Что изучает наука антропология
Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.
В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).
Физическая антропология
изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.
Культурная антропология
занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.
Этнолингвистика.
Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.
Доисторическая археология.
Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.
Культурная антропология.
Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».
Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.
Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).
Единство антропологии.
Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.
Области приложения антропологии.
Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей толерантности, взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования.
Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.
Сферы приложения физической антропологии.
Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.
Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.
Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.
Сферы приложения культурной антропологии.
Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.
Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.
Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.
Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.
Проблема человека в западной философии. М., 1988
«Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1989
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М., 1993
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993
Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996
История ментальностей, историческая антропология. М., 1996
Культуральная антропология. СПб, 1996
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. М., 1997
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб, 1997
Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998
Марков Б.В. Философская антропология. СПб, 1998
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001
Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений. – В кн.: Введение в гендерные исследования, ч. 2. Харьков – СПб, 2001
Глебкин В.В. Труды по культурной антропологии. М., 2002
Дерягина. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. М., 2003
Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003
Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. Антропология. М., 2004
АНТРОПОЛОГИЯ
Полезное
Смотреть что такое «АНТРОПОЛОГИЯ» в других словарях:
АНТРОПОЛОГИЯ — область научного познания, в рамках к рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят:… … Энциклопедия культурологии
АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек, и logos слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГИЯ наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и… … Словарь иностранных слов русского языка
АНТРОПОЛОГИЯ — (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования… … Политология. Словарь.
антропология — и, ж. anthropologie f. Учение о происхождении человека и его рас (религ. мифологич. и естественно научное), о физических и духовных особенностях человека. Сл. 18. Антропология наука о естестве человеческом вообще. Корифей 1 22. И, не будучи… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Антропология — (гр. antropos – адам және logos – ілім) – кең мағынада адамның шығуы мен дамуы туралы, оның табиғаты мен мәні туралы ілім. Ол негізінен әлеуметтік, медициналық, мәдени, теологиялық т.б. және философиялық антропология болып жіктеледі. Қазіргі… … Философиялық терминдердің сөздігі
АНТРОПОЛОГИЯ — англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая… … Энциклопедия социологии
АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек и logos слово, учение), наука о человеке. С нач. 19 в. в определении А., её содержания и места среди др. наук наметились две осн. тенденции. Первая, уходящая своими корнями в систему взглядов франц. просветителей 18 в … Демографический энциклопедический словарь
антропология — Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно как совокупность наук о человеке. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… … Большая психологическая энциклопедия
Антропология — Антропология ♦ Anthropologie Этимологически – познание (logos) человека (anthropos). Но термин выглядит достаточно туманным, как, впрочем, и само понятие. Имеется ли в виду философское познание? Или научное познание? Тогда в области какой… … Философский словарь Спонвиля
Антропология — * антрапалогія * аnthropology изучение развития человеческой расы, человеческого рода (род Люди). Термин используется в отшении всех людей во все времена и на всех уровнях проявления человеческих факторов. А. традиционно дистанцируется от других… … Генетика. Энциклопедический словарь
АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ (греческий anthröpos человек + logos учение) — раздел биологии, изучающий физическую природу человека и его рас во всех проявлениях ее изменчивости. Антропология изучает строение и функциональные отправления организма человека в связи с особым положением человека в животном мире, а также полом, возрастом, профессией, природными и социальными условиями и прочими факторами.
По определению Ф. Энгельса, антропология составляет «переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории».
В советской литературе укоренилось деление антропологии на морфологию человека, антропогенез (см.) и расоведение (см. Расы).
Морфология человека изучает изменчивость строения живого человека (соматология) или мертвого объекта (мерология).
Однако соматология включает не только морфологический, но и функциональный раздел. В связи с этим выделяют антропологию анатомическую, физиологическую и биохимическую. Подобное деление закреплено практикой последних международных конгрессов антропологических и этнографических наук (Москва, 1964; Токио, 1968). Перечисленные отделы антропологии связывает общность методов исследования (массовые обследования населения методами случайной выборки, количественная и качественная оценка признаков, применение статистических приемов обработки результатов, сгруппированных в однородные группы — по полу, возрасту, конституции, профессии и т. п.).
Медицинская антропология реализует сформулированные выше принципы при изучении изменчивости патологических состояний. Медицинская антропология связана с медицинской географией (см. География медицинская), так как распространение ряда заболеваний определяется во многом биологическими особенностями популяции. К медицинской антропологии относится и судебно-медицинская антропология, использующая данные остеологии (см.), одонтологии и антропометрии (см.) при экспертизе пола и возраста человека, идентификации личности и т. д.
Особое положение занимает прикладная и возрастная антропологии. Первая из них занимается научной разработкой вопросов конструирования одежды, обуви, мебели, жилищ и пр. в связи с особенностями анатомического строения человека, возрастом, с учетом географических и климатических условий и т. д.
Прикладная антропология занимается также вопросами научного обоснования планирования рабочих мест на промышленных предприятиях, размещения приборов и оборудования в кабине автомашин, самолетов и т. д. наиболее удобным для человека образом. Возрастная антропология изучает морфофункциональную перестройку организма, процессы физического развития человека. Отдельный раздел возрастной антропологии (педагогическая антропология) посвящен особенностям роста и развития детей и подростков, имеет тесную связь с генетикой человека (см.). Возрастная антропология тесно связана с геронтологией (см.), рассматривая изменения, возникающие в организме человека при старении.
Расоведение, куда вошла как составная часть этническая антропология, изучает биологию человека в зависимости от его принадлежности к определенной расе или народности. По задачам и методам исследования этот раздел антропологии близок популяционной генетике (см.), а получаемые данные используются при анализе происхождения народов — этногенеза, а также при изучении географического распространения болезней. Важная роль принадлежит антропологии в борьбе с расизмом (см.).
Антропогенетика занимает промежуточное положение между антропологией и генетикой; изучает внутренние и внешние факторы изменчивости организма человека, а также закономерности наследования им тех или иных признаков (см. Генетика человека).
Содержание
История антропологии
Отдельные вопросы антропологии привлекали внимание философов и естествоиспытателей еще античного мира (Аристотель, Гиппократ, Геродот, Плиний, Гален). Развитию антропологии способствовали труды реформатора анатомии А. Везалия, К. Линнея и Ж. Бюффона. Линней («Система природы», 1735) впервые указал на положение человека в животном мире, поместив его в класс млекопитающих, отряд приматов в составе рода и вида Homo sapiens. Бюффон («Естественная история животных») изучил также особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм и некоторые аномалии развития человека. Поворотным моментом в развитии антропологии явился выход в свет книг Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871), а также организация (по инициативе П. Брока) Парижского антропологического общества (1859).
Становлению антропологии в конце 19 и начале 20 веков способствовали углубленная разработка эволюционного учения и развитие генетики. Наряду с антропогенезом и этнической антропологией внимание стали уделять и морфологии человека. Успехи последнего направления были определены трудами биометрической школы Пирсона (W. R. Pierson) — создателя методов вариационной статистики.
Из зарубежных ученых, имеющих большие заслуги в развитии антропологии, следует отметить: Мартина (Германия), разработавшего научные основы антропометрии и выпустившего руководство по антропологии; Грдличку (A. Hrdliöka) — чеха по национальности, работавшего в США, основателя и первого редактора «Американского журнала по физической антропологии»; Валлуа — современного французского антрополога, автора принятой за рубежом системы классификации антропологии, и др.
Становление антропологии как науки в России следует отнести к 1864 году, когда в Москве был открыт антропологический отдел «Общества любителей естествознания». В 1880 году по инициативе А. П. Богданова в Московском университете начал читаться первый в России курс антропологии, однако организованная тогда же кафедра антропологии была вскоре закрыта. Вновь подготовка антропологов в Московском университете началась лишь в 1907 году при кафедре географии. После Великой Октябрьской социалистической революции (1919) в МГУ была учреждена самостоятельная кафедра антропологии.
Становление антропологии как университетской дисциплины связано с именами А. П. Богданова и Д. Н. Анучина. А. П. Богданов изучал происхождение русского народа по данным краниометрии (см.). Им установлена эволюция формы черепа русского населения в направлении брахикефализации и тем самым поколеблены представления о неизменности величины черепного указателя при отсутствии метисации. Д. Н. Анучин изучал географические вариации длины тела взрослого населения России и проанализировал факторы роста тела. В 1869 году было основано Общество естествоиспытателей в Казани, где организатором антропологических исследований выступил П. Ф. Лесгафт, изучавший морфологию отдельных органов тела человека, а также факторы, определяющие их морфологическую изменчивость.
Развитию антропологии в России способствовали также труды К. М. Бэра, разработавшего методику измерения и описания черепа и выполнившего ряд краниологических исследований. Д. Н. Зернов внес в науку сведения об индивидуальной изменчивости макроскопических структур головного мозга.
Физическое развитие широких масс населения изучал Ф. Ф. Эрисман. Много сил созданию судебно-медицинской антропологии отдал П. А. Минаков (до сих пор не утратили значимости его работы по поседению волос и форме ногтей).
Большой вклад в развитие антропологии (особенно в этническую антропологию) внес H. Н. Миклухо-Маклай.
Антропология в советский период
Развитие антропологии в СССР делят обычно на три этапа. Первый из них связан с накоплением фактического материала (20-е годы). На втором этапе истории советской антропологии (30-е годы) наряду со сбором антропологических материалов проводилась теоретическая обработка их на основе марксистско-ленинской методологии. Это время решительной борьбы с расизмом (см.), превратившимся из лженаучной теории в идеологию правящих кругов фашистской Италии и гитлеровской Германии.
Победа над фашизмом знаменует начало новейшего этапа развития советской антропологии. Растет число антропологических учреждений, усиливается непосредственная связь антропологии с медициной. Большой вклад в развитие антропологии в советский период внесли В. В. Бунак, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, М. Ф. Нестурх, Л. В. Ошанин, Я. Я. Рагинский, В. П. Якимов.
В наст, время основными центрами антропологических исследований являются:
1. Научно-исследовательский институт и Музей антропологии им. Д.Н. Анучина МГУ им. М. В. Ломоносова. Изучаются все основные проблемы антропологии; значительное место занимают работы по антропологической стандартизации промышленных изделий.
2. Кафедра антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Сотрудники кафедры разрабатывают все основные разделы антропологии.
3. Сектор антропологии Института этнографии АН СССР им. H. Н. Миклухо-Маклая. Сектор имеет Ленинградский филиал при Музее антропологии и этнографии. Основные направления исследований: вопросы этнической антропологии, палеоантропологии, антропогенеза и антропогенетики.
4. Научно-исследовательский институт медицинской генетики АМН СССР (Москва), где разрабатываются вопросы антропогенетики.
5. Научно-исследовательский институт экспериментальной патологии и терапии АМН СССР (Сухуми). Изучаются биология и патология приматов.
6. Антропологические кабинеты или отделы при НИИ исторического и этнографического профиля академий наук союзных республик — Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Эстонии, Латвии, среднеазиатских республик и Казахстана. Исследования посвящены этногенезу народов СССР.
7. Научно-исследовательские институты физиологии детей и подростков АПН СССР (Москва), гигиены детей и подростков АМН СССР (Москва) и геронтологии АМН СССР (Киев). Исследуются различные аспекты возрастной биологии человека.
8. Кафедры гигиены детей и подростков мединститутов и соответствующие отделы НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены министерств здравоохранения союзных республик. Изучаются закономерности роста и развития организма.
Исследования по антропологии ведутся также кафедрами нормальной анатомии 1-го Московского, 1-го Ленинградского, Саратовского, Иркутского и других мединститутов.
Значение антропологии для медицины
Нет таких отраслей мед. науки, которые прямо или косвенно не были бы связаны с антропологией. Антропология, в свою очередь, широко использует кадры медработников для проведения научных исследований в области антропологии, подтверждая тем самым мысль одного из основоположников русской антропологии Д. Н. Анучина: врачи являются, бесспорно, наиболее компетентными для этой цели наблюдателями. Одновременно связь медицины с антропологией повысила общетеоретический уровень всей медицины; 100 лет назад А. П. Богданов указывал, что антропология дополняет односторонность медицины и способствует своим цельным философским научным взглядом тому, чтобы медик из ученого-механика, «подчинивающего заплаты и поломки в организме», все более и более поднимался до уровня ученого исследователя человеческого рода в его нормальных и патологических изменениях. Получивший признание у передовых «врачей того времени лозунг — лечить не болезнь, а больного — несомненно явился результатом проникновения в клинику антропологических идей.
На рубеже 20 века в статье «Значение антропологии в медицине» П. А. Минаков, отметив несомненные успехи в изучении патогенных факторов среды — «внешних причин болезней», указал, что врачи еще очень мало изучили самого человека. По его мнению, антропология, представляя собой естественную историю человечества, является дисциплиной, обобщающей многие важные отделы медицины и значительно расширяющей круг наших сведений о человеке.
Значение контактов антропологии и медицины неоднократно обсуждалось в печати. В. В. Гинзбург (1963) указывает преемственность целей этих наук: антропологическое изучение человеческого организма является как бы эволюционной медициной и имеет целью определение путей его оздоровления и улучшения дальнейшего развития». В ноябре 1966 году применению антропологических данных в медицине был посвящен специальный симпозиум Чехословацкого антропологического общества.
Антропология разрабатывает нормативы размеров тела и его частей для отдельных этнических, территориальных, конституциональных, возрастно-половых и профессиональных групп населения. С учетом явления акцелерации (см.) эти нормативы должны подвергаться периодическому пересмотру (через 5—10 лет). В настоящее время нормативы такого рода созданы для размеров тела, сроков полового созревания, развития скелета и зубов.
Повышение точности экспертизы возраста в судебно-медицинских и клинических целях требует учета наследственных влияний и, в первом приближении, размеров тела родителей. Шкалы длины тела детей с учетом наследственных влияний разработаны Таннером (J. М. Tanner, 1970). Для населения ЧССР (г. Брно) Боухалова и Гериловова (М. Bouchalovä, A. Gerylovovä, 1970) методом регрессионного анализа составили формулы, оценивающие длину тела детей по длине тела родителей. Например, для 5-летних детей эти формулы имеют следующий вид: z1 = 0,290x+ 0,169y+35,007, z2 = 0,252x+ 0,208y + 33,067, где z1 и z2 — длина тела мальчиков и девочек соответственно, х и y — длина тела матери и отца соответственно (все размеры в сантиметрах).
Проникновение антропологических методов исследования в гигиену труда и геронтологию способствовало разработке антропометрических стандартов для взрослого населения некоторых районов СССР.
Большой вклад в разработку размерной типологии взрослого населения внес коллектив НИИ и Музея антропологии им. Д. Н. Анучина и кафедры антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова (П. И. Зенкевич; П. Н. Башкиров и др.). Изучение изменчивости морфологических признаков позволило разработать нормативы определения возраста взрослых по степени синостозирования черепных швов [Тодд и Лайон (W. Todd, D. Lyon); Некрасова (О. Necrasov)], окостенению хрящей гортани (С. Б.Зелигман), признакам старения фаланг кисти (Д. Г. Рохлин) и микроскопическим структурам костей (Ю. М. Гладышев).
Антропологические данные используются при определении пола человека и длины его тела по размерам скелета (В. В. Пашкова, И.-В. Й. Найнис), а достижения антропогенетики — при определении половой принадлежности пятен крови и мягких тканей по кариологическим особенностям. Метод пластической антропологической реконструкции лица по черепу, предложенный М.М. Герасимовым, используется в судебной медицине и криминалистике для отождествления личности по черепу.
Связи антропологии с клинической медициной многосторонни. Решению задач пластической хирургии и борьбе с ожогами способствуют антропологические методы оценки площади поверхности тела или его отдельных частей. Параллельно с внедрением в клиническую практику методов инструментальной диагностики (рентгено-, кардио- и ангиографии, ультразвуковой эхолокации мягких тканей, эндоскопии и др.) шло создание нормативных характеристик размеров и положения органов с описанием их морфо-функциональных особенностей.
Задачей антропологии является также разработка формул для прижизненной оценки состава тела, а также объема и веса внутренних органов по косвенным показателям. Морфометрическое направление в спланхнологии (см.) и миологии (см.) получило развитие в трудах польского анатома Лота (Е. Loth).
Современные физиологическое и биохимическое направления в антропологии снабжают клиницистов нормативами физиологических функций и биохимических показателей, что крайне важно для диагностики патологических состояний, а также выяснения некоторых спорных вопросов акcелерации: ограничены ли их проявления лишь морфологическими особенностями организма или сопровождаются повзрослением физиологических систем организма и т. д.
В медицине широко используют возможности количественной оценки признаков заболевания (или степени болезненного поражения) для анализа возрастных, половых, конституциональных и других особенностей патологического процесса или анализа взаимосвязи составляющих его компонентов. Врачи, применяющие методы вариационной статистики при изучении изменчивости патологических признаков, зачастую стихийно вовлекаются в круг проблем, обычно решаемых медицинской антропологией. Примером рационального антропологического подхода в медицине могут служить исследования проблемы атеросклероза и его заключительного проявления — атерокальциноза.
Планиметрическим методом на неокрашенных препаратах аорты жителей г. Нальчика Г. Г. Автандилов (1970) отметил увеличение с возрастом площади пораженных атерокальцинозом участков интимы, сформулировал вероятностную теорию возникновения атеросклероза и предложил ее математическую модель.
Комплексную медико-антропологическую проблему составляет конституция человека (см. Конституция). Анатомические основы этой проблемы широко разработаны В. Н. Шевкуненко и его последователями в плане изучения крайних форм изменчивости и создания типовой анатомии человека. Соматологические критерии оценки конституции разработаны для взрослых мужчин В. В. Бунаком, для женщин — И. Голантом и для детей и подростков — А. Д. Островским и В. Г. Штефко.
Для медицины представляет интерес связь телосложения человека с распространением некоторых заболеваний. Например, остеопороз (см.) чаще поражает людей с пониженным жироотложением; наоборот, деформирующий артроз чаще наблюдается у людей брахиморфных пропорций и с повышенным жироотложением. Связь телосложения с психическими заболеваниями также вполне отчетлива. Больные шизофренией имеют нередко долихоморфные пропорции тела и пониженное жироотложение. Маниакально-депрессивный психоз наблюдается чаще у людей брахиморфных пропорций и с повышенным жироотложением.
Место антропологии в медицинском образовании
В системе высшего медицинского образования в нашей стране самостоятельный курс антропологии не предусмотрен, однако общие вопросы антропогенеза и антропогенетики рассматриваются в курсе биологии человека с основами общей генетики, вопросы морфологии человека — в курсе нормальной анатомии, методы антропометрии и вариационной статистики освещаются соответственно в курсах гигиены детей и подростков, а также при изучении организации здравоохранения и социальной гигиены, применение антропологических данных при экспертизе возраста, пола или идентификации личности рассматривается в курсе судебной медицины, проблема конституции— в курсе патологической физиологии и т. д.
Изучение антропологии способствует воспитанию непримиримости к идеям расизма и национальной исключительности. В медицине антропологический подход учит изучению человека во всем многообразии его наследственной специфичности и экологических особенностей.
Научные общества, конференции, съезды
Организационному объединению антропологов и этнографов служит международный союз антропологических и этнографических наук. В ряде стран мира существуют национальные антропологические общества. В СССР функционирует антропологическая секция Московского общества испытателей природы (МОИП). Специалисты по морфологии человека являются членами Всесоюзного научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов (ВНОАГЭ). При Научном совете АН СССР по комплексным проблемам физиологии человека и животных создана проблемная комиссия по антропологии.
Международные конгрессы антропологических и этнографических наук (МКАЭН) созываются с периодичностью в пять лет (раньше — четыре года): I МКАЭН — 1934 году (Лондон), II — 1938 году (Копенгаген), III — 1948 году (Брюссель), IV — 1952 году (Вена), V — 1956 году (Филадельфия), VI — 1960 году (Париж), VII — 1964 году (Москва), VIII — 1968 году (Токио), IX — 1973 году (Чикаго).
Вопросы морфологии человека обсуждаются на международных конгрессах анатомов, а в нашей стране — на всесоюзных съездах анатомов, гистологов и эмбриологов.
Библиография: Анучин Д. Н. О задачах и методах антропологии, Рус. антропол. журн., т. 3, № 1, с. 62, 1902; Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека, М., 1962, библиогр.; Бунак В. В., Нестурх М. Ф. и Рогинский Я. Я. Антропология, М., 1941; Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека, Д., 1957, библиогр.; Вопросы антропологии, под ред. В. П. Якимова, М., 1970, библиогр.; Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков, Л., 1963, библиогр.; Левин М. Г. Очерки по истории антропологии в России, М., 1960, библиогр.; Минаков П. А. Значение антропологии в медицине, Рус. антропол. журн., т. 3, № 1, с. 89, 1902; Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез (Обезьяны, полуобезьяны и происхождение человека), М., 1960, библиогр.; Обезьяна — объект медицинских и биологических экспериментов, под ред. Б. А. Лапина, Сухуми, 1963, библиогр.; Пашкова В. Очерки судебно-медицинской остеологии, М., 1963, библиогр.; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г. Основы антропологии, М., 1955,библиогр.; Dzieriykra J-Rogalski Т. 1 Modrzewska K. Zarys antropologii dla medyköw, Warszawa, 1955; Каданов Д. и Мутафов С. Основни въпроси на медицинската антропология, Съвр. мед., кн. 2, с. 23, 1964, библиогр.; Loth E. Anthropologie des parties molles (muscles, intestins, vais-seaux, nerfs p6riph6riques), P., 1931, bibliogr.; Martin R. u. Sailer K. Lehrbuch der Anthropologie, Bd 1—3, Stuttgart, 1956—1962; Montagu A. Anthropology and medical education, J. Amer. med. Ass., v. 183, p. 577, 1963; Olivier G. Anatomie anthropologique, P., 1965; Stloukal M. Symposion über die Anwendung der Anthropologie in der Medizin, Anthropologie, Bd 5, S. 64, 1967.