Что значит служить людям

Что значит служить людям

Олег Торсунов: «Служить не означает бегать на задних лапках. Тот, кто служит, не является униженным человеком. Он слуга, но он не унижен. У него есть достоинство».

Служение — одно из ключевых понятий в ведической философии и культуре, на котором основано представление о счастливой жизни. Все лекции Олега Торсунова так или иначе затрагивают тему бескорыстной деятельности и объясняют, почему так важно научиться служить своим близким.

Часто само слово «служение» воспринимается людьми скептически. Многие из них думают, что служение означает пресмыкаться перед кем-то, терять свое достоинство. Однако так кажется только на первый взгляд, если не углубляться в тему, что такое служение на самом деле.

В Ведах служение рассматривается как единственно возможный вариант жизни. В древние времена люди ревностно служили друг другу, стараясь осчастливить всех вокруг. В этом они видели свой долг перед всеми, кто их окружал. Зачем они это делали? Мы можем подумать, что они это делали от необразованности, от слабости или неумения жить, что такое поведение является признаком деградации. Однако на самом деле, если хорошо разобраться в данной теме, мы поймем, что служение является признаком высокого духовного прогресса человека.

В христианстве есть такая заповедь «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Кто же такой «ближний»? Таким человеком является тот, кто находится рядом с нами и нуждается в нашей помощи. Это может быть муж, жена, коллега, друг, соседка или бабушка, которую надо перевести через дорогу. Близкий человек — это тот, кому нужна наша помощь и кому можно выразить свое служение.

Современные люди считают, почему я должен кому-то служить? Этот вопрос закономерно возникает у всех, кто хотя бы раз сталкивался с тем, когда его просили что-то сделать. Обычно в такие моменты трудно найти добровольца, все пытаются так или иначе «откосить» от нежелаемой работы. Того же, кто берет на себя выполнение задачи, считают неудачником, думают, что ему не повезло. Нам не понятна сама мысль о том, что можно кому-то что-то бескорыстно отдавать. Такое поведение продиктовано нашим ложным эго.

Лишаемся ли мы чего-то, ведя себя таким образом? Однозначно лишаемся. Однако осознать это очень сложно. Для более глубокого понимания давайте рассмотрим, как служение проявляется в нашей жизни в трех аспектах: в семейной жизни, общественных делах и в духовной жизни.

Служение в семейной жизни

Когда мы принимаем близкого человека и стараемся видеть в нем только хорошее, то таким образом мы служим ему. Некоторые называют это унижением, но это не унижение. Это возможность дать человеку быть счастливым. Просто для нас это является очень большой аскезой. Жене сложно готовить мужу еду с любовью и во всём с ним соглашаться, а мужчине сложно дарить женщине цветы и терпеть ее эмоции. Всё, что нам приятно, — большая аскеза для наших близких.

— Служить не означает бегать на задних лапках. Тот, кто служит, не является униженным человеком. Он слуга, но он не унижен. У него есть достоинство. Это надо понимать. Но если его заставляют служить, и он боится потерять кого-то при этом, то это унижение. Это всегда приводит к печальным последствиям, — отмечает Олег Геннадьевич.

Очень трудно служить близким людям, когда они эгоистично настроены. В этом случае надо выполнять все свои обязанности перед ними, но держать дистанцию. Когда их сердце наполнится счастьем и благодарностью от нашего служения, то они сами начнут отдавать свою любовь. Однако если мы не понимаем, как правильно служить, и унижаемся перед близким человеком, то рано или поздно это разрушит семейные отношения.

Женщина, которая во всём согласна с мужем, бегает и прыгает перед ним из страха его потерять, со временем останется одна. Потому что близким людям надо служить не из страха потерять их, а из желания сделать их счастливыми. Поэтому служить можно только с помощью знания. Без знания сделать это невозможно.

Также невозможна любовь без чувства собственного достоинства. Человек, который унижается перед другим, постепенно становится безвольным, апатичным, он не знает, чего хочет. Находиться рядом с таким человеком становится очень сложно, и близкий человек со временем его бросает. Таким образом, в унижении нет счастья, как и нет его в насилии, когда мы пытаемся выжать любовь из близкого человека любой ценой.

Служение обществу

Нам понятно, что близким людям надо служить, потому что от них напрямую зависит моя судьба и счастье в жизни. Но почему мы должны служить на работе? Ответ очень простой. Служение обществу дает нам защиту в жизни. Работа — это то же самое общество, поэтому проявляя служение на работе, мы таким образом оказываем служение обществу.

Что значит служить людям

Забота об обществе дает нам процветание в жизни, успех, благочестие и хорошую судьбу. Человек, который перестал думать о работе как о тяготе, на которой надо со всеми сражаться и отстаивать свою территорию, начинает по-доброму относиться к людям. Особенно это касается тех людей, кто по работе связан с общением с людьми: госслужащие, работающие с населением, кассиры, продавцы, врачи, учителя, менеджеры в банках, колл-центрах и других организациях. Это работа требует большого терпения, выдержки и такта, а самое главное — желания помочь людям.

Если начать думать о работе как о возможности осчастливить людей и накопить благочестие, то постепенно жизнь начнет меняться. И если до этого вам по работе встречались сплошь недовольные люди, то теперь вы узнаете, какими они могут быть благодарными. Поменяв отношение, вы начнете притягивать к себе хороших людей. Почему? Потому что вы служите им и стараетесь сделать для них что-то хорошее. Начав заботиться об обществе, вы станете очень полезным и нужным человеком, которого будут ценить и уважать окружающие люди.

Что же делать, если нет работы, но вы поняли необходимость служения обществу? В этом случае есть масса возможностей: купить незнакомой бабушке продукты в магазине, покормить бездомных животных, угостить соседей, принять участие в благотворительной акции, помочь родственникам, взяв к себе на выходные племянников или внуков, посадить цветы во дворе, отдать ненужные, но хорошие вещи в малоимущие семьи, просто улыбнуться прохожему и подержать дверь в подъезд, когда заходят с коляской. Всё это может сделать каждый из нас. Это не трудно.

Служение Богу

Олег Геннадьевич часто говорит в своих лекциях, что мы служим Богу через наших близких. Делая их счастливыми, мы удовлетворяем желание Бога в нашем сердце. Однако помимо служения семье, можно также служить Богу, занимаясь своим развитием.

Чтение Священных писаний, молитвы, прославление имен Бога, посещение храмов, приготовление освященной пищи, распространение знаний о Боге, соблюдение чистоты в доме и в уме, аскезы, посты, обеты — всё это служение Богу. Однако это очень высокий уровень служения, и не всем он может быть доступен сразу.

Однако же служение Богу дает самое сильное и быстрое развитие человеку. Потому что, проявляя служение семье или обществу, мы заботимся о детях Бога, но когда мы заботимся о самом Боге, то Он дает нам бесконечное духовное счастье, которое просто немыслимо в нашем материальном мире. Если такого человека кто-нибудь оскорбит, то сам Бог встанет на его защиту, потому что такой человек Ему очень дорог.

Служение Богу — самый высокий уровень развития человека, требующий от него осознанности и глубокой веры. Это состояние невозможно имитировать. Оно либо есть, либо его нет. Искренне пытаясь доставить радость Богу своим служением, человек сжигает все свои грехи, накопленные за многие жизни, и освобождается от оков материального мира.

Источник

Служить людям, а угождать – Богу

Беседа о человекоугодии и лести

Что такое человекоугодие, и чем оно отличается от христианского служения другому человеку? Как эта страсть действует в нас, когда мы совершаем те или иные поступки? Всегда ли похвала другого – это лесть?

Хорошие дела и плохие мотивы

Каждый из нас знает из Евангелия, каким должен быть наш образ действий по отношению к окружающим людям. Мы можем в каких-то случаях не понимать, чего именно хочет, чего ожидает от нас ближний, но мы имеем заповедь поступать с другими так, как мы бы хотели, чтобы они поступали с нами. А каждый из нас прекрасно сознает, чего бы он хотел: мы желаем, чтобы нас любили, чтобы нас поддерживали, чтобы нас уважали, чтобы к нам были внимательны, – и притом, чтобы это непременно было не за что-то, а просто так. И очевидно, что мы ко всему этому призываемся в отношении других людей. Это то, что угодно Богу и что однозначно должно присутствовать: нельзя не любить и не уважать кого-то и считать, что тем самым мы воздерживаемся от угождения его страстям и упражняемся в благочестии; нельзя ставить человеку планку, которую он должен преодолеть, чтобы мы перестали быть к нему равнодушными и наше отношение к нему стало богоугодным.

Кроме того, нужно помнить, что человекоугодие – это то, что мы можем увидеть в себе, и только в себе, поскольку это то, что определяется внутренними мотивами человека, ведомыми зачастую только ему и Богу.

Человекоугодие – это то, что мы можем увидеть в себе, и только в себе

Где же начинается человекоугодие? Оно начинается там, где первопричиной поступков человека, как благо воспринимаемых другим, становится не долг христианской любви, а какие-то внешние факторы. Главенствуют среди них два: это страх и выгода. Причем совершенно не обязательно, что из-за боязни другого человека или чего-то, с этим человеком связанного, мы будем совершать поступки ложные, неправильные по своей сути. Это могут быть и объективно хорошие дела, и даже какие-то жертвы с нашей стороны – но не ради Христа, а в угоду нашей гордости, нашему малодушию. Так же и с корыстью: мы можем делать что-то на самом деле нужное и хорошее, но по расчету – и оно не будет иметь пред Богом той цены, какую имеет то, что совершается ради Него.

Но, впрочем, о цене… У нас на приходе как-то возник разговор про так называемый тарелочный сбор во время службы. В нашем храме такой практики нет, но, попадая в какой-то другой, человек порой смущается и признаётся потом: положил деньги только потому, что все клали и скупым не хотелось выглядеть. Так, значит, неугодна Богу эта жертва и не нужно с такими мыслями ничего давать?

Сложный это вопрос. Сложный до того момента только, пока концентрируется человек на себе самом и своих переживаниях и ничего за пределами их не видит. Стоит ему из этого замкнутого круга выйти – и всё становится проще. Я нахожусь в храме, ему нужна помощь? Нужна. У меня есть возможность помочь? Есть – я кладу деньги на поднос, нет – не кладу. Всё. Когда главным становится нужда, которую мы видим, а не наше «я», всё остальное встает на свои места.

Пусть пострадает дело?

В связи с этой темой порой возникает вопрос: как быть, если мы видим, что человек по гордости, по иллюзорному представлению о самом себе творит что-то неразумное? Собрался, к примеру, кто-то из наших близких, ничего в починке вещей не смыслящий, что-нибудь дома отремонтировать: взял молоток, который никогда в жизни в руках не держал, и гвоздь, явно намереваясь вбить его куда-то не туда… И говорит всем: «Отстаньте, я сам». Стоит ли всё же попытаться удержать его? И напротив: если мы будем молча наблюдать за его ошибками, дабы не ссориться с ним, не будет ли это грехом угождения его страстям?

Те прихожане, которые читали авву Дорофея, могут вспомнить в ответ на это его слова: «Пусть пострадает дело, но сохранится мир». Одна наша прихожанка как-то сказала, что, прочитав их, долго не могла внутренне согласиться, а потом – решилась ни в чем не перечить мужу: пусть он пробует в жизни всё, что хочет, к каким бы последствиям то ни приводило. Я понимаю, что в конкретном случае за этим стоит долгий опыт совместной жизни. Но…

Но хотелось бы всё же вернуться к совету аввы Дорофея. Безусловно, всё, что говорили святые подвижники, в части своей универсально, в части же – написано для определенных жизненных условий, даже порой для определенного монастыря. Некоторые иноки, к примеру, заболев, не лечились, и это воспринималось нормально. Порой пустынники, живя в каких-то отдаленных местах, не находили там достаточно еды и просто умирали от голода – и к этому тоже не относились как к чему-то вопиющему: они ведь в пустыню, в конце концов, и приходили с этой целью – чтобы рано или поздно там умереть. Здесь можно вспомнить еще преподобного авву Пимена – эпизод, когда его младший брат привел в их общую келью посетителя. В какой-то момент брат и этот гость стали на глазах святого бить друг друга, а авва Пимен, не вмешиваясь, продолжал свою молитву – по его же собственным словам, положив себе на сердце, будто бы его там нет.

Немало ситуаций, когда лучше пусть пострадает мир с человеком, а не дело

Можем ли мы полагать себе на сердце, что нас тоже где-то нет? Я убежден, что далеко не всегда. И, скажем, если человек день за днем себя очень плохо чувствует, но не хочет идти к врачу, я его постараюсь туда загнать всеми доступными способами – мне, как священнику, за восемнадцать лет служения неоднократно приходилось это делать. И да, во многих случаях я потеряю с ним мир на какое-то время – но это лучше, чем потом я буду осознавать, что теперь человек фактически умирает, а я в нужный момент не настоял на его обследовании. И в более простых, житейских ситуациях тоже есть определенная градация: одно дело, если тот же упомянутый горе-мастер какой-нибудь колченогий табурет еще больше разломает, и другое – если он в электропроводку полез и его вот-вот ударит током. И в одних случаях стоит оставить человека в покое, чтобы свою жизнь не превращать в непрерывный поток замечаний, а в других его можно и, образно говоря, по рукам и ногам связать, и никакого греха в этом не будет.

О лести и комплиментах

К слову, о потоке замечаний… Многие верующие люди гораздо чаще делают замечания, чем говорят другим какие-то приятные слова, и это отчасти связано с тем, что в комплиментах опять-таки видят грех человекоугодия. Действительно ли это так? На самом деле нет, и всё опять-таки зависит от намерения. Если мы говорим человеку о чем-то, что в нем реально есть доброго, то это просто констатация факта, и в ней нет ничего самого по себе греховного – если, конечно, мы не ожидаем, что будем от этого сами лучше выглядеть в его глазах. Но иногда можно сделать человеку комплимент даже в отношении того, что есть в нем в какой-то степени или есть в потенциале. Можно подчеркнуть это хорошее для того, чтобы его укрепить, чтобы его поддержать, чтобы его порадовать, и в этом не будет ни обмана, ни самообмана. Многие святые отцы говорят, что, когда враг борет нас беспечностью, леностью, мы этому должны противопоставить память о возможном осуждении на Страшном суде, о том, насколько много в нас того, что Богу противно. Но в те моменты, когда враг нас борет унынием, когда руки опускаются, нам нужно обязательно убеждать себя в том, что мы окажемся Богу не чужды и что мы спасемся. Ну а истина всегда будет находиться посередине, поскольку спасение, как говорил преподобный Петр Дамаскин, совершается между страхом и надеждой.

Можно подчеркнуть хорошее в человеке, чтобы его укрепить и поддержать

То же самое и по отношению к другим людям. Но нужно, конечно, понимать, что, когда мы в отношении человека подчеркиваем что-то, чего в нем и близко нет, – это обман, и это не только грех человекоугодия, но и грех лести. Такая ложь не может быть продиктована заботой – нам нужно поискать в себе какие-то другие мотивы. И нужно иметь в виду, что нормальный, душевно здоровый человек всегда отшатывается от лести – она не может послужить ему в укрепление, в утешение, потому что ему просто это неприятно. А человеку, который на лесть падок, могут помочь отвергнуть ее две вещи: понимание того, что если тебе льстят – значит, считают тебя не очень далеким человеком, и знание о том, как быстро лесть, если она была принята, рождает в человеке зависимость: стоит поверить раз, поверить два, поверить три – и ты уже будешь очень сильно нуждаться в тех, кто тебе льстит. И такое можно наблюдать в жизни очень часто: человек сначала формирует свое окружение, состоящее из льстецов, а дальше это окружение уже полностью формирует его самого. И кто-то порой до конца жизни остается в этом плену – и не знает своего подлинного «я», не может пробраться к себе настоящему.

Источник

Служение – путь к совершенству

Что значит служить людям

В современном обществе, как в сказочном зазеркалье, все понятия и принципы перевёрнуты с ног на голову и доведены до абсурда. И слово «служение» имеет большей частью какую-то негативную окраску. Когда большинство из нас слышит это слово, в сознании невольно всплывают образы слуг, покорно склонивших головы перед господином. Кто-то в этом слове видит ограничение свободы, кто-то слышит тяжелые удары солдатских сапог за дверью, трель звонка и шелест повестки из военкомата. У каждого свои ассоциации. И это яркий пример того, что реальность — лишь проекция нашего ума. Есть такая интересная концепция о сознании мухи и сознании пчелы.

Предположим, что обе они вылетели в поисках пищи. Итак, летит муха: возле первой же кучи с навозом она остановится и до цели своей не долетит. И подобно этой мухе в нашем мире есть такие люди: они везде видят только кучи навоза. И даже если в огромном городе, украшенном фонтанами, усыпанном кустами благоухающих роз, овеянном прохладными ветрами в жаркий летний полдень, будет где-то на окраине небольшая куча навоза, да и та сугубо в сельскохозяйственных целях, — такие люди заметят только эту кучу навоза и будут долго возмущаться по поводу того, что вокруг нет ничего, кроме коровьих экскрементов. Таково сознание мухи.

Но есть и второй вид сознания — сознание пчелы. Где бы пчела ни летела, она видит только цветы, с которых можно собрать пыльцу. И если даже цветок будет расти посреди огромной кучи навоза, пчела увидит только цветок и соберёт с него пыльцу. И такое сознание проявлено также в человеческом мире: есть люди, которые вопреки всему негативу видят ложку мёда в бочке дёгтя. И даже в самом несовершенном человеке они способны увидеть божественную искру.

Йога и служение миру: в чём связь

Будем реалистами: далеко не все из нас приходят в йогу с мотивацией помощи всем живым существам за счет трансформации собственной личности и пространства вокруг себя. А также с искренним желанием счастья и освобождения от страданий всем живым существам. Да и вообще, если такие примеры и есть, то это, наверное, уже очень опытные души, которые на глубинном, интуитивном уровне понимают важность служения. Большинство из нас приходит в этой жизни к йоге со вполне тривиальными задачами. Опыт показывает, что чаще всего это проблемы со здоровьем — физическим или психологическим. И это опять-таки яркий пример того, что болезнь чаще всего (да практически всегда) является величайшим благом для человека. Воистину, болезнь — это благословение. Ибо болезнь чаще всего либо защищает человека от глупых поступков, либо даже более того — толкает его к саморазвитию.

Что значит служить людям

Есть сотни примеров того, как люди столкнулись в этой жизни с йогой, желая, к примеру, сбросить вес, вылечить позвоночник или просто укрепить своё здоровье. И на первоначальном этапе это, наверное, самая мощная мотивация, которая может быть у человека. Потому что если у тебя каждый день что-то болит, то «забыть» попрактиковать йогу просто невозможно. Представьте себе, что вы идёте по улице и тут в ботинок попадает маленький камешек. И в уме сразу возникает намерение: надо остановиться и вытряхнуть камень. И до тех пор, пока вы это не сделаете, намерение остановиться и снять ботинок никуда не уйдет. Также и с практикой йоги: болезнь в данном случае является самым лучшим и непримиримым учителем, который будет посредством боли каждый раз гнать человека на практику.

Обратите внимание, что когда человек находится в более-менее осознанном состоянии, то он даже что-то резко негативное может использовать во благо. А теперь представим, что человек находится в полном невежестве: в своей болезни он винит кого угодно — родителей, друзей, экологию, медицину, государство, стрессы, начальство на работе — кого угодно, только не себя и свой образ жизни. И для такого человека болезнь будет страданием, хотя остаётся надеяться, что рано или поздно здравая мысль всё-таки придёт в голову.

Что значит служить людям

Одним словом, первоначальная мотивация человека в йоге, как правило, очень далека от альтруистичной. Что вообще такое мотивация и насколько она важна? Существует три уровня мотивации. Первый мы уже рассмотрели. Это сугубо эгоистичная мотивация —подлечиться, решить проблемы, избежать страданий (чаще всего, правда, человек бежит от страданий, но стремится к причинам страданий, хотя это уже отдельная тема).

Второй уровень мотивации — помочь своей семье, свои близким, друзьям, родственникам. Ведь меняя собственную энергетику, мы меняем и мир вокруг. И если мы смогли устранить в себе какие-то недостатки посредством йоги, то можем более гармонично выстраивать отношения с близкими и вообще со всеми окружающими. Такая мотивация на первоначальном этапе встречается в разы реже, но всё же бывает. Бывает так, что человек заинтересовался йогой как инструментом для того, чтобы наладить, к примеру, отношения в семье или помочь своему ребёнку. Но чаще всего такая мотивация зарождается в человеке уже по мере практики.

Итак, человек реализовал какие-то свои первоначальные цели — поправил здоровье, похудел, избавился от депрессии и т. д. — и тогда он, освобождённый хотя бы от самых грубых и тяжёлых страданий, имеет уже время, силы и энергию подумать хотя бы не только о себе, но и о тех, кто рядом. И человек начинает думать о том, что если ему йога помогла решить проблемы, то, возможно, стоит предложить её и окружающим. И здесь порой бывает весьма непростой период, когда человек начинает фанатично всем что-то навязывать — вегетарианство, правильное питание, правильный образ жизни, практики йоги, знания о карме, реинкарнации и т. д.

Что значит служить людям

Это тот яркий пример, когда человек проявляет сострадание в невежестве. То есть у человека уже зародилась мотивация помочь окружающим, и это, несомненно, скачок в эволюции, но делает это он исходя пока что из своих омрачений, то есть в невежестве. Дело в том, что окружающие могут по разным причинам не слышать такого человека. К примеру, если человек в этой жизни или в прошлых продавал алкоголь, то ему просто по карме положено этот алкоголь пить, и раньше времени тут «соскочить» не получится, по крайней мере, не прилагая серьёзных усилий — однозначно.

А человек, который стремится донести до этого бедолаги идею о трезвости, просто не берёт во внимание кармический аспект. Начинает навязывание своей позиции, и это приводит только к обратному результату — человек начинает думать, что «все йоги такие», «йога — это секта» и так далее, и ещё больше отдаляется от возможности встать на путь саморазвития.

Поэтому здесь следует понимать, что зарождение сострадания это, конечно, хорошо и очень позитивно, что практика йоги привела к появлению каких-то альтруистичных мотиваций; это признак того, что развитие идет по божественному пути, а не по демоническому. Но важно правильно проявлять это сострадание, а не бегать за всеми и пытаться, что называется, «причинить добро».

Об этом, на самом деле, много сказано, но чаще всего этот период фанатизма не удаётся избежать практически никому. На определённом этапе, когда человек видит, как йога кардинально меняет жизнь в лучшую сторону, он просто начинает её рекламировать всем окружающим, а те, в свою очередь, как правило, не готовы к таким резким переменам в человеке, с которым они ещё вчера мирно попивали пиво и смотрели футбол. Поэтому реакция в стиле «в секту попал» в определённом смысле оправдана, и людей тоже можно понять. Поэтому от такого служения в невежестве лучше отказаться. Как же правильно поступить? На самом деле, всё, что мы можем делать, по большому счёту, — это менять самих себя. И когда мы меняемся – реальность невероятным образом преображается.

Что значит служить людям

Происходит это по различным причинам.

Во-первых, обмен энергией: меняя свою энергию, мы так или иначе меняем энергию всех, кто с нами хотя бы как-то связан, — родственников (это в первую очередь), друзей, знакомых и т. д.

Второй аспект — личный пример. Если люди увидят, что вы, отказавшись от мяса, избавились, к примеру, от хронического заболевания, – они сами заинтересуются вопросом вегетарианства, потому что большинство людей всё-таки более-менее вменяемы и болеть не хочет никто.

Таким образом, формула служения на данном этапе развития проста: подавать личный пример и отвечать на вопросы. Только тогда, когда человек начинает задавать вам вопросы, он готов к принятию информации. А чтобы побудить его задавать вопросы, подавайте личный пример. Если вы будете счастливым, здоровым, позитивным, адекватным человеком, то, как бы банально не звучало, люди к вам потянутся. И уже тогда будет возможность им помочь, потому что ваше мнение станет авторитетным.

Третий уровень мотивации — высший уровень. На этом уровне человек проявляет равностное отношение ко всем живым существам и испытывает сострадание не исходя из каких-то личных симпатий/антипатий, а исходя из понимания, что мы все едины, и если рядом кто-то страдает, то оставаться безучастным такой человек просто не может. Этот уровень мотивации имеют будды и бодхисаттвы, которые неустанно трудятся на благо всех живых существ. Уровень эгоизма при такой мотивации практически на уровне нуля.

Для большинства из нас, наверное, такой уровень мотивации является недоступным. Потому что мы всё равно видим этот мир через призму своего ума (пусть даже и немного уже очищенного практикой от грубых омрачений), и всё равно в нашем мышлении присутствует двойственность: «свой/чужой», «хороший/плохой», ну и так далее. Но к этому уровню мотивации тем не менее нужно стремиться и взращивать в себе равностное доброжелательное отношение ко всем живым существам.

Что значит служить людям

Какие есть виды служения, и какой вид служения является оптимальным

Итак, с мотивацией более-менее понятно, но в какой же форме проявлять служение миру? Исходя из ведической концепции о четырёх варнах (шудры, вайшьи, кшатрии, брахманы), существуют также и четыре формы служения миру. Исходя из своего уровня развития, каждая из четырёх варн может приносить благо миру в доступной ей форме:

Что значит служить людям

В качестве примера вспомните какую-либо жизненную ситуацию в своём прошлом. А теперь подумайте, как бы вы относились к этой ситуации и как бы поступили, если бы на тот момент знали о законе кармы и о том, как он действует в этом мире. Скорее всего, как минимум, ваше отношение к самой ситуации было бы иное и принесло бы вам гораздо меньше страданий. Потому что самое тяжёлое страдание это когда человек страдает и думает при этом, что страдает «несправедливо». И, как минимум, знание о законе кармы позволяет понять, что всё в этом мире справедливо. И более того, знание о законе кармы позволяет действовать в стрессовых ситуациях более разумно.

Таким образом, оптимальным вариантом служения будет несение знаний. Однако это не значит, что если на данный момент вы не можете этим заняться, то не стоит практиковать и остальные формы служения. Справедливости ради стоит отметить, что невозможности распространять знания в нашем мире практически не бывает. Даже если вы сами ещё пока мало что в жизни понимаете, поверьте, всегда будет человек, который понимает ещё меньше вашего. И, может быть, со своего невысокого на данный момент уровня познания мира вы как раз сможете донести до этого человека то, что познали сами. Стоит предостеречь в очередной раз от служения в невежестве. Любое служение следует совершать исходя из закона кармы. Как избежать распространённых ошибок и не вымостить благими намерениями дорогу в ад, поговорим ниже.

Что значит служить людям

Служение: главное — «не навреди»

«Не навреди» — главный принцип, который следует соблюдать, практикуя служение. Иногда лучше не вмешиваться, если не уверен, что действия пойдут на благо. Служение в невежестве порой причиняет ещё больше страданий, чем само проявление зла в этом мире. К примеру, часто можно видеть, как бабушка — мастер кулинарных изысков — закармливает внуков, да и вообще всю семью не совсем адекватной пищей и в не совсем адекватных объёмах.

Кормить людей — это, безусловно, служение. Но в данном случае — служение в невежестве. Во-первых, таким образом эта бабушка причиняет вред своим самым близким людям (часто даже не осознавая этого), что само по себе не очень позитивно, а во-вторых, опять-таки накапливает негативную карму и, как показывает опыт, такая бабушка чаще всего сама плотно «сидит» на разного рода вредной пище.

Поскольку понятия добра и зла в нашем мире чаще всего искажены до неузнаваемости, то служение порой может принимать просто чудовищные формы. Так, служение на уровне вайшьи может проявляться в пожертвованиях безнравственным людям или же на проекты, которые на самом деле приносят больше вреда, чем пользы. Думаю, многие видели такую картину: у церкви стоят нищие и алкоголики, которым каждый второй суёт денежку. Скорее всего, эти люди делают это просто на автомате, по принципу «плюсик мне в карму», даже не задумываясь, что они просто спонсируют паразитическое существование некоторых людей, а то и вовсе буквально спаивают человека, который, получив такую милостыню, тут же бежит за бутылкой.

Причём, что самое интересное, даже когда пытаешься таким людям объяснить, куда и зачем идут их деньги, они часто отвечают, что, мол, это не моё дело, куда он их потратит, главное — я ему помог. В чём помог? Помог деградировать? И подобная позиция — признак того, что человек не совершает служение, а просто путём пожертвования денег тешит своё эго: вот, мол, какой я благородный и состоятельный — даю деньги нуждающимся. Это всего лишь уловка эго и служением не является.

Таким образом, совершать служение миру и людям надо синхронизируя свои действия с кармическими, энергетическими аспектами, да и просто хотя бы с элементарной логикой. Всегда спрашивайте себя: «Приведёт ли моя форма служения человека к развитию?» Если ваше служение помогает людям удовлетворять страсти, прожигать жизнь и избегать жизненных уроков, лучше от такого служения отказаться — целее будете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *