Что значит сказка несказка
Отзыв-неотзыв, сказка-несказка.
Polpotcat
Тексты, собранные здесь, писались в разное время, по разному поводу, с разным настроением. И связаны между собой только одной сказочной тематикой. Почему решил объединить их в одно целое? Своеобразный филологический эксперимент. Люблю, знаете ли, поэксперементировать на досуге, пожонглировать словами. Не буду делать вид, что мне всё равно, как отнесется к моим экспериментам уважаемая публика. Всегда не всё равно и волнительно.
Пролог.
Сказка для взрослых и считающих себя взрослыми.
Царство у него было небольшое. С некоторых времен. Так как соседи были беспокойные и до чужого добра жадные. Всё время воевать лезли и коммюнике разные с ультиматумами выставляли, где так прямо и писали, что, мол, «если ты диктатор и тиран отрицаешь настоящую демократию и не даёшь житья сексуальным меньшинствам, а так же Грин Пис отказываешься субсидировать, то должен своим добром поделиться. к сему и прилагаем список добра и наши наилучшие пожелания!» А в списке том.
Царь по-началу было оправдывался, пускал к себе разные иностранные делегации да комиссии. Водил их по царству, показывал, что с демократией у него всё в порядке, что к сексуальным меньшинствам у него нет никаких претензий, что даже сам он иногда не прочь. Потому как, дела государственные обязывают!
Не проникся посол, не понял намёков и не принял ухаживаний, так как строго следовал инструкциям и имел от своего начальства конкретные указания с материальными претензиями. Где ясно указывалось, что нужны им Заливные луга, Высокие горы, Молочная речка с кисельными берегами, что протекала вдоль границ. И, особенно, сделать упор на маленькую бензоколонку на окраине царства, с весьма немаленькими доходами.
Царь, конечно, оскорбился, что посол не принял его ухаживаний. Не привыкло Его Величество к такому обращению. Вобщем, послал он посла! И объявил войну соседям. Причем всем! И в этом была его роковая ошибка.
Не учел царь-государь, что царство его сказочное и сам он сказочный. А соседи его, все, сплошь, закоренелые реалисты и практики. С ними даже Страстбургский суд не решается связываться. А Гаагский трибунал, наоборот, давно уже осудил, заочно правда, самого царя-батюшку, как международного преступника, обличив его в «зверствах и геноциде собственного народа». В качестве доказательства была представлена пробирка с неким мутным веществом, якобы доводящим сказочный народ до скотского состояния. Адвокаты пытались доказать, что это всего лишь спиртосодержащая жидкость, в народе называемая «самогонкой». Но прокурор уж очень злющий попался и доказал, что нарушены, все мыслимые и немыслимые права человека. Что никакая это не самогонка, а последняя бактериологическая разработка из секретной лаборатории самой Бабы Яги под кодовым названием «Сказачок» (сказка-новичок).
Бабка как услышала от добрых людей про сей вердикт, так и села в чан с самогонкою. Потом месяц из запоя не выходила.
Так что военный конфликт назревал давно уже. И победила, наконец, «Партия войны», которую возглавлял Кащей Бессмертный, занимавший единственное место от опозиции в местном парламенте.
Вот Кощею то и решил царь поручить вести военные действия. «Ты, говорит. закоренелый коммунист и анархист, воевать всех звал. Тебе и флаг в руки! Послужи, говорит, Отечеству! Тем более тебе терять нечего, бессмертный ты».
Да и виды он имел на престол царский.
Собрали войско, какое смогли. Семь гномов, трех престарелых богатырей на пенсии, да Емелю на печке, в качестве бронетанковой поддержки.
Построили кое-как и отправили воевать под началом товарища Бессмертного.
Разбили лагерь на берегу Молочной речки, немного подальше от кисельных берегов, чтобы не увязнуть. Поужинали плотно. Военноначальник, приказал выдать всем по ковшику «сказочкА» (самогон теперь иначе и не называли). Сморило, это сказочное чудо-войско, богатырским сном.
А враги, призванные Кощеем, не дремали. Повязали всех одной веревкою и, на утро, даже похмелиться не дали, злодеи!
Как узнал царь-батюшка про такое гнусное предательство, так и огорчился непомерно. Бился головою оземь, сучил ножками и плевался в невидимого врага. Предал анафеме всякую оппозицию и Кощея в первую очередь.
Но, чтобы не лезть на рожон, согласился принять все выставленные условия. Отписал, требуемые земли ворогу. Выплатил положенную контрибуцию. Распрощался с любимой бензоколонкою. Поплакал маленько в подушку.
Но у власти его всё же оставили, пусть хоть и от царства сказочного осталось меньше половины. Всё же лучше, чем участь Наполеона, который помер на Святой Елене (на острове, конечно же. А вы что подумали?)
Так что Кощею теперь не до сказок. Впрочем, как и остальным жителям сказочного царства. Раньше жили они в сказке, а теперь «как в сказке». Чувствуете разницу?
Сказка не всегда ложь, но всегда намек!
Эпилог.
Урок внеклассного чтения «Сказки-несказки В.В. Бианки»
1. Вступительное слово. (Слайд №1)
– Вспомните, как называется тема, которую мы изучаем на уроке чтения?
– Как вы понимаете эти слова?
– Что вы подразумеваете под словом “живое”?
– Каким вы себе представляете человека, любящего все живое?
(Добрый, отзывчивый, сердечный)
– Вот с творчеством такого человека мы и будем сегодня знакомиться. Это В.В.Бианки.
– Вы уже читали много его произведений. Поднимите руку, кому понравились ого рассказы и сказки?
– Посмотрите на его портрет. (Слайд №2)
– Каким человеком он вам кажется?
(Грустным, задумчивым–может в этот момент он обдумывает сюжет своего нового
рассказа, переживает о судьбе Муравьишки, доберется ли он до своего дома вовремя).
– В каких рассказах и сказках есть повод для печали и грусти о своих героях?
– Веселым – рад своим наблюдениям, радуется за каждого обитателя леса, которого в конце пути ждет удача.
– Когда вы радовались читая книги Бианки?
Учитель читает текст со слайдов №2.
– Виталий со своими братьями часто бывали в залах музея. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как же хотелось маленькому Виталию найти волшебное слово, которое бы “оживило” музейных зверей. Настоящие звери были дома: в квартире хранителя разместился маленький зоопарк.
Летом вся семья уезжала на дачу в Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее путешествие. Ему тогда было 5 лет. С тех пор лес для него стал волшебной страной, раем.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. А еще он очень любил поэзию, играл в футбол, занимался гимнастикой.
Своим главным “лесным” учителем Бианки считал своего отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Виталий не любил наблюдать за природой из окна. Всю жизнь он много путешествовал, собирая и записывая свои наблюдения в дневник.
Через много лет они преобразились в увлекательные произведения для детей. Первый рассказ был напечатан, когда писателю было 29 лет. Он назывался “Путешествие красногрудого воробья”, а следом за ним вышла его первая книжка “Чей нос лучше?”. Но самой замечательной книгой стала “Лесная газета”, которая переведена на многие языки мира.
35 лет писал Бианки о лесе. (Слайд № 3,4 + текст со слайда).
Это слово часто звучало в названиях его произведений.
– В каких названиях есть это слово?
(“Лесные домишки”, “Лесные разведчики”, “Лесная газета” и т.д.) (Слайд № 5)
Повести, рассказы, сказки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последнее он даже называл по-особенному “Сказки–несказки”. В них нет волшебных палочек и сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается – тот не так прост. Удалось-таки писателю найти такие волшебные слова, которые “расколдовали” лесной мир.
– Вот сегодня на уроке мы и подумаем, почему же эти произведения так называются “Сказки-несказки”, вроде бы сказки, а вроде бы нет.
На доске – карточка со словом: “Сказки”.
Дети называют признаки сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты.
На доске – карточка со словом “ Несказки”
Дети называют признаки несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей.
Герои какой сказки пожаловали к нам в гости?
– Слышишь какая музыка гремит в лесу?
(Фонограмма голосов птиц).
– Что вы себе представили?
А). Работа с текстом (Слайд № 8).
– Вспомните, в какой последовательности они появлялись в сказке? Кому трудно вспомнить, может открыть текст в книге. Он поможет вам восстановить сюжет произведения.
1. Лягушка – чем она поет? Найдите в тексте
2. А кто услышал песню лягушки? Почему он прилетел на болото?
(Завтракать, будет мне чем поживиться)
–Почему же он забыл про завтрак?
(Увлекся своей песней).
– Почему о пении аиста Бианки так говорит: “Трещотка трещит деревянная”?
– Какой звук оно напоминает?
(Сухой треск дерева).
3. Кто услышал песню аиста?
4. О каком лесном музыканте говорится дальше?
– Какую же музыку исполнил дятел? Чем?
5. Кого разбудил он своей песней?
6. Где же исполнял свою песню шмель?
– Как же звучала его песня?
7. Кого разбудил жук?
– Как же поёт саранча?
8. Почему Бекас так долго не вступал в общий хор?
– Но он не возражал: “Эх, была не была! Полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!”
– Чем же запел Бекас?
– Голос какого животного был слышен с земли?
Б). Работа в группах
– Возьмите конверты. Вытащите из них задание.
– Вам нужно будет сейчас распределить как пел каждый обитатель леса. Можно совещаться.
– Что помогло вам правильно распределить карточки?
– Какие слова рассказа помогают нам чётко понять, кто чем поёт?
(Аист, дятел, шмель, саранча)
– Слово имеет звуковой рисунок. Давайте прислушаемся к тому, как поёт аист.
– Какие звуки повторяются? И т.д.
Мы не можем услышать такое разнообразие голосов в природе. А вот В.Бианки помог нам одновременно услышать многоголосие обитателей леса.
Он придумал, как это сделать. Он услышал эту музыку в словах и передал её путем повторения звуков в словах.
И оказалось, что даже безголосые обитатели леса могут создать необыкновенный лесной хор.
– А теперь, давайте, подумаем, сказка это или не сказка?
Не сказка
Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной сказкой В.В. Бианки (“Сова ) (Слайд №9).
(Чтение учителем сказки до слов “…ночь пришла”)
– Как же будут развиваться события дальше в этой сказке?
– К чему приведёт ссора старика и Совы?
(Ответы детей, их творческие фантазии)
– А вот что же думает об этом Виталий Бианки, мы сейчас прочитаем…
(Чтение учащихся “цепочкой” сказки “Сова”)
– Ради чего написана эта сказка? О чем хотел рассказать в ней автор?
(Что в природе всё взаимосвязано, даже если этого и не видно с первого взгляда)
– Какая беда могла бы случиться, если бы не помирились старик с Совой?
– Какую русскую народную пословицу употребил автор в сказке?
(“Дружно не грузно, а врозь хоть брось”)
– Напоминает ли вам это произведение сказку? Чем?
(Герои – человек и сова. Они между собой пытаются договориться. Как в сказках о животных, люди и животные составляют единый мир. Автор даёт меткие характеристики героев: “ Сова – отчаянная голова”… Много употребляет В.Бианки выражений из русских народных сказок.).
–Узнаём ли мы что-нибудь новое о природе? Что?
– Можно ли назвать её сказка – несказка?
– Таких произведений у В. Бианки очень много.
– Как вы поняли, что же такое сказки – несказки Виталия Бианки?
(Произведения, которые очень похожи на сказку, но дают познавательный материал о природе).
– Какие произведения из тех, что вы причитали можно назвать сказки – несказки? Почему?
В.В. Бианки так необычно писал о природе, как до него ещё никто не писал.
Многие писатели учились у В.Бианки интересно и занимательно писать о природе. (Слайд № 11)
– Посмотрите сколько замечательных книг написали другие писатели о природе. Все эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.
– Какие же маленькие открытия вы сделали для себя на уроке? Что неожиданного было для вас?
(Узнали новое из биографии писателя, услышали “лесной хор”, познакомились со сказками – несказками и др.)
– Ребята, на уроке чтения мы завтра начнём читать отрывки из сказки В. Бианки “Мышонок Пик”. Может кто-нибудь из вас прочтёт начало сказки дома и расскажет с чего же всё началось?
А в заключении урока я хотела бы вам показать отрывок (слайд № 12) из мультфильма, который снят по сказке В.В. Бианки “Приключения Муравьишки”.
(Демонстрации мультфильма до звонка)
Весь фильм вы сможете досмотреть во второй половине дня.
Прочитайте онлайн Литературное чтение. 3 класс. Методическое пособие | Раздел «Сказки-несказки» (10 ч)
Раздел «Сказки-несказки» (10 ч)
Основную часть этого раздела составляют литературные сказки особого вида: в них в форме сказки (такая форма привлекательна для детей) авторы дают некоторые естественнонаучные сведения о природе.
Две сказки этого раздела построены по модели народной сказки «Теремок» – это сказки В. В. Бианки и М. Л. Михайлова. Работая с ними, можно организовать разнонаправленное сравнение: сравнение литературной сказки с народной и сравнение двух литературных сказок, воспроизводящих одну и ту же модель народной («Теремок»).
Сказки Б. В. Заходера «Русачок» и В. В. Бианки «Терентий-Тетерев» представляют собой сказки-несказки свободной формы – они не соотнесены с конкретной народной сказкой. Последнее произведение этого раздела – рассказ «Тетерева» И. С. Соколова-Микитова – включен для установления ассоциации по сходству персонажей – тетеревов. Это позволяет продолжить работу на сравнение сказки и рассказа по характеру изображения персонажа (вспомните сравнение во 2 классе рассказа М. М. Пришвина «Журка» и русской народной сказки «Лиса и журавль»).
Уроки 1, 2 (28, 29). Тема: «Кто в тереме живет?»
( В. В. Бианки «Теремок» )
Задачи:
• закреплять и развивать понятие о жанре сказки;
• закреплять и развивать представление о литературной сказке;
• воспитывать бережное отношение к животным;
• отрабатывать навыки построения оценочного высказывания;
• ввести понятие о сказке-несказке как особой разновидности литературной сказки;
• закреплять представление о рифме и словесном повторе;
• развивать речевое чутье и эстетическое отношение к речи при выявлении смысловой роли повтора и при работе с выразительными средствами; развивать речевой слух при работе с рифмой;
• расширять представление о природе (жизнь обитателей леса).
Виды работы:
• пересказ текста по плану, пересказ отдельных фрагментов близко к тексту;
• создание собственных высказываний на основе содержания текста;
• беседа по вопросам;
• речевая работа: выявление сходства и различия выражений с лексическим ( «долбил-долбил» ) и корневым ( «старый-престарый» ) повтором; выявление созвучий;
• работа с учебной статьей «Виталий Валентинович Бианки».
Дополнительные вопросы и задания
1. В народной сказке в теремок пускают всех, кто просится. И живут там вместе мышка и лиса, заяц и лягушка и т. д. Возможно ли такое в жизни? Подумайте, почему в дупле-теремке каждый раз живет кто-то один.
2. Можно задать ученикам вопросы, которые проверяют их внимание при чтении текста и смекалку: Кто никого не выгонял из теремка? А кто ничего о себе не рассказывал? Кто только рассказывает о себе и не пугает?
3. Прочитайте, что каждый говорил о себе, как представлялся. Постарайтесь запомнить эти выражения и используйте их при пересказе.
4. Кто в сказке просто рассказывает о себе (какой он, что умеет), а кто говорит так, чтобы испугать?
5. Вспомните, как представлялись персонажи в народной сказке «Теремок». Почему они не пугали?
6. Докажите, что представления всех животных в сказке Бианки рифмованные.
Комментарий к вопросам и заданиям
Вопрос 1. «Теремок» В. В. Бианки – сказка, так как в ней персонажи-животные в некоторых своих действиях ведут себя, как люди: они разговаривают друг с другом, рассказывают о себе. В то же время это и не сказка, потому что в ней автор сообщает много научных (правдивых) сведений о животных.
Вопрос 2. Вопрос связан с усвоением основного содержания сказки. Эта сказка построена так, что одна и та же ситуация (событие) повторяется несколько раз – столько, сколько в сказке персонажей. Поэтому для усвоения содержания и последующего пересказа главное – запомнить порядок, в каком персонажи заселялись в дупло, а также кто дупло выдолбил. Полезно записать название персонажей на доске. Это будет своего рода план пересказа.
Вопросы 3, 4. Сходство с народной сказкой: и та и другая называется «Теремок». И в народной сказке, и в сказке Бианки персонажи – животные, они имеют вторые имена-определения. Сказки одинаково построены. И в той и в другой используется рифма. Различия: в народной сказке обитатели теремка принимают к себе всех, кто просится, и живут некоторое время вместе, а в сказке Бианки каждый, начиная с третьего, Сыча, выгоняет своего предшественника и живет один. В народной сказке действуют обычно звери, земноводные и насекомые, у Бианки среди персонажей есть и птицы (Дятел, Скворец, Сыч).
Вопрос 5. В сказке Бианки мы узнаем о внешности животных, повадках, чем они питаются, что выбирают для жилья и др. В дупле поселяются только те, кто в природе действительно обитает в дупле. Можно проанализировать одно-два представления, например, представление Сыча. Если внимательно прочитать его, можно узнать, что сыч – птица хищная, имеет большие когти, которыми ловит добычу.
Вопрос 6. Повторение одного и того же слова и повторение однокоренных слов использовано, во-первых, для выражения значения превосходной степени ( «толстый-претолстый» – очень толстый), во-вторых, для выражения длительности действия ( «долбил-долбил» ) и, в-третьих, для выражения короткого повторяющегося действия ( «скок-поскок», «тук-постук» ).
Вопрос 1 (доп.). Ответ на первую часть вопроса очевиден: народная сказка построена на вымысле. А сказка Бианки и подобные ей литературные сказки имеют целью в занимательной форме расширить представления детей о природе, поэтому многое здесь жизнеподобно. И как в природе разные животные не живут вместе, так и здесь каждый следующий поселяется в дупле, когда оно свободно.
Вопрос 4 (доп.). Пугают в этой сказке Сыч, Белка, Куница, Медведь, пчелы.
Вопрос 5 (доп.). В народной сказке животные хотели жить вместе, а не выгнать предшественника.
Вопрос 6 (доп.). Примеры рифмы: «пестрый» – «вострый»; «сыч» – «не хнычь»; «прилечу» – «проглочу»; «скворец» – «певец»; «белка» – «сиделка»; «рой» – «горой»; «Мишка» – «крышка» и др.
Уроки 3, 4 (30, 31). Тема: «Наше дело зайцем стать»
( Б. В. Заходер «Русачок»)
Сказка Б. В. Заходера «Русачок» привлекает неожиданным, занимательным сюжетом (зайчонок ищет, в кого превратиться), живостью и динамичностью повествования, обаятельностью главного персонажа, выразительностью речи, добротой и мудростью.
Текст дает возможность развернуть работу практически по всем аспектам программы: составление плана, характеристика персонажа, разные виды чтения (выборочное, по лицам, выразительное и др.). Очень разнообразна здесь может быть речевая работа. На этом тексте, а также на основе сравнения его с другими литературными сказками можно закрепить понятия «сказка», «литературная сказка», «сказка-несказка», а также расширить представление о творчестве замечательного детского писателя Б. В. Заходера.
Задачи:
• развивать и закреплять представление о сказке и об особом виде литературных сказок – «сказках-несказках»;
• учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи;
• воспитывать бережное отношение к природе, животным;
• отрабатывать навыки передачи содержания текста своими словами;
• обогащать лексический и лексико-фразеологический запас школьника (разговорные слова и устойчивые выражения); развивать речевое чутье при определении и сравнении значений слов и выражений и сферы их употребления, при подборе синонимов (развитие речи).
Виды работы:
• рассказ учителя о писателе Б. В. Заходере;
• выразительное чтение и чтение по ролям;
• членение текста на части и составление плана;
• пересказ близко к тексту с использованием слов и выражений текста;
• беседа по вопросам;
• работа с заглавием;
• речевая работа: определение значения слов и выражений, подбор синонимов, выделение слов и выражений разговорной речи;
• творческая работа: придумывание к сказке новых эпизодов по аналогии;
• расширение представлений о творчестве Б. В. Заходера.
Дополнительные вопросы и задания
1. Долго ли Русачок искал, в кого ему превратиться? Сколько времени это заняло?
2. Докажите, что Русачку всегда нравится только то, что нравится зайцам. Может быть, ему только кажется, что он хочет превратиться в кого-либо другого? Подтвердите ответ примерами из текста.
3. Найдите и прочитайте, как Русачок встретился с лисой и как он с ней разговаривал. Лиса считает, что Русачок очень смелый. Вы согласны с ней? Объясните ответ.
4. А что бы вы сказали о Русачке: какой он?
8. Составьте пары по образцу.
«Большой-пребольшой» – очень большой.
Сравните слова и выражения в каждой паре.
Подумайте, какие из этих выражений употребляются только в разговоре (разговорной речи).
9. Почему такие выражения встретились в этой сказке?
10. Какие еще произведения Б. В. Заходера вы знаете?
Комментарий к вопросам и заданиям
Вопрос 4. Это сказка-несказка. Читатель узнает из нее о повадках животных, о том, что они едят, где живут, сколько времени растут, кто из них хищник и на кого охотится, кто и как защищается от врагов.
Вопрос 1 (доп.). Все лето.
Вопрос 3 (доп.). Русачок не смелый, а молоденький, поэтому наивный, совсем не знает лесной жизни, не догадывается, чем ему грозит встреча с лисой.
Вопрос 4 (доп.). Русачок добрый ( «не наше это дело других обижать» ), любознательный, ему интересно знать, кто и как живет в лесу. Он вежливый, самостоятельный (сам решил все узнать).
Вопрос 5 (доп.). Произведение названо по главному персонажу. По главному событию его можно назвать, например, так: «Как Русачок искал, в кого бы превратиться».
Вопрос 7 (доп.). «Держать ушки на макушке» – быть начеку, быть настороже; «поминай как звали» – исчезнуть, убежать; «как в воду канул» – исчез.
Вопрос 9 (доп.). Сказка – произведение устного творчества, она сказывается, и в народной сказке всегда много разговорных слов и выражений. Писатели и поэты в своих литературных сказках тоже подражают устной речи. А в сказке Б. В. Заходера «Русачок» разговорные слова и выражения встречаются в речи персонажа (Русачка).
Уроки 5, 6, 7 (32, 33, 34). Тема: «Кто у терема, кто у высокого…»
( М. Л. Михайлов «Лесные хоромы»; небылица «Сел сверчок на шесток…»)
Сказка М. Л. Михайлова построена по модели народной сказки, но модель эта очень оригинально изменена. В отличие от народных сказок, которые внешне скорее развлекательные, чем поучительные, в сказке Михайлова поучительность более заметна, хотя и не столь прямолинейна, как, например, в басне или дидактическом рассказе, а достаточно тонка и ненавязчива. Сказка «Лесные хоромы» привлекает живостью диалогов, выразительностью народного слова. Она дает возможность для разнообразной работы с текстом: содержанием (композиция, главная мысль), характеристикой персонажей, составлением плана, разнонаправленным сравнением с народной сказкой и сказкой В. В. Бианки, а также разного рода речевой работой.
Задачи:
• закреплять понятия «сказка», «басня», «потешка», «небылица»;
• развивать представления о литературной сказке по модели народной сказки «Теремок»;
• учить определению главной мысли сказки;
• учить устанавливать последовательность событий в тексте;
• отрабатывать навыки сравнения текстов;
• развивать умение характеризовать персонажей;
• расширять активный словарный запас за счет усвоения слов народного языка; развивать речевое чутье при толковании значений слов и подборе синонимов (развитие речи);
• расширять представления о старинном русском быте (хоромы, кузовок).
Виды работы:
• составление плана в разном речевом оформлении (в виде предложений и цитат);
• беседа по вопросам;
• сравнение с народной сказкой и сказкой В. В. Бианки;
• речевая работа: подбор синонимов, сравнение лексических значений слов (теремок и терем; хоромы); нахождение рифмы.
Дополнительные вопросы и задания
1. В этой сказке четыре части. Найдите и прочитайте их последовательно.
2. Озаглавьте каждую часть, запишите полученный план и перескажите по плану.
3. Обитатели терема часто спорят друг с другом – «перекоряются», но дважды они были единодушны и согласны друг с другом: «Ах, и в самом деле! – загудели все»; «крикнули все в один голос». Найдите и прочитайте, о чем эти эпизоды.
4. Кто первый догадался, что пришел их страшный враг – паук?
5. У Бианки дупло названо «теремком», а кузовок у Михайлова назван «теремом» и «хоромами». Как вы объясните это различие?
6. В каком из двойных названий персонажей есть рифма? Какие из этих названий отражают особенности голоса насекомого?
Комментарий к вопросам и заданиям
Вопрос 1. Первый вопрос связан со словарной работой. Здесь речь идет о словах исконно русских. С ними дети наверняка встречались, но значение их они могут представлять не очень четко. Надо помочь им осознать значение через синонимы и контекст. Значение глагола «не хватился» станет понятнее, если на его место поставить близкое по значению словосочетание «обронил и не заметил пропажи».
Вопрос 2. Этот вопрос логический: включение предметов (персонажей сказки) в более широкий родовой класс.
Вопрос 3. Жители кузовка сначала долго спорили, кому идти первому посмотреть, что случилось (каждый боялся и прикрывал свой страх тем, что он лучше других), а потом они так же долго спорили, кому первому спасаться.
Можно сказать, что обитателей хором подвели трусость и забота каждого только о себе. Стоит вспомнить произведения, где ситуация противоположная: в трудных обстоятельствах помогли дружба, совместные действия («Зимовье зверей» и др.).
Вопрос 4. Здесь легко узнать модель народной сказки «Теремок». Это сходство ученики найдут без труда.
Первое различие: в народной сказке одна сюжетная ситуация: теремок заполняется и в конце рушится, а в сказке Михайлова их четыре: 1) теремок заполняется, 2) обитатели хвастаются, 3) жители лесного теремка пытаются выяснить, кто у дверки возится, кто еще пришел, 4) жители спорят, кому первому спасаться.
Второе отличие: в народной сказке теремок разрушается, а здесь кузовок остается цел, погибают только его обитатели.
Третье отличие: эта сказка литературная, и в ней заметна назидательность, в народной сказке такого явного поучения нет.
Вопрос 5. Главная мысль сказки носит дидактический характер: здесь осуждаются высокомерие (каждый персонаж этой сказки доказывает, что он лучше других), забота только о себе и неумение объединиться при общей беде.
Вопрос 6. Сходство со сказкой Бианки: обе похожи на народную сказку «Теремок» тем, что заселяется какой-то предмет (дупло, кузов), что персонажи – из мира животных, что они просятся в теремок, называя себя двойными именами, и т. д. М. Л. Михайлов, в отличие от В. В. Бианки, не использует форму сказки, чтобы сообщить читателям некоторые знания о природе. Его произведение – это просто сказка.
Вопрос 2 (доп.). Примерный план может быть таким:
1. Теремок заселяется («Кто в хоромах? Кто в высоких?»).
2. Обитатели хвастаются («Пошли у них разговоры»).
3. Каждый боится лететь первым («Никто лететь смотреть не хочет»).
4. Каждый хочет вылететь первым («Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою паутину»).
Вопрос 5 (доп.). В сказке Михайлова действуют насекомые, и им кузовок кажется очень большим.
Уроки 8, 9 (35, 36). Тема: «Жил в лесу тетерев»
( В. В. Бианки «Терентий-Тетерев»; И. С. Соколов-Микитов «Тетерева»)
На уроке рассматриваются два произведения, объединенных тематически (одинаковым объектом описания). Единство темы помогает обнаружить жанровые различия: о тетеревах в сказке и рассказе говорится по-разному. Сравнение позволит закрепить жанровые признаки сказки и рассказа. Знакомство с этими произведениями расширяет представление детей о природе.
Сказка В. В. Бианки «Терентий-Тетерев» дает возможность продолжить знакомство со словами и оборотами разговорной речи, а рассказ И. С. Соколова-Микитова дает благодатный материал для наблюдения за выразительными средствами русского языка (эпитет, сравнение, скрытое сравнение).
Задачи:
• закреплять представление о литературной сказке, о сказке-несказке, о жанровых признаках, различающих сказку и рассказ;
• воспитывать бережное отношение к природе, животным;
• отрабатывать навыки сравнения произведений и персонажей;
• дать начальные представления о фразеологизмах;
• обогащать словарь школьников за счет перевода пассивного запаса слов и выражений разговорной речи в активный; развивать речевое чутье и эстетическое отношение к речи при работе с эпитетами, сравнением, скрытым сравнением и при толковании значений слов и выражений (развитие речи).
Виды работы:
• беседа по вопросам;
• сравнение сказки и рассказа;
• речевая работа: выявление слов и выражений разговорной речи, слов с яркими определениями, скрытого сравнения; работа с устойчивыми выражениями;
• творческая работа (составление текста-аннотации).
В. В. Бианки «Терентий-Тетерев»
Дополнительные вопросы и задания
2. Найдите другие разговорные слова и выражения.
3. Вы помните, что такое сказка-объяснение? Вспомните, например, сказку Р. Киплинга «Слоненок». Можно ли сказку В. В. Бианки назвать сказкой-объяснением?