Что значит слово раскаяние

Значение слова «раскаяние»

Что значит слово раскаяние

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Признание своей вины в чём-либо, обычно с просьбой о прощении.

«Чистосердечное раскаяние» по действовавшему ранее Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г. было одним из обстоятельств, смягчающих наказание, а также одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности с передачей виновного на поруки. В действующем УК РФ 1996 г. используется понятие «деятельное раскаяние».

РАСКА’ЯНИЕ, я, мн. нет, ср. Действие и состояние по глаг. раскаяться-раскаиваться, сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке. Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет. Пушкин. Преступник заявил о своем раскаянии в совершённом преступлении. Принести р. (заявить о своем раскаянии).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

раска́яние

1. действие или состояние по значению гл. раскаиваться; сожаление о собственном поступке, признание его ошибочности, порочности ◆ Я ощущал раскаяние и сожаление, позднее и напрасное, в сущности, потому что я знал, что ничего нельзя было ни исправить, ни вернуть. Г. А. Газданов, «Возвращение Будды», 1950 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он отвечает Черткову: «Два главные чувства вызвало во мне Ваше письмо: отвращение к тем проявлениям грубой корысти и бесчувственности, которые я или не видел, или видел и забыл; и огорчение и раскаяние в том, что я сделал Вам больно своим письмом» (письма этого я не знаю). Т. Л. Сухотина-Толстая, «О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода», 1910-1950 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит слово раскаяниеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шейх — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

РАСКАЯНИЕ

С психоаналитической точки зрения раскаяние сопряжено с противонравственными деяниями. Оно предполагает наличие чувств вины и совести. Поэтому понимание раскаяния невозможно без обращения к эмоциональным переживаниям человека, связанным с бессознательным чувством вины.

Представления о раскаянии содержались в работе З. Фрейда «Тотем и табу» (1913). Основываясь на исследованиях Ч. Дарвина, Р. Смита, Эткинсона, он выдвинул гипотезу, согласно которой на заре становления человечества в первобытной орде правил жестокий, ревнивый отец, приберегающий для себя самок, не допускающих до них своих подрастающих сыновей и изгоняющий их из орды. Однажды изгнанные братья объединились между собой, убили и съели отца, что естественно для каннибалов-дикарей. Устранив отца и утолив свою ненависть братья попали под власть усилившихся нежных душевных движений. «Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием». Под воздействием данного чувства братья осудили свой поступок, объявили недопустимым убийство заместителя отца тотема и отказались от освободившихся женщин. Так, по мнению З. Фрейда, из сознания вины сына были созданы два основных табу, запрещавшие в примитивном обществе отцеубийство и инцест, что послужило началом развития религии, нравственности, культуры.

В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа внес уточнение в понимание соотношений между раскаянием и виной. Он исходил из того, что раскаянием можно назвать то чувство вины, которое возникает после свершения чего-либо преступного. Оно относится только к деянию и предполагает наличие совести до деяния, то есть готовности почувствовать себя виновным. Возвращаясь к убийству праотца, З. Фрейд подчеркнул, что «раскаяние было результатом изначальной амбивалентности чувств по отношению к отцу: сыновья его ненавидели, но они его и любили». После удовлетворения ненависти в агрессии «любовь проявилась как раскаяние за содеянное, произошла идентификация «Сверх-Я с отцом». В наказание за отцеубийство власть отца получило Сверх-Я, налагающее запреты на повторение деяния. Поскольку склонность к агрессии против отца повторялась в последующих поколениях, то сохранившееся чувство вины усиливалось каждый раз при подавлении агрессии и перенесения ее в Сверх-Я. Из этого следует, что чувство вины обнаруживается независимо от того, произошло ли отцеубийство на самом деле или от него воздержались, в то время как раскаяние возникает после свершенного деяния.

Проблема раскаяния привлекла к себе внимание и других психоаналитиков. Так, Э. Фромм (1900–1980) считал, что подлинное раскаяние – это единственная форма человеческого опыта, которая может воспрепятствовать повторению однажды совершенного человеком преступления. «Раскаяние – это сильное аффективное чувство: раскаявшийся испытывает омерзение к себе самому и своим поступкам». Если нет раскаяния, то возникает впечатление, что преступления вовсе не было.

По мнению Э. Фромма, каждому следует задуматься о преступлениях, совершенных нами и нашими предками. Все нуждаются в том, чтобы покаяться открыто. Однако индивидуального раскаяния недостаточно, поскольку оно не затрагивает преступлений, совершенных группой, нацией и особенно государством, которое не подчиняется требованиям совести. Как полагал Э. Фромм, «до тех пор, пока мы не отважимся на «признание своей национальной вины», люди останутся в шорах стереотипного мышления: когда резко осуждаются преступления врагов при полной слепоте в оценке преступлений своего народа».

* * *
(от каяти «ругать, казнить») – психическое состояние индивида, сожалеющего о своем дурном поступке, неподобающих делах. Типичная реакция – одобрение, удовлетворение, менее типичная – недоверие, неверие в искренность раскаявшегося, мнение о том, что это не восполняет причиненного вреда, не искупает вины. Ср. ситуацию в повести А. Пушкина «Дубровский», когда Троекуров приезжает в Кистеневку к обиженному им Дубровскому; в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», когда подросток, бросивший собаке еду с запрятанной в ней иголкой, которую она проглотила, тяжело переживает это.

Без раскаяния нет прощения (Словарь Даля).

Наше раскаяние не столько сожаление о зле, которое мы сделали, сколько страх того, что с нами может произойти из-за этого (Ларошфуко).

Ср. сожаление, прощение.

Источник

Раскаяние

Раска́яние – 1) осо­зна­ние соб­ствен­ной вины; 2) сожа­ле­ние о соде­ян­ном ( Быт.6:6 ); 3) сокру­ше­ние о совер­шен­ном грехе.

Рас­ка­я­ние есть сожа­ле­ние о том, что я посту­пил так-то, а не иначе. Сле­до­ва­тельно, оно есть неволь­ное при­зна­ние того, что я мог бы посту­пить и по дру­гому, пра­вильно. Рас­ка­я­ние – это первый этап пока­я­ния. Рас­ка­я­ние – сожа­ле­ние, что грех совер­шён, пока­я­ние – твёр­дая реши­мость оста­вить грех, борьба с ним, пере­мена жизни.

При рас­ка­я­нии чело­век не только осо­знает непра­виль­ность, оши­боч­ность, гре­хов­ность, но и горько сожа­леет о поступке (помыш­ле­нии, выска­зы­ва­нии), тос­кует, испы­ты­вает муки сове­сти, стра­дает, томится, каз­нится.

В рас­ка­я­нии нет еще отре­че­ния чело­века от себя преж­него, он рас­ка­и­ва­ется лишь в отдель­ном поступке. При рас­ка­я­нии разум при­зна­ется в том, что цель ока­за­лась непра­виль­ной, что сред­ства ока­за­лись не те, что резуль­тат полу­чился неожи­дан­ным. При этом испы­ты­ва­ются эмоции от сожа­ле­ния до стыда. Рас­ка­я­ние есть самая силь­ная форма созна­тель­ного само­осуж­де­ния. Рас­ка­я­ние есть сумма из логи­че­ской кон­ста­та­ции ошибки и отри­ца­тель­ных эмоций.

Тупи­ко­вые пути рас­ка­я­ния – уныние или попытка успо­ко­ить совесть в суете дел или само­оправ­да­нии. Само­убий­ство Иуды – край­ний случай рас­ка­я­ния без пока­я­ния.

В оби­ходе, как пра­вило, отож­деств­ля­ются сов­ме­сти­мые, но отнюдь не сино­ни­мич­ные тер­мины — пока­я­ние и рас­ка­я­ние. Если судить по про­изо­шед­шему с Иудой (см. Мф.27:3–5 ), рас­ка­я­ние может быть и без пока­я­ния, т. е. бес­по­лез­ным, а то и поги­бель­ным. Несмотря на свое созву­чие в рус­ском языке, в тексте Свя­щен­ного Писа­ния этим тер­ми­нам соот­вет­ствуют раз­но­ко­рен­ные слова μετάνοια (мета­ния) и μεταμέλεια (мета­ме­лия). Слово μετανοέω (мета­ноэо) значит «пере­ме­нять свой образ мыслей», изме­нять виде­ние, пони­ма­ние смысла жизни и ее цен­но­стей. А эти­мо­ло­гия слова μεταμέλεια (мета­ме­лия) (μέλομαι, меломэ — забо­титься) ука­зы­вает на изме­не­ние пред­мета заботы, устрем­ле­ний, попе­че­ний. Пока­я­ние в отли­чие от рас­ка­я­ния пред­по­ла­гает именно глу­бин­ное пере­осмыс­ле­ние всего в корне, пере­мену не только пред­мета стрем­ле­ний, забот, но каче­ствен­ную пере­мену самого ума.

В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются, на первый взгляд, непо­нят­ные слова о рас­ка­я­нии Бога. Напри­мер: «И рас­ка­ялся Гос­подь, что создал чело­века на земле» ( Бытие 6:6 ). «Гос­подь рас­ка­ялся, что воца­рил Саула над Изра­и­лем» ( 1Цар. 15:35 ), и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не рас­ка­ялся Верный Изра­и­лев: ибо не чело­век Он, чтобы рас­ка­яться Ему». Это клас­си­че­ский антро­по­мор­физм. Можно попы­таться пере­дать ука­зан­ное выра­же­ние, как состо­я­ние силь­ной скорби, но это тоже будет антро­по­мор­физ­мом. (См. Рас­ка­я­ние Божие)

Олеся Нико­ла­ева:
Анализ подо­плеки греха Иуды и греха Петра при­во­дят, в конеч­ном счете, к про­ти­во­по­став­ле­нию этих еван­гель­ских пер­со­на­жей, один из кото­рых рас­ка­ялся, однако не пока­ялся в еван­гель­ском смысле «пере­мены ума» («мета­нойя») и, про­дол­жая пре­бы­вать в гре­хов­ном мраке, отча­ялся и уда­вился, а другой – плакал горько ( Мф. 26:75 ) и, испол­нен­ный любви ко Христу, прибег к Его мило­сер­дию, пока­ялся, был прощен, полу­чил Гос­подне бла­го­сло­ве­ние, стал пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом и засви­де­тель­ство­вал свою вер­ность Гос­поду муче­ни­че­ской кон­чи­ной.
Это гово­рит прежде всего о том, что между рас­ка­я­нием Иуды и пока­я­нием Петра суще­ствует кар­ди­наль­ная мета­фи­зи­че­ская раз­ница. Рас­ка­я­ние ока­зы­ва­ется лишь муками нечи­стой сове­сти, не ищущей и не чающей, однако, про­ще­ния, не веря­щей в Того, Кто имеет власть остав­лять грехи, Кто взял на себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Рас­ка­я­ние, таким обра­зом, может настичь и неве­ру­ю­щего чело­века, но пока­я­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно перед лицом Гос­под­ним, в пред­две­рии при­бли­зив­ше­гося Цар­ства Небес­ного. Покай­тесь; ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф. 4:17 ) – с этими сло­вами Гос­подь выхо­дит на про­по­ведь после иску­ше­ния Его сата­ною в пустыне.

Источник

Значение слова раскаяние

Словарь Ушакова

Педагогический терминологический словарь

признание человеком собственной вины, осуждением им своих проступков. Р. тесно связано с проявлением совести, чувств стыда и вины и в этом смысле выполняет роль нравственной самооценки личности. Р. может выступать в форме публичного признания собственной виновности и готовности понести наказание, в выражении сожалений по поводу содеянного и др. Христианская этика придаёт большое значение исповеди как форме Р. В современном обществе Р. играет существенную роль в нравственном самоочищении и самоусовершенствовании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 235)

Энциклопедия иудаизма

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

«Это вид печали, – утверждает Декарт, – происходящий от сознания того, что мы совершили какой-то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» («Страсти души», часть III, § 191). Это определение с равным, а возможно, и с большим успехом следовало бы отнести к угрызениям совести. Декарт разделял эти два аффекта по признаку сомнения, которое присутствует в угрызениях совести и отсутствует в раскаянии. Однако подобное толкование не прижилось. Более глубокое определение принадлежит Полю Жане (***): «Угрызения совести отличаются от раскаяния, которое являет собой более волевое и менее пассивное состояние души. Раскаяние – почти добродетель; угрызения совести – всего лишь кара» («Трактат об основах философии»). Скажем так: угрызения совести – всего лишь чувство, тогда как раскаяние – уже воление; это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное. Является ли раскаяние добродетелью? Спиноза так не думал. Во-первых, потому, что раскаяние подразумевает свободу воли («Этика», часть III, «Определение аффектов», 27), следовательно, оно иллюзорно. Гораздо больше пользы принесет изучение причин содеянного и самопознание. Во-вторых, потому, что раскаяние сопряжено с печалью, а всякая добродетель прежде всего радостна. В-третьих, наконец, потому, что раскаяние – не более чем чувство бессилия, но никак не осознание своих возможностей, пусть даже ограниченных: «Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен» («Этика», часть IV, теорема 54; см. также доказательство, отсылающее к доказательству теоремы 53 о приниженности). Почему же жалок вдвойне? Во-первых, потому, что не удержался от дурного поступка; во-вторых, потому, что не удержался от дурных мыслей. И все-таки раскаяние не в пример лучше сознательного довольства подлеца: «Как страдание, точно так же и стыд, хотя и не составляют добродетели, тем не менее хороши, поскольку они показывают, что человеку, который стыдится, присуще желание жить честно, точно так же как боль называется хорошей, поскольку она показывает, что поврежденная часть еще не загнила. Поэтому хотя человек, который стыдится какого-либо поступка и подвергается в действительности неудовольствию, однако он совершеннее бесстыдного, не имеющего никакого желания жить честно» (часть IV, теорема 58, схолия). Как видим, эта мысль довольно близка идее Жане, по мнению которого раскаяние это почти добродетель. Оно не дотягивает до добродетели, поскольку не является актом, но способно к нему подвести. Мало того, только при условии хотя бы частичного приближения к акту раскаяние и становится возможным, в противном случае следует говорить лишь об угрызениях совести.

Поль Жане (1859–1947) – французский психолог и психопатолог. Основой неврозов считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Разработал сложную иерархическую систему форм поведения от рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий.

Источник

РАСКАЯНИЕ

Смотреть что такое «РАСКАЯНИЕ» в других словарях:

раскаяние — Раскаяние … Словарь синонимов русского языка

Раскаяние — Раскаяние ♦ Repentir «Это вид печали, – утверждает Декарт, – происходящий от сознания того, что мы совершили какой то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» … Философский словарь Спонвиля

раскаяние — См. сожаление. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. раскаяние извинение, сожаление; угрызение; мука совести, самобичевание, угрызения совести, позднее сожаление, покаяние,… … Словарь синонимов

Раскаяние — Раскаяние отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. «Чистосердечное раскаяние» по действовавшему ранее Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г. было одним из… … Википедия

раскаяние — РАСКАЯНИЕ, сожаление, угрызение ПОКАЯНИЕ, самобичевание ПОКАЯННЫЙ, устар. повинный ИСКУПАТЬ/ИСКУПИТЬ, заглаживать/загладить РАСКАИВАТЬСЯ/РАСКАЯТЬСЯ, жалеть/ пожалеть, казниться, каяться, сожалеть, разг. угрызаться, разг. сниж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

РАСКАЯНИЕ — РАСКАЯНИЕ, раскаяния, мн. нет, ср. Действие и состояние по гл. раскаяться раскаиваться, сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке. «Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.» Пушкин. Преступник заявил о своем раскаянии … Толковый словарь Ушакова

РАСКАЯНИЕ — «РАСКАЯНИЕ («Тоба»)», Туркменистан, Туркменфильм, 1996, цв., 83 мин. Притча. Сюжет философской притчи, смысл которой сводится к простой мысли о том, что «люди звери», развивается по трем назидательным направлениям: рассказ об ожидающем смерти… … Энциклопедия кино

РАСКАЯНИЕ — (лат. poenitentia) мучительное чувство, связанное с мыслью о том, что дело идет не так, как оно – в соответствии с совестью – должно было бы идти. В раскаянии содержится намерение в будущем следовать голосу совести. Философский энциклопедический… … Философская энциклопедия

раскаяние — Безграничное, безмолвное, бесплодное, беспокойное, бесполезное, боязливое, глубокое, горестное, горькое, душевное, жгучее, запоздалое, искреннее, искупительное, исступленное, лживое, липовое (простореч.), лицемерное, мнимое, мучительное,… … Словарь эпитетов

раскаяние — чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *