Что значит слово джахиль
Джахилия
Джахили́я (араб. جاهلية ) — в исламе обозначение первобытной грубости и невежества, предшествующей принятию ислама. В широком смысле — аналог «естественного состояния»: беззаконие и жестокость.
Содержание
История
Этимология
Религия
До возникновения Ислама на Аравийском полуострове существовали общины иудеев, христиан и язычников, представителями которых были главным образом местные арабские племена. Особенностью арабского язычества было то, что они верили в Аллаха как в единственного творца, но при этом также поклонялись идолам. В Коране говорится, что язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». [2]
Согласно исламской историографии, сначала арабы (потомки Исмаила, сына Ибрахима) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у ‘амаликов. От той религии у них сохранился обряд хаджа и традиция почитания Каабы, охраны и обслуживания которой возлагалось на племя курайшитов из которого происходил пророк Мухаммед. Большинство язычников были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же идолов.
Культура
У доисламских арабов широко почитались красноречие, гостеприимство и верность своему договору. Среди примитивных качеств доисламского общества можно выделить следующие: существовала кровная месть, была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если родители боялись не прокормить их.
Экономика
Мекка, в которой жил Мухаммад, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак. Валютой, употреблявшейся в обороте в те времена, был динар, который также упоминается в Коране. В соответствии с кораническими аятами это была монета из золота в 24 карата, или 4,25 грамма. Мусульманам предписывается использовать такие деньги при совершении сделок, выплате очистительного налога (закята) и для сбережений. Пророк Мухаммад является основоположником исламской экономики, которая со всеми присущими ей особенностями практически не изменилась до наших дней. В частности, в высказываниях пророка Мухаммеда осуждается ростовщическая практика (риба), а также говорится о золоте и серебре. Эти высказывания (хадисы) отразились на современных экономиках стран исламского мира. В частности, после экономического кризиса 1997 г. в противовес бумажным деньгам и нестабильности современной финансовой системы, которую они несут, появился проект золотого динара, поскольку во времена пророка Мухаммада необеспеченных бумажных денег не существовало. Хотя, в мусульманском мире издавна были распространены различные виды оборотных документов, таких как суфтаджа, сакк и др., принимавшиеся к оплате наряду с обычными металлическими деньгами.
Климат
Политика
Мекка, как главный центр южной Аравии, была ареной постоянной борьбы за власть. В арабских источниках содержится немало информации о семейных и племенных междоусобицах, однако некоторые западные критики делают акцент на легендарности этих преданий. В связи с тем, что Мекка была крупным торговым городом, политические группировки, получавшие власть, были вовлечены во взаимоотношения с различными арабскими племенами, а также государствами, с которыми была связанна торговля Мекки.
Джахиль
Джа́хиль (араб. جَاهِلٌ — грубиян, дикарь, невежда) — термин, которым называют людей, живших во времена джахилии. Средневековый исламский богослов Такиа д-Дин Ибн Таймия был, вероятно, первым, кто использовал термин «джахиль» для описания отступников в современном мусульманском обществе. [4]
Что такое «джахилия»?
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “аль-Джахилия – это то, что было до Ислама”. См. “Фатхуль-Бари” 10/468.
Имам аль-Мунауи сказал: “аль-Джахилия – это то, что было до пророчества, и названо оно так по причине крайнего невежества людей в этот период”. См. “Файдуль-Къадир” 1/462.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Люди до послания посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были в джахилии, что относится к невежеству. Все, в чем они пребывали из слов и дел, установили для них невежды, и совершали это невежды. Также и все, что противоречит тому, с чем посылались пророки, как иудаизм или христианство, является джахилией. И это все имеет отношение к полной джахилии. Однако после послания посланника, мир ему и благословение Аллаха, джахилия может не быть в одном городе и быть в другом, как например в городе неверных. Может не быть в одном человеке и быть в другом, как например тот, кто не принял еще Ислам, ибо он в джахилии, даже если и живет в исламской стране. Однако, что касается определенного времени, то нет джахилии после послания Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха!” См. “Икътида сырат аль-мустакъим” 78.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Можно ли применять термин «джахилия» к исламским сообществам нашего времени?»
Шейх ответил: “Полная джахилия исчезла после послания посланника, мир ему и благословение Аллаха, и не дозволенно применять этот термин к исламским сообществом в обобщенной форме! Что же касается использования этого термина в отношении чего-то конкретного или отдельных людей, или групп, то это дозволено. Ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил Абу Зарру: «Поистине, ты человек, в котором джахилия!» И также он говорил: «Четыре вещи в моей умме являются деяниями джахилии, которые они не оставили: гордость происхождением, порочение происхождения, испрашивание дождя у звезд и причитание!»” См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 86.
По этой причине шейх аль-Альбани порицал слова Сайд Кутба, говорившего: “Весь мир в наше время живет в джахилии, подобно той, в которой появился Ислам. Все что вокруг нас является джахилией”. См. “Ма’алим фи-ттарикъ” 11 и 23.
Также подобные выражения шейх Бакр Абу Зайд внес в свою известную книгу, посвященную запрещенным выражениям! См. «Му’джам аль-манахи аль-ляфзия» 212-215.
Кстати, воспользовавшись случаем хотел обратить внимание на то, что говорят многие мусульмане, которые оставив грехи, встали на путь Всевышнего: «Раньше я по джахилии…» и т.п.
Это не правильное выражение для того, кто родился мусульманином, однако осознал Ислам и стал выполнять свои обязанности и отстраняться от грехов, спустя какое-то время.
Новое в блогах
О Джахилии и её видах
Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх:
/Джахилийа/ – это незнание об Аллахе и о том, что Он любит. То есть то, на чем стояли люди до прихода пророка (мир ему и благословение Аллаха), и оно противоречило тому, с чем пришли предыдущие пророки. Слово /джахилийа/ применяется либо к какому-либо состоянию, либо к человеку.
1 – /Джахилийа/, как состояние.
Это отрицание знания и погружение в невежество. Отрицание того, что ниспослал Всевышний Аллах Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью. (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества /джахилийи/!”». Бухари, 30.
Или например, Айша сказала: «Никях во времена джахилийи был четырех видов». Всевышний Аллах сказал:
﴿أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنْ اللَّهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ ﴾
«Неужели они ищут суда времен невежества /джахилийи/? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Сура аль-Маида, аят 50)
То есть здесь речь идет о /джахилийи/, как о состоянии, качестве.
2 – /Джахилийа/, то есть сам человек.
Применяется к тому, человеку, который обладает /джахилией/. Например, говорят про человека: “/Фулянун джахилийун/”.
/Джахилийа/ делится на два вида: абсолютная /джахилийа/ и частичная /джахилийа/.
Также ее иногда делят на три вида:
1 – /Джахилийа/ в месте.
2 – /Джахилийа/ во времени.
3 – /Джахилийа/ в людях.
Абсолютная /джахилийа/ – это /джахилийа/ со всех сторон. Частичная /джахилийа/ – то есть /джахилийа/ с какой-то стороны, но не абсолютная.
1 – /Джахилийа/ в месте бывает абсолютной и частичной.
Абсолютная /джахилийа/ в месте – это например, страны неверия, вражеские страны.
Частичная /джахилийа/ в месте – это например, какая-либо земля мусульман, в которой наблюдаются некоторые признаки, связанные с /джахилией/.
2 – /Джахилийа/ во времени также бывает абсолютной и частичной.
Абсолютная /джахилийа/ во времени – это например, время до прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Частичная /джахилийа/ во времени – это например, приход некоторых временных периодов, когда особенно сильно проявляются признаки /джахилийи/. Нельзя говорить, что после прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) есть такое время, в котором абсолютная /джахилийа/.
Сегодня часто можно услышать, как люди говорят: «/Джахилийа/ двадцатого века». Такие слова на самом деле являются ошибочными. Потому что после прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) полная /джахилийа/ закончилась. А тот, кто говорит иначе, противоречит словам пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что до судного дня будет группа, стоящая на истине. Такой термин обычно употребляют некоторые писатели и ораторы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В моей общине всё время будет существовать группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не придёт повеление Всевышнего и Благословенного Аллаха». Абу Дауд, 4252. Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аби Дауд», 4252.
3 – /Джахилийа/ в людях бывает абсолютной и частичной.
Абсолютная /джахилийа/ бывает у неверных.
Частичная /джахилийа/ бывает у мусульманина. В мусульманине могут быть некоторые признаки /джахилийи/: у кого-то больше, у кого-то меньше. Как, например, сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью. (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества /джахилийи/!”». Бухари, 30.
Такую классификацию упоминают ученые.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое: отклонившийся от веры, который находится в святилище /харам/, человек, стремящийся к сохранению обычаев /джахилийи/ в исламе, и тот, кто ищет (способа) пролить чью-либо кровь, не имея на это права». Бухари, 6882.
Поэтому если человек стремится распространить в Исламе какой-то из признаков /джахилийи/, то он попадает под эту категорию людей.
Источник: Комментарий к «Маса’илюль-джахилийа» Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх
Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Люди /джахилийи/, которым возразил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), могут относиться к арабам или к людям Писания, или к другим группам. Люди Писания – это иудеи и христиане. У иудеев есть Тора /таурат/, которую Всевышний Аллах ниспослал Мусе (мир ему). А у христиан есть Евангелие /инджиль/, который Всевышний Аллах ниспослал Исе сыну Марьям (алейхи соляту уа саллям). Поэтому они называются обладателями Писания. Сегодня, они называют Тору /таурат/ Ветхим Заветом, а Евангелие /инджиль/ называют Новым Заветом. Это их терминология.
Это две великие Книги, которые ниспослал Всевышний Аллах двум великим пророкам. Особенно, Тора /таурат/ – великое Писание, а Евангелие дополняют Тору.
А у других групп, например у арабов, нет Писаний. Большинство из них не писали и не читали. У них не было Писания до того, как Всевышний Аллах ниспослал им Коран. Всевышний Аллах сказал:
﴿هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِّنْهُمْ ﴾
«Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды». (Сура аль-Джум’а, аят 2)
﴿وَمَا آتَيْنَاهُم مِّن كُتُبٍ يَدْرُسُونَهَا وَمَا أَرْسَلْنَا إِلَيْهِمْ قَبْلَكَ مِن نَّذِيرٍ ﴾
«Мы не даровали им Писаний, которые они могли бы изучить, и не посылали к ним до тебя предостерегающего увещевателя». (Сура Саба, аят 44)
﴿لِتُنذِرَ قَوْمًا مَّا أُنذِرَ آبَاؤُهُمْ فَهُمْ غَافِلُونَ ﴾
«Чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами». (Сура Йа Син, аят 6)
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по мудрости Всевышнего Аллаха не умел ни читать, ни писать. Всевышний Аллах сказал:
﴿الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبًا عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنكَرِ ﴾
«Которые последуют за посланником, не умеющим читать и писать пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное». (Сура аль-А’раф, аят 157)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не умел ни читать, ни писать, но несмотря на это, пришел к людям с великой Книгой.
/Джахилийа/ – это то, что имеет отношение к невежеству /джахль/. Невежество – это отсутствие знания. Всевышний Аллах сказал:
﴿لَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى ﴾
«Не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (Сура аль-Ахзаб, аят 33)
До прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) весь мир пребывал в заблуждении и в неверии. Потому что предшествующие Писания исчезли. Иудеи внесли в Тору /таурат/ много вещей из неверия и заблуждения. Точно также христиане исказили Писание, которое было ниспослано Исе (мир ему). Произошло это посредством человека, которого именовали Павел. Это был иудей, который ненавидел посланника Аллаху Ису (мир ему). Он прибег к обману, для того чтобы исказить религию Исы. Он сделал вид, что уверовал в Ису (мир ему) и христиане поверили ему. Затем он взял Евангелие, ниспосланное Исе, и ввел туда различные виды идолопоклонения, многобожия и неверия. Он ввел туда учение о Троице, то есть убеждение в том, что Аллах один из трех, а Иса – это сын Аллаха. Он ввел в религию поклонению Кресту. Христиане поверили ему, считая, что он ученый. Они начали называть его Апостолом Павлом, которого послал Иса (мир ему).
Таково было положение людей Писания до прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Из людей Писания лишь немногие придерживались истинной религии, но основная их часть заблудилась и отошла от религии Всевышнего Аллаха.
Что касается арабов в /джахилийи/, то они были разделены на две части:
1 – Те, кто придерживались предшествующих религий, как например те, кто придерживались иудаизма, христианства и зороастризма.
2 – Те, кто придерживались религии /ханафийа/, то есть религии Ибрахима и Исмаиля (мир им). Особенно много их было на территории Хиджаза.
Это было до тех пор, пока не появился человек, которого звали Амр ибн Лухейа аль-Хуза’и. Он был царем Хиджаза и внешне был богобоязненным и праведным. Однажды, он отправился в Шам для лечения. Приехав туда, он увидел, что жители Шама поклоняются идолам и посчитал это прекрасным. И уезжая домой, он забрал с собой идолов. Также он начал проводить раскопки и извлекать из-под земли идолов народа Нуха (мир ему). Когда они были извлечены, он распределил их между арабскими племенами и приказал им поклоняться. Таким образом, вошел ширк на землю Хиджаза и на другие земли арабов. И это уже не была религия Ибрахима (мир ему).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отцом (племени) хуза‘а был ‘Амр бин Лухайй бин Кама‘а бин Хиндиф». Кроме того, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как ‘Амр бин ‘Амир бин Лухайй аль-Хуза‘и влачил свои кишки в огне (за то, что) он первым стал отпускать на волю верблюдиц по обету». Бухари, 3520, 3521; Муслим, 2856.
Именно таким был мир до прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мир пребывал в очевидном заблуждении, кроме малого количества людей, которые оставались на правильной религии.
В таком мраке, когда господствовала /джахилийа/, когда исчезли небесные послания, тогда послал Аллах Своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он вывел людей их мраков к свету. Всевышний Аллах сказал:
﴿لَقَدْ مَنَّ اللّهُ عَلَى الْمُؤمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْ أَنفُسِهِمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُواْ مِن قَبْلُ لَفِي ضَلالٍ مُّبِينٍ «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении». (Сура али Имран, аят 164)
Все, что относится к /джахилийи/, порицаемо. Например, Всевышний Аллах сказал:
﴿لَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى ﴾
«Не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (Сура аль-Ахзаб, аят 33)
Всевышний Аллах запретил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) украшаться, то есть показывать украшения, когда женщина идет по улице перед людьми. Потому что это один из признаков /джахилийи/. Женщины /джахилийи/ украшались, открывали свой /аурат/ и гордились этим. Они ходили голыми, делая обход /тауаф/ вокруг Каабы. Всевышний Аллах сказал:
﴿إِذْ جَعَلَ الَّذِينَ كَفَرُوا فِي قُلُوبِهِمُ الْحَمِيَّةَ حَمِيَّةَ الْجَاهِلِيَّةِ ﴾
«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества». (Сура аль-Фатх, аят 26)
Поэтому все, что связано с /джахилией/, порицаемо.
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз, когда) мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принимали участие в одном из военных походов, около него собралось много мухаджиров. Среди них был один человек, любивший пошутить и (в шутку) ударивший какого-то ансара пониже спины. Этот ансар не на шутку рассердился, (и дело кончилось тем, что) они стали призывать (на помощь других). Ансар закричал: “(На помощь,) о ансары!” — а мухаджир закричал: “(На помощь,) о мухаджиры!” (Тогда из своего шатра) вышел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Почему (они произносят) слова эпохи джахилийи?” — после чего спросил: “Что с ними случилось?” — и ему рассказали о том, как мухаджир ударил ансара. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Прекратите (говорить такие слова), ибо, поистине, они отвратительны!” Бухари, 3518; Муслим, 2584.
﴿ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ﴾
«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». (Сура аль-Худжурат, аят 13)
﴿إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴾
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев». (Сура аль-Худжурат, аят 10)
Поэтому, национализм из признаков /джахилийи/.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто умер, не дав присягу правителю мусульман, тот умер смертью /джахилийи/». Муслим, 1850, 1851.
Потому что люди /джахилийи/ считали, что подчинение правителю очень оскорбительное и унизительное дело.
Теперь мы понимаем, что все вещи, относящиеся к /джахилийи/ порицаемы. Нам запрещено уподобляться людям /джахилийи/ во всех этих вещах. Абсолютная /джахилийи/ закончилась, потому что пришло знание, пришла вера, ниспосланы Коран и сунна, распространилось знание и ушло невежество. Пока есть Коран, пока есть сунна, пока есть слова ученых, не будет абсолютной /джахилийи/. Но в некоторых людях могут оставаться признаки /джахилийи/. Примеры мы приводили, но приведем еще раз.
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью. (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества /джахилийи/!”». Бухари, 30; Муслим, 1661; Абу Дауд, 5157; Ахмад, 5/161.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В моей умме будут четыре вещи из /джахилийи/: ругание рода человека, гордость своей знатностью, оплакивание покойного и обращение за получением дождя к звездам». Муслим, 934; Ахмад 5/344.
То есть эти вещи останутся и будут в некоторых людях. Эти вещи порицаемы. Но если у человека есть какие-то признаки джахилийи, это не значит, что он становится неверным. Также надо сказать, что абсолютная /джахилийа/ уже закончилась, хвала Аллаху!
Сейчас появились книги и кассеты, где некие люди говорят о том, что в наше время абсолютная /джахилийа/. Это очень опасные слова, так как в них отрицание пророчества, отрицание Корана и отрицание сунны. Поэтому такие заявления недопустимы.
Если кто-то спросит: «Зачем сейчас вспоминать вопросы, относящиеся к /джахилийи/, ведь эпоха /джахилийи/ уже закончилась?».
Мы вспоминаем эти вопросы, для того чтобы не попасть в них. Потому что если человек знает эти вопросы, он будет остерегаться их. Кто не знает этих вопросов, тот может попасть в них. Мы узнаем зло, не для того чтобы делать его, а для того чтобы остерегаться этого зла.
Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Устои Ислама будут рушиться один за другим, если в Исламе вырастут люди, которые не знают о /джахилийи/». Кто не знает признаков /джахилийи/, тот может очень легко в них попасть, потому что шайтан не забыл эти признаки. Шайтан не спит и призывает к этим признакам.
Шайтан и его последователи, призывающие к заблуждению, продолжают призывать к /джахилийи/. Они стремятся оживить устои /джахилийи/, призывают к ширку и к нововведениям, призывают к суевериям. Все это для того, чтобы стереть Ислам и вернуть людей в /джахилийю/.
Источник: Комментарий к «Маса’илюль-джахилийа» Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан
Что такое джахилия на самом деле?
Джахилия («неведение») – эпоха язычества, обозначение времени до ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Пророка Мухаммада (мир ему). Более точно под джахилией подразумевается время жизни людей без пророка – между Исой/Иисусом (а.с.) и Мухаммадом (мир ему). В этом своем наиболее характерном значении корень «джхл» противостоит «и`лм», т.е. «знанию» в противоположность «невежеству». Кораническое упоминание «первой» джахилии (33:33), возможно, означает древнее язычество до появления христианства.
«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (33:33).
Термин «джахилия» выражает важную концепцию Ислама – представление о резком разрыве его с предшествующей эпохой, с ее идеалам и обычаями. Предшествующее время и считается периодом неведения, сменившимся просвещенным временем Ислама. Прилагательное джахили чаще всего применяется по отношению к доисламским арабским поэтам и их поэзии. Термин «джахилия» в раннеисламскую эпоху противопоставляется не столько «знанию», сколько благоразумию (хилм) и означает грубость, жестокость, подчинение человека своим страстям и желаниям, беспорядочность жизни. В Коране термин «джахилия» как «языческое прошлое» сохранил оттенок именно такого смысла (например, «ярость джахилийская»).
«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха). Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах же знает о всякой вещи» (48:26). Однако в Новейшей истории значение понятия джахилия претерпевает определенные изменения, особенно в радикальных кругах.
Основоположником, или как уже принято говорить «классиком», псевдоисламского радикализма считается известный египетский идеолог Сайид Кутб (1906–1966) – прозаик, поэт, педагог и журналист, один из руководителей египетской организации «Братья-мусульмане». Идеологически он представлял экстремистское крыло этой организации. Концепция политического устройства мусульманского общества, изложенная Сайидом Кутбом в книгах «Социальная справедливость в исламе», «Вехи на пути» и «Под сенью Корана», вобрала в себя основные идеи современного псевдоисламского радикализма. Сайид Кутб продолжал идейную линию воинственного противостояния ислама с внешним миром, возникшую после смерти Пророка (мир ему) в трудах некоторых средневековых мусульманских авторов. Он так и не смог по достоинству оценить очевидные достижения современного мира в самых различных сферах и потому пропагандистки клеймил существующие социальные реалии как торжество джахилийи – духовного невежества.
Сайид Кутб делил человечество на мусульман, придерживающихся законов шариата, и «неверных», в число которых включал и большинство мусульман, не разделявших его взгляды. Он считал, что столкновение с государством неизбежно для торжества идеального исламского общества. По Сайиду Кутбу, мусульмане-националисты не знали ислама, подобно арабам-язычникам времен первоначальной джахилии. Как те поклонялись каменным идолам, так и современники Сайида Кутба, по его мнению, поклонялись символическим идолам, каковыми являлись нация, партия, социализм и т.д. Отвергая, таким образом, претензию националистов на создание новой истории, он отправлял их во мрак доисламских времен.
Сайид Кутб страстно взывал к «новому кораническому поколению», которое якобы сможет создать в современном мире новую – исламскую – общность на руинах национализма, подобно тому, как Пророк Мухаммад ( ) и его поколение построили общину правоверных на обломках разрушенного ими арабского язычества. Намереваясь развенчать национализм как идеал, Сайид Кутб оперировал двумя концептами, придуманными другим пакистанским радикалом Абу-ль-Аля Маудуди: «суверенитетом» («хакимийя») и «поклонением» («убудийя») – самодостаточными и, с точки зрения Кутба, критериями различения ислама и не-ислама, добра и зла, справедливости и несправедливости. В Коране Аллах делегировал человеку как Своему наместнику на земле право обустраивать мирскую жизнь: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника»» (2:30).
Однако концепция Саида Кутба провозглашала, что Аллах является не только единственным объектом поклонения для людей, но и единственным обладателем политической власти. То есть фактически отрицалось, что власть по Корану делегировалась Аллахом людям для обустройства общества. В рамках этой логики соучастие общественных институтов (нации, партии, армии, народа и т. д.), которые Саид Кутб называл «идолом, в обустройстве земной жизни», воспринималось крайне негативно, поскольку якобы приводило к воцарению зла, несправедливости, лжи, т.е. анти-ислама, и наконец джахилии. Будучи наследником традиции «Братьев-мусульман», Сайид Кутб трансформировал ее – отчасти вдохновляясь трудами своего пакистанского современника Абуль-Аля Маудуди, – чтобы сделать из этих идей собственный синтез более воинствующего и радикального свойства.
Причем реализация такой концепции возможна, на его взгляд, лишь после физического захвата власти, и только потом возможно построение социальной справедливой модели общества. «Ислам и джахилия – это абсолютно несовместимые системы, между которыми невозможно какое-либо мирное сосуществование или постепенная трансформация джахилии в ислам. Восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилия, и участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина», – считал он. Введение понятия «джахилия» было отрицанием прежней практики движения «Братьев-мусульман», действовавших в гуще общества и не испытывавших глубокой неприязни к монархии, оно также подразумевало, что члены современного мусульманского сообщества более не считались истинно верующими.
По 7 сути речь шла об очень серьезном с точки зрения канонов ислама обвинении – такфире. Этот термин, происходящий от слова «куфр» («безбожие»), означает отлучение того, кто является (или считает себя) мусульманином, от общины правоверных – уммы. В глазах тех, кто следует букве исламского закона в его наиболее строгих интерпретациях, подобный безбожник уже не имеет предусмотренного шариатом права на защиту. Согласно религиозной формуле, «его кровь разрешена».