Что значит страны шос
Что значит страны шос
Организация сформировалась на основе действующего до этого политического объединения «Шанхайской пятерки»: Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана. Основными целями были определены: укрепление доверия между его участниками в военной области, обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В настоящее время организация состоит из 8 государств-членов, 4 государств-наблюдателей, 6 партнеров по диалогу.
Государства-члены ШОС: Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Государства-наблюдатели при ШОС: Афганистан, Иран, Монголия и Белоруссия (могут с согласия государств-членов ШОС присутствовать на заседаниях органов ШОС и участвовать в обсуждении вопросов повестки дня без права принятия решений).
Государства-партнеры по диалогу: Турция, Шри-Ланка, Армения, Азербайджан, Камбоджа и Непал (предоставляется государству или организации, взаимодействующим с ШОС по отдельным направлениям сотрудничества, предусмотренным Хартией ШОС).
Официальные и рабочие языки: русский и китайский.
Целями ШОС являются укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.
На Санкт-Петербургском саммите глав государств в июне 2002 г. была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества (вступила в силу 19 сентября 2003 г.). Хартия — базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.
В соответствии со статьей 16 Хартии в рамках ШОС действует консенсусный принцип принятия решений, за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».
С января 2004 г. ШОС функционирует в качестве полноценной международной организации. Официально начали работать ее постоянно действующие органы: наделенный административно-техническими функциями Секретариат ШОС в Пекине во главе с Генеральным секретарем и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте.
С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Генеральным секретарем ШОС является Норов Владимир Имамович (занимавший пост директора Института стратегических и межрегиональных исследований – заместителя секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан), Директор Исполкома РАТС – Гиёсов Джумахон Файёзович (представитель Республики Таджикистан).
Основным органом, координирующим деятельность Организации, является Совет министров иностранных дел.
Координация текущей деятельности в рамках ШОС возложена на Совет национальных координаторов. Он же осуществляет взаимодействие министерств и ведомств государств-членов ШОС в рамках деятельности Организации.
Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. № 635 Хакимов Бахтиер Маруфович (МИД России) назначен специальным представителем Президента Российской Федерации по делам ШОС. Одновременно Б.М. Хакимов является национальным координатором Российской Федерации в ШОС.
Другие механизмы
Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Согласно сложившейся практике председательство в СГГ осуществляется в течение годичного периода, начиная с даты завершения предшествующего очередного саммита, и завершается проведением заседания СГГ на территории государства-председателя.
13-14 июня 2019 года в г. Бишкеке (Киргизия) состоялось последнее заседание СГГ, в рамках которого были рассмотрены состояние и перспективы развития ШОС, актуальные региональные и международные вопросы. Первоочередные задачи практической деятельности ШОС по всем векторам сотрудничества отражены в Бишкекской декларации ШОС.
Принят ряд документов, в том числе
Последнее заседание СГП состоялось 1-2 ноября 2019 года в г. Ташкенте (Узбекистан). Рассмотрены перспективы и меры по углублению торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества между государствами-членами ШОС, информация о деятельности Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС в 2018-2019 годах и др.
В рамках заседания СГП утверждены
Принято решение о разработке
Сотрудничество по различным направлениям регулируется встречами министров и/или руководителей соответствующих ведомств (в том числе министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, транспорта, сельского хозяйства, финансов, образования, культуры, обороны и пр.).
Последнее Совещание министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (Совещание министров экономики и торговли), состоялось 26 сентября 2019 года в г. Ташкенте (Узбекистан).
По итогам Совещания внесены на дальнейшее рассмотрение заседания СГП ШОС проекты Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, Регламента Консорциума экономических аналитических центров, Отчета Секретариата ШОС о ходе реализации действующей программы.
Одобрен также проект Концепции по сотрудничеству государств-членов ШОС в области развития удаленных территорий в цифровую эпоху. В ходе Совещания были обсуждены перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе ШОС, деятельность специальных рабочих групп при Совещании.
Основные направления сотрудничества по линии Совещания министров экономики и торговли
Шанхайская Организация Сотрудничества
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — субрегиональная международная организация взаимозащиты, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами Шанхайской пятёрки, основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы; после включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.
Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. [1]
Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб-квартира организации расположена в Пекине. Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре — символическое изображение Восточного полушария Земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу — надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».
Содержание
Предыстория ШОС (Шанхайская пятёрка)
— Е. Идрисов, Министр иностранных дел Республики Казахстан [2]
Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.
Ко времени проведения Бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной. Для борьбы с приграничной преступностью была создана «Бишкекская группа», куда вошли главы правоохранительных органов и спецслужб.
В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или Шанхайскую шестёрку). Декларация о её создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.
Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».
Участники и структура организации
Структура ШОС
Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:
Специфика участников
Встречи глав государств-членов ШОС | |||
---|---|---|---|
Дата | Место проведения | ||
1 | 14-15 июня2001 | Шанхай | |
2 | 7 июня 2002 | Санкт-Петербург | |
3 | 28-29 мая 2003 | Москва | |
4 | 17 июня 2004 | Ташкент | |
5 | 5 июля 2005 | Астана | |
6 | 14-15 июня 2006 | Шанхай | |
7 | 16 августа 2007 | Бишкек | |
8 | 28 августа 2008 | Душанбе | |
9 | 15-16 июня 2009 | Екатеринбург |
Россия же опасается, что Китай установит экономическую гегемонию в постсоветской Азии, и делает всё возможное для того, чтобы блокировать интеграционные предложения Пекина. [6] Россия предпочитает договариваться о свободном движении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы лишь с равными или отстающими по экономическому развитию странами СНГ. Китай, предлагающий дешёвые товары и рабочую силу, к таковым явно не относится. Китайские товары могут вытеснить с рынка российских производителей, а китайские рабочие — резко изменить социальную и демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Кроме того, Москва опасается, что расширение торговли с Китаем закрепит неблагоприятную для России тенденцию: сейчас 95 % российского экспорта в Китай приходится на сырьевые товары, тогда как китайцы экспортируют в Россию в основном продукцию с высокой степенью переработки.
Наиболее решительно на сотрудничество с Китаем настроен Казахстан. Приоритет в данной сфере уделяется увеличению поставок казахстанских энергоресурсов (нефти) в Китай.
Узбекистан поддерживает Казахстан и также заявляет о необходимости формирования центральноазиатского общего рынка, а на первом этапе — зоны свободной торговли.
Расхождения
Китай считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Китай же может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма.
Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время.
Китайские представители неофициально заявляют, что Россия тайно лоббирует интересы Индии в ШОС.
Между некоторыми центральноазиатскими странами-членами ШОС существуют проблемы в сфере водопользования, энергоносителей, делимитации и демаркации границ.
Кандидаты в члены
Среди прочих стран региона Средней Азии Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 год). Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите в Астане. В то время как Пакистан и Иран хотели бы стать полноценными участниками организации, Индия и Монголия не проявляют такой заинтересованности. [7]
Существует, однако, мнение, что чрезмерное расширение организации может затруднить интенсификацию сотрудничества в её рамках. [8]
На серии встреч в феврале 2006 года с китайскими чиновниками и журналистами президент Пакистана Первез Мушарраф привёл доводы готовности Пакистана к присоединению к организации как полноправного участника. Китай изъявил намерение поспособствовать этому, за чем последовало официальное приглашение Мушаррафа на шестой саммит ШОС в Шанхае в 2006 году. [9] [10]
Белоруссия также подала заявку на статус страны-наблюдателя, в чём была поддержана Казахстаном. [11]
Направления сотрудничества
Сотрудничество в сфере безопасности
Так в 2001 году в связи с терактом 11 сентября в Нью-Йорке главы правительств шести государств опубликовали заявление с осуждением этого террористического акта, выразив решимость совместно с мировым сообществом вести непримиримую борьбу с терроризмом.
23 мая следующего года в Астане (Казахстан) было проведено очередное заседание руководителей правоохранительных ведомств и спецслужб государств-членов ШОС, на котором было подписано «Решение о проекте Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре». Также был принят проект данного Соглашения и было рекомендовано ускорить на его основе разработку других соответствующих документов с тем, чтобы в максимально сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. 7 июня того же года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. [12]
В 2004 году в одном из своих интервью первый заместитель МИД России Вячеслав Трубников, отвечая на вопрос об отсутствии видимых результатов антитеррористической деятельности ШОС, отметил, что нельзя требовать от молодой организации сколько-нибудь решительных действий. Кроме того, Трубников заявил, что ШОС не военная организация и её деятельность не направлена на исключительно военную защиту [13] :
С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в августе 2003 года (Узбекистан в учениях участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае. [16]
В большем масштабе, но за пределами основной структуры ШОС, в августе 2005 года началась первая совместная тренировка военных сил КНР и России, получившая название «Мирная миссия — 2005». [17] [18] Вслед за её успешным проведением российские власти начали переговоры об участии Индии в будущих подобных учениях и придании ШОС военной роли.
26 апреля 2006 года в Пекине состоялось очередное заседание министров обороны государств-членов ШОС и представителей стран, имеющих статус наблюдателей. Участники договорились провести летом 2007 года совместные антитеррористические учения на территории России на одном из общевойсковых полигонов в Приволжско-Уральском военном округе. Учения прошли в августе 2007 года в Челябинской области. В них участвовало более 4 тыс. китайских военнослужащих. [19] Иран присутствовал здесь в качестве наблюдателя.
Сергей Иванов подчеркнул при этом, что ШОС не несёт никаких обязательств перед Ираном с точки зрения его безопасности, поскольку Иран имеет лишь статус наблюдателя в ШОС.
В августе 2007 года прошли очередные антитеррористические учения, лидеры шести стран подписали Бишкекскую декларацию и утвердили План действий государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности (МИБ), подготовленный в развитие Заявления глав государств-членов ШОС по МИБ от 15 июня 2006 года. В октябре 2007 года члены ШОС подписали в Душанбе (Таджикистан) Меморандум о сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности с целью расширить сотрудничество по таким направлениям, как безопасность, борьба с правонарушениями и наркоторговлей. [21] При этом генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа отмечал, что организации не стремятся конкурировать с НАТО в этом регионе, а наоборот — желают сотрудничать. [22]
Взаимоотношения с США
5 июля 2005 года состоялся саммит организации, на котором, в частности, была принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских баз из Центральной Азии, размещённых в этом районе (в Киргизии и Узбекистане) для поддержки действий американских войск против режима «Талибан» в Афганистане.
Ответом на этот документ стала принятая 19 июля 2005 года резолюция палаты представителей Конгресса США с выражением озабоченности в связи с заявлением ШОС, которое расценивалось как «явная попытка Китая и России выдавить США из этого региона».
Вскоре после этого власти Узбекистана заявили, что американцы должны будут покинуть базу Карши-Ханабад на его территории в течение полугода.
В октябре 2005 государственный секретарь США Кондолиза Райс, посетившая Киргизию, договорилась с президентом Курманбеком Бакиевым о переводе американского контингента из Узбекистана на авиабазу Ганси в Киргизии. В феврале 2009 года киргизская сторона объявила о намерении закрыть авиабазу «Манас», [23] сославшись на отказ США обсуждать вопрос увеличения арендной платы за использование базы. Через несколько дней, парламент одобрил решение правительства Киргизии. В марте 2009, запрет на использование авиабазы распространился ещё на 11 других стран, союзников США. [24]
Экономическое сотрудничество
В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность. [12]
Культурное сотрудничество
В рамках деятельности ШОС проходит также культурное сотрудничество. Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года, в результате чего было подписано заявление о продолжении сотрудничества. Третья встреча министров культуры проходила в Ташкенте 27-28 апреля 2006 года. [32] [33]
Во время саммита в Астане в 2005 году впервые были проведены Фестиваль искусств и Выставка ШОС. По итогам успешного проведения фестиваля Казахстан предложил в 2008 году провести в Астане фестиваль фольклорного танца. [34]
Шанхайская организация сотрудничества
Территория: 30,2 млн км²
6 государств-членов
5 государств-наблюдателей
3 государства со статусом «партнёр по диалогу»
Муратбек Иманалиев
(с 1 января 2010 по 31 декабря 2012)
Дмитрий Мезенцев
(назначен 7 июня 2012; будет занимать должность с 1 января 2013 по 31 декабря 2015)
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.
Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 1 млрд. 455 млн человек (2007 год) [1] (четвёртая часть населения планеты [2] ). Экономика КНР — вторая в мире по ВВП после США (также уступает суммарному ВВП Евросоюза).
Содержание
Предыстория ШОС
Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества. [5]
В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной. [5]
В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».
Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“».
Образование
Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов — Декларации глав государств — членов ШОС, [6] названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, [7] и Хартии ШОС [8] — базового уставного документа.
Встречи глав государств-членов ШОС | |||
---|---|---|---|
Дата | Место проведения | ||
1 | 14-15 июня 2001 | Шанхай | |
2 | 7 июня 2002 | Санкт-Петербург | |
3 | 28-29 мая 2003 | Москва | |
4 | 17 июня 2004 | Ташкент | |
5 | 5 июля 2005 | Астана | |
6 | 14-15 июня 2006 | Шанхай | |
7 | 16 августа 2007 | Бишкек | |
8 | 28 августа 2008 | Душанбе | |
9 | 15-16 июня 2009 | Екатеринбург | |
10 | 10-11 июня 2010 | Ташкент | |
11 | 14-15 июня 2011 | Астана | |
12 | 6-7 июня 2012 | Пекин | |
Запланировано в 2013 |
По итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.
На встрече глав государств ШОС, проведённой в 2005 году помимо нового пакета договоров и конвенций была подписана Декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, [11] которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.
Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС — Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Ещё два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.
В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств — участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Беларуси.
28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.
7 июня 2012 года лидеры стран-участниц ШОС также подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу. [12]
Цели ШОС
Члены организации
Партнёры по диалогу
Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС
Отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Помимо того, ШОС имеет соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и АСЕАН.
Пересечения интересов
Интересы стран-участниц и их расхождения
Кандидаты в члены и страны-наблюдатели
Среди прочих стран региона Средней Азии Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 год). Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите в Астане. 6 июня 2012 года на саммите в Пекине Афганистан получил статус наблюдателя.
Откладывая расширение на неопределённый срок, члены ШОС опасаются попыток «размыва» организации и, как результат, уменьшения её «веса» в мировом сообществе. Во-вторых, вхождение в ШОС Индии и Пакистана может снизить эффективность её работы, поскольку внешнеполитические интересы этих стран существенно расходятся. В-третьих, вступление Ирана на фоне обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы может позиционировать ШОС как блоковое объединение и стать причиной ухудшения отношений с Европой и США, сотрудничеством с которыми дорожат Индия и Китай. [13]
Некоторые противоречия стран — участниц ШОС и Ирана лежат в сфере территориальных споров. В частности по-прежнему не решён вопрос о разделе акватории Каспийского моря. В то время как Иран соглашается на часть, не менее чем 20 %, Россия, Казахстан и Азербайджан подписали Соглашение «О точке пересечения линий раздела сопредельных участков дна Каспийского моря», согласно которому по линии раздела по обычной срединной линии Иран получит менее 14 %, Россия, Азербайджан и Туркмения — почти 20 %, а Казахстан — 29 %. [22]
7 июня 2012 года на СГГ ШОС было принято решение предоставить статус наблюдателя Афганистану и статус партнёра по диалогу Турции. Также Владимиром Путиным было предложено утвердить к 2013 году официальный порядок приёма в ШОС новых членов, по которому в следующем году планируется принять Монголию, Индию и Пакистан.
Направления сотрудничества
Сотрудничество в сфере безопасности
В 2004 году в интервью первый заместитель МИД России Вячеслав Трубников, отвечая на вопрос об отсутствии видимых результатов антитеррористической деятельности ШОС, отметил, что нельзя требовать от молодой организации сколько-нибудь решительных действий. Кроме того, Трубников заявил, что ШОС не военная организация и её деятельность не направлена на исключительно военную защиту [29] :