Что значит слово тора

Значение слова «тора»

Что значит слово тора

ТО’РА, ы, ж. [др.-евр. toiro] (религ.). 1. У евреев — первая часть библии, т. наз. Пятикнижие Моисеево. 2. Пергаментный свиток с текстом пятикнижия, хранимый в синагоге.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Тора I

1. религ. в [[иудаизм]]е Пятикнижие Моисеево, первые пять книг Танаха

2. разг. ветхий завет ◆ Он говорит, что у русских есть книга «Библия», очень хорошая книга, в которой написана вся правда, а у евреев ― вредная книга, которая называется «Тора», и там все неправда, все вранье. Лев Дурнов, «Жизнь врача. Записки обыкновенного человека», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

3. религ. в [[иудаизм]]е свиток или книга ветхого завета

4. религ. в [[иудаизм]]е религиозное учение вообще

5. в широком смысле, совокупность иудейского традиционного закона ◆ И тогда Гилель ответил: «Не делай другим того, что неприятно тебе. Вот и вся Тора. Остальное ― комментарии. Лев Дурнов, «Жизнь врача. Записки обыкновенного человека», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

6. фамилия ◆ Из Англии приезжал замечательный цитолог Дарлингтон, из Франции ― Фрэнсис Тора, биохимик Рапкин (как называл его Зубр, душка Рапкин), Борис Эфрусси, биолог, который занимался культурой тканей, из Италии Андриано Буццати Траверзо, Эдоардо Амальди, из Швеции Густафсон, цитолог Касперсон, из Норвегии Отто Луке, из Германии цитолог Ганс Баур, Ганс Штуббе, затем физик Циммер, Дельбрюк, Гутман ― «настоящий биохимик, а не просто скверный химик». Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)

7. женское имя ◆ Он и становится их проводником во взрослую жизнь, в которую таким девушкам, как Тора Берч, лучше бы вообще не соваться. Елизавета Крушилова, «Призрачная угроза», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)

8. мужское имя ◆ Отрыв от преследователей составлял семь секунд, когда на 78-м круге трассу не поделили Тора Такаги и отставший на два круга Тони Канаан. Дмитрий Ситник, «По новым правилам», 2002 г. // «Формула» (цитата из НКРЯ)

9. река в России, приток Верхней Лупьи ◆ Хотя, в сущности, это не канал был, а небольшая речка Тора. В. Я. Шишков, «Емельян Пугачев», 1945 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Что такое Тора?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Тора — это слово имеет несколько значений. В узком смысле словом Тора часто называют Пятикнижие Моисея (Хумаш). В широком смысле под Торой подразумевается все учение иудаизма, включая всю Письменную Тору и Устную Тору (см. ниже). Слово «Тора» (‏תּוֹרָה‏‎) происходит от глагола «леорот» — «наставлять» и может означать «учение», «закон». Тора была дана еврейскому народу на горе Синай и содержит учение Б-га о морали, Его воззрение на мир. Таким образом, Тора — это учение и наследие, данное Б-гом евреям и миру.

Что значит слово тораТора является основой иудаизма и важнейшей ценностью для каждого еврея

Дарование Торы на Синае означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Но эта конституция составлена Б-гом, а не человеком.

Письменная Тора и Устная Тора [↑]

Практически Тора состоит из двух дополняющих друг друга частей: Письменной Торы и Торы Устной.

В пяти книгах Пятикнижия (Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим) говорится о развитии еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моше, предшествовавшей вхождению евреев в Святую Землю. Пятикнижие также содержит корни всех законов и основы мировоззрения иудаизма.

В книгах Пророков и Писаниях описаны события еврейской истории, начиная с правления Иеошуа бин Нуна (Иисуса Навина) и кончая построением Второго Храма. В них содержится объяснение многих концепций, формирующих основы теологии иудаизма.

Три части Письменной Торы — Пятикнижие, Невиим, Ктувим — вместе называются ТаНаХом (ТаНаХ — это аббревиатура трех слов, образована первыми буквами каждой из частей: Тора, Невиим, Ктувим).

Что значит слово тораТорой в узком смысле называют Пятикнижие Моисея (на иврите — Хумаш)

Устная Тора не менее важна, чем Письменная, т. к. является подробнейшим разъяснением последней. Ее предписания также были даны на горе Синай. Однако, в отличие от Письменной Торы, которая по определению всегда сохранялась в письменной форме, Устная Тора вначале передавалась устно из поколения в поколение. Такая форма вынуждала евреев посвящать больше времени совместному изучению Торы и, тем самым, гарантировала изучение закона под руководством учителя, который мог объяснить его должным образом. И только когда тяжелые социальные условия поставили под угрозу само существование Устной Торы, раби Иеуда Анаси принял решение записать ее. Результатом его труда стали шесть частей Мишны, работа над фиксацией которой была завершена к 3948 г. (188 г. н.э.).

Последующие поколения мудрецов составили объяснения и комментарии к Мишне, известные как Гемара.

Тот, кто углублялся в изучение Талмуда, знает, что это несравненный труд, включающий юридические вопросы, философские рассуждения, логические аргументы и поучительные истории. Неудивительно, что Талмуд занимал умы ученых в течение веков и до сих пор остается основой основ бытия еврейского народа

«Гемара» означает буквально «завершенность», т. к. ее составление знаменовало собой заключительное описание слов Всевышнего, сказанных Им на Синае. Однако изучение этих слов продолжается до настоящего дня.

Изучение Торы [↑]

Как сказано выше, завершение составления Талмуда не означает, что изучение Торы остановилось: на самом деле изучение Торы и открытия в ней не прекращаются. Мудрость Всевышнего бесконечна и многогранна — значит, бесконечен и процесс познания Его мудрости, заложенной в словах Торы.

Что значит слово тораУстная Тора существовала еще до Письменной Торы

Знатоки Торы составили нескончаемую серию комментариев и объяснений Торы, помогая тем самым передавать ее содержание и законоположения новым поколениям.

Различают несколько групп мудрецов-комментаторов: Сабораи (475—590 гг. н.э.), Гаоны (590-1038 гг. н. э. ), Ришоним — Первые комментаторы (ХI-ХV вв.) и Ахароним — Последние комментаторы (XVI в. и до наших дней). Среди них — такие выдающиеся мудрецы, как Раши, чьи комментарии к Танаху и Талмуду осветили путь последующим поколениям, Рамбам, чьи философские и законо-ведческие работы помогли бесчисленному количеству евреев постичь суть иудаизма, раби Йосэф Каро, чей непревзойденный труд по еврейскому закону — Шулхан Арух — дал точные объяснения обязанностям евреев.

Труды, объясняющие Тору все новым и новым поколениям, продолжают появляться на свет, что является свидетельством непреходящей ценности ее изучения. Вот что такое Тора — Б-жественное обращение к евреям и всему человечеству, изобилующее мировоззренческими и нравственными положениями, включенными в практическую ткань жизни.

Источник

Значение слова тора

Словарь Ушакова

т о ра, торы, жен. (др.-евр. toiro) (рел.).

2. Пергаментный свиток с текстом пятикнижия, хранимый в синагоге.

Словарь Ефремовой

Энциклопедический словарь

древнееврейское название Пятикнижия.

Большая Советская Энциклопедия

(др.-евр., основное значение ≈ учение, закон),

Пергаментный свиток с текстом Пятикнижия (хранится в синагоге).

Архитектурный словарь

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(евр. учение, закон) — у евреев так называются закон Моисея и пятикнижие, заключающее в себе этот закон. Сефер-Т. называются пергаментные свитки, написанные особыми писцами с величайшей тщательностью и содержащие в себе Пятикнижие Моисеево (см.).

Энциклопедия иудаизма

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

(Учение или Предписание)

первая часть Библии, Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), иудейский Закон.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG Torah)

Божественное откровение, данное Моисею на горе Синай, было Божественной Т. (законом), к-рая выражала Божественную волю народу Израиля. Пятикнижие известно как Т. Кроме того, в иудаизме Т. считается любое выражение воли Бога.

Источник

Справка.
* Торa (ивр. — тора;, букв.«учение, закон»; в ашкеназском произношении — Тойро). Тора — Откровение, дарованное Всевышним Израилю через Моше(Моисея). Состоит из Письменного и Устного Учения. В более узком смысле —
Пятикнижие Моше. Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе;ево или Книги Моисеевы.
В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.
Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.
Иногда Торой называют весь ТаНаХ.
Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные
Моисею на горе Синай.
В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.
Термин Тора означает также учение — философскую, научную и т.п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).
Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд. В современных изданиях Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века. Другая часть комментариев вошла в Мидраш.
Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние
мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). Есть также Тосефта (пояснения и
дополнения к Мишне).Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения.
Некоторые комментаторы, например Раши, создали комментарии почти к каждому предложению Письменной Торы. По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе.
**Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы. Тем самым, считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающийкак Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы,как правило, происходит в религиозных центрах: иешивах и бейт мидрашах. Фундамент Каббалы зарождался в гностических сектах Византии в VII—VIII вв., когда появилосьдовольно много мидрашей с выраженными каббалистическими тенденциями. Одни из них (например, «Алеф Бет раби Акивы» и «Мидраш га-Коген») исследовали тайны создания и структуры вселенной. Другие сочинения того же периода описывают небеса, которые представляют собой семь небесных дворцов (так называемых гейхалот), и священную колесницу (Меркава). Эти ранние намеки на мистическую космогонию и теософию в IX в. ожили в Италии и Германии, а потом и в Испании, которая в XIII в. стала центром каббалы (из Википедии).

Источник

Что значит слово тора

Что значит слово тора

Что значит слово тора

Что значит слово тора Что значит слово тора Что значит слово тора

То́ра [1] (ивр. תּוֹרָה ‎ — тора́, букв. «учение, закон») в ашкеназском произношении: То́йро (юго-восточный диалект — Польша, Украина), Тэ́йро (северо-восточный диалект — Белоруссия, Литва) и Торра (сербский диалект) [2] — в широком смысле, совокупность еврейского традиционного закона.

Содержание

Определения термина

Высказывания, посвящённые Торе

Существует ряд определений Торы, данных выдающимися еврейскими раввинами и комментаторами в разные времена.

— Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве

— Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве

С точки зрения Каббалы, Тора: «… полное проявление действительности (Творца) человеку, ощущаемое как свет, называется „Тора“. Есть ещё множество определений, но все они — суть одного и того же явления: то, чем наполняется душа, что ощущается человеком в себе. Потому что кроме души (или, сосуда ощущения и постижения действительности) и Творца (света, Торы) нет больше ничего…» [3]

Происхождение Торы

Что значит слово тора

Что значит слово тора

Согласно традиционной религиозной точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.

Маймонид (Рамбам) в своей формулировке 13-ти догматов веры подчёркивает [4] :

Что значит слово тора8. Верую полной верой, что вся Тора, находящаяся ныне в руках наших, — это [Тора], данная учителю нашему Моше (да пребудет он в мире).

9. Верую полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца (благословенно Имя Его).

По его мнению, отражающему официальную позицию иудаизма, эти два пункта являются одними из важнейших в мировоззрении иудея.

Комментарии к Торе

В связи с тем, что текст Торы, а также её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), на протяжении веков мудрецы пытались комментировать отдельные её положения для остальных людей. Некоторые комментаторы, например Раши, подготовили комментарии практически к каждому предложению Письменной Торы. Кроме того, по данным традиции, Моисей на горе Синай вместе с Письменной Торой получил и устную, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано».

Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

Современные издания Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Есть мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). [5]

Существует также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне). [6]

Пшат и драш

Еврейские комментаторы Торы выделяют в её тексте несколько слоёв. Первый и самый внешний называется пшат (букв. простой) — то есть простой, прямой смысл. Второй — ремез (букв. намёк) — «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам.» [9] Более глубинный — драш (букв. смысл) и есть смысл.

Самый сокровенный — сод (букв. тайна) — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Мы интуитивно узнаём еврейский текст потому, что там, так или иначе, присутствуют все перечисленные смыслы. [10]

Заповеди связанные с Торой

Свиток Торы

Что значит слово тора

Что значит слово тора

Се́фер-Тора́ (ивр. סֵפֶר תּוֹרָה ‎, `Книга Закона`) — пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге (см. недельная глава), является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Для хранения используется футляр из ткани или дерева, а сам Сефер Тора хранится в особом шкафу (Арон кодеш), помещённом на центральном месте в синагоге.

Заповеди, связанные со свитком Торы

Чтение Торы

Впервые публичное чтение священного текста «Книги Торы» упоминается в связи с реформой царя Иосии (Иошияху) (622 год до н. э.) (4Цар.22-23; 2Пар.34:14-33). Контекст, в котором упоминается «Книга Торы», позволяет предположить, что речь идёт не о Пятикнижии в целом, а лишь об одной из его книг — Второзаконии. Точно так же, когда в литературе периода вавилонского пленения говорится о «Книге Торы» или «Книге Моисея», контекст свидетельствует о том, что подразумевается книга Второзакония. [19] В самом Пятикнижии название «Книга Торы» встречается только во Второзаконии и всегда подразумевает само Второзаконие.

Изучение Торы

Что значит слово тора

Что значит слово тора

Изучение включает в себя две повелевающие заповеди — изучать Тору самому и почитать обучающих ей и знающих её.

Заповедь изучения Торы касается каждого еврея, независимо от общественного и материального положения. Каждому рекомендуется установить постоянное время после молитвы для самостоятельного изучения Торы. При совершенной невозможности самостоятельного изучения, следует максимально поддерживать тех, кто учится (в таком случае заповедь будет считаться исполненной).

Традиционно, изучение Торы вменялось в обязанность мужчинам, однако женщинам также рекомендуется изучать разделы Торы, относящиеся к практическому исполнению заповедей.

В иудаизме существует запрет на непосредственное изучение Торы неевреями. Он, однако, не распространяется на Семь заповедей потомков Ноя (разрешено изучать эти заповеди и отрывки, связанные с ними). Запрет изучения Торы неевреем не относится к тому, кто готовится принять гиюр. Существуют также мнения, что всё Пятикнижие разрешено к изучению.

«По мнению ряда галахических авторитетов (р. Вайнберг, р. Кляйн, р. Файнштейн, р. Йосеф и др.), запрет преподавания Торы распространяется только на ситуацию, когда аудитория является целиком нееврейской. Однако можно обучать Торе еврея в присутствии неевреев, даже если последний при этом тоже сможет учиться.»

По возможности, Тору следует изучать в оригинале — на иврите, поскольку в переводе смысл неизбежно искажается в той или иной степени.

Кроме традиционного метода изучения (в синагогах) существует ещё несколько других методов:

Переводы Торы

Что значит слово тораКак Тора была дана на святом Языке, так и мир был создан на Святом языке. (Мидраш, Брейшит раба, 18:4)Что значит слово тора

Уже много веков предпринимаются попытки перевести Тору на языки мира.

Православной церковью используется [источник не указан 19 дней] перевод Торы на греческий язык, называемый Септуагинта (т. н. Перевод Семидесяти Толковников). Этот перевод был выполнен по требованию египетского фараона Птолемея Второго в середине III века до н. э. 72 евреями, а затем в него были внесены многочисленные «украшения» в духе греческой литературы того периода. Кроме того, в настоящее время название «Септуагинта» распространено на все греческие переводы ТаНаХа, в том числе не имеющие никакого отношения к переводу еврейских мудрецов.

Ещё в Вавилонском Талмуде Рабби Иегуда писал [22] :

Что значит слово тораТот, кто делает литературный перевод — кощунствует, кто переводит дословно — лжётЧто значит слово тора

Православной Церковью Септуагинта считается одним из самых авторитетных текстов Ветхого Завета, хотя и не утверждена в качестве официального «канонического» текста. [источник не указан 19 дней]

Ещё хуже [источник не указан 19 дней] обстоит дело с «Вульгатой» — используемым католиками переводом Библии на латынь, включающем и Пятикнижие. Этот перевод был сделан монахом Иеронимом в IV веке после недолгого [источник не указан 19 дней] изучения иврита. Перевод этот изобилует ошибками, связанными с незнанием языка. Самая известная из них — это перевод того места из книги Исход, где говорится, что — досл. «сияла кожа лица [Моше-рабейну]». Поскольку в иврите слово «керен» означает также «рог», монах именно так и перевёл это место, в результате чего последующие поколения католиков могли любоваться изображением Моисея (Моше-рабейну) с рогами на голове. [источник не указан 19 дней]

Самый [источник не указан 19 дней] известный из переводов Торы — это Таргум Онкелос (перевод Онкелоса), сделанный во II веке Онкелосом, перешедшим в еврейство племянником римского императора Тита. Конечно, арамейский — язык, близкий к ивриту, и поэтому перевод на него позволяет сохранить многие из языковых особенностей оригинала; но главное — то, что Онкелос вложил в свой перевод такую массу информации, что, по существу, создал первый полный комментарий к Торе. В большинстве современных изданий Торы этот перевод печатают уменьшенными буквами рядом с текстом Торы, и традиция рекомендует изучать его наряду с комментарием Раши.

Существуют и другие переводы: Таргум Йонатан бен Узиэль — на арамейский язык, перевод Саадъи Гаона на арабский язык и др. В последнее время [когда?] в Израиле было сделано несколько интересных [источник не указан 19 дней] переводов Торы на русский язык. [23]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *