Что значит среднемагистральный самолет
Пассажирские самолеты
Самолеты, задача которых — перевозить как можно большее число людей на значительные расстояния, создавая им в полете надлежащий комфорт и обеспечивая их безопасность, называются пассажирскими (коммерческими или авиалайнерами).
Сегодня авиалайнеры можно разделить по дальности полета на ближне-, средне- и дальнемагистральные, а по числу размещаемых в салоне пассажиров на широко- и узкофюзеляжные. Неизменным остается одно: требование высокой экономичности, то есть способности принять на борт как можно большее число людей и доставить их по назначению при наименьших затратах.
AH-24 — любимец народа
Среднемагистральный пассажирский самолет (СССР)
Основной пассажирской машиной СССР в начале 1950-х годов был поршневой самолет Ил-14, созданный ОКБ С. В. Ильюшина в 1946 году. В конце 1957 года ОКБ О. К. Антонова предложили дополнить этот летный парк еще одним самолетом, вмещающим до 40 пассажиров и способным взлетать с небольших аэродромов с плохо подготовленными взлетными полосами.
К 1960 году на авиационном заводе в Киеве были собраны две такие машины. В апреле 1960 года одна из них поднялась в воздух. Самолет имел два турбовинтовых двигателя и мощное шасси с двумя колесами на каждой стойке. Собственно, это был первый советский пассажирский турбовинтовой самолет.
Серийные Ан-24 начали поступать в распоряжение «Аэрофлота» в 1962 году. 31 октября 1962 года началась регулярная эксплуатация самолета по маршруту Киев — Херсон. Впоследствии родилось множество версий этой машины.
С 1962 по 1979 год было выпущено около 1300 самолетов, включая «Сянь-У-7», который производился по лицензии в Китае. Из них примерно 100 до сих пор находятся в эксплуатации.
ИЛ-62 — пассажирский флагман советской авиации
Дальнемагистральный пассажирский самолет (СССР)
Если Ан-24 был своего рода «рабочей лошадью» советской авиации, то самолету, созданному в ОКБ С. В. Ильюшина несколько лет спустя, суждено было стать ее «лицом». В 1960 году это конструкторское бюро получило заказ на изготовление дальней пассажирской машины, не уступающей по комфорту и летным характеристикам западным образцам.
В самолете применили новые реактивные двигатели, которые разместили в хвостовой части. Это позволило уменьшить нагрузку на крыло и снизить уровень шума в салоне. Близкое расположение двигателей друг к другу дало возможность относительно безболезненно переходить на работу с одним из них при выходе из строя другого. Ил-62, оснащенный пока еще турбовинтовыми двигателями, впервые поднялся в воздух 3 января 1963 года.
Вскоре последовал полет в США с приземлением в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди. Главный инженер фирмы «Локхид» Р. Ормсби, основательно ознакомившись с машиной, сказал: « Это хорошо и искусно сработанная, практичная конструкция Русские, безусловно, испытывают заслуженную гордость за свой самолет, да он и стоит того». В 1967 году Ил-62 начал летать на рейсах Москва — Хабаровск и Москва — Монреаль.
В 1966-2004 годах было произведено 276 таких самолетов, из них 81 отправился в страны социалистического лагеря. Некоторые машины арендовали на долгий срок крупнейшие авиакомпании: «Эйр Франс», «КЛМ», «Джал». Сейчас в эксплуатации находятся 27 самолетов Ил-62, из них 14 — в России.
ИЛ-96 — пассажирский дальнобой от Ильюшина
Дальнемагистральный пассажирский самолет (СССР/Россия)
Появление Ил-62 на дальних авиалиниях не решило проблемы пассажирских перевозок: число людей, желавших летать самолетами, стремительно росло. В конце 1970-х годов появился самолет для авиалиний средней дальности Ил-86, ставший первой широкофюзеляжной отечественной машиной. Так называли самолеты, имеющие два прохода между пассажирскими креслами.
Вскоре «Аэрофлот» захотел получить такой самолет и для дальних авиалиний. ты по созданию Ил-96 развернулись в первой половине 1970-х годов. Были применены Т-образная схема хвостового оперения, новое крыло с измененным профилем и большей стреловидностью и новый экономичный двигатель.
В пассажирском салоне появилось мягкое рассеянное освещение, а отделка его интерьера стала изящнее. Каждое пассажирское кресло оборудовалось отдельным столиком, вентилятором, стереонаушниками и кнопкой вызова бортпроводника.
Новая навигационная система позволила уменьшить состав экипажа до трех человек. Машина впервые поднялась в воздух 28 сентября 1988 года. После этого начались долгие летные испытания. К ее эксплуатации приступили в 1993 году, уже в другом государстве.
В настоящее время построено 25 таких самолетов, 6 из которых входят в состав «Аэрофлота».
ТУ-134 — символ комфорта «Аэрофлота»
Среднемагистральный пассажирский самолет (СССР)
В 1960 году французы продемонстрировали Н. С. Хрущёву свой самолет SE-210 «Каравелла». Во время перелета в Москву советский ли дер был поражен тишиной и комфортом в салоне. По возвращении он вызвал А. Н. Туполева и долго с ним беседовал. Результатом стало постановление Совета министров СССР, вышедшее 1 августа 1960 года, о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А.
Машина должна была иметь крейсерскую скорость не меньше 900 км/ч, максимальную высоту полета не ниже 12 000 м и принимать на борт как минимум 40 пассажиров. В первой половине 1963 года такой самолет был готов.
29 июля он впервые поднялся в воздух. В том же году, после катастрофы британского авиалайнера ВАС-111, самолет решили доработать, однако 14 января 1966 года и он потерпел катастрофу. Последствия аварии устраняли до июля 1967 года. Результатом стало создание Ту-134, рассчитанного на 72 пассажирских места и способного поднять вес 45 т.
Два года спустя самолет получил международный сертификат на соответствие мировым нормам, в том числе и по шуму. На создание этой машины ушло, таким образом, около 10 лет. Однако у «Аэрофлота» появился самолет, который долгое время не знал себе равных по уровню комфорта и тишины в салоне.
В 1966-1989 годах было построено 852 таких самолета. Из них примерно 130 до сих пор находятся в эксплуатации.
ТУ-154 — легендарный долгожитель
Среднемагистральный пассажирский самолет (СССР)
В начале 1960-х годов туполевцы приступили к созданию пассажирской машины следующего поколения. На средних линиях «Аэрофлота» тогда летали Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Первый из них обладал наивысшей скоростью, второй имел самую большую дальность полета, а третий — наилучшие взлетно-посадочные характеристики.
Новый самолет должен был объединить в себе качества всех трех. К середине 1965 года сложился облик машины. По компоновке она напоминала Ту-134, однако в ней впервые было применено трехосное шасси, все основные системы дублировались, появилась и отдельная силовая установка для движения машины по земле.
Новая бортовая система управления позволяла пилотировать машину в автоматическом режиме на всех этапах полета. В 1968 году были изготовлены два таких самолета: один — для испытаний в воздухе, другой — для наземных. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года.
В 1972 году машина поступила в распоряжение «Аэрофлота» и совершила первый рейс по маршруту Москва — Минеральные Воды. Перед этим самолет около года использовали на почтовых авиалиниях. В 1980-е годы Ту-154 стали самыми массовыми на внутренних линиях СССР, а затем и России.
С 1970 по 1998 год было построено 918 машин. На экспорт отправилось 150 единиц. Сейчас в эксплуатации находятся около 100 таких самолетов.
ТУ-204 — первый инновационный авиалайнер России
Пассажирский самолет (Россия)
Во второй половине 1970-х годов вышло постановление Совета министров СССР о создании самолетов, способных составить конкуренцию западным машинам. В ОКБ Туполева приступили к проекту нового самолета Ту-204, которому предшествовали разработки Ту-164, Ту- 174, Ту-184 и Ту-194.
Долгое время решался вопрос о том, сколько двигателей применить на машине — два или три. Точку в споре поставил Совет министров постановлением от 11 августа 1981 года, которое определило: машине быть с двумя двигателями.
Впоследствии появились обе модификации: Ту-204-200 и Ту-204-300. В пассажирском салоне должно было разместиться до 214 человек. 2 января 1989 года самолет впервые поднялся в воздух.
В 1990 году машина была запущена в серийное производство. Испытания закончились спустя четыре года, уже в другой стране. С тех пор самолет не раз принимал участие в авиасалонах и выставках, проходивших в России, Франции, Великобритании, Германии, Индии, Иране и Таиланде.
С 1990 года построено 69 таких машин. Сейчас они летают из Москвы в Красноярск, Мурманск, Тюмень, Минеральные Воды.
ЯК-40 — из «трудяг» в VIP’ы
Ближнемагистральный пассажирский самолет (СССР)
Гражданская авиация нуждается не только в авиалайнерах, способных пролетать без посадки тысячи километров. Около 40% пассажиров перевозятся на куда меньшие расстояния. Для этих целей в СССР был создан Як-40, ставший первой пассажирской машиной ОКБ А. С. Яковлева. На проектирование и постройку этой машины понадобился всего один год. 21 октября 1966 года она поднялась в воздух.
Самолет Як-40 получился максимально простым, рассчитанным на летчиков и наземный персонал средней квалификации. За ним закрепились два прозвища: за небольшой размер и обильное дымление двигателей его прозвали «железным окурком», а за высокий расход топлива — «истребителем керосина». Тем не менее самолет отличался надежностью и безопасностью: мог, например, взлететь при отказе любого из трех двигателей и совершать горизонтальный полет только с одним из них.
В 1970 году машину начали поставлять на экспорт. СССР получал заказы на поставки Як-40 почти со всех континентов. Первым покупателем стала Италия, организовавшая показательный перелет машины из Рима в Австралию (за штурвалами находились советский и итальянский пилоты). Все прошло без каких-либо осложнений.
Всего было выпущено 1011 таких машин. Последняя вышла из сборочного цеха в 1981 году. Однако жизнь самолета на этом не оборвалась. К 1988 году на счету Як-40 было более 80 млн перевезенных пассажиров.
В 2006 году на внутренних российских авиалиниях летало еще 138 Як-40. Установка на небольшую машину трех реактивных двигателей обеспечила ей высокие взлетно-посадочные характеристики. Шасси с колесами необычно большого диаметра позволяет взлетать с грунтовых аэродромов. Срок службы одного самолета составляет 25 лет и, согласно недавно проведенным расчетам, может быть увеличен до 35.
ЯК-42 — «рабочая лошадка» аэрофлота
Ближнемагистральный пассажирский самолет (Россия)
Як-40 принес на ближние пассажирские авиалинии комфорт и скорость. Самолет Як-42 стал его развитием. В начале 1974 года проект этой машины, рассчитанной на 120 мест, был представлен в ЦК КПСС, где его одобрил лично Л. И. Брежнев. И уже к концу года первый самолет покинул сборочный цех.
В марте 1975 года машина поднялась в воздух. Все характеристики были на уровне, только крейсерская скорость показалась недостаточной. Из Министерства авиации поступило требование поднять ее примерно до 800 км/ч. После этого было решено отказаться от прямого крыла, примененного на Як-40 и обеспечивавшего хорошую подъемную силу. Крылу придали стреловидную форму.
Новый проект закончили довольно быстро — 22 декабря 1980 года состоялся первый полет с пассажирами. В отличие от тяжелого Ил-86, поступившего в эксплуатацию в это же время, Як-42 не требовал улучшения взлетных полос аэродромов и потому быстро приобрел популярность.
Однажды Як-42, предназначенному для ближних пассажирских перевозок, пришлось преодолеть без посадки расстояние от Москвы до Хабаровска. Тем самым он установил мировой рекорд для самолетов своего класса. Всего на счету этих машин было девять таких рекордов. Однако 28 июня 1982 года во время полета над белорусским городом Мозырем у самолета внезапно оторвался стабилизатор. Экипаж и все пассажиры погибли.
Полеты на Як-42 прекратились на полтора года. Его возвращение прошло тихо. Больше самолет не подвел ни разу, все последующие происшествия с ним случались лишь из-за ошибок экипажа.
В экспортном варианте машины впервые в отечественном пассажирском самолетостроении была предусмотрена двухместная кабина пилотов (обычно экипаж пассажирской машины состоял из трех-четырех человек). Автоматические средства управления позволили обойтись без бортинженера и штурмана. Для снижения шума на гондолах было установлено звукопоглощающее устройство. Двигатели, в отличие от Як-40, стали почти бездымными.
С 1977 по 2003 год было выпущено 183 таких самолета, из них примерно половина находится в эксплуатации и сегодня.
«АЭРОБУС А300» — первый европейский «Аэробус»
Среднемагистральный пассажирский самолет (Франция, Германия, Великобритания)
Франция и Западная Германия 28 мая 1969 года приступили к созданию европейского аэробуса — многоместного самолета, способного по комфортабельности салона и уровню обслуживания пассажиров превзойти заокеанские «Боинги».
Работы начались в сентябре 1969 года, и уже примерно через год был готов проект самолета под названием «Аэробус А300».
В качестве силовой установки применили американский двигатель фирмы «Дженерал Электрик». Крыло целиком спроектировала британская компания «Хокер Сиддли».
Первые два самолета получили обозначение А300-В1. Один из них поднялся в воздух 28 октября 1972 года. Примерно через год взлетел второй. После этого изготовили две машины А300-В2, предназначен
«АЭРОБУС А310» — первый дальнобой компании «Аэробус»
Дальнемагистральный пассажирский самолет (Франция, Германия, Великобритания)
Работу над новой машиной в авиакомпании «Аэробус» начали вести одновременно с созданием А300. Этот аэробус предполагалось сделать компактнее первого, укоротив фюзеляж и уменьшив кабину пилота.
Самолет получил и новое крыло, разработанное британской фирмой BAE, с меньшим размахом и площадью, а также новое хвостовое оперение. Кабину пилотов оснастили современным цифровым оборудованием.
А310 был запущен в производство в июле 1978 года, а 3 апреля 1982 года прошел первый полет. В марте следующего года состоялась его сертификация. В апреле две авиакомпании — немецкая «Люфтганза» и шведская «Свисс Эйр» — начали эксплуатацию самолета. Его главная версия стала называться А310-200.
Вскоре появилась машина с увеличенной дальностью А310-300, которую оснастили дополнительным топливным баком. Этот самолет поднялся в воздух 8 июля 1985 года. Его первым владельцем вновь стала шведская «Свисс Эйр».
Машины, принадлежащие американской авиакомпании «Уорд Эйрвэйс», начали совершать регулярные перелеты через Атлантический океан.
«АЭРОБУС А320» — первый максимально компьютеризированный «Аэробус»
Среднемагистральный пассажирский самолет (Западная Европа)
К выпуску следующей машины европейские авиаконструкторы приступили в 1980-х годах. Десятилетием раньше британская компания ВАС, западногерманская МВВ, шведская SAAB и испанская CASA организовали рабочую группу «Европлейн» для исследования узкофюзеляжных самолетов.
Параллельно собственные работы вела французская компания «Эйр-бас Индастри». Их результатом стало создание проектов машин SA1, SA2 и SA3, где SA значило sirigleaisle — «узкофюзеляжный». Объединив усилия, стороны решили использовать самолеты SA1 и SA2 для дальнейшей разработки.
В феврале 1981 года первый из них получил обозначение А320- 100, а второй — А320-200. Официально о создании самолета А320 было объявлено в марте 1984 года. Машина поднялась в воздух 22 февраля 1987 года.
Через год самолет получил европейский сертификат, а затем и американский. В марте 1988 года первый из них был принят в эксплуатацию компанией «Эйр Франс».
А320 стал первым в мире пассажирским самолетом, оснащенным электродистанционной системой управления. Его горизонтальное оперение изготовлено испанской фирмой CASA целиком из новых композиционных материалов — пластиков, составленных на основе двух компонентов.
Кабина оснащена новейшей электронной системой французской фирмы TOMCOHCSF — вся информация о полете отображается на шести цветных дисплеях.
Начиная с 1987 года было собрано свыше 5000 таких самолетов. Из них 4467 эксплуатируются и сегодня.
«АЭРОБУС А340» — самолет для межконтинентальных перелетов
Дальнемагистральный пассажирский самолет (Западная Европа)
Число заказов на «Аэробусы» превысило все ожидания изготовителей. Росли и аппетиты международного консорциума. Появилась идея создания еще большей машины, рассчитанной примерно на 200 мест и способной совершать сверхдальние перелеты.
Новая машина начала изготавливаться в двух вариантах: А340-200 и А340-300. Отличались они, прежде всего, числом пассажиров, распределенных по трем классам — первому, деловому и экономичному. Первый самолет мог вместить 262 человека, второй — 295. Машина получила усиленное крыло по сравнению с прежними моделями, более мощное шасси и дополнительные топливные баки. При этом расход двигателей уменьшился благодаря применению специальной электронной системы, регулирующей подачу топлива.
В конструкции широко использовались композиционные материалы, что позволило снизить ее массу. В 1993 году эта машина модификации «200» совершила кругосветный перелет со взлетом и посадкой в Ле-Бурже и единственной остановкой для дозаправки в Окленде (Новая Зеландия).
К концу сентября 2010 года было продано 374 таких самолета. Появились модификации «300», «500» и «600». Первая модель «200» вскоре была снята с производства.
«АЭРОБУС А380» — девятьсот человек в воздухе
Дальнемагистральный пассажирский самолет (Западная Европа)
В начале XXI века концерн «Эйрбас» вышел в лидеры мирового самолетостроения, получив к 2008 году половину всех заказов на поставку пассажирских машин. На данный момент у «Эйрбаса», родившегося из скромной авиакомпании из Тулузы (Франция), появились дочерние подразделения в Китае, Японии и США, а штат работников насчитывает 52 тысячи сотрудников.
Венец творения «Эйрбаса» — А380. Введенный в эксплуатацию в 2007 году, он стал наиболее просторной и одновременно самой экономичной пассажирской машиной в мире. Программа по созданию А380 началась в декабре 2000 года. По низким уровням шума и воздействия выхлопных газов на атмосферу он также не имеет себе равных. Самолет унаследовал от предшественников электродистанционную систему управления. Однако пилотам, даже уже летавшим на дальних авиалиниях, чтобы получить допуск на управление аэробусом, требуется пройти специальную переподготовку.
Отдельные узлы А380 изготавливаются в трех французских и трех немецких городах. Окончательная сборка машины проходит в Тулузе. Секции фюзеляжа доставляются на сборку по реке, а затем поездами. Двигатели для самолета делает британская фирма «Роллс-Ройс». Поучаствовала и Россия, поставив для самолета прокат из титановых сплавов.
Первый испытательный полет А380 совершил 27 апреля 2005 года в Тулузе. 19 марта 2007 года самолет пересек Атлантический океан. Огромный авиалайнер компании «Люфтганза», взлетев с франкфуртского аэродрома, затратил на полет примерно восемь часов и приземлился в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди.
На июнь 2011 года 50 «Аэробусов А380» эксплуатировали шесть авиакомпаний.
«БОИНГ 727» — реактивный бестселлер
Среднемагистральный пассажирский самолет (США)
История создания этой машины относится к временам, когда число желающих летать росло намного быстрее, чем количество мест в самолетах. Самым простым решением было увеличение длины фюзеляжей авиалайнеров. Однако это требовало и удлинения взлетно-посадочных полос.
В конце 1950-х годов руководство компании «Боинг» поставило перед конструкторами задачу создать машину, способную вместить достаточно большое число людей и при этом взлетать с аэродромных полос средней длины. На подготовку эскизного проекта пришлось затратить около трех лет. Было рассмотрено свыше 70 вариантов.
В итоге самолет получил новую форму крыла, которая была одной из самых совершенных для своего времени. Помимо трех двигателей, расположенных в хвостовой части фюзеляжа, появилась вспомогательная силовая установка, позволявшая готовить машину к полету независимо от аэродромных служб.
В августе 1960 года эта конструкция была одобрена, 9 февраля 1963 года «Боинг 727» впервые поднялся в воздух. Год спустя началась его эксплуатация фирмой «Истерн Эйрлайнз», которая была приятно удивлена неприхотливостью машины в обслуживании, а также ее экономичностью.
Однако к лету 1964 года общий объем заказов едва превысил 200 штук. Компания «Боинг» решила изготовить удлиненный вариант самолета, получивший обозначение «727-200», в отличие от первого — «727-100». У покупателей самолетов появилась возможность выбирать, что им важнее: большая дальность полета с малым числом пассажиров и огромными запасами топлива или наоборот. После этого число заказов пошло вверх, к концу 1967 года превысив 500.
Последний самолет этой модели изготовлен в 1984 году. К тому времени их количество достигло 1832, причем подавляющее большинство заказов приходилось на машины с удлиненным фюзеляжем. К середине 2010 года в эксплуатации находились еще около 300 таких самолетов, работавших на авиалиниях стран Азии, Африки и Латинской Америки.
«БОИНГ 737» — самолет, который можно встретить везде
Среднемагистральный пассажирский самолет (США)
В 1962 году фирма «Боинг» приступила к исследованиям на предмет создания небольшого самолета для местных авиалиний. Машина должна была составить конкуренцию британскому ВАС-111.
Проект начал реализовываться в 1965 году. С учетом опыта создания предыдущего «Боинга» были запущены сразу две модификации: 737-100» и 737-200 с удлиненным фюзеляжем. Самолет 737-200 оказался более популярным и производился до 1988 года. По сравнению с «Боингом 727» его экипаж сократился до двух пилотов: здесь не требовался бортинженер. Гондола с двигателем получила новую сигарообразную форму.
Первый полет «Боинг 737» совершил 9 апреля 1967 года. Год спустя его ввела в эксплуатацию фирма «Люфтганза». Самолеты «737-100» не имели такого успеха, как модификация «200». Она стала базой для создания модели «737-300», а затем и модификаций с «400» по «900», которые выпускаются до настоящего времени. На сегодня изготовлено около 7000 таких машин.
«БОИНГ 747» — первый пассажирский двухпалубник
Дальнемагистральный пассажирский самолет (США)
В середине 1960-х годов рост авиаперевозок составлял примерно 15% в год. Большая их часть приходилась на маленькие машины, поскольку больших катастрофически не хватало. В начале 1965 года компания «Пан Америкэн» заключила с фирмой «Боинг» предварительный договор на постройку, как тогда говорили, «летающего слона».
Первые эскизы машины появились в августе 1965 года. Возникла идея: вместо привычного удлинения фюзеляжа сделать машину двухпалубной, однако настораживала высота самолета, который не мог войти ни в один ангар. Тем не менее в январе 1966 года был построен деревянный макет машины в натуральную величину. Ее вместимость достигла 435 мест, а впоследствии увеличилась до 500.
В апреле 1966 года был подписан контракт с «Пан Америкэн» на поставку 25 самолетов. Возникла новая проблема: оказалось, что для постройки авиалайнера нет подходящих предприятий. Пришлось возводить специальный завод в городе Эверетт штата Вашингтон. Строительство обошлось «Боингу» в 250 млн долларов.
К 1966 году, когда совет директоров фирмы дал согласие на запуск машины в серийное производство, на нее уже поступило 35 заказов. В сентябре 1968 года «Боинг 747» был собран.
Первый полет прошел успешно в 1969 году, однако испытания «Боинга» еще не были полностью завершены. Тем не менее приближался авиасалон в Ле-Бурже, и правительство США непременно хотело послать туда эту машину. Президент компании советовал летчику сажать машину при первой возможности, если возникнет необходимость. К счастью, самолет благополучно долетел до Парижа и произвел там фурор.
В 1970 году эти самолеты начали совершать регулярные рейсовые полеты. В начале 1970-х годов руководство «Боинга» пришло к идее разработать на его основе «слоненка» — укороченный вариант на 200-250 мест, но с еще большей дальностью полета. Эта модификация получила обозначение «747SP».
Впоследствии появились модификации «200», «300», «400». Последняя стала самой популярной машиной этого семейства. На ноябрь 2011 года было построено 1446 самолетов «Боинг 747», и их производство продолжается.
«БОИНГ 757» — боинг с двигателями от «Роллс-Ройса»
Среднемагистральный пассажирский самолет (США)
Вначале 1978 года компания «Боинг» решила создать новое семейство самолетов с использованием прогрессивных технологий. К нему относится «Боинг 757» — самолет малой и средней дальности, рассчитанный на 224 места. Благодаря применению новой формы крыла и новых турбовентиляторных двигателей он стал одной из самых экономичных пассажирских машин своего класса. Заказы на самолет поступили в августе 1978 года.
В отличие от прежних «Боингов», 757-й почти на 40% состоял из агрегатов, изготовленных другими компаниями. Впервые в истории американской авиации у самолета был импортный двигатель — британской фирмы «Роллс-Ройс». Управление вел бортовой компьютер, а другой компьютер фиксировал летные данные.
Экипажу оставалось, в сущности, только следить за этими системами. Первый полет «Боинг 757» совершил в феврале 1982 года. К началу 1990-го были получены заказы на 632 машины. К 2004 году, когда закончилось производство этой модели самолета, было выпущено 1050 экземпляров.
«БОИНГ 767» — основной конкурент А310
Дальнемагистральный пассажирский самолет (США)
Этот самолет с пассажирским салоном для 200 пассажиров должен был занять место на рынке между стареющим «727-200» и DC-10, выпускаемым фирмой «Макдоннел-Дуглас». Компания оценивала потребность в таких машинах в 900-1000 экземпляров. В июле 1978 года «Боинг» официально приступил к созданию самолетов, получивших обозначение «767».
Основным конкурентом машины к этому времени стал европейский «Аэробус АЗ 10». Поэтому самолет начали изготавливать сразу в трех вариантах: «767-100» и «767-200» на 190 и 220 мест соответственно (с двумя двигателями), а также «767MR» для дальних авиалиний (с тремя двигателями). Победил вариант «767-200», с которого и началось производство.
Первый полет машина совершила 26 сентября 1981 года. Через два года летных испытаний самолет получил сертификат. Его первым заказчиком стала компания «Юнайтед Эйр-лайнз», которой он был передан в середине августа 1983 года.
«Боинг 767» по экономичности и использованию передовых технологий превзошел многие машины предыдущих лет. Впоследствии на его базе были созданы модификации «300» с удлиненным фюзеляжем, «300ER» с увеличенной дальностью полета и «400ER», фюзеляж которого стал еще больше.
На сегодня построено 317 таких машин, и они до сих пор находятся в производстве.
«БОИНГ 777» — последняя пассажирская новинка от «Боинга»
Дальнемагистральный пассажирский самолет (США)
«Боинг 777» стал первым в мире коммерческим авиалайнером, целиком созданным на компьютерах. За все время работы над ним не было выпущено ни одного бумажного чертежа. Сборка машины проводилась также на ЭВМ. Это позволило избежать ошибок при проектировании.
Вначале новый самолет с увеличенной дальностью полета и большей вместимостью пытались сделать на основе «Боинга 767», удлинив ему фюзеляж и укрепив крыло. Однако заказчики требовали машину с более просторным салоном, как у «Боинга 747», и более экономичную. В результате в 1990 году руководство компании объявило о создании нового самолета. При этом значительную часть работ передали японским фирмам.
В конструкции машины применены самые передовые решения, в том числе электродистанционная система управления. Двигатель по размерам всего на 30 см уже, чем ширина всего салона «Боинга 737», а размах крыла больше, чем длина первого перелета братьев Райт.
Машина впервые поднялась в небо 12 июня 1994 года, а в апреле 1995 года прошла сертификацию. В 1997 году «Боинг 777» модификации «ER» совершил кругосветный перелет со взлетом и посадкой в Сиэтле и единственной остановкой в Куала-Лумпуре. На полет ушло около 42 ч, тем самым был превзойден рекорд европейского «Аэробуса А340», установленный в 1993 году.
К марту 2012 года произведено около 1000 таких машин, и они продолжают выпускаться.
«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС DC-10» — самолет с плохой «кармой»
Дальнемагистральный пассажирский самолет (США)
В начале 1960-х годов фирма «Дуглас» вместе с компаниями «Локхид» и «Боинг» участвовала в конкурсе на создание лучшего транспортного самолета для ВВС США. Выиграл в этом соревновании «Локхид», имевший давние связи в военных кругах. Однако проигравшие сумели превратить свое поражение в победу.
Обе фирмы использовали накопленный опыт для создания широкофюзеляжных пассажирских машин. «Боинг» приступил к постройке «летающего слона», самолета «747». Конкуренты пожелали пойти еще дальше. Новый самолет компании «Дуглас» должен был вмещать 600-650 пассажиров (правда, впоследствии это число сократилось до 380). Кроме того, в 1967 году произошло объединение этой фирмы с компанией «Макдоннел» — в одиночку было трудно противостоять набирающему силу «Боингу».
Самолет DC-10 получил третий турбореактивный двигатель, который разместился в хвосте, в самом основании киля. Это стало отличительной чертой машины. Первый полет лайнер совершил 29 августа 1970 года. К тому времени «Макдоннел-Дуглас» уже имел на него 237 заказов. Год спустя самолет был сертифицирован и поступил в эксплуатацию под обозначением DC-1010. Впоследствии появилось множество модификаций: «10CF», «15», «20», «30», «30CF», «40», «50».
Самолет выпускался в 1971-1989 годах, всего было изготовлено 386 машин. Последние DC-10 до сих пор эксплуатируются, в том числе и российскими авиакомпаниями — «Аэрофлот», «КрасЭйр», «Трансаэро».
«СААБ 2000» — турбовинтовой швед
Ближнемагистральный пассажирский самолет (Швеция)
«СААБ 2000» является одним из самых быстрых пассажирских турбовинтовых самолетов в мире. По сути, это удлиненная версия хорошо зарекомендовавшего себя «СААБ 340», но с новыми двигателями компании «Роллс-Ройс» и глубоко модернизированной конструкцией.
История разработки «СААБ 2000» началась так: 15 декабря 1988 года шведская фирма «СААБ» получила заказ от швейцарской авиакомпании «Кросс Эйр» на поставку 25 самолетов. Эскизный проект был завершен уже к концу 1989 года.
К дальнейшей работе привлекли различные европейские фирмы. Испанская CASA занималась проектированием и изготовлением крыла. Финская «Валмет» целиком создавала хвостовое оперение. Британская «Вестлэнд» делала заднюю часть фюзеляжа. Для оснащения кабины пилотов был применен американский комплекс бортового электронного оборудования «Коллинз Пролайн». Особая система шумоподавления обеспечивала тишину в салоне.
Машина совершила первый полет 26 марта 1992 года. Позднее «СААБ 2000» дважды летал в Испанию при высокой температуре и сложных погодных условиях. В 1993 году самолет прошел сертификацию.
Первоначально планировалось выпустить 400 таких самолетов, однако было произведено только 63. Из них 54 продолжают летать на европейских авиалиниях, в том числе используются российской авиакомпанией «Полет».
«ФОККЕР-100» — летучий голландец
Среднемагистральный пассажирский самолет (Нидерланды)
«Фоккер-100» является удачным наследником популярного авиалайнера F28-400. В начале 1980-х годов компания «Фоккер» пришла к выводу, что Европе нужен самолет, рассчитанный не меньше чем на 100 мест. При разработке ставилась задача добиться снижения расхода топлива по сравнению с другими европейскими машинами.
Новый лайнер получил усовершенствованное крыло, а при выборе между турбовинтовым и турбореактивным двигателем фирма предпочла второй, он позволял выявить все достоинства крыла. Вскоре к разработке подключились немецкая «Дойче Аэроспейс» и британская «Шорт». Летные испытания начались 30 ноября 1986 года.
В конце ноября 1987-го самолет прошел сертификацию в Нидерландах, а два года спустя — в США. В конце февраля 1988 года были осуществлены его первые поставки. «Фоккер-100» был оснащен американским цифровым электронным комплексом «Коллинз Пролайн», который выводил информацию о происходящем на борту и за его пределами на шесть цветных мониторов.
Турбореактивные двигатели разработала компания «Роллс-Ройс». Машина выпускалась до 1996 года, было изготовлено 283 экземпляра.
«БОМБАРДЬЕ CRJ-200» — комфортабельный канадец
Среднемагистральный пассажирский самолет (Канада)
Этот самолет — творение канадской компании «Бомбардье Аэроспейс», точнее, фирмы «Канадэйр», которая теперь входит в ее состав. CRJ-200 — это модернизированный вариант самолета CRJ-100, который был выпущен до их слияния. Для увеличения аэродинамического качества конструкции носовая часть фюзеляжа «Бомбардье CRJ» сильно заострена.
Отличительной чертой CRJ- 200 является наличие вертикальных законцовок на крыле, а 52-местный комфортабельный салон оборудован удобными кожаными креслами. Дебютный полет CRJ- 200 состоялся 10 мая 1991 года. В конце июля 1992 года самолет прошел сертификацию в Канаде, а затем — в США и Европе.
Он летает и на европейских авиалиниях, в том числе используется российскими авиакомпаниями «Ак Барс» и «ИрАэро». До настоящего времени построено 1724 таких самолета, их производство продолжается.