Что значит соматически здоров при осмотре педиатра
Что значит соматически здоров при осмотре педиатра
Соматические заболевания являются 2-ой по значимости причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и обременяет их личностно-социальное развитие.
Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А.Г.Арина, В.Е.Каган, Р.А. Даирова, С.Н. Ратникова), так и зарубежных исследователей (В. Александер, М.Шура, А. Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболевание создает особую дефицитарную ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в системе специального образования, так и включенными в единый образовательный процесс со здоровыми детьми.
Итак, понятие «соматический» относится к явлениям и болезням, связанным с телом.
Основные признаки невропатии (по А.А.Захарову):
вегетативная дистония − выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, колебаний давления, рвоты и т.д..
нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных страхов, отказа спать днем. А. А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей матери, психологическая неудовлетворенность матери брачными отношениями.
нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными
проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.
общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил
организма, ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др..
минимальная мозговая ослабленность − проявляется в повышенной
чувствительности ребенка к различным внешним воздействиям.
психомоторные нарушения. Данные нарушения, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью [38, c.142].
Первые проявления невропатии диагностируются уже на первом году жизни, что проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном и часто измененном по времени суток сне, «закатываниях» при плаче.
Невропатия является лишь базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, в том числе и психической, замедляться темп психофизического созревания ребенка, что в свою очередь может способствовать задержке психического развития, нарастанию трудностей адаптации к социальным требованиям, негативным изменениям личности как в сторону повышенной зависимости от окружающих, так и в направлении развития депрессивных состояний, потере интереса к жизни.
При своевременной организации общеукрепляющих, включая комфортную психологическую атмосферу, с годами признаки невропатии могут уменьшаться. При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.
В последние годы значительно возросло количество психосоматических заболеваний у детей. Исходя из этого, многие психосоматические заболевания, ранее характерные для взрослой части популяции, все чаще диагностируются в детском возрасте. Число детей, которые отмечается психосоматической патологией и которые обращаются за помощью в поликлинику достигает 25 − 40% (Исаев Д.Н.).
Психосоматические расстройства в детском возрасте в последнее время становятся объектом психологических исследований. Большой вклад в эту проблему внесен психоаналитическим направлением. Фрейдом был создан новый практический подход, что дало возможность лечить болезненные состояния в их психосоматическом аспекте. Было утверждено значение преморбидного развития для душевного и телесного созревания и здоровья, значение психических конфликтов для патогенеза и вообще влияние эмоциональных факторов (Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., 1999).
Доказано, что нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических расстройств (Ammon О.).
У дошкольника, который еще не может осознать и высказать свои душевные проблемы, соматизация депрессии – скорее больше правило, чем исключение. Различные боли, отказ от еды или повышенный аппетит, утомляемость и слабость, необъяснимые подъемы температуры или длительный субфебрилитет, недержание мочи или кала, нарушения сна, аллергические состояния, возникающие как бы «на пустом месте», должны насторожить родителей и педагогов: не стоит ли за ними снижение настроения?
Так называемая «соматизация» может произойти не только при депрессии, но и при состояниях тревоги. Ожидание воображаемой опасности, неуверенность, беспокойство, сильное волнение, отрицательное отношение к ситуации, к необходимости действовать в ней нарушают гармоничность деятельности организма. Наряду с психическими проявлениями страха и сниженного настроения возникают такие реакции, как бледность или покраснение кожи, потливость, дрожание рук. Встречаются у детей и так называемые панические расстройства: приступы частого сердцебиения, болей в области сердца, головокружения или головной боли, тошноты, ощущения жара или холода, частое дыхание. Такое состояние возникает внезапно и обычно сопровождается острым чувством страха, ощущением нехватки воздуха, боязни замкнутого пространства.
Встречается и третий вариант расстройств физического здоровья, в основе которых лежит душевное неблагополучие ребенка. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка: например, боли в животе утром, когда нужно идти в детский сад, если ребенок имеет значительные трудности в общении со сверстниками.
Каких врачей проходят в 1 год?
Содержание
Плановые осмотры врачами в 1 год обязательны по закону. Это связано с тем, что в таком возрасте малыши часто болеют. При этом многие патологии внешне не проявляются или их развитие замедленно. И только во время диспансеризации специалисты могут вовремя обнаружить заболевание и предотвратить последствия. Ребенка могут поставить на диспансерный учет и постоянно наблюдать у детского врача узкого профиля, проводить обследования.
В этом возрасте также присваивается группа здоровья. Согласно ней, для ребенка составляется индивидуальный график занятий физкультурой, посещений определенных специалистов и др.
Список врачей: осмотры каких специалистов нужны ребенку в год?
Проходить диспансеризацию можно в поликлинике по месту прописки ребенка или в лицензированной многопрофильной клинике. Во втором случае и родителям, и малышу будет значительно удобнее, ведь отсутствуют очереди, а внимания при этом каждому пациенту уделяется максимально много.
Педиатр
Начать медицинскую комиссию нужно с приема у педиатра. Он даст направления на анализы и предоставит список узких специалистов, которых нужно посетить.
Во время визита в 12 месяцев врач:
Через три дня нужно будет прийти на прием снова, чтобы показать пробу Манту.
Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Врач-педиатр в СМ-Клинике»
Невролог
Невролог в один год смотрит родничок, измеряет окружность головы (с рождения она должна увеличиться примерно на 12 см), оценивает рефлексы. Для специалиста важно, говорит ли ребенок, может ли ходить, какова у него походка. Врач оценивает развитие речи (отмечается, кстати, что девочки начинают говорить раньше и больше). В норме к году ребенок уже может произносить осмысленно несколько слов, показать и назвать части тела. Важно понимать, что неврологические патологии очень коварны. Их необходимо вовремя диагностировать, чтобы не нарушилось психомоторное развитие. Поэтому приемом невролога пренебрегать нельзя, хотя некоторым мамам он и кажется неважным. К числу тревожных симптомов по профилю неврологии относят:
Они должны насторожить как самостоятельно, так и в комплексе с другими нарушениями.
Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский невролог в СМ-Клинике»
Хирург
Детский хирург осматривает ребенка на предмет тех болезней, которые лечатся оперативным путем. При их обнаружении количество необходимых посещений увеличивается.
На приме врач осматривает живот, чтобы вовремя исключить или диагностировать пупочную или паховую грыжу. Мальчикам проводится осмотр наружных половых органов, чтобы оценить степень и правильность их развития (например, исключить неопущение яичек или водянку). Также важно выявить патологии в развитии органов грудной клетки.
Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский хирург в СМ-Клинике»
Стоматолог
Когда ребенок достигает возраста 12 месяцев, у него уже присутствует 4 нижних и 4 верхних резца. Врач осматривает ротовую полость, чтобы оценить цвет эмали, начавший формироваться прикус, вовремя обнаружить сколы и кариес. Дело в том, что молочные зубы имеют тонкую и чувствительную эмаль, а ребенок в этом возрасте «все тянет в рот», ввиду чего неизбежны повреждения. Родителям врач дает рекомендацию, как ухаживать за первыми зубами, обеспечить профилактику болезней.
Данный специалист в СМ-Клинике не представлен.
Офтальмолог
На приеме у окулиста проводится осмотр глазного дна. Это необходимо для того, чтобы вовремя выявить повышенное внутричерепное давление. Консультация этого специалиста особенно важна, потому что к 12 месяцам уже почти у всех детей закрыт большой родничок, а значит нейросонографию не сделать.
Острота зрения сверяется с возрастными нормами. Могут быть диагностированы:
В комплекс процедур также входит осмотр вен глаза, проверка того, как зрачки реагируют на свет, как ребенок следит за движущимися игрушками и фокусирует взгляд. Могут быть на ранней стадии диагностированы:
На приеме могут быть использованы глазные капли.
Врач предоставляет консультацию для родителей о том, как правильно ухаживать за глазами ребенка.
Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский окулист в СМ-Клинике»
Отоларинголог
Отоларинголог (ЛОР) занимается проблемами уха, горла и носа, а также их профилактикой. Специалист предоставляет консультации для родителей по уходу за слизистыми оболочками, профилактике воспалений и простуд, отвечает на все вопросы. В 12 месяцев он осматривает детей в первый раз. На приме могут быть выявлены искривления носовой перегородки, узкие носовые проходы. Иногда обнаруживаются увеличенные миндалины неба или аденоиды. Кроме того:
Маленькие дети не всегда могут предъявить жалобы на самочувствие. При этом в организме могут развиваться такие опасные и распространенные болезни, как трахеит, отит, ангина, бронхит, воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, ларингит. Нередко диагностируются серные пробки, которые необходимо вычищать. Только врач способен обнаружить проблему и оказать помощь, пока легкое заболевание не перешло в более тяжелое.
Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский ЛОР в СМ-Клинике»
Психиатр
Детский психиатр оказывает помощь детям, которые имеют наследственные, врожденные, приобретенные патологии и отклонения. Он оценивает правильность темпов развития, особенности темперамента ребенка. Врач предоставляет консультации родителям, рассказывает о формировании правильной среды и атмосферы в семье, о воспитании и др. При необходимости детям назначаются дополнительные обследования, например ЭЭГ или психодиагностика. Если обнаружена патология, лечение может включать психотерапию, прием медикаментов, психологическую коррекцию и др.
Данный специалист в СМ-Клинике не представлен.
Дополнительные исследования
Детям в рамках диспансеризации назначаются следующие исследования:
Специфика медицинских осмотров детей
С момента рождения и до 18 лет дети регулярно проходят медицинские осмотры – профилактические, предварительные, периодические. По результатам медосмотра ребенку устанавливают группу здоровья, которая необходима для определения допустимой физической нагрузки, своевременного и эффективного лечения заболеваний.
Приоритет в работе каждой медицинской организации, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь, – медицинские осмотры. Они в свою очередь направлены на профилактику и раннее выявление различных заболеваний.
Медицинские осмотры детей регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 №1346н и начинаются с рождения ребенка, когда его прикрепляют к детской поликлинике. Здесь кипит работа участковых врачей-педиатров, а также других специалистов, которые и проводят эти медицинские осмотры.
Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка. Цель таких осмотров – понять, каково состояние ребенка, выявить заболевания на ранней стадии. Во время профосмотров устанавливают группу здоровья и дают рекомендации. Детей того или иного возраста осматривают определенные специалисты, назначают необходимые исследования. Осмотры младенцев проходят по одному алгоритму, подростков – по-другому, с учетом возрастных особенностей детей.
Также существуют предварительные осмотры. Их проводят в поликлинике по месту прикрепления перед поступлением в детский сад, школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, при устройстве несовершеннолетнего на работу. Предварительные осмотры детей также предполагают определение группы здоровья, к которой относится ребенок, – это нужно для выбора правильной нагрузки на занятиях физкультурой.
Раз в год медицинская организация, осуществляющая медицинское сопровождение образовательного учреждения, проводит периодические осмотры детей.
Все виды осмотров существуют для того, чтобы вырабатывать тактику наблюдения за детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Чем болеют дети?
На первом месте у детей практически любого возраста стоят болезни органов дыхания: ОРВИ и другие острые простудные заболевания.
Если мы говорим о детях до года – на втором месте после болезней органов дыхания идет патология нервной системы. На третьем месте по распространенности у детей этой группы стоят болезни пищеварения: непереносимость каких-либо веществ, аллергия на отдельные продукты питания и другие.
У детей дошкольного (3–7 лет) и младшего школьного возраста (от 6–7 до 10 лет) наряду с болезнями органов дыхания чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.
Среди заболеваний детей старшего школьного возраста (15–18 лет) болезни глаза и его придаточного аппарата занимают уже первое место: самая распространенная патология подростков – близорукость. На втором месте стоят болезни костно-мышечной системы, в том числе сколиоз и нарушение осанки.
У подростков, особенно у мальчиков, отмечается травматизм, количество повреждений при этом в два раза превышает число травм у девочек. Тем не менее стоит отметить, что в последнее время девочки стали вести более активный образ жизни и чаще получать травмы, осваивая, например, роликовые коньки или скейтборды.
Группы здоровья
Профилактические медицинские осмотры детей позволяют оценить состояние здоровья ребенка и присвоить ему так называемую группу здоровья, от I до V. Критериями для выбора той или иной группы служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка, когда он поступает в дошкольное или учебное учреждение.
I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений.
Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также выздоравливающие дети, которые перенесли инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела. Наконец, в указанную группу включают детей, которые часто и долго болеют острыми респираторными заболеваниями, а также несовершеннолетних с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.
III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, он переживает последствия травм и операций, но функции его органов и систем организма компенсируются, позволяют работать и учиться.
В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, несовершеннолетние с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.
В течение первого года жизни детей относят, как правило, к I группе здоровья. К подростковому возрасту процент здоровых детей уменьшается, и значительному числу детей присваивают уже II группу здоровья.
В целом среди детей от 0 до 18 лет около 30% относятся к I группе здоровья, 60–67% – это II группа, на III, IV и V группу приходится приблизительно 13% детей.
Группа здоровья – важный показатель для доктора, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия – чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.
К примеру, есть дети, которых отнесли к III группе здоровья, означающей стабилизацию некоторых процессов, происходящих в организме. Ребенка из III группы важно наблюдать для того, чтобы исключить возможность рецидивов, а само заболевание протекало более спокойно.
Врач-педиатр определяет, какое количество детей на его участке относятся к той или иной группе здоровья, после чего планирует и проводит необходимые мероприятия. В этом и заключается работа учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Осмотры учащихся проходят строго по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Родителей обязательно оповещают о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.
В целях профилактики инфекционных заболеваний в юном возрасте и для предупреждения эпидемий в детских коллективах в детских поликлиниках проводится вакцинация.
Медицинские осмотры детей и профилактические прививки регламентируются разными документами. Медосмотры идут по собственному графику, и календарь прививок с ним не совпадает. Детские медицинские осмотры и вакцинация никак не связаны между собой: медицинский (врачебный) осмотр перед вакцинацией проводится в день прививки и не зависит от прохождения профилактических или периодических медицинских осмотров.
Повысить группу здоровья позволит ведение здорового образа жизни: занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, своевременное лечение заболеваний, вакцинопрофилактика, регулярное прохождение медицинских осмотров.
Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – детские санатории Департамента здравоохранения Москвы, которые работают круглый год.
В санаториях проходят дни открытых дверей, которые позволяют увидеть, какие оздоровительные, образовательные, воспитательные мероприятия организуют в детских лечебно-профилактических учреждениях столицы.
Направление в детский санаторий Департамента здравоохранения Москвы можно получить в детской поликлинике.
Правовые аспекты медосмотров
Все медицинские мероприятия в поликлинике или образовательном учреждении (если образовательная организация имеет на то медицинскую лицензию) проходят после подписания информированного согласия родителями.
Ребенок, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактические осмотры самостоятельно. Для этого не требуется получения информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей ребенка.
Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам медицинского осмотра, предоставляется подростку лично врачом или другим медицинским работником, который принимал непосредственное участие в проведении медицинского осмотра. Если ребенок не достиг 15 лет, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.
Если у ребенка обнаружили заболевание, которое вызывает тревогу врачей, законных представителей в обязательном порядке информируют об этом.
Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»
Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.
В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.
Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.
Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).
Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.
ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?
Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.
В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.
Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.
ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?
Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.
ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?
На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.
ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?
Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.
Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.
ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?
У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.
ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?
Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.
Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.
При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.
К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.
ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?
ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?
Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.
ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?
Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.
ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?
Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.
ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?
Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.
Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.
Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.
ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?
Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.
ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?
Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.
Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).
Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.
Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.
Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.
ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?
Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.
Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).
Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).
Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).
Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).
ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?
В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.
Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?
Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.
Список литературы