Что значит смм специалист
Кто такой SMM-специалист, что он делает и как им стать
В последнее время социальные сети из места для времяпрепровождения и общения с друзьями превратились в перспективные платформы для поиска клиентов и продвижения товаров и услуг. Сейчас у каждой компании есть не только сайт, но и страница в соцсетях, а малый бизнес чаще всего начинает путь к успеху именно с сообществ в интернете.
Успех во многом связан с тем, как ведут эти сообщества. Большинство бизнесменов и компаний предпочитает нанимать профессионалов, которые знают, как привлечь новых клиентов. Хорошие SMM-специалисты сегодня в цене.
Чем занимается SMM-специалист
SMM (Social Media Marketing) в переводе с английского языка обозначает «маркетинг в социальных медиа». Задачи SMM-специалиста — увеличение узнаваемости бренда, привлечение клиентов, реклама в соцсетях, в некоторых случаях — продажа товаров и услуг.
Сммщик разрабатывает стратегию продвижения, анализирует интересы целевой аудитории, выявляет конкурентов, следит за новыми трендами в нише. Эта профессия очень динамична, требует постоянно держать руку на пульсе и совершенствовать навыки, чтобы не отстать от конкурентов.
SMM-специалист — это мастер по коммуникации с аудиторией. Он умеет подобрать интересный и полезный контент, ведёт диалог с подписчиками, отвечает на вопросы, информирует о скидках и специальных предложениях, формирует позитивный имидж компании.
Именно SMM-специалист занимается составлением контент-планов, организацией регулярного наполнения страницы в соответствии с выработанной стратегией, а также работой с целевой аудиторией.
SMM для бизнеса: как раскрутиться в соцсетях
Обязанности и навыки SMM-специалистов
SMM-специалист полностью управляет процессом продвижения компании в медиасообществах. Его работу можно разбить на несколько крупных блоков:
Сммщик обязан разбираться в особенностях работы в популярных социальных сетях. Это позволяет правильно выбрать площадки для построения бизнеса, выработать успешную стратегию.
На начальном этапе выбираются соцсети, в которых присутствует целевая аудитория, проводится анализ конкурентов, определяется концепция группы. Специалист самостоятельно или с помощью дизайнера оформляет сообщество, подбирает аватар, обложку, стиль оформления постов.
На странице постоянно появляются новые посты, написанные в соответствии с согласованным контент-планом. SMM-специалист может писать и оформлять их сам либо привлекать других сотрудников. Содержание постов может быть очень разнообразно: это и новости компании, и оповещения о новых товарах и акциях, и развлекательный контент и так далее.
Ценным навыком является умение писать тексты, работать с картинками и видео, а также знание принципов поиска нужных картинок на фотостоках. Качественный контент — основа успешного развития сообщества.
17 сервисов для начинающего SMM-специалиста
Сммщик добивается этого разными путями: создаёт вирусные посты, розыгрыши и конкурсы для привлечения подписчиков, договаривается о сотрудничестве с лидерами мнений и популярными блогерами, продумывает рекламу в соцсети, чтобы люди могли увидеть конкретную услугу или продукт, которая их заинтересует.
Отметим отдельно: SMM-специалист должен разбираться в рекламе в социальных сообществах, но непосредственной настройкой и запуском рекламных кампаний в крупных фирмах занимается другой работник — таргетолог.
Важная часть работы SMM-менеджера — аналитика. Она позволяет определять, насколько хорошо работает выбранная стратегия и вовремя корректировать способ продвижения. Нужно знать всё о веб-аналитике, владеть инструментами, позволяющими анализировать трафик, конверсию, охват публикаций, а также эффективность различных стратегий.
7 терминов, которые должен знать каждый SMM-менеджер
Сколько получает SMM-специалист
Зарплата SMM-специалиста может рассчитываться по-разному: это может быть как фикс (обычно при работе в крупных компаниях), так и попроектная оплата. Расценки индивидуальны и зависят от опыта и компетенций работника, но мы приведём средние числа.
Не стоит забывать, что SMM — это одна из самых простых для входа сфер, и поэтому зарплаты для начинающих специалистов здесь сравнительно небольшие. Стажёры, не имеющие никакого опыта, получают по 15 000 рублей в месяц, молодые специалисты — от 30 000:
Зарплата опытных SMM-специалистов с портфолио успешных проектов в разы больше. Через несколько лет в профессии можно получать более 100 000 рублей в месяц:
Кроме того, со временем вы сможете открыть собственное SMM-агентство и зарабатывать значительно больше.
«Голый энтузиазм», или как я создала SMM-агентство с нуля
Как найти работу
Спрос на развитие бизнеса в соцсетях очень велик. Эта услуга актуальна как для частных лиц, оказывающих услуги либо предлагающие товары собственного производства, так и для крупных компаний. Соцсети — слишком мощный инструмент развития бизнеса, чтобы их игнорировать. Это миллионы пользователей, часть из которых может стать клиентами. Согласно исследованиям рынка труда, спрос на SMM-щиков стабильно растёт с 2016 года. Количество групп и сообществ в медиа-пространстве стремительно увеличивается, поэтому хорошие специалисты, способные показать высокий результат, нужны всегда.
Работать можно как в офисе, так и удалённо. Вы сами можете выбрать место работы и график, устроиться на постоянную работу со стабильной заработной платой либо самостоятельно искать клиентов в интернете. Профессия может быть как полноценной работой, так и дополнением к основному заработку. Начать карьеру можно с простого проекта для небольшой фирмы или индивидуального предпринимателя, а через пару лет вести соцсети крупных компаний.
Есть три основных способа поиска работы:
Как стать SMM-специалистом с Нетологией
Вы можете обучиться профессии самостоятельно: в интернете есть много полезной информации, которая может помочь разобраться с SMM, но она разрозненная, поэтому сложно систематизировать полученные знания. Практиковаться, исправлять собственные ошибки и искать ответы на возникшие вопросы придётся тоже самостоятельно. Этот путь можно пройти, но он долог, а результат непредсказуем.
Если вы хотите гарантированно освоить востребованную профессию и заниматься продвижением брендов в медиа-сообществах, лучше пройти специализированные курсы. Опытные преподаватели научат вас создавать выигрышные стратегии, расскажут о секретах работы в разных соцсетях, познакомят с эффективными инструментами для увеличения числа подписчиков.
Вы научитесь создавать чат-ботов, генерировать интересный контент, прокачаете свои коммуникативные навыки. Обучение сопровождается выполнением практических задач, поэтому вы научитесь выполнять их уверенно и качественно. Делая индивидуальные задания, задавая вопросы преподавателям, участвуя в воркшопах и вебинарах, вы овладеете высокооплачиваемой профессией и найдёте первых клиентов, а Центр развития карьеры поможет вам в трудоустройстве.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
СММ специалист — кто это, какие у него обязанности и сколько он зарабатывает?
СММ специалист кто это и как им стать? В этой статье собрана актуальная информация по профессии СММ специалист. Рассмотрим, что должен уметь специалист, сколько можно на этом зарабатывать (спойлер от 70.000 рублей) и где найти горячие вакансии удаленно или в офис. Из статьи вы узнаете, какие навыки нужно освоить, чтобы стать высокооплачиваемым сммщиком.
Содержание записи:
СММ специалист — кто это
Резюме СММ специалиста
Давайте сначала разберем что такое SMM, а потом уже, кто такой SMM специалист.
Social Media Marketing (Маркетинг в социальных сетях) — это комплекс действий нацеленный на взаимодействие с людьми, через социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, YouTube, FaceBook и т.д.). СММ помогает донести информацию о товаре или услуге до потенциальных клиентов с помощью рекламы, вовлекающего контента и прямого общения с аудиторией.
СММ специалист — это человек, который занимается развитием аккаунта работодателя в социальных сетях (в одной или в нескольких сразу) и отвечает за привлечение подписчиков, за общение с ними и формирование у них положительных ассоциаций с брендом.
Грубо говоря задача сммщик ненавязчиво направить подписчиков на выполнение необходимого для работодателя целевого действия (купить продукт, проголосовать за кандидата, перейти на сайт и т.д. Задач, которые можно решить с помощью СММ много).
Список обязанностей СММ специалиста:
Задачи СММ специалиста могут быть разные в зависимости от требований работодателя. Чтобы было понятно, давайте разберем список требований, который выдвигают работодатели, а потом разберем реальные обязанности СММ маркетолога. Как ни странно у нас получится два разных списка.
Список обязанностей по версии работодателя:
Сначала рассмотрим, какие требования предъявляют работодатели. Ниже я выписал список пунктов, взятый с 25 разных вакансий. Сразу скажу, чтобы вы не пугались, не все эти пункты должен выполнять СММ специалист:
Вас уже напугал весь это список обязанностей? Не переживайте, работодатели сами не знают, что именно должен делать СММ специалист и пытаются впихнуть 3 разные профессии в одну. Давайте разберем конкретно, что именно должен делать СММ менеджер, а что нет.
Реальный список обязанностей SMM-щика:
Реальные обязанности СММ специалиста
Привет. Я тут записал небольшой курс про то, как я создаю свои проекты с нуля, продвигаю их и зарабатываю. Будешь участвовать?
Чтобы было легче понять список обязанностей СММ-маркетолога, давайте разделим их на 5 логических групп: планирование, работа с контентом, привлечение подписчиков, взаимодействие с подписчиками и аналитика.
Группа обязанностей 1: Планирование
В первую очередь СММ специалист должен уметь выстраивать правильную стратегию взаимодействия с подписчиками. В этой стратегии должно быть четко отображено, какие именно действия нужно сделать, чтобы подписчики стали доверять больше, становились лояльнее и начали выполнять необходимое для работодателя целевое действие (к примеру целевое действие это продажа товара или услуги). В эту группу входят следующие пункты:
Пункт 1: Сбор информации:
Задача сммщика собрать все возможные данные про свою целевую аудиторию и провести анализ конкурентов. Маркетолог должен узнать, что волнует аудиторию, чего она боится, в каких местах она находится, какие «крючки» на нее действуют и т.д. Сммщик должен знать, на что давить, чтобы вовлечь пользователей в общение. В этом ему поможет следующий пункт.
Пункт 2. Составление контент плана:
Контент план — это календарь публикации постов. Он нужен для того, чтобы не впасть в творческий кризис. В отличие от сайта, в соц. сетях нужно размещать контент каждый день, причем по несколько раз и контент план поможет вам в этом. В плане отображены темы постов, дата и время публикации и полученный результат от этого (лайки, расшаривания, комментарии).
Пример контент плана для соц. сетей
Группа обязанностей 2: Работа с контентом
Пункт 1. Умение писать хороший текст:
Контент в соц. сетях — это в большинстве своем текст. Умение написать вовлекающий аудиторию в диалог текст, это главный и самый необходимый навык смм специалиста. При этом никто не запрещает работать в паре с профессиональным копирайтером.
Пункт 2. Поиск или создание фото/видео/аудио дополнений к посту:
Помимо текста, специалист должен подбирать правильные изображения и видео материалы, которые зацепят целевую аудиторию. В создании изображений и видео помогут простые фото, видео редакторы такие как Adobe Photoshop и Sony Vegas (благо бесплатных обучающих материалов по этим программам огромное количество).
Группа обязанностей 3: Привлечение подписчиков
После того, как стратегия продвижения, контент план и сам контент готовы, SMM специалист начинает привлекать целевую аудиторию. Для этого маркетолог должен знать, какие рекламные инструменты предлагает соц. сеть и какие еще способы привлечения подписчиков есть. Разберем основные способы привлечения с которыми работает СММ специалист.
Пункт 1. Таргетированная реклама:
Первый рекламный инструмент с которым сталкивается любой сммщик — это таргетированная реклама.
Таргетированная реклама — это точечная реклама по группам пользователей объединенным общими признаками. Например, можно старгетироваться на мужчин, 25-35 лет, которые интересуются авто тематикой или состоят в определенных автомобильных группах. Точно также можно настроить рекламу на любую другую аудиторию выбрав нужные характеристики (пол, возраст, интересы, уровень достатка, образование, группы и т.д.).
Таргет — очень гибкий рекламный инструмент, но к сожалению он позволяет собирать не все аудитории. Дополнительно Smm менеджеры используют сторонние программы/сервисы по парсингу аудиторий, на которых нет возможности настроить рекламу, через стандартный рекламный кабинет (пример сервисов: Церебро Таргет, Таргет Хантер и т.д.). Работодатели, к слову, рассматривают тех кандидатов, которые умеют работать со сторонними парсерами.
Пункт 2. Поиск аккаунтов для размещения рекламы:
Другой способ привлечь подписчиков, это найти аккаунты (группы или паблики) в которых обитает целевая аудитория и выкупить там рекламное место. Это так называемый «посев контента». Задача СММ специалиста с помощью «посевов» привлечь из таких аккаунтов, целевых подписчиков по минимально возможной цене.
Пункт 3. Работа с лидерами мнений и блогерами:
Еще один способ привлечения подписчиков, которым должен владеть СММ специалист — это работа с лидерами мнений и блогерами. У блогеров и лидеров мнений очень лояльная аудитория. Если такой лидер скажет, что ваш сервис очень полезен и он им пользуется, то его подписчики послушаются и вступят в рекламируемую группу, попутно выполняя необходимое целевое действие.
Пункт 4. Взаимные публикации (партнерство):
Примерно то же самое, что и пункт 2, но с оговоркой. СММ специалист ищет аккаунт косвенных конкурентов, которые работают с той же целевой аудиторией и заключает соглашение о взаимном обмене постами. Также он может договариваться о партнерстве и создании общих конкурсов, акций и розыгрышей. Таким образом оба участника обменяются подписчиками и получат условно бесплатный прирост пользователей.
Пункт 5. Привлечение за счет расшариваний:
Это так называемый вирусный эффект. Смм специалист стремится создать такой контент, которым подписчики с радостью будут делиться у себя на стене, показывая тем самым пост своим друзьям и увеличивая охват публикации. К этому способу также относятся конкурсы и акции, в которых могут участвовать подписчики, взамен на репост к себе на страницу.
Пример вирусного контента
Группа обязанностей 4: Взаимодействие с подписчиками
На самом деле взаимодействие с подписчиками, это скорее задача менеджеров по работе с клиентами, но часто эти обязанности выполняют СММ специалисты, поэтому рассмотрим, что именно входит в эту группу.
Пункт 1. Общение с подписчиками:
Оперативные ответы подписчикам в комментариях, обсуждениях, сообщениях сообщества и прочих каналов связи в выбранной социальной сети. Консультирование пользователей касательно стоимости продукта, характеристик, доставки, упаковки, доп. услуг и прочего. При необходимости сммщик может подключать менеджера по продажам.
Пункт 2. Модерация аккаунта:
Модерация — это чистка группы от ненужных комментариев и подписчиков. Сюда попадает удаление спама, мата, излишне агрессивных (не конструктивных) комментариев и комментаторов. Задача СММ специалиста держать площадку работодателя в чистоте, чтобы доверие новых подписчиков не было подорвано большим количеством спама или нецензурщины.
Пункт 3. Отработка негативной реакции:
Сложный, но очень важный момент, это контролировать негативную ситуацию и переводить ее в нужное русло. Рано или поздно возникает негативный отклик на действие работодателя, например кому-нибудь доставили бракованный товар. Недовольный клиент на эмоциях начнет писать в соц. сети, какая фирма плохая. Сммщик должен уметь выслушать и успокоить этого клиента, в идеале решив его проблему или передав ее соответствующему менеджеру.
Группа обязанностей 5: Аналитика
Маркетолог работающий с соц. сетями должен уметь анализировать, как входные данные, так и результаты своей работы. В эту группу попадают следующие пункты:
Пункт 1. Анализ первичных результатов и корректировка контент плана:
После 1-2 недель работы, будут видны первые результаты от выбранной стратегии продвижения. Задача сммщика отследить темы, комментарии, посты и предложения, на которые подписчики лучше реагируют. А затем скорректировать контент план согласно полученным данным, убрав то, что людям не интересно.
Пункт 2. Анализ рекламы и корректировка плана продвижения:
Специалист не может себе позволить один раз настроить рекламу и забыть про нее. Выбор рекламных площадок, тестирование новых идей и аудиторий, это процесс постоянно повторяющийся. Сммщик должен уметь анализировать результаты рекламных кампаний и вносить соответствующие изменения в план продвижения, стараясь найти канал, через который работодатель будет получать дешевых подписчиков в большом количестве.
Пункт 3. Предоставление отчетов:
Работодатель должен понимать, что именно сделал специалист и какой результат от этого получился. Чаще всего SMM менеджер предоставляет работодателю отчет в excel таблице о проделанных работах, потраченном бюджете, результате по дням/неделям и прочей аналитической информации. Задача тут простая — научиться составлять отчеты (пример отчета ниже).
Как стать SMM специалистом с нуля
Есть три способа стать сммщиком это: платные курсы, самостоятельно обучение и стажировка в агентствах с нуля. Платных курсов огромное количество и рекламировать их, я не собираюсь, кто хочет платить за обучение, быстро найдет подходящий курс. Ниже мы рассмотрим вариант с самостоятельным обучением, а затем посмотрим, как искать рекламные агентства в которых можно осваивать СММ с нуля (еще и зарабатывать на этом).
Как стать СММ специалистом бесплатно:
Как стать SMM специалистом
Начните изучать информацию из открытых источников и блогов. Сейчас по теме СММ очень много бесплатных курсов, которые введут вас в тему и позволят начать разбираться в основах. Также начните посещать бесплатные вебинары посвященные СММ профессии.
Чтобы оттачивать практические навыки, заведите свой паблик или блог по интересам — это будет ваше поле для тестирования идей. В дальнейшем ваш блог начнет приносить заказы на СММ продвижение, но об этом пока рано думать.
Можете поискать среди своих друзей, родственников и знакомых тех, кто занимается бизнесом и предложить им свою бесплатную (или за умеренные деньги) помощь. Так вы сможете на реальном примере понять, как работать с заказчиками и возможно у вас получится упаковать свой первый результат в кейс, который в будущем будет приносить новых клиентов. Как минимум сможете набить руку с минимумом стресса.
Книги про основы СММ продвижения:
Есть очень много хороших книг посвященных СММ продвижению. Привожу тут пример книг с Озона, чтобы вы могли почитать отзывы и решить, стоит ли ее читать. Также некоторые книги есть в открытом доступе.
Этих пяти книг вам хватит, чтобы разобрать все основы и понять, как работает СММ сфера. После чего можно будет идти на биржи фриланса и начинать брать недорогие заказы, набираясь опыта и набирая себе портфолио. Это конечно логично, но старайтесь выполнять проекты качественно. Если в вас увидят полезного исполнителя, вас начнут рекомендовать другим заказчикам.
Вакансии в СММ сфере без опыта
У вас нет опыта, но вы сразу хотите идти в бой и пробивать себе путь наверх? Ну, тогда вам повезло, в этой сфере есть множество фирм, которые хотят вырастить своего СММ специалиста. Открывайте любой сайт вакансий и вбивайте в поиск «SMM». Затем ставьте фильтр «без опыта» и выбирайте подходящую фирму. Например на одном только HeadHunter на момент написания статьи красуется 61 вакансия в СММ сфере. Причем оплата специалиста без опыта варьируется от 20 до 60 тысяч рублей.
SMM специалист вакансии без опыта
Также есть множество групп в соц. сетях, в которых владельцы пабликов выкладывают «вакансии» (в большинстве своем хотят бесплатных специалистов). Можете найти такие группы по ключевому слову «администратор групп» или «поиск админов». Но сразу готовьтесь к тому, что платить вам не будут или будут совсем мало. Размещу тут пример одной такой «вакансии», чтобы вы поняли, на что именно рассчитывают владельцы пабликов.
Пример «чудо» вакансии
А сколько можно зарабатывать, если набраться опыта?
Вот это хороший вопрос, максимальную зарплату, которую я смог найти варьируется от 100 до 150 тысяч рублей. Но при этом опыт работы должен быть от трех лет. Тут уже вам решать, насколько сильно вы хотите продвинуться в этой сфере. Просто помните, что денежный потолок у СММ специалиста достаточно высоко.
Подведем итоги
Я думаю у вас отпал вопрос «кто это — СММ специалист». Теперь вы знаете, какие требования предъявляют работодатели и что конкретно вам нужно освоить. Буду честным, в этой сфере большая конкуренция, но действительно хороших специалистов не так много. При этом большинство специалистов предпочитают работать в качестве фрилансеров и вести за раз несколько проектов.
Также не стоит забывать, что многие фирмы заинтересованы в выращивание своих собственных СММ специалистов и это также играет вам на руку. Вы можете быстро набраться опыта в каком-нибудь рекламном агентстве и постоянно повышать свои навыки. Так со временем у вас получится выйти на доход в 100-150 тысяч рублей в месяц и стать известным специалистом в этой сфере. Главное продолжайте учиться и пробовать новое.
На этом все. Если вы дочитали до сюда, оцените статью, мне важно ваше мнение по поводу публикации такого контента. Успехов в обучении.
SMM-менеджер: кто это, сколько зарабатывает, какие задачи выполняет и где на него учиться
SMM-специалист – относительно новая профессия, поэтому вокруг нее достаточно много вопросов. Кто-то хочет в нее зайти, но не знает, с какой стороны. Кто-то уже работает в SMM, но не понимает, как развиваться дальше и зарабатывать больше.
В этой статье мы рассказываем, чего от SMM-специалиста ждут работодатели и заказчики, где приобрести эти навыки, а также даем советы по поиску работы. Новичкам – welcome к прочтению. Бывалые, делитесь опытом и лайфхаками в комментариях =-)
Чем занимается SMM-специалист
Когда говоришь родственникам и друзьям, что работаешь в SMM, они представляют, как правило, одну из двух картин.
Картина первая: ты сидишь на пляже с коктейлем, постишь картинки в Instagram и гребешь деньги лопатой.
Картина вторая: постишь картинки в аккаунт клиента и потом выпрашиваешь знакомых поставить лайк.
Еще есть руководители и собственники бизнеса, у которых о продвижении в соцсетях свое представление. Например, что SMM-специалист должен постить 30 постов и 30 Stories в месяц, организовывать PR-ивенты, работать в Photoshop, After Affects, Premiere Pro, настраивать таргетированную рекламу, модерировать сообщества, и все это – за 15 тыс. р. Например, вот вакансия на должность SMM-специалиста на HeadHunter:
Работа с 4 соцсетями, пятидневка с 10 до 18, поиск блогеров и партнеров. Зарплата – 20 000 р. И это Москва
СММ-специалист – очень широкая сфера, в которой появилось много узких направлений: стратег, таргетолог, копирайтер, сторисмейкер и т.д.
Когда я пришла в «Текстерру», у меня уже был разнообразный опыт в сфере СММ. Мне пригодились все навыки, полученные ранее.
Когда работаешь SMM-специалистом, нужно уметь общаться с клиентом. Не просто «красиво» коммуницировать, а слышать его, понимать его потребности и цели, максимально четко без «профессионального жаргона» рассказывать, как именно будет строиться работа, что значат все эти цифры. Дело в том, что зачастую клиенты, которые обращаются за помощью в СММ-продвижении, не имеют опыта и глубокого понимания соцсетей.
Потом нужно создать стратегию продвижения. Это основной и важный документ, по которому строится дальнейшая работа. Это тоже входит в мои обязанности как СММ-специалиста.
Далее в мои обязанности входят подготовительные работы: создание контент-плана, подготовка рекламного кабинета, создание рекламных креативов, анализ аудитории, анализ конкурентов, создание и проработка гипотез, прорисовка портретов аудитории.
Иногда приходится создавать визуальное оформление для клиентов и их соцсетей самостоятельно, не прибегая к помощи дизайнеров (например, нужно что-то простое и несложное) или подправить уже готовый креатив. Поэтому СММ-специалист должен уметь пользоваться графическими редакторами и приложениями. Навыки дизайна и чувство вкуса тоже должны быть.
Написание и корректировка текстов для ленты, создание stories – это тоже входит в обязанности СММ-специалиста. В создание stories может входить и монтаж видео, и написание сценария, и визуальное оформление.
Модерация сообщений и комментариев тоже нередко лежит на СММ-специалисте. Важно знать, как правильно и круто ответить, как обработать негатив.
По рекламе тоже много обязанностей: подготовка стратегии, создание рекламных объявлений, запуск рекламы, ежедневное отслеживание и оптимизация рекламных кампаний.
Также СММ-специалисту неплохо уметь создавать контент – снимать видео и фото. Например, для некоторых клиентов мы сами проводили фото- и видеосъемку.
Плюсом ко всему, параллельно с остальными задачами остается общение с клиентом. Нужно рассказывать ему, что происходит с проектом, готовить еженедельную и ежемесячную отчетность.
Конечно же, сммщик еще обязан быть в курсе последних новостей и мемасов, быть на волне современной поп-культуры и при этом понимать продукт клиента.
Обязанностей у СММ-специалиста много. Сложно сказать, что пригодится конкретному человеку, потому что набор навыков варьируется от проекта к проекту.
В агентствах обязанности СММ-специалиста часто распределены между несколькими сотрудниками, потому что над одним проектом трудится целая команда. Но сммщик должен понимать принципы работы каждого сотрудника, уметь его заменить – без этого построить грамотную стратегию не удастся.
Получается, что SMM-щик должен делать кучу всего и при этом зарабатывать меньше того же программиста, который знает 1-2 языка программирования? Зачем тогда вообще идти в эту сферу?
На самом деле, все одновременно так и не так. Есть SMM-специалисты, которые действительно работают в офисе. Есть те, кто ведет крупных клиентов, попивая коктейль на Бали.
Есть работодатели, которые хотят обойтись без услуг профильного агентства и ищут одного человека – его можно будет нагрузить всеми видами работы и сэкономить деньги. А есть те, кто понимает, что SMM не может быть дешевым, готов нормально платить и ищет человека с определенными навыками. Вот еще одна вакансия:
Все это говорит одновременно о многом и ни о чем: можно работать одновременно во всех соцсетях и зарабатывать 20 тыс. р., а можно базово знать построение стратегии в паре соцсетей, уметь обращаться с инструментами и зарабатывать около 80 тыс. р.
Что нужно знать и уметь SMM-специалисту
Но есть и компетенции, которые помогут SMM-специалисту повысить шансы на хорошую работу. Один человек вряд ли сможет работать по всем указанным ниже направлениям качественно: обычно подобные услуги оказывает команда специалистов. Но чем больше этих навыков у вас есть, чем больше они развиты, тем лучше.
Главные навыки для СММ-специалиста, которые нарабатываются со временем на реальных проектах:
Стратегия
Со стратегии все начинается и на ней все строится. Умение писать тексты и постить картинки не будет таким ценным, если SMM-специалист не знает, для чего он этого делает.
Стратегия для каждого бизнеса будет выглядеть по-разному. Выявить потребности и цели бизнеса клиента можно с помощью брифинга.
Затем SMM-специалист на основе полученных данных составляет стратегию. Вот как она может выглядеть:
Онлайн-продвижение сети кофеен в Ульяновске
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Угрозы
СММ-стратегия – первый и важный документ после договора и брифа. Скажем так, это некая инструкция для бизнеса по продвижению в соцсетях. На стратегию опирается вся команда при работе с проектом.
Чтобы создать мощную стратегию, нужно глубоко погрузиться в бренд и / или продукт / услугу.
Если бренд уже существует в соцсетях и пришел к нам за помощью, мы сначала изучаем его соцсети: контент (тексты и визуал), вовлеченность, аудиторию, рекламу, все активности. Потом из этого выстраиваем новую стратегию, ориентируясь на цели, которых хочет достичь клиент.
Стратегия может корректироваться в течение всего времени работы с клиентом, но кардинально и резко (а главное – часто) ничего менять нельзя. Например, не получится добиться хороших результатов, если клиент пришел с задачей продавать только верхнюю одежду премиум-качества (где мы в стратегии и в контенте подробно отрабатываем возражения, почему пальто не может стоит 5 тыс. р.), а потом через 1,5 месяца работы сказать, что теперь будут продаваться вещи и за те самые 5 тыс. р. Такие перепады не дадут даже понять эффективность стратегии и ее реализации. Другое дело, если клиент решил помимо люксовых пальто продавать люксовые кожаные куртки – здесь как раз и произойдет мягкая коррекция стратегии.
Сама работа со стратегией обычно подразумевает следующее:
После этого уже можно создавать контент-планы, дизайн, заниматься оформлением аккаунта, создавать рекламные креативы и т.д.
Подробно о построении SMM-стратегии мы писали в статье «Пошаговый план продвижения в социальных сетях».
Контент-маркетинг
В соцсетях продает контент, а не прямая реклама в стиле «купи-купи-купи!». Поэтому SMM-специалисты и интернет-маркетологи озабочены созданием ценного, потенциально вирального контента, который принесет бизнесу узнаваемость, лояльную аудиторию и продажи.
SMM-специалисту нужно понимать, как контент продает, какой контент подходит для освещения той или иной темы, что хочет видеть аудитория, и как создавать этот контент. С этим помогут насмотренность и практика, анализ целевой аудитории и конкурентов, а также отслеживание трендов социальных сетей.
Копирайтинг
Копирайтинг – большая профессия, существующая отдельно от SMM, но навыки написания текстов у специалиста по продвижению в соцсетях все же должны быть. Вот какие тексты точно нужно уметь писать:
Помимо этого, каждый желающий развиваться в интернет-маркетинге может освоить и другие форматы: тексты для e-mail-рассылок, сайтов, лендингов, SEO-материалов. Такие тексты не имеют прямого отношения к соцсетям, но помогут расширить список компетенций и предложить заказчику новые виды продвижения, а также повышать свой доход.
Работа с изображениями и видео
В агентстве SMM-специалист обычно не занимается созданием визуалов к постам. Чаще всего это работа дизайнеров. Однако без базовых навыков работы в графических редакторах работать будет сложно.
Умение представить визуал к тексту помогает SMM-специалисту взаимодействовать с дизайнерами и ставить им техническое задание, а для фрилансера этот навык вообще незаменим: не у каждого начинающего специалиста есть возможность привлечь дизайнера со стороны. Штатным SMM-специалистам – тем, кто работает в компании – тоже нужно уметь делать картинки и общаться с коллегами-дизайнерами.
Вот какие изображения нужно уметь делать:
Разные виды изображений в соцсетях: обложка во «ВКонтакте», пост в Instagram и Stories
О форматах изображений в интернете мы писали в статье
Видео – отдельный формат, который SMM-специалисту тоже стоит использовать. По статистике Animoto, видеореклама чаще других форматов выступает в качестве первого соприкосновения пользователя с брендом, а 1 из 4 пользователей совершили покупку, посмотрев Stories в Instagram.
Если вы умеете не только делать картинки, но и монтировать видео, ваша ценность как специалиста существенно повысится.
Таргетированная реклама
Таргетинг – один из основных способов продвижения в соцсетях. Это реклама, которая «бьет точно в цель». С ее помощью продавцы детских колясок могут найти мамочек, а развивающиеся компании – квалифицированных специалистов в штат.
Такую рекламу настраивать непросто: практически во всех соцсетях есть свои особенности и требования. Поэтому SMM-специалист и таргетолог – разные профессии.
Однако иногда бренд не может позволить себе и SMM-специалиста, и таргетолога. Тогда настройка таргетинга ложится на плечи специалиста по продвижению в соцсетях. Внимательно читайте руководства соцсетей по рекламным кабинетам и объявлениям. Чаще всего там есть все необходимые сведения о форматах картинок, видео и текстов для рекламы.
Фрилансерам навык настройки рекламных кампаний тоже будет полезен – можно будет увеличивать средний чек, предлагая своим клиентам больше услуг.
Комьюнити-менеджмент
SMM-специалисту часто приходится общаться с аудиторией в Direct, личных сообщениях и комментариях. Нужно научиться оперативно реагировать на обратную связь от подписчиков и клиентов.
Чтобы заниматься комьюнити-менеджментом, нужно быть грамотным. Потому что ответы от лица бренда – это достаточно ответственное дело в плане репутации, а ответы с ошибками – это «ну такое».
Обязательно быть позитивно настроенным и сотню раз в день напоминать себе, что, даже если человек негативит, комьюнити-менеджер не имеет права скатываться в негатив в ответ.
Быть в любой ситуации максимально лояльным и вежливым иногда тяжеловато, но без этого никак.
Аналитика и отчетность
SMM-специалисту нужно уметь не только продвигать аккаунты в соцсетях, но и грамотно оценивать результаты:
Не каждый клиент просит отчеты о проведенной работе. Однако их все равно нужно делать, чтобы отслеживать прогресс и своевременно корректировать стратегию, если необходимо.
Где учиться SMM
Высшее образование в этой сфере чаще всего не нужно. Помехой оно не будет, но и «буст» на старте вряд ли даст.
Мы стараемся не брать людей с высшим образованием, так как ребята ожидают какой-то манны небесной, а работать не хотят. Обычно приходят кандидаты с пачкой курсов от популярных блогеров, а на деле абсолютно ничего не понимают в SMM. Основной упор мы делаем на оценку собственных социальных сетей, также на анализ кейсов в портфолио специалиста.
Если вы хотите научиться комплексному SMM, то для начала можно посмотреть бесплатные материалы в интернете. Например, у «Текстерры» есть подборка из 114 статей и видео для SMM-специалистов. Уже после ее прочтения можно узнать много нового.
Есть и платные курсы, которые проводят образовательные площадки, эксперты и агентства. После них – практика, практика и еще раз практика. Остановимся подробнее на нескольких курсах.
Курсы от агентств
Чему научат: работать с соцсетями (Facebook, Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники») и их алгоритмами, анализировать ЦА и конкурентов, выстраивать SMM-стратегию, делать контент, настраивать таргетированную рекламу и анализировать результаты.
Длительность обучения: 9 недель.
Стоимость: от 16 500 р.
Чему научат: составлять SMM-стратегию, проводить брифинг с клиентом, устанавливать KPI, анализировать свои площадки и конкурентов, составлять портрет аудитории, разрабатывать TOV бренда и рубрикатор, настраивать таргет и работать с блогерами.
Длительность обучения: 5 модулей, в каждом 5 уроков длительностью от 60 до 100 минут.
Стоимость: 29 990 р.
Онлайн-площадки
Чему научат: составлять стратегию, работать с текстами, фото и видео, настраивать платную рекламу, общаться с подписчиками, выстраивать работу в команде и с клиентом, автоматизировать процессы с помощью чат-ботов, работать с инструментами SMM-специалиста.
Длительность обучения: 35 недель.
Стоимость: 99 900 р., есть рассрочка и скидки.
Чему научат: делать контент-план, составлять портрет ЦА и сегментировать ее, настраивать таргетированную рекламу в VK и FB, работать с бюджетом и аналитикой, продвигать продукты в Instagram, модерировать соцсети.
Длительность обучения: 4 недели.
Стоимость: 11 370 р.
Чему научат: основам SMM, работе с базовыми соцсетями («Одноклассники», ВКонтакте, Facebook), работе с аудиторией, настройке таргетинга.
Длительность обучения: 4 недели, можно закончить досрочно.
Стоимость: бесплатно, но для получения сертификата нужно будет оформить подписку на Coursera.
Курсы от экспертов
Чему научат: составлять SMM-стратегию, анализировать аудиторию, работать с контентом, блогерами, делать отчеты. Курс подходит для «продолжающих» специалистов, которые уже знакомы с основами SMM.
Длительность обучения: 48 онлайн-занятий,
22 часа + тесты и экзамены.
Чему научат: анализировать потребности аудитории, искать темы для постов, писать тексты, делать визуалы для публикаций, составлять финансовую модель SMM, нивелировать негатив в соцсетях.
Длительность обучения: 106 коротких уроков, которые можно проходить в своем темпе.
Стоимость обучения: от 3 999 р.
Виды занятости SMM-специалиста
SMM-специалист может работать практически как угодно: на себя, в штате клиента, в агентстве, специализирующемся на продвижении в соцсетях.
Рассмотрим основные виды занятости SMM-специалиста.
Работа в штате
Чаще всего занятый в штате SMM-специалист занимается ведением корпоративных соцсетей: пишет посты, публикует их, отвечает подписчикам в комментариях и в Direct, иногда – консультирует потенциальных покупателей, настраивает таргетированную рекламу, ищет подрядчиков (дизайнеров, копирайтеров, прочих специалистов).
Моя основная задача – ведение корпоративных соцсетей: Instagram, TikTok, LinkedIn, «Вконтакте», Facebook. Я составляю контент-план на месяц, пишу посты. Материалом для них служит обработанная информация из интернета, комментарии сотрудников для СМИ. Часто я общаюсь с коллегами на нужную мне тему, чтобы получить информацию от экспертов.
Также я создаю визуал – фотографирую сотрудников или делаю предметную съемку для постов, для каких-то внутренних нужд компании. Я снимаю и монтирую видео – создаю ролики для TikTok, видео для Stories. Когда это необходимо, настраиваю таргет на вакансии компании. Еще я модерирую соцсети – отвечаю на сообщения в Direct. Итоги работы в соцсетях тоже на мне: я делаю еженедельные и квартальные отчеты.
Моя первостепенная задача как руководителя команды SMM – разработка и реализация стратегии присутствия и развития соцсетей GeekBrains.
Я организую работу команды SMM и внештатных авторов и подрядчиков, выстраиваю все процессы. На мне также, найм, тайм-менеджмент людей, постановка задач команде, дизайнерам и копирайтерам. Вместе мы создаем и публикуем контент. А еще занимаемся продвижением у инфлюенсеров, работой на привлечение новых подписчиков с помощью менеджеров по работе с блогерами и таргетологами.
В обязанности моей команды входит анализ конкурентов, участие в стратегических и партнерских проектах, создание спецпроектов и инфоповодов как в соцсетях, так и в целом – совместно с маркетинговой командой. Также мы проводим прямые эфиры с приглашенными спикерами и с нашими выпускниками.
Отдельный блок работы – модерация сообществ, ответы на комментарии, на сообщения, отработка негатива. Если негатив локального масштаба, мы можем отработать его собственными силами. Если это необычная задача или серьезная негативная история, требующая дополнительных вмешательств, то, как правило, она обрабатывается совместно с PR-департаментом и с командой бренд-менеджмента.
У нас есть четкая матрица скиллов, в которой указаны группы навыков для соответствия junior, middle и senior. Например, владеть редакторами от Adobe, монтировать видеоролики, формировать кастомные отчеты в системах аналитики, настраивать таргетированную рекламу, события или уметь общаться с клиентами. Однако мы можем взять человека, даже если он совсем не в теме, и прокачать его.
Самое главное для штатного SMM-специалиста – знать продукт и бренд. Часто бывает так, что штатный специалист по продвижению «появляется» совсем из другой профессии.
Мы находимся в регионе (Крым), в котором дефицит кадров. Это стало толчком к разработке своих практик к подбору и обучению персонала. Часто мы нанимаем и обучаем сотрудников других профессий с нуля вместо того, чтобы найти готового специалиста. Это вынужденный шаг, потому что компания на этапе масштабирования, и мы ведем параллельно несколько сложных проектов. И у нас очень узкая специализация. На рынке подходящих людей вообще мало.
Идеального кандидата можно искать годами. Мы танцуем от человека. Если кандидат
надо пробовать. Смотреть, что у него получается, корректировать и довешивать функционал.
Даем соискателям очень общее, но объемное тестовое задание на 2-3 дня плотной работы. Далее под человека рисуем позицию, исходя из текущих потребностей в разных отделах. Через неделю возвращаемся к обсуждению задач. Через месяц стажировки решаем, принимаем ли на работу.
Работа в агентстве
У SMM-специалистов в агентствах разнообразные задачи:
Я работаю в таком формате суммарно полтора года. За это время сменила работу 1 раз. На обоих местах работы я занималась практически всем: писала тексты, иногда – делала картинки, публиковала посты, общалась с аудиторией, настраивала таргетированную рекламу, ставила задачи дизайнерам и копирайтерам, делала регулярные отчеты и срезы, общалась с клиентом, участвовала в процессе согласования материалов.
Большой плюс работы в агентстве в том, что можно работать с настоящими гигантами бизнеса – компаниями и корпорациями, которые у всех на слуху.
Сложно сказать, как приобрести навыки, которые требуются в агентстве, потому что заранее практически невозможно знать все свои задачи. В основном опыт приходит с практикой.
Критически важным качеством специалиста мы считаем бизнес-ориентированность. Под ней подразумеваются организованность, умение оцифровать результаты своей работы в бизнесовых показателях: лидах, Engagement rate (ER) и других метриках.
Обязательным этапом отбора является тестовое задание, но даже если оно выполнено не идеально, сама нацеленность кандидата на результат может склонить выбор будущего руководителя в его пользу. А какие-то знания и навыки всегда можно при желании «подтянуть». У нас есть своя академия IMBA.
Во время собеседования я обращаю внимание на реальность кейсов и может ли человек рассказать о проведенной работе. Смотрю, какими терминами он пользуется. Задаю углубленные вопросы. Если кандидат «вязнет», прошу сделать небольшое тестовое задание «на лету».
SMM-специалисты, как и другие сотрудники, занятые в digital, негласно делятся по уровням: junior, middle и senior. Нельзя точно сказать, что у каждого уровня есть какие-то закрепленные обязанности. Но зачастую у специалистов с большим опытом задачи более сложные и глобальные. Так, senior-специалисты нередко занимаются руководством и координацией других SMM-специалистов.
На старте ожидания от специалистов разного уровня будут неодинаковы: если Junior может иметь минимальный опыт и начальные знания, потому что ему предстоит работать под чьим-то руководством, то статус Middle предполагает способность действовать автономно и брать в работу не один, а до пяти проектов. SMM-щика уровня Senior рассматриваем уже как руководителя проектов: он должен иметь за плечами опыт работы с разными направлениями бизнеса, стратегически мыслить и держать руку на пульсе не только российского, но и мирового SMM.
Джун должен уметь писать цепляющие тексты, делать симпатичные картинки для постов, монтировать stories, пользоваться софтом для отложенного постинга. Мидл должен знать то же самое, что и джун, только еще уметь анализировать блогеров и создавать коллаборация с ними, составлять маркетинговые стратегии, делать отчеты. Сеньор должен креативить. Его основная задача – думать out of the box, иметь нестандартный склад ума. Тут уже идет индивидуальный отбор.
На старте работы от начинающего специалиста я жду полного погружения и интереса к проекту, желание развиваться и делать крутые кейсы. Если работаю с middle-специалистом – жду конструктивные идеи и комментарии по работе.
От джуна не требуется сверх опыта. Если у него есть классные кейсы – это очень здорово. Прежде всего мы смотрим на грамотность, потому что не хочется потом за своим сотрудником исправлять стилистические, орфографические и смысловые ошибки. От джуна, как и от специалиста на старте, хочется быстрого погружения в продукт.
У миддла должно быть больше опыта: серьезные кейсы, увесистое портфолио с проектами. Он должен понимать метрики, знать существующие механики и то, в каких соцсетях они заходят, что является актуальным, а что не очень.
Сеньору, помимо скиллов миддла, очень важно управлять не только своим временем, но и командой. Важно, чтобы специалист умел выстраивать процессы как внутри своей команды, так и работать со смежными отделами.
SMM на фрилансе
Работающему на фрилансе специалисту нужно искать клиентов самому. Повысить доход можно только самостоятельно, повышая цены на свои услуги или набирая больше проектов.
Набрать клиентов можно, обращаясь к собственникам бизнеса в своем городе или онлайн, общаясь в «тусовках» фрилансеров или на сайтах и в соцсетях.
Задачи на фрилансе самые разные: от наполнения профиля контентом до настройки таргетированной рекламы. Чем больше умеете, тем больше шансов найти заказчиков, с которыми будет интересно работать.
Задачи могут варьироваться в зависимости от запроса клиента и целей SMM-продвижения. В основном это базовый пакет услуг:
Я работала и в штате клиента, и в агентстве. Работа в агентстве – это всегда гонка и бешеный ритм. На фрилансе работа более спокойная, ты сам себе хозяин. Можешь выбрать место и время, когда работаешь. Главное – результат.
Сейчас я на фрилансе, в основном получаю запросы от агентств. Чаще всего это работа с блогерами или ведение социальных сетей. В мои задачи входит развитие аккаунтов и выстраивание отношений между потребителем и продуктом / брендом при помощи блогеров.
Работа с блогерами мне нравится. Чаще всего это люди, которые профессионально относятся к своему делу. Каждая съемка, производство, общение – это новый опыт. Ты общаешься с разными людьми, у тебя появляется все больше знакомых, и ты понимаешь, насколько огромен этот мир.
Для фрилансера особенно важно наличие портфолио и кейсов, которые можно показать клиенту. Его можно сделать на конструкторе сайтов – например, Tilda – в приложениях для смартфонов или с помощью сервисов-мультиссылок.
Необходимо быть всегда в теме, следить за трендами, стараться самому вести коммуникацию и развивать свой личный бренд.
В SMM я пришла из фотоиндустрии. Собственно, умение делать классные кадры и помогло мне на старте в новой профессии. Первые шаги я делала в основном чисто интуитивно и исходя из каких-то минимальных базовых знаний. А дальше началось постоянное обучение. Практически каждый свой день я завершаю чтением статей в Telegram-каналах от SMM-агентств и разных медиа. Поездки в Казань на лекции и воркшопы от коммуникационного агентства Setters здорово помогли мне вырасти в профессиональном плане.
Я думаю, фрилансер обязательно должен иметь живой ум, насмотренность и навык самоорганизации. Не стоит хвататься за все сразу и углубляться до максимума сразу во все сферы SMM. Гораздо полезнее и продуктивнее будет освоить 3-4 навыка и быть в них лучшими.
Где искать работу SMM-специалисту
По данным RealHR, средняя зарплата SMM-специалиста – 78 223 р. в месяц. Однако разница в доходах в этой области действительно большая. Как вы уже могли заметить по первому разделу статьи, SMM-щик может получать как 20 000, так и 80 000 р.
Чтобы найти подходящую работу, иногда нужно пересмотреть десятки вакансий. Ниже – лучшие ресурсы для поиска работы в digital.
Требования к экспертизе SMM-специалистов в нашей компании обычно разнятся в зависимости от задачи: где-то мы готовы брать молодого сотрудника с не очень высоким уровнем экспертизы и «ковать» его под себя (хоть это и требует времени), а где-то нам сразу необходим уже опытный кандидат. Соискателей совсем без опыта на этот участок работы мы не рассматриваем: лучше сэкономить на времени обучения и интеграции в команду нового сотрудника, чем на его зарплате.
Чтобы попасть к нам в команду в качестве SMM-специалиста, необходимо:
Наличие высшего образования не является для нас основным (или очень важным) критерием отбора. Даже если соискатель обучался на маркетолога, применительно к диджиталу такие учебные программы почти всегда устаревают еще до того, как их начинают преподавать студентам в ВУЗах. А вот наличие практической экспертизы гораздо более ценный критерий, даже если это не официальный опыт работы. Не нужно бояться указывать его в резюме.
Еще одним реально важным для нас критерием при отборе кандидатов является готовность работать в нашем тайм-лайне – это нужно для более продуктивного взаимодействия с продакшном, оперативного решения вопросов по задачам, внесением правок и тп.
Кстати, большая часть наших SMM-щиков – иногородние сотрудники из Челябинска, Краснодара и Питера. Специалиста с нужными нам компетенциями и скиллами в Орехово-Зуево найти сложно, поэтому мы рассматриваем перспективных удаленных специалистов.
Условия сотрудничества с удаленщиками у нас ничем не отличаются от условий для тех, кто работает в офисе: оформление по ТК РФ, отпуска, оплачиваемое повышение квалификации, занятие английским языком и т.п.
Telegram-каналы
Норм работа
Здесь публикуются только вакансии в digital – для SMM-специалистов, коммерческих авторов, копирайтеров, редакторов, менеджеров. Чаще всего к вакансии уже приложено тестовое задание. Можно посмотреть его и заранее оценить свои силы.
VDHL.RU
Здесь публикуются вакансии в креативной сфере – для авторов, фотографов, digital-продюсеров, контент-мейкеров.
Вакансии SMM и Digital
Это канал Алексея Ткачука (автора блога про SMM dnative.ru) для SMM- и digital-специалистов. Вакансии публикуются по шаблону и содержат все необходимые данные: название должности, задачи, которые нужно будет выполнять, контакты для связи, примерный уровень зарплаты и условия работы.
Страницы в Facebook
Работа в SMM
Здесь каждый желающий может разместить вакансию, а SMM-специалисты могут ее увидеть и связаться с работодателем.
Работа, вакансии в сфере SMM, SEO, дизайна и копирайтинга
Здесь SMM-специалисты могут не только найти вакансии, но и опубликовать свое резюме, которое увидят многие работодатели.
Страницы во «ВКонтакте»
SMMщики
Это тематический паблик про SMM, но вакансии здесь тоже есть. Чтобы их найти, можно воспользоваться поиском по слову «вакансия», просматривать регулярные дайджесты вакансий или читать обсуждения по теме «Поиск сотрудников».
SMM вакансии работа фриланс
Здесь можно найти проектную работу и работу с частичной занятостью.
SMM Afisha – Вакансии и Кейсы
Здесь можно разместить как вакансию, так и резюме.
Сайты
HeadHunter
На момент написания статьи (май 2021) на портале размещено более 2 000 вакансий на должность SMM-специалиста с совершенно разными требованиями и уровнем зарплаты. Чтобы не просматривать все подряд, можно воспользоваться фильтрами:
Работа.ру
Здесь все примерно так же, как на hh.ru. Сервис автоматически ищет работу в вашем городе.
Для поиска сотрудников (в том числе и SMM-менеджеров) мы используем 3 канала:
После изучения портфолио и сопроводительного письма даем тестовое задание. Через него мы проверяем хард-скиллы и смотрим на способность грамотно и четко выражать свои мысли.
На мой взгляд, для SMM-менеджера не так важно досконально знать функционал соцсетей. Что реально необходимо, так это базовое понимание того, как работает контент, а также способность поставить себя на место аудитории, понять ее потребности и рассказывать о том, что ей действительно нужно.
Личный опыт и перспективы развития
У меня сработал стереотип, что новичку необходимо любой ценой приобретать опыт в SMM, и только потом можно будет получить нормальных клиентов. Поэтому сразу после обучения на курсе от агентства (в которое, кстати, меня по итогам обучения пригласили работать) я начала параллельно вести 2 аккаунта – небольшой домашней кондитерской и местного магазина нижнего белья.
Я работала сначала бесплатно, а потом за небольшую символическую плату: в месяц получалось вдвое меньше прожиточного минимума в моем регионе. Но мне казалось, что так и должно быть, я же новичок.
Я разочаровалась в такой работе буквально за месяц, потому что размер вознаграждения совсем не соответствовал вложенным усилиям. Я отказалась от фриланса на время и направила все свое внимание на работу в агентстве.
Со временем дела стали идти неплохо: все-таки правду говорят, что практика учит лучше любого курса. Я набралась опыта, поменяла работу и перешла в агентство более высокого уровня. Но душа просила фриланса, и я решила параллельно попробовать себя снова, но уже не в качестве SMM-специалиста, а в качестве автора статей.
Как-то так получилось, что после написания первых экспериментальных статей, которые я отправила в два издания (одно из них – «Текстерра»), я теперь занимаюсь написанием статей на регулярной основе уже больше полугода. Опыт в SMM помогает писать об интернет-маркетинге, сервисах и инструментах для SMM-продвижения.
Кажется, что при должном желании и навыках из SMM можно перейти практически в любую сферу: копирайтинг, SEO, платная реклама. Либо можно остаться в SMM, но тут тоже придется постоянно учиться и совершенствоваться: сложно представить себе сферу, в которой все меняется с большей скоростью.
Если по-настоящему развивать свои компетенции и осваивать смежные, отслеживать тренды, то вполне можно и вырасти в доходе, и поменять место работы на более комфортное, и перейти со временем из офиса на фриланс или наоборот.
В заключение – краткий чек-лист для тех, кто хочет работать и зарабатывать в SMM.