Что значит слог слияние
Конспект урока «Слог-слияние. Гласные и согласные»
На тему : «Звуки в словах»
Цель : Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение
Задачи : дать представление о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; совершенствовать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению.
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Мы начинаем наш урок.
На уроке не зевать,
А работать, рассуждать.
2. Актуализация опорных знаний.
-Из чего состоит наша речь?
— Из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
Сегодня мы узнаем, какие бывают звуки
3. Изучение нового материала.
— Кто изображен на картинке? Аист
— Давайте произнесем слово аист хором.
— Запишем схему этого слова:
— Сколько слогов в этом слове?
— Произнесите первый слог
3.1. Звуко-буквенный анализ слова «аист»
— Сколько звуков вы слышите?
— Произнесите второй слог.
— Сколько в нем звуков?
— Произнесем этот слог протяжно, замедленно.
— Сколько всего звуков в слове?
— Сколько в первом слоге?
— Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
— Какой слог ударный?
3.2. Представление о гласных и согласных звуках
— Произнесите слово аист.
— Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
— При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными. Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
— В русском языке есть шесть основных гласных звуков. Их произносят с помощью голоса, их можно долго и громко кричать, а все потому, что потоку воздуха не мешает выходить изо рта ни губы, ни зубы, ни язык. Давайте попробуем найти эти звуки среди других. А обозначать мы их будем красным цветом.
Называю звуки. Дети пытаются долго и громко прокричать каждый звук. Если звук гласный, дети показывают красный квадрат.
Затем хором повторяем все гласные звуки.
[ A ], [ O ], [ У ], [ Ы ], [ И ], [ Э ].
3.3. Работа со звуковой схемой
На доске выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
-Повторите звуки слова: [ а ], [ и ], [ с ], [ т ].
-Какие звуки не обозначили?
-Попробуйте долго и громко кричать их. Можно их считать гласными? Это согласные!
-Почему не можем долго кричать эти звуки? Что нам мешает? (Поток воздуха, который выходит изо рта, когда мы произносим эти звуки, сталкивается с преградами- губами, зубами, нёбом). Такие звуки называются согласными.
-Что встречается на пути потока воздуха, когда мы произносим [ С ],[ П ], [ Т ],[ Р ]?
3.4 Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным. Работа с учебником, с. 15.
— Какое дерево склонилось над прудом?
— Произнесите первый звук.
— Что можете о нем сказать?
— Посчитайте, сколько слогов слове ива?
— Произнесите второй слог.
— Сколько звуков вы слышите в этом слоге?
— В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
/
— При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
4.Закрепление знаний и способов действий.
Анализ слов куры, гуси. Работа со схемами слов (гласных звуков), стр.18 учебника.
— Кто это на картинке?
— Сколько слогов в слове куры?
— Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных звуков услышали? Назовите их.
Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?
Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Зачем их изучают?
Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.
Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?
Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Как организовать занятия в игровой форме?
Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.
Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.
7 советов по организации занятий:
Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».
Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!
Слоги слияния: справочные таблицы для всех согласных
В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:
1) для обучения чтению;
2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;
3) для корректировки ошибочных навыков;
4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;
5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)
В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.
Комментарии к использованию таблиц:
1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):
2. За занятие рекомендуется читать выборочно по 2 таблицы для согласных, не являющихся всегда твердыми и 1 таблицу из 3 для согласных, всегда являющихся твердыми (Ж, Ш, Ц)
3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.
4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.
5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.
6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.
Урок «Слог-слияние», 1 класс
Цель: Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги
Планируемые результаты (предметные): Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений
Личностные результаты: Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами.
Познавательные : общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные : работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища
Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок
2. Актуализация знаний
— Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы общаемся?
– Из чего состоит речь?
– Из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
— Какие бывают звуки?
— П рошу встать тех ребят, у кого имя начинается на гласный звук, а теперь тех, у кого имя начинается на согласный. Спасибо. Молодцы.
III . Объяснение нового материала
3.1. Введение в тему. Проблемная ситуация
— Посмотрите внимательно на буквы на доске. Что это за буквы? Р, Л, М, Н.
— Подумайте, что общего у этих букв? (согласные)
— А теперь попробуйте составить слова из данных букв. (Не получается)
— Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы. (Ы, Р, А, Б)
— На какие две группы можно их разделить? (На гласные и согласные)
— Попробуйте составить слово из данных букв. Записать.
— А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?
— Какой вывод можно сделать? (Без гласных невозможно образовать слово)
3.2. Практическая работа.
— Медленно проговорите слово рыба.
— Простучите его карандашом по столу.
— Прохлопайте это слово . Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
— В слове ры-ба две части . Назовите первую часть, затем вторую.
В слове может быть два , три, четыре и больше слогов . А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов.
3.2.2 Работа по учебнику,с.16
3.3 Составление звуковой схемы
ПГ «Рыбки плавают, ныряют»
— Составьте звуковую схему слова «рыба». Посчитайте, сколько гласных в слове? А сколько слогов в этом слове? Что вы заметили?
3.3. Ознакомление с правилом
Сколько в слове гласных,
Чтобы слоги посчитать.
Надо гласные узнать,
С каждой гласной связан слог
Вот и весь о них урок!
— Я называю слова , а вы должны, проговаривая слова по слогам , столько же раз прыгнуть.
IV . Закрепление изученного материала
4.1.Работа по составлению схем слов и анализу, с.16
4.2. Дидактическая игра « Раздели слова на слоги».
4.5. Рефлексия . Игра со слогами «Паровозик»
Предлагаем ребенку первое слово-паровоз. А к нему нужно пристраивать слова-вагоны, каждое из которых будет начинаться с последнего слога предыдущего слова.
-Каким способом вы делили слова на слоги?
-Сколько слогов может быть в слове?
-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
— Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С. Слог-слияние»
Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С. Слог-слияние»
Цели занятия: продолжить знакомство с буквой С;
учить детей распознавать слог-слияние;
объяснить механизм соединения твердого согласного с гласным;
научить воспроизводить услышанные слоги на письме, читать целые слова;
развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: альбом, синий, красный, зеленый и простой карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Повторение пройденного материала
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Сливы, свекла, абрикос, апельсин.) Какой звуковичок — [с] или [с*] — есть в этих словах? Где он находится? Закрасьте символ рядом с каждой картинкой нужным цветом. Зачеркните лишний предмет. (Свекла.) Почему он лишний? Назовите оставшиеся предметы одним словом. (Фрукты.) Какие еще фрукты вы знаете?
Педагог может обратить внимание детей на то, что предметы
можно также классифицировать:
— по цвету (фиолетовые — свекла, слива; оранжевые — абрикос,
— по размеру (маленькие — абрикос, слива, свекла; большие —
— по форме (круглые — апельсин, свекла; вытянутые — абрикос, сли-
II. Объяснение нового материала
1. Знакомство со слогом-слиянием (упражнение 2, с. 13).
Педагог: Вы, конечно, знаете, что звуковичок [с] — согласный. А звуковички-согласные петь не умеют.
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 25
Звуковичок [с] очень из-за этого огорчался. Каждое утро он просыпался с мыслью о том, как бы научится петь. Однажды звуковичок услышал пение гласных и решил попросить у них помощи.Девочки с радостью согласились ему помочь:
— Мы обязательно научим тебя петь! — сказали они.
— Только не мог бы и ты помочь нам? Мы такие слабенькие. И нам так бы хотелось, чтобы иногда кто-нибудь шел перед нами, защищая от трудностей и опасностей.
— Я с радостью помогу вам! — ответил звуковичок [с], протянул свою руку гласным и встал перед ними вот так.
Педагог воспроизводит рисунок на доске.
Педагог: С тех пор многие звуковички — мальчики и девочки — дружат между собой. Если звуковички дружат, то они вместе поют одну песенку. Но когда звуковички не дружат и стоят по-другому, пения у них не получается.
2. Письменное задание (упражнение 3, с. 13).
Цель этого упражнения — научить детей распознавать слоги-
Педагог: Рассмотрите схемы. Эти звуковички никак не могут решить, дружить им или нет. Давайте им поможем!
3. Чтение (упражнение 4, с. 13).
Чтению предшествует подготовительная работа. Педагог предлагает детям подружить звуковичков, соединив буквы дугами.
Педагог: Прочитайте песенки звуковичков. Справиться с этим заданием вам помогут дуги между буквами: проводите по ним пальчиком, протяжно прочитайте первый звук и плавно переходите-на второй.
Педагог следит за тем, чтобы при чтении переход от согласного к гласному был плавным. Затем обращает внимание детей на то, что первый звук в слогах твердый.
4. Знакомство со схемой слога-слияния
Педагог: Как звучит песенка звука С, подружившегося с гласными А, О, У, Э, Ы — твердо или мягко? (Твердо.) Рассмотрите и запомните, как это будет выглядеть на схеме.
III. Закрепление изученного материала
1. Диктант (упражнение 5, с. 14).
Педагог: Послушайте внимательно песенки и допишите нужные гласные буквы: су, со, са, сэ, сы. (Педагог диктует слоги по одному.)
Будут ли эти звуковички дружить? Подружите букву С с гласными — помогите им взяться за ручки.
2. Чтение. Составление звуковых схем слов
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Оса, осы, усы, СОС.) Прочитайте записанные под ними слова.
Педагог объясняет детям смысл слова «СОС!», просит подготовить слова для чтения. Затем напоминает о том, что букву с точкой нужно читать отдельно, а подружившиеся буквы слитно.
Педагог: Под каждым прочитанным словом нарисуйте его схему.
Процесс выполнения этого задания не должен превращаться в механическое рисование квадратиков и кружков. Схема должна быть результатом тщательного звукового анализа, который педагог проводит с детьми. (Какой звук первый? Назовите его.
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 21
Гласный он или согласный? Твердый или мягкий? Какой звук второй, третий)
3. Работа с итоговой информацией.
Педагог читает выводы (альбом, с. 14) и проверяет, наcколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ФФНР «Звуки [Л] и [Л’]. Буква Л» ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: •Познакомить детей с механизмом образования.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звуки [Х] — [Х`]. Буква Х» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».Лексическая.
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З» Программное содержание: закреплять правильное.
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] — [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С» «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звуки [Б]-Б], буква Б» Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Б-Бь, буква.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.
Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.