Что ответить на зурна
Значение слова зурна
зурна в словаре кроссвордиста
зурна
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. Восточный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Восточный деревянный духовой инструмент с резким звуком, напоминающий гобой.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
(тур. zurna, от перс. сурна, сурнай, буквально ≈ праздничная флейта), духовой музыкальный инструмент, распространённый среди народов Кавказа (азербайджанцев, армян, грузин, аварцев и др.), а также в Средней Азии (у таджиков и узбеков называется сурнай), в Китае (сона), Иране и др. По форме и звукообразованию З. близка гобою и является его предшественницей. Практически используемый звукоряд З. ≈ диатонический в пределах несколько более 11/2 октав (обычно от си1), З. входит в состав народных ансамблей вместе с национальными ударными и струнными инструментами.
Википедия
Диапазон зурны — около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.
Примеры употребления слова зурна в литературе.
Отблески огня, опаляющая мелодия из магнитофона: зурна, ионика, барабан.
Издали раздались волнующе-тревожные звуки зурны, и, грозно потрясая копьями, шашками, кинжалами, высыпало ополчение Ничбисского леса.
Чтобы как-то скрасить свое пребывание на ковчеге, Зурна начала вести дневник.
Полусонная, полураздетая Зурна тоже вскочила с нар, где спала, и давай будить храпевшего, как ни в чем не бывало Хама.
Народ нехотя начал расходиться, Зурна и братья Хама тоже отправились восвояси, досыпать, так бурно начавшуюся ночь.
Пир на ковчеге продолжался, выпив чарку вина, Зурна захмелела, так как она давно не пила хмельного.
Ее муж, Хам, как помнит Зурна, тогда напился до чертиков, и его почти волоком уволокли спать.
Когда Зурна ступила на твердую землю и вдохнула в себя этот пьянящий чистый горный воздух, восторг и удовлетворение охватило ее душу.
Он рычал, огрызался на людей и лишь когда Зурна жестами поманила его, вышел из клетки, но не стал приближаться к ней, а почуяв свободу, в несколько прыжков достиг кромки леса и навсегда пропал из виду.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: zurna
Задом наперед читается как: анруз
Зурна состоит из 5 букв
про дудук и зурну
Зурна (тур. Zurna, от перс. сурна, сурнай, букв. “праздничная флейта”).
Короткая деревянная трубка с семью-восемью боковыми отверстиями и маленький пищик – это и есть зурна. Диапазон зурны – примерно 11/2 октавы, тембр – яркий, пронзительно резкий.
Свою историю этот инструмент ведет из древних времен. В Древней Греции без предшественника зурны под названием авлос не обходилось ни одно гимнастическое упражнение, театральное представление, жертвоприношение или военный поход. Исполнитель играл обычно одновременно на двух авлосах или двойном авлосе, который состоял из двух цилиндрических или слегка конических трубок (bombyx) и насадки (holmos) с двойным язычком. На верхней стороне инструмента располагались четыре клапана, пятое отверстие находилось внизу. Происхождение авлоса связано с именем мифического, фригийского музыканта и певца Олимпа. В Греции авлос нашел распространение в оргиастической музыке Диониса.
Происхождение авлоса уходит в далекую историю Ближнего Востока и Средней Азии, поэтому современная зурна не только сохранилась там, но и широко распространена в Иране, Афганистане, Турции, Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане и др. странах.
Была известна Зурна и в России – видимо, ее заимствовали у восточных народов, слегка изменив название, более удобное для славянского произношения – сурна. Русская сурна не раз упоминается в литературных памятниках, начиная с 13 века. Однако до наших дней она не дошла – в России ее вытеснили другие духовые инструменты, более близкие русской народной музыке.
Делают зурну из твердого дерева, например карагача. Пищик – это две сложенные вместе и связанные тростниковые пластинки. Канал ствола у зурны конической формы, этим она отличается от многих других народных духовых инструментов. От формы канала зависит и звучание – оно сильное, яркое, иногда резковатое. Но опытные исполнители могут извлекать из зурны мягкие и нежные звуки.
Очень часто в народной музыке звучит дуэт этих двух инструментов. Тогда одна зурна ведет мелодию, а другая тянет низкие долгие звуки – в музыке они называются бурдонными. Зурначи – исполнители на зурне умеют тянуть такие звуки сколько угодно долго: пока расходуется воздух изо рта, они носом вдыхают воздух в легкие. Такое действие возможно только после серьезной, длительной тренировки.
В симфоническом оркестре есть прямой родственник зурны – гобой. У него тоже конический канал, а пищик, как и у зурны, делается из двух тростниковых пластинок. Хотя, гобоисты называют его не пищиком, а двойной тростью. Но по устройству пищик зурны и двойная трость гобоя настолько похожи, что иногда зурначи пользуются в своем инструменте тростью гобоя.
Гобой с уже с 17 века использовался в военных оркестрах, ансамблях, сопровождающих оперные и балетные спектакли, а с 18 века гобой стал неотъемлемой частью симфонического оркестра.
Конечно, зурна не могла войти в оркестр, в своем первоначальном виде, так как для симфонического звучания необходим большой диапазон и полный звукоряд. Именно поэтому гобой длиннее зурны, у него больше боковых отверстий, а, кроме того, он имеет клапанную механику, как и у кларнета, флейты и фагота.
В верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с вилкой. При поворотах втулки концы зубцов частично прикрывают три верхних игровых отверстия, чем достигается дополнительная подстройка инструмента. Во втулку вставляются латунный штифт, на который надевается круглая розетка (из рога, кости, перламутра, металла) для опоры губ исполнителя и маленькая трость из сплюснутой тростниковой трубочки. Обычно зурна снабжается запасными тростями, которые, как и розетка, привязываются к инструменту цепочкой или ниткой. Для предохранения трости на нее после игры надевают деревянный футляр. Звукоряд зурны диатонический, в объеме полутора октав. Звук яркий, пронзительный. На зурне исполняются подвижные мелодии, в основном диатонические; однако искусные зурначи умеют извлекать из зурны и хроматизмы. В народной музыкальной практике принята игра двух зурначей: один (“уста” — мастер) играет мелодию с вибрацией звука, украшениями, форшлагами и т. д., другой (“дамкеш”) исполняет тянущийся звук, непрерывность звучания которого достигается при помощи носового дыхания. В ансамбль с зурной часто входят дэф, генданг, нагара, гоша нагара и др.