Что значит слово платонов в литературе
Платонов
Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов; 1899, Воронеж – 1951, Москва), русский прозаик, драматург, публицист.
Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, от имени которого и образовал позже литературный псевдоним. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. С 15 лет работал: был помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Автобиографический материал о детстве ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е гг.: «Семён», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын». Мироощущение юного Платонова, его взгляд на человека в мире людей раскрывает следующее признание: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё делается. А не само родится (…) И теперь исполняется моя долгая упорная мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце (…) Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу. (…) Быть человеком (…) – редкость и праздник!»
В 1918—22 гг. учился в воронежском политехникуме. В литературной жизни Платонов участвует с 1918 г.: на страницах воронежских газет и журналов публикуются его очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. В статьях «О науке», «Ремонт земли», «Культура пролетариата» (все – 1920), «Душа мира» (1922) прослеживается органичность творческого поведения Платонова, стремление «разметать опасности, тревоги, катастрофы», угрожающие жизни. В эти годы он увлекается трудами философа-утописта Н. Ф. Фёдорова, верящего в возможность «воскрешения отцов» и бессмертие, видящего причину вражды между людьми в «смертоносной силе природы». Увлечение трудами учёного, его работой «Философия общего дела» отражается в статье Платонова «О науке», в его прозе. В повести «Котлован» героями прямо ставится вопрос: «Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей?» В романе «Чевенгур» тот же вопрос – «…зачем же мы будем мёртвыми лежать?» – будет задан герою Саше Дванову во сне отцом, любопытным рыбаком, который поторопился узнать «тайну посмертной жизни». В 1922 г. Платонов пишет статью «Равенство в страдании» о голоде в Поволжье, призывает чужую беду переживать как свою, помнить о том, что «человечество – одно дыхание, одно живое тёплое существо», что «человечество – организм». В 1922 г. выходит книга стихотворений «Голубая глубина». В 1923—26 гг. Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии; в 1926 г. переезжает в Москву. Десятилетие с 1925 по 1935 г. считается самым плодотворным периодом в творчестве писателя. Он пишет повести «Епифанские шлюзы» (1926), «Эфирный тракт» (1927), «Город Градов» (1927), «Строители весны» (1927; первая ред. романа «Чевенгур»), «Ямская слобода» (1927), «Сокровенный человек» (1927); пьесу «Шарманка» (1930), трагедию «14 красных избушек» (1931, опубл. в 1988) о страшном голоде в крестьянской России. В 1933 г. приступает к работе над романом «Счастливая Москва». В 1934 г. Платонов с группой писателей посетит Туркмению, результатом поездки станет повесть «Джан» и рассказ «Такыр». В этот период Платоновым написаны роман «Чевенгур» (1927—29), повести «Котлован» (1929—30), «Ювенильноеморе» (1931), «Впрок» (1929—30), рассказы «УсомнившийсяМакар» (1929), «Мусорный ветер» (1934), «Лунная бомба» (1926); философский очерк «Че-Че-О». Вершины художественного творчества писателя – «Чевенгур», «Ювенильное море», «Котлован», «Счастливая Москва» – не будут опубл. при жизни писателя.
1927 г. – год яркого дебюта Платонова. В Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник повестей и рассказов писателя «Епифанские шлюзы», в 1928 г. в Москве выходит книга «Сокровенный человек». О Платонове говорят как о зрелом мастере слова. Однако после публикации сатирических рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», повести «Впрок», очерка «Че-Че-О», раскрывающих паразитизм набирающей силу бюрократии в обществе, Платонова подвергают жестокой критике, наклеивают ярлык «классового врага», «правоуклониста». На какое-то время писатель «изъят» из литературы, его произведения перестают печатать. Лишь в 1934 г. в периодике появляются три небольших рассказа – «Начдив», «Такыр» и «Любовь к дальнему». В 1937 г. вышла книга «Река Потудань», в которую вошли семь лучших рассказов: «Фро», «Река Потудань», «Бессмертие», «Третий сын», «Глиняный дом в уездном саду», «Семён», «Такыр», написанных в 1934—36 гг.
В годы Великой Отечественной войны Платонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» в действующей армии. За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Опубл. в 1946 г. в журнале «Новый мир» один из лучших рассказов писателя «Возвращение» вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь произведениям Платонова был практически закрыт до его смерти. В 1947 г. вышли две книги сказок Платонова: «Башкирские народные сказки» под редакцией М. А. Шолохова (1947) и «Волшебное кольцо» (1949). Незаконченной осталась пьеса-мистерия «Ноев ковчег» (1951, впервые опубл. в 1993).
Проза Платонова носит философский характер. В романе «Чевенгур», в повестях «Котлован», «Ювенильное море», «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек» писатель проверяет привнесённые новым строем идеи народным умом и опытом, национальным бытием. «Ликвидировали?! – говорит в повести «Котлован» «рассудительный мужик», не захотевший вступить в колхоз, выброшенный из своего дома при раскулачивании. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный человек!» «Котлован» – антиутопия. Предметом изображения писателя становится сознание строителей, одурманенное классовыми идеями, классовой нетерпимостью, противопоставленными общечеловеческим. Это трагическое произведение о заблуждении людей, несумевших реализовать свои мечты в согласии с мирозданием. Показательна ёмкая фраза: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришёл проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации». Своеобразие художественного мастерства писателя заключается в ярко индивидуальной манере письма, умелом использовании изобразительных средств языка, символов, легенд, притч, реминисценций, вставных новелл, снов, описания природы, юмора, иронии, гротеска для постановки философских, этических, социальных проблем. Взрослые и дети в прозе писателя обладают философским мышлением, они стремятся осмыслить мир и себя в мире, размышляют о системе миропорядка, о смысле прихода человека в мир. Язык в прозе писателя выступает как одна из форм жизни, в которой проявляется осмысляющее мир сознание.
Особое место в прозе Платонова занимают рассказы. В рассказах «Родина электричества», «Бессмертие», «Третий сын», «Возвращение», «Фро» раскрывается сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны. Сюжетная структура большинства произведений писателя связана с мотивом странствия, передвижения в пространстве, с темой железной дороги, с образом поезда, с раздвижением рамок сознания героев.
Творческое наследие Платонова многогранно. Большой интерес вызывают его критические статьи и рецензии: «Пушкин – наш товарищ» (1937), «Пушкин и Горький» (1937), «В. Г. Короленко» (1940), «Размышления о Маяковском» (1940), «Анна Ахматова» (написана как рецензия на книгу А. А. Ахматовой 1940 г. «Из шести книг. Стихотворения», впервые опубл. в 1966), «Рассказы А. Грина» (1938) и др. Замысел писателя издать книгу «Размышления читателя», где были бы собраны все критические статьи, в предвоенные годы остался нереализованным. Она была издана в 1970 г. Неподдельная чуткость Платонова к человеку, к его чувствам, переживаниям, к его боли и радости делает его произведения всегда современными. В. Г. Распутин уподобляет А. Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет».
Полезное
Смотреть что такое «Платонов» в других словарях:
Платонов А. П. — Платонов А. П. ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1896 ) современный писатель. Сын слесаря ж. д. мастерских, рабочий изобретатель. Писать начал с 1918, по преимуществу стихи. Выступил в 1927 со сборником рассказов и повестей «Епифанские шлюзы».… … Литературная энциклопедия
Платонов А. — Платонов А. ПЛАТОНОВ Алексей (псевдоним Петра Алексеевича Романова) (1900 ) современный беллетрист. Р. в семье пастуха. С тринадцати лет кочегар, матрос, штурвальный на волжских пароходах нефтеналивного флота. Доброволец Красной армии, был… … Литературная энциклопедия
ПЛАТОНОВ — Сергей Федорович (1860 1933), историк. Председатель Археографической комиссии (1918 29); директор Пушкинского Дома (1925 29) и Библиотеки Академии наук СССР (1925 28). Основное сочинение: Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI XVII… … Современная энциклопедия
Платонов — Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Б 1.3 … Википедия
Платонов А. — Андрей Платонович Платонов Имя при рождении: Климентов, Андрей Платонович Псевдонимы: Платонов Дата рождения: 28 августа 1899 Место рождения: Воронеж Дата смерти: 5 января 1951 … Википедия
Платонов А. П. — Андрей Платонович Платонов Имя при рождении: Климентов, Андрей Платонович Псевдонимы: Платонов Дата рождения: 28 августа 1899 Место рождения: Воронеж Дата смерти: 5 января 1951 … Википедия
ПЛАТОНОВ — 1. ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899 1951), русский писатель. В прозе Платонова мир предстаёт как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести Епифан ские шлюзы (1927), Город Градов (1928), Река Потудань… … Русская история
Платонов В. — Вячеслав Алексеевич Платонов (21 января 1939, Пушкин 26 декабря 2005, Санкт Петербург) легендарный советский и российский волейбольный тренер. Заслуженный тренер СССР и России. Вячеслав Платонов начал заниматься волейболом в 1954 году. Играл за … Википедия
Платонов В. А. — Вячеслав Алексеевич Платонов (21 января 1939, Пушкин 26 декабря 2005, Санкт Петербург) легендарный советский и российский волейбольный тренер. Заслуженный тренер СССР и России. Вячеслав Платонов начал заниматься волейболом в 1954 году. Играл за … Википедия
Платонов — I Платонов Андрей Платонович [20.8 (1.9).1899, Воронеж, 5.1.1951, Москва], русский советский писатель. В начале 20 х гг. сменил фамилию Климентов на фамилию П. Родился в семье слесаря ж. д. мастерских. С 13 лет начал работать. Окончил… … Большая советская энциклопедия
Значение слова платонов
платонов в словаре кроссвордиста
платонов
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПЛАТОНОВ Борис Викторович (1903-67) белорусский актер, народный артист СССР (1948). С 1922 в Белорусском театре им. Я. Купалы (Минск). Государственная премия СССР (1948, 1952).
ПЛАТОНОВ Владимир Петрович (р. 1939) российский математик, академик (1972) и президент (с 1987-92) АН Белоруссии, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по алгебре, алгебраической геометрии, алгебраической теории чисел. Ленинская премия (1978).
ПЛАТОНОВ Константин Константинович (1906-84) российский психолог, доктор медицинских (1953) и психологических (1972) наук, профессор (1954). Участник Великой Отечественной войны. Исследования в области психологии летного труда, проблем летательных способностей, оборудования кабины летательного аппарата и др.
Большая Советская Энциклопедия
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «платонов»:
Википедия
Плато́нов — русская фамилия, образованная от полного мужского личного имени греческого происхождения Платон посредством суффикса -ов. Также топоним.
Население 2 человека.
Примеры употребления слова платонов в литературе.
Что-то подсказывало Баю, что Платонов будет не единственным, кто попытается перехватить клиента.
Однозначного осуждения, высмеивания и пародирования мы у Платонова никогда не находим.
В процессе репетиций Додин постепенно сокращал и урезал текст, удалял персонажей, и в конце концов осталась история про пьяницу Платонова и его женщин.
Таким образом, у Платонова вроде бы отсутствует какая-либо импликация или подсказка, подходящая для того, чтобы смысл фразы сложился в законченное целое в нашем читательском понимании.
Просто меня подозвал Виктор Платонов и попросил помочь ему на полуавтоматическом компараторе замерить пульсации модели микросолнца, зафиксированные кинопленкой.
И, слушая его, Платонов с сочувствием думает, что и ему после сегодняшней ночи не худо было бы кукарекнуть по этому же поводу!
Меерсон настаивает на несовместимости для Платонова остранения и сатиры.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: platonov
Задом наперед читается как: воноталп
Платонов состоит из 8 букв
Значение слова ПЛАТОНОВ в Литературной энциклопедии
1.[/b] [trn][m2]Алексей (псевдоним Петра Алексеевича Романова) [1900—] — современный беллетрист. Р. в семье пастуха. С тринадцати лет — кочегар, матрос, штурвальный на волжских пароходах нефтеналивного флота. Доброволец Красной армии, был комиссаром отряда. Член ВКП(б) с 1918. Печатать стихи и рассказы начал с 1922. Состоял в группе «Молодая гвардия», затем в «Перевале», РОПКП. В первом рассказе П. «Пороховые погреба» революционная необходимость противопоставляется личным — частным — устремлениям, но идея победоносности пролетарской революции не получает должного звучания. В повести «Макар, карающая рука» П. романтизирует своих персонажей, утрирует их странности, излишне углубляется в психологию. В книге «Сплав» П. показал ударную работу, преодолевающую неорганизованность, расхлябанность. Стиль его в целом неровен, есть надуманные сравнения, метафоры. Ряд образов П.. повторяет из рассказа в рассказ, подвергая их лишь незначительным изменениям. Библиография: I. Броневые отряды, Сб., «Перевал», № 2, М., 1924; Макар, карающая рука, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., 1930; Сплав, Очерки и рассказы, ГИХЛ, М., 1932. II. Гроссман Б., «Новый мир», 1931, I (отзыв о сб. «Макар, карающая рука»); Финн К., Книга, написанная двумя, «Литературная газета», 1932, № 58; Николаева Т., «Красная новь», 1933, I; Матвеев Н., «Новый мир», 1933, III (отзывы о «Сплаве»). 2.[/b] [trn][m2]Андрей Платонович [1896—] — современный писатель. Сын слесаря ж.-д. мастерских, рабочий-изобретатель. Писать начал с 1918, по преимуществу стихи. Выступил в 1927 со сборником рассказов и повестей «Епифанские шлюзы». Излюбленный образ творчества П. — человек, пришедший «на опушку города прямо из природы», талантливый самоучка и правдоискатель, лишенный опыта борьбы рабочего класса и сохраняющий национальные черты русского цехового мастерового. Путь к правде — гармония бытия, — по П., лежит через «сердце» трудового человека, т. е. рабочую интуицию. Двумя враждующими началами считает он незыблемую, «нешевелящуюся» природу и город. На пути отыскания гармонии бытия лежит препятствие — человеческая власть, воспринимаемая П. как «перерождение бытия» («Город Градов»). Черты стихийничества, анархизма окрашивают ранние произведения П. Если для ранних произведений П. характерна несколько абстрагированная форма выражения воззрений автора, то дальше он переходит к более конкретному показу советской действительности. Но здесь ярче выявляется существо ошибочных воззрений П. В рассказе «Усомнившийся Макар» автор, критикуя советский бюрократизм, обнаруживает непонимание сути советского государства как органа диктатуры пролетариата и проводит политически ошибочные тенденции. Советский госаппарат цоказан не как форма участия рабочих и крестьян в управлении страной, а как механический аппарат принуждения, нивеллировки человеческой личности. Объективно роман Платонова подкрепил тот наскок на партию и пролетарскую диктатуру, который велся троцкистами. [m2]689 «Впрок» дает неверное представление о сущности коллективизации, и поэтому хроника эта подверглась справедливой и резкой критике. П. обнаружил ряд идеологических срывов в своих произведениях, но сказывающаяся в его творчестве тенденция к конкретному показу советской действительности есть показатель того, что писатель ищет надлежащий творческий путь. Библиография: I. Голубая глубина, Книга стихов, изд. «Буревестник», Краснодар, 1922; Епифанские шлюзы, Рассказы, изд. «Молодая гвардия», М., 1927; Сокровенный человек, Повести, изд. «Молодая гвардия», М., 1928; Че-Че-О (Областные организационно-философские очерки), «Новый мир», 1928, № 12 (в соавторстве с Б. Пильняком); Усомнившийся Макар, «Октябрь», 1929, кн. IX; Происхождение мастера, Повесть, изд. «Федерация», М., 1930; Первый Иван, «Октябрь», 1930, кн. II; Впрок, «Красная новь», 1931, кн. III. II. Сокольников М., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Молодая гвардия», 1928, кн. III; Замошкин Н., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Новый мир», 1928, кн. III; Авербах Л., О целостных масштабах и частных Макарах, «На литературном посту», 1929, кн. XXI—XXII; эту же статью см. в журн. «Октябрь», 1929, кн. II; Стрельникова В., «Вечерняя Москва», 1929, № 224; Бойков М., «Молодой большевик», 1929, № 20; Майзель М., Ошибки мастера, «Звезда», 1930, кн. IV; Meccep Р., Попутчики второго призыва, там же; Фадеев А., Об одной кулацкой хронике, «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1931, 3 июля; То же, «Красная новь», 1931, кн. V—VI; Макарьев И., Клевета, «На литературном посту», 1931 кн. XVIII; эту же статью см. в журн. «На подъеме» 19 1, кн. VII; Гроссман Б., «Новый мир», 1931, кн. I; Селивановский А., В чем «сомневается» Андрей Платонов, «Литературная газета», 1931, № 31, 10 июня; статьи Ханина Д. и Дятлова В., газ «За коммунистическое просвещение», 1931, 12 июня; Березов П., Под маской, «Пролетарский авангард», 1932, № 2 (отзывы о хронике «Впрок»). Н. Гнедина
ПЛАТОНОВ
Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов; 1899, Воронеж – 1951, Москва), русский прозаик, драматург, публицист.
Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, от имени которого и образовал позже литературный псевдоним. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. С 15 лет работал: был помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Автобиографический материал о детстве ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е гг.: «Семён», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын». Мироощущение юного Платонова, его взгляд на человека в мире людей раскрывает следующее признание: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё делается. А не само родится (…) И теперь исполняется моя долгая упорная мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце (…) Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу. (…) Быть человеком (…) – редкость и праздник!»
В 1918—22 гг. учился в воронежском политехникуме. В литературной жизни Платонов участвует с 1918 г.: на страницах воронежских газет и журналов публикуются его очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. В статьях «О науке», «Ремонт земли», «Культура пролетариата» (все – 1920), «Душа мира» (1922) прослеживается органичность творческого поведения Платонова, стремление «разметать опасности, тревоги, катастрофы», угрожающие жизни.В эти годы он увлекается трудами философа-утописта Н. Ф. Фёдорова, верящего в возможность «воскрешения отцов» и бессмертие, видящего причину вражды между людьми в «смертоносной силе природы». Увлечение трудами учёного, его работой «Философия общего дела» отражается в статье Платонова «О науке», в его прозе. В повести «Котлован» героями прямо ставится вопрос: «Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей?» В романе «Чевенгур» тот же вопрос – «…зачем же мы будем мёртвыми лежать?» – будет задан герою Саше Дванову во сне отцом, любопытным рыбаком, который поторопился узнать «тайну посмертной жизни». В 1922 г. Платонов пишет статью «Равенство в страдании» о голоде в Поволжье, призывает чужую беду переживать как свою, помнить о том, что «человечество – одно дыхание, одно живое тёплое существо», что «человечество – организм». В 1922 г. выходит книга стихотворений «Голубая глубина». В 1923—26 гг. Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии; в 1926 г. переезжает в Москву. Десятилетие с 1925 по 1935 г. считается самым плодотворным периодом в творчестве писателя. Он пишет повести «Епифанские шлюзы» (1926), «Эфирный тракт» (1927), «Город Градов» (1927), «Строители весны» (1927; первая ред. романа «Чевенгур»), «Ямская слобода» (1927), «Сокровенный человек» (1927); пьесу «Шарманка» (1930), трагедию «14 красных избушек» (1931, опубл. в 1988) о страшном голоде в крестьянской России. В 1933 г. приступает к работе над романом «Счастливая Москва». В 1934 г. Платонов с группой писателей посетит Туркмению, результатом поездки станет повесть «Джан» и рассказ «Такыр». В этот период Платоновым написаны роман «Чевенгур» (1927—29), повести «Котлован» (1929—30), «Ювенильноеморе» (1931), «Впрок» (1929—30), рассказы «УсомнившийсяМакар» (1929), «Мусорный ветер» (1934), «Лунная бомба» (1926); философский очерк «Че-Че-О». Вершины художественного творчества писателя – «Чевенгур», «Ювенильное море», «Котлован», «Счастливая Москва» – не будут опубл. при жизни писателя.
1927 г. – год яркого дебюта Платонова. В Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник повестей и рассказов писателя «Епифанские шлюзы», в 1928 г. в Москве выходит книга «Сокровенный человек». О Платонове говорят как о зрелом мастере слова. Однако после публикации сатирических рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», повести «Впрок», очерка «Че-Че-О», раскрывающих паразитизм набирающей силу бюрократии в обществе, Платонова подвергают жестокой критике, наклеивают ярлык «классового врага», «правоуклониста». На какое-то время писатель «изъят» из литературы, его произведения перестают печатать. Лишь в 1934 г. в периодике появляются три небольших рассказа – «Начдив», «Такыр» и «Любовь к дальнему». В 1937 г. вышла книга «Река Потудань», в которую вошли семь лучших рассказов: «Фро», «Река Потудань», «Бессмертие», «Третий сын», «Глиняный дом в уездном саду», «Семён», «Такыр», написанных в 1934—36 гг.
В годы Великой Отечественной войны Платонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» в действующей армии. За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Опубл. в 1946 г. в журнале «Новый мир» один из лучших рассказов писателя «Возвращение» вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь произведениям Платонова был практически закрыт до его смерти. В 1947 г. вышли две книги сказок Платонова: «Башкирские народные сказки» под редакцией М. А. Шолохова (1947) и «Волшебное кольцо» (1949). Незаконченной осталась пьеса-мистерия «Ноев ковчег» (1951, впервые опубл. в 1993).
Проза Платонова носит философский характер. В романе «Чевенгур», в повестях «Котлован», «Ювенильное море», «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек» писатель проверяет привнесённые новым строем идеи народным умом и опытом, национальным бытием. «Ликвидировали?! – говорит в повести «Котлован» «рассудительный мужик», не захотевший вступить в колхоз, выброшенный из своего дома при раскулачивании. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный человек!» «Котлован» – антиутопия. Предметом изображения писателя становится сознание строителей, одурманенное классовыми идеями, классовой нетерпимостью, противопоставленными общечеловеческим. Это трагическое произведение о заблуждении людей, несумевших реализовать свои мечты в согласии с мирозданием. Показательна ёмкая фраза: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришёл проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации». Своеобразие художественного мастерства писателя заключается в ярко индивидуальной манере письма, умелом использовании изобразительных средств языка, символов, легенд, притч, реминисценций, вставных новелл, снов, описания природы, юмора, иронии, гротеска для постановки философских, этических, социальных проблем. Взрослые и дети в прозе писателя обладают философским мышлением, они стремятся осмыслить мир и себя в мире, размышляют о системе миропорядка, о смысле прихода человека в мир. Язык в прозе писателя выступает как одна из форм жизни, в которой проявляется осмысляющее мир сознание.
Особое место в прозе Платонова занимают рассказы. В рассказах «Родина электричества», «Бессмертие», «Третий сын», «Возвращение», «Фро» раскрывается сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны. Сюжетная структура большинства произведений писателя связана с мотивом странствия, передвижения в пространстве, с темой железной дороги, с образом поезда, с раздвижением рамок сознания героев.
Творческое наследие Платонова многогранно. Большой интерес вызывают его критические статьи и рецензии: «Пушкин – наш товарищ» (1937), «Пушкин и Горький» (1937), «В. Г. Короленко» (1940), «Размышления о Маяковском» (1940), «Анна Ахматова» (написана как рецензия на книгу А. А. Ахматовой 1940 г. «Из шести книг. Стихотворения», впервые опубл. в 1966), «Рассказы А. Грина» (1938) и др. Замысел писателя издать книгу «Размышления читателя», где были бы собраны все критические статьи, в предвоенные годы остался нереализованным. Она была издана в 1970 г. Неподдельная чуткость Платонова к человеку, к его чувствам, переживаниям, к его боли и радости делает его произведения всегда современными. В. Г. Распутин уподобляет А. Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет».
Смотреть что такое ПЛАТОНОВ в других словарях:
ПЛАТОНОВ
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович [20.8 (1.9).1899, Воронеж,-5.1.1951, Москва], русский советский писатель. В нач. 20-х гг. сменил фамилию К л и м е н т о в. смотреть
ПЛАТОНОВ
ПЛАТОНОВ Сергей Фёдорович [16(28). 6.1860, Чернигов,-10.1.1933, Самара, ныне Куйбышев], русский историк, акад. АН СССР (1920-31; чл.-корр. 1909). Око. смотреть
ПЛАТОНОВ
ПЛАТОНОВ Борис Викторович [р. 24.7 (6.8).1903, Минск,- 15.2.1967, там же], белорусский советский актёр, нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с 1953. С 192. смотреть
ПЛАТОНОВ
Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов; 1899, Воронеж – 1951, Москва), русский прозаик, драматург, публицист. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, от имени которого и образовал позже литературный псевдоним. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. С 15 лет работал: был помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Автобиографический материал о детстве ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е гг.: «Семен», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын». Мироощущение юного Платонова, его взгляд на человека в мире людей раскрывает следующее признание: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается. А не само родится (…) И теперь исполняется моя долгая упорная мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце (…) Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу. (…) Быть человеком (…) – редкость и праздник!» В 1918–22 гг. учился в воронежском политехникуме. В литературной жизни Платонов участвует с 1918 г.: на страницах воронежских газет и журналов публикуются его очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. В статьях «О науке», «Ремонт земли», «Культура пролетариата» (все – 1920), «Душа мира» (1922) прослеживается органичность творческого поведения Платонова, стремление «разметать опасности, тревоги, катастрофы», угрожающие жизни. В эти годы он увлекается трудами философа-утописта Н. Ф. Федорова, верящего в возможность «воскрешения отцов» и бессмертие, видящего причину вражды между людьми в «смертоносной силе природы». Увлечение трудами ученого, его работой «Философия общего дела» отражается в статье Платонова «О науке», в его прозе. В повести «Котлован» героями прямо ставится вопрос: «Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей?» В романе «Чевенгур» тот же вопрос – «…зачем же мы будем мертвыми лежать?» – будет задан герою Саше Дванову во сне отцом, любопытным рыбаком, который поторопился узнать «тайну посмертной жизни». В 1922 г. Платонов пишет статью «Равенство в страдании» о голоде в Поволжье, призывает чужую беду переживать как свою, помнить о том, что «человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо», что «человечество – организм». В 1922 г. выходит книга стихотворений «Голубая глубина». В 1923–26 гг. Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии; в 1926 г. переезжает в Москву. Десятилетие с 1925 по 1935 г. считается самым плодотворным периодом в творчестве писателя. Он пишет повести «Епифанские шлюзы» (1926), «Эфирный тракт» (1927), «Город Градов» (1927), «Строители весны» (1927; первая ред. романа «Чевенгур»), «Ямская слобода» (1927), «Сокровенный человек» (1927); пьесу «Шарманка» (1930), трагедию «14 красных избушек» (1931, опубл. в 1988) о страшном голоде в крестьянской России. В 1933 г. приступает к работе над романом «Счастливая Москва». В 1934 г. Платонов с группой писателей посетит Туркмению, результатом поездки станет повесть «Джан» и рассказ «Такыр». В этот период Платоновым написаны роман «Чевенгур» (1927–29), повести «Котлован» (1929–30), «Ювенильноеморе» (1931), «Впрок» (1929–30), рассказы «УсомнившийсяМакар» (1929), «Мусорный ветер» (1934), «Лунная бомба» (1926); философский очерк «Че-Че-О». Вершины художественного творчества писателя – «Чевенгур», «Ювенильное море», «Котлован», «Счастливая Москва» – не будут опубл. при жизни писателя. 1927 г. – год яркого дебюта Платонова. В Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник повестей и рассказов писателя «Епифанские шлюзы», в 1928 г. в Москве выходит книга «Сокровенный человек». О Платонове говорят как о зрелом мастере слова. Однако после публикации сатирических рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», повести «Впрок», очерка «Че-Че-О», раскрывающих паразитизм набирающей силу бюрократии в обществе, Платонова подвергают жестокой критике, наклеивают ярлык «классового врага», «правоуклониста». На какое-то время писатель «изъят» из литературы, его произведения перестают печатать. Лишь в 1934 г. в периодике появляются три небольших рассказа – «Начдив», «Такыр» и «Любовь к дальнему». В 1937 г. вышла книга «Река Потудань», в которую вошли семь лучших рассказов: «Фро», «Река Потудань», «Бессмертие», «Третий сын», «Глиняный дом в уездном саду», «Семен», «Такыр», написанных в 1934–36 гг. В годы Великой Отечественной войны Платонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» в действующей армии. За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Опубл. в 1946 г. в журнале «Новый мир» один из лучших рассказов писателя «Возвращение» вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь произведениям Платонова был практически закрыт до его смерти. В 1947 г. вышли две книги сказок Платонова: «Башкирские народные сказки» под редакцией М. А. Шолохова (1947) и «Волшебное кольцо» (1949). Незаконченной осталась пьеса-мистерия «Ноев ковчег» (1951, впервые опубл. в 1993). Проза Платонова носит философский характер. В романе «Чевенгур», в повестях «Котлован», «Ювенильное море», «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек» писатель проверяет привнесенные новым строем идеи народным умом и опытом, национальным бытием. «Ликвидировали?! – говорит в повести «Котлован» «рассудительный мужик», не захотевший вступить в колхоз, выброшенный из своего дома при раскулачивании. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!» «Котлован» – антиутопия. Предметом изображения писателя становится сознание строителей, одурманенное классовыми идеями, классовой нетерпимостью, противопоставленными общечеловеческим. Это трагическое произведение о заблуждении людей, несумевших реализовать свои мечты в согласии с мирозданием. Показательна емкая фраза: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации». Своеобразие художественного мастерства писателя заключается в ярко индивидуальной манере письма, умелом использовании изобразительных средств языка, символов, легенд, притч, реминисценций, вставных новелл, снов, описания природы, юмора, иронии, гротеска для постановки философских, этических, социальных проблем. Взрослые и дети в прозе писателя обладают философским мышлением, они стремятся осмыслить мир и себя в мире, размышляют о системе миропорядка, о смысле прихода человека в мир. Язык в прозе писателя выступает как одна из форм жизни, в которой проявляется осмысляющее мир сознание. Особое место в прозе Платонова занимают рассказы. В рассказах «Родина электричества», «Бессмертие», «Третий сын», «Возвращение», «Фро» раскрывается сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны. Сюжетная структура большинства произведений писателя связана с мотивом странствия, передвижения в пространстве, с темой железной дороги, с образом поезда, с раздвижением рамок сознания героев. Творческое наследие Платонова многогранно. Большой интерес вызывают его критические статьи и рецензии: «Пушкин – наш товарищ» (1937), «Пушкин и Горький» (1937), «В. Г. Короленко» (1940), «Размышления о Маяковском» (1940), «Анна Ахматова» (написана как рецензия на книгу А. А. Ахматовой 1940 г. «Из шести книг. Стихотворения», впервые опубл. в 1966), «Рассказы А. Грина» (1938) и др. Замысел писателя издать книгу «Размышления читателя», где были бы собраны все критические статьи, в предвоенные годы остался нереализованным. Она была издана в 1970 г. Неподдельная чуткость Платонова к человеку, к его чувствам, переживаниям, к его боли и радости делает его произведения всегда современными. В. Г. Распутин уподобляет А. Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет». смотреть
ПЛАТОНОВ
ПЛАТОНОВ
ПЛАТОНОВ
1. ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. В прозе Платонова мир предстаёт как противоречивая, часто трагическая целостность человече. смотреть