Что значит социально опасное положение детей
Мой семейный центр
Обстоятельства, которые могут выступать основанием для признания социально опасного положения
Обстоятельства, которые могут выступать основанием для признания социально опасного положения
Семьи категории риска
привлечение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних
семьи, в которых один из родителей несовершеннолетний
семьи, в которых один из родителей состоит на учете у психиатра
семьи, в которых родители переложили исполнение своих обязанностей на ближайших родственников в связи с работой в другом городе
семьи, в которых зафиксирован отказ от одного из детей или лишение родительских прав в отношении других детей
семьи, в которых выявлен факт оставления ребенка без пищи, тепла
семьи, в которых дети систематически не посещают занятия в образовательных организациях без уважительных причин
семьи, в которых допущен самовольный уход ребенка из дома
привлечение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним
семьи, где родители (иные законные представители) злоупотребляют родительскими правами:
запрещение или ограничение ребенка в реализации его прав и свобод, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, в том числе права на жизнь и развитие, права на образование, право отдых и досуг, право на личную жизнь, принудительное разлучение с родителями, незаконное перемещение ребенка;
проявление дискриминации ребенка в любой ее форме (ограничение или запрещение посещения образовательных организаций; ограничение или запрещение общения с родителем, не проживающими с ребенком совместно, иными близкими родственниками, иное);
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку;
иные факты, свидетельствующие о злоупотребление родительскими правами
семьи, где выявлено наличие признаков экономического насилия в отношении детей – отказ в содержании детей, связанный с утаиванием доходов, единоличным принятием большинства финансовых решений одного из членов семьи, иное
наличие подтвержденных фактов отрицательного влияния родителей или иных законных представителей несовершеннолетних на их поведение, равно как совершение антиобщественных действий в присутствии несовершеннолетних
семьи, в которых родители (иные лица) ведут аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, иное)
семьи, в которых выявлены факты вовлечения детей в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание
совместное проживание ребенка с родителями, лишенными в его отношении родительских прав
совместное проживание ребенка с членами семьи (иными лицами), осужденными (подвергавшимися уголовному преследованию) за преступления в отношении детей
семьи, допускающие склонение ребенка к антиобщественным действиям
семьи, в которых выявлены факты вовлечения ребенка в преступную деятельность
семьи, в которых родители, состоящие в разводе, используют ребенка как средство шантажа в борьбе за родительские права
семьи, допускающие манипулирование детьми для достижения корыстных целей
наличие в семье несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении
семьи, в которых несовершеннолетний признан находящимся в социально опасном положении
Комиссия по делам несовершеннолетних и
Детский телефон доверия
8-800-2000-122
Пункт 9 Порядка СОП:
Критериями отнесения несовершеннолетнего к категории «находящийся в социально опасном положении» являются:
1) нахождение несовершеннолетнего вследствие безнадзорности или беспризорности в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию;
2) совершение несовершеннолетними правонарушений или антиобщественных действий.
Пункт 10 Порядка СОП:
Критериями отнесения семей к категории «находящиеся в социально опасном положении», являются:
1) неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе соблюдения санитарно-гигиенических правил; отсутствие ухода за детьми; отказ от их лечения; оставление детей по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или в ситуации, создающей угрозу их жизни и здоровья;
2) наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие);
3) вовлечение детей в совершение правонарушений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и другие);
4) жестокое обращение с детьми со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию);
5) отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей или иных законных представителей;
6) наличие детей, находящихся в социально опасном положении;
7) иные признаки, свидетельствующие о создании действиями или бездействием родителей или иных законных представителей несовершеннолетних социально опасных условий, а также условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию несовершеннолетних.
Что такое «социально-опасное положение»?
Что такое СОП?
СОП – социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:
1) медицинский – семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.
2) социально-административный – семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.
3) психолого-педагогический – семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
В каких случаях семья ставится на учет в СОП?
1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)
2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, несоответствие жилья сонитарно-гигиеническим требованиям и т.д.)
3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)
4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)
5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)
6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)
7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.
Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в СОП ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.
Параметрами снятия с учета семей и несовершеннолетних из СОП являются 5 показателей:
· защищенность права на жизнь, безопасность;
· защищенность права на образование;
· защищенность прав на медицинское обслуживание;
· защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;
· отсутствие рецидива неблагополучия.
Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия: раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.
Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) – это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.
Показатели неблагополучия семьи, по которым семья ставится на учет в СОП
1. Социально-экономические: длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно- коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные: антисанитария жилья, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические: родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
5. Криминально-аморальные: постановка родителей на учет в органах внутренних дел; нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов; аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми); проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи; наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира; попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи; оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома; вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют:
Органы опеки и попечительства
Комиссии по делам несовершеннолетних
Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:
Организации жилищно-коммунального хозяйства
Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Признание детей находящимися в социально опасном положении
Важно знать каждому.
За что семью могут признать «находящейся в СОП»?
Что такое социально опасное положение?
Признание детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), – процедура, направленная на выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и комплекс мер по ее устранению. Целью СОПа является выявление детей в неблагополучных семьях и защита их прав и интересов.
Согласно новому Постановлению, их всего три:
1) Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка.
Что это значит: родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей со- ответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требо- ваниям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, не- работоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая терри- тория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)
2) Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.
Что это значит: в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответствен- ности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности
3) Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и / или жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и/или здоровья ребенка.
Что это значит: в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, стать- ями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных ве ществ, их аналогов, токсических или других одурма-нивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
Какие государственные органы задействованы в процессе?
исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах).
Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях процесса постановки в СОП: а) выявлять детей в СОПе, б) организовывать социальное расследование, в) принимать решения о признании ребенка в СОПе, г) участвовать в реализации мероприятий.
Каким образом происходит процедура постановки в СОП?
Процедуру постановки в СОП можно разбить на два этапа. Первый этап – условно «подготовительный», когда государственные органы выявляют, по их мнению, неблагополучную обстановку для ребенка и информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
Второй этап включает в себя социальное расследование, обследование условий жизни и воспитания ребенка и принятие решения о благополучности либо неблагополучности обстановки для ребенка, влекущее за собой постановку в СОП.
Социальное расследование инициируется учреждением образования ребенка. При необходимости к социальному расследованию привлекаются специалисты вышеуказанных государственных органов по месту жительства детей, с письменным уведомлением. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении. По результатам расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.
При обследовании условий жизни и воспитания ребенка оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка. В нем отражаются сведения о ребенке, родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка, а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей СОПа. Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка. При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет информацию в учреждение образования, в котором обучается ребенок, либо в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка – в отношении ребенка в возрасте до трех лет либо ребенка, который не зачислен в учреждение образования.
В течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, руководителем учреждения образования принимается решение о составе комиссии по проведению социального расследования, сроке его проведения, порядке и сроке обследования условий жизни и воспитания ребенка, а также о дате проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На проведение социального расследования дается не более 15 дней. Обследование проводится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.
Совет совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ознакамливается с актом и результатами социального обследования и выносит одно из двух решений:
1) либо обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в СОПе;
2) либо рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
Справочно: Совет профилактики является органом самоуправления учреждения образования, оказывает содействие в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в учреждении образования.
В первом случае координационный совет рассматривает материалы в течение 14 дней и в свою очередь назначает заседание, о котором в обязательном порядке уведомляются родители ребенка. На заседании принимается одно из двух решений:
1) признать ребенка находящимся в СОПе и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами;
2) рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
Что происходит, если ребенок признан в СОП?
В случае, если ребенок признан в СОП, решение в течение трех рабочих дней направляется родителям и госорганам, ответственным за его реализацию.
Один раз в три месяца координационный совет рассмаривает исполнение решения по ребенку, находящемуся в СОПе, совместно с родителями и госорганами. На заседании совет принимает одно из следующих решений:
1) о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОПе. Это включает в себя включение дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
2) о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите;
Справочно: под помещением детей на государственное обеспечение понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи.
Важно помнить: изъятие ребенка из семьи является исключительной мерой, которая предполагает наличие прямой угрозы жизни либо здоровью ребенка. Комиссия по делам несовершеннолетних уполномочена принимать решение об изъятии ребенка, находящегося на учете в СОП, на основании полученной информации об имеющейся угрозе для жизни и здоровья ребенка, в трехдневный срок. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. По истечении шести месяцев Комиссия принимает решение либо о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.
Что делать, если считаю признание моего ребенка в СОПе незаконным?
а) в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, Министерство образования;
б) в прокуратуру – городскую / районную / района в городе, Минскую городскую/областную, Генеральную прокуратуру;
Обжалование решения о признании ребенка в СОПе не приостанавливает его исполнение, поэтому обращайте пристальное внимание на сроки, указанные в регламентированной процедуре.