Что значит синхронное изучение истории
Что значит синхронное изучение истории
скажите, везде система синхронного преподавания и как с этим справиться до 10 класса?
Ольга, можно поподробнее? Что Вы имеете в виду под синхронным преподаванием? Параллельное препождавание отечественной и зарубежной истории или что-то иное?
именно это и имею ввиду.нас департамент образования обязал перейти на эту систему с 6 класса истории. учебников специальных нет. я так поняла надо одновременно идти по двум учебникам. ну в 10-11 классах еще реально. а что делать с 6-8 классами? как оценки ставить? вообще не понимаю. сказали сами планирование составляете на МО, а я почти одна в районе. что делать?
В 6 и 7 классе, где изучается история до конца 18 века, надо, по-видимому, разделять курсы. То есть проходить сначала историю зарубежную, потому отечественную оценку ставить одну. Если требуют ставить две оценки, выставлять их на основании тех четвертей, когда тот или иной курс изучался. Иначе у детей будет каша в головах.
В 8 классе, где изучается 19 век, стоит поступать иначе. Действительно работать параллельно. Посоветую из- своего опыта.
Период от начала 19 в. до 1815 года изучается объединенно. Конкретно:
Приход Наполеона к власти, кратко его внутренняя политика. — Начало царствования Александра I, первые реформы. — Наполеоновские войны 1802–1807 гг. Тильзит. — Проекты реформ Сперанского, их неудача. — Международные отношения в 1808–12 гг. Эрфурт. Русско-шведская и русско-турецкая войны. Подготовка войны 1812 г. — Война 1812 г. Заграничный поход. Сто дней. Венский конгресс. Священный союз. —Реставрация во Франции. Европейские революции начала 20-х гг. — Внутреняя политика Александра I в 1815–1825 гг. — Движение декабристов.
Почему Сперанский вклинивается во внешнюю политику? Потому что и его реформы и его крушение без внешнеполитического контекста не работают. Но это можно менять.
Внутреняя политика Александра I без внешнеполитического контекста тоже малопонятна.
Дальше — более крупные блоки:
Европа в 1820-1840-х гг. 1848 год.
Россия при Николае I.
Европа и США в 1850–1870-х гг. Гражданская война в США, объединение Италии и Германии, франко-прусская война.
Россия в эпоху великих реформ. Пореформенная Россия 1860–1870-х гг.
Учебники в данном случае большой роли не играют, составить планирование можно, опираясь на любой из них. По российскому 19 веку лучший — Ляшенко, худшие — Захарова и Боханов. Посередине — Данилов, Зырянов. Если дети осиливают, можно использовать учебник Павленко и Ляшенко для 2-го концентра.
А как это — почти одна в районе? Ведь не одна же в районе Ваша гимназия? Посмотрите варианты планирования в сообществе учителей истории на сайте it-n.ru Там много всякого материала имеется. Можно и запрос сделать, кто-нибудь предложит ссылку.
можно тогда вопрос- нам сказано пройти в 8 классе историю России вплоть до октябрьской революции, это как в план с всеобщей включать
В 8 классе положено изучать 19 век. 20 век изучается в 9 классе. Не с 1917 года, а с начала. Впрочем, это такая же неразрешимая задача, как и прохождение в 8 классе при 2 часах в неделю всего курса вплоть до 17 года. Значит, пропускайте малосущественные темы, задавайте их читать по учебнику. Значит, революции 48 года, например, должны пройти в 1 урок все четыре и франко-прусская война вмест с объединением Германии — тоже в 1 урок. И твердо скажите себе, что за качество знаний в этой ситуации несет ответственность тот, кто предлагает такие программы. В конце концов ясно, что учителя, которые успевают решать на уроках проблемные задачи и изучать документы, проходят далеко не все темы. Иначе такое было бы невозможно в принципе.
А что касается порядка изучения конца 19 и начала 20 в., то я бы сделал так:
После изучения Российского пореформенного периода проходим темы «крупные кап. страны в конце 19 — начале 20 вв.» Включаем следующие подразделы: экономика, внутренняя политика, рабочее движение (в 1 урок, основные тенденции). Отдельный урок — Япония. Затем разбираем российскую историю эпохи Александра III, затем международные отношения в конце 19 — самом начале 20 в. вместе со складыванием колониальной системы и российской внешней политикой до русской-японской войны. Затем российская история: экономика, внутренняя политика, общественное движения, русско-японская война. Затем 1-я российская революция, столыпинская реформа, третьеиюньская монархитя, международные отношения в 1905–1914 гг. Первая мировая война.
ужас. у меня такое впечатление складывается, что в наше правительство делает все чтобы новое поколение не знало историю России. конечно учитель может все успеть за урок, но усвояемость материала…. у меня очень умные детки, гимназисты, но и у них предел есть. из-за такого объема по истории уже многие стали не любить этот предмет, хотя я пытаюсь облегчить материал.
нам сказано, что при переходе в 9 классе на 2 ч. истории и 2 часа общества, нужно историю до 1917 г. пройти в 8 классе, а то не уложимся в часы по 20 веку.
А все равно уложить это нельзя. Хорошую нам предлагают альтернативу: или по 19-му веку преподавать в стиле «галопом по Европам» или по 20-му. А на практике — по обоим.
Уважаемая Ольга. Я думаю, что Вы со мной согласитесь, что практически любой учитель будет расстроен, если количество уроков по его предмету в учебном плане будет сокращаться. Это понятно. Но как это связано с любовью детей к данному предмету – я не совсем понимаю. Если детям интересно на этих уроках, если им нравится учитель – то они будет любить их и три раза в неделю, и два, и один. Мне так кажется.
А я вот Ольгу хорошо понимаю: чем меньше часов остается на тот или иной период (при сохранении обязанности пройти программу), тем больше учитель вынужден превращать урок в сухую схему. История дворцовых переворотов – урок (таблица: год – в чью пользу – против кого – осуществившие силы), и кому там к черту нужны страдания убогого Брауншвейгского семейства? И зачем мы читали Эйдельмана? Декабристы – урок (таблица: название общества – годы – осн.прогр.пол-я – лидеры), и кого волнуют взаимоотношения Лунина с Константином Павловичем? И зачем мы, обратно, читали Эйдельмана? И уж вовсе незачем было его читать по теме «Павел I» – минут 30 на внутреннюю политику, если не ошибаюсь…
Одним словом, коллеги, в сухом остатке у меня остается вопрос: зачем мы читали Эйдельмана?
Эйдельмана мы читали для души…
В ССУЗах программа по истории – вообще закачаешься – 100 часов на ВСЮ историю, от обезьяны с Адамом до Медведева, да еще и углубленно, как рекомендует автор программы А.А.Данилов… Вся античность «углубленно», «на повышенном уровне» за два часа… Вот где весело, если по программе идти… А Вы, Алексей Валерьевич, всё Эйдельман, да Эйдельман…
Так душа же от всего происходящего активно просится наружу (то есть, согласно Вашей же, Сергей Николаевич, версии, Эйдельман прёт…) В непрофильных ВУЗах, насколько я в курсе, на «от Адама до Саддама» вообще часов 30 с небольшим… Как тут не вспомнить: «Из классов доносилось: «Что есть король?» «Светлое величество!» » Что есть министры?» «Верные, не знающие сомнений…»
Из пояснительной записки к Примерной программе основного общего образования по истории: «»Основные содержательные линии примерной программы в 5-9 классах реализцется в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов». Раньше синхронно-параллельное изучение истории в 5-9 классах носило рекомендательный характер. А «предполагается», на ваш взгляд, воспринимать как.
у нас это уже обязательно.начала преподавать в 9-11 классах по уч Загладина. в 9,11 вроде ничего-все пошло, а вот в 10 классе ужас.много лишнего из всемирной истории и очень мало на Россию.а как экзамены в 11 сдавать?
Уважаемые коллеги,и у меня такая же проблема!Я с Ольгой согласна, действительно,дети начинают недолюбливать предмет, т.к.слишком велик объем материала для 2 часов.Как бы дети не относились к педагогу,как бы он не старался, но просто физически невозможно уложить все в голове ( да и объяснить как следует )Не понятна политика Министерства, допускающая такое.Ведь не реально 20-й век уместить в 68 часов.
Это просто смешно читать. 70 уроков (68) мы в Татарстане давно преподаём. И никаких проблем не было. Раньше к этим 70-ти добавляли 35 уроков истории Татарстана. Но с прошлого года у нас такое распределение: 36 – история России, 24 – всеобщая история, 10 – история Татарстана. Но и этого вполне достаточно. Нытьё, товарищи, пустое нытьё… ВОт 10 класс – да, ужас. Только жалкие ничтожества могли придумать такую компоновку материала – все века, кроме 20-го, да ещё не только по Российской, нои по всеобщей истории.
И на каком основании насаживается синхронное преподавание? Какие обязывающие документы? Приказ министерства РФ? Или по области? В Татарстане конечно больше демократии по вопросам преподавания. Учитель сам решает, как и что. А вот 2 урока общества в 9 классе – это просто глупо. Ну ни к чему столько.
Уважаемый Ленар Ренатович, нам на историю дано только 68ч. и более ничего.Поделитесь,пожалуйта, как Вы умещаетесьв этих рамках.Я не могу понять, как можно 20-начало 21 веков вместить в 36 часов. Поделитесь,если возможно,по каким учебникам Вы преподаете историю в 9-11 классах.
А обществознание по 2 часа у нас только в 10-11классах.
Учебник Сороко-Цюпа исключительно не подходит школьникам. Сложно и не понятно. По крайней мере коллега, учивший свои 9-е классы, не в восторге был. В этом году получили наконец-то учебник Алексашкиной. Теперь все 9-е будут по этому учебнику. И мне самому не понравилось читать этот учебник. Учебник Алексашкиной детям нравится, как и Загладина.
А учебник Кредера запретили? Как жаль… Мы по нему учились… Ну он конечно изжил себя
А чем конкретно этот учебник «изжил себя»?
Он не актуален. Он методически устарел. В нём многого нет.
Методически учебник Кредера совершенно не устарел. «Не актуален» — этого я не понимаю. Давайте поконкретнее. В нем многого нет — ав учебниках Загладина, Алексашкиной, Сороко-Цюпы все есть? и где это вообще Вы видели учебник, в котором все есть? Да еще по новейшей истории, которую и проходить-то практически некогда?
в Красноярске в этом году в старших классах заставляют выставлять общую оценку по истрии. никто толком не может объяснит как это будет соотноситься с экзаменом. мы же сдаем ЕГЭ по истрии России. как этот вопрос обстоит в других регионах?
Насколько я знаю в большинстве регионов продолжают выставлять годовые оценки и по истории России и по всеобщей истории.
Вообще-то две оценки выставляются по истории только в 9-11 классах (См. Сборник нормативных документов МО РФ). Поэтому в 6-8 классах выставляется одна оценка и курсы идут поочередно. Можно придумывать все что угодно, но есть Закон.
Я и имел в виду 9 и 11 классы. В 10 кстати тоже выставляется одна оценка.
Во всех классах 5-9 классах выставляется одна оценка по истории. В общеобразовательных 10-11 классах продолжают ставить оценки за историю России и всеобщую историю отдельно. В профильных 10-11 классах с двумя уроками истории в неделю ставится одна оценка по истории.
Уважаемые коллеги! С линейной системы преподавания истории мы перешли на концентры аж 9 лет назад. И поверьте, дети приспосабливаются к новой системе легче и быстрее, чем мы. ( Но лучше знать историю Отечества от «видения общей картины» они не стали – детский организм выработал защитную реакцию). От «галопом по Европам» можно ждать только – » мы все учились понемногу…»
Меня беспокоит ситуация несвободы, когда полгода в 11 классе я должна идти по Левандовскому, а после 1945г. переходить на учебник»созданный прзиденской командой»!
Почему это вы должны? Читайте закон об образовании. Методику и рекомендованныедопущенные учебники выбирает учитель.
Начиная с 9 класса, выставляются две оценки по истории. Одна по всеобщей, вторая по истории России. Кстати, в аттестате и за 9 и за 11 класс должно быть две оценки
Недавно получила текст новой концепции истории ссср,претендующей на официальность.Так согласно ей тоталитаризма не было при сталине.Вот так,коллеги.
Ну, тоталитаризма не было и согласно учебнику Филиппова по периоду 1945–2008 гг. А Наталье Коноровой можно ответить так: не расстраивайтесь, скоро проблема перехода с одного учебник на другой исчезнет сама собой и Вы и первые полгода в 11 классе будете проходить по учебнику Филиппова-Данилова. Если согласитесь.
У нас курсы идут поочередно, сначала всеобщая, потом России, но ставлю я две оценки, это же два разных предмета! Извините, это хорошо видно на экзаменационном материале… Почему надо путать детей, они привыкают со средней школы, что истории оцениваются отдельно, и в старших классах воспринимают две оценки как должное… Причем курсы истории прекрасно укладываются в четверти, поэтому у меня получается – 2 четверти всеобщая и годовая оценка, 2 четверти – история России и тоже годовая оценка. Скажите, пожалуйста, а где-нибудь, прописано какая история в 6-8 классах изучается сначала, а какая во втором полугодии? Уже несколько раз сталкивалась с тем, что приходят среди года ученики из других школ и изучали сначала историю России…
Коллеги, а как с промежуточной аттестацией: вы выставляете две оценки – по всеобщеи и отечественной истории- или одну?
№35. Нигде не прописано. Исходим из наличия учебников. Если не хватает, то в одном классе ведем историю всеобщую, а в другом – России. Потом наоборот. В планировании по Загладину в 10-11 классах идет поочередно, одна тема по истории всеобщей. затем другая того же хронологического периода по истории России и т.д. Две оценки выставляются только в 9-11 классах и в промежуточной аттестации так же!
В 9-11 классах выставляю по истории России и Всеобщей отдельно как итоговые, так и промежуточные.
Сегодня на окружном совещании (Москва, Западный округ) получили указание, начиная с 9 класса вести в журнале две отдельные страницы по всеобщей истории и по истории России и выставлять в году, в свидетельстве за 9 класс и в аттестате за 11 класс две отдельные оценки.
Леонид Александрович! А на какие-нибудь нормативные документы ссылка есть? И как вести две страницы, если ведёшь интегрированный курс «Россия и мир» (учебники Волобуева, Загладина, Данилова)?
Окружной методист на какие-то нормативные акты ссылалась, но мне их запоминать ни к чему. Она сказала — я принял к сведению. А с «Россией и миром» все, по-моему, так же, как и с другими учебниками: «российскую» тему — сюды, «мировую» — туды. Темы-то уроков все равно раздельные. Но я не исключаю, что в регионах правила иные, ибо ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ!
Коллеги, подскажите пожалуйста, как правильно заполнять журнал с таким вот синхронно-параллельным преподаванием? Когда тема однозначно относится к российской или зарубежной истории, это понятно – вносим ее на соответствующую страницу в журнале. А если тема, скажем, «Россия и Европа во второй половине XVIII в.», мне что ее дублировать – писать на страницу всеобщей и отечественной истории?
И еще: окружной методист сказал вчера на совещании, что курс по истории должен быть поделен по принципу 1/3 на всеобщую историю, 2/3 – на российскую. Я буду преподавать в 10 классе, и в учебнике Загладина, которым я собираюсь пользоваться, ситуация обратная – большинство материала посвящено всемирной истории. Как тут быть??
Денис, у Вас прямо так и называется урок: «Россия и Европа во 2-й половине 18 в.»? Если речь идет о внешней политике, то можно записать на странице всеобщей истории «Международные отношения во 2-й половине 18 в.» или на странице российской истории «Внешняя политика России во 2-й половине 18 в.» А если таких уроков окажется два, то — по одному на каждую страницу.
То есть я могу переформулировать темы так как считаю нужным? Вы знаете, я работаю в школе немного и не вполне компетентен в этом вопросе. Я думал, что темы в журнале нужно записывать согласно тематическому планированию…
Но тематическое планирование сам учитель и составляет.
В школе, в которой я работал до этого, завуч всегда говорила, что нужно или придерживаться какого-то официального тематического планирования, которое составляет, например, сам автор учебника (я имею в виду планирование, которое продается в магазинах), либо можно составлять свое планирование и утверждать его в методцентре. Просто взять написать свое и работать по нему, не согласовав в соответствующих инстанциях, якобы нельзя.
Тематическое планирование, которое составляет сам учитель должно быть утверждено директором или завучем. Все остальные требования это отсебятина администрации школы.
Денис! Ваше начальство, видимо, перепутало планирование и программу. Если у Вас авторская, то есть своя собственная программа, то ее, конечно надо утверждать, у нас этим занимается Академия постдипломного образования. А планирование вы можете составлять самостоятельно, на основе стандарта и программы. Просто делаете небольшую пояснительную записку, где пишете, что планирование составлено по учебнику имярек. А по поводу соотношения Всеобщей и Российской, это рекомендация, ее можно выполнять, можно нет. Но по логике, российской истории целесообразней уделить больше времени, чем импортной.
В 11 классе 2 часа профиле и не профиле, в первом 3 часа Обществознания, Загладинский Россия и мир еще котируется, последний раз по нему работал в 2002-2003 – что о Загладине думаете?
на 46. Денис. Темы уроков Вы можете формулировать сами, но в журнале должно быть точное совпадение формулировки темы в Вашем тематическом планировании. Так что составляя тем.планирование, продумайте заранее этот вопрос.
А как тогда быть тем, кто раюботает по этому учебнику, но сталкивается с требованием методиста заполнять две отдельные страницы? (Вопрос сугубо из любопытства, сам я и по Загладину не работаю, и журнал заполняю в достаточно произвольных формулировках вот уже 29 лет) :-))
Вот методисту и надо, прежде чем выдвигать такие требования, отследить нюансы, не ставя учителей в дурацкое положение. И требуйте от методистов письменных инструкций по таким скользким вопросам.
Да мне-то ни к чему… В мои журналы методисты не заглядывают.
Понял не будем морочить мозги не себе, ни другим.
А что о Левандовском – Россия 11 и Улуняне – мир. Можете сказать – не работал по ним.
Если Вы имеете в виду учебник Левандовского-Щетинова, то там Левандовский писал лишь о периоде до 1917 г., а всю послереволюционную часть писал Щетинов. По-моему, написана эта часть скучно.
Спасибо! Других к сожалению нет.
На пост 46.Дорогой Денис!Поскольку наша очаровательная система сделана по принципу социализма, а социализм, как известно,»есть учет и контроль»,то,чтобы избежать ненужной головной боли – вашей и не только – делаете следующее:
1.Берете стандартное планирование в НМЦ
2.Удваиваете его – один экз вам,второй – завучу
3.Всегда берете его на урок.Вы можете говорить о чем угодно – но в журнале д.б. записано так,как в планировании
4.ВСЕГДА(!)записываете в журнале все уроки, которые вы проболели, или детей забрали, или объявлен День семейного отдыха – ваши уроки были!
Если вы все это сделаете – к вам не будет вопросов ни от методиста,ни(что хуже) от завуча,ни от банка.А на уроках вы можете хоть эпиталамы петь – проверяется ЖУРНАЛ! Ибо он есть документ,удостоверяющий вашу работу.Единственный документ.А на Леонида Александровича не смотрите – он гуру, ему все можно!)))))
Я не гуру, я анархист по мере возможностей, создаваемых привилегированным положением школы. :-))
на 56.Если у вас всего 2 часа в неделю и отнюдь не гениальные дети, данные учебники использовать будет сложно.По Левандовскому согласна с Л.А.Кацва. Улунян неплох. Но времени на прохождение того и другого будет катастрофически не хватать)).
Коллеги,если честно – вы проходите зарубежку? Я ее не успеваю катастрофически, и в итоге просто плюнула – Россию бы успеть…..или я одна такая разляпа?(((((((
думается, что не одна. Только тссс…)))))
Ага………..Никому не скажем)))))))))Но как иначе пройти весь 20 век в 9-м кл. за 2 часа.
Славо богу есть резерв из ОБЖ и права
а если эти предметы ведет другой учитель?
у меня вот нет больше никакого резерва. Только 2 часа истории. Правда, в 9 еще дают час краеведения.
На 59. Маленькое уточнение к пункту 4 Записывать уроки которые проболели нужно на другое время, когда Вы были здоровы. Иначе возникнут проблемы с оформлением больничного листа.
на 62. Я стараюсь хотя бы обзором давать темы по зарубежке. Ну как не давать Версальско- Вашингтонскую систему или экономический кризис 1929г., становление фашистских режимов? А в среднем звене…эпоха Просвещения, развитие капитализма и пр.?
Концепция преподавания истории России в школах: традиции и инновации
В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.
В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?
«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».
В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.
Почему назрели изменения?
Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.
Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.
Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.
Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.
В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.
В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.
В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.
Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?
«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».
Что изменилось в новой концепции?
Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?
Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.
Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.
Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.
Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.
Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.
Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.
Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.
Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.
Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.
«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».
И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.
Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:
При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.
Что изменилось в курсе отечественной истории?
Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.
В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век. Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.
Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.
«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».
Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.