Что значит современность в музыке 8 класс
Конспект урока музыки в 8-м классе по теме «Что значит современность в музыке?» (урок обобщения и систематизации знаний обучающихся)
Разделы: Музыка
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Оборудование и наглядные пособия:
Музыкальная драматургия урока:
Ход урока
I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1) Постановка проблемных вопросов:
2. Проверка домашнего задания:
I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).
Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
После размышлений, вывод делают сами школьники.
3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
Возможные вопросы:
— Глубокие корни – долго живут в народе… почему.
— Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
— Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
— Почему так долго живут народные песни?
(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
— Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
— В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
4) Слайд №8 (проблемные вопросы)
— Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
— Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
— Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
— Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
Размышления.
— Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.
— Что позволило сделать такой вывод?
— Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
— Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)
Возможные вопросы:
1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
— Как вы понимаете эти слова?
6) АРТ-РОК.
— Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III. Вокально-хоровая работа.
IV. Итог урока.
Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Урок музыки в 8 классе «Современность в музыке»
Выбранный для просмотра документ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ- открытый урок.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Современность в музыке
Антонио Вивальди (1678–1741) (Antonio Vivaldi) итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог.
Схожесть творческой судьбы Вивальди и Баха: Связаны с педагогической деятельностью, обязующей сочинять музыку для своих учащихся. В последние годы жизни считались «устаревшими» и были забыты последующими поколениями Возрождение музыки было почти одновременным (середина в19 века)
Венеция.Площадь Cв. Марка. Каналетто, около 1723 г.
«Времена года» 4 скрипичных концерта: 1. Весна 2. Лето 3.Осень 4. Зима Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки.
Каждой части концерта предшествует сонет неизвестного поэта: 2 концерт. «Лето». 1 ч. Alleqro non molto. «Под жестокими лучами палящего солнца человек слабеет, стадо разбредается. Кукует кукушка, дует лёгкий ветерок…и плачет пастух, ибо страшится судьбы своей» 2 ч. Adagio «Не даёт уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом…» 3 ч. Allegro «Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает».
Гравюра де ла Каве, 1723г.
В большей части своих исполнений она использует скрипку Guadagnini, изготовленную в 1761 году и выкупленную на аукционе родителями. Не менее знаменита её белая электроскрипка Zeta Jazz Model. Ванесса Мэй
Ванесса Мэй Вторая жизнь классической музыки
Выбранный для просмотра документ Творческие уроки, конспект.8 класс doc.doc
8-й КЛАСС. I СЕМЕСТР.
Что значит современность в музыке?
Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.
Задачи образовательные: формирование понятий «современность в музыке», «качество музыки», умение определять в дальнейшем звучание концерта «Времена года» А.Л. Вивальди; расширение знаний о творчестве Вивальди, эпохе барокко.
Задачи развивающие: развитие образной памяти на классическую музыку, в частности на стиль музыки эпохи барокко; логического ассоциативного мышления; гибкости и быстроты мышления; овладение вокально-хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения. Межпредметные связи (мировая художественная культура, история).
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование и музыкальный материал: компьютер, мультимедийные слайды, музыкальный центр, записи концерта «Времена года» А.Л. Вивальди как в оригинале, так и в обработке Ванессы Мэй. Ноты песни А. Городницкого «Атланты».доска, мел.
объяснение нового материала в форме творческих заданий;
закрепление изученного материала;
Виды деятельности учащихся:
выполнение творческих заданий;
Методы обучения: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создания проблемно-поисковых ситуаций.
I . Приветствие в форме вокализации учителем: «Здравствуйте, ребята» и двухголосного ответа учащихся: «Здравствуйте».
Учитель. Вы уже имеете большой опыт общения с музыкой, поэтому вам будет несложно определить эпоху или имя композитора следующего произведения и проанализировать его образный строй, характер и те мысли, которые хотел этот композитор донести до нас.
П. Слушание скрипичного концерта «Лето»,ч.3 ( allegro ) А.Л. Вивальди (3 минуты).Показ слайда №2.
Учитель. Итак, на какую известную вам эпоху указывает стиль музыкального произведения?
Учащиеся. Эпоху барокко.
Учитель. Почему вы так решили?
Учащиеся. Потому что звучат скрипки; мелодия ярко выражена, полифонический характер звучания.
Учащиеся дают различные ответы, на основании которых учитель, несколько корректируя, делает вывод о том, что музыка Вивальди глубоко человечная, полная небывалой до него в музыке эмоциональной силы, вступала в резкое противоречие с господствующими в ту пору сухими нормами средневековой церкви.
Почти современники (Бах был моложе Вивальди всего на семь лет), они были во многом схожи в творческой судьбе. Показ слайдов с подборкой сведений о жизни Вивальди(№№4-8).
Учитель рассказывает материал о строении концерта. Показ слайда № 10.
Учитель. Вам сложно было воспринимать музыку Вивальди, понятна она вам?
Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.
Учитель. Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. Многие современные музыканты обращаются к творчеству классиков, переосмысливая его заново, делая его понятным для современного слушателя. В середине 80-х годов уже делались попытки «осовременить» классиков. некоторые из них с треском провалились. Сегодня мы познакомимся с творчеством скрипачки Ванессы Мэй. Показ слайда№ 11-12. Краткие сведения. Итак, «вторая жизнь классической музыки в творчестве Ванессы Мэй».
Учитель. Итак, что изменилось в музыке Вивальди в обработке Ванессы Мэй?
Учащиеся. Да. Добавилась современная ритмическая установка, усилилась роль ударных инструментов.
Учитель. Изменился стиль музыкального произведения?
Учащиеся. Музыка стала ближе к современной музыке. Добавились шумовые эффекты – звук удара, напоминающей то ли стук открытой форточки во время грозы, то ли раскат грома. Осталась неизменной форма и мелодия Вивальди, смысл музыкального произведения. Осталась солирующая скрипка.
В связи с этим предлагаю вам письменно выполнить следующее задание: составить логическую цепочку или несколько ее вариантов для ассоциативного перехода через три-четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Вивальди». Возможна обратная последовательность: «Вивальди — современность». Показ слайда № 13 с заданием.
Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.
Приведем несколько ответов:
Вивальди — чувства; чувства — восприятие; восприятие — действительность; действительность — современность.
Учитель. Исходя из ваших вариантов логических цепочек мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдаленность Вивальди и его музыки от нас, мы можем рассматривать этого композитора как актуального, современного, воспитывающего вечные, глубокие темы жизни, счастья, красоты природы, человеческого достоинства, силу духа.
Теперь учитель предлагает послушать песню автора-исполнителя А. Городницкого «Атланты». Постарайтесь определить её общее настроение и идею.
III . Слушание песни в исполнении учителя. Показ слайда №14-15 с нотами и словами. (4 мин).
Учащиеся после прослушивания обмениваются впечатлениями, характеризуют песню как светлую, но тревожную, добрую, душевную, воспевающую идею стремления к миру, счастью.
Приёмы разучивания: вокализация на «ду» (выявляем особенности строения фраз и мелодии, кульминации. (7 минут). Исполнение 1,2,3 куплетов.
Диагностика: чтобы сделать вывод о знаниях, полученных на сегодняшнем уроке, учитель просит на листочке каждого учащегося самостоятельно дать ответ на вопрос нашего урока: «Что значит современность в музыке?». Желательно, чтобы были приведены примеры. (Листочки собираются для оценивания.)
VI . Домашнее задание: написать в тетради, какие композиторы прошлого и их произведения, на ваш взгляд, современны и на сегодняшний день.
Разработка урока музыки на тему «Что такое современность в музыке?» (8класс)
Разработка урока музыки в 8 классе
Тема: «Что значит современность в музыке?»
Цель: Обобщить представления учащихся о понимании современности в жизни, обществе, искусстве, музыке.
— Дать первоначальное представление о понятии современность.
— Научить различать музыкальную стилистику и жанровую направленность композиторов.
— Формирование эстетического вкуса учащихся и уважения к музыкальному наследию.
— Воспитание интереса к классической и современной музыке.
3. Развивающие: Развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Тип урока: Обобщение знаний
Ход урока 1.Организационное начало урока (музыкальное приветствие)
2. Актуализация знаний учащихся.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;
-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;
— воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности;
регулятивные : продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные : продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
— узнавать характерные черты «лёгкой» и «серьезной» музыки;
— наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
— извлекать информацию и делать логические выводы;
— ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
— Я хочу вам предложить послушать песню в исполнении О. Газманова, вы попробуйте проанализировать её с художественной точки зрения.
( звучит композиция О. Газманова «Нарисовать мечту», учащиеся высказывают своё мнение, делятся впечатлениями).
( Пение по фразам, анализируем особенности ритма, прохлопываем ритм, проговариваем текст в ритме ).
— В чем смысл песни О. Газманова? ( о мечте, о добре, чувствах человека, тема вечная).
— В чем проявляется современность звучания песни? ( ритм, аранжировка, интонации, смысл).
— Мы все разные, а что нас объединяет? Какая сила способна объединить людей? ( любовь к искусству, музыке, какая-то идея).
— Какое произведение доказывает эту мысль?
(Учитель играет мелодию из финала Симфонии № 9 Л. Бетховена, учащиеся называют).
Звучит фрагмент финала симфонии №9 Л. Бетховена.
У:- Да, идея объединения, мира, актуальна особенно сейчас. Когда мир так хрупок.
— Можно ли прожить в современном мире без музыки?- Какая музыка нас окружает? ( существует много направлений ). Мы – современники? Почему? ( живём в современном мире ).
— Что значит современная музыка?
У:- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
( Звучит произведение И.С.Баха « Токката и фуга» ре минор )
Вопросы после прослушивания:
У:- Какой композитор является автором музыки? (И.Бах)
— Что вам известно об этом композиторе? (ответы)
— Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? ( музыка И.Баха серьезна, правдива )
Л.Рохлин: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений». Вы согласны с этим высказыванием? Почему?
— Кто этот композитор? Чем удивительна судьба этого человека? Фрагмент какого произведения звучит? (играю на фортепиано фрагмент Сонаты №14 «Лунная» Л.Бетховена).
— Кому посвятил композитор своё произведение?
— А как соната прозвучит сейчас? ( слушание Сонаты №14 в современной обработке ). ( Ответы ).
— Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
— Может ли быть классической современная музыка? Какую музыку мы называем классической? (образцовую).
Вывод: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о переживаниях, о самом дорогом в жизни каждого человека во все времена.
— Что имел в виду Д. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)
Сегодня на уроке мне понравилось то, что…
Я не соглашусь с теми, кто считает …
Теперь я знаю точно, что …
Ребята, вы хорошо поработали и заслуживаете отличных отметок.
Презентация по музыке «Современность в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Современность в музыке
На вопрос о том, что такое современность в музыке, ответить непросто. Конечно, можно сказать, что это композиции, написанные в последние десятилетия. С другой стороны, многое из музыки, которую слушали в конце двадцатого века, уже считается устаревшим И, наоборот, смелые идеи композиторов прежних эпох, как, например, Дебюсси, Прокофьева или Мусоргского, становятся примерами для подражания. Каждая нынешняя субкультура и группы ее фанатов имеют собственную музыку, которую считают современной. Некоторые аналитики полагают, что в такой форме выражается коллективное бессознательное общества. А наиболее сильно социальные настроения выявляются в популярной музыке.
Но какое бы определение мы ни приняли, остаются многие вопросы, на которые трудно ответить. Например, если говорить о том, что такое современность в музыке, остается непонятным, каково здесь место классики. Сейчас очень моден стиль » этно «. Но значит ли это, что песни разных народов, написанные в незапамятные эпохи, могут тоже быть современными? Ведь такие мелодии становятся основой для многих композиций наших дней. И можем ли мы считать людей, которые сочиняли музыку в прошлом, своими современниками?
Если мы проанализируем эти вопросы, то увидим, что искусство, в том числе и то, которое приносит наслаждение нашим ушам, направлено к чувствам и душе. Поэтому многое в хорошей музыке является универсальным. Она воздействует на нас, словно потрясение, может увлечь, побудить действовать, заставить плакать или радоваться. Это значит, что классика и современность в музыке вовсе не являются противоположностями.
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Содержание:
Художественный материал:
Поэзия:
Музыка:
Живопись:
Характеристика видов деятельности:
Что же такое «современность» в музыке?
Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения.
Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда-то этот процесс происходил очень интенсивно, когда-то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно-техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты.
Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл.
Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера?
Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.
Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».
Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё же данное им самим название, а также характер музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.
Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это сочинение, старались привнести в его трактовку какие-нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре. Некоторые описывали движение поезда по безграничным просторам степей (вероятно, желая дополнить промышленный пейзаж дыханием живой природы), некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов.
Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на «присущее человеку стремление одухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора».
Такое стремление порой обнаруживает себя и в произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу воспевания каких-либо сугубо технических достижений прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были исключительно популярны; создавались многочисленные поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции, посвящённые производственной теме (даже великий Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в 1931 году).
Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты воспевания нуждались именно в такой, возвышенно-романтической трактовке.
Примером может послужить стихотворение пролетарского поэта Михаила Герасимова «Песнь о железе», написанное в 1917 году. Вот несколько фрагментов из этого стихотворения:
В железе есть осень,
Холодная просинь
В заржавленных ветках сосны,
Есть знойное лето,
Миражем одето,
Горячим цветеньем весны.
Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот сугубо «технический» автор (в другом своём стихотворении он пренебрежительно противопоставлял «разнеженной» живой природе мужественное дымное небо на заводе и «железные цветы» производства) строка за строкой воспевает нежность, любовь, алые закаты и другие «несовременные» чувства и картины. Разве они не милы его сердцу, если именно эти образы становятся для него высшим аргументом в пользу высокой красоты железа.
Вопросы и задания: