Что значит слово речь
Значение слова «речь»
1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. 714 Речь — это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. Платонов, Занимательная психология.
2. только ед. ч. Язык как средство общения между людьми. Устная речь. □ Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. Чехов, В усадьбе.
3. только ед. ч., с определением. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. □ [Пушкин] переодетый, ходил даже по базарам псковским для изучения живой народной речи. Добролюбов, А. С. Пушкин. Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. Федин, Города и годы.
4. только ед. ч. Язык, свойственный кому-л., манера говорить, выговор. Окающая речь. Членораздельная речь. □ [Мать] вслушивалась в плавную речь девушки. М. Горький, Мать. Их [голландцев] певучая горловая речь вливалась в уши, как ласкающая мелодия. Новиков-Прибой, Соленая купель. [Настя] с интересом слушала самоуверенную и живую речь майора. В. Глинка, Старосольская повесть.
5. Слова, разговор, то, что говорят. [Марина:] Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин, Борис Годунов. [Городничий:] Да перестаньте, пожалуйста! Вы эдакими пустыми речами только мне мешаете. Гоголь, Ревизор. — За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Мельников-Печерский, В лесах. || Разг. Беседа, разговор. [Паншин] навел речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочел две французские брошюрки. Тургенев, Дворянское гнездо. Речь шла об убитом абреке. Казак рассказывал, бабы расспрашивали. Л. Толстой, Казаки. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Куприн, Слон.
6. Публичное словесное выступление. Юбилейная речь. Надгробная речь. Речь прокурора. □ Час назад Черноголовый говорил речь с балкона к рабочим, собравшимся на улице толпою. Бахметьев, Преступление Мартына. В повестке дня моя скромная речь носит громкое название доклада. Лебедев-Кумач, Народ не забыл своего Тараса.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
РЕЧЬ, и, мн. ре́чи, че́й, ж. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Р. — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую р. легко узнать по оканью. Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин (о русском крестьянине). 3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная р. Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах. М. Горький. Спокойная р. Тихая, отчетливая р. 4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная р. Стихотворная р. Деловая р. 5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. А как речь-то говорит, словно реченька журчит. Пушкин. Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я. Лермонтов. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин. Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви. Пушкин. Эти речи поберечь вам лучше для другого. Некрасов. Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами. М. Горький. Дружеские речи. 6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). В то время, о котором идет наша речь. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) р.? Не о том (не об этом) р. (не в том дело). Опять завел р. о ней. Р. идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-н. Об этом и речи нет. 7. только ед. Слух, молва (обл.). Р. идет в народе. 8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов. Салтыков-Щедрин. Приветственная р. Р. прокурора. Защитительная р. Надгробная речь. 9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-н. высказывание (грам.). Косвенная р. Прямая р. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. способность говорить, выражать словами мысль ◆ Органы речи. ◆ Развитие речи. ◆ Расстройство речи. ◆ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, «Страшная месть», 1831 г. ◆ Речь — это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. К. Платонов, «Занимательная психология», 1964 г.
2. ед. ч. язык как средство общения между людьми ◆ Устная речь. ◆ Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. Чехов, «В усадьбе», 1894 г.
3. ед. ч. с опред. : тот или иной вид, стиль языка, слог ◆ Художественная речь. ◆ Стихотворная речь. ◆ [Пушкин] переодетый, ходил даже иногда по базарам псковским для изучения живой народной речи. Добролюбов, «Александр Сергеевич Пушкин», 1858 г. ◆ Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. Федин, «Города и годы», 1924 г.
4. ед. ч. звучащий язык, свойственный кому-либо, индивидуальная манера говорить, выговор ◆ Окающая речь. ◆ Членораздельная речь. ◆ [Мать] вслушивалась в плавную речь девушки. Максим Горький, «Мать», 1906 г. ◆ Их [голландцев] певучая горловая речь вливалась в уши, как ласкающая мелодия. Новиков-Прибой, «Солёная купель», 1934 г. ◆ [Настя] с интересом слушала самоуверенную и живую речь майора. В. М. Глинка, «Старосольская повесть», 1948 г.
5. cлова, разговор, то, что говорят ◆ [Марина:] Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин, «Борис Годунов», 1831 г. ◆ [Городничий:] Да перестаньте, пожалуйста! Вы эдакими пустыми речами только мне мешаете. Гоголь, «Ревизор», 1836 г. ◆ — За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Мельников-Печерский, «В лесах», 1874 г.
6. разг. беседа, разговор ◆ [Паншин] навёл речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочёл две французские брошюрки. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859 г. ◆ Речь шла об убитом абреке. Казак рассказывал, бабы расспрашивали. Лев Толстой, «Казаки», 1863 г. ◆ Дверь не закрыта, и девочке с её кровати всё видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Куприн, «Слон», 1907 г.
7. публичное словесное выступление ◆ Юбилейная речь. ◆ Надгробная речь. ◆ Речь прокурора. ◆ Час назад Черноголовый говорил речь с балкона к рабочим, собравшимся на улице толпою. В. М. Бахметьев, «Преступление Мартына», 1928 г. ◆ В повестке дня моя скромная речь носит громкое название доклада. В. И. Лебедев-Кумач, «Народ не забыл своего Тараса», 1939 г.
Что значит слово речь
РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, ·жен.
1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью ( ·книж. ).
2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин (о русском крестьянине).
3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» М.Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5. мн. в том же ·знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» М.Горький. Дружеские речи.
6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа ( ·разг. ). «В то время, о котором идет наша речь.» А.Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7. только ед. Слух, молва ( ·обл. ). Речь идет в народе.
8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание ( грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
• Часть речи ( грам.) — грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие называются частями речи.
Значения в других словарях
Значение слова речь
Словарь Ушакова
2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин (о русском крестьянине).
4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
сложный объект. Она изучается не только лингвистами (психолингвистами, социолингвистами, нейролингвиста-ми, фонетистами, специалистами по стилистике), ее изучают психологи, физиологи, логопеды, специалисты по теории коммуникации и информатике (интеракционным системам), по высшей нервной деятельности, по акустике. Проблемы Р. находятся в фокусе внимания философов, логиков, социологов, литературоведов.
В данном словаре-справочнике Р. рассматривается прежде всего с точки зрения теории речевой деятельности.
Р. — деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные). Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Она материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами. Р. конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна.
Индивидуальный характер — важнейший признак Р. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольдт). Субъективность Р. проявляется в том, что Р. имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определенным объектам действительности, придавая им речевое значение. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному и т.п.), использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (В. фон Гумбольдт). Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.
Различают Р. внутреннюю (см. внутренняя речь) и внешнюю. Внешняя подразделяется на устную (см. устная речь) и письменную (см. письменная речь), на монолог и диалог, а также по стилям и жанрам.
При помощи Р. происходит общение между людьми, следующее определенным социальным конвенциям. Общение создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты (см. общение, речевой акт). В речевом общении может быть выделен ряд аспектов, соответствующих поставленной говорящими задаче: информативный, прескриптивный (воздействие на адресата), экспрессивный (выражение эмоций, оценок), межличностный (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др. Эти аспекты, часто соприсутствующие в Р., могут обособляться, создавая самостоятельные формы общения — речевые жанры, различные не только по целям, но и по распределению ролей и коммуникативных интересов собеседников, речевой тактике, условиям успешности, предпочтительным синтаксическим структурам, принципам установления связности реплик и др.
Р. как один из видов социальной активности человека переплетается с другими формами деятельности, в том числе трудовой, в процессе осуществления которой она и возникла. Р. полифункциональна и с этой точки зрения исследуется лингвистической прагматикой. Подход к Р. как форме деятельности характерен для социо- и психолингвистических исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования, возникновение речевых ошибок и нарушений Р. (нейролингвистика), отношение речевых действий к другим видам социальной активности человека (работы Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева и др.), роль Р. в формировании сознания и проявлениях подсознательного, внутреннюю речь, процессы развития детской речи и др.
Р. рассматривается как вид сознательной и целенаправленной деятельности также в концепции лингвистической философии.
В рамках лингвистической философии сформировалась теория речевых актов в ее современной версии (работы Дж. Остина, Дж. Р. Серла и др.).
Лит.: Выготский Л. С. Мышление и речь // Избр. психол. исследования. — М., 1956; Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958; Леонтьев А.А. Речь и общение // Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1976; Чистович Л.А. и др. Речь: Артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965.
Словарь лингвистических терминов
1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык.
2) Разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или ипых лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации. Речь деловая. Речь обиходная. Речь официальная. Речь поэтическая. Речь профессиональная. Речь разговорная. см. язык во 2-м значении.
3) Вид синтаксического построения высказывания. Речь авторская (см. авторская речь). Речь косвенная (см. косвенная речь). Речь несобственно-прямая (см.несобственно-прямая речь). Речь отрывистая (см. отрывистая речь). Речь периодическая (см. периодическая речь). Речь полупрямая (см. полупрямая речь). Речь прямая (см. прямая речь). Речь чужая (см. чужая речь).
Этимологический Словарь Русского Языка
Древнеиндоевропейское – racayati (приводит в порядок, изготавливает, готовит).
Латинское – гассо (кричать, как тигр).
Этимология слова точно неизвестна. Предположительно «речь» – это производное от древнерусского «реку» (говорю), образовавшееся в результате ассимиляции от латинского гассо.
В русском языке первоначально имело значение «способность говорить, говорение». С середины XIX в. стало употребляться в значениях «звучащий язык», «разновидность или стиль языка».
Производные: речевой, речистый, красноречивый.
Фразеологический словарь русского языка
Педагогический терминологический словарь
форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется в соответствии с нормами языка.
Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится осн. механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций.
Тесно связана Р. и с другими психическими процессами: восприятием, запоминанием и воспроизведением; существенна роль Р. в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения.
Нарушения речи, отклонения от принятой в данной языковой среде речевой нормы, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации человека. Для обозначения нарушений Р. используются различные термины: расстройства, дефекты, недостатки и недоразвитие Р., речевая патология, речевые отклонения. Нарушения Р., как правило, обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме Р., не соответствуют возрасту, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Специфика нарушений зависит от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения); от уровня психического и интеллектуального развития; от влияния окружающей среды и других факторов. Нарушения Р. в коррекционной (специальной) педагогике (см. Логопедия) рассматриваются с позиций этиологии, патогенеза, системного строения речевой деятельности. Наиболее продуктивными для организации коррекционно-педагогического воздействия являются клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений Р.
Психолого-педагогическая классификация базируется на лингвистических и психологических критериях и учитывает структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты Р. Выделяются: нарушения языковых средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие Р. (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем; общее недоразвитие Р. (ОНР), которое объединяет сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, и нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект) заикание, проявление речевого негативизма и др. Нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и (или) ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонематических и морфологических обобщений в устной речи. На этой основе разработана теория обучения детей с тяжёлыми нарушениями Р. и принципы комплектования логопедических учреждений системы образования.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями Р. входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Отдельные логопедические группы при дошкольных учреждениях общего типа.
Логопедические пункты общеобразовательных учреждений (городских и сельских) для детей школьного возраста с нарушениями устной и письменной Р. (первичного характера: с ФФН, с фонетическим дефектом; с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата; с нарушением чтения и письма, обусловленным недоразвитием Р.). Осуществляются групповые и подгрупповые занятия во внеурочное время (от 0,5 до 1,5 года), а также консультации врачей-специалистов, психологическая и медицинская помощь.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 240)
См. также Логопедия, Ринолалия
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
использование средств языка для общения с другими людьми; конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевая деятельность), так и результат этого процесса (речевые произведения).
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Вид: художественная речь
* «Речь есть воплощение, реализация языка. который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык — это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ. общения. » (Н.Д. Арутюнова). *
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Не столько способность говорить, сколько акт говорения. Речь отличается от языка как актуальное отличается от виртуального; от дискурса – как действие от результата; от конкретного языка – как единичное от общего или индивидуальное от коллективного (Соcсюр, «Курс общей лингвистики», глава III и примечание 63). Всякая речь есть творение дискурса путем актуализации языка (как способности) при помощи конкретного языка (как исторически сложившейся системы условностей). Речь есть настоящее смысла.
Толковый переводоведческий словарь
1. Функционирование языка в процессе коммуникации для передачи информации.
2. Та или иная разновидность общения при помощи языка, определяемая в своих свойствах обстоятельствами, целью коммуникации.
3. Система соответствий между множеством сообщений, характеризующаяся и континуумом.
4. Деятельность говорящего, применяющего речь/язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива.
5. Процесс говорения с использованием (употреблением) разнообразных языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращения (призыв, воззвание) к слушателю, побуждение его к действию (соответствующему ответу и т.п.).
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РЕЧЬ, и, мн. речи, ей, ж.
1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затруднённая р. Отчётливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие).
2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р.
3. Звучащий язык. Русская р. музыкальна. Звучит многоязычная р. Язык и р. (противопоставление системы языка и её функционирования).
4. Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать. Об этом речи не было (ничего не говорилось). О чем идёт р.? (о чём разговор?). Об этом не может быть и речи (этого не будет, нельзя). О чём р.! (само собой разумеется, нет никакого сомнения в чёмн.; разг.).
5. Публичное выступление. Выступить с речью. Поздравительные речи. Р. на собрании.
• Части речи в грамматике: основные лексико-грамматические классы слов, характеризующиеся каждый общностью отвлечённого значения, грамматических категорий и синтаксических функций. Знаменательные и служебные части речи.
| прил. речевой, ая, ое (к 1, 2 и 3 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
И. Тарханов.
Р., ее расстройства. Под расстройством Р., или афазией, понимают исчезновение или ограничение способности выражать мысли обычными знаками или понимать эти знаки, несмотря на существование умственных способностей, несмотря на целость периферических, чувственных, нервных и мышечных аппаратов. Глухонемота, бессловесность идиотов, отсутствие Р. в коматозном состоянии и при параличе языка и губ не причисляются поэтому к афазии. Последняя есть психическое заболевание; однако она не связана с нарушением умственных способностей: на последнее нужно в каждом отдельном случае смотреть как на осложнение. Различают два главных вида афазии, двигательную и чувственную, и четыре чистых формы: глухота к словам, слепота к словам, двигательная афазия (Aphemia) и Agraphia. В клиниках наблюдаются иногда чистые формы таких афазий; но гораздо чаще бывают сложные расстройства Р., в которых пострадали в большей или меньшей степени все четыре элемента Р. Четыре чистые формы афазии характеризуются клинически следующим образом. I. Чувственная афазия: а) глухота к словам. Больные не понимают, что им говорят, несмотря на сохранение слуха и хорошие умственные способности. Р. кажется им каким-то гулом. При глухоте к словам почти всегда встречаются двигательные расстройства Р., так назыв. парафазии; парафазия состоит в том, что больной для выражения мысли употребляет неподходящие слова, сам того не замечая. Парафазия может достигнуть такой степени, что Р. больного становится бессмысленной. б) Слепота к словам (вернее слепота к буквам). Больные при сохраненной способности Р. не узнают значения написанных или напечатанных знаков Р., которые они ясно видят. Они не могут поэтому читать (alexia), или же они читают с помощью особого приема, чертя виденные и не узнанные буквы. Эта «слепота» существует иногда только для слогов, а буквы еще узнаются; в других случаях не узнаются также и буквы. При этом нередко распознаются еще цифры. Слепота к словам почти всегда осложняется односторонним сужением поля зрения (hemianopsia). II. Двигательная, или моторная, афазия: а) двигательная афазия в тесном смысле слова (Aphemia). Это самое частое расстройство Р. и всего чаще встречается в чистой форме. Оно характеризуется отсутствием или уменьшением запаса слов. В тяжелых случаях больной имеет в своем распоряжении только жесты; в других случаях только слоги и слова или даже целые фразы, которыми он отвечает на все. Он сознает, однако, неясность своих ответов. Сохранившаяся Р. часто имеет характер междометия: «да», «нет», или она состоит из отдельных слогов или бессмысленно составленных слов и, наконец, из полных простых предложений. Все слоги выговариваются, однако, совершенно правильно, чем и отличается афазия от паралича двигательных органов Р. (Alalia). При незначительном уменьшении запаса слов прежде всего забываются имена существительные; это выражается тем, что больной обходит эти слова указаниями на действия. Так, напр., вместо «Дайте мне мою шляпу» он говорит: «Дайте мне то, что носится на. » Способность такого больного говорить подвержена, однако, некоторым колебаниям соответственно его общему состоянию; под влиянием возбуждения она может внезапно улучшиться. Многие афатики, не обладающие способностью сказать слово по собственной инициативе, могут верно повторить это слово, если оно им подсказывается. Это зависит от того, какие из многочисленных ассоциационных путей разрушены и какие сохранились. б) Аграфия, по удачному выражению Шарко, есть «афазия руки». Аграфия редко встречается в чистой форме. Обыкновенно аграфия сопровождает двигательную афазию, но не идет с ней параллельно. Она состоит в том, что при попытке писать больные выводят только бессмысленные и бессвязные черты. Такие больные пишут иногда верно под диктовку или могут переписывать. Афазия, как исключительно очаговый симптом, может быть вызвана всяким поражением области речи — мозговыми кровоизлияниями, размягчением, опухолями, травматическими влияниями, абсцессами; также этиологические моменты, как болезни сердца и сосудов, сифилис, Брайтова болезнь, острые инфекционные заболевания и т. д. играют здесь такую же роль, как и при других мозговых заболеваниях. Афазия не всегда вызывается материальным процессом в мозгу; афатические расстройства могут обусловливаться и неврозами, как истерией и неврастенией. Истерическая афазия, насколько это до сих пор известно, чисто двигательного происхождения. Она характеризуется полною или, вернее, абсолютною афазиею. Такие больные совершенно теряют способность говорить, становятся даже безголосыми. Истерическая афазия есть собственно «немота». У таких больных всегда сохранена или даже повышена способность писать. Расстройство Р. вследствие неврастенической усталости мозга ограничивается запамятованием некоторых конкретных слов и смешением при разговоре сходных по звуку слов; это заболевание стоит очень близко к парафазии. Предсказание и терапия афазии зависят от причин заболевания. Все формы расстройства Р. способны улучшаться и исчезать при благоприятных условиях. Если остается неисчезающий дефект Р., можно попытаться пополнить его путем воспитания больного. Так, слепой к словам выучивается, хотя и с трудом, снова читать, страдающий аграфией выучивается писать. Расстройства Р. возможны также как следствие местных механических причин. Последние могут быть в полости рта, зева или носа. В особенности опухоли языка и губ способны вести за собою значительные расстройства Р., затрудняя или делая невозможным правильное образование звуков. Такое же действие могут произвести опухоли зева, если ими стеснены или затруднены движения небной занавески. Очень хорошо известно также то расстройство Р., которое вызывается сильным увеличением одной или обеих миндалевидных желез или глоточной миндалины, равно как заячьей губой и волчьей пастью. Язвенные процессы в зеве часто ведут к разрушениям в области мягкого неба и затем, особенно при сифилисе, к рубцовым сращениям, вследствие чего верхнее глоточное пространство нередко отделяется наглухо от нижнего, отрезывая воздуху путь через нос и уничтожая движения небной занавески. Субъективные явления сказываются так назыв. гнусавостью и неразборчивым произношением некоторых гласных и согласных. См. Заикание.