Что значит сочинение размышление
Как написать сочинение-рассуждение: структура, речевые клише и полезные советы
В чем разница между сочинением и сочинением-рассуждением? В чем особенность сочинения-рассуждения и как его грамотно написать? В этом и не только попробуем разобраться в статье.
Особенность рассуждения
Для начала разберемся, что понимают под рассуждением. Различные источники дают разные определения, поэтому я попробую их объединить в одно.
Рассуждение предполагает логичное и последовательное изложение собственных мыслей по какому-либо конкретному вопросу или проблеме. В процессе рассуждения используют доказательства и аргументы, на основе которых делают определенные выводы. Аргументы и выводы являются частью структуры рассуждения, о которой я расскажу позже.
Что интересно, ваша работа может строиться на утверждении (что представленный тезис верный) или опровержении (доказательстве, что тезис ложный). В качестве инструментов доказательства вы можете использовать прямые факты или аргументы от противного, полагаться на личный опыт или на фильмы, давать примеры из жизни или из литературы.
Что проверяют сочинением-рассуждением
Перед тем как начать сочинение-рассуждение, важно подумать о том, чего хочет от вас преподаватель. А он, задавая писать сочинение, проверяет ваши умения:
Ориентируйтесь на эти требования в процессе подготовки к сочинению-рассуждению: они помогут избежать сложностей и неожиданностей в ходе написания эссе.
Структура сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение пишется по определенной схеме. Она состоит из:
В качестве аргументации в сочинении-рассуждении можете использовать:
На аргументацию отводится больше половины всего объема сочинения. Исходя из опыта, наиболее оптимальное количество аргументов — 3;
Условно структура делится на 3 части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление в сочинении-рассуждении
Как я уже писал, для вступления можно использовать вопрос или цитату. Они должны плавно подводить к основной проблеме сочинения. Если подобрать подходящие цитату или вопрос сложно, пишите об актуальности темы и важности разговора о ней. Хорошо делать вступление экскурсом в историю проблемы, примерами из различных печатных и устных источников и др.
Во всем нужен и важен баланс. Там, где есть правое, обязательно должно быть и левое. Поэтому я согласен со словами одного из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова, который говорит, “что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?”. Хотя тут стоит многое пояснить…
Основная часть сочинения-рассуждения
Здесь вооружаемся аргументами и доказываем свою точку зрения: читающий должен прийти к мнению, что ваши рассуждения верны. Как этого добиться? Используйте вводные слова и словосочетания, специальные связывающие предложения конструкции и много примеров.
Во-первых, стоит вспомнить об одном из философских законов о “единстве и борьбе противоположностей”. Определения понятий “добро” и “зло” раскрывают сущность закона. Во-вторых, ничто не может трактоваться однозначно. Добро в нашем понимании не то же добро в понимании кого-то другого. Более того, в нем явно может прослеживаться зло.
Заключение в сочинении-рассуждении
В заключительной части нужно подвести итоги описанного выше. При необходимости, ключевые мысли можно повторить, но добавив к ним какое-либо обобщение. Как вариант, можно поделиться своими впечатлениями об описанной проблеме.
Каждый, кто прочитает роман, сделает для себя определенные открытия. В частности, что добро всегда рядом со злом. И люди в жизни, как и герои в романе, не так просты и понятны, как нам кажется.
Какие условия нужно соблюсти в сочинении-рассуждении
Проверяйте аргументы на логичность с помощью основных законов логики.
Речевые клише для сочинения-рассуждения
Чтобы вы уловили логику, я выбрал для вас по 2 примера на каждую из частей работы:
7 важных моментов
Что нужно учесть, работая над сочинением-рассуждением:
Чтобы посмотреть, как все требования учитываются на практике, вы можете скачать шаблон для написания сочинения по русскому языку.
Остались вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently.
Русский язык
План урока:
Понятие сочинения
Чтобы разобраться с правилами, необходимо сначала познакомиться с самим определением. Рассмотрим, какое значение лежит в этом понятии, и какие виды существуют.
Основные аспекты написания
В заданиях часто просят написать сочинение-рассуждение на тему любви, дружбы, верности и других общечеловеческих ценностях. В них затрагивают важные проблемы человечества и находят различные взгляды на многие ситуации. Но многие лингвисты по-разному давали определение этому термину. В толковом словаре Ожегова можно встретить следующее толкование:
«1. Вид письменной школьной работы, в которой изложены мысли учащегося на конкретную тему; 2. Художественное или научное произведение».
А. Ушаков дает несколько другое определение сочинению:
«1. Школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему; 2. Литературное произведение или философское сочинение».
Можно сделать вывод, что данное понятие многозначное, и его можно интерпретировать с разных сторон. Но если обобщить всю теорию, то можно вывести один общий термин. Сочинение – это изложение собственных мыслей на заданную тему или ответ на поставленный вопрос с приведением дополнительных аргументов из различных источников.
Чаще всего сочинение встречается в школьной программе. В более старшем возрасте оно преобразуется в такое задание, как эссе, которое тоже подразумевает олицетворение мыслей человека на бумаге.
Виды сочинения-рассуждения. Основные функции
В русском языке различают несколько типов сочинений-рассуждений. Каждое из них имеет особое и несет определенное значение. Смысл сочинения-рассуждения лежит в полном раскрытии темы, исчерпывающем ответе на вопрос. Самое главное – оно должно быть целостным и составленным по всем правилам русского языка. Не допускается наличие грамматических, речевых и пунктуационных ошибок.
Различают следующие виды сочинений рассуждений:
Каждый тип по-своему уникален. Конкретно разберем их в следующих разделах урока и посмотрим реализацию на конкретных примерах.
Также сочинение играет очень важную роль в речи. Этот способ изложения мыслей обогащает русский язык и прокладывает дорогу для создания новых выдающихся произведений искусства.
Это и многое другое характеризует сочинение-рассуждение как важную часть русского языка. Без него изложение мысли было бы другим и потеряло бы всякий смысл.
Состав сочинения-рассуждения
Любое сочинение можно разделить на несколько частей. Каждая из них отвечает за особый вид информации и содержит различные средства выразительности для обогащения языка.
Содержание сочинения-рассуждения. Трудные моменты
Каждое сочинение имеет свою структуру, которой необходимо придерживаться. Вне зависимости от вида, всегда нужно писать его по определенному плану. Сочинение содержит тезис, размышления автора и цель, ради которой оно и было написано. В основном его структура предполагает наличие трех обязательных частей, поделенных между собой на отдельные абзацы.
Средства выразительности. Применение в сочинении
Следует отметить, что средства выразительности, используемые в сочинении-рассуждении, играют важную роль в восприятии самой информации написанного. Чем больше красивых речевых оборотов использовано в работе, тем интереснее ее читать.
Средствами выразительности в сочинении являются:
Аргументы. Связь между примерами
В качестве аргументов можно использовать всевозможные источники. Это могут быть и произведения литературы, и научные статьи, и маленькие очерки – все зависит от вида сочинения-рассуждения и фактов, которыми должен быть подкреплен тезис.
Иногда один аргумент нужно найти в предложенном тексте, а один добавить самостоятельно. Для этого нужно обладать большим запасом знаний и читать много литературы. А порой встречается и необходимость приведения сразу двух аргументов из текста. Очень важно указывать связь между ними, иначе можно потерять смысл всей излагаемой мысли.
Виды связи примеров:
Таким образом, эти примеры, дополняя друг друга, в полной мере раскрывают проблему взаимоотношений в семье.
Таким образом, эти примеры, построенные на противопоставлении, в полной мере раскрывают проблему безнравственного отношения к окружающим.
Характеристика видов
Рассмотрим типы сочинений-рассуждений более подробно. Каждый подвид характеризуется своими особенностями и выполняет разные роли.
Виды сочинений. Особенности каждого типа
В школе встречаются различные виды сочинений. Их нужно уметь различать между собой и знать средства выразительности, которые уместно употребить в том или ином случае.
Виды сочинений таблица
Слова из последнего столбика можно использовать в своей работе. Главное подбирать их для нужных случаев и не путаться в разновидностях сочинений-рассуждений. В основном рассуждение предстает сочинением в виде эссе, где есть тезис и необходимо самостоятельно подобрать аргументы.
Примеры сочинений. Способы их отличия друг от друга
Чтобы верно написать сочинение, нужно следовать определенным алгоритмам. Рассмотрим на конкретных примерах, как сделать это грамотно.
Пошаговый алгоритм написания сочинения-доказательства:
«Раскольников – заложник времени или аморальная личность?»
Данный тезис необходимо раскрыть со всех сторон и доказать свою точку зрения. Нужно привести аргументы либо в сторону того, что герой – заложник времени, либо, что он аморальная личность. Доказательства в данном случае необходимо искать в самом тексте произведения или же в истории его создания.
Краткое построение сочинения:
Тезис: Раскольников – заложник времени.
Первый аргумент: произведение написано в трудный исторический период для России, в котором было много социальных проблем.
Второй аргумент: Раскольников не знал, как поступить иначе, хотя в нем был большой потенциал.
Вывод: Раскольников, действительно, заложник времени.
Пошаговый алгоритм написания сочинения-объяснения
«Объясните, почему предложение считают единицей языка».
Здесь необходимо на основе теоретических знаний по этой теме подкрепить аргументами данный тезис. Очень важно ссылаться на определения и общепринятые правила. Цель – доступно и развернуто объяснить предлагаемую тему.
Краткое построение сочинения:
Тезис: предложение – единица языка.
Первый аргумент: предложение является целостным и связанным по смыслу субъектом языка.
Второй аргумент: оно является частью текста, а текст – это единица языка.
Вывод: предложение действительно является единицей языка.
Пошаговый алгоритм написания сочинения-размышления
Напишите сочинение-размышление на тему «Что такое любовь?»
Здесь необходимо написать все свои мысли по данному вопросу. Сначала нужно будет раскрыть сам тезис, а уже затем подкреплять его аргументами. Доказательствами может выступать исходный текст, если он есть. В случае его отсутствия – использовать разные произведения и личный жизненный опыт. В конце необходимо высказать свое мнение относительно данного вопроса и подвести итог.
Краткое построение сочинения:
Тезис: любовь – это светлое бескорыстное чувство симпатии, которое человек испытывает к окружающим.
Первый аргумент: в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно наблюдать историю безответной любви, но все же это чувство окрыляло и Татьяну, и Евгения.
Второй аргумент: в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита» показаны настоящие чувства, которые испытывают главные персонажи друг к другу. Они помогают им преодолевать все преграды и испытания.
Вывод: любовь – это действительно огромная сила, которая способна делать человека счастливым.
Задания для подготовки к ОГЭ
Самым последним заданием, которое предстоит выполнить учащимся на ОГЭ по русскому языку – написать сочинение-рассуждение на одну из тем. Разберем задания поподробнее
Особенности задания 9. ОГЭ 2020 по русскому языку
Есть три группы заданий, в которых требуется выбрать одно сочинение из нескольких предложенных. В первом необходимо написать сочинение-объяснение на лингвистическую тему. Второе задание – сочинение-доказательство на поиск аргументов из текста. И третье – сочинение-размышление, необходимо ответить на поставленный вопрос.
Главное выбрать тот стиль, в котором писать получается лучше всего. Нельзя допустить речевых, грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, за это снижают баллы. Так что нужно запомнить, какие слова можно использовать в качестве дополнительных в каждом стиле.
Сочинение-рассуждение: алгоритм написания
1. Подход к сочинению как к творческой работе
Навык написания сочинения, в том числе сочинения-рассуждения по литературе, важен каждому ученику, независимо от основного направления его обучения. Сочинение является традиционным видом творческой работы, включающим репродуктивный, продуктивный и творческий уровни познания. То есть подготовка к сочинению соответствует основным целям образования: развитие мыслительной, коммуникативной и творческой деятельности. Сочинение также имеет признаки проектной работы, поскольку в результате ученик создает новый продукт (на основе других текстов, текста-образца). Ребенок может использовать сочинение как форму выражения собственных мыслей и эффективное упражнение в развитии речи и навыков риторики. Для учителя сочинение — возможность комплексно решить ряд задач в рамках текстоцентрической модели образования.
2. Выбор темы
В самом начале подготовки, при работе над сочинением в 5 классе, одна из основных задач учителя – сформировать и конкретизировать проблему-тему. Тема становится тезисом рассуждения, требующим доказательств.
Если обращаться непосредственно к темам сочинений ЕГЭ, то видна следующая тенденция. В 2016-2017 учебном году темы носили антонимичный характер: «Победа и поражение», «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». В этом году тоже прослеживаются противопоставления, однако они подталкивают к выбору: «Доброта или жестокость», «Месть или великодушие».
3. Формулирование проблемы
Проблема-тезис является мотивирующим элементом, она задает импульс всей дальнейшей работе над сочинением. Чем оригинальнее и даже парадоксальнее проблема — тем интереснее ученику выполнять задание. Такой подход вписывается в системно-деятельностную парадигму образования. Возможные формулировки проблем стоит обсуждать как можно чаще — это развивает в целом и дает материал непосредственно для экзамена (одна и та же проблема может подходить к разным темам). Формулировку можно назвать проблемной, если она дает импульс к вопросу или вопросам.
Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс».
4. Формулирование идеи
Идея объясняет, какой смысл мы хотим выразить в своей работе. Она не должна совпадать с проблемой-тезисом. Как правило, идея пишется в конце сочинения. При работе на уроке на начальных этапах учитель подсказывает возможные варианты. От идеи зависит выбор и построение аргументов, потому что они должны последовательно раскрыть мысль. Здесь уже применяются универсальные учебные действия, связанные с анализом и составлением синтаксического целого.
5. Выбор отрывков-аргументов
Итак, аргументы в сочинении-рассуждении по литературе должны подводить к выводу и отражать позицию автора. В отличие от сочинения по русскому языку, здесь аргументы объемнее, каждый из них состоит из блока частных аргументов.
На начальных этапах подготовки учитель помогает подбирать ключевые положения в тексте-источнике, цитаты из текстов и статей. Материалы могут быть заранее подготовлены учениками по критериям, после на уроке отбираются лучшие. На самом экзамене не предусмотрено наличие текстов, поэтому нужно научить детей не только вставлять цитаты, но и пересказывать их. Попытка точного цитирования на экзамене часто приводит к ошибкам.
Есть универсальные произведения, в которых отражены основные темы, проблемы. Речь, конечно, идет о «Капитанской дочке», «Войне и мире», «Преступлении и наказании». Можно также брать произведения советского периода («Сотников» Василя Быкова, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина, «Судьба человека» Михаила Шолохова), и современных авторов (Захара Прилепина, Михаила Тарковского и др.).
6. Работа над структурой
Структура сочинения-рассуждения по литературе строится по принципу: Тезис — Аргументы — Вывод. Это несколько отличается от привычной формулы (Вступление — Главная часть — Заключение). Тезис включает проблему и обоснование ее выбора. Проблема и идея становятся рамками сочинения. Как правило, приводится два или три аргумента, они состоят из нескольких абзацев.
Моделирование будущего сочинения предусматривает дифференцированный подход, зависящий от уровня подготовки учеников. «Слабым» ребятам достаточно подобрать цитаты и сделать их элементарный анализ. Усложненный вариант: расширение конспекта, составленного на уроке. Самые способные ученики могут самостоятельно развивать проблему на основе опорных положений.
Характеристика экзаменационного сочинения во многом задается требованиями КИМ. Например, планируемый объем не должен быть меньше 300 слов. Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадочных листа — нужно научить детей соотносить тетрадочные листы с форматными (А4). Не следует делать сочинение слишком длинным: больше объем — больше ошибок.
7. Развитие ключевых предложений и слов
Когда аргументы выбраны, их нужно развить. Коллективная устная работа помогает научить детей работать над ключевыми словами и предложениями. Вначале учитель задает возможные формулировки, мысли, обсуждает их с учениками. Составляется цитатный план будущего сочинения, краткий конспект содержания аргументов. В процессе обсуждения каждый школьник выбирает то, что ему ближе и включает в свои аргументы. Постепенно дети учатся развивать ключевые слова и предложения самостоятельно, а после применяют это на экзамене.
Примеры работы над сочинением-рассуждением
Доброта или жестокость
1. Берем первую часть антитезы и развиваем ее. Начинаем с вопроса, так проще организовать первую часть. Объясняем, почему затронули данную проблему.
Как можно определить понятие «доброта»? По моему мнению, доброта — это высокое душевное качество личности, которое в первую очередь проявляется в любви к ближнему. Добрый человек отзывчив, благожелателен, стремится помочь любому человеку. В произведениях русской литературы мы находим многочисленные примеры образов героев, проявляющих доброту. Однако среди них немало неоднозначных персонажей, которые, наряду с этим высоким качеством, допускают крайнюю жестокость.
2. Переходим ко второй части. Здесь удобно привести роман «Преступление и наказание», в котором показаны противоречивые, сложные характеры. Первым описываем Родиона Раскольникова.
Обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников неравнодушен к чужому горю. Он не раз проявляет доброту: спасает от насилия пьяную девочку, отдает последние деньги на похороны Мармеладова, защищает Соню, когда Лужин подло обвиняет ее в краже. Но тот же Раскольников формулирует чудовищную теорию. Суть ее в том, что убийство разрешается сильным личностям для воплощения их великих идей и улучшения тем самым качества жизни широких масс. Для проверки этой теории и определения своего места в мире Родион идет на убийство.
3. Упоминаем еще одного сложного персонажа произведения.
Другой персонаж романа — Свидригайлов — проявляет невиданную щедрость: оплачивает похороны Катерины Ивановны, устраивает ее детей в сиротские заведения, обеспечивает будущее Сони. Но в то же время на счету Свидригайлова несколько преступлений.
4. В первой части аргументации добавляем третьего героя (другого произведения), в котором также объединены доброта и жестокость.
На страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы неоднократно встречаем примеры проявления доброты Емельяном Пугачевым. Уважая Петра Гринева за твердость характера и верность долгу, он дарует ему жизнь, помогает спасти Машу. Но Пугачев в то же время — разбойник и жестокий убийца.
5. Первый блок аргументов завершен. Делаем вывод.
Эти литературные персонажи не лишены нравственных качеств. Светлая сторона их личности позволяет совершать добрые поступки. Но вместе с тем, все они оказываются способны на жестокие преступления. Именно поэтому, раскрывая понятие доброты, стоит отметить еще одну важную составляющую: высокие душевные качества — любовь к людям, стремление им помочь — должны проявляться всегда, а не от случая к случаю. Недоброжелательное поведение должно полностью исключаться, а это характерно только для духовно сильных людей, цельных личностей.
6. Переходим ко второму блоку аргументов, представляющему персонажей добрых, не проявляющих жестокость. Яркий пример находим все в том же «Преступлении и наказании».
Соня Мармеладова — олицетворение всепрощающей христианской любви к людям. Мораль у каждого своя. Для Сони аморально ничего не сделать для спасения Катерины Ивановны и ее детей от голодной смерти. Поэтому она жертвует собой и живет по желтому билету. Сила добра и нравственности Сони способна спасать озлобленные души. Она становится моральным наставником Родиона. Благодаря ей он приходит к духовному возрождению.
7. Поскольку существуют разные формы проявления доброты, приводим еще один пример. Если Соня — это образец личной нравственности, то Михаил Кутузов в романе «Война и мир» — внутренней доброты государственника.
Моральные убеждения этих героев никогда не позволят им совершить низкий поступок. В них отсутствует злоба и неприязнь к любому человеку, даже к преступнику и врагу. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что истинная доброта — это любовь и сострадание к другим людям. Добрый человек всегда сумеет простить оступившегося и протянуть руку помощи нуждающемуся. Счастье и радость ближнего для них — главная ценность. Доброта присуща духовно сильным, мудрым людям, для которых она является основой нравственной жизни.
«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)
1. Ставим проблему через характеристику основного понятия.
Доброта — это высокое душевное качество личности, которое проявляется в любви к ближнему, отзывчивости, стремлении помочь. Красота — это вызывающий восхищение внешний облик человека. Доброта характеризует внутреннее содержание человека, а красота — внешнее. Но так ли важен этот внешний блеск при отсутствии душевных качеств?
2. Ссылаемся на автора цитаты, поэта Генриха Гейне. Сразу показываем свое отношение к утверждению.
Генрих Гейне утверждал, что доброта лучше красоты. Я полностью согласен с мнением немецкого поэта и считаю, что красота без внутреннего содержания — просто пустая холодная оболочка. Кроме того, люди красивые, но бездуховные обычно бывают избалованными, лицемерными, порой жестокими. С ними неприятно общаться. Доброта же, напротив, являясь внутренней красотой человека, светит изнутри. Каждому из нас важны в жизни сочувствие, понимание, поддержка, поэтому доброта ценится больше, чем красота.
3. Переходим к аргументам типовой формулировкой.
В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.
4. В качестве примера приводим двух антитезных персонажей произведения «Война и мир».
Так, доброта гораздо важнее красоты для великого русского писателя Л. Н. Толстого. Противопоставляя характеры и поступки добрых и красивых героев романа-эпопеи «Война и мир», мы отчетливо это видим. Доброта и искренность Наташи Ростовой гораздо лучше холодной расчетливости эгоистичной красавицы Элен.
Наташа — любимая героиня писателя. Она не отличается красотой, но очень чуткая и отзывчивая девушка. Наташа искренне верит в людей, в любовь, всегда готова помочь. Ее добрая непосредственность способна возрождать к жизни. Когда, отчаявшись и разуверившись во всем, князь Болконский остался ночевать у Ростовых, он случайно подслушал разговор Наташи с Соней. Наташа так искренне восхищалась красотой ночи, что князь Андрей почувствовал желание жить, любить и быть счастливым. Наташа за всех переживает, ей не безразличны окружающие ее люди, будь то родные и близкие или совершенно незнакомые, но нуждающиеся в помощи. Вспомним эпизод, когда Ростовы покидали Москву и к их дому подвозили раненых солдат. Наташа упросила мать, чтобы та разрешила оставить их у себя в доме. Раненые остались. Но потом, когда Наташа узнала, что они всей семьей будут уезжать, а больных оставят одних на растерзание врагу, она пришла в ужас. Совершенно не думая о том, что останется без приданого, она отвоевала у матери подводы для раненых. На этих подводах Ростовы собирались вывозить ценные вещи из дома. Но Наташа даже не сопоставляет благополучие семьи и жизни солдат. Спасти людей для нее гораздо важнее.
Полная противоположность Наташе Ростовой — гордая Элен. Элен — яркая красавица, но в этом ее единственное достоинство. Она не отличается умом, холодна и порочна, руководствуется только личной выгодой. Элен способна на низкие и коварные поступки. Так, ради забавы она сводит юную и доверчивую Наташу со своим женатым братом Анатолем. Этот поступок не только расстроил женитьбу Наташи и Андрея, но и едва не погубил наивную девушку. Из расчетливости Элен вышла замуж за Пьера, так как понятие «любовь» для нее ничего не значит. После свадьбы она заводит любовную интригу с Долоховым, которая заканчивается дуэлью. «Где вы — там разврат, зло», — скажет о ней Пьер.
5. Подводим итог первого блока аргументов.
И мы убеждаемся, что красота — не главное, гораздо важнее духовная зрелость человека.
6. Берем пример из другого произведения — «Чучело». Второй блок аргументов тоже выстраиваем на противопоставлении.
Проблема противопоставления внешнего и внутреннего мира личности актуальна во все времена. Обратимся к произведению советской эпохи — повести В. Железникова «Чучело». Главная героиня, Лена Бессольцева, новенькая в классе. Она некрасивая, но очень доброжелательная, умная и тонкая девочка. Несмотря на юный возраст, Лена способна даже на самопожертвование. Она берет на себя вину дорогого ей человека Димы Сомова. Девочка до последнего терпит травлю класса, но не раскрывает имя «предателя», из-за которого не состоялась поездка в Москву. В противопоставление ей — красотка класса Шмакова. Так сложилось, что она знает, что класс выдал Сомов, который ей также нравится. Не без интереса и удовольствия Шмакова наблюдает за издевательствами одноклассников над совершенно ни в чем не виноватой Леной. Родители, к сожалению, не научили ее доброте. Урок гуманизма и высокой нравственности преподала ей маленькая, хрупкая Лена.
7. Подводим итог сочинения.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что доброта — это красота душевная и она гораздо важнее пустого внешнего блеска. С годами от красоты ничего не останется, а доброе сердце светит изнутри всегда и делает человека прекрасным. Добрый человек, как солнце, в лучах которого так хочется греться.
В представленных сочинениях некоторые аргументы вполне допустимо вычеркнуть для сокращения объема.