Что значит сильная и слабая позиция гласных
Изменение звуков в потоке речи
Урок 31. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Изменение звуков в потоке речи»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Как изменяются гласные звуки в речи?
· Как изменяются согласные звуки в речи?
· Что такое сильная и слабая позиции звуков?
Итак, мы помним, что звуки речи бывают гласные – они образуются только при помощи голоса. И согласные – в них присутствует шум, иногда с голосом, а иногда без.
Могут ли звуки в речи меняться? Вот наше состояние, например, часто меняется. В солнечный день мы можем чувствовать себя радостными. В дождь – печалимся. А в грозу ещё и испугаться можем!
Иногда мы чувствуем себя сильными: горы бы свернули, прямо с утра! А иногда мы чувствуем себя слабыми, ни на что не способными. Обычно это зависит от разных условий и обстоятельств.
Но звуки тоже бывают сильными и слабыми.
Ведь мы можем произносить звуки сильно, полно. Или же слабо, невнятно.
Сравните, как мы произносим слово д[о]м. И слово д[о]ма. Слово гри[б]ы. И слово гри[п].
В одних случаях мы произносим звуки более чётко, а в других – менее чётко.
Как мы произносим звук – зависит от его позиции.
В слове дом мы произносим выделенный звук сильно. А в слове дома тот же звук произносится слабо. В слове грибы выделенный звук произносится сильно, полно. А в слове гриб – слабо.
У звуков есть сильная и слабая позиция.
Как видите, это касается и гласных, и согласных звуков.
В сильной позиции звук произносится полно, долго, ясно: до-ом, гриб-ы. Выделенные звуки стоят в сильных позициях.
В слабой позиции звук произносится нечётко, слабо. Дома. Гриб.
Он может произноситься настолько слабо, что заменяется другим звуком.
В слове дома звук [о] заменяется звуком [а]. В слове гриб звук [б] заменяется звуком [п].
Конечно, эти звуки стоят в слабых позициях.
Но какие позиции – сильные, а какие – слабые?
Для гласных сильной будет позиция под ударением.
Если на звук падает ударение, звук произносится максимально полно и чётко.
Звуки под ударением в этих словах стоят в сильных позициях.
И значит, слабая позиция для гласных – это позиция не под ударением.
Если лишить звук ударения, то он сразу же начинает произноситься короче, слабее, менее внятно.
Лишим наши слова ударения:
Все выделенные звуки оказались в слабой позиции. Они все произносятся короче и слабее. В слове «моря» звук ещё и заменяется другим звуком. Такие случаи нас интересуют в первую очередь.
С согласными звуками сложнее, у них есть много сильных и слабых позиций. Сильной, например, является позиция перед гласным звуком.
Если после согласного звука стоит гласный звук, то согласный произносится ясно, чётко.
Например: ду[б]ы, но[ж]и, ро[г]а.
Выделенные согласные стоят перед гласными. Они находятся в сильной позиции.
Слабой позицией для согласных является конец слова. Это очень опасная позиция. Согласные в ней произносятся невнятно и часто заменяются другими согласными.
Теперь выделенные звуки оказались на конце слова. В слабой позиции произошла замена звонких звуков на глухие.
У согласных звуков могут быть и другие слабые позиции. Например, если глухой согласный стоит перед звонким, он может меняться. И наоборот.
Про[сʼ]ить – звук стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.
Просьба. В этом слове звук оказался в слабой позиции, перед звонким. И сам стал звонким: мы произносим [зʼ].
Ложек. В этом слове звук [ж] стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.
Ложка. Звук попадает в слабую позицию, перед глухим согласным. И сам становится глухим, потому что мы произносим [ш].
В некоторых словах сильная и слабая позиция одного звука могут чередоваться: он оказывается то в сильной позиции, то в слабой.
Мы как раз рассмотрели примеры таких слов. В них один звук заменяется другим звуком.
Такие чередования звуков, в зависимости от позиции, называются позиционными чередованиями.
Позиционные чередования звуков также изучает фонетика.
Позиционные чередования не отражаются на письме.
Звук обозначается одной и той же буквой, независимо от того, стоит он в слабой или в сильной позиции.
Как пишутся все эти слова? Все звуки, которые мы рассматривали, обозначаются одинаково. В словах дом и дома – буква о для двух звуков.
Именно поэтому нужно быть особенно осторожными. Ведь позиционные чередования коварны!
Послушайте вот такую забавную и поучительную историю.
К одному художнику как-то пришёл клиент.
– Ничего нет легче, – пожал плечами художник.
Но что у него получилась за картина!
Клиент был в ужасе и недоумении: что это за картина такая? Откуда тут вообще лиса?
– Что заказывали, то и получили, – обиделся художник. – Сказано – в лису! Вот я и нарисовал лису!
– Но я же имел в виду – «в лесу»! – удивлялся клиент.
Как вы уже догадались, художника подвело плохое знание правил.
В лесу. Безударный гласный находится в слабой позиции. Получается звук [и].
В лису. Безударный гласный тоже находится в слабой позиции. Звук [и].
Получается, что звуки совпадают, а слова пишутся по-разному.
Художнику стоило поставить звук в сильную позицию, под ударение: лес.
Звучит знакомо, правда?
Действительно, позиционными чередованиями звуков объясняются некоторые правила, с которыми мы хорошо знакомы.
Это, например, правописание безударных гласных. И правописание проверяемых согласных в корне слова.
Оба эти правила сводятся к одному и тому же: нужно поставить звуки в сильную позицию!
Давайте вспомним эти правила.
Начнём с безударных гласных. Перед нами такие слова:
Мы не знаем, как они пишутся, потому что гласные в них стоят в слабой позиции. То есть, не под ударением. Поставим эти гласные в сильную, ударную позицию!
Перейдём к согласным в корне слова.
Выделенные звуки находятся в слабой позиции, поэтому мы слышим их нечётко. Нужно поставить звуки в сильную позицию. Перед гласным.
Поскольку позиционные чередования не отражаются на письме, мы везде пишем буквы, которые соответствуют сильной позиции.
Итак, что нам требуется запомнить?
Звуки в речи могут попадать в разные позиции. У гласных и согласных звуков может быть сильная позиция и слабая позиция.
В сильной позиции звуки произносятся чётко, полно.
В слабой позиции звуки могут даже заменяться другими звуками.
Чередование звуков в сильной и слабой позициях называется позиционным чередованием.
Понятие фонетической позиции
В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой.
В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильнойпозицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [јулъ], район – [рајон], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (май – [маi], милый – [милыi]).
[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и, когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].
1) в начале слова: есть – [јэ]сть, ёж – [јо]ж, юнга – [ју]нга, яблоко – [ја]блоко;
2) после гласных: каюта – ка[ју]та, маяк – ма[ја]к, мои – мо[ји],
3) после разделительных Ъ и Ь: съел с[јэ]л, соловьи солов[ји].
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Редукция(лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.
Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.
Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја], [суднъ – суда – судΛвоi].
Редукция качественная– это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.
Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:
в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;
в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.
Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.
Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].
IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками «+» (согласны).
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]
У:— Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
VII. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
рассказать о гласных звуков русского языка сильная и слабая позиция двойная роль буквы е е ю я помогите срочно
Сильные и слабые позиции гласных
Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ.
В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.
Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.
В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке [a], например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается «аканье».
Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к [и] (скорее, звучит с призвуком [э]).
Например, сравним произношение слов пятак и петух: [пИ (э) так], [пИ (э) тух].
Нормативным в русском языке считается «иканье».
Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.
Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.
Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э: жакет => [жы (э)] кет, шалаш => [шы (э)] лаш, тридцать => три [цы (э)] ть.
В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.
Сильные и слабые позиции согласных
Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной.
Сильные и слабые позиции гласных звуков
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
У гласных фонем сильной позицией является позиция под ударением. С первого класса школьников учат проверять безударные гласные ударными. Чем лучше ударные? Да тем, что представляют собой настоящую фонему. А без ударения многие гласные фонемы меняют свой облик. Особенно отличаются этим фонемы О и Е – так и норовят превратиться в А и И. Вместо л[о]вить мы говорим л[а]вить, хотя есть улов, вместо б[е]жать – б[и]жит, несмотря на наличие слова бег.
Такое чередование в лингвистике называется фонематическим чередованием.
Есть в русском языке только одна абсолютно сильная и независимая гласная фонема, никогда не скрывающая своего лица – У. Ей не с кем путаться. В предложение «Я люблю кукурузную кашу.» целых пять гласных – и все произносятся как [у].
ü искомый звук должен быть в сильной позиции;
ü входить в состав той же самой части слова.
Подыскивая проверочное слово, мы освобождаем звук от «порабощения» позицией.
ОРФОГРАММЫ – БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
не проверяемые правилами
травá
Слагать – сложить
растение – росли
отрасль – росток
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: