Что значит слово самарянин

Значение слова «Самарянин»

Что значит слово самарянин

Самарянин

самарянин

1. истор. библейск. представитель народности, упомянутой в Библии ◆ И проходил по той же дороге человек из чужого народа, самарянин. Л.Н. Толстой, «Учение Христа, изложенное для детей», 1908 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит слово самарянинПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: холеный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «самарянин&raquo

Предложения со словом «самарянин&raquo

Цитаты из русской классики со словом «Самарянин»

Понятия, связанные со словом «Самарянин»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «самарянин&raquo

Добрый самарянин возливал елей на кровоточащие раны, а несчастный ничего не видел и не слышал, только всем нутром своим впитывал облегчение своих мук…

Организовал концерт миссия «Маленький самарянин».

А когда эту притчу рассказывали, в ней был заряд намного больший, куда более серьёзный: помог иудею самарянин – то есть человек другого народа.

Синонимы к слову «самарянин&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Что значит слово самарянин

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.

В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.

Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.

На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.

Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Эрец Исраэль после 722 до н.э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.

Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.

Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.

Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.

История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.

Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.

Источник

Самаряне

Самаря́не — назва­ние народа, сфор­ми­ро­вав­ше­гося в резуль­тате этни­че­ского сме­ше­ния язы­че­ских племен с евре­ями, насе­ляв­шего тер­ри­то­рию, гра­ницы кото­рой соот­вет­ство­вали тер­ри­то­рии «Север­ного цар­ства», обра­зо­вав­ше­гося после смерти царя Соло­мона в резуль­тате рас­пада еди­ного Изра­иль­ского госу­дар­ства на два само­сто­я­тель­ных цар­ства: Изра­иль­ское (Север­ное) и Иудей­ское (Южное).

Первым пра­ви­те­лем Север­ного цар­ства был Иеро­воам ( 3Цар. 12:20 ). Для того, чтобы его под­дан­ные не посе­щали Иеру­са­лим­ский храм, он уста­но­вил в двух горо­дах, Дане и Вефиле, по золо­тому тельцу, устроил капище, неза­конно поста­вил свя­щен­ни­ков, ввёл бого­про­тив­ные риту­алы и при­об­щил своих под­дан­ных к язы­че­ству ( 3Цар. 12:27-31 ). Так адми­ни­стра­тив­ное раз­де­ле­ние еди­но­кров­ного еврей­ского народа усу­гу­би­лось рели­ги­оз­ным рас­ко­лом.

При царе Амврии на горе Семе­рон, куп­лен­ной у Семира, был построен город, кото­рый, по имени вла­дельца горы, полу­чил назва­ние Сама­рия ( 3Цар. 16:24 ).

Этот город имел статус сто­лич­ного и пред­став­лял собой хорошо укреп­лен­ную, мощную кре­пость. При Асси­рий­ском царе Сал­ма­нассаре Сама­рия была оса­ждена, и затем, не выдер­жав трех­лет­ней осады, пала. Город был раз­граб­лен и раз­ру­шен, а сыны Изра­иля пле­нены и высланы из своей страны. Мест­ные земли запол­ни­лись пере­се­лен­цами, ино­род­цами. Все живу­щие на той тер­ри­то­рии стали име­но­ваться Сама­ря­нами. Впо­след­ствии к ним был отправ­лен один из пле­нен­ных еврей­ских свя­щен­ни­ков, чтобы научить «закону Бога той земли» ( 4Цар. 17:24-29 ). Так грубые язы­че­ские веро­ва­ния коло­ни­стов столк­ну­лись с верой в «Бога евреев».

Отно­сясь к Еди­ному и Истин­ному Богу как к одному из многих богов, и даже как к глав­ному мест­ному боже­ству, Сама­ряне про­дол­жали покло­няться куми­рам, оста­ва­ясь, по сути, языч­ни­ками.

Когда много деся­ти­ле­тий спустя Сама­ряне, желая участ­во­вать в вос­ста­нов­ле­нии раз­ру­шен­ного Иеру­са­лим­ского Храма сов­местно с воз­вра­тив­ши­мися из Вави­лон­ского плена пред­ста­ви­те­лями быв­шего Иудей­ского цар­ства, обра­ти­лись к Зоро­ва­велю, то заявили, что они явля­ются почи­та­те­лями Бога Изра­и­лева, и полу­чили отказ ( 1Езд. 4:1-3 ). После этого между Иуде­ями и Сама­ря­нами уси­ли­лась вражда.

Сама­ряне при­зна­вали Пяти­кни­жие Моисея за Свя­щен­ное Писа­ние и ожи­дали При­ше­ствия Мессии ( Ин. 4:25 ). Тем не менее, их учение далеко отсто­яло от офи­ци­аль­ного иуда­изма. Один из цен­траль­ных вопро­сов раз­но­гла­сия касался того, где должно покло­няться Богу ( Ин. 4:20 ). Недо­ве­рие по отно­ше­нию к Сама­ря­нам со сто­роны Иудеев было настолько огром­ным, что и само слово «Сама­ря­нин» нередко про­из­но­си­лось как бран­ное. Соб­ственно, этим и объ­яс­ня­ется вопрос Сама­рянки Христу: «как ты, будучи Иудей, про­сишь пить у меня, Сама­рянки? ибо Иудеи с Сама­ря­нами не сооб­ща­ются» ( Ин. 4:9 ).

Посы­лая апо­сто­лов на про­по­ведь, Гос­подь запо­ве­до­вал им: «на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» ( Мф. 10:5 ). Но это не значит, что Его личное отно­ше­ние к Сама­ря­нам отли­ча­лось чрез­мер­ным нега­ти­виз­мом. Напро­тив, объ­яс­няя закон­нику, кто явля­ется ближ­ним, Спа­си­тель поста­вил в пример не свя­щен­ника, не левита, а мило­серд­ного Сама­ря­нина ( Лк. 10:31-37 ). Нечто похо­жее про­изо­шло в случае исце­ле­ния десяти про­ка­жен­ных, из кото­рых только один очно выра­зил чув­ство бла­го­дар­но­сти Сыну Божию, услы­шав в ответ: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». И это был Сама­ря­нин ( Лк. 17:18 ).

В отли­чие от упор­ство­вав­ших в заблуж­де­нии Иудеев, многие Сама­ряне с радо­стью вос­при­няли Еван­гель­скую про­по­ведь и после­до­вали за Хри­стом ( Деян. 8:12 ).

Источник

самарянин

Смотреть что такое «самарянин» в других словарях:

самарянин — добрый самарянин.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

Самарянин — Семинарская фамилия. от слова самаритянин (Э) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

Самарянин — Самарянинъ (иноск.) человѣкъ милостивый (какъ библ. Самарянинъ). Ср. Въ немъ проснулась потребность залечить, или хоть облегчить боль своей собственной души нѣжною ласкою и спокоющимъ сочувствіемъ. Такой добрый Самарянинъ нашелся для него въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

самарянин — див. самаряни … Український тлумачний словник

самарянин — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

добрый самарянин, добряк, добрячок — См … Словарь синонимов

милосердый самарянин — пример христианского милосердия Ср. Лук. 10, 33 35 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Милосердый Самарянин — Милосердый Самарянинъ (примѣръ христіанскаго милосердія). Ср. Лук. 10, 33 35 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Менандр гностик — самарянин, гностик I в., последователь Симона Волхва (см.). Его писания, по словам Иринея, оказали влияние на Василида и Сатурнина … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Менандр, гностик — самарянин, гностик I в., последователь Симона Волхва (см.). Его писания, по словам Иринея, оказали влияние на Василида и Сатурнина … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

самаритянин

Смотреть что такое «самаритянин» в других словарях:

САМАРИТЯНИН — Добродетельный (добрый) самаритянин. Книжн. О человеке, всегда готовом помочь близкому. /em> Образ заимствован из Библейской притчи. БМС 1998, 512 … Большой словарь русских поговорок

Самаритянин — м. см. самаритяне Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

самаритянин — самаритянин, самаритяне, самаритянина, самаритян, самаритянину, самаритянам, самаритянина, самаритян, самаритянином, самаритянами, самаритянине, самаритянах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

самаритянин — самарит янин, а … Русский орфографический словарь

самаритянин — (2 м); мн. самаритя/не, Р. самаритя/н … Орфографический словарь русского языка

самаритянин — див. самаритяни … Український тлумачний словник

самаритянин — см. самаритяне; а; м … Словарь многих выражений

самаритянин — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

Самаритянин (фильм) — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Подтвердить значимость предмета статьи согласно критериям значимости. Найти и оформить в виде сносок ссылки на… … Википедия

Добрый самаритянин — Из Библии. Новый Завет, Евангелие от Луки (гл. 10), притча об Иисусе. Иносказательно: добрый, отзывчивый человек, помогающий нуждающимся, иногда в ущерб себе (ирон.). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим… … Словарь крылатых слов и выражений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *