Что значит современность в музыке 8 класс

Конспект урока музыки в 8-м классе по теме «Что значит современность в музыке?» (урок обобщения и систематизации знаний обучающихся)

Разделы: Музыка

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».

Оборудование и наглядные пособия:

Музыкальная драматургия урока:

Ход урока

I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).

II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»

Слайд № 2 (Проблемные вопросы)

1) Постановка проблемных вопросов:

2. Проверка домашнего задания:

I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)

Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).

Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

После размышлений, вывод делают сами школьники.

3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)

Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)

Возможные вопросы:

Глубокие корни – долго живут в народе… почему.

— Что отражается в народных песнях?

(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)

— Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?

(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

— Почему так долго живут народные песни?

(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).

Слайд № 6 (народная песня сегодня)

— Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!

Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).

— В чём сила? Почему волнует наши чувства?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

4) Слайд №8 (проблемные вопросы)

— Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?

— Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №10 (портрет И.С. Баха)

— Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).

— Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)

Размышления.

— Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?

Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.

— Что позволило сделать такой вывод?

— Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)

— Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)

Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).

Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)

Возможные вопросы:

1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).

— Как вы понимаете эти слова?

6) АРТ-РОК.

— Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?

Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.

Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.

Вывод делают сами ребята.

III. Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»

V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

Источник

Урок музыки в 8 классе «Современность в музыке»

Выбранный для просмотра документ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ- открытый урок.ppt

Что значит современность в музыке 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Современность в музыке

Антонио Вивальди (1678–1741) (Antonio Vivaldi) итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог.

Схожесть творческой судьбы Вивальди и Баха: Связаны с педагогической деятельностью, обязующей сочинять музыку для своих учащихся. В последние годы жизни считались «устаревшими» и были забыты последующими поколениями Возрождение музыки было почти одновременным (середина в19 века)

Венеция.Площадь Cв. Марка. Каналетто, около 1723 г.

«Времена года» 4 скрипичных концерта: 1. Весна 2. Лето 3.Осень 4. Зима Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки.

Каждой части концерта предшествует сонет неизвестного поэта: 2 концерт. «Лето». 1 ч. Alleqro non molto. «Под жестокими лучами палящего солнца человек слабеет, стадо разбредается. Кукует кукушка, дует лёгкий ветерок…и плачет пастух, ибо страшится судьбы своей» 2 ч. Adagio «Не даёт уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом…» 3 ч. Allegro «Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает».

Гравюра де ла Каве, 1723г.

В большей части своих исполнений она использует скрипку Guadagnini, изготовленную в 1761 году и выкупленную на аукционе родителями. Не менее знаменита её белая электроскрипка Zeta Jazz Model. Ванесса Мэй

Ванесса Мэй Вторая жизнь классической музыки

Выбранный для просмотра документ Творческие уроки, конспект.8 класс doc.doc

8-й КЛАСС. I СЕМЕСТР.

Что значит современность в музыке?

Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.

Задачи образовательные: формирование понятий «современность в музыке», «качество музыки», умение определять в дальнейшем звучание концерта «Времена года» А.Л. Вивальди; расширение знаний о творчестве Вивальди, эпохе барокко.

Задачи развивающие: развитие образной памя­ти на классическую музыку, в частности на стиль музыки эпохи барокко; логического ассоциативного мышления; гибкости и быстроты мышления; овла­дение вокально-хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразитель­ного исполнения. Межпредметные связи (мировая художественная культура, история).

Задачи воспитывающие: воспитание личност­ной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Оборудование и музыкальный материал: компьютер, мультимедийные слайды, музыкальный центр, записи концерта «Времена года» А.Л. Вивальди как в оригинале, так и в обработке Ванессы Мэй. Ноты песни А. Городницкого «Атланты».доска, мел.

объяснение нового материала в форме творческих заданий;

закрепление изученного материала;

Виды деятельности учащихся:

выполнение творческих заданий;

Методы обучения: обобщение; словесный; на­глядно-слуховой; анализ; стимулирование музы­кально-творческой деятельности через создания проблемно-поисковых ситуаций.

I . Приветствие в форме вокализации учителем: «Здравствуйте, ребята» и двухголосного ответа уча­щихся: «Здравствуйте».

Учитель. Вы уже имеете большой опыт общения с музыкой, поэтому вам будет несложно определить эпоху или имя ком­позитора следующего произведения и проанализировать его образный строй, характер и те мысли, которые хотел этот композитор донести до нас.

П. Слушание скрипичного концерта «Лето»,ч.3 ( allegro ) А.Л. Вивальди (3 минуты).Показ слайда №2.

Учитель. Итак, на какую известную вам эпоху указывает стиль музыкального произведения?

Учащиеся. Эпоху барокко.

Учитель. Почему вы так решили?

Учащиеся. Потому что звучат скрипки; мелодия ярко выражена, полифо­нический характер звучания.

Учащиеся дают различные ответы, на основании которых учитель, несколько корректируя, делает вывод о том, что музыка Вивальди глубоко человечная, полная небывалой до него в музыке эмоциональной силы, вступала в резкое противоречие с господствующими в ту пору сухими нормами средневековой церкви.

Почти современники (Бах был моложе Вивальди всего на семь лет), они были во многом схожи в творческой судьбе. Показ слайдов с подборкой сведений о жизни Вивальди(№№4-8).

Учитель рассказывает материал о строении концерта. Показ слайда № 10.

Учитель. Вам сложно было воспринимать му­зыку Вивальди, понятна она вам?

Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.

Учитель. Значит, можно сделать вывод, что мы, со­временные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. Многие современные музыканты обращаются к творчеству классиков, переосмысливая его заново, делая его понятным для современного слушателя. В середине 80-х годов уже делались попытки «осовременить» классиков. некоторые из них с треском провалились. Сегодня мы познакомимся с творчеством скрипачки Ванессы Мэй. Показ слайда№ 11-12. Краткие сведения. Итак, «вторая жизнь классической музыки в творчестве Ванессы Мэй».

Учитель. Итак, что изменилось в музыке Вивальди в обработке Ванессы Мэй?

Учащиеся. Да. Добавилась современная ритмическая установка, усилилась роль ударных инструментов.

Учитель. Изменился стиль музыкального произведения?

Учащиеся. Музыка стала ближе к современной музыке. Добавились шумовые эффекты – звук удара, напоминающей то ли стук открытой форточки во время грозы, то ли раскат грома. Осталась неизменной форма и мелодия Вивальди, смысл музыкального произведения. Осталась солирующая скрипка.

В связи с этим предлагаю вам письменно выполнить сле­дующее задание: составить логическую цепочку или несколько ее вариантов для ассоциативного перехода через три-четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Вивальди». Возможна обратная последовательность: «Вивальди — современность». Показ слайда № 13 с заданием.

Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.

Приведем несколько ответов:

Вивальди — чувства; чувства — восприятие; восприя­тие — действительность; действительность — совре­менность.

Учитель. Исходя из ваших вариантов логиче­ских цепочек мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдаленность Вивальди и его музыки от нас, мы можем рассматривать этого ком­позитора как актуального, современного, воспиты­вающего вечные, глубокие темы жиз­ни, счастья, красоты природы, человеческого достоинства, силу духа.

Теперь учитель предлагает послушать песню автора-исполнителя А. Городницкого «Атланты». Постарайтесь определить её общее настроение и идею.

III . Слушание песни в исполнении учителя. Показ слайда №14-15 с нотами и словами. (4 мин).

Учащиеся после прослушивания обмени­ваются впечатлениями, характеризуют песню как светлую, но тревожную, добрую, душевную, воспе­вающую идею стремления к миру, счастью.

Приёмы разучивания: вокализация на «ду» (выявляем особенности строения фраз и мелодии, кульминации. (7 ми­нут). Исполнение 1,2,3 куплетов.

Диагностика: чтобы сделать вывод о знани­ях, полученных на сегодняшнем уроке, учитель просит на листочке каждого учащегося самостоятельно дать ответ на вопрос нашего урока: «Что значит совре­менность в музыке?». Желательно, чтобы были при­ведены примеры. (Листочки собираются для оцени­вания.)

VI . Домашнее задание: написать в тетради, ка­кие композиторы прошлого и их произведения, на ваш взгляд, современны и на сегодняшний день.

Источник

Разработка урока музыки на тему «Что такое современность в музыке?» (8класс)

Разработка урока музыки в 8 классе

Тема: «Что значит современность в музыке?»

Цель: Обобщить представления учащихся о понимании современности в жизни, обществе, искусстве, музыке.

— Дать первоначальное представление о понятии современность.

— Научить различать музыкальную стилистику и жанровую направленность композиторов.

— Формирование эстетического вкуса учащихся и уважения к музыкальному наследию.

— Воспитание интереса к классической и современной музыке.

3. Развивающие: Развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.

Тип урока: Обобщение знаний

Ход урока 1.Организационное начало урока (музыкальное приветствие)

2. Актуализация знаний учащихся.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

— воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности;

регулятивные : продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные : продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

— узнавать характерные черты «лёгкой» и «серьезной» музыки;

— наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

— извлекать информацию и делать логические выводы;

— ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

— Я хочу вам предложить послушать песню в исполнении О. Газманова, вы попробуйте проанализировать её с художественной точки зрения.

( звучит композиция О. Газманова «Нарисовать мечту», учащиеся высказывают своё мнение, делятся впечатлениями).

( Пение по фразам, анализируем особенности ритма, прохлопываем ритм, проговариваем текст в ритме ).

— В чем смысл песни О. Газманова? ( о мечте, о добре, чувствах человека, тема вечная).

— В чем проявляется современность звучания песни? ( ритм, аранжировка, интонации, смысл).

— Мы все разные, а что нас объединяет? Какая сила способна объединить людей? ( любовь к искусству, музыке, какая-то идея).

— Какое произведение доказывает эту мысль?

(Учитель играет мелодию из финала Симфонии № 9 Л. Бетховена, учащиеся называют).

Звучит фрагмент финала симфонии №9 Л. Бетховена.

У:- Да, идея объединения, мира, актуальна особенно сейчас. Когда мир так хрупок.

— Можно ли прожить в современном мире без музыки?- Какая музыка нас окружает? ( существует много направлений ). Мы – современники? Почему? ( живём в современном мире ).

— Что значит современная музыка?

У:- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?

( Звучит произведение И.С.Баха « Токката и фуга» ре минор )

Вопросы после прослушивания:

У:- Какой композитор является автором музыки? (И.Бах)

Что вам известно об этом композиторе? (ответы)

Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? ( музыка И.Баха серьезна, правдива )

Л.Рохлин: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений». Вы согласны с этим высказыванием? Почему?

— Кто этот композитор? Чем удивительна судьба этого человека? Фрагмент какого произведения звучит? (играю на фортепиано фрагмент Сонаты №14 «Лунная» Л.Бетховена).

— Кому посвятил композитор своё произведение?

— А как соната прозвучит сейчас? ( слушание Сонаты №14 в современной обработке ). ( Ответы ).

— Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

— Может ли быть классической современная музыка? Какую музыку мы называем классической? (образцовую).

Вывод: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о переживаниях, о самом дорогом в жизни каждого человека во все времена.

— Что имел в виду Д. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)

Сегодня на уроке мне понравилось то, что…

Я не соглашусь с теми, кто считает …

Теперь я знаю точно, что …

Ребята, вы хорошо поработали и заслуживаете отличных отметок.

Источник

Презентация по музыке «Современность в музыке»

Что значит современность в музыке 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современность в музыке

На вопрос о том, что такое современность в музыке, ответить непросто. Конечно, можно сказать, что это композиции, написанные в последние десятилетия. С другой стороны, многое из музыки, которую слушали в конце двадцатого века, уже считается устаревшим И, наоборот, смелые идеи композиторов прежних эпох, как, например, Дебюсси, Прокофьева или Мусоргского, становятся примерами для подражания. Каждая нынешняя субкультура и группы ее фанатов имеют собственную музыку, которую считают современной. Некоторые аналитики полагают, что в такой форме выражается коллективное бессознательное общества. А наиболее сильно социальные настроения выявляются в популярной музыке.

Но какое бы определение мы ни приняли, остаются многие вопросы, на которые трудно ответить. Например, если говорить о том, что такое современность в музыке, остается непонятным, каково здесь место классики. Сейчас очень моден стиль » этно «. Но значит ли это, что песни разных народов, написанные в незапамятные эпохи, могут тоже быть современными? Ведь такие мелодии становятся основой для многих композиций наших дней. И можем ли мы считать людей, которые сочиняли музыку в прошлом, своими современниками?

Если мы проанализируем эти вопросы, то увидим, что искусство, в том числе и то, которое приносит наслаждение нашим ушам, направлено к чувствам и душе. Поэтому многое в хорошей музыке является универсальным. Она воздействует на нас, словно потрясение, может увлечь, побудить действовать, заставить плакать или радоваться. Это значит, что классика и современность в музыке вовсе не являются противоположностями.

Источник

Как мы понимаем современность

Что значит современность в музыке 8 класс

Как мы понимаем современность

Содержание:

Художественный материал:

Поэзия:

Музыка:

Живопись:

Характеристика видов деятельности:

Что же такое «современность» в музыке?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения.

Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда-то этот процесс происходил очень интенсивно, когда-то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно-техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты.

Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл.

Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера?

Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.

Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».

Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё же данное им самим название, а также характер музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.

Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это сочинение, старались привнести в его трактовку какие-нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре. Некоторые описывали движение поезда по безграничным просторам степей (вероятно, желая дополнить промышленный пейзаж дыханием живой природы), некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов.

Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на «присущее человеку стремление одухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора».

Такое стремление порой обнаруживает себя и в произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу воспевания каких-либо сугубо технических достижений прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были исключительно популярны; создавались многочисленные поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции, посвящённые производственной теме (даже великий Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в 1931 году).

Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты воспевания нуждались именно в такой, возвышенно-романтической трактовке.

Примером может послужить стихотворение пролетарского поэта Михаила Герасимова «Песнь о железе», написанное в 1917 году. Вот несколько фрагментов из этого стихотворения:

В железе есть осень,
Холодная просинь
В заржавленных ветках сосны,
Есть знойное лето,
Миражем одето,
Горячим цветеньем весны.

Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот сугубо «технический» автор (в другом своём стихотворении он пренебрежительно противопоставлял «разнеженной» живой природе мужественное дымное небо на заводе и «железные цветы» производства) строка за строкой воспевает нежность, любовь, алые закаты и другие «несовременные» чувства и картины. Разве они не милы его сердцу, если именно эти образы становятся для него высшим аргументом в пользу высокой красоты железа.

Вопросы и задания:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *