Что значит ссылка на объект
Программирование в 1С для всех
Ссылка указывает на данные экземпляра объекта, но не хранит их, т.е. получив ссылку на конкретный экземпляр объекта, мы сможем узнать всю информацию об экземпляре этого объекта, но не сможем внести какие-нибудь коррективы в эту информацию.
Мы помним, что в платформе 1С 8.3. существуют три вида объектов. Это объекты метаданных, общие объекты и универсальные коллекции значений.
Так вот, ссылка может быть только у объектов метаданных.
Замечу что, ссылка указывает не на сам объект, а на экземпляр объекта. Хотя, очень часто употребляют выражения «ссылка объекта», «ссылка на объект» и т.п.
Ссылку можно использовать в качестве переменной, и также ссылку можно указывать, как реквизит других объектов метаданных.
Например, в моей конфигурации есть справочник Контрагенты.
А также какой-то документ, пусть будет Оплата. И я могу какому-то реквизиту документа Оплата присвоить тип — ссылка на справочник Контрагент.
Это значит, теперь в документе Оплата можно хранить информацию о контрагенте, который сделал оплату.
Если мы используем ссылку в качестве реквизита какого-то объекта, то при редактировании экземпляра, на который указывает ссылка, сам реквизит не изменится.
Поясню на примере. Я выше создал документ Оплата и реквизит Оплативший для этого документа с типом СправочникСсылка.Контрагенты.
Если я переименую элемент справочника Контрагенты.
Затем, зайду обратно в выше созданный документ Оплата, то увижу, что отображение контрагента в реквизите поменялось автоматически.
Что это значит? Это не значит, что реквизит Оплативший элемента и сам элемент справочника Номенклатура поменялся автоматически. Нет, это значит, что данный реквизит хранит указатель на экземпляр объекта, который отображается посредством наименования. Поменяли наименование, поменялось только отображение, если бы поменяли какой-нибудь другой реквизит справочника Контрагенты, то пользователь бы ничего не заметил.
Получить ссылку 1С
Каким образом программно получить ссылку на экземпляр объекта, который уже есть в базе?
Сделать это можно несколькими способами: найти по коду, найти по наименованию, найти по реквизиту и найти по нескольким реквизитам через запрос. Я рассмотрю первые два метода.
Для демонстрации этих методов, на основной форме документа Оплата я создам команду «Установить контрагента», которую размещу в командной панели формы.
При выполнении этой команды я буду в поле Оплативший записывать определенного контрагента. Для этого я создам обработчики команды на клиенте и на сервере.
Первый способ получения ссылки: найти по коду, для поиска по коду необходимо использовать функцию менеджера объекта НайтиПоКоду.
Функция НайтиПоКоду вернёт ссылку на экземпляр объекта справочник Контрагенты, которому соответствует код 000000002. Почему мы задали код в виде строки, а не в виде цифры, например? Чтобы понять это, нужно открыть непосредственно редактор справочника Контрагенты в конфигураторе, перейти на закладку «Данные» и посмотреть, какой тип кода у этого справочника.
Тип кода у справочника Контрагенты — строка, поэтому код мы ищем по строковому значению.
Таким образом, данный код:
возвращает ссылку на справочник Контрагенты, код у которого 000000002. Если такой нет, возвращается пустая ссылка (о них ниже), если с таким кодом несколько элементов, то возвращается один из них, какой конкретно — предугадать невозможно, платформа выберет элемент по своим внутренним идентификаторам.
Рассмотрим синтаксис этой функции для менеджера справочника:
Код – непосредственно тот код, по которому мы ищем наш элемент;
ПоискПоПолномуКоду — если стоит параметр Истина, то поиск будет вестись по кодам всей иерархии, т.е. Вам необходимо будет указывать код каждой группы, куда входит элемент через флеш. Например, так: 001/005/110, где слева будет располагаться самая верхняя группа, а справа непосредственно код элемента.
Данное поле необязательно, по умолчанию – Ложь;
Родитель – для иерархических справочников можно указать группу, тогда поиск будет вестись внутри группы. Данное поле необязательно;
Владелец – для подчиненных справочников можно указать владельца, тогда поиск будет вестись только среди элементов, подчиненных данному владельцу. Данное поле необязательно.
Второй способ получения ссылки: найти по наименованию, для поиска по наименованию необходимо использовать функцию менеджера объекта НайтиПоНаименованию.
Этот способ можно применить только для тех объектов, у которых имеется стандартный реквизит Наименование.
Например, у справочников этот реквизит имеется.
А у документов его нет.
В случае этой функции, поиск ведется по тому значению, которое в поле Наименование объекта
Синтаксис функции для менеджера справочника следующий:
«Наименование» – непосредственно то наименование, по которому мы ищем наш элемент;
«ТочноеСоответствие» — если стоит параметр Ложь, то поиск будет вестись не точно, т.е. когда левая часть наименования элемента и строка поиска будут совпадать (например, Металл и Металл 01), то поиск выдаст результат. Если стоит Истина, то будут найдены только те элементы, наименование которых будет точно совпадать со строкой поиска.
Данное поле необязательно, по умолчанию – Ложь.
Помните это, что по умолчанию поиск ведется не точно;
Параметры «Родитель» и «Владелец» точно такие же, как для процедуры НайтиПоКоду.
Пустая ссылка 1С
У Вас уже, наверное, назрел вопрос: что будут возвращать методы НайтиПоКоду, НайтиПоНаименованию, если такой элемент справочника не был найден. Они будут возвращать Пустую ссылку. Пустая ссылка — это пустое значение какого-нибудь справочника или документа. У менеджеров справочника или документа есть методы, которые возвращают пустую ссылку соответствующих объектов.
ПустаяНоменклатура= Справочники.Номенклатура.ПустаяСсылка();
ПустаяОплата = Документы.Оплата.ПустаяСсылка();
Переменные ПустаяНоменклатура и ПустаяОплата содержат в себе пустые ссылки на каждый объект.
Обращаю Ваше внимание, что для каждого вида справочника и каждого документа будет своя собственная пустая ссылка.
Данный метод очень удобно использовать, когда нам необходимо знать, найден ли элемент справочника по коду (названию) или нет.
Например, доработаем код выше: если элемента с таким названием нет, то выведем сообщение.
ПустаяСсылка() – это метод менеджера объекта. Также есть метод ссылки объекта Пустая(), который возвращает тип булево. Истина — если это пустая ссылка. Код выше можно переделать:
Метод Пустая() удобно использовать работая в клиентском контексте (в том числе на тонком клиенте), потому что менеджер объекта это «тяжелый» объекта и с ним можно работать только в серверном контексте. Т.е. установку контрагента можно сделать таким способом:
В этом коде я получаю по наименованию ссылку на нужного контрагента, делаю это в серверном методе, поскольку обращаюсь к менеджеру справочника, записываю если он не пустой, а потом в клиентском методе проверяю, найден контрагент по такому наименованию или нет, если не найден то вывожу предупреждение.
Более подробно и основательно начальные вопросы программирования в 1С есть вы можете изучить в
Книга «Программировать в 1С за 11 шагов»
Изучайте программирование в 1С в месте с моей книгой «Программировать в 1С за 11 шагов»
Книга написана понятным и простым языком — для новичка.
О том как разрабатывать под управляемым приложением 1С, читайте в книге Книга «Основы разработки в 1С: Такси»
Отличное пособие по разработке в управляемом приложении 1С, как для начинающих разработчиков, так и для опытных программистов.
Промо-код на скидку в 15% — 48PVXHeYu
Эти книги, плюс книга по программированию оперативного учета имеются в едином комплекте: комплект книг по разработке в 1С.
Только для читателей моего блога,
промо-код на скидку в 300 рублей на весь комплект: blog
Если Вам понравился этот урок, был полезен или помог решить какую-нибудь проблему, то Вы можете поддержать мой проект, перечислив любую сумму.
можно оплатить вручную:
Яндекс.Деньги — 410012882996301
Web Money — R955262494655
Урок №88. Ссылки
До этого момента мы успели рассмотреть 2 основных типа переменных:
обычные переменные, которые хранят значения напрямую;
указатели, которые хранят адрес другого значения (или null), для доступа к которым выполняется операция разыменования указателя.
Ссылки — это третий базовый тип переменных в языке C++.
Ссылки
Ссылка — это тип переменной в языке C++, который работает как псевдоним другого объекта или значения. Язык C++ поддерживает 3 типа ссылок:
Ссылки на неконстантные значения (обычно их называют просто «ссылки» или «неконстантные ссылки»), которые мы обсудим на этом уроке.
Ссылки на константные значения (обычно их называют «константные ссылки»), которые мы обсудим на следующем уроке.
В C++11 добавлены ссылки r-value, о которых мы поговорим чуть позже.
Ссылка (на неконстантное значение) объявляется с использованием амперсанда ( & ) между типом данных и именем ссылки:
В этом контексте амперсанд не означает «оператор адреса», он означает «ссылка на».
Ссылки в качестве псевдонимов
Ссылки обычно ведут себя идентично значениям, на которые они ссылаются. В этом смысле ссылка работает как псевдоним объекта, на который она ссылается, например:
Результат выполнения программы:
В примере, приведенном выше, объекты ref и value обрабатываются как одно целое. Использование оператора адреса с ссылкой приведет к возврату адреса значения, на которое ссылается ссылка:
Краткий обзор l-value и r-value
На уроке №10 мы уже рассматривали, что такое l-value и r-value. l-value — это объект, который имеет определенный адрес памяти (например, переменная x ) и сохраняется за пределами одного выражения. r-value — это временное значение без определенного адреса памяти и с областью видимости выражения (т.е. сохраняется в пределах одного выражения). В качестве r-values могут быть как результаты выражения (например, 2 + 3 ), так и литералы.
Инициализация ссылок
Ссылки должны быть инициализированы при создании:
В отличие от указателей, которые могут содержать нулевое значение, ссылки нулевыми быть не могут.
Ссылки на неконстантные значения могут быть инициализированы только неконстантными l-values. Они не могут быть инициализированы константными l-values или r-values:
Обратите внимание, во втором случае вы не можете инициализировать неконстантную ссылку константным объектом. В противном случае, вы бы могли изменить значение константного объекта через ссылку, что уже является нарушением понятия «константа».
После инициализации изменить объект, на который указывает ссылка — нельзя. Рассмотрим следующий фрагмент кода:
Обратите внимание, во втором стейтменте ( ref = value2; ) выполняется не то, что вы могли бы ожидать! Вместо переприсваивания ref (ссылаться на переменную value2 ), значение из value2 присваивается переменной value1 (на которое и ссылается ref ).
Ссылки в качестве параметров в функциях
Ссылки чаще всего используются в качестве параметров в функциях. В этом контексте ссылка-параметр работает как псевдоним аргумента, а сам аргумент не копируется при передаче в параметр. Это в свою очередь улучшает производительность, если аргумент слишком большой или затратный для копирования.
На уроке №82 мы говорили о том, что передача аргумента-указателя в функцию позволяет функции при разыменовании этого указателя напрямую изменять значение аргумента.
Ссылки работают аналогично. Поскольку ссылка-параметр — это псевдоним аргумента, то функция, использующая ссылку-параметр, может изменять аргумент, переданный ей, также напрямую:
Результат выполнения программы:
Совет: Передавайте аргументы в функцию через неконстантные ссылки-параметры, если они должны быть изменены функцией в дальнейшем.
Основным недостатком использования неконстантных ссылок в качестве параметров в функциях является то, что аргумент должен быть неконстантным l-value (т.е. константой или литералом он быть не может). Мы поговорим об этом подробнее (и о том, как это обойти) на следующем уроке.
Ссылки как более легкий способ доступа к данным
Второе (гораздо менее используемое) применение ссылок заключается в более легком способе доступа к вложенным данным. Рассмотрим следующую структуру:
Таким образом, следующие два стейтмента идентичны:
Ссылки позволяют сделать ваш код более чистым и понятным.
Ссылки vs. Указатели
Ссылка — это тот же указатель, который неявно разыменовывается при доступе к значению, на которое он указывает («под капотом» ссылки реализованы с помощью указателей). Таким образом, в следующем коде:
*ptr и ref обрабатываются одинаково. Т.е. это одно и то же:
Поскольку ссылки должны быть инициализированы корректными объектами (они не могут быть нулевыми) и не могут быть изменены позже, то они, как правило, безопаснее указателей (так как риск разыменования нулевого указателя отпадает). Однако они немного ограничены в функциональности по сравнению с указателями.
Если определенное задание может быть решено с помощью как ссылок, так и указателей, то лучше использовать ссылки. Указатели следует использовать только в тех ситуациях, когда ссылки являются недостаточно эффективными (например, при динамическом выделении памяти).
Заключение
Ссылки позволяют определять псевдонимы для других объектов или значений. Ссылки на неконстантные значения могут быть инициализированы только неконстантными l-values. Они не могут быть переприсвоены после инициализации. Ссылки чаще всего используются в качестве параметров в функциях, когда мы хотим изменить значение аргумента или хотим избежать его затратного копирования.
Поделиться в социальных сетях:
Указатели и ссылки
Кувшинов Д.Р.
Ссылки
Ссылка reference — механизм языка программирования (C++), позволяющий привязать имя к значению. В частности, ссылка позволяет дать дополнительное имя переменной и передавать в функции сами переменные, а не значения переменных.
Синтаксически ссылка оформляется добавлением знака & (амперсанд) после имени типа. Ссылка на ссылку невозможна.
Любые действия со ссылкой трактуются компилятором как действия, которые будут выполняться над объектом, к которому эта ссылка привязана. Следующий пример демонстрирует ссылку в качестве дополнительного имени переменной.
Казалось бы, зачем нам второе имя переменной? Ответа может быть, по крайней мере, два.
Впрочем, основным применением ссылок является передача параметров в функции “по ссылке” и возвращение функциями ссылок на некие внешние объекты.
Передача по ссылке by reference напоминает передачу “по имени”. Таким образом, можно сказать, что, используя ссылки, мы передаём не значения, а сами переменные, содержащие эти значения. В реальности “за ширмой” происходит передача адресов этих переменных. Передача ссылки на переменную, время жизни которой заканчивается, например, возврат из функции ссылки на локальную переменную, приводит к неопределённому поведению.
Ранний пример использования ссылок для возврата из функции более одного значения представлен в самостоятельной работе 3.
Приведём здесь ещё один пример: функцию, которая возвращает одну из двух переменных, содержащую максимальное значение. Для этого модифицируем предыдущий пример:
Так как при передаче ссылки реально копируется лишь адрес значения, а не само значение, то передав ссылку можно избежать копирования значения. Поэтому ссылки широко используются для передачи в функцию аргументов, которые или запрещено копировать или вычислительно дорого копировать. Типичный пример — объекты string. При копировании строки происходит выделение динамической памяти, копирование всех символов, затем — при удалении этой копии — освобождение памяти. Часто нет никакой необходимости в копировании. Например, следующей функции, считающей количество повторений заданного символа в строке нет нужды копировать строку — можно обойтись ссылкой:
Ставить слово const можно перед именем типа и после имени типа, это эквивалентные записи.
Указатели
Общие сведения
Что такое указатель pointer уже рассказывалось во введении.
В C и C++ указатель определяется с помощью символа * после типа данных, на которые этот указатель будет указывать.
Указатель — старший родственник ссылки. Указатели активно использовались ещё в машинных языках и оттуда были перенесены в C. Ссылки же доступны только в C++.
Указатели можно сравнивать друг с другом. Указатели равны, если указывают на один и тот же объект, и не равны в противном случае.
Указатели можно передавать в функции и возвращать из функций как и любые “элементарные” значения. Ещё пример с указателями:
Соответственно, ограничения, накладываемые на ссылки по сравнению с указателями, позволяют, с одной стороны, защитить программиста от ряда ошибок, и, с другой стороны, открывают ряд возможностей оптимизации кода для компилятора. Ссылки используются там, где нет нужды в “полноценных” указателях или есть желание не перегружать код взятиями адреса и разыменованиями.
есть то же самое, что
есть то же самое, что
Например, поиск самого левого нуля в массиве чисел с плавающей точкой может быть записан так:
Данный пример использует арифметику указателей и массивы. Данная тема освещена в разделе массивы и ссылки.
Бестиповый указатель
В C бестиповые указатели широко применяются для оперирования кусками памяти или реализации обобщённых функций, которые могут работать со значениями разных типов. В последнем случае конкретный тип маскируется с помощью void (“пустышка”). При использовании таких функций обычно приходится где-то явно приводить тип указателей. C++ позволяет отказаться от подобной практики благодаря поддержке полиморфизма и обобщённого программирования (материал 2-го семестра).
О цикле for (int byte: buffer) см. здесь.
Указатель на указатель
Так как указатель — обычная переменная, возможен указатель на указатель. И указатель на указатель на указатель. И указатель (на указатель) n раз для натурального n. Максимальный уровень вложенности задаётся компилятором, но на практике уровни больше 2 практически не используются.
“Система ранжирования C-программистов.
Чем выше уровень косвенности ваших указателей (т. е. чем больше “*” перед вашими переменными), тем выше ваша репутация. Беззвёздочных C-программистов практически не бывает, так как практически все нетривиальные программы требуют использования указателей. Большинство являются однозвёздочными программистами. В старые времена (ну хорошо, я молод, поэтому это старые времена на мой взгляд) тот, кто случайно сталкивался с кодом, созданный трёхзвёздочным программистом, приходил в благоговейный трепет.
Некоторые даже утверждали, что видели трёхзвёздочный код, в котором указатели на функции применялись более чем на одном уровне косвенности. Как по мне, так эти рассказы столь же правдивы, сколь рассказы об НЛО.
Просто чтобы было ясно: если вас назвали Трёхзвёздочным Программистом, то обычно это не комплимент.«
Условия для проверки себя на “трёхзвёздность” перечислены на другой странице того же сайта.
В случае C указатели на указатели (уровень косвенности 2) используются довольно часто, например, для возвращения указателя из функции, которая возвращает ещё что-то, или для организации двумерных массивов. Пример такой функции из Windows API:
Функция принимает имя файла как указатель на си-строку lpFileName, а также размер буфера nBufferLength в символах и адрес буфера lpBuffer, куда записывается в виде си-строки полное имя файла. Функция возвращает длину строки, записанной в буфер, или 0, если произошла ошибка. Кроме того, последний параметр функции — указатель на указатель на си-строку lpFilePart, который используется, чтобы вернуть из функции указатель на последнюю часть имени файла, записанного в буфер.
В случае C++ с помощью ссылок и Стандартной библиотеки можно вообще избежать использования “классических” указателей. Так что “беззвёздочный” C++-программист возможен.
Неограниченный уровень косвенности
Следующий пример демонстрирует использование связанного списка для чтения последовательности строк и вывода этой последовательности в обратном порядке:
Упражнение. Попробуйте изменить этот пример так, чтобы введённые строки выводились в том же порядке, в котором были введены.
Указатели на функции
Язык C позволяет определять указатели на функции (в указателе хранится адрес точки входа в функцию) и вызывать функции по указателю. Таким образом, можно во время исполнения программы выбирать какая именно функция будет вызвана в конкретной точке, выбирая значение указателя. Язык C++ позволяет создавать также и ссылки на функции, но ввиду того, что ссылка после инициализации не может быть изменена, область применения ссылок на функции весьма узка.
Функцией высшего порядка higher order function называют функцию, принимающую в качестве параметров другие функции. Функции высшего порядка — одно из базовых понятий функционального программирования. Единственная форма функций высшего порядка в C — функции, принимающие указатели на функции. Язык C++ расширяет круг доступных форм функций высшего порядка, но в примерах ниже мы ограничимся возможностями C.
В качестве простого примера применения функции обратного вызова рассмотрим функцию, занимающуюся поиском набора корней уравнения f(x) = 0 на заданном отрезке. Сама функция будет работать по достаточно простому алгоритму (который, естественно, не гарантирует, что будут найдены все или даже какие-то из существующих на отрезке корней): предполагаем, что есть некая функция, способная найти один корень на отрезке, если он там есть (например, функция nsolve из примера выше). Теперь берём исходный отрезок поиска [a, b] и некоторое значение “шага” step и проходим по этому отрезку с этим шагом, проверяя участки [a + i step, min(b, a + (i + 1)step], i = 0, … пока не пересечём правую границу отрезка. На каждом участке проверяем, являются ли его границы корнями, и есть ли на нём корень (принимает ли функция f разнознаковые значения на границах). В последнем случае используем “решатель” вроде nsolve (переданный по указателю), чтобы найти корень. Каждый найденный корень — это событие, вызываем для него “обработчик” — функцию обратного вызова по указателю report.
Функция qsort является частью Стандартной библиотеки C. Стандартная библиотека C++ предлагает более удобную и эффективную функцию sort (определённую в заголовочном файле ), однако её рассмотрение выходит за пределы темы данного раздела.
Следующий пример является развитием примера со списком из предыдущего подраздела и использует бестиповые указатели, указатели на указатели и указатели на функции для управления “обобщённым” связанным списком в стиле C. Звенья такого списка могут содержать произвольные данные. Основное требование к звеньям списка — наличие в начале звена указателя на следующее звено, фактически каждый предыдущий указатель указывает на следующий.
Теперь сама программа, выводящая строки в обратном порядке, упрощается:
Впрочем, необходимо отметить, что сочетая такие приёмы со средствами C++, выходящими за пределы “чистого” C, вы рискуете нарваться на неопределённое поведение. Низкоуровневые средства требуют особой внимательности, так как компилятор в таких случаях не страхует программиста. В частности, в общем случае нельзя интерпретировать произвольный указатель как void* и наоборот без выполнения приведения типа. А это может произойти неявно, например, в примере выше мы полагаем, что указатель prev, указывающий на объект структуры Line совпадает с указателем на поле prev этого объекта.
Синтаксическая справка
Правило чтения сложных описаний типов
Конструкции, определяющие переменные или вводящие новые типы в языках C и C++, могут порой иметь довольно запутанный вид. Ниже дано правило, помогающее разобраться в смысле сложных конструкций.
Некоторые примеры “расшифровки” типов переменных:
Разница между typedef и using
В С++11 появилась возможность объявлять синонимы типов с помощью using-директивы в стиле инициализации переменных:
Типы, ассоциируемые с массивами
Пусть N — константа времени компиляции и дано определение
Типы, ассоциируемые с функциями
Пусть дано объявление