Что значит студенческая семья
Современная студенческая семья: проблемы, тенденции, перспективы
Социологические науки
Похожие материалы
Семья – социальная ячейка общества. А это означает, что хотя «сотворение семьи» – дело ума и единомышленников, её стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т.д.) и даже от общественного мнения.
Самая продуктивная семья – молодая семья, а именно она и принимает на себя самые жестокие удары современной российской действительности.
Бытовая неустроенность, экономическая не самостоятельность студенческой семьи, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки, нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои, приводящие к распаду семьи [1].
Так же проблема изучения студенческих семей представляется весьма актуальной в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране и увеличением абортов, учитывая роль молодёжи в замещение уходящих поколений и воспроизводстве социально демографической структуры общества.
В настоящее время в России насчитывается около 10 млн. молодых семей, из них две трети семей студенческие [2].
Особенностью таких семей можно считать тот факт, что в ней наиболее обострены все проблемы, свойственные семье вообще. В определённом смысле современная студенческая семья обречена на неудачу в попытках самостоятельно устроить для себя и своих детей здоровый семейный образ жизни.
В студенческих семьях на первый план выдвигаются Материально-бытовые проблемы. Финансовая проблема. Бюджет складывается из зарплаты (непостоянные и минимальные заработки одного из супругов либо стипендии, материальной помощи), пособия на ребенка; помощь родителей.
Жилищная проблема тоже одна из самых важных для молодых, студенческих семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке.
Возможно несколько вариантов проживания – государственная, частная квартира, общежитие. Лишь небольшое количество студенческих семей имеет отдельную квартиру. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант – проживание с родителями. С одной стороны – это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга. Но с другой – тут же возникают проблемы из-за ссор недомолвок, взаимных претензии и обид [4].
Таким образом, проблема материальной и жилищной обеспеченности стоит на 1-м месте укрепления семьи. Тенденция студенческих семей – отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями.
Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых людей искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.
Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых, студенческих семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению [3].
Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте имеет большое значение, так как её уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.
Следует также учитывать то обстоятельство, что большинство нарушений в репродуктивной системе начинает накапливаться с детского возраста. Потенциальные возможности будущей матери и отца закладываются в детстве. В последние годы каждый 10-й новорожденный рождается у матери, возраст которой меньше 20 лет, это особенно опасно для здоровья женщин и детей. Юные матери недостаточно физиологически подготовлены и у них в 2 раза чаще наблюдаются преждевременные роды, мертворождение.
Особенно опасно для репродуктивного здоровья женщины – искусственное прерывание первой беременности, которое в ряде случаев может привести даже к летальному исходу, к бесплодию. Общее количество абортов остается высоким, хотя сохраняется стабильная тенденция снижения числа зарегистрированных абортов.
Проблемы в интимной жизни. Сексуальная несовместимость – барьер, который трудно преодолеть неопытным молодожёнам. Проблемы так же могут возникнуть на почве различий в сексуальной активности полов.
Проблема отцов и детей – Влияние родителей. К сожалению, старшие играют в печальных событиях отнюдь не последнюю роль. В период супружества они не редко «лезут» в отношения детей, тем самым «накаляя обстановку» и их влияние на дочь или сына более чем раздражает вторую половину, что приводит не редко к конфликту [6].
Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.
Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей.
В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга [8].
Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены.
Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Рождение ребёнка. Как ни странно, один из самых счастливых периодов семейной жизни может окончиться полнейшим крахом.
В результате резкого падения рождаемости в РФ преобладают семьи с одним ребенком. Появление ребенка в студенческих семьях может стать основной причиной перехода семьи в низшие социальные группы по материальной обеспеченности. Появление первенца на 30 % снижает материальный уровень семьи [9].
Вторичная занятость родителей, обучение, приводит к физическому износу, психической перенапряженности и нехватке времени на воспитание детей.
Мало того, что с рождением ребёнка роли в семье распределяются по новому и муж начинает ревновать жену к младенцу, требуя к себе утраченное внимание. При этом они не успевают получить высшее образование, в то время как муж с успехом оканчивает институт и начинает делать карьеру. Постепенно уровни познания, восприятия окружающего мира и интересы супругов расходятся, что вновь ведёт к непониманию и отторжению.
Социально-экономическая ситуация в стране все больше будет приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать студенческую семью (а большинство из них находится среди низкодоходной части населения, а многие – за чертой бедности) необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых и студенческих семей, оказание психологической подготовки, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.
Итак, студенческая семья, как мы убедились, сталкивается с определенными трудностями материального и нравственного характера, «снятие» которых возможно путём целенаправленной организации быта молодых семей, материальной и моральной помощи.
Важным является восстановление практически утраченных или разрушенных норм и традиций обеспечивавших ранее «прочность» семьи. Сейчас молодые семьи, представлены сами себе, оставлены без какой либо помощи поддержки. В этих условиях они вынуждены самостоятельно решать проблемы, возникающие у них в области взаимоотношений, в психологической сфере. Вполне возможно, что именно отсутствием подобной работы с молодежью можно объяснить неэффективность государственных мер по поддержке молодой семьи [7].
Для стабильности семьи очень важна подготовка молодых людей к совместной жизни, повышая ответственность молодежи в решении вопроса о создании семьи, повышение психологической готовности молодежи к браку, предоставление необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, детской психологии, основным проблемам взаимоотношений между супругами, освещение вопросов наиболее эффективной и экономной организации семейного бюджета.
Необходимо вводить в школах курсы психологии, конфликтологии, то есть все, что будет необходимо молодому человеку непосредственно во взрослой жизни: создавать семью, понимать своих родителей и будущих детей, строить карьеру.
Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать доступное социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождение детей и т.д.
Следует, конечно, отметить, что делаются попытки решить проблемы и противоречия студенческих, семей средствами социальной политики. Однако такая социальная помощь семьи, не может решить все проблемы, она малоэффективна и практически не изменяет бедственного положения студенческих семей [10].
Социально-экономическая ситуация в стране все больше будет приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать студенческую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых и студенческих семей, оказание психологической подготовки, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития. Тем самым повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – а значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Понятие и общая характеристика студенческих семей
Введение
Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи.
Из вышесказанного следует, что актуальность темы: «Социально-экономические и психологические проблемы студенческой семьи» актуальны на данный момент, так как к студенчеству относится большая группа населения, а так же государственная политика, направленная на демографический рост, увеличение рождаемости и здоровье население, заинтересована проблемами семей, в том числе и студенческой. Ну и само то, что автор реферативной работы является студенткой и проявляет личный интерес к данной теме.
Целью данной реферативной работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.
1. Показать возможные проблемы студенческой семьи.
2. Привести возможные пути решения выявленных проблем.
3. Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.
Глава1. Проблемы студенческой семьи
Понятие и общая характеристика студенческих семей
Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.
Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.
В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В литературе этот факт расценивается как «свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом.» 1
Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).
Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.
В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.
При серьезных отношениях между молодыми и мыслях о женитьбе сразу же возникает целый ряд вопросов: «Где жить студенческой семье?
На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?» и т.д.
Для большей наглядности представим художественные образы четырех студенческих семей.
Юля и Володя познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Юля сообщила, что ждет ребенка. Для Володи эта новость была неприятной. Поэтому можно сказать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Володя считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую верность считал предрассудком. Семейные неурядицы отнимали у Юли много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Домашним хозяйством Юля с Володей почти не занимались. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.
Очевидно, каждая семья имеет свои особенности, но студенческие семьи выявляют ряд проблем, присущих только им, на которые обратим внимание в данной работе.
Студенческая семья
Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко.
Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.
Преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.
Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняют реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.
В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социальный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям.
У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.
Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает студенческая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.
Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе.
При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.
Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры семейных студенческих пар.
Успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.
Студенческие семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей.
Студенческая семья
Источник:
ЗАКОН г. Москвы от 23.11.2005 N 60
«О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»
Смотреть что такое «Студенческая семья» в других словарях:
СЕМЬЯ — СЕМЬЯ, и, мн. семьи, мей, семьям, жен. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.). Дружная школьная с.… … Толковый словарь Ожегова
семья — Группа живущих вместе родственников. О составе, степени состоятельности семьи, об отношении членов семьи к работе, хозяйству и т. п. Бедная, бездетная, беззаботная, бережливая, беспечная, большая, деловая, деловитая, домовитая, зажиточная,… … Словарь эпитетов
Коломенский институт МГОУ — Коломенский институт Московского государственного открытого университета (КИ МГОУ) Головная организация Московский государственный открытый университет Год основания 1955 Директор … Википедия
КИ МГОУ — Координаты: 55°04′47″ с. ш. 38°48′57″ в. д. / … Википедия
Хабенский, Константин Юрьевич — Константин Хабенский … Википедия
Чегеваро — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия
Чегевара — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия
Эрнесто Гевара — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия
Эрнесто Че Гевара де ла Серна — Эрнесто Че Гевара Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия
Эрнесто Че Гевара — Ernesto Che Guevara 1 й Министр промышленности Кубы … Википедия