Что значит слово перуном
Словари
1. Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2. Употребляется как поэтический символ грозы.
| В смол. ·в·знач. вихря. Иж яго пяруном носиць!
| твер.-ржев. бранное ·в·знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном!
| Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.
В славянской мифологии: бог грозы (дождя, молнии и грома), главное божество древнеславянского пантеона.
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения («Повесть временных лет»).
Современная форма восходит к общеславянскому * Perunъ.
громовая стрела. Григ. Наз. 29 об.; имя древнего славянского языческого бога грома и молнии. Мин. мес. сент. 30.
1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.
► Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге //
2. Стрела, молния, низвергаемая богом.
► Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // /
Каб тебя (его и т. п.) перун треснул! Народн. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 234.
Какой там перун ласкает? Народн. Неодобр. Что за шум, что за грохот? СРНГ 26, 234.
Перун тебя (его и т. п.) забей (возьми, сбей)! Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.
Сгореть с перуна. Латв. Загореться, сгореть от удара молнии. СРНГ 26, 294.
Ударить с перуна. Латв. Об ударе молнии. СРНГ 26, 294.
Схвати тебя перуном! Твер. Пожелание болезни кому-л. СРНГ 26, 294.
Чтоб тебя перуном убило! Смол. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 294.
Метать перуны. Книжн. Сердиться, сильно ругать кого-л., неистовствовать. ФСРЯ, 318; БМС 1998, 440; Мокиенко 1986, 158.
(с прописной буквы: бог грозы в славянской мифологии; со строчной буквы: трад.-поэт. молния)
Овсянки, явственны ль в стихах
Вам соловьиные раскаты,
И пал ли Клюев бородатый,
С дуплом, где Сирин* огневейный
Н. А. Клюев, Клеветникам искусства
сущ., кол-во синонимов: 3
ПЕРУН (от санскр.). Главное божество восточн. славян, грозное и карающее; бог грома и молнии, вместе с тем он производитель, творец.
— Эквивалент Зевса на Руси.
— Бог, чьими атрибутами на Руси считались гром, молния и дубовое полено.
— При заключении договоров с Византией после походов X века князь Игорь и остальные русичи-язычники клялись именем этого божества.
— Имя этого бога языческого пантеона означало «Тот, кто больно бьёт», но некоторые учёные усматривают в нём связь со словами «первый», «правый».
— Сборник стихов русского поэта Сергея Городецкого.
— В славянской мифологии считалось, что тот, кого коснулась радуга, становится Планетником и находится во власти его молний.
Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.
Лексическое значение слова перун
Значение слова «перун»
Перу́н
1. имя славянского бога-громовержца ◆ Может быть, поэтому языческий Перун жив и по сей день в подсознании непросвещённой части паствы христианско-православной русской церкви. Михаил Козаков, «[http://archive.fo/xf7Au#selection-1445.1282-1445.1417 Актёрская книга]», 1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Игрища и празднества в честь Перуна проводились с 20 июля по 4 августа, на это же время приходится и день почитания Ильи Пророка — 2 августа. Владимир Епифанцев, «По следам поверженных идолов» // «Зеркало мира», 2012 г. (цитата из НКРЯ)
перун
1. устар. поэт. стрела, молния, низвергаемая богом грома и войны ◆ Ты видел, как Орлов, // Румянцев и Суворов, // Потомки грозные Славян, // Перуном Зевсовым победу похищали. Пушкин, «Воспоминания в Царском Селе(«Навис покров угрюмой нощи…»)» ◆ Не стало Пушкина — перуном // Разбитый, лавр его завял. Вяземский, «Заметки» ◆ Орёл! Какой перун враждебный // Полёт твой смелый прекратил. Д. В. Веневитинов, «Смерть Байрона»
2. мн. ч. устар. поэт. символическое обозначение воинов, сражения, звуков сражения ◆ Геройской кровью уж земля намокла // И трупами врагов удобрена! // Проснулися вздремавшие перуны, // Отвсюду храбрые текут! Рылеев, «П. П. Ермолову» ◆ Недавно с запада как тучи громоносны // Стремилися враги россиян поразить; // Шагнули в их предел — гремят перуны грозны, // И зарево Москвы багровое горит. Дельвиг, «Дщерь хладна льда» ◆ Так мне ли ударять в разлаженные струны // И петь любовь, луну, кусты душистых роз? // Пусть загремят войны перуны, // Я в этой песне виртуоз! Д. В. Давыдов, «В альбом» ◆ Минувших лет преемник юный // С печатью рока на челе, // Несёт он [новый год] в недрах битв перуны, // Народов жребий, суд земле. Вяземский, «1854 год»
3. золотая монета, которую планировал ввести в качестве денежной единицы Черногории князь Пётр II Петрович Негош в 1851 году
Словари
1. Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2. Употребляется как поэтический символ грозы.
ПЕРУН — муж. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка’б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот.
| В смол. ·в·знач. вихря. Иж яго пяруном носиць!
| твер.-ржев. бранное ·в·знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном!
| Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.
В славянской мифологии: бог грозы (дождя, молнии и грома), главное божество древнеславянского пантеона.
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения («Повесть временных лет»).
Современная форма восходит к общеславянскому * Perunъ.
Перу́н — бог грозы индоевропейской и славяно-русской мифологии. В IX-X вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
ПЕРУН — ПЕРУ́Н, бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
ПЕРУН — бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
ПЕРУН, бог грозы в индоевропейской и славяно-русской мифологии. В 9 — 10 вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
громовая стрела. Григ. Наз. 29 об.; имя древнего славянского языческого бога грома и молнии. Мин. мес. сент. 30.
1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.
► Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге //
2. Стрела, молния, низвергаемая богом.
► Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // /
Каб тебя (его и т. п.) перун треснул! Народн. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 234.
Какой там перун ласкает? Народн. Неодобр. Что за шум, что за грохот? СРНГ 26, 234.
Перун тебя (его и т. п.) забей (возьми, сбей)! Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.
Сгореть с перуна. Латв. Загореться, сгореть от удара молнии. СРНГ 26, 294.
Ударить с перуна. Латв. Об ударе молнии. СРНГ 26, 294.
Схвати тебя перуном! Твер. Пожелание болезни кому-л. СРНГ 26, 294.
Чтоб тебя перуном убило! Смол. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 294.
Метать перуны. Книжн. Сердиться, сильно ругать кого-л., неистовствовать. ФСРЯ, 318; БМС 1998, 440; Мокиенко 1986, 158.
Á сущ; 209 иск см. Приложение II
(с прописной буквы: бог грозы в славянской мифологии; со строчной буквы: трад.-поэт. молния)
Овсянки, явственны ль в стихах
Вам соловьиные раскаты,
И пал ли Клюев бородатый,
С дуплом, где Сирин* огневейный
Клад стережет — бериллы, яхонт.
Н. А. Клюев, Клеветникам искусства
* Си́рин — в средневековой мифологии: райская птица с женским лицом, пленяющая своим пением.
сущ., кол-во синонимов: 3
верховное языческое божество в древней Руси, др.-русск. Перунъ (Пов. врем. лет, в договорах 907 и 945 гг.; см. Срезн. II, 920; Крек, Einl. 384). Вероятно, также в ст.-слав., поскольку встречается в цслав. переводе Жития Григория Чудотворца (Соболевский, «Slavia», 7, 175), сербохорв. Перун, местн. н. в Боснии, словен. Perunja Ves, Perunji Vrh, в Каринтии (см. И. Иванов, ИОРЯС 8, 4, 140 и сл.), полаб. Peräunedån «четверг» — калька нем. Donnerstag — то же (см. Трубецкой, ZfslPh I, 155; Брюкнер, РF 14, 518; IF Anz. 26, 46), местн. н. Реrоnе — из языка эльбских славян; совр. Pronstorf (округ Зегеберг), Рrоhn в округе Францбург (из *Perunjь) (см. Траутман, ОN. Месkl. 115; ZfslPh 19, 303; Elbsl. ОN. 2, 105), саксонск. Pirna — на месте совр. Зонненштейна (Хай, Slav. Siedl. 40). Не обязательно возводить к имени бога — др.-чеш. имени собств. Perun, болг. имени собств. Перу́н, которые могли первонач. значить просто «тот, кто бьет», вопреки Соболевскому (Мат. Иссл. 251), Вайганду (JIRSpr. 26, 140); болг. имя собств., ж., Перуни́ка происходит скорее от названия растения перуни́ка, от Реrunъ; ср. сербохорв. название бо̀гиша «ирис»; см. Ягич, AfslPh 37, 501; Мейе, Ét. 452 и сл.; иначе Вайганд, там же; Махек, RЕS 23, 55.
ПЕРУН (от санскр.). Главное божество восточн. славян, грозное и карающее; бог грома и молнии, вместе с тем он производитель, творец.
— Эквивалент Зевса на Руси.
— Бог, чьими атрибутами на Руси считались гром, молния и дубовое полено.
— При заключении договоров с Византией после походов X века князь Игорь и остальные русичи-язычники клялись именем этого божества.
— Имя этого бога языческого пантеона означало «Тот, кто больно бьёт», но некоторые учёные усматривают в нём связь со словами «первый», «правый».
— Сборник стихов русского поэта Сергея Городецкого.
— В славянской мифологии считалось, что тот, кого коснулась радуга, становится Планетником и находится во власти его молний.
ПЕРУН (альтернативный подход) — ПЕРУ́Н, был также богом наказаний, так что все экзекуции производились от его имени. Именно это не понравилось населению, когда Владимир (см. ВЛАДИМИР Святославич) сделал его основным богом славянского язычества. Камень Перуна находился на западе, а вся Прибалтика считалась Перуновой Русью. Отдельно стоящие камни Перуна очень крупны и опасны. Зооморфная ипостась Перуна — Ящер или реже Змей.
Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.
Значение слова перун
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.
* ► Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге // *
2. Стрела, молния, низвергаемая богом.
* ► Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // / *
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Перу́н — в славянской мифологии бог-громовержец, покровитель воинов и княжеской власти; вначале один из богов славянского пантеона, позднее — верховное божество, вытеснившее занимавшего это место Сварога, с культом которого часто сливался.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.
Словарь языческих понятий и богов
Энциклопедический словарь
бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отождествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня «par» и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П.-производитель, творец. В то же время П. — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: «сбей тебя П.», «как цябе П. узяв». П. — божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 г.). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 г.). Русское предание наделяет П. палицей («Полн. собр. рос. летоп.», II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день — 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир святой, до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив «12 мужи бити жезлем»; народ, продолжает летописец, «плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения». На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. Ср. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу» (М., 1865); А. Фаминцын, «Божества древних славян» (СПб., вып. I, 1884).
Значение слова перун
перун в словаре кроссвордиста
перун
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка’б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот.
В смол. в знач. вихря. Иж яго пяруном носиць!
твер.-ржев. бранное в знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном!
Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
Употр. как поэтический символ грозы.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Мифологический словарь
(слав.) — бог грозы (грома). Был также связан с войной и считался покровителем военной дружины и ее предводителя, особенно на Руси. Его представляли в виде немолодого бородатого мужа, скачущего на коне или едущего в колеснице. В Киевской Руси П. Почитали как высшего из богов. С П. связывали горы, дубы и дубравы, ему был посвящен четверг, называемый «днем Перуна».
Большая Советская Энциклопедия
глава древнеславянского пантеона, бог грома и молнии, аналогичный древнегреческому Зевсу и древнеримскому Юпитеру. В Киеве и Новгороде статуи П. стояли в посвященных ему святилищах. Они были уничтожены с принятием христианства в конце 10 в.
Википедия
Перун:
Примеры употребления слова перун в литературе.
Дом его находился недалеко от северных ворот города, и, стоя на крыльце, он видел с откоса, как пылил по Боричеву взвозу дубовый Перун, привязанный к хвосту коня, как дружинники колотили палками низвергнутого идола.
Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажбога, Стрибога и других богов, которым князь и народ приносили жертвы.
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
Новугороду архиепискуп Яким, и требище разори, и Перуна посече и повеле въврещи в Волхов, и повязавше ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и пихающе, и в то время вшел бе в Перуна бес, и нача кричати: о горе, ох мне!
И впрямь, не Перун ли, не Чернобог ли или богиня Мокош переместили сюда свои требища, будучи изгнаны из городов?
Ослепленный сверканьем перуна, оглушенный громами, ухватился Атлант со стоном за одну из вершин Олимпа.
И потому приказала стеречь пленника в оба глаза, но смотреть, чтобы, Перун упаси, он не умер, чтобы в этой смерти не винили Варяжский княжеский дом.
Впоследствии, выйдя на площади градов, в священные рощи на холмах, Перун смягчился, облекся мягкой плотью.
И про них, и про смердов, кои серым потоком залили дворище до самой крепостной стены, не больно печется Перун.
Идоменей же, поспешно пришед к благосозданной куще, Пышным доспехом покрылся и, взявши два крепкие дрота, Он устремился, перуну подобный, который Кронион Махом всесильной руки с лучезарного мечет Олимпа, В знаменье смертным: горит он, летя, ослепительным блеском,- 245 Так у него, у бегущего, медь вкруг персей блистала.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: perun
Задом наперед читается как: нуреп
Перун состоит из 5 букв
Значение слова перун
Перун в словаре кроссвордиста
перун
2.Употребляется как поэтический символ грозы.
Большой современный толковый словарь русского языка
м.
1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2) Употр. как поэтический символ грозы.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
м.
1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2) Употр. как поэтический символ грозы.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
муж. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка’б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот. | В смол. в знач. вихря. Иж яго пяруном носиць! | твер.-ржев. бранное в знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном! | Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.
Словарь русского языка Лопатина
Современный толковый словарь, БСЭ
Перун м.
1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2) Употр. как поэтический символ грозы.
Толковый словарь Ефремовой
глава древнеславянского пантеона, бог грома и молнии, аналогичный древнегреческому Зевсу и древнеримскому Юпитеру. В Киеве и Новгороде статуи П. стояли в посвященных ему святилищах. Они были уничтожены с принятием христианства в конце 10 в.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
стрела, молния, низвергаемая богом грома и войны символическое обозначение воинов, сражения, звуков сражения золотая монета, которую планировал ввести в качестве денежной единицы Черногории князь Пётр II Петрович Негош в 1851 году
имя славянского бога-громовержца село на Украине гора в Хорватии
По мнению этих исследователей, Перун происходит не от славянского » перун » и, тем более, не от пра-индоевропейского » Перун (т)», а от готского «фьергу-ни», что означает «гора».
Российские ведуны считали, что Перун (Юпитер) — планета, покровительствующая Земле.
Транслитерация: perun
Задом наперед читается как: нуреп
Перун состоит из 5 букв
Что такое Перун? Значение слова perun, исторический словарь
Значение слова Перун по словарю Даля:
Перун м. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы. в Белоруссии более, там его опнсывают. это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами. он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Каб цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот. | В смол. в знач. вихря. Иж яго пяруном носиць! | твер.-ржев. бранное в знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном! | Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя. если от переть, пря, то попирателя или воителя. у Шимкевича, от прать. менее вероятно от перо.
Описание
Нашим предкам бог грома Перун представлялся как высокий, статный, светловолосый и голубоглазый воин в золотых доспехах и красном плаще с топором (или палицей) в руке. Иногда Перун использовал в бою щит и копье. Но на поле брани он всегда появлялся в окружении громовых раскатов и всполохов молний. В эмблематическом аспекте молнии Перуна могли олицетворять как гнев богов, так и их помощь в борьбе с ворогом (врагом). Кумир или идол Перуна представлял собой мощный дубовый столб, на котором было вырезано условное лицо немолодого война, а также его божественный символ и соответствующая военная атрибутика.
Значение слова Перун по словарю Брокгауза и Ефрона:
Перун — главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отождествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня «par» и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П.-производитель, творец. В то же время П. — божество грозное и карающее. его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: «сбей тебя П.», «как цябе П. узяв». П. — божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 г.). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 г.). Русское предание наделяет П. палицей («Полн. собр. рос. летоп.», II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день — 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные. ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь. его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир святой, до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив «12 мужи бити жезлем». народ, продолжает летописец, «плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения». На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. Ср. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу» (М., 1865). А. Фаминцын, «Божества древних славян» (СПб., вып. I, 1884). В. Р—в.
Наследие Перуна
Славянский бог Перун нашел многократное отражение в культуре последователей. Прежде всего, это коснулось народного эпоса. Выражение «даже молнии не боится» делает отсылку на смелость перед лицом гнева Перуна.
Многие авторы этнографы записывали народные поговорки и заговоры, в которых упоминается бог Перун. Так Сретен Петрович в книге «Сербская мифология» описал часть подобных высказываний:
Этнограф Адольф Петер Затурецкий в своде «Словацкие пословицы и поговорки» тоже записал немало высказываний, в которых фигурирует бог Перун:
Отголоску культурного наследия культа Перуна нашли свое место в современной жизни. В Белоруссии Червенский район Минской области стоит древня Перунов Мост. Район Киева тоже обрел свое название благодаря связи с божеством. Когда кумир бог Перун был сброшен в воды Днепра, жители кричали «Выдыбай, Боже!». Что в буквальном переводе означай «выплывай». Ту часть, куда выплыл кумир и назвали Выдубычи.
Атрибуты
День недели Перуна – четверг, во время которого славяне ему поклонялись и устраивали жертвоприношения. Проводя ритуалы, люди просили у божества возможности поменять жизнь к лучшему. С тех пор считается, что четверг – наиболее удачный день для перемен, новых начинаний. Идеально, когда в это время растущая луна: она только ускоряет шаги в нужном направлении, содействуя всему процессу.
Как и другие боги славян, Перун покровительствовал миру флоры и фауны. Кроме вышеупомянутых дуба, ириса, папоротника, быка и сороки, под его охраной пребывали волки, вепри, гнедые кони, а также гриб-боровик, горох и овёс. Цифра божества – 4, металл – олово, камень – лазурит, сапфир. Планета солнечной системы – Юпитер, под влиянием которой растут богатые урожаи, скот даёт приплод. Когда наука астрология стала популярной на территории современных России, Беларуси, Украины, считалось, что все сельскохозяйственные работы лучше начинать неизменно в тот период, во время которого господствует Юпитер.
Ирис и дуб
Это основные символы громовержца. Как и все боги славян, Перун имел собственные знаки, которые неизменно были связаны с его характером, ореолом обитания и деятельностью. Например, могучий дуб. Древние славяне в летописях документировали ритуалы, частью которых было это дерево: обычно самое высокое в округе, с толстыми ветками и густой макушкой. Возле него совершали жертвоприношения в честь Перуна: убивали петухов, оставляли куски мяса, втыкали в землю стрелы.
Ещё один символ Перуна – ирис небесного цвета. Голубой цветок использовался не только в обрядах, связанных с божеством. Также он был частью капища, где размещали идола. Делали его в форме ириса, лепестки которого плавно опускались на землю и дополнялись на концах ямами. В этих углублениях горел священный огонь, а в середине чашечки находилась статуэтка Перуна. Посвящено богу ещё одно растение – цвет папоротника. Мифический элемент искали в ночь на Ивана Купала. Славяне верили: тому, кто сумеет преодолеть все опасности и отыскать его в дремучих зарослях, Перун подарит несметные сокровища.
Семья
Бог Перун приходится сыном Сварогу – Богу огня и кузнечного дела, и Ладе – Богине семьи и любви. Есть у него пять братьев и пять сестер. Все вмести они носят имя Сварожичи.
Супруга
Дива-Додола или Перуница – жена Перуна-Громовержца, славянская богиня Грозы и Дождя. Люди, а особенно молодые девушки, почитали ее как одну из Богинь Лета. Во время засухи жрицы в белых одеяниях возносили ей молитвы и водили ритуальные хороводы, поэтому саму Богиню часто изображают как вечно молодую деву в окружении своих подруг-жриц.
Додола приходится дочерью Дыя – Бога Ночного Неба, и Дивии – Богини Луны.
От Перуна родились у нее пять детей:
Сын Ярыло – бог неистовой страсти и яркого солнца – Додола родила от Велеса, коварно одурманившего ее цветком ландыша и воспользовавшегося бессознательным телом.
Потомки
Всего у Перуна шесть детей: три сына и три дочери. Причем один сын у него не от жены, а от русалки Рось, в которую он влюбился, проезжая вдоль Днепра.
Дива-Девана
Покровительница охоты. Ей возносили молитвы охотники и ловцы диких животных. Сама она не только прекрасный следопыт, но и страж лесных угодий: они учит зверей как правильно избегать ловушек и переживать зиму. Как и свой отец, обладает невероятной силой, может обратиться в любое животное, рыбу или птицу.
Имеется предание, что однажды она возгордилась и решила свергнуть своего деда Сварога, став правительницей Прави, Яви и Нави. Тогда разгневался Перун и вызвал свою дочь на поединок. Испугалась Девана и поклялась, что больше никогда не будет перечить отцу.
Магура
Воинственная дева-птица Магура не обращается в животное, а сама является птицей. Своим криком она подбадривает воинов, сражающихся на поле брани, вселяет в их сердца отвагу и уверенность в победе.
Павших воинов она относит в Ирий, где на полях Слави они могут познавать вечное блаженство.
Покровительница лесов и всей природы. Ее почитают за добрый нрав, заботу и нежность. Своей благодатью она освещает не только растение, но и людей. Является хранителем Священных Рощ и Дубрав.
Но горе тому, кто осквернит святилище – все дары обратятся проклятием и будут преследовать виновника до самой смерти.
Градивнык
Бог злого дождя с градом. Он карает людей за грехи, насылая бурю с осколками льда. Чтобы остановить буру, местные знахари или облакогонители проводили специальные ритуалы, задабривали разбушевавшееся Божество богатыми дарами и возносили ему молитвы.
Ситиврат
Бог благодатного дождя. Ему поклонялись землепашцы, которые всегда приносили дары в его святилища перед началом посева. Имеет возможность принимать облик шмеля – чтобы быстро летать, белки – для возможности по деревьям перебегать, и сороки – чтобы все видеть.
Даждьбог
Сын Перуна от русалки Рось – носитель солнечного света. Является прародителем народа русского. Впоследствии был женат на Златогорке, Живе и Марене.
Есть пять сыновей от разных жен:
И одна дочь – Сурица – солнечная Богиня радости и веселья.
Выступает покровителем свадеб, благословляет молодых на счастливую жизнь и дарит жениху мудрость и здоровье, поэтому его часто относят к Богам-Целителям.
НА ЧЁМ БАЗИРУЕТСЯ НАШЕ СВЕРХСОЗНАНИЕ
ЧАСТОТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦЕНТРОВ СОЗНАНИЯ
ПЕРУН — военная ипостась – РУЕВИТ
Наконец, Перун – он всего лишь небесный огонь! На одном из диалектов древнего языка «Пирра» – огонь. Огонь «Пирра» и по-латыни. Сознание же Перуна сохраняет мир плотной материи. Перун, как ты помнишь, воин-хранитель, потенциал гравитационных полей всей проявленной реальности. Как видишь, от информационного банка или физического вакуума до плотной проявленной материи всего 7 ступеней. Отсюда и сакральное число «7». Радегаст – одно из имён Перуна. Всё материальное остаётся за Перуном. Перун – хранитель материи, поэтому он и имеет военную ипостась – Руевита.
Что означает Руна Перуна
Руна Перуна
История славянского рунического алфавита уходит корнями в глубокую древность. Наши предки верили, что с помощью магических символов можно управлять природными силами, отводить несчастья. Эти сакральные символы несут мощный энергетический заряд, потому не следует бездумно их применять, иначе можно навредить себе.
Славяне хорошо знали и умело пользовались такой магией. Защитные символы вышивали на одежде, наносили на стены домов, посуду. Из камня, дерева, кости изготавливались обереги. Руна олицетворяет начинание, она поможет довести до завершения любое трудное дело. Способствует переменам к лучшему, привлекает личностей с доброй энергетикой и трансформирует мировоззрение самого человека.
Враги божества
Ими были тёмные сущности, которые пытались проникнуть из загробного мира в жизнь людей с целью навредить им, принести зло. Например, согласно давнему сказанию, бог молнии Перун убивает треглавого змея, пытавшегося похитить его возлюбленную Диву. Чтоб одолеть противника, он даже переступает через свою гордыню и объединяет усилия с отцом девушки – своим давним противником, богом Велесом. После свержения чудовища Перун обручается с прекрасной Дивой, от этого союза рождается отважная Девана – богиня охоты, жена покровителя лесов Святобора.
Перун и Велес постоянно соперничали между собой: то они не могли поделить стада животных, то доказывали, кто более сильный и могущественный. Их неприязнь нельзя назвать враждой, скорее это история двух братьев, которые делают один другому мелкие пакости, при этом сохраняя уважение и даже испытывая скрытую родственную любовь. Кстати, Велес был богом циклического движения. У людей он ассоциировался с медведем, обладающим сильными магическими способностями.
Свержение языческих Богов
С приходом христианства на Киевскую Русь все языческие идолы были уничтожены. Особенно старались сделать это с культом Перуна.
Самое большое капище в городе Киеве подверглось разорению и осквернению. Самого идола скинули с постамента и сбросили в реку. Невзирая на слова простого люда, его протащили по всей реке, попутно избивая плетями. Дуб сожгли, а символы Громовержца разрушили.
Такое решение было принято, чтобы низвести его, оболгать, сделать всех языческих Богов кровожадными чудовищами. На их фоне новая вера должна имеет значение исправления, очищения от скверны, что всем неверным дан шанс на искупление.
Свержение старых Богов не прошло безболезненно. Люди, привыкшие молиться конкретным Божествам и опасавшиеся их гнева за предательство, не хотели перенимать новую веру. Для более мягкого процесса изменения веры большинство старых языческих праздников было сохранено под другими именами.
На закате языческой эры
В это время громовержца особенно чтили. В каждом доме висел оберег Перуна в виде маленького топорика или коловорота. Даже князь Владимир, перед тем как окрестить Русь, приказал поставить огромного истукана, изображавшего божество, в самом центре Киева, недалеко от княжеских палат. Уже потом, когда он перенял новую веру и начал распространять христианство на всех русских землях, приказал бросить идола в реку. Люди, которые были воспитаны на языческих традициях, долго бежали по берегу и кричали вслед уплывающей статуе: «Батюшка Перун, выдубай!» («выдубай» означало – выплывай).
Спустя годы на том самом месте, где волны выкинули истукана на сушу, построили Выдубайский монастырь, который существует и поныне. Также в наши дни мода на древние традиции вернулась. Учёные нашли так называемые Сантии Перуна – книгу, в которой будто бы изложены основные поучения бога, его законы и заповеди. Хотя некоторые исследователи сомневаются в достоверности находки. Говорят, что это аналог индийских и арийских вед, только переделанный и завуалированный. Хотя первоисточник более информативен, к тому же его истинное происхождение уже давно доказано.
Славянская руна Нужда
Перунов Цвет
Руна Крада стоит на шестой позиции славянского рунического ряда. Арийцы считали её символом огня, истины и энергии. Предки называли «крадой» жертвенный огонь, который горел в жаровнях на алтаре в древних храмах. С санскрита «крада» переводится как «всепоглощающее яростное пламя».
Древние славяне связывали внутренний смысл руны с Высшим Огнём, который освобождал от внутренних и внешних ограничений, дарил озарение и помогал в самопознании. Энергия знака Крада наставляет носителя на верный путь и избавляет от сомнений. На протяжении трансформации символ поддерживает человека и даёт силы двигаться дальше.
Значение руны Крада связано с понятием жертвенного огня, праведного гнева и ярости. Сакральный смысл символа сводится к ритуальному огню, который зажигают, обращаясь к высшим силам.
Толкование и написание отдельных славянских рун совпадает с символами скандинавского футарка. Культурное наследие двух наций частично совпадает из-за близости территорий и времени развития народов, хотя различий между ними тоже хватает. Так, у Крады нет прямых совпадений с символами футарка.
Некоторые практики-рунологи находят её сходной с Гебо, потому что Крада тоже указывает на «божью искру», талант, который человеку подарили боги. Крада – это творческий импульс, искусство быть лидером и оратором. Символ также означает умение упорно идти к цели и воплощать идеи в жизнь.
Сходство с Кано заключается в способностях обеих рун очищать жизнь человека от того, что устарело. Кано символизирует священный огонь и наставление на истинный путь, как и Крада. Руна способна раскрыть потенциал человека, заставить проявить себя с новой стороны.
В прямом положении Крада обозначает разрушение связей между людьми или событиями, «сожжённые мосты». Сложно предсказать, чем для человека обернётся действие символа, но его жизнь чётко разделится на «до» и «после». Действие руны подгоняет развитие событий, причина перемен кроется в самом человеке.
Ещё одно значение символа – это очищение от того, что потеряло остроту. Жертвенный огонь Крады освещает происходящее в жизни человека так, чтобы он увидел истинное положение дел. Внутренний смысл знака соотносится с болезненным облегчением, которое приносит лопнувший нарыв.
Трактовка перевёрнутой руны – шансы, которые были упущены. Крада в обратном начертании даёт понять, что свершившиеся события необратимы. Человеку ничего не остается, кроме как подстраиваться под исходную реальность и не повторять допущенных ошибок.
Крада в раскладах толкуется как очищение от накопившегося в жизни хлама и воплощение поставленных целей.
Предлагаем ознакомиться: К чему снится ковер по толкованиям сонников и по основным значениям
Трактовка руны в прямом положении говорит, что гадающий не использует внутренний потенциал на сто процентов. Человек, которому выпала Крада, часто страдает от эмоционального и энергетического истощения. Эта проблема решается с помощью контроля и осознанности.
В перевёрнутом виде руна указывает, что из-за необдуманных поступков и неуверенного поведения человек недавно упустил шанс добиться успеха. Символ советует принять и проработать слабые стороны характера.
Прямая Крада в раскладах на любовь указывает на гармоничные и страстные отношения, в которых царит доверие и открытость. Партнёры подходят друг другу и совпадают по всем параметрам, полное взаимопонимание царит и в интимной сфере. Гадающий в этих отношениях главенствует.
Прямолинейная и довольно агрессивная руна Перун, значение которой мы будем рассматривать сегодня, связана, как нетрудно догадаться, с богом-громовержцем, покровителем воинской доблести. Этот символ способен принести человеку победу в любых делах, но при условии, что он готов чем-то пожертвовать ради достижения цели, будь то время, деньги, личная жизнь или же просто душевное спокойствие. Чем-то Перун напоминает Тейваз Старшего Футарка, однако не повторяет её значение полностью.
Как мы уже сказали, основное значение, описание и толкование руны Перун будет связано с победой. Но важно понимать, что победа не может получиться сама по себе, просто так, без борьбы. Для того, чтобы победить кого-то или что-то, необходимо активно действовать, сражаться, бросить все силы на реализацию задуманного — именно к этому и призывает руна Перун человека, которому она выпала.
Результат обязательно будет положительным, но лишь при условии, что мы готовы чем-то жертвовать ради него — временем, усилиями, деньгами. Так, например, чтобы достичь удачи в карьере иногда приходится ставить под угрозу личную жизнь, и наоборот. Достижения в спорте невозможны без тяжелейших тренировок и пожизненного ограничения в питании. Всё это — примеры пути воина, который должен выйти победителем.
Перун словно пробуждает потенциал, дремлющий в человеке, выйти на свободу. Тем же, кто слаб духом, символ, можно сказать, наоборот предлагает пройти проверку на прочность. Когда в раскладе появляется Перун — это знак того, что кверенту следует не медлить, а пойти и взять своё, пока его не присвоил себе кто-то другой.
Значение руны Перун, если она оказалась при гадании перевёрнутой — это нежелание человека активно действовать, завоёвывать свою победу. Это отказ от битвы из-за недостатка мужества, либо по причине понимания, что победа может обойтись слишком дорогой ценой. В качестве совета обратный символ может сообщать, что сейчас не время для агрессивной политики, поспешных действий, соперничества и борьбы — лучше по возможности увернуться от прямого столкновения, найти обходной путь или же просто не встревать в конфликтную ситуацию. Иногда руна в перевёрнутом положении может указывать на жёсткие ограничения, накладываемые человеком на самого себя.
Прямая руна, пришедшая в раскладе на вопросы профессиональной деятельности, сообщает, что пришло время для активных действий, реализации задуманного, агрессивной конкуренции и динамики любого рода. Часто символ указывает, что человек находится на верном пути и имеет высокие шансы на успех, если сумеет мобилизовать внутренние резервы и посвятить своей работе много времени, сил, а иногда — и вложений. В вопросах финансов — это необходимость пойти и взять «своё», по праву заработанное.
Перевёрнутая руна Перун часто показывает неуважительное отношение к собственным обязанностям, профессиональную непригодность, неумение человека завоёвывать авторитет, соперничать с другими, отсутствие делового подхода, позволяющего успешно вести дела и получать адекватную прибыль.
А вот перевёрнутая руна — это уже настоящий кошмар, поскольку сила и власть одного партнёра превращаются в мелкую тиранию, когда один влюблённый начинает постоянно доставать другого, цепляться к нему по всяким пустякам. И чаще всего это происходит из-за того, что самому тирану проще задавить морально другого, чем сделать хоть что-то для реального улучшения отношений — поэтому он просто находит любые оправдания своему поведению. Вторая же сторона обычно руководствуется принципом «стерпится-слюбится», поэтому внешне такой союз может казаться вполне благополучным.
Значение руны Перун в гадании на здоровье — это активное сопротивление болезни, тщательный контроль своего самочувствия, здоровый образ жизни, но в некоторых случаях руну можно трактовать как довольно агрессивную терапию, например, химиотерапию при лечении новообразований. Под обратной руной часто проходят скрытые процессы, разрушающие здоровье, коварные заболевания, которые на первых стадиях не имеют явных симптомов, но иногда этот обратный славянский символ может означать скоротечные и внезапные проблемы со здоровьем, например, инсульт, случайное пулевое ранение, травму, полученную в ДТП.
В магической практике Перун часто применяется для довольно агрессивных воздействий, направленных на полную победу, например, для выигрыша в условиях серьёзной конкуренции, в приворотах, рассорках, порчах, сглазах. Это очень мощный и сильный знак, способный выжечь все препятствия, стоящие между человеком и его целью.
Руна Дня Перун
Если Перун выпал вам руной дня, действуйте активно, не сидите на месте, не ждите, пока кто-то всё сделает за вас. День благоприятен для динамики и применения агрессивной стратегии — именно такое поведение поможет вам добиться желаемого и выйти победителем из любой ситуации. Если вы будете медлить — кто-то другой придёт, чтобы воспользоваться случаем, а вы останетесь проигравшей стороной.
Древнерусская руна Нужда — один из наиболее значимых символов вендского рунного ряда. Значение руны Нужда часто считают резко негативным, однако это не совсем так. Символ с пессимистичным названием действительно относится к «ведомству» Чернобога — нарушителя спокойствия и злостного шутника. Однако трактовки руны подразумевают скорее человеческие потребности, чем безысходную нищету. А потребности у человека могут быть самые разные — как хорошие, продуктивные, так и не очень полезные.
Благодаря своему названию символ не требует пространных толкований. У любого человека на протяжении всей его жизни постоянно возникают новые цели и желания — в силу своей природы люди никогда не бывают абсолютно довольны тем, что имеют.
Сейчас звезды вам советуют воспользоваться одним из предложенных ниже раскладов. Не упустите свой шанс узнать правду.
На вопрос на 3 рунах
Простое гадание на трех рунах на вопрос и сложившуюся ситуацию.
История рождения
Согласно легенде, родителями языческого божества были не обычные люди, а высшие силы. Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное женское божество — заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской красы, но не столько физической, сколько внутренней, духовной. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.