Что относится к трудной жизненной ситуации
Трудная жизненная ситуация — что это такое
В жизни каждого человека, как личности или гражданина, могут возникнуть определённые проблемы, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.
Трудная жизненная ситуация
Что означает «трудная жизненная ситуация»
ТЖС может характеризоваться как нуждаемость в сфере социального существования. Если гражданин имеет нужду в материальном, жилищном или социально-психологическом плане и выбраться из неё без поддержки государства не может, то считается, что он попал в трудное жизненное положение (ситуацию).
Понятие в законе
Государство в Федеральном законе № 195 РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», опираясь на п.4 статьи 3, даёт определение, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных причин. При этом одним из критериев законодательство считает неспособность самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.
Поводом для этого могут считаться следующие факторы:
Сюда правомерно причисляется безработица или малообеспеченность семьи (отдельного гражданина).
Важно! Безработица, как одно из условий сложившейся ТЖС, является на сегодня причиной, которая вызывает неспособность выплачивать ипотеку. В результате просрочки банковских платежей кредитор изымает в счёт уплаты долга квартиру, тем самым осложняя трудную ситуацию отсутствием жилья и денег для жизни.
Ещё один вариант обозначения сложной ситуации в жизни граждан можно прочитать в ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.). Там ТЖС определяют, как одно или несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно.
Факторы и структура в социальной работе
Тжс это в социальной работе положение, которое определяется органами соцзащиты населения непосредственно при оценке степени нарушения связей гражданина с его окружающим социумом и условий для жизни. В результате анализа ситуации социальными службами определяются масштаб и направление помощи со стороны государства.
Доказано! Проблемная ситуация может возникнуть как из-за собственных действий гражданина, так и из-за воздействия внешних факторов. В любом случае человек не может жить и действовать нормально, и ему нужна помощь.
Судить о возникновении ТЖС можно по следующим признакам:
Сюда же можно отнести появление стрессового состояния у субъекта, возникающее в процессе усугубления ТЖС.
Структура ТЖС вмещает в себя:
Работая с клиентом, специалист оценивает его субъективную и объективную невозможность справиться с ситуацией и вырабатывает ряд наиболее оптимальных путей для её преодоления.
Объективные и субъективные трудности семьи
Виды проблемных (трудных) ситуаций
Как причин возникновения, так и видов ТЖС достаточно много. Доктор психологии, специалист в вопросах конфликтологии, А.Я. Анцупов, предлагает разделение проблемных жизненных моментов по следующим направлениям:
Специалисты акцентируют внимание на том, что ТЖС можно охарактеризовать присутствием сложной обстановки, дисбалансом между возможностями и требованиями к деятельности, а также активностью личностных мотивов.
Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй.
Первый тип – социальные ТСЖ
Сюда относят неприятности, возникающие в процессе жизни, связанные с обыденными моментами. К первому типу относятся затруднения временного характера и имеющие перспективу восстановления привычного уклада жизни.
Кстати! На возникновение подобных моментов в жизни влияет только сам индивид. Лично он их создаёт своими действиями, сам их переживает и получает негативный опыт.
Второй тип – экстремальные
Результатом таких жизненных моментов принято считать состояние «душевного слома» или «физического выживания». К этому типу относится тяжелейшая утрата в процессе жизни.
К сведению! Ко второму типу относят экстремальные природные, антпропогенные и техногенные ситуации, а также их сложные последствия, проявляющиеся со временем.
Чрезвычайная обстановка, вызванная природными катаклизмами, сопровождает человечество на всех этапах существования. Это силы, неподвластные управлению, однако люди, пытаясь ими овладеть, наоборот, могут не исключить, а спровоцировать возникновение новых эксцессов.
Техногенные (технические) и антропогенные (экологические) кризисы являются результатом действия или бездействия человечества в процессе продвижения технического прогресса и жизнедеятельности на планете.
Примером этого может служить загрязнение окружающей среды и природных угодий отходами производства: механическими или химическими (выбросы в атмосферу, сброс в реки и моря и иные действия).
Попадая в трудные ситуации, человек начинает испытывать психическую напряженность, которая мешает адекватно оценить положение и самостоятельно найти выход.
Виды психической напряжённости в ТЖС
Фазы проживания трудной ситуации
Преодолевая тяжёлые жизненные моменты, человек проходит через несколько этапов. Они зависят от степени социальной адаптации личности и жизненной компетентности (знаний). Их можно выделить в несколько следующих фаз:
При применении сознательных знаний (компетентности) человек получает опыт, который дает ему возможность в будущем пребывать в фазе бессознательных знаний. Это позволяет любую трудную жизненную ситуация ставить на ступень обыденной и решать её.
Модель адаптации к ТЖС
Помощь в трудной жизненной ситуации
Из трудных жизненных ситуаций самое пристальное внимание органы соцзащиты населения уделяют неблагополучным семьям, где ребёнок страдает от недостатка понимания со стороны родителей. В зоне особого внимания малообеспеченные и неполные семьи, в которых подросток пропускает школу из-за низкого материального состояния.
В этом случае со стороны государства, в соответствии с утверждёнными законодательством положениями, могут быть приняты следующие меры:
В особо тяжёлых ситуациях, где участниками являются несовершеннолетние дети, к решению проблемы подключаются органы опеки и попечительства. В России это особый государственный исполнительный орган, контролирующий обращение с детьми.
Внимание! Основная цель помощи в трудной ситуации – это помочь нуждающемуся адаптироваться к новым сложившимся условиям жизни и стабилизировать положение.
Адаптация может быть как благоприятной (индивид занимает активную позицию) или неблагоприятной (человек просто приспосабливается).
Человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может рассчитывать на постороннюю помощь. Чтобы справиться с проблемами и стабилизировать свою жизнь, гражданин должен вносить и свой вклад в виде работы над собой для приобретения активной жизненной позиции.
Видео
Что такое трудная жизненная ситуация по закону и куда обращаться за помощью
Гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, не стоит забывать о своем праве на получение помощи от государства. Адресные программы поддержки малоимущих семей и одиноких россиян действуют по всей стране, но не каждому нуждающемуся в поддержке о них известно. Государство готово поддержать граждан в случае пожара, стихийного бедствия, кражи имущества, смерти родственника, получения инвалидности потери работы и пр.
📖 Понятие трудной жизненной ситуации
Определение трудной жизненной ситуации содержится в ФЗ-178 «О государственной социальной помощи» от 1999 года. Здесь сказано, что это обстоятельство, нарушающее нормальные условия жизни гражданина, при условии невозможности их самостоятельного устранения.
Помощь лицам, которые испытывают материальные или иные затруднения, оказывается адресно и только после рассмотрения в индивидуальном порядке причин их критического положения. В последней редакции 422-ФЗ от 2013 года «Об основах социального обслуживания» приведен перечень обстоятельств, по которому гражданина могут признать нуждающимся в получении помощи от государства. В ст. 15 закона приведены следующие основания:
Но полный перечень обстоятельств, которые ухудшают положение семьи или гражданина, определяют регионы. Наиболее типичными примерами сложных жизненных ситуаций, в которых государство готово помочь, являются:
Также на уровне субъектов РФ должны быть разработаны локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс оказания материальной или иной помощи. Примерами региональных законов в сфере социальной поддержки являются:
👇 Условия для получения помощи
Основанием для предоставления помощи является обращение лица, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, с заявлением в районное подразделение органов социальной защиты. Для получения госуслуги заявитель должен соответствовать ряду требований:
💵 Какая помощь может быть оказана
Наиболее распространенным видом помощи для лиц в трудной ситуации является назначение материальной помощи. Чаще всего она имеет единовременный характер и предоставляется не более раза в год, но допустимы и регулярные выплаты.
Также граждане могут рассчитывать на натуральную помощь в виде продуктов питания или одежды, медикаментов, средств гигиены, получить в пользование временное жилье.
Временно государством оказывается дополнительная помощь для граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации из-за пандемии коронавируса. Иногда эта поддержка имеет косвенный характер (например, при ухудшении финансового положения можно получить кредитные каникулы и не платить пени за просроченные услуги ЖКХ), а иногда – прямую материальную форму (повышенные пособия по безработице, дополнительные детские пособия и пр.).
Лица старше 65 лет и многодетные семьи вправе получить помощь от волонтеров: им доставят продукты или еду на дом или выполнят иные важные поручения. Во многих субъектах малоимущие граждане могут рассчитывать на натуральную помощь в виде бесплатных масок или продуктовых наборов.
Размер выплаты определяется на уровне субъекта, но он не должен превышать фактические расходы семьи на преодоление сложной ситуации. Например, в Якутии многодетной семье для покупки продуктов питания и одежды выделят один прожиточный минимум, одинокому пенсионеру – 0,5 прожиточного минимума. Для погорельцев при полной утрате жилища в результате пожара выделят до 5 прожиточных минимумов, при частичной – минимум в двукратном размере.
В Москве гражданам предоставляются:
В Санкт-Петербурге власти готовы компенсировать от 20 до 50% расходов на преодоление сложной ситуации, но в сумме не более 2 прожиточных минимумов в субъекте за текущий год.
На рассмотрение заявления и предоставление помощи обычно отводится не более 30 дней. Этот период отводится на проверку представленных заявителем сведений сотрудниками УСЗН и формирование ими запросов в контролирующие инстанции, оценку условий проживания заявителя.
💡 Куда обращаться
За получением помощи необходимо обращаться в местное подразделение соцзащиты. Заявление можно передать лично или через законного представителя, а также в электронном формате. Сейчас реализованы следующие способы передачи заявления:
В период распространения коронавируса граждане в регионах со строгими ограничениями могут оформить все меры господдержки исключительно в дистанционном формате через портал Госуслуги.
📃 Необходимые документы
Для получения государственной помощи нужно заполнить заявление с указанием личных сведений о заявителе и кратким изложением причин возникновения сложных жизненных обстоятельств.
Образец заявления можно посмотреть здесь. В регионах могут действовать собственные формы заявлений.
Также заявителю предстоит собрать и приложить подтверждающий комплект документов:
Помимо общих сведений, к заявлению прилагаются документы, обусловившие сложное финансовое положение семьи или дополнительные траты:
Что такое трудная жизненная ситуация?
Каждый из нас за свою жизнь переживает более десятка кризисов, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.
Что такое трудная жизненная ситуация?
Трудная жизненная ситуация возникает, когда перестаёт работать привычный стереотип действий, появляется дисбаланс между потребностями, возможностями и требованиями к деятельности, способами и условиями реализации. Этот дисбаланс нарушает нормальный ход деятельности и снижает вероятность выполнения задачи на нормальном уровне. Нарушения предсказуемости ситуации, увеличение вероятности неудачи (угрозы цели) предопределяют ситуацию как трудную, и человек должен мобилизовать дополнительные ресурсы, чтобы справиться с ней.
Как каждый из нас справляется с трудными ситуациями, зависит от нашей адаптивной редакции. Одни погружаются в пучину депрессии, а другие начинают жизнь с чистого листа. Что стоит знать, чтобы преодолеть невзгоды, справиться с трудной жизненной ситуацией?
Типы трудных жизненных ситуаций
В зависимости от типа и генезиса нарушений выделяют следующие ситуации:
Этапы преодоления трудной жизненной ситуации
Преодолевая тяжёлые жизненные моменты, человек проходит через несколько этапов. Они зависят от степени социальной адаптации личности и жизненной компетентности (знаний):
Основная цель помощи в трудной ситуации – адаптация нуждающегося человека к новым условиям жизни и стабилизация его положения. Адаптация может быть как благоприятной (индивид занимает активную позицию) или неблагоприятной (просто приспосабливается). Человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может рассчитывать на постороннюю помощь. Чтобы справиться с проблемами и стабилизировать свою жизнь, он должен вносить и свой вклад в виде работы над собой для приобретения активной жизненной позиции. Справиться с трудной жизненной ситуацией и очистить разум от токсичных мыслей поможет курс Викиум «Детоксикация мозга».
Трудная жизненная ситуация
Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
Смотреть что такое «Трудная жизненная ситуация» в других словарях:
трудная жизненная ситуация — Ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности,… … Справочник технического переводчика
Трудная жизненная ситуация — см. Социальное обслуживание … Энциклопедия права
трудная жизненная ситуация — 2.1.5 трудная жизненная ситуация: Ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места… … Словарь юридических понятий
Трудная жизненная ситуация — см. Социальное обслуживание … Большой юридический словарь
Рекомендации: Рекомендации по проектированию центров социальной помощи семье и детям — Терминология Рекомендации: Рекомендации по проектированию центров социальной помощи семье и детям: безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
ТЖС — трудная жизненная ситуация термин, употребляемый социальными работниками ТЖС типовая жилая секция … Словарь сокращений и аббревиатур
Tomb Raider (игра, 2013) — Эта статья описывает компьютерную игру, находящуюся в разработке. После выпуска игры сведения, приведённые здесь, могут оказаться неверными, и содержание статьи может значительно измениться … Википедия
Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для ребенка и его семьи.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для ребенка и его семьи.
1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей………..2
2. Социально-педагогическая характеристика детей в трудной жизненной ситуации……………………………………………………………………5
3. Социально-педагогическое сопровождение ребёнка в трудной жизненной ситуации……………………………………………………..15
В отечественной и международной практике существует выражение — трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода).
В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей.
Исследователи выделяют разнообразные жизненные ситуации, с которыми сталкивается современный человек:
– воспитывающая ситуация – совокупность обстоятельств, которая существенно влияет на воспитанника, его воспитание;
– воспитательная ситуация в семье – процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава, отражающий влияние ее взрослых членов (отца, матери, дедушки и бабушки и др.) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек;
– проблемная ситуация – ситуация, содержащая противоречие и не имеющая однозначного решения, соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы людей;
– жизненная ситуация – различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного человека, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни;
– трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), который не может преодолеть ее самостоятельно.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах.
В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую. В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:
В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия.
«Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы». Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней – это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию –пассивная, или иждивенческая, позиция. К неконструктивным способам относят:
• защитное, «избегающее» поведение, когда человек старается не замечать ситуации жизненной трудности;
• хаотичный поиск, когда выбор стратегии поведения осуществляется без осмысления ее последствий;
• поиск в условиях ограниченной информированности, когда источники информации о различных путях решения проблемы недоступны или отличаются низким качеством;
• продуктивное иждивенчество, когда индивид использует ресурсы своего окружения, не пополняя их собственной деятельностью. К конструктивным способам относят:
• целенаправленное использование ресурсов межличностной сети, когда выбор стратегии поведения осуществляется на основе создания референтного круга общения;
• конкретизацию целостного образа «Я», когда индивид стремится осознать и в дальнейшем использовать личностные ресурсы;
• накопление опыта поведения в социальной сфере, когда личность формирует «репутационную» стратегию деятельности;
• отношение к трудной жизненной ситуации как к совокупности шансов, когда контекст ситуации «достраивается» и выявляется ее альтернатива
Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал.
Такую помощь должны оказать родители.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
2. Социально-педагогическая характеристика детей в трудной жизненной ситуации
В современной России в связи с увеличением числа семей, находящихся в кризисном социально-экономическом положение, всё чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие, как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. На данный момент проблема социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации чрезвычайно актуальна. Она обусловлена, в первую очередь, социально-экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим негативные явления в таких значимых для развития подростков сферах как семья, образование, досуг, здоровье.
Содержание понятия «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», имеет достаточно много составляющих. На данный момент к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят детей из социально незащищенных и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, детей с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Вследствие этого необходимо дать определение понятию детей, в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическую характеристику.
Кузина И.Г. рассматривает общее понятие трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы»
Осухова Н.Г. рассматривает это понятие как ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребёнка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни».
У современных детей существуют две основные сферы деятельности, они же и являются основными институтами влияния на его воспитание это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов.
Для ребёнка семья это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Первым фактором являются плохие материальные условия жизни семьи. Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени оказываются наиболее депривированными. Причинами служат высокая иждивенческая нагрузка на трудоспособных, отсутствие работы у одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низкие заработки молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.
Существует ещё такой фактор как неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми. В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто должен нести ответственность за воспитание детей. Несмотря на то, что большинство респондентов считают, что забота о ребенке должна ложиться на плечи семьи или, по крайней мере, должна быть разделена между семьей и обществом, существуют родители, которые перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество. Родители, считающие, что забота о детях должна быть делегирована обществу, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности.
Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для семей являются критично плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом все остальные виды неблагополучия. В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка связанные с семьёй:
— Отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений.
— Самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку.
— Невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям.
— Длительное отсутствие родителей.
— Ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями или с одним из них опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей или одного из них не зависящим.
— Лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами.
Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что довольно большое количество факторов провоцирующих у ребёнка трудную жизненную ситуацию исходят от его семьи. Если хотя бы один из описанных выше факторов присутствует в семье, то риск возникновения трудной ситуации у ребёнка очень высок. Ещё одной важной сферой деятельности ребёнка является образовательная сфера. Так как она одна из основных в деятельности детей, то возможность возникновения трудной жизненной ситуации у ребёнка именно здесь повышена.
Одной из проблем ребенка, оказавшегося в трудной ситуации является низкий уровень социализации, то есть ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступа к культурным ценностям и т.п. В современных школах главная роль скорее отводиться образовательной, нежели социализирующей функции, школа не обеспечивает детей необходимым набором качеств, нужных им для полноценной интеграции в социум. Ограниченность деятельности школы обусловливает негативное отношение большинства учащихся к данному институту воспитания, не дающему ему возможности проявить себя как личность. Причиной появления трудной ситуации в жизни детей может стать неудовлетворительный уровень знаний, а вследствие чего большой разрыв в успеваемости между лучшими и худшими учениками. Это очень плотно связанно с самооценкой личности ребёнка. Вследствие этого у детей возникают проблемы разной направленности, связанные с дезодаптацией в социальных отношениях в школе. Эти проблемы в совокупности могут привести к возникновению трудной ситуации у ребёнка.
Рассмотрим основные категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и дадим их социально-педагогическую характеристику.
На данный момент в современной России очень остро стоит проблема детского сиротства, а особенно социального детского сиротства. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, то есть являются социальными сиротами, или сиротами при живых родителях. В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, это «лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Дети, оставшиеся без попечения родителей, это «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке».
Дети являются наиболее внушаемыми и ведомыми в отличие от взрослых, и часто становятся жертвами в различных ситуациях. Они могут оказываться жертвами домашнего или школьного насилия, стать жертвами насилия на улице.
В последнее время постоянно подчёркивается увеличение преступности несовершеннолетних, отмечается всё большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное омоложение преступности. Одной из мер применяемой в качестве наказания ребёнка за совершение преступления является лишение его свободы. Дети, приговорённые судом к наказанию в виде лишения свободы, направляются в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно статистическим данным многие из отбывших наказание, повторно совершают преступление. Все несовершеннолетние, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях так же представляют категорию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Адаптация это один из важных аспектов, возникающих при лишении свободы ребёнка. В условиях воспитательной колонии понятие адаптации следует рассматривать в широком аспекте. Поскольку именно от условий отбывания наказания: строгих, обычных, облегченных или льготных будет зависеть суть проблемы, так как при переходе из одних условий в другие, пусть даже в пределах одной колонии, меняются социальная среда, распорядок дня, трудовая и учебная деятельность, оценка перспектив, стремления воспитанника. Попадая в воспитательную колонию, подросток узнает, что такое распорядок дня, правила поведения. Именно поэтому возможны расстройства сна, вялость, пассивность, быстрая утомляемость. Большое место в общей тревожности подростка занимают всевозможные страхи, ощущение непонятной угрозы, связанная с этим неуверенность в себе. Основная цель социально-педагогического сопровождения это помощь в адаптации ребёнка в воспитательной колонии, а его конечный результат это благополучное вхождение в коллектив, появление чувства уверенности в отношениях с членами коллектива, удовлетворенность своим положением в этой системе взаимоотношений.
3. Социально-педагогическое сопровождение ребёнка в трудной жизненной ситуации.
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.
Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, несогласованность позиции образовательного учреждения и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из важнейших принципов в социально-педагогической реабилитации является опора на положительные качества подростка. Для преподавателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении ребенка, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные обучающиеся, имея хроническую неуспеваемость по предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в формировании профессиональных навыков в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей развития деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.
На рост правонарушений, насилия и асоциального поведения в молодежной среде оказывает влияние множество факторов. Данная проблема является очень серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и общественности.
Социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации неотделимо от работы с семьей. Многочисленные социально- психологические исследования в качестве основных проблемных переживаний современного ребенка указывают тревогу перед будущим, неуверенность в своих возможностях, сложности во взаимоотношениях с родителями. Среди детей, сталкивающихся с кризисными ситуациями жизни, более уязвимыми оказываются те, семья которых по разным причинам не является для них опорой и не в состоянии обеспечить им необходимую своевременную помощь и поддержку. Социализация детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, представляет собой процесс, происходящий под влиянием специфического комплекса микрофакторов (семья, социум, группа сверстников) и зависит от социального статуса ребенка (сирота; оставшийся без попечения родителей; безнадзорный; требующий экстренной социальной помощи). Социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, – это взаимодействие социального педагога или социального работника (и других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории решения проблемной ситуации. Результатом взаимодействия становится успешная социализация ребенка. Л.В. Мардахаев выделяет следующие уровни социально- педагогического сопровождения человека:
• всеобщее социально-педагогическое сопровождение жизнедеятельности, представляющее собой общую организацию социально-педагогического взаимодействия конкретного человека с окружающими его людьми, стимулирование реализации им основных функций, определяющих его статус и роль в социуме, а также потребности социализации;
• направленное сопровождение, возникающее при необходимости решения частных проблем, трудностей в процессе реализации человеком социальной роли на данном этапе, например, обучения в школе, колледже или вузе, его адаптации и самореализации в производственной сфере, воспитании ребенка и пр. (например, медицинское, психологическое, финансовое, социально-педагогическое и другое сопровождение);
• социально-педагогическое сопровождение конкретного человека в ситуации развития при возникновении у него проблем и трудностей, которые он не может решить самостоятельно. Подводя итог, можно сказать, что основными средствами реализации социально-педагогического сопровождения детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются:
• отбор содержания и форм педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
• организация социального партнерства субъектов микросоциума по социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
• оценка результативности педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Проблема оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, сегодня не достаточно изучена, что требует разработки эффективных технологических подходов. Одной из технологий является социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, из всего вышеизложенного мы понимаем, что проблема детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стоит на данный момент довольно остро. Поэтому присутствует необходимость особого отношения к таким детям, то есть необходимость социально-педагогического сопровождения. В зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации у ребёнка, и его социально-педагогических особенностей, возникает необходимость выбора индивидуальной технологии работы. На сегодняшний день существует множество исследований направленных на то, чтобы как можно более эффективно подойти к составлению и применению технологий социально-педагогического сопровождения детей, которые оказались в трудной для них жизненной ситуации.