Что значит составить сообщение на тему
Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов, рефератов
КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)?
При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:
Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).
Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом, выделяя самое главное по ходу чтения).
Составьте план сообщения (доклада).
Напишите текст сообщения (доклада).
Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.
Не делайте сообщение очень громоздким.
При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.
Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления ) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией ).
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления :
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего».
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.
Этапы работы над сообщением.
1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.
2. Составление списка используемой литературы.
3. Обработка и систематизация информации.
4. Написание сообщения.
5. Публичное выступление и защита сообщения.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение, заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
выбор источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
составление плана реферата (порядок изложения материала);
выбор литературы (основной и дополнительной);
изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформление реферата согласно установленной форме.
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата
Содержание (с указанием страниц)
Список использованных источников
Во введении дается общая характеристика реферата:
обосновывается актуальность выбранной темы;
определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает. ») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать. » и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Как написать доклад
Содержание:
При оценке доклада учитывается содержание, форма, подготовка и качество культуры речи докладчика.
Что такое доклад
Доклад представляет научный обзор основных результатов по заданной теме.
Доклад представляет собой вид самостоятельной работы, используемый в образовательной и внеклассной деятельности, помогает развивать исследовательские навыки, расширяет познавательные интересы и обучает критическому мышлению. При написании доклада на любую тему составляется план и выбираются основные источники литературы. В процессе работы с источниками они систематизируются и из полученной информации делают выводы и обобщения.
К докладу по большой теме могут привлекаться несколько обучающихся, и между ними распределяются вопросы выступления.
В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, практически по содержанию совпадают с рефератами и являются зачетной работой студента.
Доклад состоит из следующих частей:
Во введении описывается актуальность проблемы, цель и задачи работы, дается краткое описание используемых материалов.
Основные разделы работы содержат как теоретический, так и аналитический материал.
Для написания теоретической части доклада необходимо изучить литературу по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и т. д.). Теоретическая часть должна показать, что студент знаком с публикациями по данной проблеме. Важно выразить собственное мнение о позициях автора или о содержании используемого документа. При использовании прямых ссылок необходимо обязательно ссылаться на источник со страницами.
Заключительная часть доклада должна содержать выводы и предложения по каждому разделу и по работе в целом. Они должны логически вытекать из ранее написанного материала.
После заключения в докладе помещается список использованной литературы (не менее 5 источников). Адреса Интернет-ресурсов указываются полностью.
Доклад должен быть построен на фактах, составлен с учетом аудитории, на которую рассчитан, должен быть интересным и понятным.
Желательно, чтобы доклад был цельным документом, статистические или аналитические данные можно приводить в виде схем, графиков и таблиц.
Следующее предложение должно дополнять предыдущее или продолжать его мысль, тогда доклад будет связный.
Каждой части нужно уделять должное внимание. Рекомендуют начинать доклад словами: Вашему вниманию предоставляется доклад на тему… или Доклад посвящен таким проблемам.
Для официальных докладов предлагают применить введение, где и определить предмет, о котором будет идти речь. Пропорциональность доклада связана с его объемом. Каждой части доклада нужно уделять должное внимание.
Факты, которыми вы будете оперировать в процессе доклада должны быть проверены и точны.
В докладе нужно подавать исчерпывающую информацию. Кратко, ясно и сжато высказываться о проблемах, тогда больше вероятно, что вас дослушают до конца. Если доклад получился достаточно длинным можно его разделить на части. Каждую часть предоставлять саму по себе, в конечной части подытожить все ранее сказанное, чем соединить работу в единое целое.
Если вы пишете легко – это уже плюс, значит, слушать вас будет приятно, и работа получится. Доклад должен быть интересным, увлекательным. Не забывайте привлечь внимание к главной мысли или фактам.
Вы можете подчеркнуть, выделить жирным, написать иным шрифтом, вставить график или таблицу для сравнительного материала.
Не забывайте об ораторском мастерстве, мы говорим монотонно или, скорее, на одном уровне. Там, где необходимо привлечь внимание – нужно говорить на пол тона выше. Этот прием используется для главных тезисов и подведение итогов. Если вы видите, что внимание аудитории рассеивается (становиться не интересно), чтобы привлечь внимание, нужно более выразительно читать и на несколько минут на пол тона выше. Когда все во внимании – голос можно чуть приглушить, чтобы слушатели прислушивались.
Не забывайте о правилах оформления документов, хочется, чтобы на доклад было приятно смотреть. |