Что означает социальный интерес направленный на социальные объекты
Социальные интересы индивидов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальный интерес: сущность и классификация
Социальный интерес в современной науке представляет собой достаточно многогранное понятие. Оно подразумевает под собой внутреннюю причину, побуждающую к какому-либо действию, а также в достижении намеченной о четко обозначенной цели.
По сути, интерес – это потребность, которую индивид удовлетворяет в процессе своей деятельности. Сущностная особенность интереса заключается в том, что необходимо реализовать данную потребность посредством объективного включения субъекта (в нашем случае индивида или более широкой социальной группы) в общественные отношения с другими индивидами и широкими социальными группами.
Социальный интерес – понятие обширное, поэтому в него входят следующие структурные элементы:
Таким образом, все эти элементы направлены на обозначение и конкретизацию целей, выборов специфических методов по ее достижению и непосредственно сам процесс реализации.
Интересы можно классифицировать по нескольким основным критериям:
Готовые работы на аналогичную тему
Социальный интерес человека
В каждой социальной группе поддерживаются свои собственные интересы, которые зависят от специфики группового развития и динамики, культуры и ценностей внутри нее. Интересы человека имеют в своей основе именно их потребности. Но они направлены не столько на предмет потребности, сколько на те общественные условия, которые благоприятствуют, или наоборот, препятствуют удовлетворению потребности и интереса человека. Прежде всего это касается материальных ресурсов, духовных благ, которые обеспечивают то самое удовлетворение потребностей.
Интересы людей должны удовлетворять интересы социальной группы. Таким образом, такие интересы называются социальными. Их смысл заключается в сохранении или в постепенном преобразовании уже имеющихся учреждений, порядков, норм, взаимодействий и коммуникаций, от которых напрямую зависит процесс распределения благ и услуг, в которых нуждается группа.
Интересы лежат в основе целенаправленной деятельности человека. Интерес, по сути, это еще и нужда, потребность. Потребности проявляются в желании овладеть чем-либо, что будет необходимо в дальнейшем поддержании жизнедеятельности организма как самого индивида, так социальной группы и всего общества. По своей сути интерес является инициатором, мотиватором, в каком-то смысле самым настоящим побудителем активности человека в условиях, которые или благоприятствуют удовлетворение потребности, или мешают этому.
Сущность понятия «интерес»
Интерес можно без сомнения назвать настоящей причиной и главной движущей силой, которая помогает производить процессы социального развития. Интерес – это осознанная потребность, которая сознательно формируется обществом для достижения конкретных целей. Именно осознание интереса и, соответственно, потребности, а также тесная связь с личными целями или общественным сознанием позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни индивида.
Социальный интерес может проявляться сразу в нескольких формах. Во-первых, как готовность человека к активному и осознанному сотрудничеству, даже если это может угрожать состоянию его здоровья и жизни в целом. Во-вторых, еще одна форма интереса – склонность человека отдавать больше, чем получать взамен. Чаще мы может отказаться от каких-то благ, будь то материальные или духовные интересы, чтобы удовлетворить какой-то конкретный (например, покупка желанной дорогостоящей вещи).
Человек, который проявляет интерес, обладает некоторыми специфическими чертами. Он готов быть несовершенным, вкладывать общее благосостояние ради той маленькой, но очень важной для него цели, которая может круто изменить его жизнь. Заинтересованный человек более доверчив, он чаще остальных проявляет заботу и сострадает, стремится отдать больше, чем имеет, может пожертвовать самым дорогим, даже своей жизнью или здоровьем. Эти проявления эмоций некоторые исследователи трактуют как манипулирующее поведение ради достижения собственной цели, но здесь не стоит делать это понимание универсальным, потому что каждый человек – индивидуален, и не всем свойственно проявление подобных эмоций.
Социальный интерес (social interest)
Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., — одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом.
С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая — это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними.
См. также Адлерианская психология, Альтруизм, Эмпатия, Просоциальное поведение
Смотреть что такое «Социальный интерес (social interest)» в других словарях:
социальный интерес — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и interest важно. Автор. А.Адлер. Категория. Элемент мотивационно потребностной сферы. Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и… … Большая психологическая энциклопедия
Социальный интерес — (Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным… … Теории личности: глоссарий
Адлер (Adler) Альфред — (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии. Биография. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911… … Большая психологическая энциклопедия
Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на … Советская историческая энциклопедия
Этаж наследия — «Этаж наследия» (англ. Heritage Floor) композиция, составляющая единый объект с инсталляцией «Званый ужин» Джуди Чикаго, отдающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда и имеющей форму треугольного банкетного стола на 39… … Википедия
Трансперсональная психология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия
Социальный интерес. Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес.Концепция социального интереса отражает стойкое
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес.Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, — социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.
В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl — термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.
Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи — способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.
Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений — качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.
Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.
Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Социальный интерес как показатель психического здоровья.Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» — показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.
У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение — они поглощены своими интересами и самозащитой.
Социальные интересы индивидов
Социальный интерес, его сущность и классификация
На сегодня явление социального интереса выступает вполне многогранным понятием. Оно охватывает внутренние причины, которые являются основой к определенным действиям и стремлению к достижению намеченных целей.
Интерес –– это такая потребность человека, которая удовлетворяется в процессе определенной деятельности. Суть социального интереса в том, что данная потребность реализуется в процессе включения индивидуального или коллективного субъекта в общественные отношения.
Структурные элементы социального интереса:
Все эти элементы в комплексе формируют систему, направленную на процесс постановки целей, ее вербализацию, выбор методологии, и сам ход ее достижения.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Классификацию видов социальных интересов можно провести по таким критериям:
1. Зависимо от структуры общества:
2. Зависимо от областей социальной жизни:
3. В зависимости от психического отражения, а именно субъективной оценки собственных потребностей:
4. Зависимо от характера развития общества:
Определение понятий интерес и социальный интерес человека, их суть и характеристика
Во многих исследованиях психологов и социологов наблюдается тесная связь между интересами и потребностями человека, а также размытость границ этих понятий и значительное их сходство. Но тем не менее они не являются тождественными. Потребности выражают отношение актора к условиям собственной жизни, без которых невозможно существование человека как биологического вида в первую очередь, а затем и социального организма.
Пространство между потребностью и ее удовлетворением заполнена системой действий. Кроме базовых физических потребностей у человека есть еще и духовные, а также потребности самоактуализации и самоутверждения и др. Чем более развитой является личность человека, тем больше у нее возникает потребностей.
Интерес является преобразованной потребностью, своеобразной надстройкой. Понять различие между ними можно отслеживая динамику отношений между потребностями и эмоциями, которые приводят к формированию интересов. Также интерес часто рассматривается как побудительная сила, активность человека.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Интересы выступают осознанными потребностями, которые индивиды или общественные группы сформировали сознательно. Они обладают всеми характеристиками потребностей, но усилены мировоззрением, общественным сознанием, культурным развитием и т.д.
Для развития социального интереса наиболее благоприятной почвой являются социальные организации и объединения, которые способны соединить в себе предметную область, отношения между людьми и общечеловеческие ценности. В рамках каждой общественной группы преобладают конкретные общие интересы, которые определяются спецификой развития группы, ценностных ориентаций внутри нее, а также динамики ее культуры.
Социальными интересами называют интересы определенного человека, которые удовлетворяют интересы общественной группы.
Среди критериев, которые определяют уровень развития социального интереса выделяют:
Формы проявления социального интереса:
Человек, у которого сформирован интерес, характеризуется некоторыми особенностями. Они проявляются в готовности быть неидеальным, вкладывать общее благосостояние для достижения небольшой цели, которая в перспективе способна изменить качество жизни. Часто бывает, что заинтересованные личности более склоны доверять, отдавать, жертвовать, проявлять заботу и сострадать. Исследователи описывают это состояние как «манипулирующее поведение».
Что означает социальный интерес направленный на социальные объекты
Содержание жизни человека во многом определяется его взаимоотношениями с другими людьми, качество которых, начиная с определенного периода, обусловливается свойственными ему психологическими особенностями, включающими в том числе и его собственное отношение к другим, которое может быть как позитивным (доброжелательным, понимающим, эмпатийным, поддерживающим), так и негативным (недоброжелательным, агрессивным, игнорирующим). Особое значение отношению к другим людям придается в работе психолога.
Успешное оказание психологической помощи невозможно без проявления искреннего интереса к личности клиента и его проблеме. Необходимость обеспечить психологический комфорт клиенту, развить его готовность и способность не создавать себе проблем, а также, в случае необходимости, находить самостоятельное решение предполагает особый тип отношения к клиенту со стороны психолога, направленный на актуализацию ресурсов и личностный рост клиента.
В этой связи в нашей работе уделяется особое внимание исследованию такого качества, как «социальный интерес».
Авторство термина «социальный интерес» принадлежит австрийскому психологу Альфреду Адлеру [1], использовавшему немецкое понятие «Gemeinschaftsgefuhl», которое в переводе на русский язык означает «дух солидарности, общности»; «чувство солидарности». Первоначально термин был переведен на английский язык как «socialinterest», а затем перешел в русские реферативные журналы.
Давая собственную характеристику социального интереса, А. Адлер отмечает следующее: «Когда мы говорим, что это чувство, мы, конечно, имеем на это право. Но это больше, чем чувство, это форма жизни… Я не могу дать ему совершенно однозначное определение, но у одного английского автора я нашел высказывание, которое точно выражает то, чем мы могли бы дополнить наше объяснение: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Мне кажется, что пока это допустимое определение того, что мы называем чувством общности» [6, с. 268]. Адлер придавал терапевтическое значение данному чувству, отмечая, что необходимо способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других. Он также называл социальный интерес признаком психического здоровья, выступающим основой интеграции человека в общество и устранения чувства неполноценности.
На значимость социального интереса в работе психолога указывают и многие другие авторы. Так, согласно М.Б. Молоканову [3, с. 51], интерес к другому выступает как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение строится на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента.
В нашей работе под социальным интересом понимается интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации.
Соответственно, социальный интерес психолога выступает как интегративное качество его личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства клиента и создании психологических условий для его развития и самореализации.
В отличие от эмпатии, которая, в частности, определяется как «понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир» [5], социальный интерес рассматривается нами как форма направленности личности, как ее жизненная установка, обусловливающая готовность и желание человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими людьми на благо их и всего общества.
Проявление социального интереса предполагает сформированность у психолога определенных качеств и свойств его личности. В этой связи нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого использовались следующие диагностические методики: «Диагностика уровня эмпатии» (автор В.В. Бойко), «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (автор В.В. Бойко), «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (автор О.Ф. Потемкина), «Методика диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям» (авторы Т.Д. Дубовицкая, Г.Ф. Тулитбаева), «Мотивация помощи» (автор С.К. Нартова-Бочавер), «Шкала эмоционального отклика» (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн), «Субъективная оценка межличностных отношений» (автор С.В. Духновский).
Для диагностики социального интереса использовалась методика Дж. Кренделла «Шкала социального интереса» [4, с. 44]. Методика содержит 24 пары личностных качеств, 9 из которых – буферные. Согласно инструкции испытуемые из каждой пары выбирают качество, которым предпочли бы обладать, как собственной характеристикой. Пары подобраны таким образом, что одно качество соответствует индивидуалистическим стремлениям человека, а другое носит социально ориентированный характер (например, быть «энергичным» или «способным сотрудничать»; «заслуживающим доверие» или «умудренным опытом»).
В качестве испытуемых выступили студенты второго и третьего курсов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в количестве 120 человек (110 женского и 10 мужского пола), в возрасте от 18 до 20 лет.
Проведенный корреляционный анализ показал, что социальный интерес положительно коррелирует со шкалами: социально-перцептивная установка (rxy = 0,485; р