АРБАТ — АРБАТ, исторические улица и район Москвы, находящиеся в западной стороне центра столицы. Улица Арбат одно из самых оживленных и популярных мест в Москве. Существует несколько версий происхождения названия Арбат. По одной из них, наиболее… … Энциклопедический словарь
АРБАТ — «а Россия была, а теперь?» татуир. АРБАТ Арбат автоматика регулирования и безопасности автономная термоманометрическая в маркировке АРБАТ Арбат автоматика регулирования и безопасности автономная термоманометрическая … Словарь сокращений и аббревиатур
АРБАТ — (Черновцы,Украина) Категория отеля: Адрес: ул. Сторожинецкая, 82, Черновцы, 58000, Украина … Каталог отелей
арбат — сущ., кол во синонимов: 1 • район москвы (130) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Арбат — укрепление см. Арабатская Стрелка Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Арбат — У этого топонима есть и другие значения, см. Арбат (значения). Улица Арбат Москва … Википедия
АРБАТ — Улица в центре Москвы* между площадью Арбатские ворота и Смоленской площадью. По предположениям ученых, название улицы происходит от арабского слова рабад, которое во множественном числе принимало форму арабад, это слово означало пригород,… … Лингвострановедческий словарь
арбат — АРБАЙТ, а, АРБАТ, а, м. Работа. От нем. Arbeit в том же зн … Словарь русского арго
Арбат находится в историческом центре Москвы, 90% зданий и сооружений являются историко-культурными и архитектурными памятниками. Преобладают административно-управленческие организации и учреждения. Здесь находятся Верховный суд и Министерство иностранных дел. На территории Арбата расположены НИИ РАН (Институт государства и права, Институт мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ), Институт языкознания, Институт США и Канады), а также Научный геоинформационный центр. Промышленных предприятий три, самое крупное из них — Вторая типография издательства «Наука».
Важнейшие транспортные магистрали: улицы Новый Арбат, Воздвиженка, Садовое кольцо (Новинский бульвар и Смоленская площадь), Гоголевский и Никитский бульвары. Экологическая ситуация не вполне благоприятна из-за большого количества выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от автотранспорта, особенно вблизи улиц Новый Арбат и Воздвиженка, Бульварного и Садового кольца.
Общая площадь жилого фонда 505,8 тыс. м 2 ; обеспеченность жильём — 25,7 м 2 на 1 жителя. Исторически сложившаяся застройка района отмечена повышенной плотностью. Архитектурный облик части района от центра до Москвы-реки сформировался в основном в XIX — начале XX вв. и подвергся значительной реконструкции в 1960-х гг. в ходе прокладки Калининского проспекта (ныне улица Новый Арбат).
Сферу торговли на территории Арбата представляют около 50 предприятий (в том числе магазин «Новоарбатский», гастроном «Смоленский» («Седьмой континент», «Весна», «Мелодия», Московский дом книги, «Ирландский дом на Арбате» и др.) всех видов собственности. Бытовое и коммунальное обслуживание населения осуществляют 45 предприятий службы быта (среди них — парикмахерская «Чародейка», Дом моды на Арбате) и более 120 предприятий общественного питания (ресторан «Прага», кафе «Ангара» и др.).
В районе — 19 учреждений здравоохранения (в том числе Институт красоты, Институт детства, Московский центр гигиенического воспитания и образования населения, Центр медицинской реабилитации и физической терапии), 4 поликлиники по обслуживанию населения, проживающего на территории Арбата, 9 ведомственных поликлиник (среди них поликлиника МИДа, Центральная поликлиника Управления делами президента РФ), Центральный военный госпиталь имени П.В. Мандрыки, Бюро судебно-медицинской экспертизы и др.
В систему народного образования в 1995 входило 7 дошкольных учреждений (среди них: учебно-воспитательный комплекс № 1680 — Грузинский центр), 5 школ (в том числе 3 специализированные и гимназия РАН), Московский музыкальный лицей имени Гнесиных, педагогическое училище № 9, 2 вуза (Российская академия музыки имени Гнесиных, Театральное училище имени Б.В. Щукина).
В сети культурно-просветительских учреждений района — 5 библиотек (в том числе Российская государственная библиотека и Российская библиотека по естественным наукам), 2 кинотеатра («Октябрь» и «Художественный»), концертные (в Академии музыки имени Гнесиных), киноконцертные («Октябрь») залы, 9 музеев (Музей Востока, «Квартира Пушкина на Арбате», Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей-квартира М.И. Цветаевой, Литературный музей М. Горького и др.), 10 театров и театров-студий (Театр имени Евг. Вахтангова, Театр-студия киноактёра, Театр «У Никитских ворот», Театр имени Рубена Симонова и др.). На Арбате находятся Дом актёра имени А.А. Яблочкиной, Дом журналиста и Дом дружбы с народами зарубежных стран. Среди действующих храмов — церковь Девяти Мучеников, церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса на Песках, Греческое подворье в Малом Афанасьевском переулке.
К объектам общегородского значения относятся заповедная зона улица Арбат и здание мэрии Москвы (улица Новый Арбат, 36).
На территории района выделяются гостиничный комплекс «Белград» / «Золотое кольцо», а также гостиницы «Мир», «Арбат» и др.
2) улица между площадью Арбатские ворота и Смоленской площадью, на западе центра Москвы. Название, вероятно, от арабского «рабад» (пригород, предместье). Арбатом называлась вся местность от Кремля до современного Садового кольца. В древности на месте Арбата и примыкающих переулков был лес, по которому протекал ручей Черторый (ныне заключён в подземную трубу). Улица Арбат возникла в XIV—XV вв.; впервые упоминается в 1493 в связи с пожаром в находившейся здесь церкви Николая на Песках (от пожара пострадала почти вся Москва). С XV—XVI вв. по Арбату шла дорога на Смоленск. На Арбате и в соседних переулках с XVI в. жили дворцовые ремесленники — плотники (отсюда современный Плотников переулок), мастера Государева денежного двора (Денежный переулок), серебряных дел (Серебряный переулок), стрельцы (память о стрелецком полке Левшина сохранилась в названиях Левшинских переулков, о полке С. Каковинского — Каковинских переулков) и др. В 1716 в приходах трёх стоявших на Арбате церквей (Николая Явленного, Николая в Плотниках и Троицы на Арбате) насчитывалось 216 дворов. Во время пожара 1736 Арбат сильно выгорел и был расширен. Со второй половины XVIII в. Арбат — одна из самых аристократических улиц Москвы. При реконструкции Арбата после пожара 1812 застройка приобрела особый характер: небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, поставленные с разрывом на красной линии улицы и окружённые небольшими садами и дворами без служб. Во второй половине XIX — начале XX вв. значительная часть зданий на Арбате перестроена новыми владельцами: здесь стали преобладать доходные дома, в том числе Трындина (д. 27; 1910, архитектор С.Ф. Кулагин), Я.М. Филатова (д. 35; 1913—14, архитектор В.Е. Дубовской), Панюшева (д. 51; 1903, архитектор В.Ф. Жигардлович), М. Жучковой (д. 5; 1910, архитектор В.Е. Дубовской), и гостиницы с лавками и магазинами. В 1906 перестроен для ресторана С. Тарарыкина (д. 2; конец XVIII в., надстройка и изменение фасада — 1915, архитектор А.Э. Эрихсон, реконструкция — 1954—55, архитектор Б. Соболевский) — современный ресторан «Прага». В конце XIX в. по Арбату курсировала конка, в 1904 пущен трамвай. В 1911 для акционерного общества «Частный ломбард» построен д. 11 (архитектор Н.Д. Струков). В 1920—30-х гг. образ улицы изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Братья Стенберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно-серой гамме; ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. В 1952 построено высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади, обозначившее выход Арбата на Садовое кольцо.
В 1974—86 на Арбате создана пешеходная зона с обилием маленьких магазинов и кафе, оживлённой уличной торговлей.
Литература: Шмидт О., Арбат, М., [б.г.]; Левин И., Арбат. Один километр России, М., 1993.
Орбат (1493 г.) Смоленская улица (середина XVII в.) [1]
119019 — дома 1, 2, 4, 6, нечётные 9—15 119002 — дома 10, 12, 16—23, 25—38, 40—49, 51—55
Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля.
Содержание
Происхождение названия
Однозначного вывода о происхождении этого топонима до сих пор не существует. Наибольшее распространение получила гипотеза, согласно которой название Арбат произошло от арабского слова арбад, являющегося множественным числом от рабад — «пригород», «предместье», [5] которое закрепилось за этим ближним пригородом Москвы ещё в период её зависимости от власти ордынских ханов. [6] Слово также могло попасть в Москву в более позднее время от торговцев с Востока, например от крымских татар или восточных купцов. [5]
Существуют и иные версии происхождения топонима. Так, историк И. Е. Забелин предположил, что слово Арбат может быть в своей основе русскоязычным и происходить от слова горбат, отражающего внешние особенности местности, которая «изображая кривую линию, уходила внутрь города на 150 сажен». [7] Согласно другой гипотезе, распространённой в качестве основной в ряде путеводителей, название Арбат образовано от татарского слова арба. [5]
История
Первые упоминания
Формирование городской застройки в начале трассы Можайской дороги, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III, предпринявшего при участии итальянских мастеров масштабную перестройку города. Одним из результатов этой реконструкции стало учреждение на окраинах городских предместий, на «вспольях», дворцовых слобод, населённых мастеровыми людьми, использовавшими в своём производстве открытый огонь. За Арбатом, на Сивцевом вражке, по левой стороне Можайской дороги, были поселены кузнецы, седельники, уздечники и другие ремесленники, обеспечивавшие потребности великокняжеских конюшен и ставшие первыми жителями Конюшенной слободы.
Вот как описывал панораму Москвы имперский посол Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший русскую столицу в первой трети XVI века:
«Сам город деревянный и довольно обширен, а издали он кажется ещё обширнее, чем есть на самом деле, ибо большую прибавку к городу делают пространные сады и дворы при каждом доме; ещё более увеличивается он от растянувшихся длинным рядом в конце его домов кузнецов и других ремесленников, действующих огнем, к тому же между этими домами находятся луга и поля…» [8]
Первое упоминание об улице на том месте, где сегодня пролегает улица Арбат, содержится в летописном известии, повествующем об учреждении опричного удела Ивана Грозного в 1565 году, когда государь повелел:
«На посаде улицы взяти в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия…» [10]
В своих современных пределах улица Арбат оформилась в конце XVI века, получив начало у Арбатских ворот Белого города, а завершение у одноимённых ворот Скородома (Деревянного города).
XVII век
Таблица: командный состав стрелецких полков, расквартированных на Арбате в XVII в.
Немаловажной вехой в истории Арбата стал указ царя Алексея Михайловича 1658 года, по которому Арбатская улица была переименована в Смоленскую. Это название просуществовало до XVIII века, но так и не привилось среди москвичей, закрепившись лишь за не имевшим дотоле названия продолжением Арбата к Дорогомиловскому мосту.
XVIII век — начало XX века
Во время пожара 1736 года Арбат сильно выгорел, после чего было принято решение о его расширении. С этого времени Арбат превращается в одну из самых аристократических улиц Москвы, где селились самые известные русские дворянские фамилии — Толстые, Ростопчины, Гагарины, Долгорукие, Кропоткины, Шереметевы, Голицыны, Трубецкие. Строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами; на Арбате почти не было магазинов. При реконструкции Арбата после пожара 1812 года застройка приобрела особый характер: небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, поставленные с разрывом на красной линии улицы и окружённые небольшими садами и дворами без служб. В 1806 году на Арбатской площади началось строительство деревянного театра по проекту К. Росси. Мемуарист С. П. Жихарев писал об этом:
В разное время на Арбате жили или неоднократно бывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы, А. П. Чехов, А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев). К концу XIX века родовая аристократия все больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате, который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом с Смоленской и Арбатской площадями появились гостиницы, магазины, рестораны. Имена владельцев лучших арбатских магазинов становились известны всей России: булочки Филиппова, вина из погребов Шустова, сладости Эйнема. Купец Семён Тарарыкин открыл в конце XIX века трактир «Прага», который после революции превратился в образцово-показательную столовую «Моссельпрома» и куда Ипполит Матвеевич Воробьянинов из «Двенадцати стульев» водил Лизу обедать.
С 1880-х по Арбату стала ходить конка, в 1908 году пущен электрический трамвай.
Постепенно Арбат стал улицей полнокровной жизни Москвы. Василий Поленов писал в Спасопесковском переулке свой «Московский дворик», сейчас на этом месте находится школа 1231, носящая его имя. Сергей Есенин читал в арбатском «Литературном особняке» свою новую поэму «Пугачев». В Серебряном переулке жил русский композитор С. Рахманинов, неподалёку А. Скрябин. В кафе «Арбатский подвал» мелькала знаменитая «жёлтая блуза» Владимира Маяковского. С театральной студии «Мастфор» на Арбате началась слава Сергея Юткевича и Сергея Эйзенштейна.
На Арбате возникло Общество русских врачей, члены которого организовали здесь известную на всю Москву лечебницу. Доктора брали «за совет» небольшую, сравнительно с обычными гонорарами, плату — 20 копеек, а то и вообще лечили бесплатно. [17]
В 1909 году Александр Ханжонков открыл на Арбатской площади кинотеатр «Художественный» (тогда назывался «Художественный электро-театр»), где в 1931 году состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь».
Революционные события 1917 года не могли не отразиться и на Арбате. В помещении кинотеатра «Художественный» в октябрьские дни 1917 года белые юнкера проводили запись в Белую гвардию; там же содержались пленные красные. А красногвардейцы, в свою очередь, водрузили пулемёт на самый высокий арбатский дом № 51 и, по словам поэта Андрея Белого, «один дом-большевик победил весь район», в результате юнкера вынуждены были ретироваться из облюбованного кинотеатра. [18]
Арбат в советское время
В 1920—1930-е годы образ улицы изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стенберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно-серой гамме; ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. А некогда аристократические особняки и комфортабельные квартиры доходных домов превратились в тесные коммуналки, куда вселяли строителей нового общества, стекавшихся в Москву из всех уголков страны.
Война и приближение линии фронта к Москве не могли не сказаться на Арбате. В результате одного из авианалётов был полностью разрушен театр им. Вахтангова; погибли люди. А не уехавшие в эвакуацию и уцелевшие жители Арбата подбирали разбросанные по улице и окрестным переулкам яркие красочные остатки театральных декораций.
В 1930—1950-х Арбат являлся государственной трассой, по которой Сталин со своим кортежем проезжал в Кремль, поэтому улица была объектом пристального внимания НКВД—МГБ. Так, например, в апреле 1944 года была арестована группа молодых людей, собиравшаяся провести время в комнате коммунальной квартиры на Арбате — в эту молодёжную компанию входили тогда ещё студенты Валерий Фрид, Юлий Дунский, Марк Коган, будущая жена В. Л. Гинзбурга Нина Ермакова — это в её комнате на Арбате собиралась молодёжь. Им вменялось в вину подготовка убийства Сталина во время проезда кортежа по Арбату. Окно комнаты выходило не на сам Арбат, а в переулок. Об этом времени написано много воспоминаний (например, правозащитницы Людмилы Алексеевой) и художественных произведений, одно из наиболее известных — автобиографический роман «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.
К 1980-м годам население Арбата стало очень пёстрым: здесь жили старые московские интеллигенты, в новых элитарных домах поселились семьи высокопоставленных партийных чиновников, а некоторые комнаты в коммуналках в старых домах отдавались «лимитчикам» — так назывались люди, приехавшие из разных городов на тяжёлые работы в Москву.
Пешеходная улица
В 1974 году группой архитекторов под руководством Алексея Гутнова и Зои Харитоновой началась разработка проекта превращения Арбата в пешеходную улицу. Технико-экономическое обоснование проекта было готово к 1978 году. Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение по улице, в него входили также работы по благоустройству улицы, реконструкции и реставрации фасадов зданий. В 1979 году проект был одобрен. Практические работы начались в 1982 году. Был изменён маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату — именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». Несколько лет улица была перекопана: полностью заменялась система подземных труб, канализации и т. д. Первая стадия реконструкции Арбата была завершена к 1985 году. «Плиточки толщиной 10 сантиметров на заводе делали специально для Арбата, — вспоминает архитектор, автор проекта пешеходного Арбата Зоя Харитонова. — 25 тысяч квадратных метров такого камня мы ровняли особыми резиновыми молоточками. Причем все это клали без цемента!» [20]
Наконец в 1986 году Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и рядом скамеечки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Московские остроумцы тут же выдали: «Арбат офонарел» — шутка приписывается Булату Окуджаве, но авторство не доказано, при всех случаях она оказалась точна и многократно повторена.
1 апреля 1986 года на Арбате прошло празднование Дня смеха. За несколько дней до события началась постройка сцен, эстрад, помостов для выступлений артистов, заборов и ширм для кукловодов. Готовились настоящие ярмарочные представления. В середине дня 1 апреля началось веселье. Уже очень скоро народу набралось столько, что пришлось срочно перекрывать улицу, чтобы избежать давки. В результате в празднике сумели принять участие лишь жители улицы и загодя приехавшие гуляки. Для большинства москвичей вход оказался закрыт. Больше подобных мероприятий на Арбате не проводилось, но самодеятельные концерты продолжались.
Арбат сегодня
К настоящему времени улица стала одним из популярных мест среди иностранных туристов.
Примечательные здания и сооружения [сн 1]
По нечётной стороне
Альфа Арбат Плаза (№ 1)
«Альфа Арбат Плаза» — главная контора ТНК-BP. Здание построено в 2000—2004 годах по проекту архитектора М. М. Посохина. Ранее на этом месте стоял последний дом из утраченного ансамбля Арбатской площади, где с 1860 года жил А. Г. Столетов. В 1955 году в доме жил генетик И. А. Раппопорт.
Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого (№ 9, стр. 1)
В 1920-х годах в здании находилось кафе «Арбатский подвальчик», где бывали В. В. Маяковский, С. А. Есенин и Айседора Дункан, А. Белый, А. Блок, Б. Пастернак и другие. В 1994—1998 годах дом реконструировался архитектором Е. Г. Рубцовым. В настоящее время в доме расположен Культурный центр Украины. Здание является ценным градоформирующим объектом. [26]
Доходный дом (№ 9, стр. 2)
Альфа Арбат Плаза (№ 1)
Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого (№ 9, стр. 1)
Доходный дом Акционерного общества «Московский частный ломбард» (№ 11)
Доходный дом Акционерного общества «Московский частный ломбард» (№ 11)
Доходный дом (№ 13)
Доходный дом С. Ю. Бобовича (№ 15/43)
Доходный дом (№ 17)
Жилой дом (№ 19)
Доходный дом (№ 13)
Доходный дом (№ 15/43)
Жилой дом (№ 19)
Жилой дом А. А. Лазарика (№ 21, стр. 1)
Доходный дом и гостиница Ечкина (№ 23, стр. 1, 2)
В 1902—1903 годах на месте особняка по проекту архитектора Н. Г. Лазарева [32] построен современный 4-этажный дом в стиле модерн, где разместилась гостиница А. К. Ечкина. [33] [25] Фасад дома эффектно декорирован лепными и металлическими элементами в стилистике «декоративного» модерна. [25]
Дом Общества русских врачей (№ 25)
Дом Общества русских врачей построен в 1869—1870 годах по проекту архитектора Р. А. Гедике. [34] Отдельные украшающие фасад декоративные детали относятся к готицизму середины XIX века. [25]
Жилой дом А. А. Лазарика (№ 21, стр. 1)
Доходный дом Ечкина, деталь фасада (№ 23, стр. 1)
Дом Общества русских врачей (№ 25)
Доходный дом с магазинами С. Е. Трындина и А. Щепотьевой (№ 27)
Построен в 1910—1912 годах по проекту архитектора С. Ф. Кулагина. В отделке фасада здания использованы неоклассические декоративные детали. Однако, акцентирующая угол доходного дома лёгкая башенка, арочные формы окон и дверных проёмов и общее объёмно-пространственное решение роднит здание с постройками периода модерна. [35]
Доходный дом и гостиница Я. М. Толстого (№ 29)
Доходный дом и гостиница Я. М. Толстого построен по проекту архитектора Н. Г. Лазарева в 1904—1906 годах. [32] Здание стилистически близко к гостинице Ечкина (№ 23), построенную тем же зодчим. Центральный аттик здания решён в формах модерна. [35]
Доходный дом (№ 31)
В 1839 году, вернувшись из ссылки, в доме, стены которого вошли в левую часть существующего здания, поселился Н. П. Огарев. У Огарёва собиралась московская вольнолюбивая интеллигенция. Один из участников этих встреч А. М. Герцен писал об этом доме:
Дом его снова сделался средоточием, в котором встречались старые и новые друзья…Огарёв был одарён особой магнитностью… [30]
В 1846 году здесь жил декабрист А. А. Тучков (1800—1878); в 1890-х гг. — инженер-механик, профессор Московского Технического Училища (c 1905 г. — директор МВТУ), автор курса «Технология металлов», председатель Политехнического общества А. П. Гавриленко (1861—1914); в 1920—1930-х гг. — скрипач, профессор Московской консерватории А. И. Ямпольский. [23]
Доходный дом с магазинами С. Е. Трындина и А. Щепотьевой (№ 27)
Доходный дом и гостиница Я. М. Толстого (№ 29)
Доходный дом (№ 31)
Жилые дома М. О. Лопыревского (№ 33/12, стр. 1, 2)
Доходный дом А. Т. Филатовой — Я. М. Филатова («Дом с рыцарями») (№ 35/5)
Главный дом городской усадьбы графа В. А. Бобринского (Дом Военно-окружного суда [16] ) (№ 37)
Жилой дом М. О. Лопыревского (№ 33/12, стр. 1)
Доходный дом А. Т. Филатовой — Я. М. Филатова («Дом с рыцарями») (№ 35/5)
Главный дом городской усадьбы графа В. А. Бобринского (Дом Военно-окружного суда) (№ 37)
Женская гимназия А. С. Алфёровой (№ 39, стр. 1 — снесён)
На этом месте находилось двухэтажное здание 1819 года постройки, которое принадлежало князьям Меньшиковым и Тоон и долгое время являлось жилым. [41] Позднее здание неоднократно перестраивалось [26] Здесь располагалась Женская гимназия А. С. Алфёровой, электротеатр Д. Е. Шлезингера и кинотеатр «Ампир». Фасад здания был изменён в пандан к соседнему дому № 37 в 1913 году, когда его приспосабливали для размещения кинотеатра. [41] Кинотеатр находился в здании вплоть до 1967 года и именовался сначала «Ампир», затем «Карнавал», а с 1936 года — «Юный зритель». [40]
Жилой дом (№ 41 — снесён)
Здание было построено в 1788 году, перестроено в 1838 и 1864 годах. В результате последней перестройки в единый объём были объединены два смежных здания. [40] 7 августа 2012 года ЗАО «Строймонтажцентр-2000» начало снос здания. [43]
Жилой дом (№ 43)
Жилой дом (№ 45/24)
До 1932 года на этом месте стояла церковь «Николы, что в Плотниках», построенная в первой четверти XVII в. При советской системе церковь была снесена, построены жилые дома № 43 и 45. Шестиэтажный дом № 45/24 построен в 1933—1935 годах по проекту архитектора Л. М. Полякова. Фасад первых двух этажей оформлен полуколоннами дорического ордера, которые несут на себе рустованную стену верхних четырёх этажей. [45] [46]
Жилой дом (№ 41 — снесён)
Жилой дом (№ 43)
Жилой дом (№ 45/24)
Жилой дом (№ 47/23)
Жилой дом (№ 49)
Доходный дом В. П. Панюшева (№ 51)
Комплекс из трёх больших многоквартирных домов построен в 1911—1912 годах по проекту архитектора А. А. Иванов-Терентьева [50] (по другим данным, в 1910 году по проекту архитектора В. А. Казакова [26] ). Современники сравнивали дом с маравейником и казармами. [51]
Дом Н. С. Хитрово (Музей-квартира А. С. Пушкина) (№ 53, стр. 1)
Одно из самых старых зданий Арбата, в основе которого — палаты середины XVIII века, которые были надстроены вторым этажом и расширены в конце XVIII века. После пожара 1812 года дом был восстановлен и вплоть до октябрьской революции не претерпел существенных переделок и искажений декора. После революции использовался под коммунальное жильё, в результате чего стилистические и планировочные черты классицизма были утрачены. Позднее полностью восстановлен. [52] Дворовые постройки 1878 года по проекту архитектора К. Ф. Буссе. [53]
Доходный дом и гостиница М. И. Хромовой, М. А. Обухова (№ 55/32)
Доходный дом В. П. Панюшева (№ 51)
Дом Н. С. Хитрово (Музей-квартира А. С. Пушкина) (№ 53, стр. 1)
Доходный дом и гостиница М. И. Хромовой, М. А. Обухова (№ 55/32)
Гостиница «Общества пролетарского туризма и экскурсий» (№ 57/32/23)
Гостиница «Общества пролетарского туризма и экскурсий» построена в 1934 году по проекту архитекторов Д. Д. Булгакова и И. А. Голосова. Здание — пример позднего конструктивизма, в котором сочетаются простота и геометризм композиции с неоклассическими элементами декоративного убранства фасадов. [52]
В 1953 году по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса, инженера Г. М. Лимановского к гостинице было пристроено здание Министерства иностранных дел СССР (адреса по Арбату не имеет). В настоящее время здание гостиницы представляет собой левое крыло здания МИД. [52] [56]
По чётной стороне
Ресторан «Прага» (№ 2/1)
Доходный дом А. А. Лазарика — А. Л. Шанявского (гостиница «Столица») (№ 4)
Правая часть существующего длинного трёхэтажного здания содержит в своей основе постройку середины XVIII века (частично сохранились детали дворового фасада [59] ), левая часть возведена в середине XIX века. В то же время фасад здания получил отделку в формах позднего классицизма. До перестройки здание имело украшенный шестиколонным портиком фасад и принадлежало секунд-майору Загряжскому. [56] Во второй половине XIX века в здании размещались меблированные комнаты «Гуниб», затем — гостиница «Столица». [25]
25 марта 1865 года Общество русских врачей открыло лечебницу и аптеку, где можно было получить лечение и лекарства по очень дешевым ценам, на 30%—40% дешевле, чем эти услуги стоили в других местах. В 1870 году Общество перебралось в дом № 25. Некоторое время здесь располагалась музыкальная школа. В 1887 году дом приобрёл генерал и золотопромышленник А. Л. Шанявский. На 2-м этаже располагалась недорогая гостиница «Гуниб» (название выбрано неслучайно и напоминало о захвате Гуниба в 1859 году, в котором принимал участие сам Шанявский, и пленении Шамиля), позже переименованная в «Столицу». На 1 этаже — дешевый ресторанчик с недорогими обедами. В молодые годы в «Столице» надолго останавливался И. А. Бунин, который описал её в одном из своих рассказов:
Неприятно и скучно я жил!… В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером ксило воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане. [56]
Доходный дом В. К. Тишенинова (№ 6/2)
Ресторан «Прага» (№ 2/1)
Доходный дом А. А. Лазарика — А. Л. Шанявского (гостиница «Столица») (№ 4)
Доходный дом В. К. Тишенинова (№ 6/2)
Торговый центр «Старая улица» (№ 10)
Здание современной постройки — торговый центр «Старая улица». Ранее на этом месте располагались доходные дома Тоон, построенные архитектором Н. Г. Лазаревым в 1905 году. [32] Еще раньше, в 1820-х годах в стоявшем на этом месте доме жил драматург, переводчик, директор Московских театров Ф. Ф. Кокошкин, у которого собирался литературно-театральный салон. [65]
Доходный дом Орловых (№ 12, стр. 1)
Жилой дом («Дом с привидениями») (№ 14)
В 1702 году на этом месте стоял дом генерал-майора И. И. Чамберса, который, вероятно, вошёл в объём построенного позднее дома княжны А. П. Шаховской. Чертёж фасада дома Шаховской был включён в альбом М. Ф. Казакова. Дом сгорел во время пожара 1812 года и был разобран в 1817 году. [70] Существующий в настоящее время по этому адресу дом вошёл в историю Москвы как «дом с привидениями». Однако после «прочесывания» полицией выяснилось, что роли привидений исполняли нищие, обитавшие в подвале. В XIX веке дом (уже отделенный от дома 12) принадлежал историку, заведующему рукописным отделом Оружейной палаты, директору Московского главного архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенскому (1805—1873). В 1840-х гг. в доме жил известный русский библиограф и библиофил, обладатель коллекции древнерусских рукописей В. М. Ундольский. [71]
Торговый центр «Старая улица» (№ 10)
Доходный дом Орловых (№ 12, стр. 1)
«Дом с привидениями» (№ 14)
Жилой дом (№ 16)
В это доме жил историк П. И. Бартенев, издатель журнала «Русский архив».
Доходный дом церкви Николы Явленного (№ 18)
Доходный дом построен в 1909 по заказу церкви Николы Явленного архитектором М. Д. Холмогоровым. [48] В 1990-х годах на первом этаже здания работал магазин «Оптика». [60] Здание реконструировано в 2004 году. [72]
Жилой дом кооператива «Красный уголок» (№ 20)
Торговое здание (№ 22/2)
Жилой дом (№ 16)
Доходный дом (№ 18)
Торговое здание (№ 22/2)
Доходный дом (№ 24, снесён)
Ранее на этом месте стоял небольшой доходный дом, построенный в 1899 году по проекту архитектора С. М. Калугина. [63] [74] Позднее снесён.
Здание Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова (№ 26/2)
Доходный дом С. Скворцова (№ 28)
Трёхэтажный доходный дом С. Скворцова построен в 1901—1903 годах по проекту архитектора А. А. Остроградского. [75] [77] Фасад здания решён архитектором в формах северного барокко. [75]
Одно время в одной из коммунальных квартир (кв. 7) жил поэт Павел Антокольский. На первом этаже размещался магазин «Медицинская пиявка», в 1926 г. создана платная поликлиника, позднее хозрасчётная поликлиника № 3. Сейчас — медицинский центр «Моситалмед».
Доходный дом (№ 30)
Доходный дом построен в 1904 году по проекту архитектора Н. Н. Боборыкина. [78] Здесь долгое время жил и работал художник С. В. Иванов, о чём сообщает установленная на фасаде мемориальная доска. Другая мемориальная доска установлена в память о жившем здесь с 1930 по 1964 годы писателе Ю. П. Казакове. [74] В квартире № 40 жил бывший революционер, соратник В. И. Ленина, А. Л. Малченко. В советское время на первом этаже размещался зоомагазин, описанный Агнией Барто:
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад. Там летает голубь синий, Снегири в саду свистят. [74]
Здание Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова (№ 26/2)
Доходный дом С. Скворцова (№ 28)
Доходный дом (№ 30)
Доходный дом А. И. Урусова (№ 32)
Трёхэтажный доходный дом известного адвоката А. И. Урусова — эклектическая постройка, декор которой содержит элементы «русского» стиля (нач. XIX в.; 1882 — надстройки и пристройки). Современный облик дом приобрёл в 1898 году, когда было произведено изменение фасада по проекту архитектора С. П. Крошечкина. [41] [79]
Доходный дом (№ 34)
Здание возведено в 1888 году по проекту архитектора В. П. Гаврилова. [80] Небольшой двухэтажный дом построен в период бурной застройки Арбата высокими доходными зданиями и резкого удорожания земли, что является довольно редким случаем. [81]
Главный дом городской усадьбы И. А. Королёва — П. П. Страховой — Тестовых (№ 36/2)
Доходный дом А. И. Урусова (№ 32)
Доходный дом (№ 34)
Главный дом городской усадьбы И. А. Королёва — П. П. Страховой — Тестовых (№ 36/2)
Доходный дом с магазином (№ 38)
В основе существующего здания дом 1814 года постройки. Надстроен в 1901 году по проекту архитектора Н. П. Матвеева. [82] Постройка эклектична: декоративная кладка неоштукатеренных фасадов доходного дома говорит о мотивах модерна; акцентирующий угол здания декоративный щипец решён в декоративных формах барокко. Форма щипца перекликается с оформлением окнных проёмов дома М. Скворцова (№ 28). [45] В доме жил прозаик Б. К. Зайцев. [81]
Доходный дом (№ 40)
Доходный дом построен в 1910 году по проекту архитектора И. А. Германа. [83] Здесь долгие годы работал фотомастер М. С. Наппельбаум, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета, жили психиатр Ю. В. Каннабих, гистолог и цитодог Г. К. Хрущев. [84]
Дом капитанши Е. П. Хвощинской (№ 42)
Дом капитанши Е. П. Хвощинской (1820-е; перестройка в 1868 г. И. С. Каминским [85] ; изменение фасада 1875). В 1828—1830 годах в доме жила графиня Н. А. Зубова — дочь полководца А. В. Суворова. В 1867—1872 годах домом владела Е. Н. Киселёва, в альбом которой А. С. Пушкин вписал свой «Дон-Жуанский список». [84] Фасад одноэтажного дома украшен эклектичным декором. В 1880-х годах был полностью разрушен и воссоздан вновь для размещения культурного центра Грузии «Мзиури» («Солнечный»), [81] с сохранением объёмных характеристик и декора. [51]
Доходный дом с магазином (№ 38)
Доходный дом (№ 40)
Дом капитанши Е. П. Хвощинской (№ 42)
Главный дом городской усадьбы Р. Тургенева (№ 44)
Здание АТС (№ 46)
Здание построено в 1928 году по типовому проекту инженера В. В. Патека в стиле конструктивизма [52] для одной из первых в Москве Арбатской АТС. [81]
Жилой дом (№ 48)
Дом с гастрономом «Смоленский» (№ 50—52)
Дом с гастрономом «Смоленский» (или «Гастроном» № 2) (бывший магазин «Торгсин» — торговля с иностранцами, где продажа шла за валюту либо в обмен на драгоценности), ныне гастроном «Седьмой континент». Здесь происходит один из эпизодов романа «Мастер и Маргарита»). До Октябрьской революции здесь располагался ресторан Игнатия Александровича Зверева; это помещение было полностью снесено и дом с магазином на первом этаже выстроен новый в стиле конструктивизма. Арх. В. М. Маят и В.Олтаржевский, 1928. В 1936 г. Торгсин был упразднен (как и любое иное общение с иностранцами), и гастроном стал называться Смоленским (или № 2 после Елисеевского). Вплоть до середины 70-х годов XX в. в верхних этажах находились квартиры, в основном коммунальные. Здесь жил художник-гравёр, работавший в технике ксилографии и линогравюры П. Н. Староносов. [89] Затем дом был расселен, а после ремонта верхние этажи отданы в распоряжение МИДа, основное здание которого находится рядом на Смоленской площади.
Главный дом городской усадьбы Р. Тургенева (№ 44)
Здание АТС (№ 46)
Жилой дом (№ 48)
Дом с гастрономом «Смоленский» (№ 50—52)
Уличные музыканты Арбата
Художники Арбата
На Арбате можно заказать свой портрет уличным художникам. Они рисуют портреты и шаржи в технике сухая кисть, карандаш, пастель.
Арбат в произведениях литературы и искусства
Старый Арбат настолько вошёл в историю Москвы, что упоминаем в огромном количестве литературных произведений, мемуарах, на Арбате жили и о нём писали многие литераторы, поэты и романисты, воспевали и населяли его своими литературными персонажами. Вот лишь некоторые упоминания:
Известные жители
В других городах
Топоним Арбат стал нарицательным названием пешеходных улиц в России и странах СНГ: