Что значит штраф не следил за пассажирами
Как Роспотребнадзор штрафует россиян за несоблюдение правил возвращения в страну
В Москве за год — с августа 2020 по август 2021 — оштрафовали 1597 человек на 20 млн рублей. В Санкт-Петербурге за осень 2021 года суды рассмотрели 563 подобных дела, в 294 случаях назначили наказание.
Расскажу, за несоблюдение каких требований главного санитарного врача путешественникам приходится платить и какие вердикты выносят суды.
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Как путешественникам вернуться в Россию, чтобы не получить штраф
Перед возвращением из-за границы россияне должны заполнить анкету на госуслугах. Это необходимо сделать до прибытия в Россию.
Иногда на борту самолета путешественникам выдают еще одну анкету — бумажную. Из постановления главного санитарного врача непонятно, нужно ли заполнять ее тоже. Я рекомендую все же сделать это, если без нее вас не пропускают через паспортный контроль. Однако суды штрафуют только за отсутствие анкеты на госуслугах.
Недавно россиянам продлили срок действия QR-кодов после перенесенного коронавируса. Теперь сертификат в личном кабинете на госуслугах действует один год. Но санитарный врач пока не внесла изменения в постановление — в нем до сих пор сказано, что ПЦР-тест не сдают только те, кто переболел за последние шесть месяцев.
В целом правила возвращения в Россию вызывают у россиян много вопросов. Подробно самые спорные моменты мы разбирали в другой статье.
За что штрафуют суды
Разберем, за что выписывают штрафы путешественникам.
Не заполнили анкету по прилете. Пенсионерка из Чувашии отдыхала в Турции. Женщина вакцинировалась от коронавируса, поэтому ей не нужно было сдавать тест по прилете в Россию. Но она не заполнила форму на госуслугах, в которой сообщают о наличии сертификата.
Но суд второй инстанции сказал, что женщина действовала в полном соответствии с требованиями пункта 2.3 постановления № 7, поэтому наказывать ее не за что. Результаты теста она разместила не вовремя, но у нее была уважительная причина, и путешественница соблюдала самоизоляцию, поэтому решение суда первой инстанции надо отменить. В результате суд второй инстанции отменил штраф и прекратил производство по делу.
Не представили результат ПЦР-теста по возвращении из Абхазии. Роспотребнадзор в своем инстаграме и виртуальной приемной говорил, что туристам, которые вернулись из Абхазии, ПЦР-тест сдавать не нужно. Но в постановлении главного санитарного врача исключения не прописаны — значит, сдавать анализы должны все. Судебная практика это подтверждает.
Не загрузили результат ПЦР-теста для ребенка. Правила возвращения в Россию распространяются на всех — даже на детей. Причем ограничений по возрасту нет. Если требования не соблюдать, грозит штраф.
Не соблюдали режим самоизоляции, когда есть симптомы коронавируса. Если в течение 14 дней после возвращения в Россию здоровье пассажира ухудшилось, он должен вызвать врача на дом и соблюдать режим самоизоляции.
Например, жительница Архангельска прилетела в Россию из Таиланда 24 марта 2020 года. Ей оформили больничный до 6 апреля. А главный государственный врач региона вынес постановление, которым обязал туристку изолироваться на 14 дней. С этим документом путешественница ознакомилась и получила копию.
Постановление ВС РФ от 30.08.2021 № 1-АД21-2-КЗ PDF, 603 КБ
Что в итоге
Требования антикоронавирусного законодательства постоянно меняются. Например, недавно Роспотребнадзор обязал изолироваться граждан, которые вернулись из ЮАР и еще нескольких стран, где выявили омикрон-штамм.
Правила зачастую можно толковать двояко. Если точно неясно, что именно требуют от путешественников, рекомендую исходить из худшего варианта.
Например, в старой версии требований главсанврача писали: в течение трех дней после возвращения в Россию нужно сдать тест на коронавирус и загрузить результат на госуслуги. Причем было неясно, даются эти три дня на все или только на сдачу анализа, а результат можно загрузить когда-нибудь позже. Из решений судов стало понятно, что три дня давали на все. Потом правила переписали и этот пункт уточнили. Сейчас три дня дается на сдачу анализов и еще один день — на передачу результата на госуслуги.
За какие нарушения ПДД пассажирами ответственность все равно несет водитель?
То, что водители не должны нарушать ПДД – прописная истина, понятная каждому. Как и то, что за нарушение предусмотрено наказание. Однако в ПДД есть пункты, которые напрямую от водителя не зависят – их должны выполнять пассажиры. Но вот в чем нюанс: наказание за их проступки обычно в той или иной мере все равно может нести водитель. Давайте разберемся с тем, что нужно учитывать и помнить, перевозя пассажиров.
Обязанности пассажира четко зафиксированы в ПДД, как и то, что ему делать запрещено. Так, пункт 5.1 указывает, что при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны быть пристегнуты ими, а посадку и высадку из машин нужно производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.
Пункт 5.2 содержит запреты, касающиеся пассажиров: при поездке на легковом автомобиле им запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения.
При этом не стоит думать, что пассажир не может быть наказан за нарушение ПДД: часть 1 статьи 12.29 КоАП указывает, что «нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Но, несмотря на ответственность и на тот факт, что обязанностей у пассажира немного, на практике он может принести водителю немало проблем.
Несмотря на то, что обязанность пассажира пристегиваться ремнем безопасности во время движения обозначена в ПДД, ответственность за его перевозку все равно ложится на водителя. Непристегнутый пассажир при остановке инспектором ГИБДД может быть оштрафован по указанной выше статье 12.29, однако в КоАП есть еще и статья 12.6, согласно которой «… перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей».
Многие водители сталкивались с ситуацией, когда их просят подвезти большую компанию. При этом в ПДД есть пункт 22.8, который запрещает «перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства» – то есть, когда в машине больше мест, чем указано в ее техническом паспорте (для большинства легковых автомобилей это 5). Таким образом, наличие в автомобиле «лишних» пассажиров – это тоже ответственность водителя, и это нарушение наказывается по части 1 статьи 12.23 КоАП как «нарушение правил перевозки людей» и влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Еще одна весьма распространенная ситуация – когда родители просят водителя подвезти их с ребенком без детского кресла. Известно, что правила перевозки детей сложнее, чем взрослых: мы рассказывали о них в отдельном материале, а в ПДД за них отвечает пункт 22.9. При этом водитель, поддавшийся на уговоры и решивший сделать «доброе дело», полностью берет на себя ответственность за нарушение правил перевозки детей, которое карается согласно части 3 статьи 12.23 и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Если в вашем автомобиле есть люк или открывающаяся панорамная крыша, то это еще одна «зона риска». Пункт 22.8 ПДД запрещает «перевозить людей вне кабины автомобиля», и ответственность за пассажира, который частично высунется из люка, тоже лежит на водителе. То же самое, впрочем, касается и ситуации, когда пассажир частично вылезает из бокового окна.
О том, когда и как пассажир может открывать двери автомобиля, мы уже упоминали в самом начале: пункт 5.2 ПДД запрещает ему открывать двери машины во время движения, а 5.1 – выходить из машины со стороны проезжей части, если есть возможность выйти с другой стороны. При этом в ПДД есть еще и пункт 12.7, согласно которому «запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения». То есть в ситуации, когда пассажир открывает дверь, и в эту дверь врезается проезжающий мимо автомобиль, однозначно виноват именно он. Однако на практике определение конкретного виновника и способа компенсации ущерба оказывается сложнее, чем кажется.
Дело в том, что судебная практика показывает разные варианты исхода событий, и не всегда ответственность несет пассажир, открывший дверь. Во-первых, инспекторы ГИБДД, прибывающие на место, обычно отказываются оформлять произошедшее как ДТП, поскольку автомобиль стоял, и водитель им не управлял. Во-вторых, претензии по компенсации ущерба владелец двигавшейся машины нередко предъявляет не пассажиру, а водителю, поскольку с первым вопрос приходится решать в рамках Гражданского кодекса, а не «по привычной схеме» с ОСАГО. В-третьих, в судебной практике есть и случаи, когда вопреки логике ситуацию все же оформляли как ДТП, и ответственность в конечном итоге ложилась на водителя. В общем, ситуация сложная, и, несмотря на то, что ответственность по закону должен нести пассажир, водителю обычно приходится доказывать свою непричастность к происшествию.
Сразу оговоримся: да, этот пункт можно считать несколько надуманным, поскольку мало кто слышал о реальных штрафах, полученных за «несанкционированную» подачу звукового сигнала, а уж в ситуации, когда это делал пассажир, и подавно. Тем не менее, формально такое возможно: согласно пункту 19.10 ПДД «звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия», а статья 12.20 за нарушение правил пользования звуковыми сигналами, предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Таким образом, если пассажир по какой-то причине (например, в шутку) решит нажать на сигнал, ответственность за его действия будет нести водитель.
Все рассмотренные выше ситуации касаются нарушений ПДД, не связанных с авариями. Однако стоит помнить еще и о том, что в случае ДТП пассажир, здоровью которого был причинен вред, вправе подать в суд не только на того водителя, что был в другой машине, но и на того, с кем он ехал, и истребовать компенсацию причиненного вреда здоровью, а в случае смерти пассажира это право переходит к его родственникам.
Более того, право пассажира на компенсацию остается актуальным даже в случае, если водитель, с которым он ехал, не является виновником аварии. Так что помните, что малознакомые или «ненадежные» пассажиры, которые вдобавок «не любят ремень» или «доверяют вам как водителю» – это потенциальный дополнительный источник проблем при ДТП.
Сотрудники ГИБДД разъясняют какая ответственность грозит за нарушения правил перевозки пассажиров.
Пассажир – это участник дорожного движения, смежный с водителем и пешеходом, который находится в транспортном средстве, а также входит или выходит из него.
Он обязан соблюдать обязанности, предписанные для него: пассажиры всегда обязаны пристегиваться ремнем безопасности при их наличии в конструкции автомобиля п. 5.1 ПДД РФ; за непристегнутых пассажиров отвечает и водитель и сам пассажир; садиться в машину и выходить из нее можно только со стороны тротуара, если это не возможно, то садиться и выходись со стороны дороги; запрещается выходить из не полностью остановившегося транспортного средства, открывать двери и мешать водителю, водителю также запрещается трогаться, если пассажиры не закрыли двери п.22.7 ПДД РФ.
Наказание за нарушения правил перевозки пассажиров наступает по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ, штраф предусмотрен в размере 500 рублей.
Нарушение пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения – ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ влечет предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Если пассажир не пристегнут, то водителю выписывается 2 штрафа по ч.1 т. 12.29 КоАП РФ и по ст. 12.6 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров не пристегнутых ремнем безопасности, влечет наложение штрафа в размере 1000 рублей.
Если один из непристегнутых пассажиров – ребенок младше 12 лет, в этом случае водителю будет выписано 2 штрафа по ст. 12.6 КоАП РФ – 500рублей, по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ за перевозку детей в нарушение ПДД штраф 3000 рублей.
Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу, наступает по статье 11.14.2. КоАП РФ:
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Роспотребнадзор разъяснил вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира
Apriori / Depositphotos.com |
Сегодня на официальном сайте службы появилась соответствующая памятка. В ней содержится перечень прав потребителей при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам, а также приводится инструкция в части действий при возникновении ДТП или причинении вреда. Одновременно разъясняются особенности обязательного страхования ответственности перевозчика и судебной защиты прав пассажиров.
Так, приоритетным правом пассажира, пользующегося транспортными услугами (независимо от формы оплаты проезда – самостоятельно или через третье лицо), считается его право на безопасность перевозок. А в случае ДТП или причинения пассажиру, его имуществу вреда перечень прав включает также права требовать:
При этом приводятся советы в части действий потерпевших при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам. Так, в первом случае Роспотребнадзор призывает настаивать на вызове сотрудников Госавтоинспекции для оформления происшествия. Если же имело место причинение вреда здоровью, то рекомендуется дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи или обратиться к водителю с просьбой довезти до ближайшего лечебного учреждения, либо самостоятельно прибыть в медучреждение, проинформировав об этом водителя или перевозчика. Эксперты советуют, по возможности, зафиксировать на фото или видео место в салоне, где был причинен вред, причиненные травмы или ущерб имуществу. Также следует обменяться контактами с пассажирами или свидетелями ДТП для облегчения процесса доказывания в последующем.
В числе рекомендаций также:
Что касается вопросов обязательного страхования ответственности перевозчика, то Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ (далее – Закон № 67-ФЗ) обязывает всех перевозчиков, кроме метрополитена, страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. «Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию», – подчеркивается в материале. Это не распространяется на перевозки легковыми такси – при причинении вреда в процессе его использования действует полис ОСАГО.
Отмечается, что с информацией о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, подлежит размещению во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика. После получения такой информации у потерпевшего есть возможность обратиться за страховой выплатой. Последняя выплачивается в установленных размерах, которые определены в зависимости от риска гражданской ответственности (например, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира – не менее чем 2 025 000 руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира – не менее 2 млн руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира – не менее 23 тыс. руб. на одного пассажира).
Если же на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, то ответственность за причиненный вред несет непосредственно перевозчик (п. 3 ст. 5 Закона № 67-ФЗ). В этом случае пострадавший может написать заявление-претензию на имя перевозчика и потребовать от него компенсировать причиненный вред. Если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав. Соответствующий иск потребитель может предъявить в суд по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства ответчика, являющегося ИП. Если цена иска каждого из истцов не превышает 1 млн руб., то уплачивать госпошлину по искам о защите прав потребителей не придется.
4 нарушения пассажиров, штраф за которые всё равно получит водитель
У водителей не лёгкая судьба, они несут гораздо большую ответственность, чем остальные участники дорожного движения. Более того, в отдельных случаях за нарушения ПДД совершенные пассажирами, наказание получает именно водитель. Рассмотрим, что нельзя делать пассажирам, чтобы водителя не оштрафовали?
Забыл пристегнуться
Каждый пассажир автомобиля обязан пристёгиваться ремнями безопасности, если они предусмотрены конструкцией машины. Но далеко не все пассажиры соблюдают это правило, при этом, если инспектор ДПС обнаружит непристёгнутых людей в салоне, то штраф в 1 тысячу рублей получит именно водитель. Пассажир тоже должен быть оштрафован по статье 12.29 КоАП РФ.
Полный салон народу
Правила запрещают перевозить в салоне автомобиля больше человек, чем это предусмотрено конструкцией. Например, если водитель посадит в салон своей легковушки больше четырёх человек, то остановивший его инспектор выпишет ему штраф в 500 рублей по статье 12.23.1 КоАП РФ. А вот лишний пассажир при этом не получает никакого наказания, так как этим «лишним» чаще всего оказывается ребёнок, сидящий на коленях у родителя.
Езда без детского кресла
За правилами перевозки детей гаишники следят особенно строго, и за любое нарушение водителя ждёт довольно крупный штраф. Так, ребёнок, перевозимый в салоне машины, должен находиться в специальном кресле, иначе водитель получит штраф в размере 3 тысяч рублей. Получается, что если, например, бабушка с внучком просит вас подвезти их до ближайшей деревни, то это доброе дело может стоить вам приличной суммы.
Авария из-за открытой двери
На дорогах довольно часто происходят аварии по вине пассажиров, которые открыли дверь прямо перед проезжающей машиной. Но, согласно ПДД, водитель обязан контролировать посадку и высадку своих пассажиров, поэтому приехавший на место аварии инспектор быстро назначит виновного. Особенно неприятна эта ситуация, когда такое происходит с машиной такси, пассажир просто уходит, а водитель остаётся разбираться.