Что значит стадо оленей ходяще

Стадо оленей

Сонник Стадо оленей приснилось, к чему снится во сне Стадо оленей? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Стадо оленей, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Сон, в котором вы едете на оленьей упряжке по бескрайней тундре, означает добросовестное исполнение служебных обязанностей и верность в дружбе. Управлять оленями – помощь друзей в трудной ситуации.

Лесной олень с огромными ветвистыми рогами предвещает удачный брак и отлаженную семейную жизнь без каких бы то ни было эксцессов. Резво бегущие через чащу олени говорят о скором и благополучном завершении дел. Стоящий и чутко вслушивающийся олень – знак напрасных усилий и впустую потраченного труда.

Видеть оленя, провалившегося в болото, которое вот-вот затянет его с головой, – к благополучному исходу долгой и изнурительной тяжбы. Сон, в котором вы видите осиротевшего олененка, – вас оклевещут мелкие и ничтожные людишки. Видеть плачущего оленя – достигнете желаемого через унижение и страдание близких людей.

Приснившиеся олени в вольере зоопарка предвещают несчастье в семье. Есть оленье мясо – совершите глупость, граничащую с безрассудством; оленья печень означает, что вскоре примите у себя гостей.

Олень, молодой и красивый, увиденный во сне, предвещает знакомство или встречу с приятным, добрым и честным человеком. Бег оленя во сне означает, как будет продвигаться начатое вами дело. Путешественникам такой сон предсказывает, что они достигнут пункта назначения. Тем, кто старается поймать какого-то человека или отыскать пропавшее, сон предвещает, что они занимаются пустым делом.

Стоящий на месте или спящий олень означает, что ваши надежды не оправдаются. Влюбленным такой сон предсказывает, что они узнают об обмане или измене.

Ваша персона весьма популярна, возможно, денежное вознаграждение.

Если это олениха, то, наоборот, стоит придержать расходы.

Если у оленя большие рога, то вам предстоит борьба.

Бегущего оленя видеть — к благополучию.

Стоящими оленей видеть — к занятиям напрасным неблагодарным трудом.

Одного спокойно спящего оленя видеть — к измене или обману.

Ловить оленя — погоню за счастливым делом.

Северного оленя видите — хороший знак добросовестное исполнение служебных обязанностей, верность в дружбе.

Управляете оленями — вы можете рассчитывать на помощь друзей в трудной ситуации.

Маленький олененок — символ верной дружбы и справедливости.

Большой олень символизирует надежду, любовь, богатство.

Гнаться за оленем — стремиться к счастью.

Убегающий олень — неудачное начало дела.

Убить оленя — тщетно искать свое счастье.

Оленя видеть — счастье, всякий успех / благородные устремления твоей души.

Бегущий олень — благополучие / успех от осуществления намерения.

Оленье мясо есть — ущерб от презрения к благородным пробуждениям.

Лань — этот образ толкуется также, как образ оленя.

Серна — предостережение от необдуманной спешки.

Видеть во сне оленя – к благополучию и получению наследства.

Поймать резвого оленя – к освобождению.

Видеть стадо спящих оленей – радуйтесь, замыслы ваших врагов не осуществятся.

Если Вам приснится олененок, то наяву Вы скоро обретете надежных и справедливых друзей. Молодым людям этот сон сулит чистое и верное чувство.

Источник

Стадо оленей

Сонник Стадо оленей приснилось, к чему снится во сне Стадо оленей? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Стадо оленей, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Сон, в котором вы едете на оленьей упряжке по бескрайней тундре, означает добросовестное исполнение служебных обязанностей и верность в дружбе. Управлять оленями – помощь друзей в трудной ситуации.

Лесной олень с огромными ветвистыми рогами предвещает удачный брак и отлаженную семейную жизнь без каких бы то ни было эксцессов. Резво бегущие через чащу олени говорят о скором и благополучном завершении дел. Стоящий и чутко вслушивающийся олень – знак напрасных усилий и впустую потраченного труда.

Видеть оленя, провалившегося в болото, которое вот-вот затянет его с головой, – к благополучному исходу долгой и изнурительной тяжбы. Сон, в котором вы видите осиротевшего олененка, – вас оклевещут мелкие и ничтожные людишки. Видеть плачущего оленя – достигнете желаемого через унижение и страдание близких людей.

Приснившиеся олени в вольере зоопарка предвещают несчастье в семье. Есть оленье мясо – совершите глупость, граничащую с безрассудством; оленья печень означает, что вскоре примите у себя гостей.

Олень, молодой и красивый, увиденный во сне, предвещает знакомство или встречу с приятным, добрым и честным человеком. Бег оленя во сне означает, как будет продвигаться начатое вами дело. Путешественникам такой сон предсказывает, что они достигнут пункта назначения. Тем, кто старается поймать какого-то человека или отыскать пропавшее, сон предвещает, что они занимаются пустым делом.

Стоящий на месте или спящий олень означает, что ваши надежды не оправдаются. Влюбленным такой сон предсказывает, что они узнают об обмане или измене.

Ваша персона весьма популярна, возможно, денежное вознаграждение.

Если это олениха, то, наоборот, стоит придержать расходы.

Если у оленя большие рога, то вам предстоит борьба.

Бегущего оленя видеть — к благополучию.

Стоящими оленей видеть — к занятиям напрасным неблагодарным трудом.

Одного спокойно спящего оленя видеть — к измене или обману.

Ловить оленя — погоню за счастливым делом.

Северного оленя видите — хороший знак добросовестное исполнение служебных обязанностей, верность в дружбе.

Управляете оленями — вы можете рассчитывать на помощь друзей в трудной ситуации.

Маленький олененок — символ верной дружбы и справедливости.

Большой олень символизирует надежду, любовь, богатство.

Гнаться за оленем — стремиться к счастью.

Убегающий олень — неудачное начало дела.

Убить оленя — тщетно искать свое счастье.

Оленя видеть — счастье, всякий успех / благородные устремления твоей души.

Бегущий олень — благополучие / успех от осуществления намерения.

Оленье мясо есть — ущерб от презрения к благородным пробуждениям.

Лань — этот образ толкуется также, как образ оленя.

Серна — предостережение от необдуманной спешки.

Видеть во сне оленя – к благополучию и получению наследства.

Поймать резвого оленя – к освобождению.

Видеть стадо спящих оленей – радуйтесь, замыслы ваших врагов не осуществятся.

Если Вам приснится олененок, то наяву Вы скоро обретете надежных и справедливых друзей. Молодым людям этот сон сулит чистое и верное чувство.

Источник

Сонник стадо оленей, к чему снится

Что значит стадо оленей ходяще

В соннике стадо оленей – к неожиданной встрече со знакомыми из дальних кругов общения. Также – испытывать тревогу по малозначимым событиям, к иррациональному страху. Порой – оказываться в конфликтной ситуации с коллегами по работе.

Редкость этого сновидения привела к различным толкованиям этого символа в разных изданиях. Чтобы ответить на вопрос, к чему снится стадо оленей, мы предоставляем вам информацию из нескольких изданий одновременно. Вместе с изданиями Миллера и Ванги, которые являются классикой толкования, сюда также включены лунный и современный сонники.

По современному соннику

Видеть стадо оленей во сне – к неожиданной встрече со знакомыми из дальних кругов общения. Маленькие зверьки или их детеныши – к обилию гостей, большому собранию. А взрослый или старый зверь – встреча с дальним родственником. Если они вели себя агрессивно – могут быть конфликты и споры во время встречи.

Сонник Миллера: стадо оленей

По Миллеру, стадо оленей во сне – испытывать тревогу по малозначимым событиям, к иррациональному страху. По изданиям Миллера, внутренняя неуверенность человека в себе проявляется в сновидениях со зверями Однако, это далеко не всегда определяет какую-либо часть личностных черт. Нередко подобное ощущение вызывается жизненными обстоятельствами, тяжелой ситуацией.

Если сновидение привнесло неприятные эмоции – что делать? Миллер утверждал, что следует не обращать внимания на тяжелые сновидения. Их толкование очень редко совпадают с содержанием сна. Плохие и тяжелые образы редко сулят какие-либо плохие и негативные события.

По соннику Ванги

Если снится стадо оленей – оказываться в конфликтной ситуации с коллегами по работе. По мнению Ванги, звери во сне символизируют события отнюдь не положительного характера. На примере этого сновидения они просто символизируют достаточно легкий конфликт. Но при этом в некоторых сновидениях звери могут предвещать и более серьезные скандалы.

Лунный сонник

Лунный сонник указывает, что стадо оленей во сне чаще всего сбывается на протяжении всей первой четверти лунного цикла. Этим дням соответствует небольшой промежуток времени после новолуния, несколько дней лунного роста. На протяжении же второй четверти вероятность заметно снижается и становится наиболее низкой на протяжении третьей и четвертой.

Узнать текущую фазу Луны и четверть можно в нашем лунном календаре.

Источник

Сколько оленей нужно ненцу?

Хотел ответить на вопрос, а накатал ответ на целую статью. Почитайте, может и вам интересно будет.

Что значит стадо оленей ходяще

Хотел ответить на вопрос, а накатал ответ на целую статью. Почитайте, может и вам интересно будет.

В интернете встечаются вопросы например: «Вопрос может показаться наивным, но зачем аборигенам олени. Сколько нужно для кочевки—ну 10, ну 20, плюс собаки..»

Попробую прояснить ситуацию. Только я ОЧЕНЬ многого не знаю, и совершенно не являюсь специалистом в этом вопросе. Поэтому могу допустить множество ошибок и прошу меня за это не судить. Опишу только то, что я сам видел, и как представляю ситуацию самолично.

И ещё условимся, что я говорю про условия ТУНДРЫ, где образом жизни коренного население является кочевое оленеводство. (В таёжной зоне ханты могут себе позволить иметь всего 30 оленей. У них образ жизни совершенно другой).

Что бы было не скучно читать, вставил фотографии. Только фото я буду вставлять самые разные, не именно того момента о котором рассказываю, но общее представление о ситуации они передать помогут.
Некоторые фотографии не мои. Я их переснял на выставке автора – фотографа Анисимова.

1. Быки производители (хоры):

3. Молодняк и телята:

4. Рабочие кастрированные быки (хабты):

В общем, важенок в грузовые нарты почти никогда не запрягают.

Когда у нас не хватало оленей, что бы перевезти вещи, мы как-то попытались поймать и запрячь в мою нарту одного такого хора… Ха-ха.

От своей главной работе хоры не отлынивают. Стараются собрать себе в гарем побольше красивых и вкусно пахнущих важенок. Наверное, 10-15 красавиц такой бык содержит, могу и ошибиться. Но работают они, что называется, «на всю катушку». Иногда так перетрудится, что рабочий инструмент не выдерживает, вспухает и воспаляется. (фото не будет). Но ведь его никак не отговоришь от выполнения самой важной, в его жизни миссии? И он продолжает яриться. Иногда дело доходит до того, что приходится ножом разрезать крайнюю плоть полового члена и освобождать перетрудившийся орган.
Так что эти парни своё дело знают, трудятся на износ, за что и ценятся так дорого.
Так что, этих бугаёв тоже в нарты грузовые не запрягают.

Третья группа – это молодняк и телята-сеголетки. Тоже чрезвычайно важная составляющая в организации стада. Пока олень не подрос, не объезжен, пока в него не вложено много сил на обучение, и пока он не представляет ценности как племенная или тягловая сила – он является первым кандидатом на обеспечение человека пищей и одеждой. К тому же, молодое мясо более предпочтительно и из гастрономических соображений.

Иногда приходится прекращать мучения искалеченных стариков

*Эта группа и удовлетворяет первейшие потребности для существования человека в тундре – потребности в еде и тепле. Мясо идёт на н’айбат (свежее полезно кушать сырым) и на последующую готовку бульона (явэй) с каким-нибудь наполнителем, типа макарон.

Шкурки телят женщины заготавливают для выделки и пошива меховой одежды.

Спиливают панты, обыкновенной ржавой ножевкой… это примерно, как зубы драть пассатижами.

Правда кровь, если высосать её из свежее спиленного рога, весьма полезна и служит очень мощным биостимулятором.

Что бы уменьшить кровотечение, пенёк от рога перетягивают верёвочкой из распушенного холщевого мешка.

А ведь время не ждёт, торопит. Уже пора сворачивать стойбище и перемещаться на новые земли, так как олени всё в округе подъели и рвутся дальше.

Там можно охладить в морской воде горящие от некроза копыта, если олень болен. Так что и больных оленей можно вычеркнуть из списка рабочих, которые потащат весь семейный скарб.

Их трудно удержать на одном месте. А что бы удержать это постоянно беснующееся от комарья стадо, нужна ведь скоростная упряжка из 4-5 самых сильных быков. Иначе пастух бессилен.

В комариный период, соседние семьи частников объединяются до осени в стойбища. Так легче управляться с оленями. Хоть животных и становится больше в объединённом стаде, но зато мужикам –пастухам можно дежурить по очереди, и есть возможность хоть немного отдохнуть.
В тяжелый для всех северян период массового вылета кровососов, пастухам очень тяжело. Они вынуждены постоянно собирать и удерживать стадо в куче, чтобы олени не разбежались против ветра и не пропали. Животным тяжело, и они начинают медленное, и казалось бы хаотичное, броуновское движение, что бы как-то избавиться от надоедливого гнуса. Ходят вплотную друг к другу, пытаясь скинуть «своих» комаров и мошку на соседа, передать ему часть своих вампиров.
Но если присмотреться, то замечаешь, что этот движущийся поток оленей подвержен строгой закономерности. Они движутся в этом живом котле по спирали. Те, которые были в центре, постепенно перетекают к краям живого пятна и наоборот.

Приходится стаду далеко стороной обходить такие места. Там полно железок валяется, о которые олени нещадно бьют и калечат копыта. А пораненное в летнюю дождливую, или жаркую пору копыто – это потенциальный труп, или как минимум, не работник уже. Да и растительности, в таком антропогенном ландшафте нет никакой – всё содрано до песка, пропало кормовое место…

Вот и уводит семья своих животных подальше в обход загубленного участка. А там по пути опять на соседа натыкается, который своё стадо тоже направляет в обход… Чувствуете, чем дело пахнет? «Здрас-с-с-те, какая встреча! Как вы здесь оказались, это же наш переход?». А тем временем олешки, под весёлое щёлкание копыт и хрюканье теляток, снова радостно перемешиваются со стадом любимого соседа…
(Я не знаю как вы, а я бы уже на второй раз, тихо бы сошел с ума от предстоящей перспективы … И ведь Вы помните? Я говорил, что описываю лишь небольшую часть трудностей, которую знаю. И, по своей скудной практике и грамотности в этом деле, я не могу описать оставшуюся подводную часть айсберга проблем)

Пока всё стадо стоически переживает муки от нашествия гнуса, и топчется на маленьком пятачке удерживаемое пастухами, эти сибариты-авки, наслаждаясь ароматным дымком от костра из ивовых веток, валяются себе рядом с чумом.

Такие дымокурчики раскладывают специально, что бы любимые домашние питомцы не так сильно страдали от досаждающих насекомых. Я порой удивлялся, с какой заботой относятся ненцы к своим любимцам. Доходит до того, что для авки ставят специальную палатку(!) в которую затягивает дымок от специального костра, и где олень может отдохнуть в тяжелый период безветрия.

А однажды, я был вообще шокирован увиденным. Как-то раз меня забросили в район работ вертолетом, недалеко от одного стойбища. Я заметил чумы вдали, и тут же пошел в гости. Сижу, угощаюсь, наслаждаюсь гостеприимством хозяина. Хозяйка мечет на стол угощения и лакомства – сухари, варёную оленину, малосольную рыбу, лахтачий жир, гусиные шкварки из кожи, и прочие деликатесы, до которых я, стосковавшись за зиму, очень охочий стал.

Пришел я тоже не с пустыми руками, поэтому сам и разливаю. Так принято. Все пьют из одной микроскопической рюмашки по очереди, по кругу. Ведем неспешную беседу о новостях.
Ну, примерно вот так:

А этот бычок, постоял, обвёл население чума волооким взглядом, тяжело вздохнул, письнул тугой струёй на землю, и начал устраиваться поспать и пожевать свою жвачку.
Хозяева, заметив моё удивление, как бы извиняясь, объяснили, что этот авка с младенчества привык спасаться в чуме от комаров. Пока был маленький, он не мешал. А теперь хоть и вырос, но по привычке иногда заглядывает на запах дымка))). Объяснили, и пошли ему ставить отдельную палатку (. ))).

Ненцы вообще обожают своих оленей. Если фотографируются на память, то сразу зовут авку, что бы с ним сняться.

А когда есть такие вот прирученные, то они редко от чума убегают. Всё время поблизости крутятся.
В крайнем случае, можно их поймать, и запрячь в нарту, что бы догнать стадо. Правда вот, больше чем двух авок у хозяина я не встречал. Может просто не видел?

Авок тоже берегут и не всегда заставляют работать. Потому они такие жирные, гладкие и сильные. Но зато когда устраивают гонки, то впрягают именно своих любимцев. Не уставшие, всегда свеженькие и сильные, они позволяют хозяину выиграть соревнования.

Подозреваю, что и в критических ситуациях, когда человек заболел и вопрос стоит о жизни и смерти, чтобы не умереть с голода, за спасением обращаются именно к ним, к любимым авкам, которых не потребуется ловить, бегая по тундре, а можно зазвать прямо в чум. Впрочем, это лишь мои догадки.

Так вот, вернёмся к вопросу об оставшейся группе и о количестве о ездовых оленей.
Тем бедолагам – рабочим хабтам, которые тащат по траве и по голому песку тяжелые (около 100кг) грузовые нарты (вандей) приходится тяжелее всех. В каждую «вандейку» впрягают по 2 хорошо обученных быка.

Если бык не обучен, он не повезет груз.
Поэтому можно смело вычеркивать: совсем старых; молодых и подрастающих; а так же необъезженных быков из списка помощников.

А осенью наступит пора забоя. нужны ведь деньги для житья.
Нужно ведь и зимний вариант чума отремонтировать, шесты например, у лесных ненцев или у хантов купить,

… доски для зимнего пола, печку взамен прогоревшей,

…полозья нартам стершиеся подбить, одежду ребятишкам в поселок, продуктов опять же запас на весь сезон (!). Это тундра.. там в магазин не сбегаешь когда приспичит, там просто зимняя пустыня.
Если совсем нет денег, то придётся 5-20%, таких необходимых тебе помощников, лишиться и просто сдать на мясо. В основном стариков, конечно, и малоценных особей.

Люди в Интернете спрашивают: «Зачем аборигенам олени? Я где-то читал, что у них огромные стада оленей.”

Вы считали в уме количество оленей, которые не участвуют в основной работе, но совершенно необходимы для полноценного существования стада и существования семьи в тундре? Я уже сбился, если честно 🙂

Думаю, что из того «прожиточного минимума в 300 голов, непосредственно в тяжелых работах участвует около 100 голов. Причем третья часть их должна находиться на отдыхе. То есть из трёх сотенного стада, постоянно в работе лишь 30 голов. Остальные же совершенно необходимы для существования и жизнеобеспечения всей системы.
Вот такое интересное «расследование» у меня получилось…

Источник

Оленьи культуры и оленьи обычаи: Почему чужие олени всегда дикие?

Что значит стадо оленей ходяще

Оленеводы-ненцы. Автор фото Николай Гернет, GeoPhoto.ru

В современных учебниках по этнографической полевой работе обычно пишут, что качественная этнография начинается с удивления: этнограф чувствует, что люди, которых он видит вокруг во время своей полевой работы, ведут себя не так, как он привык, совершают поступки, которых он не ожидает, считают нормальным не то, что кажется нормальным ему. Именно из желания объяснить – для себя и для других – это удивление и рождаются обычно качественные этнографические труды и теории. Когда в 2006 году я впервые оказался среди тазовских ненцев-оленеводов, меня удивило многое. Их чумы, одежда, оленья упряжь были знакомыми, но всё-таки не совсем такими, к каким я привык среди ижемских оленеводов Большеземельской тундры, отличались организация и приёмы выпаса. Однако должен признаться, что гораздо больше, чем отличия в поведении оленеводов, меня поразили отличия в поведении их оленей. Помню, как на утро второго дня моего пребывания в тазовской бригаде оленеводы собрали и пригнали к стоянке стадо, как они всегда делают один или два раза в сутки в летний период, и, выйдя из чума, я обнаружил множество важенок с телятами, спокойно лежащих за нартами метрах в пяти от меня. А буквально в двух метрах от края стада несколько оленеводов оживленно беседовали о чём-то. Делая большой крюк, чтобы держаться подальше от стада, я направился к ним, и меня встретили смехом и вопросом: неужели я боюсь оленей? Осознав, что я чего-то не понимаю, и, конечно, желая показать, что не боюсь оленей, я направился к ближайшей важенке без теленка и подошёл к ней вплотную. Важенка продолжала спокойно лежать. Уже достаточно плохо осознавая, что я делаю, я попытался поддеть важенку носком сапога. Олениха лениво встала, отошла на несколько метров и легла снова, причём другие олени никак не прореагировали не это. Думаю, это был один из самых сильных моментов удивления за всю мою «оленеводческую» карьеру.

Разумеется, такое сильное удивление «неправильным» поведением оленей отражало прежде всего недостаток моего опыта. Впоследствии, познакомившись с другими оленеводческими группами и системами, я убедился, что поведение оленей очень многообразно и изменчиво, и его гибкость перестала меня удивлять. Однако хотя удивление и прошло, вызванный им интерес к формам и особенностям поведения оленей из различных групп сохранился, и я до сих пор убеждён, что отслеживать и описывать эти различия не менее интересно и важно, чем отслеживать и описывать различия между их хозяевами-оленеводами, чем обычно занимается моя наука. Но прежде, чем перейти к описанию результатов этих наблюдений, я хотел бы ещё ненадолго вернуться в тот летний день, когда я впервые увидел, как ведут себя олени тазовских ненцев.

Что делает животное домашним?

Начнём с достаточно простого вопроса: чем, собственно, домашнее животное отличается от дикого? Как ни странно, это один из тех вопросов, на которые специалисты и неспециалисты обычно отвечают совершенно по-разному. В обыденной речи разграничение между диким и домашним указывает, прежде всего, на различия в поведении: дикое животное – это животное агрессивное, либо, наоборот, пугливое, но в, любом случае, избегающее контакта с человеком. Наоборот, животное, не боящееся человека, дружелюбно относящееся к нему, называется домашним. Напротив, с точки зрения специалистов – биологов, специалистов по сельскому хозяйству, а также археологов и палеозоологов, изучающих происхождение домашних животных, процесс одомашнивания – это прежде всего процесс искусственного отбора животных и растений человеком, в ходе которого, порой сам того не зная, человек выводит новые виды с нужными ему характеристиками, которые просто обязаны отличаться по своему строению и внешнему виду от диких форм. Например, о приручении собаки, козы или коровы человеком археолог будет говорить только в том случае, если обнаружит в археологическом материале кости и черепа этих животных, отличающиеся по своему виду от их диких предков. Таким образом, домашнее и дикое животное отличаются, с этой точки зрения, прежде всего генетически – генетический код домашнего животного, в отличие от дикого, носит на себе отпечаток искусственного отбора человеком – что (это не всегда говорится открыто, но практически всегда подразумевается) должно проявляться в отличиях во внешнем виде и биологическом строении, которое часто делает невозможным для такого животного выжить без помощи человека. Если же животное живет с человеком, постоянно контактирует с ним, но не имеет при этом заметных генетических отличий от своего дикого собрата – как это бывает, например, в случае домашних енотов или цирковых медведей – то такое животное предпочитают называть «ручным» или «приручённым», но не «домашним». Большинство таких животных “приручается” человеком в декоративных, рекреационных или экспериментальных целях, их количество невелико, их содержание не имеет заметного экономического значения и поэтому не представляет значительной теоретической проблемы. Однако есть и исключения, такие как индийский слон или страус эму. Но, пожалуй, самым значительным из них является северный олень.

Значение разведения северных оленей велико: согласно исследованиям знаменитого советского специалиста по оленеводству Семёна Бартановича Помишина, человек и олень живут вместе уже около двух тысяч лет, оленеводство по всем параметрам является развитой системой производящего хозяйства и составляет основу традиционного жизнеобеспечения для почти десятка этнических групп (и ещё примерно для стольких же является важным элементом хозяйственного комплекса). По хозяйственному значению и культурной роли разведение оленей вполне сопоставимо с разведением овец или свиней, и в любом случае значительно превосходит разведение слонов. Тем не мене, как вынужден был признать тот же Помишин, невозможно указать ни одной экстерьерной или анатомической черты, которая бы отличала всех домашних оленей ото всех диких, а биолого-генетические исследования, которые хоть и начались в случае оленей позже, чем в случае других сельскохозяйственных животных, но тем не менее продолжаются уже больше двух десятков лет, так и не показали значительных генетических различий между ними. Единственное, что действительно надёжно отличает домашнего оленя от дикого – это поведение, особенно по отношению к человеку. А это означает, что олень является домашним животным только с точки зрения значения этого слова в повседневном языке, а вот с точки зрения научных определений он является животным диким, пусть и приручённым.

Конечно, мысль о том, что среди домашних животных – важных спутников человека как-то затесалось и играет сопоставимую с ними роль животное дикое, способны принять не все. Такая точка зрения, помимо прочего, плохо соотносится с представлением о доместикации растений и животных как о значительном культурном достижении, совершившем чуть ли не главный переворот в истории развития человечества – так называемую неолитическую революцию. Поэтому среди специалистов существует стойкое желание как-то обойти случай северных оленей, либо дать ему иное толкование. Так, среди западных специалистов, пишущих по-английски, для обозначения статуса северного оленя прочно закрепился термин «полуодомашненный» (semi-domesticated), хотя что конкретно означает этот статус и, главное, чем он, собственно, отличается от «прирученного» (tamed) совершенно неясно. Более тонкую и удачную попытку разрешить парадокс оленя предпринял уже упомянутый С.Б. Помишин. В своём широко известном труде «Происхождение оленеводства и доместикация северного оленя» он утверждает, что отличия в поведении как раз и являются тем самым фенотипическим различием – следствием влияния искусственного отбора на генетический код, которое делает домашних оленей домашними. Иными словами, если искусственный отбор всех остальных животных происходил, хотя бы частично, по экстерьерным признакам и привёл к формированию экстерьерных и анатомических отличий от диких форм, то отбор оленей происходил исключительно по поведенческим признакам (отбирались животные с определёнными моделями поведения, устраивающими оленеводов) и привёл к формированию генетически закреплённых поведенческих отличий, но не экстерьерных и анатомических, что, конечно, необычно, но не даёт права отрицать статус оленя как домашнего животного.

Поведение оленей и система выпаса – цикл с обратной связью?

Описанная в самом начале этой статьи разница в поведении оленей в стадах коми-ижемцев Большеземельской тундры и ненцев юга Гыданского полуострова, разумеется, существует не на пустом месте. Чем дальше продвигалась моя работа среди ненецких оленеводов, тем больше я убеждался, что эта разница странным образом соответствует разнице в приёмах выпаса, сложившихся у двух групп. Так, оленеводство коми Большеземельской тундры ещё со второй половины XIX века славилось своим крайне интенсивным характером выпаса: в бесснежный период года стада у оленеводов коми находятся практически постоянно под надзором пастуха, который наблюдает за процессом выпаса и систематически вмешивается в него, не допуская слишком большого «распыления» животных по территории и заставляя стадо постоянно менять направление движения, по нескольку раз проходить через богатые кормом участки пастбища (чтобы добиться более полного их стравливания), не заходить на заболоченные территории (которые стадо может быстро пробежать в поисках корма и сухой земли для отдыха и уйти слишком далеко от стоянки или вообще оказаться на земле соседей и смешаться с их стадом), не разбегаться по течению рек и ручьёв (олени это очень любят) и не оказываться в местности со сложным рельефом, где группы животных могут легко потерять друг друга из виду и стадо может расколоться (или, как говорят коми, «порваться») на несколько частей, идущих в различных направлениях. При этом в стаде обычно дежурит лишь один пастух на упряжке с несколькими оленегонными собаками. Крайняя пугливость оленей у коми значительно облегчает ему задачу управления стадом: обычно ему достаточно лишь слегка «тронуть» стадо с краю, чтобы заставить его собраться вместе или изменить направление своего движения. Для того чтобы остановить стадо и развернуть его на 180 градусов, например, в большинстве случаев достаточно, объехав его с краю на упряжке, выехать перед ведущими оленями и прикрикнуть на них, либо натравить на них собаку. Ведущие олени при этом сами разворачиваются к центру стада заставляя прочих животных сменить направление движения. Всё это позволяет оленеводам искусно маневрировать со стадом, что, в свою очередь, даёт им возможность выпасать огромные по численности стада в характерных для Большеземельской тундры узких коридорах пастбищ, не допуская их смешивания друг с другом.

В отличие от коми, у тазовских ненцев постоянное наблюдение за оленьим стадом практикуется лишь в течение коротких периодов времени: в период активного лёта комаров (конец июня – начало июля) и в период отёла, когда оленеводы вынуждены сдерживать высокий темп движения непродуктивной (самцов, молодняка) и неотелившейся части стада, чтобы избежать отставания от него важенок с новорождёнными телятами. Примечательно, что в эти периоды дежурство в стаде требует совместной работы двух оленеводов. И это неудивительно: мой личный опыт показывает, что управлять движением стада тазовских ненцев гораздо сложнее, чем стадами оленеводов коми, именно из-за меньшей пугливости животных. Вид пастуха на упряжке и даже лай его собаки производит на местных оленей гораздо меньшее впечатление, чем на большеземельских, и не ведёт к такой же чуткой и предсказуемой реакции. Что ещё более важно, тазовские олени, возможно, в силу своей меньшей пугливости, гораздо более «независимы»: даже если передних оленей в стаде удаётся повернуть в нужном направлении, далеко не факт, что все остальные олени в стаде обязательно последуют за ними и изменят движение. На своём личном (и достаточно горьком) опыте я убедился, что вмешательство в движение стада тазовских оленей на манер, принятый у коми, гораздо чаще ведёт к его разрыву на несколько независимо движущихся групп, чем к смене направления движения. Именно поэтому тазовским ненцам обычно и нужно для управления стадом, как минимум, два пастуха – один из них при этом «крутит голову» стада, т.е. направляет ведущих оленей, а другой «держит хвост» стада, заставляя задних оленей следовать за «головой».

Впрочем, как уже было сказано выше, постоянное дежурство в стаде и активное вмешательство в процесс его выпаса практикуются тазовскими ненцами лишь в течение двух коротких периодов года. Всё остальное время их олени пасутся свободно, без надзора пастухов. Оленеводы собирают их один или (в летний период) два раза в день и приводят к стоянке, где отлавливают с помощью аркана (или, реже, загона из нарт) свежих ездовых оленей взамен отработавших в упряжках, проводят ветеринарные операции и, если нужно, отбирают одного-двух животных на забой. Нужно сказать, что такой полусвободный выпас самым благоприятным образом отражается на упитанности и здоровье тазовских оленей: в отличие от ижемских оленей, которых пастухи постоянно отрывают от пастьбы, в процесс их выпаса никто не встревает. Однако это преимущество имеет свою цену: в период безнадзорного выпаса, особенно если оленеводы некоторое время не кочевали и кормовые ресурсы в непосредственной близости от места их стоянки уже выбиты, олени в поисках лучшего корма могут очень широко расходится по тундре, что требует наличия большого количества свободной земли и отсутствия поблизости других стад, к которым ушедшие животные могли бы прибиться. Ежедневный сбор оленей, особенно если место стоянки давно не меняли, требует совместной работы пяти-шести оленеводов на упряжках, т.е. фактически всех или большинства мужчин в лагере. Руководствуясь своим знанием повадок животных, местности (в частности – местоположения ручьёв и речек, по которым склонны расходится олени, а также участков с хорошим кормом, которые могут их привлечь), смены направления ветра со времени последнего сбора животных (олени часто идут на ветер), оленеводы находят в тундре группы оленей из своего стада и сбивают их вместе для дальнейшего препровождения к месту стоянки. Однако даже обладая хорошим знанием поведения оленей, собрать всех животных им бывает трудно. И тут вступает в действие ещё одна черта поведения тазовских оленей, полностью отсутствующая у оленей Большеземельской тундры: их способность самостоятельно возвращаться к месту стоянки в случае откола от стада, а также нападения хищников или даже большого количества гнуса. Судя по всему, систематический сбор животных и их концентрация на месте стоянки создают у тазовских оленей некий рефлекс, ассоциацию между местом стоянки и обществом других животных. Иными словами, олени тазовских ненцев «знают», что в случае, если они отбились от стада, точкой, где они гарантированно смогут снова к нему присоединиться, является стоянка оленеводов, куда всех оленей систематически приводят. Поскольку объединение с другими животными в плотную группу является стандартной защитной реакцией оленей в случае нападения хищников и гнуса, то следование к стоянке в случае опасности с этой точки зрения также объяснимо. По словам тазовских оленеводов, если олени, выйдя на место стоянки, не обнаруживают там людей и других животных (например потому, что оленеводы откочевали на новое место), то они, пробыв там некоторое время, отправляются на место предыдущей стоянки, где оленеводы стояли до перекочёвки к тому месту, где олени отбились от стада. Оттуда они могут отправиться ещё дальше назад, на стоянку, где оленеводы были до этого и т.д. Поэтому, если оленеводы, собрав стадо, обнаруживают в нём недостачу животных (что бывает достаточно часто), то они в подавляющем большинстве случаев могут их найти, объехав места нескольких прежних стоянок или даже просто подождав на этой.

У оленей ижемских оленеводов Большеземельской тундры данная поведенческая черта, как уже было сказано, полностью отсутствует, что, впрочем, неудивительно, учитывая, что здесь оленей к стоянке каждый день не гоняют. Отбившись от стада, ижемские олени обычно начинают кружить и чаще всего прибиваются к чужому стаду, чему способствуют скученность оленеводов и малая ширина пастбищных коридоров. Нападение комаров и гнуса заставляет ижемских оленей сломя голову бежать на ветер, создавая массу проблем пытающемуся их удержать пастуху, а нападение хищников обычно кончается расколом стада на несколько бегущих в разном направлении групп, которые очень трудно собрать. Всё это, впрочем, лишь укрепляет убеждённость ижемских оленводов в абсолютной необходимости постоянного наблюдения за оленями и вмешательства в их движение по пастбищу. И это подводит нас к основному, пожалуй, уроку: поведение животных в двух оленеводческих системах не просто различается, а различается именно таким образом, какой делает эти системы, с одной стороны, необходимыми, а с другой стороны – действенными для выпаса именно этих групп оленей. В обоих случаях, применяемые оленеводами приёмы выпаса эффективны именно потому, что они могут опереться на имеющиеся у оленей особенности поведения – «пугливость» в случае коми и способность возвращаться на стоянку в случае ненцев. В обоих случаях общий принцип построения выпаса действенен именно потому, что наилучшим образом отвечает на «трудности» в поведении оленей – их повышенную опасность потеряться и прибиться к чужому стаду в случае коми и трудность «ручного управления» ими в случае ненцев. Система оленеводства и особенности поведения оленей, таким образом, соответствуют друг другу как ключ и замок.

Автор: Кирилл Владимирович Истомин, ИЯЛИ КомиНЦ УрО РАН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *