Что значит слово мытарь
Кто такой мытарь в Библии?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой мытарь.
Мытарь – сборщик податей.
В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей (сборщиков податей) не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками.
Христос, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), пошел и к мытарям (Мк 2:15; Лк 5:27,29; 19:5 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф 5:11; 11:19; Лк 5:30; 7:34; 19:7), и ел с мытарями и грешниками (Лк 15:1).
В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря, выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея.
Иллюстрация: Ян Массейс, Мытарь
Значение слова мытарь
Словарь Ушакова
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Лк 18:10) — сборщик римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется «начальником мытарей». Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).
Православие. Словарь-справочник
сборщик мыта (налога, подати). Из- за воровства и притеснений мытари возбуждали общую ненависть у населения Палестины. Слова «мытарь» и «грешник» у древних евреев отождествлялись. Однако многие из мытарей не оставались глухи к Христовой проповеди. Один из мытарей был в числе апостолов (см. Мф. 10, 3; Лк. 5, 27).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
м’ытарь — сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского ( Мат.18:17 ). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними ( Мат.9:11 ), но одного из них избрал Своим Апостолом ( Мат.10:3 ). Русское слово «мытарь» происходит от слова «мытарство» — страдание, мука. В оригинале везде: «сборщик податей и налогов».
Значение слова «мытарь»
1. В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее.
2. Ист. Сборщик мыта 2 в древней Руси.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МЫ’ТАРЬ, я, м. [см. мыт 2 ] (церк.-книжн. устар.). В славянских церковных текстах — название сборщика податей в Иудее, римской провинции; в евангелии употр., как типический образ притеснителя.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мы́тарь
1. религ. сборщик податей, откупщик в Иудее
2. старин. сборщик мыта в древней Руси
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оратор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «мытарь»
Предложения со словом «мытарь»
Цитаты из русской классики со словом «мытарь»
Сочетаемость слова «мытарь»
Понятия со словом «мытарь»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мытарь»
Страх перед непомерными поборами королевских мытарей, постоянные неурожаи, бесчинства дворян и разбойничьих банд гнали людей прочь с насиженных мест.
Для истинных подвигов христианского благочестия надо с внешними добрыми делами фарисея соединять внутреннее смирение мытаря – дела первого со смиренномудрием второго.
Входить в святой храм всегда нужно с духовной радостью, со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
Два человека вошли в храм помолиться:
один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей… Боже! Благодарю… что я не мытарь.
Мытарь…Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
От Луки 18:10, 11, 13
В княжествах Руси примерно в XI веке сформировались таможенные органы контролировавшие ввоз и вывоз товаров, в светских актах сбор пошлин называли общим термином «мыто, мытъ» (мыто сухое и водяное), а служащих именовали «мытарями» или «мытниками». Происхождение термина не определено, версии этимологов носят гипотетический характер.
По традиции, идущей с 1827 года флаг российской таможни – белый крест на зеленом фоне: «По высочайшему утвержденному фасаду главного строения Кронштадской Таможни, назначен на оном флаг. …Министр Финансов имеет счастье представить на Высочайшее усмотрение рисунок флага светло-зеленого с белым Андреевским крестом».
По настоянию генерал-адмирала Е.И.В. Константина Николаевича Романова флаг таможни с Андреевским крестом 1827 года был отменен в 1871 году. Великий князь считал, что Андреевский крест был исключительно принадлежностью военного флота; в России ввели новый таможенный символ, синее полотнище с национальным флагом в кантоне и скрещенными кадуцеями (жезлами) под ним.
Таким образом, первоначально небесное покровительство над Таможенной службой принадлежало святому Андрею Первозванному. Собственно в православии нет четко установленного положения; в католичестве, покровительство над таможенниками приписывают апостолу Матфею и Закхею.
1) Торговые отношения
См. подробно в ЕЭБЕ,
Благоприятное географическое положение на стыке континентов и удобные караванные пути обусловили участие Израиля в мировой торговле. 3 Царств 10:15: «сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников».
Первоначально таможенная система формировалась стихийно, главные принципы: защита местных производителей и получение из-за рубежа необходимых товаров и продуктов, которые в стране не производились. Таможенные пошлины развились из даров, которые купцы (мощные торговые организации) приносили местным правителям за покровительство, охрану караванов, путей, справедливое судейство и прочие необходимые мероприятия по защите имущества и жизни. Со временем сложились нормы торгового права и налогового обложения товаров, поступающих в страну из-за рубежа. С распространением иудеохристианства, многие нормы еврейского торгового права заимствуются племенным миром Европы.
* Ахмед ибн Фадлан (921/2 г.). Записка о путешествии на Волгу
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm
Наиболее распространены были сборы за въезд в царство или в город и проведения в них различных торговых операций; пошлины собирались в местах торговли, у городских застав (ворот), на переправах и важных дорогах. Каждое городское торгово-ремесленное сообщество защищало свой небольшой (по тем временам) рынок сбыта произведенных товаров и продуктов.
2) Существующая этимология
* Мыто. Корень – мытарь. Значение: устар. таможенная пошлина.
Этимология по Максу Фасмеру
(Происходит от общеслав. формы – вставка неизвестного автора) *mуtо, ср: др.-русск. мыто «пошлина, налог, награда», русск. мыто, укр. мито, болг. мито, хорв. mito; из др.-в.-нем. m;tа «пошлина» (взятка).
* Этимологический словарь Макса Фасмера
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мыто, мытъ. 1. Плата, вознаграждение, мзда. XII в. 2. Пошлина за проезд и провоз товаров через установленные заставы (907); «не платити мыта», Радз. Лет. 3. Место сбора пошлин за проезд и провоз товаров. «А свободъ ти, ни мыт Новгородьской волости не ставити», Грам. Новг. и Псков., 1270; и т.д.
* Мытарь. 1. Сборщик податей, откупщик в древней Иудее…, «аки мытарь», Изб. Святос., 1076 г. 2. Сборщик налога, пошлины за проезд и провоз в древней Руси. (1399).
б) Национальный корпус русского языка
* Докончание вел. князя московского Василия Васильевича с вел. князем тверским Борисом Александровичем. Грамота в. кн. Бориса Александровича в. кн. Василию Васильевичу (1456): «А кто ся промытит, ино с воза промыты 6 алтын, а заповеди 6 алтын, колко бы возовъ ни было. А промыта то, кто обьедет мытъ. А проедет мытъ, а мытника оу завора не будет, ино промыты нетъ».
* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, т. 9 (1859): «Из Нарвы, Ижоры, Орешка и других порубежных мест нельзя проезжать извощикам в русские города, потому что берут с них большое мыто».
4) Обобщение и вывод
Все исследователи указывают, что термин возник в Иудее, применяется в греческом Новом Завете в форме «telonis» сборщик податей. От еврейского «корня» может вырасти….
Откуда в русских переводах Нового Завета появился термины «мытъ» и «мытарь» этимологи не объясняют. Для дешифровки понятия вероятно надо привлечь данные теологии и библеистики (научная дисциплина, изучающая библейскую литературу). Слова «мытъ» и «мытарь» могут быть образованы от различных терминов иврита, в любом языке есть омонимы, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.
а) Мытъ, мыто, мытарь
Из библейских письменных источников ясно, что таможенная деятельность организовывалась в городах, крупных поселениях имеющих ремесленное производство и рынки сбыта для производимых товаров, а также находящихся на важных торговых путях. Доходы от пошлин шли первоначально в казну города, а затем переопределялись в системе власти, часть шла на содержание таможенного аппарата, благоустройство города и дорог.
Правитель города и совет горожан управляли налоговыми возможностями, исходя из военно-хозяйственных условий, разрешали или запрещали ввоз товара, уменьшали или увеличивали таможенные пошлины.
Организация древнерусского общества (города) строилась по библейским канонам, других идеологических доктрин регулирующих экономические и общественные отношения не было. Следовательно, в библейских текстах нам необходимо отыскать образ и термин служащего римской налоговой системы Иудеи, а затем сравнить его с анализируемыми понятиями.
* Апостол Левий Матфей, ивр. Mattithyahu or ивр. Mattay, «Дар Яхве»; автор Евангелия от Матфея. Известно только, что он был мытарем, сборщиком налогов; в католичестве считается покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.
* Закхей (ивр. ЗКИ — достойный, чистый), начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек; в православии почитается как святой, упоминается в Евангелии от Луки 19:2,5,8.
У нас «очередное совпадение», еврейское имя мытаря Матфея (от ивр. М.Т.Т., МАТТАТ дар, вознаграждение) идентично с древнерусским словом-понятием МЫТ (одни согласные буквы). Возможно, что образ Матфея-мытника послужил основой для образования этого понятия. Если наши имена, по мнению многих исследователей, заимствованы из библейской терминологии, то какие могут быть препятствия для образования специального налогового термина из еврейского слова-понятия М.Т.Т.
Вывод
Целесообразно рассмотреть имя Маттитиаху в связи библейской терминологией и образами.
4) Терминология иврита и библейский образ
Имя Маттитиаху образовано от термина МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение; подавать (Иезекииль).
* МЫТЪ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать.
* МЫТНИК = МЫТН+ИК = М.Т.Н., МАТТАН (стронг 4976) подарки, подношение, дары.
* МЫТАРЬ = М.Т.Т.Т. + АРЬ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать +А (связка) + РЕА друг, товарищ, компаньон, попутчик (см. стронг 7453); т.е. вознаграждение за товарищескую услугу (содействие), или товарищеский подарок.
См. стронг иврита 4991, МАТТАТ
б) Вариант термина «мытарь»
МЫТАРЬ = ивр. МАТАРА стража, охранник.
См. стронг иврита 4307, МАТАР
в) Библейский образ
* Притчи 25:14: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (МАТТАТ)».
* Екклесиаст 5:18: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар (МАТТАТ) Божий».
* 3 Царств 13:7: «И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок (МАТТАТ)».
Таким образом, рассматриваемые нами термины «мыто», «мытарь», «мытник» имеют прочную историко-лингвистическую, философскую, теологическую с библейской лексикой и образами. Оторвать русское слово-понятие от еврейского корня (образа и термина) невозможно, сразу же возникает несовместимость представлений, образная путаница в сознании, что мы и наблюдаем в бесплодных попытках этимологов объяснить русское слово.
Что значит слово мытарь
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кто такие души-мытари?
Есть такие слова: мытарство, мытарства, мытарить, замытарить, горемыка, мыкаться, горе мыкать, намыкаться горя, горемычный…
Такое понятие как «мытить» или «мытарствовать» означает – передавать в наем или брать (словарь Даля). Это слово еще может означать чей-то недуг, болезнь или страдания. Помимо всего этого, данное слово может указывать на того, кто живет за чужой счет или тунеядствует.
Согласно словарю Ожегова и Шведовой, первое понятие передает мысль о том, чтобы кого-то предавать мытарствам или страданиям, а второе указывает на муку или страдание.
В словаре Ожегова слову мытарь дается простое определение – это сборщик податей в Иудее. А словарь Даля дополняет это определение – это сборщик мыта в Руси. От этого слова происходят два других – «мытарить » и «мытарство».
«Мытарство» на Руси – вся пошлина или налог, который собирали мытари.
Тех, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, штрафовали, и он назывался – «промытом». Отсюда же происходит слово «промытаривать», которое созвучно современному «промотать», что указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.
Мытники же в древней Руси – это нередко были «воры в законе» – бандиты.
Мытарства души – это препятствия, мучения, маета, метания, через которые проходит неупокоенная душа.
Покинув тело, душа переходит из явного мира в загробный, который тоже является послойностью нашей реальности, но более тонкой и незримой, какое-то время находясь в загробном мире.
Загробный мир – это тот мир, что начинается за гробом. Все кладбища – территория загробного мира, нежити, Нави. Поэтому даже на старых вековых погостах, от которых почти ничего не осталось на поверхности, не рекомендуется строить жилые дома.
Кроме того, у воплощенных душ и сущностей в человеческом теле есть обязательства – перед Родом, социумом и собой. Если душа не выполнила их при жизни, то это тоже может стать причиной мытарства, а обязательства становятся долгами. Осознающие это души просятся к Хранителям Рода, чтобы искупить долг перед Родом, помогая потомкам.
Многие могли видеть фильм о душах, которые имели возможность уйти только после того, как исполнят общественный долг или спасут конкретного человека, чаще близкого друга, или наставив на путь истинный родича. Это тот самый случай.
Мытарство в данном случае – это маета, неприкаянность души. Таким душам некуда уходить, поскольку канал для души, покинувшей тело, открывает на время эгрегор Рода, но теперь зачастую этим занимается эгрегор религии.
В зависимости от жизненных привязанностей или обстоятельств, не ушедшая в срок душа привязаться может к месту, ценному ей предмету или определенному человеку, но чаще она остается в Родовом Канале.
Поскольку энергией жизни мытарные души самостоятельно питаться не могут, а кушать надо всем, то кормятся они энергией живых людей. Если душа привязана к Родовому Каналу, то питается энергией родичей – в первую очередь, энергией жизни и здоровья. Тут можно вспомнить о сборщике мыта. Когда этот вид энергии иссякает, то налегают на другой вид энергии. К примеру, на энергию денег.
Не каждая душа осознает, что причиняет вред живым родичам, ввиду потери связи с реальностью, да и иной возможности питаться у души нет. А те, кто очень давно тут застрял, порою теряют всякую связь с реальностью и становятся агрессивно настроенными сущностями, которые не раз кидались на меня. Подобно тому, как человек, долго находясь в замкнутом пространстве или в подвешенном положении, сходит с ума.
В их глазах я – агрессор, отнимающий у голодного последние крохи. Ведь им и так мало достается в виду обилия собратьев по несчастью.
Кроме того, каждая застрявшая в нашем слое реальности душа привносит в структуру Рода свои страхи и переживания, а то и болезни или воспоминание о смертельной травме, которые впоследствии становятся родовыми программами. Это и называют наследственным фактором и наследственными болезнями.