Что значит слово исповедь
Значение слова «исповедь»
1. Обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов.
2. перен. Откровенное признание в чем-л.; откровенное, чистосердечное изложение чего-л. Наконец я решился; я все расскажу тебе. Облегчит ли меня моя исповедь, как ты полагаешь, не знаю. Тургенев, Фауст. Я видел, что ему хочется продолжать вчерашнюю исповедь, и остался. Чернышевский, Пролог.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
И’СПОВЕДЬ, и, ж. 1. В христианской церкви — покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося (церк.). Во время исповеди. Быть на исповеди. 2. Искреннее и полное признание в чем-н., покаянное,откровенное изложение чего-н.(книжн.). Авторская и. И. горячего сердца. Дствскй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
и́споведь
1. религ. в христианстве обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов
2. перен. откровенное признание в чем-либо; откровенное, чистосердечное изложение чего-либо
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: искатель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова исповедь
Словарь Ушакова
и споведь, исповеди, жен.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
одно из семи таинств в католич. и православной церквах. Сущность и. заключается в раскаянии верующего в своих проступках и получении прощения грехов от имени Иисуса Христа через посредство священника, совершающего обряд. В период античности и. была публичной. В Раннем Средневековье публичная и. была вытеснена индивидуальной (тайной) и., содержание которой священнику раскрывать не разрешается. В зап. христианстве большую роль в распространении тайной и. сыграли ирл. монахи. К концу Высокого Средневековья и. в католич. церкви стала одним из главных таинств. IV Латеранский собор (1215) установил обязательность ежегодной и. перед Пасхой. Результатом и. может быть наложение священником на согрешившего епитимьи — практика, широко распространенная в Средневековье.
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.
Этимологический Словарь Русского Языка
Греческое – exomologesis (покаяние, признание).
Слово встречается в русских письменных памятниках, датируемых XI в.
В русский язык пришло из старославянского, в котором оно образовалось путем калькирования греческого слова.
Исповедь – религиозный термин, означающий раскрытие всех своих грехов перед Богом через священнослужителя.
Производные: исповедующий, исповедовать, исповедальня, исповедаться.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
Таинство Православной Церкви, иначе называемое Таинством Покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей.
См. Таинства Православной Церкви.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов.
* ► [Мцыри:] Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь. // Лермонтов. Мцыри // *
2. Откровенное признание в чем-либо, чистосердечное изложение чего-либо.
* ► Исповедь Руссо имеет уже тот недостаток, что он читал ее своим друзьям. // Лермонтов. Герой нашего времени // *
Православный энциклопедический словарь
видимая, обрядовая часть таинства покаяния, состоящая в том, что христианин перед Богом, в присутствии свидетеля-священника, исповедует свои грехи. По окончании исповеди священник возлагает на голову кающегося епитрахиль и читает особую молитву, а кающийся целует крест и Евангелие. Только после исповеди верующий может быть допущен к причастию.
Словарь церковных терминов
таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает раз решение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 пс., тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. «, собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к причащению допускаются после исповеди.
Русская Философия. Энциклопедия
◘ Л и т.: Громека М. С. Последние произведения графа Л. Н. Толстого. М., 1884; Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени. М., 1893; Гусев А. Ф. Граф Л. Н. Толстой, его «Исповедь» и мнимоновая вера. М., 1890;Лолимпсестов И. У. Отповедь «Исповеди» графа Л. Н. Толстого. Спб., 1886; Энгельмей-ер П. К. Критика научных и художественных учений гр. Л. Н. Толстого. М., 1898; Квитко Д. Ю. Философия Толстого. М., 1930; Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985; Рачин Е. И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993; Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого. М., 2006; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 271–284; Maude A. Tolstoy and his problems. N. Y., 1904; Spence G. W. Tolstoy the ascetic. Edinburg; L., 1967. E. И. Рачин
Православная энциклопедия
основное таинство Христианской церкви, совершаемое перед таинством причащения. Иначе ее называют таинством покаяния. Во время исповеди мирянин с раскаянием рассказывает священнику о своих грехах и получает их отпущение. При этом последний накрывает голову кающегося епитрахилью и произносит разрешительную молитву. Затем кающийся должен поцеловать Крест и Евангелие. Обычно таинство исповеди совершают перед литургией, чтобы после ее окончания допустить прощенных к принятию Святых даров.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Признание вины в надежде получить прощение. Следовательно, исповедь всегда подразумевает корыстный интерес, а потому выглядит подозрительно.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов.
* Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю (М. Лермонтов). *
2. Чистосердечный рассказ, откровенное признание.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG confession)
акт признания человеком своего греха и выражение этого признания в словесной форме.
Энциклопедический словарь
(покаяние), в христианстве таинство: раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа.
Словарь Ожегова
ИСПОВЕДЬ, и, ж.
1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Быть на исповеди.
2. перен. Откровенное признание в чёмн., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.). Авторская и.
| прил. исповедный, ая, ое.
ИСПОВЕДЬ
Смотреть что такое «ИСПОВЕДЬ» в других словарях:
исповедь — исповедь, и … Русский орфографический словарь
Исповедь — ИСПОВЕДЬ, разновидность лирич. самовыражения, культивируемая Л. как лит. жанр, но сохраняющая связь со своим первонач. значением: она одно из семи христ. таинств, в к рые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. И. требовала… … Лермонтовская энциклопедия
«ИСПОВЕДЬ» — (Confessiones) (ок. 397–401) в 13 кн. – сочинение Августина, суммирующее драматические перипетии его духовного развития. Название («confessio» – «исповедание веры» и «исповедание грехов») композиционно объединяет кн. I–IX (психологическая… … Философская энциклопедия
ИСПОВЕДЬ — ИСПОВЕДЬ, таинство церкви, раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения ( отпущения грехов ) именем Иисуса Христа. Исповедь сначала была публичной, затем стала тайной, обязательной. В католицизме тайная исповедь… … Современная энциклопедия
Исповедь — ИСПОВЕДЬ, таинство церкви, раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения (“отпущения грехов”) именем Иисуса Христа. Исповедь сначала была публичной, затем стала тайной, обязательной. В католицизме тайная исповедь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
«ИСПОВЕДЬ» — – религиозно философский трактат Л.Н.Толстого, написанный в 1879–81. В России публикация была запрещена духовной цензурой. Впервые напечатан в журнале «Общее дело» в Женеве в 1881–84, последнее издание: Исповедь; В чем моя вера? Л., 1991. В… … Философская энциклопедия
ИСПОВЕДЬ — ИСПОВЕДЬ, исповеди, жен. 1. В христианской церкви покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося (церк.). Во время исповеди. Быть на исповеди. 2. Искреннее и полное признание в чем нибудь,… … Толковый словарь Ушакова
исповедь — таинство, признание, треба, сознание, покаяние Словарь русских синонимов. исповедь см. признание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
«Исповедь» — «ИСПОВЕДЬ», юношеское стих. Л. (1831); соединяет в себе особенности «исповедальной» лирики и ораторского монолога (см. Исповедь). Выражающее разочарование в мире и людях, в собств. романтич. иллюзиях автора и в то же время сохраняющее семена… … Лермонтовская энциклопедия
Исповедь — см. Мемуарная литература. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
исповедь — ИСПОВЕДЬ, покаяние несов. и сов. ИСПОВЕДОВАТЬСЯ/ИСПОВЕДАТЬСЯ, каяться/покаяться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Исповедь
«Если исповедуем грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и
очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ).
И́споведь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или архиерей.
Почему нужно исповедоваться в присутствии священника, а не просто попросить прощения у Бога?
Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).
Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.
Как же происходит Таинство Покаяния, как к нему готовиться и как приступать?
Чинопоследование исповеди: начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.
Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.
Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.
Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.
Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.
И – пойти в храм Божий исповедаться.
Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед богослужением или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).
Обычное время совершения исповеди – перед Божественной литургией. Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.
Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.
Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел «Общая исповедь».
Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.
Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.
Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.
Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.
Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.
Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.
Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные?
В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не “Таинством перечисления всех совершённых грехов”.
Прочтём разрешительную молитву священника после исповеди: “Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согрешения твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.*
митрополит Иларион Алфеев:
…если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».
Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь. Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется. Иначе говоря, Таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди. (Источник).
Как часто нужно исповедоваться?
Минимально — перед каждым Причастием (по церковным канонам верные причащаются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 седмицы), максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.
При этом следует помнить, что покаяние — это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не “Таинством перечисления грехов”. Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения (см. последнюю молитву в Вечернем молитвенном правиле); исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.
Как увидеть свои грехи?
Так как грехи — это нарушение Заповедей Божьих, то необходимо изучать Заповеди и Евангелие. И следует просить Бога о видении своих грехов.
Когда человек не видит в себе ничего дурного, это никогда не свидетельствует об отсутствии грехов. Это обычно следствие гордости и духовной апатии. Тому, кто не видит в себе грехов, необходимо начать с исповедания этой духовной слепоты, далее священник поможет вспомнить и другие пороки.
Может ли священник не принять исповедь?
Апостольские Правила (52‑е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо [он] опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике ( Лк.15:7 )».
Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.
Можно ли исповедоваться по телефону или письменно?
В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди.
Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу.
Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.
Какие права есть у священника по наложению епитимии на кающегося?
Канон 102 Трулльского Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом. Если же христианин получил епитимью выше сил и не может её нести, то ему следует обратиться к архиерею за разрешением от епитимии.
Мнение о том, что любой священник может разрешить от епитимии, наложенной другим священником, противоречит церковному праву. Такая власть есть только у архиерея. Разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося.
Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от неё и вводится в общение с Церковью.
После Исповеди часто ли вы Бога благодарили за то, что Он простил вам грехи? …А ведь это такой дар! Человеку Господь дал прощение грехов просто так, задаром, а мы говорим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – неправильно. За всё надо благодарить.
священник Даниил Сысоев
Говорят человеку: «Пойди на исповедь», а он отвечает: «А чего идти, я всё равно буду грешить. Какой смысл…?
Это уже не норма, это – духовная аномалия, когда человек сидит в грехе и не хочет его оставлять. Это очень пагубное состояние души человека, вывих в его взглядах на жизнь.
Не исключено, что грешник таким образом оправдывает свою привязанность к греху. Жизнь во грехе устраивает такого человека, поэтому с интеллектуальной точки зрения он оправдывает свои греховные поступки.
Именно поэтому наш ум Святые Отцы называли лжеименным разумом. Т.е. он призван видеть истину, призван к ней стремиться, но настолько опутан в духовном смысле страстями, что идёт на поводу у порока, греха, который живёт в духе. И оправдывает свои грехи даже богословскими рассуждениями.
архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий