Что значит слово венец природы

Венец природы лексическое значение

Значение словосочетания «венец природы»

Что значит слово венец природы

Значение слова «венец&raquo

Значение слова «природа&raquo

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит слово венец природыПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пощупывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «венец&raquo

Ассоциации к слову «природа&raquo

Синонимы к словосочетанию «венец природы&raquo

Предложения со словосочетанием «венец природы&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «венец природы»

Сочетаемость слова «венец&raquo

Сочетаемость слова «природа&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «венец&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «венец&raquo

Значение слова «природа&raquo

Предложения со словосочетанием «венец природы&raquo

Видимо, Творец понял, что жившие в то время жестокие, кровожадные динозавры, не станут венцом природы.

Долгое время нам внушали, что человек венец природы, что перед человек стоят задачи взять от природы всё.

По мнению основоположников гуманизма, человек является венцом природы, центром мироздания, а его стремление к счастью – основа нравственности.

Человек — венец природы. Так ли это?

Чем больше я занимаюсь изучением природы,
тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении
перед делами Творца.
Луи Пастер

Есть в нашей жизни понятия, которые почти всеми принимаются как аксиома: без возражений и оговорок. И никому не приходит в голову их оспаривать и высказывать несогласие с ними. Очень часто они имеют форму афоризмов. «Человек — венец природы» — одно из них. Оно, можно сказать, всех устраивает потому, что лишний раз подчеркивает безоговорочную значимость человека, услаждает его слух и льстит его самолюбию. Но если постараться вдуматься в его смысл, то можно обнаружить в нем излишний пафос и даже высокомерие, не отвечающее истинному положению вещей. Ведь все, что создано в этом мире нашим Творцом, одинаково дорого и равноценно для Него. Во все свои творения Он вложил Свою Божественную любовь, непостижимую для нас рациональность и удивительную изобретательность.
Красота, гармония и целесообразность, лежащие в основе его замысла, — главные составляющие Закона Любви, Создателем которого Он является. Любуясь природой, мы не можем сказать, что больше всего вызывает у нас восторг — безбрежная морская гладь, или такая же безбрежная небесная высь, бескрайние поля и долины, или величественные горные массивы, бесчисленное разнообразие обитателей морских водоемов, или прекрасные небесные создания, наполняющие своим божественным пением все пространство между небом и землей.
И есть среди нас думающие люди, которые задаются вопросом, что было бы с природой, если бы она существовала сама по себе — без присутствия в ней человека. Ответ найти не трудно: если бы не было человека, она могла бы существовать бесконечно долго, так как никто не эксплуатировал бы ее так безжалостно и не наносил бы ей смертельных ударов, как это делает человек ради удовлетворения своих эгоистических целей, возрастающих с каждым годом в геометрической прогрессии. В основе подобного безжалостного, потребительского отношения к природе лежат слова известного советского биолога и селекционера И.В.Мичурина:»Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».
Вот в такой жесткой форме, можно сказать, была объявлена война нашего народа своей природе, а значит, и Богу, потому что многие известные философы отождествляли природу с Самим Творцом. К сожалению, отголоски этого бесчеловечного принципа общения с природой до сих пор живут в нашем сознании.
Вряд ли кто-нибудь станет возражать, что мы образуем вместе с ней одно целое на уровне реальных действий, психических и эмоциональных восприятий, биологических и физиологических связей и т.д. Поэтому состояние души каждого человека, его настроение и степень духовного развития оказывают большое влияние не только на окружающую его природу, но и выходят за ее земные пределы. Короче говоря, человек или сохраняет первоначальную гармонию с окружающим его животным и растительным миром, или уничтожает его, нанося тем самым серьезный вред и природе, и самому себе.
Сейчас мы все более удаляемся от нее, не испытывая при этом ни малейшего сожаления, в то время как наши более разумные предки относились к ней намного бережнее и внимательнее. В противном случае, как могло бы родиться такое глубокое и верное изречение, быстро ставшее пословицей:»По народу и погода», правота которой подтверждается и в наше время, жаль, что чаще всего в негативном смысле.
Современный человек, возгордивших своим всемогуществом и безнаказанностью не задумывается о том, какую роль играет природа в его жизни. Он не желает
признаться себе, что полностью зависит от нее, так как без нее наша планета была бы не пригодной для его проживания. Вероятно, поэтому он ведет себя, как слон в посудной лавке, которая, надо сказать, не является для слона естественной средой обитания. В то время как природа сделала Землю родным домом для всего человечества.
Добавим к этому, что она во многом формирует психотип человека потому, что оказывает большое влияние на его душу. Поэтому общение с ней трудно переоценить для всестороннего и полноценного развития человека и особенно ребенка уже в первые годы его жизни. Подумаем о том, что еще может с такой силой привлечь наш взор, как заходящее солнце на фоне ярко-красных и малиновых облаков, в которые медленно погружается золотистый солнечный диск. Или от чего еще может появиться такое же умиротворенное и безмятежное состояние души, как от спокойного лунного света, созданного словно для того, чтобы в самом безнадежно очерствелом и бесчувственном сердце возбудить пусть даже очень слабые и неуверенные мысли о его Божественном происхождении. Размышляя об этом, можно предположить, что природа создана для того, чтобы мы чувствовали присутствие Божье рядом с нами и внутри нас самих. И чтобы мы признали Его могущество и беспредельную власть над всем сущим на Земле.
К сожалению, не все люди способны к проявлению таких сильных эмоций от общения с природой. Некоторые почти полностью равнодушны к ней и при этом не чувствуют ущербности своей души, пребывающей в зачаточном состоянии, так как у нее не было условий для ее полноценного развития. Но такая душевная неразвитость не может оставаться незамеченной людьми, находящимися рядом с этим человеком, что приводит к разочарованию в нем.
Поэтому разумные родители стараются сделать так, чтобы привить ребенку любовь к живой природе уже с раннего детства, превратив, для начала, свою городскую квартиру в прекрасный уголок с домашними животными и комнатными растениями. Это помогает детям познать удивительный мир природы, полюбить его и сблизиться с ним, чтобы в их душах возникла гармония между ними и природой и в конце концов согласие в общении с людьми, потому что человек и природа образуют одно нераздельное целое. Красота природы делает чутким сердце человека, оно становится способным к выражению всей сложности и глубины его психического состояния. Не случайно многие наши великие поэты родились и развивали свой талант в тесном общении с природой.
Надо ли говорить, как это важно в наше время, чтобы ребенок не оказался в плену опасных электронных изобретений, коварные создатели которых поставили перед собой главную цель — превратить людей (и в первую очередь детей и молодежь) в зомбированных, полностью подчиненных их воле существ, которые целиком соответствовали бы их представлению о новом виде человека, необходимого им для построения бесчеловечного и бездушного, заранее пугающего всех нормальных людей, так называемого, цифрового общества.
Но Господь всегда встает на защиту всех своих слабых созданий, которые не способны противостоять агрессивным силам, исходящим от человека, располагающего последними техническими достижениями. У Него есть все средства, необходимые для этого. Бездумное поведение людей все чаще вынуждает Его прибегать к ним. Достаточно вспомнить многочисленные пожары, наводнения, катастрофы на Земле и в воздухе, которые мы наблюдаем в последнее время. Но все это выглядит не так страшно по сравнению с пандемией, охватившей всю планету. Однако мы почему-то равнодушно относимся к происходящим событиям и не задумываемся об их причинах.
Нам даже трудно предположить, что может произойти, когда наш Создатель пожелает дать понять, что Его терпению приходит конец, и человечеству следует кардинально пересмотреть свое отношение к природе, чтобы у него было больше оснований считать себя венцом всех Божьих творений. И те, кто ее губит в конце концов понесут наказание в этом и, главное, в будущей вечной жизни за свои преступления против Закона Любви. Пока еще Он дает нам время для того, чтобы мы одумались и изменили свое поведение. Поэтому многое зависит от каждого из нас.

Новое в блогах

Кто же на самом деле человек — венец природы или самое бестолковое создание?

Вся природа – это желание получать, наслаждаться, наполнять себя, обеспечить себе то, что ощущается недостающим, удовлетворить все потребности. Если посмотреть на жизнь дикой природы, то не перестает удивлять гармоничность всего существующего — нет мусора, нет бурьяна, больных животных убирают хищники, испражнения перерабатываются насекомыми и являются ценным удобрением для растений.

И только там где появляется человек, происходит дисбаланс в природе. Появляются кучи мусора (в океане уже есть даже острова из мусора), на паханых и впоследствии заброшенных полях произрастает бурьян не пригодный в пищу животным, вырубаются леса, меняется ландшафт и т.д.

Да и сами люди подвержены стольким заболеваниям, сколько не болеет ни одно живое существо на земле. Причем число заболеваний с каждым годом возрастает, а известные микробы мутируют, так что уже начинают питаться антибиотиками, предназначавшимися для его уничтожения.

На самом деле в природе нет вредителей – нам вредит лишь дисбаланс. В природе нет зла, а болезнь – суть отсутствие равновесия между противоположными силами, когда они разбалансированы.

Кто же на самом деле человек — венец природы или самое бестолковое создание, использующее свой интеллект во вред себе и другим, разрушающее себя и весь мир?

Вселенная возникла несколько миллиардов лет назад. Некая совершенно не материальная «искра», с заложенной в нее программой положила начало формированию материи. Это была искра энергии, включавшая в себя замысел, желание и в конечном счете, всю материю нашей Вселенной.

Человек – действительно венец природы, но пока что в потенциале. Мы станем венцом, когда объединимся с этой искрой, когда поймем, в чем ее замысел и что за программа реализовывалась из нее вплоть до возникновения человечества в нашем мире.

Источник

Глава 3. Сотворение человека, как венца мироздания

Из персти земной и божественного дыхания создан человек – образ бессмертного Бога. Посему, как земля, привязан и к здешней жизни, и, как частица божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей.

Человек. Образ и подобие Бога на Земле.

Человек – высшая ступень всего процесса творения, венец природы, созданный из персти земной.

Человек! Дыхание Творца в материальном мире.

Так говорится о человеке в его идеальном состоянии на страницах Вечной книги.

Человека, существа разумного, волевого, способного к разумному устроению среды, в которой он живет, и к разумному же созиданию своей истории, не было ранее на Земле. И в этом смысле он возник из небытия, то есть, говоря библейским языком, сотворен.

Но как один из множества уже ранее сотворенных организмов он не сотворен, а создан из той же персти земной, как и все живые существа, то есть произошел естественным путем в порядке общей эволюции всего живого.

1. Библейские тексты о сотворении человека

О сотворении человека Откровение говорит особо торжественно, освещая его с трех разных сторон. Сначала оно говорит об историческом появлении человека на Земле ( Быт. 1:26–27 ). Человек сотворен после того, как образованы все те элементы, которые являются составными частями его природы, и после того, как уже возникла та среда, в которой он будет жить. В сравнении со всеми элементами Космоса, человек – вершина, венец творения.

Творец дает бытие человеку не как другим тварям – просто повелевая природе (воде, земле) извести их из себя. Он творит его, как бы совещаясь Сам с Собою, рассуждая, размышляя о его сотворении. Обращаясь к Самому Себе, Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж чину и ж енщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:26–28 ).

Образ Божий в человеке и подобие Его на Земле это важнейшая черта человека. Это есть предел совершенства для творения. Человек сотворен по подобию Божию. Это значит, что он, подобно Богу, может своей волей изменять окружающую среду. Ему дана власть господствовать на Земле.

Сотворением человека (человечества), как вершины творения, заканчивается процесс космической эволюции. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. Так совершены небо и земля и все воинство их» ( Быт. 1:31; 2:1 ).

Сотворив человека, как вершину всего мироздания, Бог, по слову Откровения, почил от дел Своих, то есть, сотворив существо по Своему образу и подобию, Он уже не творит более совершенных существ.

Рассмотрев в первой главе вопрос о появлении на Земле человека в его историческом аспекте, во второй главе автор книги Бытия вновь возвращается к этому же событию, но теперь говорит уже о внутреннем устроении человека, о его взаимоотношении с Творцом, о сущности его души: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ).

Как видим, здесь акт творения освещается уже с другой стороны. Здесь говорится о двуединой природе человека – телесной и божественной. Человек создан из праха земного. Следовательно, по телу он есть один из организмов, живущих на Земле. Но в лице его вдунуто нечто от Самого Бога.

Соединяя оба текста, получаем полное представление о человеке в его идеале. Человек обрисован в той возможности, претворить которую в действительности он призван.

Далее (в главе третьей) говорится о том, как человек сам уклоняется от своего идеала. Обсуждение этого события – так называемого грехопадения – сейчас не входит в нашу задачу. В данном разделе ограничимся темой о творении человека (о грехопадении подробнее смотрите в первой главе второй части).

Так дается третье откровение о происхождении человека и возникновении его «родословной», то есть человеческой истории. Здесь, как и в первой главе Книги Бытия, возвещается, что мужчина и женщина в равной мере обладают человеческим достоинством. Имя человек Бог нарекает им обоим, к ним обоим относится и Божие благословение. Такова первая истина. Вторая истина состоит в том, что все люди рождаются по одному образу и подобию, то есть они равны. Эти истины будут потом торжественно подтверждаться и Самим Иисусом Христом в беседе с иудеями: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» ( Мф.19:4 ). И затем в Афинском ареопаге – Апостолом Павлом: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» ( Деян.17:26–28 ). Таково ветхозаветное библейское Откровение о сотворении человека.

Человек со всем богатством духовных способностей именно сотворен, потому что он есть нечто особенное по сравнению с другими тварями. Те качества, которые явлены в человеке – его дух, его воля, его творческие способности, – не есть сочетание уже существовавших в мире до появления человека элементов. Дух человеческий – его «я» – не может быть разложен ни на какие земные элементы, не может быть сведен и к той душе живой (психике), которой обладают животные. Это нечто совершенно новое. В этом смысле человек возник из небытия (сотворен).

Но подобно тому, как предшествующая человеку ступень организации космоса – психическая жизнь – была новым творением, хотя и находящимся в неразрывной связи с уже сотворенной землей, так и человек, как таковой, есть явление новое, хотя и существующее в неразрывной связи со всеми предшествующими ему планами творения.

Происходя по телу из земли и тем самым будучи земным собратом всем живым существам, произошедшим из этой земли, человек есть в то же время образ и подобие Бога на Земле и, как носящий в себе дыхание Творца, есть существо, выходящее за пределы тварного ряда, хотя и завершающее собой весь этот тварный ряд.

В человеке есть все, что существует в природе. Волновая и корпускулярная, неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и душа животная – все совместилось в нем, чтобы человеку стать обителью бессмертного духа. Все дни творения находят себя в человеке. Эту истину родства человека со всей природой, хранимую Церковью с древнейших времен, хорошо сформулировал один из величайших философов Церкви, святой Иоанн Дамаскин (VIII век). В «Точном изложении Православной веры» он пишет: «Должно знать, что человек имеет нечто общее и с неодушевленными существами, и участвует в жизни бессловесных, и разделяет силу мышления с разумными. Имеет общую часть с неодушевленными по своему телу, поелику составлен из четырех стихий. С растениями по тем же самым отношениям, и, сверх того, по силе питаться, расти, давать семена и рождать. С бессловесными (животными) – по перечисленному выше и, кроме того, по способности пожелания, то есть по силе раздражительной и вожделевательной: также по способности чувствования и по произвольному движению» (гл. 12).

Другими словами, человек создан как вещь и представляет собой одну из вещей на Земле, но как образ и подобие Божие, как носитель божественного дыхания он уже не создан, а сотворен и уже не есть вещь. Он первый и единственный из всех тварей отпущен на свободу, чтобы, поднявшись из праха земного, из состояния природной необходимости, из состояния раба окружающих его условий, стать усыновленным Богу, стать сотрудником Бога на Земле и затем войти в вечность для единения с сотворившим его Богом.

Итак, человек возник к бытию, в себе самом соединяя: а) материальное (в самом предметном смысле этого слова); б) психическое и в) духовное. Он есть единство всех планов бытия, как бы некий связующий стержень, пронизывающий Вселенную и содержащий в себе все ее элементы.

И что самое важное, этот стержень не есть нечто статичное, неизменное; скорее это – стрела, летящая ввысь. Человек призван к обожению, то есть к единству с Творцом. Нельзя понимать его, как статичный центр и вершину мироздания, так как это еще ничего не говорит ни о динамике его духовного роста, ни о его главном предназначении. Вся суть в том, что человек призван выйти из рамок тварной Вселенной, чтобы вознестись в духовное небо для соединения с Творцом.

Читая библейские тексты о сотворении человека, мы приходим к выводу, что в них решительно ничего не говорится о том, как именно Господь создал человека. И если в Книге Бытия сказано, что человек создан из земли, то мы, исходя из учения о Боге как о Духе, не можем, подобно язычникам, представлять себе, что Бог как-то «обрабатывал» эту персть земную. Если же в поэтических местах Писания, в частности, в псалмах, говорится: «Твои руки сотворили меня и создали меня», то мы, христиане, всегда понимали это, как выражались св. Отцы, богоприлично, то есть не как нечто похожее на то, что совершает своими руками человек.

В христианской Церкви никогда не допускалось мысли о том, что Бог действительно «делал» человека, подобно тому, как представляли себе это вавилоняне и египтяне, то есть что Божество создает человека из глины, придавая ему форму на гончарном круге. Однако ранее считалось, что творение человека произошло мгновенно. Такое мнение было связано как с представлением о всемогуществе Божием, так и со статичным пониманием мира в целом, характерным не только для древнего мира, но и для относительно недавних времен.

Подытожим сказанное: как принципиально новое существо, человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности. Он сотворен по образу и подобию Божию. Он носит в своей груди дыхание Самого Творца.

Но вместе с тем, по своему телу, он в принципе не отличается от всех остальных тварей, которых извела земля. В этом отношении он не представляет собой ничего принципиально нового, и поэтому о его появлении говорится в шестом дне мироздания, когда возникли все высшие животные. Поэтому о нем говорится, что он создан из праха земного.

Человек не может забывать, что он создан подобно всем тварям из земли, из составляющего ее праха (афар), и такова несомненная истина о его материальном происхождении, известная науке. Откровение также говорит об этой истине, дабы пресечь всякие ложно-религиозные фантазии о происхождении человека из какой-либо особой небесной или просто неземной материи или о какой-то потусторонней, предшествующей его земной, жизни.

Человек сотворен животным, получившим повеление стать богом, – резюмирует христианское учение о человеке св. Василий Великий. Итак, созданный из праха земного человек – вершина мироздания, его завершение, осмысление. И вместе с тем человек не только вершина, но и стрела, то есть то, что должно выйти из рамок мироздания и войти в вечность для единения с Творцом.

Здесь главное в том, что в человеке, уже в самый момент творения, заложена возможность сочетания в себе тварного и божественного, что в Новом Завете выявляется Иисусом Христом, в Себе Самом уже сочетавшем божественную и человеческую природы. Первосвященническая молитва Иисуса Христа на Тайной Вечере вся посвящена осуществлению возможности полного единства Бога и человека.

Человек есть образ и подобие Творца, Его божественное дыхание на Земле. И ему предназначено войти в единение с Первообразом. Таков общий смысл всех библейских текстов о сотворении и назначении человека.

2. Человек во Вселенной

Человек, каким он обрисован в Книге Бытия, принципиально несравним с другими существами. Мы вообще не можем себе представить на Земле какое-либо другое существо, которое могло бы стать более совершенным, чем человек в его идеальной возможности. Он – вершина мироздания; существо, наделенное образом и подобием Творца, одаренное Его Божественным дыханием; существо, которому по Завету Бога предстоит выйти из рамок природной необходимости и войти в возвещенное в Евангелии Царство свободы. Но это Царство Христовой свободы, Царство жизни вечной – новозаветная тема, о которой мы сейчас говорить не будем.

Человек сотворен. Это значит, что человек представляет собой нечто принципиально новое в мироздании. Когда мы говорим о человеке, то всегда имеем в виду некое нерасторжимое единство а) его тела (организма, в принципе не отличающегося от тел всех живых тварей), б) его психики, также в принципе не отличающейся от психики всех живых существ и в) его духа, или его специфически человеческого «я», которое не имеет аналога во всей остальной природе. Поэтому-то человек и именуется новым творением во Вселенной.

Мы не будем сейчас касаться очень тонкого и вместе с тем очень сложного различия между понятиями дух, «я», личность, сознание и самосознание. Это увело бы нас очень далеко от нашей основной темы. Следует подчеркнуть, однако, что мы не можем отождествлять их с тем, что обозначается словом психика, подразумевая под ним все то, что относится к психике животных. Ведь если бы мы назвали психикой наше «я», то тут же должны были бы оговориться, что психика человека настолько богаче психики животных, что едва ли может быть названа с нею одним и тем же словом. Это нечто принципиально иное. Между духом и психикой различие не количественное, а качественное.

Наше «я», то есть глубинную и загадочную сущность нашего существа, мы не можем отождествить и с сознанием – понятием, которым обычно подменяют понятие «я». Сознание, как оно определяется в современной психологии, есть функция высокоорганизованной материи, то есть не сущность, а процесс. Эта способность идеального воспроизведения действительности. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной (Философская энциклопедия, 1970, т. 5).

Наше «я» не есть просто функция высокоорганизованной материи. Это некая особая высшая реальность, сущность, обладающая сознанием, такая сущность, которая сама может превратить неразрывно связанное с ней тело и психику в свою функцию. И здесь вопрос не в, так называемой, обратной связи, а в чем-то большем, ибо обратная связь есть связь однородных элементов. Дух же человека выходит за пределы материи, хотя бы и высокоорганизованной.

Может возникнуть вопрос: каким считать дух человека – материальным или идеальным? В современной философии все идеальное считается реально несуществующим, оно расценивается лишь в соотнесении человеческой деятельности к объективному миру.

Объективным критерием, говорящим в пользу признания реальности нашего «я», как чего-то самостоятельно существующего, а не только функции человеческого тела, может служить необходимость признания ответственности нашего «я» (личности) за свои поступки.

Если подлинно и самостоятельно существующего «я» нет, если сознание человека расценивать только, как функцию материи (хотя бы и высокоорганизованной) нашего тела, в частности мозга, то человек не может и не должен нести ответственность за свои поступки, не будет ответственен ни в моральном, ни в социально-историческом плане. Функция есть только функция, то есть нечто производное от какой-то иной причины, которую в математике принято называть аргументом. Функция, как это слово определяется в современной философии, есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (см. Философский словарь, М., 1968). В приложении к человеку, определение сознания, как функции его мозга, будет означать, что оно, это сознание, определяется теми физико-химико-физиологическими процессами, которые протекают в мозгу и порождают, в качестве следствия, те или иные мыслительные образы (суждения). Такой процесс ничем, в сущности, не будет отличаться от всех иных процессов, протекающих в человеческом теле. Но если это так, то нельзя требовать от человека никакой ответственности за его поступки.

Тем не менее такое требование постоянно предъявляется человеку на всем протяжении его исторического существования в качестве социального индивида. Этот факт полностью противоречит упомянутой выше теории психической жизни человека. В отличие от нее, христианское учение говорит о человеке как о существе, могущем свободно принимать решения и поэтому быть ответственным перед Богом, перед своими собратьями, как ныне живущими, так и теми, которые будут жить в будущем или жили в прошлом, иными словами, быть ответственным перед историей человечества.

Человек есть первый «вольноотпущенник» природы, так как в нем она имеет не просто послушного исполнителя данных ей от Творца законов, но по подобию Абсолютного Творца и в установленных Им рамках – сознательного творца своей и природной жизни или, говоря апостольским языком, соработника Божия ( 1Кор. 3:9 ).

а) познать самого себя, то есть осознать в себе образ и подобие Творца и божественность своей души и полюбить Его, как свой прообраз;

б) познать окружающую его природу, заповедь Творца об отношении к окружающему миру, ко всем своим собратьям и полюбить их и весь мир;

в) познать ту цель, которая поставлена Творцом перед ним, и, осознав ее как необходимое и приняв как желанное, достичь ее.

В человеке эволюция уже может направлять саму себя и ускорять свой ход. В человеке природа впервые осознает себя и спрашивает: «Что я такое?» Если рассматривать человека, как одно из звеньев всеобщей цепи эволюции, то он, как прекрасно выразился Тейяр де-Шарден, есть пик высоты, достигнутый природой.

Главное же, что выделяет человека из всего окружающего мира, – это то, что он приходит в этот мир, имея, по выражению Апостола Павла, начаток духа ( Рим. 8:23 ). Этот начаток таит в себе возможность беспредельного совершенствования человеческой личности. Это совершенствование безгранично, так как имеет целью восходить к совершенству Самого Творца. Таков великий замысел Творца о Человеке! Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный! ( Мф. 5:48 ). Такова заповедь, данная Иисусом Христом.

Дух человека, его «я», таит в себе возможность на протяжении жизни осуществить эту поставленную перед ним Христом задачу совершенствования. В Евангелии даются основные вехи восхождения по этому пути: переоценка всех ценностей и новое рождение ( Ин. 3:5–6 ), постепенное достижение божественных свойств ( Ин. 10:34–35 ) и, наконец, превышающее наше обыденное разумение, полное единение с Абсолютом ( Ин. 17:21–26 ).

Евангелие возвещает, что каждое человеческое «я», будучи образом Бога, есть неповторимая сущность, абсолютная ценность. Но человеческое «я» есть не что-то равное Богу, но именно начаток божественности. Человеческое «я» есть не столько данность, сколько возможность божественности. Человек по своей сущности не статичен, а динамичен. Он один вырвался на свободу из общей природной необходимости. И хотя природа так же динамична, но по сравнению с человеком она медлительна, как черепаха. Едва возникнув к бытию и узнав о своем назначении, человек уже может идти к единению с Абсолютом, направляя на это усилия на протяжении данной ему жизни.

Каждое живое существо получило свой предел развития, свой «потолок», выше которого оно не может подняться. В принципе мы могли бы (если бы только сумели) вычертить для каждого живого существа график развития и указать ту кульминационную точку, которая стала бы его пределом. Для каждого жившего и живущего ныне человека мы могли бы, если бы знали о нем все, вычертить его «линию жизни», то есть линию его фактического восхождения (а, может быть, и падения). Но мы не можем начертить линию жизни человека в его принципиальной возможности, так как эта линия будет уходить в бесконечность.

Если бы мы попытались изобразить человека (в его идеале) среди окружающей его природы путем вычерчивания линий, то рисунок походил бы на некое растение со многими различными стеблями (различные формы жизни до человека), посреди которых располагается всего лишь один стебель, направленный вверх, и на его вершине – смотрящая вверх и отражающая в себе свет Солнца чашечка цветка, ради которого возникло все растение. Эта чашечка цветка и есть человек!

В некоторых других переводах стоящее в подлиннике слово «Адам» переведено не как имя собственное, а как человек вообще.

Сознание отключается во время сна. О том, какое значение имеет то, что принято называть «подсознательным» (еще не так давно отрицавшимся), теперь очень много говорится в современной научной литературе. Интересно выражение из книги «Песнь песней»: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (гл. 5, ст. 2).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *