимые условия. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пере­сечения: во-первых, образование само яв­ляется жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению эти­ческих знаний, что сказывается на внутри­семейных отношениях, в-третьих, образо­вание влияет на формирование нравствен­ных качеств и жизненных целей. Забе­гая вперед, скажем, что, действительно, студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем ус­пешности и стабильности. Хотя, конечно, не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятель­ными в будущем.

Выгодно отличаются семьи демократического типа как удовлетворенностью членов семьи существующими внут­рисемейными отношениями, так и той направленностью, которой они следуют. Жизненные достижения родителей и жизненные цели детей в основном отвечают интере­сам общества. В этих семьях старшеклассники оказа­лись лучше подготовленными к (также условно выде­ленным нами) ролям гражданина, труженика, семья­нина. Авторитарные же семьи зачастую культивировали меркантильно-гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Эти семьи неплохо готовят детей к бу­дущей семейной жизни, но хуже, чем семьи других ти­пов, к выполнению обязанностей гражданина и труже­ника. Авторитарная семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами. Оптимальным вариантом, как и следовало ожи­дать, оказались семьи демократического типа.

Мы полагаем, что положенный в основу типологии, семей принцип организации семейной жизни наиболее; отвечает решению наших исследовательских задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни говорят о деятельности семьи и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к тому или иному принципу совместной деятельности.

При опросе в 1983—1984 гг. минских старшеклассников более 90 % из них назвали в качестве предпочита­емого образца будущих семейных отношений отношения демократические. Оптимальным считают демократичес­кий тип семейных отношений 95,3 % замужних студен­ток и 84,4 % женатых студентов, однако в браках та­кого типа проживают 81,5 % пар. Оговоримся, что при отнесении семьи к тому или иному типу учитывалось мнение обоих супругов. Только одинаковое мнение мужа и жены давало возможность определить семью как де­мократическую, авторитарную, анархическую. Подчерк­нем, что названия условные и, возможно, не самые удач­ные. В тех случаях, когда мнения жены и мужа отно­сительно типа организации семейной жизни расходились, семья относилась к неопределившемуся, или неопределенному, типу.

В молодых, только что образовавшихся семьях, к ко­торым относятся и студенческие, процесс притирки, адап­тации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быс­тро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине неустоявшихся или несформированных представ­лений о семейных ролях, своих обязанностях. Приве­дем количественное распределение студенческих семей по типам в процентном выражении: демократический 81,5 авторитарный 4,7 анархический 3,1 неопределившийся 10,7.

Уже из этого распределения видно, что самым рас­пространенным в студенческой среде республики явля­ется оптимальный тип демократический. Наша за­дача заключалась не только в выявлении количествен­ного распределения различных типов, но и в качест­венном их анализе. Небольшое количество семей, попав­ших в авторитарный, анархический и неопределившийся типы, не позволяет нам говорить о каких-то законо­мерностях их деятельности, однако мы вправе описать отличительные особенности, провести анализ их внутри­семейных отношений.

Как же складываются отношения у этой молодой па­ры? Они любят друг друга, отношения их бережные и внимательные, нес семейные хлопоты делят по спра­ведливости. Наташа больше времени уделяет сынишке, Сергей кухне. II когда нужно срочно простирнуть пеленки проешь долго не надо. И в учебе друг другу они помогают, лекции по очереди конспектируют, к экзаменам готовятся вместе. Оба считают, что семей­ная жизнь учебе не мешает. Трудно, безусловно: уче­ба, подработки, малыш, но они счастливы оттого, что вместе, что сын так похож на Сергея, что впереди работа по избранной специальности.

Теперь рассмотрим отличительные особенности каж­дого из этих типов.

Сохранение чувств как одного из внутренних источников прочности возможно только в тех семьях, где царит атмосфера действенной поддержки и по­мощи. Семьи анархического типа самые бесперспектив­ные в этом аспекте.

Самый высокий уровень совместимости супругов это совместимость их жизненных устремлений. В ходе опроса мужьям и женам предлагалось определить свое отношение к целям, которые можно сгруппировать сле­дующим образом:

— потребительские, меркантильно-гедонистические: по­лучить престижное распределение после окончания ву­за; иметь побольше дорогих и модных вещей; иметь возможность получать «легкие» деньги; приобрести выгодные знакомства, полезные связи; побольше развле­каться;

— социально значимые, внесемейные: постараться ра­ботать там, где больше нужны мои знания; как мож­но больше времени отдавать общественной работе, быть в гуще событий; стать человеком, с мнением которого считаются в коллективе; иметь репутацию честного че­ловека, хорошего товарища; постоянно совершенствова­ться, повышать уровень знаний;

— традиционные, общественно одобряемые: стать хо­рошим специалистом; иметь хорошую зарплату; иметь творческую, интересную работу; получить комфортабель­ное жилье; быть хорошим мужем (женой); быть хоро­шим воспитателем своих детей; приобрести автомобиль, дачу; спокойно жить для себя и семьи.

Чтобы определить успешность того или иного типа семьи с точки зрения общественного интереса, важно было выяснить, какие жизненные цели объединяют или наоборот разъединяют супругов, какие устремления присущи тому или иному типу студенческой семьи.

Анализ жизненных целей семей демократического типа показал, что первые места занимают чисто потре­бительские цели меркантильно-гедонистического плана. Как мужья, так и так и жены ориентированы на приобре­тение дорогих и модных вещей, получение «легких» денег; приобретение выгодных знакомств, полезных связей, развлечения, приобретение автомобиля, дачи, получение престижною распределения после окончания ву­за. Но почти так же значимо и для мужа и для жены стремление к достижению хорошего социального и се­мейного статуса, профессиональных успехов. Выявилось общее желание супругов жить, спокойно для семьи, а также тесная связь между целью мужей иметь твор­ческую работу, а жен быть хорошей воспитатель­ницей своих детей.

Анализ жизненных целей супругов из семей автори­тарного типа показал, что и у них на первом плане чисто потребительские цели. Устремления мужей и жен из семей этого типа тесно взаимосвязаны и перепле­тены. Сплоченность авторитарных семей происходит имен­но на почве потребительства. Четко прослеживается нацеленность мужей и жен на семейные ценности, ста­бильную и обеспеченную жизнь, престижное положение в обществе. Мужчины стремятся быть как хорошими специалистами, так и хорошими мужьями; женщины устремлены к спокойной и обеспеченной семейной жизни. Дети же фигурируют в жизненных устремлениях супругов-«автократов». Связующая их сила это желание действовать, чтобы обеспечить процветание своей семьи, не гнушаясь и осуждаемыми сегодня в обществе средствами: полезными связями, «легкими» деньгами и т. д.

У мужей и жен из анархических семей преобладают «внесемейные цели. Мужья нацелены на общественную деятельность, творческую работу, возможность иметь «легкие» деньги. У жен на первом плане желание быть |хорошими специалистами, заниматься общественной ра­ботой, получить престижное распределение после вуза. Ни у мужей, ни у жен в качестве значимых не фигурируют цели, свидетельствующие о юс направленности «на семейную жизнь. Как видно из анализа жизненных целей супругов из семей анархического типа, в них идет резкое рассогласование жизненных целей мужей и жен, что свидетельствует о высоком уровне их разобщенности. IК тому же оба они не обладают необходимыми качествами для семейной жизни.

Анализ жизненных целей супругов из семей неопределенного типа выявил, что потребительские цели являются ведущими и у мужчин и у женщин. Внесемейные цели преобладают у жен. Мужья больше, чем их |жены, нацелены на семью, на то, чтобы быть хоро­шими людьми. Женщины больше направлены на про­фессиональные успехи и материальное благополучие. Цели мужей разнообразнее. Цели женщин часто противоречивы, что, на наш взгляд, свидетельствует о неустоявшейся, несформированной системе их жизненных ори­ентиров. Видимо, и тот факт, что они не смогли однозначно определиться в принципах организации семейной жизни, говорит об их неустойчивости, недостаточной подготовленности к семейной жизни.

Таким образом, семьи демократического типа (самые распространенные среди студентов) являются стабильными по всем показателям. Свой брак в принципе удачным назвали 96,5 % студентов-супругов, 70 % из них уверены в том, что вступили бы снова в этот брак, если бы пришлось начать все сначала (четверть сомневающихся, лишь около одного процента не повтори ли бы свой выбор). Семьи демократического типа являются наиболее успешными и с точки зрения общественного интереса. Общественные процессы, несомненно, наложили на личности супругов отпечаток кроме ни, выдвинули в ряд наиболее значимых их жизненны) целей цели меркантильно-гедонистического плана. Более подробно об этом мы поговорим в разделе «Проблемы досуга и духовности». Однако почти так же значимы для них и цели быть хорошими людьми и хорошими специалистами. Нельзя все же не заметить, что эволюция жизненных устремлений молодых людей по отношению? к жизненным достижениям и целям своих родителей идет пока не по пути прогресса.

Семьи анархического типа разобщены и нестабильна Внесемейные цели преобладают и у мужчин и у женщин. Треть мужей и половина жен считают свой брак неудачным. Свой выбор повторили бы только треть мужчин и 16,7 % женщин.

Среди неопределившегося типа студенческих семей (это каждая десятая супружеская пара) более 80 % считают свой брак удачным, однако иступили бы снова в этот брак без колебаний лишь 46 %. Для сплоченности им не хватает большей ориентации жен на семью, на выполнение репродуктивной и воспитательной функции.

Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

Существенную «материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По­требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студен­тов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты­вает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу­менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес­кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологичес­кого и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоян­но удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ­ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел­лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень­шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

Понятно, что для становления студента как специалис­та нужны соответствующие предпосылки, основными инди­каторами которых могут быть профессиональная нап­равленность и соответствующая довузовская подготов­ка молодежи. Обычно под профессиональной направ­ленностью подразумевают положительное отношение, ин­терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня­тие направленности также включают потребности, эмо­ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж­дения. Если довузовская подготовка отвечает требова­ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа­лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо­собностей, навыков, отвечающих требованиям избран­ной профессии. Успех освоения профессии будет зави­сеть от того, насколько у студента разовьется потреб­ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра­чены для общества как квалифицированные специалис­ты. В процессе учебы под влиянием различных фак­торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна­чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб­ного заведения, качество преподавания, материально-тех­ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Однако приходится констатировать, что сегодня со­держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре­подавателям учебных заведений. Многие из опрошен­ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото­рых преподавателем, их профессиональное несоответст­вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре­вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об­разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон­ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше­ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та­ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по­высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра­зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас­пределении на работу в зависимости от качества по­лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех­никой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла­гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе­циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз­награждение со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории студенчества набор жизнен­ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли из того, что семейное положение побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя­зано с уровнем подготовленности к браку.

Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-иссле­довательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследо­вательской работой занимаются сегодня лишь немно­гие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % муж­чин). Наряду с объективными существуют и субъек­тивные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к нау­ке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения,, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

В жизни студенчества традиционной является обще­ственная работа. Студенту она позволяет развить ор­ганизаторские способности, дает навыки межличностно­го общения и поведения в условиях коллектива. В ра­боте общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки цен­ностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой мо­лодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культ­походах и экскурсиях, 28,9 % — в дискуссионных полити­ческих клубах и клубах по интересам. Наблюдается не­который рост активности и заинтересованности студен­тов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на ком­сомольских и групповых собраниях по проблемам уче­бно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их тру­да и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столо­вых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руково­дителей факультета и преподавателей (11,9.%.).

Занятость студенчества общественной работой значи­тельна. У семейных студентов она даже несколько вы­ше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных сту­дентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходи­мости, в силу своего социального положения или вы­нужденно, в связи с давлением общественных органи­заций и администрации.Студенты отмечают, что семейные заботы и малень­кий ребенок являются причиной неучастия в обществен­ной работе в два-три раза реже, чем отсутствие жела­ния и интересных дел. Конечно, для замужних студен­ток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на от­сутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имею­щие детей. Таким образом, не семья является глав­ной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обще­ством сил и энергии молодого поколения.

Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной за­интересованности студенчества в преобразовании наше­го общества.

Воспроизвести социально активного и творчески мыс­лящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как не­коему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело­веческой жизни. Правомочность их сосуществования не­оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно­ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры се­мейных студенческих пар. Успешность сочетания семей­ных и учебных обязанностей в определенной мере за­висит от организации учебного процесса, от степени вни­мания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в бра­ке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в на­чале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно от­ветить следующим образом: успешное совмещение учеб­ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру­гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос­таточный уровень образовательной подготовки для по­лучения профессии, положительные установки и необ­ходимые умения для семейной жизни.

В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно 80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака. Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень «социального оптимизма» супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать «не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого». Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семе, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на «легкость», может способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей.

В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;

4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

Анализ работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”.

Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

3. Бодро­ва В.В, Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социол. исслед. 2002. № 6Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. – СПб, Издательство “Сударыня”, 1999.

4. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина (русский период деятельности). – Самара: Социологический центр “Социо”, 1992.

5. Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

6. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социол. исслед. 1996. № 3

7. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. № 7.

8. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004.

9. Медков М.В. Семьи «звезд» шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. № 1. С. 131.

10. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Автореферат докторской дисс. – СПб, 2003.

13. Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

14. Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий) – М.: Издательство БЕК, 1996.

16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 148-149.

17. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. – 108 с.

18. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003.

19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Студенческая семья и ее проблемы
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа Добавлен 05:06:01 03 августа 2007 Похожие работы
Просмотров: 3248 Комментариев: 22 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать