Что значит сильная и слабая позиция гласных

Изменение звуков в потоке речи

Урок 31. Русский язык 5 класс ФГОС

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласных

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Конспект урока «Изменение звуков в потоке речи»

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Как изменяются гласные звуки в речи?

· Как изменяются согласные звуки в речи?

· Что такое сильная и слабая позиции звуков?

Итак, мы помним, что звуки речи бывают гласные – они образуются только при помощи голоса. И согласные – в них присутствует шум, иногда с голосом, а иногда без.

Могут ли звуки в речи меняться? Вот наше состояние, например, часто меняется. В солнечный день мы можем чувствовать себя радостными. В дождь – печалимся. А в грозу ещё и испугаться можем!

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Иногда мы чувствуем себя сильными: горы бы свернули, прямо с утра! А иногда мы чувствуем себя слабыми, ни на что не способными. Обычно это зависит от разных условий и обстоятельств.

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Но звуки тоже бывают сильными и слабыми.

Ведь мы можем произносить звуки сильно, полно. Или же слабо, невнятно.

Сравните, как мы произносим слово д[о]м. И слово д[о]ма. Слово гри[б]ы. И слово гри[п].

В одних случаях мы произносим звуки более чётко, а в других – менее чётко.

Как мы произносим звук – зависит от его позиции.

В слове дом мы произносим выделенный звук сильно. А в слове дома тот же звук произносится слабо. В слове грибы выделенный звук произносится сильно, полно. А в слове гриб – слабо.

У звуков есть сильная и слабая позиция.

Как видите, это касается и гласных, и согласных звуков.

В сильной позиции звук произносится полно, долго, ясно: до-ом, гриб-ы. Выделенные звуки стоят в сильных позициях.

В слабой позиции звук произносится нечётко, слабо. Дома. Гриб.

Он может произноситься настолько слабо, что заменяется другим звуком.

В слове дома звук [о] заменяется звуком [а]. В слове гриб звук [б] заменяется звуком [п].

Конечно, эти звуки стоят в слабых позициях.

Но какие позиции – сильные, а какие – слабые?

Для гласных сильной будет позиция под ударением.

Если на звук падает ударение, звук произносится максимально полно и чётко.

Звуки под ударением в этих словах стоят в сильных позициях.

И значит, слабая позиция для гласных – это позиция не под ударением.

Если лишить звук ударения, то он сразу же начинает произноситься короче, слабее, менее внятно.

Лишим наши слова ударения:

Все выделенные звуки оказались в слабой позиции. Они все произносятся короче и слабее. В слове «моря» звук ещё и заменяется другим звуком. Такие случаи нас интересуют в первую очередь.

С согласными звуками сложнее, у них есть много сильных и слабых позиций. Сильной, например, является позиция перед гласным звуком.

Если после согласного звука стоит гласный звук, то согласный произносится ясно, чётко.

Например: ду[б]ы, но[ж]и, ро[г]а.

Выделенные согласные стоят перед гласными. Они находятся в сильной позиции.

Слабой позицией для согласных является конец слова. Это очень опасная позиция. Согласные в ней произносятся невнятно и часто заменяются другими согласными.

Теперь выделенные звуки оказались на конце слова. В слабой позиции произошла замена звонких звуков на глухие.

У согласных звуков могут быть и другие слабые позиции. Например, если глухой согласный стоит перед звонким, он может меняться. И наоборот.

Про[сʼ]ить – звук стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.

Просьба. В этом слове звук оказался в слабой позиции, перед звонким. И сам стал звонким: мы произносим [зʼ].

Ложек. В этом слове звук [ж] стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.

Ложка. Звук попадает в слабую позицию, перед глухим согласным. И сам становится глухим, потому что мы произносим [ш].

В некоторых словах сильная и слабая позиция одного звука могут чередоваться: он оказывается то в сильной позиции, то в слабой.

Мы как раз рассмотрели примеры таких слов. В них один звук заменяется другим звуком.

Такие чередования звуков, в зависимости от позиции, называются позиционными чередованиями.

Позиционные чередования звуков также изучает фонетика.

Позиционные чередования не отражаются на письме.

Звук обозначается одной и той же буквой, независимо от того, стоит он в слабой или в сильной позиции.

Как пишутся все эти слова? Все звуки, которые мы рассматривали, обозначаются одинаково. В словах дом и дома – буква о для двух звуков.

Именно поэтому нужно быть особенно осторожными. Ведь позиционные чередования коварны!

Послушайте вот такую забавную и поучительную историю.

К одному художнику как-то пришёл клиент.

– Ничего нет легче, – пожал плечами художник.

Но что у него получилась за картина!

Клиент был в ужасе и недоумении: что это за картина такая? Откуда тут вообще лиса?

Что значит сильная и слабая позиция гласных

– Что заказывали, то и получили, – обиделся художник. – Сказано – в лису! Вот я и нарисовал лису!

– Но я же имел в виду – «в лесу»! – удивлялся клиент.

Как вы уже догадались, художника подвело плохое знание правил.

В лесу. Безударный гласный находится в слабой позиции. Получается звук [и].

В лису. Безударный гласный тоже находится в слабой позиции. Звук [и].

Получается, что звуки совпадают, а слова пишутся по-разному.

Художнику стоило поставить звук в сильную позицию, под ударение: лес.

Звучит знакомо, правда?

Действительно, позиционными чередованиями звуков объясняются некоторые правила, с которыми мы хорошо знакомы.

Это, например, правописание безударных гласных. И правописание проверяемых согласных в корне слова.

Оба эти правила сводятся к одному и тому же: нужно поставить звуки в сильную позицию!

Давайте вспомним эти правила.

Начнём с безударных гласных. Перед нами такие слова:

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Мы не знаем, как они пишутся, потому что гласные в них стоят в слабой позиции. То есть, не под ударением. Поставим эти гласные в сильную, ударную позицию!

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Перейдём к согласным в корне слова.

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Выделенные звуки находятся в слабой позиции, поэтому мы слышим их нечётко. Нужно поставить звуки в сильную позицию. Перед гласным.

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Поскольку позиционные чередования не отражаются на письме, мы везде пишем буквы, которые соответствуют сильной позиции.

Итак, что нам требуется запомнить?

Звуки в речи могут попадать в разные позиции. У гласных и согласных звуков может быть сильная позиция и слабая позиция.

В сильной позиции звуки произносятся чётко, полно.

В слабой позиции звуки могут даже заменяться другими звуками.

Чередование звуков в сильной и слабой позициях называется позиционным чередованием.

Источник

Понятие фонетической позиции

Что значит сильная и слабая позиция гласных Что значит сильная и слабая позиция гласных Что значит сильная и слабая позиция гласных Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласных

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой.

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильнойпозицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [јулъ], район – [рајон], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (май – [маi], милый – [милыi]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и, когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: есть – [јэ]сть, ёж – [јо]ж, юнга – [ју]нга, яблоко – [ја]блоко;

2) после гласных: каюта – ка[ју]та, маяк – ма[ја]к, мои – мо[ји],

3) после разделительных Ъ и Ь: съел с[јэ]л, соловьи солов[ји].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция(лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја], [суднъ – суда – судΛвоi].

Редукция качественная– это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.

Источник

Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

Что значит сильная и слабая позиция гласных

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

Что значит сильная и слабая позиция гласных

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

Что значит сильная и слабая позиция гласных

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

Что значит сильная и слабая позиция гласных

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Что значит сильная и слабая позиция гласных

У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.

Дети показывают пальчиками «+» (согласны).

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]

У:— Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У.Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

Источник

рассказать о гласных звуков русского языка сильная и слабая позиция двойная роль буквы е е ю я помогите срочно

Сильные и слабые позиции гласных

Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ.

В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.
Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.

В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке [a], например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается «аканье».

Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к [и] (скорее, звучит с призвуком [э]).
Например, сравним произношение слов пятак и петух: [пИ (э) так], [пИ (э) тух].
Нормативным в русском языке считается «иканье».

Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.

Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.
Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э: жакет => [жы (э)] кет, шалаш => [шы (э)] лаш, тридцать => три [цы (э)] ть.

В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.

Сильные и слабые позиции согласных
Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной.

Источник

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Что значит сильная и слабая позиция гласных

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

У гласных фонем сильной позицией является позиция под ударением. С первого класса школьников учат проверять безударные гласные ударными. Чем лучше ударные? Да тем, что представляют собой настоящую фонему. А без ударения многие гласные фонемы меняют свой облик. Особенно отличаются этим фонемы О и Е – так и норовят превратиться в А и И. Вместо л[о]вить мы говорим л[а]вить, хотя есть улов, вместо б[е]жать – б[и]жит, несмотря на наличие слова бег.

Такое чередование в лингвистике называется фонематическим чередованием.

Есть в русском языке только одна абсолютно сильная и независимая гласная фонема, никогда не скрывающая своего лица – У. Ей не с кем путаться. В предложение «Я люблю кукурузную кашу.» целых пять гласных – и все произносятся как [у].

ü искомый звук должен быть в сильной позиции;

ü входить в состав той же самой части слова.

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Подыскивая проверочное слово, мы освобождаем звук от «порабощения» позицией.

ОРФОГРАММЫ – БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

не проверяемые правилами

Что значит сильная и слабая позиция гласныхтравá

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласных

Что значит сильная и слабая позиция гласныхЧто значит сильная и слабая позиция гласныхСлагать – сложить

Что значит сильная и слабая позиция гласныхЧто значит сильная и слабая позиция гласных растение – росли

Что значит сильная и слабая позиция гласныхЧто значит сильная и слабая позиция гласныхотрасль – росток

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором проверяемая гласная была бы под ударением:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *