Что значит слово еси в молитвах
Значение слова «еси»
еси́. 2 л. наст. вр. ед. ч. от быть, вышедшее из употребления.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Еси.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гриф — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «еси»
Предложения со словом «еси»
Цитаты из русской классики со словом «еси»
Понятия, связанные со словом «еси»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «еси»
Гой еси, читатель! Слушай, человече, некое сказанье о недавнем вече…
Яко святитель благочестно пожив и священномучения венец приял еси.
– Ну так что, дорогой ты наш морализатор, – спросит меня читатель, – сам-то ты что? Свят еси и пресвят? Призываешь равняться на тебя?
Синонимы к слову «еси»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Гой еси, иже еси на небеси: что значит слово еси в молитвах?
Глагол «быти» спрягается следующим образом:
Я есмь
Ты еси
Он/она/оно есть
Мы есмы
Вы есте
Они суть
Старинное местоимение «иже» означает «который», то есть дословно эта строчка переводится на современный русский так: «Отец наш, который находится на небе».
Русская православная церковь в вечерних и утренних молитвах используется следующий текст молитвы Господней (в современной орфографии):
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводится немного различный текст молитвы.
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Евангелие от Матфея. 6:9-13
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Евангелие от Луки. 11:2-4
Величание «гой еси» характерно для былин и других произведений устного народного творчества. Например, героя могут приветствовать словами: «Ой ты гой еси, добрый молодец!»
Фрагмент картины Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Полный текст песни Noize MC «Гой еси»
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Пока не эмигрируешь на небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Небеси, небеси, небеси.
«Благословен еси, Христе Боже наш»
Комментарий к тропарю и кондаку Пятидесятницы
В Неделю восьмую по Пасхе празднуется Пятидесятница, называемая в Русской Церкви также днем Святой Троицы. Предлагаем богословско-филологический комментарий тропаря и кондака этого праздника.
Праздник Пятидесятницы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Согласно Священному Писанию, в этот день, пятидесятый по счету после Воскресения Христова, собравшимся вместе апостолам явились «языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 3–4). Именно с того момента в Церкви пребывает Святой Дух, зажигая в людях пламя веры и ведя их ко спасению:
Богослужебные песнопения праздника Пятидесятницы содержатся в Цветной Триоди. Рассмотрим наиболее употребительные из них – тропарь и кондак.
На церковнославянском языке они звучат следующим образом.
«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».
Греческий оригинал таков:
«Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι’ αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι».
Среди русских переводов тропаря есть версия протоиерея Владимира Успенского.
«Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший рыбарей мудрецами, ниспославши на них Святого Духа, и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе».
Благословен Ты, Господи
Тропарь начинается обращением к Господу словами: «Благословен еси, Христе Боже наш (Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν». «Еси» – форма церковнославянского глагола «быти». Это своеобразный показатель, маркер обращения.
Неоднократно в Священном Писании прославляется, благословляется Бог. Святой пророк Давид восклицает:
«Благословлю Господа на всякое время» (Пс. 33: 2); «Тако благословлю Тя в животе моем» (Пс. 62: 5).
И апостол Павел пишет эфесянам:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким благословением духовным» (Еф. 1: 3).
Благословение человеком Бога – это выражение благодарности Творцу за Его любовь
Преподобный Иустин пишет:
Рыбаками уловил вселенную
В тропаре ловцами названы простые рыбаки. Вспоминается призвание первых апостолов на проповедь – Андрея и Петра, людей бедных, неученых, зарабатывающих себе на жизнь ловлей рыбы. Как рыбаки извлекают улов из воды при помощи сетей, так апостолы своей проповедью спасают человеческие души от духовной погибели и ведут их к вечной жизни.
В тропаре говорится, что ловцы не просто мудры, а «премудры», то есть обладают глубокой, высшей премудростью. Ее основание заключается в Истине, которую апостолы познали от Христа и призваны были нести в мир. Эта премудрость Божественная, являющаяся противоположностью мудрости земной, ибо
«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1: 27).
Это призвание основывается на словах Спасителя:
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19).
Ниспослание Святого Духа стало исполнением обетования Господа, данного ученикам на Тайной вечере:
«Kогда же придет Утешитель, Kоторого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Kоторый от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26).
Сошествием Святого Духа апостолы совершенно переменились, сделались новыми людьми, они почувствовали в себе силу, дерзновение и высшее призвание отдать свою жизнь на служение Богу и спасение людей.
Так в тропаре обозначается та часть вселенной, которая населена людьми. Упоминается спасенный Богом человеческий мир, который прославляет подвиг Христа Спасителя словами: «Человеколюбче, слава тебе».
Разделение языка и соединение народов
В основе кондака лежит антитеза:
«Егда снизшед, языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя раздаяше, в соединение вся призва».
Разделение языков противопоставляется соединению народов.
В кондаке вспоминается разделение языков, которое произошло при строительстве Вавилонской башни:
«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 6–7).
В день же Пятидесятницы Господь посылает апостолам дары Святого Духа, которые должны послужить соединению, объединению всего человечества.
Господь посылает дары Святого Духа, которые должны послужить объединению всего человечества
Призвание к соединению
День Пятидесятницы – момент, с которого началась жизнь Церкви. Со дня сошествия Святого Духа на апостолов и их учеников вера в Воскресшего Христа и проповедь о Нем получили вселенское распространение, дабы всякий мог прикоснуться к источнику воды живой, текущей в жизнь вечную.
Тропарь и кондак Пятидесятницы вновь напоминают христианам о том событии, которое стало завершением земного подвига Спасителя.
Значение слова «еси» в тексте молитвы
В молитве есть такая фраза: «. яко Спаса родила еси душ наших«. Я нашла перевод фразы в Интернете: . потому что Ты родила Спасителя душ наших. Но такой перевод мне кажется неточным.
Что означает «еси» (есть) в контексте молитвы?
1 ответ 1
Получается особая форма так называемого исторического причастия «л» – «принесл» и дальше добавляется форма глагола «быть» настоящего времени. «Принесл есмь», «принесл еси», «принесл есть», сейчас в прошедшем времени мы говорим «принес». А если взять, например, глагол «строить», то эта форма причастия с суффиксом «л», которая образует это перфектное время, то у нас получится «строил есмь», «строил еси», «строил есть».
То есть первый компонент, о котором мы говорим, это наше современное прошедшее время. То есть наше прошедшее время получилось из древнего перфекта, просто глагол «быть» утратился как глагол-связка и таким образом утратилась и связь с настоящим временем – моментом речи. Поэтому у нас эта форма так называемого элеевого причастия, причастия с суффиксом «л», выражает как раз исключительно прошедшее время, без дополнительного оттенка, связанного с настоящим. Получается, что перфект – это достаточно сильное время – у нас сохранилось, только утратив глагол-связку.
Практически для понимания перфекта необходимо видеть эту форму причастия, которая стала нашим прошедшим временем. Отсюда, кстати, наше прошедшее время, как ни странно, изменяется по родам. Вообще, глагол не должен меняться по родам, это категории имени изменяются по родам. Прилагательные изменяются по родам, существительные представлены в форме какого-то из родов, а глагол вроде бы не должен. Тем не менее у нас есть формы «строил – строила – строило», потому что перед нами древнее причастие, то есть древняя именная форма. А глагол быть по формам: «аз есмь», «ты еси», «он есть», «они суть» в принципе можно восстановить.
Что значит слово еси в молитвах
Смотреть что такое «Еси» в других словарях:
еси — др. русск., ст. слав. ѥси, сербохорв. jѐси. Соответствует др. прусск. essei, лит. esì, лтш. esi и имеет окончание sei в результате контаминации нетематического si и тематического ei; см. Ван Вейк, AfslPh 36, 111 и сл.; Эндзелин, Apr. Gr. 157;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
еси — нареч, кол во синонимов: 1 • быть (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
еси — неизм., наст. вр. от БЫТЬ. ◘ ГОЙ ЕСИ приветствие. ► Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы. // Лермонтов. Песня про купца Калашникова // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
еси — ес’и (ст. слав.) (Отк.11:17 ; Отк.16:5 ) есть (наст. вр. второго лица гл. быть) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
еси — ес и, устар. форма 2 л. ед. ч. ч. глаг. быть … Русский орфографический словарь
еси — ес’и (·ст. слав.) (Отк.11:17 ; Отк.16:5 ) есть (наст. вр. второго лица гл. быть) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Гой еси — (позднее также искажённое «гоясы») приветственно величальная формула в значении «будь жив!» или «будь здоров!». Характерна для устного народного творчества и встречается прежде всего в текстах былин («Ой ты гой еси, добрый молодец!»). См. у … Википедия
Просаввился еси, проварварился еси. — Просаввился еси, проварварился еси. См. ЗАДОР ГУЛЬБА БЕСПУТСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Просаввилась еси, проварварилась еси. — (так, приговаривая, мужик бил жену свою за праздники, от которых она осталась без рубахи). См. ПРАЗДНИК … В.И. Даль. Пословицы русского народа